Государственная поддержка инновационной деятельности

УДК 330.341:332.142 ББК 65.049 Ч 68

М.В. Чистова,

государственная поддержка инновационной деятельности: опыт регионов российской федерации

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне. Проанализирован опыт регионов Российской Федерации в сфере основных мер государственной поддержки инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, налоговое стимулирование, финансовая поддержка, грант, регион.

М.У. Chistova,

state support of innovation: experience of the regions of the russian federation

Государственная поддержка — важный фактор, влияющий на развитие инновационной деятельности.

Под государственной поддержкой понимается предоставление определенных условий для развития научной и интеллектуальной деятельности . Государственную поддержку можно трактовать по-разному: как совокупность мер региональных органов власти, как совокупность мер на уровне государства

(законодательные, экономические, организационные, управленческие действия).

Рассмотрим основные

организационно-правовые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне.

Так, в 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной

системы на период до 2010 года , в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий были заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

В 2011 году распоряжением Правительства РФ была разработана и принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года .

В данном документе признается, что при реализации мероприятий, утвержденных в предыдущих документах, в целом не уда л ость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему и кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, а также создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок государственных академий наук и вузов в России до уровня развитых стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития .

Государственные средства, выделяемые нанаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не в полной мере удалось и решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство предприняло значительные усилия.

Такие результаты были обусловлены в значительной мере недостаточным соответствием политики поддержки инноваций социально-экономической политике государства. Создаваемые общие экономические условия для инноваций вплоть до принятия в 2008 году Концепции были недостаточно благоприятными. Более высокий приоритет имело поддержание макроэкономической стабильности, усиление социальной защиты и развитие отраслей социальной сферы, а также модернизация инфраструктуры. При этом недостаточно эффективными оказались и такие ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции .

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Однако инновационный путь развития признается стратегически необходимым, ввиду чего государственными органами власти продолжают предприниматься усилия в области развития и поддержки инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Так, в ФЗ от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке

и научно-технической политике» включена глава IV, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности. Согласно закону о науке , государственная поддержка инновационной деятельности определяется как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ для создания необходимых правовых, организационных и экономических условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Глава также содержит нормы о целях, принципах, формах, субъектах представления поддержки инновационной деятельности и др.

В Законе о науке также определены такие формы государственной поддержки инновационной деятельности, как: предоставление льгот (по уплате налогов, сборов, таможенных платежей), образовательных услуг, информационной и консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации, финансового обеспечения (в том числе субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал), содействие в формировании спроса на инновационную продукцию, реализации целевых программ, подпрограмм и проведении мероприятий в рамках государственных программ, поддержка экспорта, обеспечение инфраструктуры и т.д. .

Тем не менее, некоторые ученые-исследователи пессимистично настроены к подобным законодательным изменениям. По их мнению, даже после внесения соответствующих поправок, касающихся непосредственно государственной поддержки инновационной деятельности, законодательство РФ все же имеет и ряд существенных недостатков и пробелов в данной сфере:

— перечень форм государственной поддержки не является исчерпывающим, поскольку отсутствуют

такие формы, как: антимонопольное регулирование и обеспечение конкурентоспособности в сфере инновационной деятельности;

— статус субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, бизнес-инкубаторов, нанотехноло-гических центров, инновационно-технологических центров, центров кластерного развития) на федеральном уровне не закреплен .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для организаций, активно использующих инновации в своей деятельности, важной формой выступает налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование на протяжении десятилетий эффективно применялось в поощрении инновационной деятельности в ведущих странах мира, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении используются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Так, ст. 149 НК РФ оговорен перечень операций, не подлежащих налогообложению. Для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговые льготы предусмотрены также по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Органами государственного управления РФ в целях поддержки инновационной деятельности в стране активно используется и такой вид финансовой поддержки, как грантовая поддержка. Оправданным и эффективным данный вид поддержки признается при

выделении субсидий российским образовательным учреждениям высшего образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Однако важно понимать и тот неоспоримый факт, что ключевое звено инновационной системы России — ее регионы. Именно здесь рождаются прорывные идеи, генерируются новые знания и технологии.

В некоторых регионах Российской Федерации наблюдается достаточно большая активность в создании как правовых, так и организационных основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Лидерами среди них, безусловно, являются регионы — члены Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). Данная ассоциация была создана при поддержке Министерства экономического развития РФ, Роснано, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Подписание меморандума о создании АИРР состоялось 21 мая 2010 года в Томске в ходе XIII Инновационного форума «1п-поуш». В настоящее время АИРР представлена 14 регионами: республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан; Алтайский, Красноярский и Пермский края; Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская и Ульяновская области.

Цифры говорят сами за себя: процент организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые или организационные инновации на территории регионов АИРР, в 1,5 раза превышает среднее значение по России. На регионы Ассоциации приходится около 2/3 всей произведенной в России усовершенствованной продукции и в величины российского инновационного экспорта .

Несколько иная ситуация по государственной поддержке инновационной деятельности сложилась на

территории Северо-Кавказского федерального округа (далее — СКФО). Безусловным лидером среди субъектов СКФО в данной сфере следует признать Ставропольский край.

Следует отметить, что Ставропольский край, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, опубликованному ведущими учеными НИУ «Высшая школа экономики», по показателю российского регионального инновационного индекса в 2014 году занимал 23 место среди всех регионов России, входя во II группу регионов по данному показателю, значительно улучшив свои позиции по сравнению с 2013 годом, когда находился на 27 месте .

По значению же индекса инновационной деятельности Ставропольский край также входит во вторую группу регионов, занимая там 39 место. Ключевыми факторами, определяющими место края, как и других субъектов РФ, в данной группе, являются вовлеченность предприятий в инновационные процессы и масштабность инвестиций в технологические инновации. При этом, по мнению авторов рейтинга, основной особенностью инноваций у регионов данной группы является их нацеленность на решение проблем экономии материальных затрат и топливно-энергетических ресурсов.

Рассмотрим более подробно сложившуюся в крае систему мер поддержки инновационной деятельности.

Так, еще в 2014 году в Ставропольском крае был создан НО «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», учредителем которого является Министерство экономического развития Ставропольского края.

Основная цель деятельности Фонда — содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, создание в регионе условий для эффективного взаимодействия

участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров, обеспечения реализации совместных кластерных проектов и повышения технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет разработки (проектирования) технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае .

Структурными подразделениями Фонда являются региональный центр инжиниринга и центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, которые предоставляют следующие услуги:

— проведение тренингов, консультаций и конференций для субъектов малого и среднего бизнеса с участием ведущих экспертов;

— оказание всесторонней маркетинговой поддержки;

— разработка программ реинжиниринга производства;

— проведение финансового и управленческого аудита; подготовка и реализация проектов .

В 2004 году в Ставропольском крае был принят Закон Ставропольского края «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» (последние изменения вносились в 2015 году), в соответствии с которым основные формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности следующие: предоставление налоговых преимуществ, предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Предоставление налоговых преимуществ включает в себя:

— снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края, для хозяйствующих субъектов — резидентов региональных индустриальных парков и региональных технологических парков от деятельности по освоению и (или) практическому применению в производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, на которые выдан патент и (или) свидетельство в соответствии с федеральным законодательством, осуществляемой на территориях региональных индустриальных парков и региональных технологических парков. При этом размер налоговой льготы предусмотрен различный: от 2,5 до 4,5 процента в зависимости от расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта;

— налоговую льготу по налогу на имущество в соответствии с Законом Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» ;

— снижение ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края, для хозяйствующих субъектов — резидентов зон муниципального развития от деятельности по освоению и (или) практическому применению в производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, на которые выдан патент и (или) свидетельство в соответствии с федеральным законодательством, осуществляемой на территориях зон муниципального развития, в размере от 2,5 до 4,5 процента в зависимости от расчетного срока окупаемости инвестиционных проектов.

Также, в соответствии с вышеназванным Законом , субъектам инновационной деятельности могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета Ставропольского

края на реализацию инновационных проектов, гранты и инвестиционные налоговые кредиты. При этом последняя форма поддержка осуществляется на основе Закона Ставропольского края «Об инвестиционном налоговом кредите» .

И на этом региональные органы власти не останавливаются. С 2014 года в целях стимулирования научно-технического прогресса, популяризации инновационной деятельности, развития экосистемы инновационного предпринимательства на территории края ежегодно проводится Неделя инноваций. Так, в 2016 году за пять дней работы в ней приняли участие более 2000 представителей государственных структур, ключевых экономических ведомств, российской венчурной индустрии, научных кругов и экспертного сообщества в области инновационного развития, субъектов МСП и крупных предприятий края. Среди важных результатов Недели инноваций — достигнутые договоренности о сотрудничестве с представителями США, Китая и Иордании в сфере медицинского образования и курортологии; о подписании соглашения о сотрудничестве НО «Фонд содействия

инновационному развитию Ставропольского края» и машиностроительного кластера Республики Татарстан.

Тем не менее, следует отметить, что, по-видимому, созданная в Ставропольском крае инновационная инфраструктура хоть и медленно, но приносит свои результаты — рост объема затрат на НИОКР и инновационная активность предприятий различных отраслей промышленности тому пример (рис. 1 и 2). Безусловно, весь инновационный потенциал края еще используется не в полной мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории Республики Северная Осетия — Алания разработан ряд региональных нормативно-правовых актов в сфере государственной поддержки инновационной деятельности: Закон Республики Северная Осетия — Алания «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания» , Закон Республики Северная Осетия — Алания «О технопарках в Республике Северная Осетия — Алания» , постановления Правительства Республики Северная Осетия — Алания «О формировании республиканской инновационной системы» ,

n? n? n? V п? # V V

I из них занимавшихся инновационной деятельностью

I число обследованных предприятий, ед.

Рис. 1. Количество предприятий в Ставропольском, крае, осуществлявших инновационную деятельность в 2007-2015 гг.

Рис. 2. Динамика затрат на научные исследования и разработки хозяйствующими субъектами Ставропольского края в 2005-2015 гг., млн руб.

«Об управлении инновационной деятельности Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия — Алания» и «О создании Совета по развитию научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве Республики Северная Осетия — Алания» .

Однако следует отметить, что пока поддержка инновационной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания находится в зачаточной стадии — принятая законодательная база не способствует широкому распространению инновационной деятельности, а действенной формой поддержки является лишь предоставление грантов по результатам проведения конкурса «УМНИК» совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на основе двухстороннего соглашения между названным Фондом и руководством республики.

В других субъектах СКФО государственная поддержка инновационной деятельности либо осуществляется фрагментарно (Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика), либо

вовсе отсутствует (Карачаево-Черкесская Республика).

Так, в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) активной поддержки инновационной деятельности со стороны республиканских органов власти не наблюдается. Исключение составляет лишь реализация отдельных мероприятий государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы» . Целью данной Государственной программы является достижение высокого экономического роста республики, основанного на модернизации экономики, внедрении инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, формировании благоприятной инвестиционной среды, создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики, расширении использования специальных механизмов привлечения инвестиций, повышении темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, повышении качества

и доступности государственных и муниципальных услуг, снижении административных барьеров.

В рамках данной Государственной программы предусмотрена реализация мероприятий подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность посредством предоставления грантов на организацию предпринимательской деятельности в сфере инноваций.

Тем не менее, в КБР функционирует AHO «Центр инноваций социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики», оказывающий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям информационную, консультационную и организационную поддержку. Только в 2016 году Центром предоставлено 250 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства, а социально ориентированные некоммерческие организации прошли обучение на краткосрочных курсах по правовым основам предпринимательства, анализу, планированию и контролю бизнес-процессов, а также основам бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности.

Проведенный нами детальный анализ пакета инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории КБР, позволил выделить следующие инновационные проекты:

— создание в Майском муниципальном районе республики промышленного комплекса «Этана», предусматривающего создание высокотехнологичного промышленного парка, включающего в себя современные предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения, терефталевой и уксусной кислоты, а также комплексов по производству

бутилированной питьевой воды и транспортной логистики. В настоящее время данный проект находится на стадии реализации совместно с государственными корпорациями Китайской Народной Республики (КНР);

— разработка и производство конусно-лучевого ЗБ-томографа и аппарата для глубокофокусной и близ-кофокусной терапии на предприятии ООО «Севкаврентген-Д» (планируемый к реализации проект);

— производство машин для высадки, прополки и сборки огурцов и других овощей размером до 2025 см; полуприцепов к тракторам и автомобилям для перевозки фрук-то- и овощеконтейнеров на предприятии ООО «Севкаврентген-Д» (планируемый к реализации проект);

— создание высокотехнологичного производства нового поколения высоковольтных выключателей на предприятии ОАО «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры» (проект в настоящее время реализуется).

В Чеченской республике, также как и в КБР, реализуется государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» , в рамках которой по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» в сфере обеспечения развития экономики» предусмотрено возмещение процентных ставок на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями. Других мер поддержки инновационной деятельности в республике не предусмотрено.

В еще одном субъекте СКФО -Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) — мер по поддержке развития

инновационной деятельности, к сожалению, не предусмотрено.

В заключение хотелось бы добавить, что именно устойчивое инновационное развитие российского общества — стратегически важная и ключевая задача, стоящая перед государством. Вопросы, решаемые в рамках инновационных процессов в области развития экономики и общества, многочисленны. Они содействуют росту экономики страны в долгосрочной перспективе; организации новых отраслей экономики; организации единого рыночного пространства; стимулированию и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны в целом; укреплению обороноспособности и экономической безопасности страны; получению коммерческой выгоды;

снижению затрат производства за счет использования более экономичных технологий, улучшению качества выпускаемой продукции. Необходимо четко понимать, что регионы являются той точкой отсчета, той первой ступенью и той связующей нитью, где генерируются новые идеи и создаются новые знания, которые могут воплотиться в инновационный продукт или технологию, а впоследствии станут составным элементом устойчивого инновационного развития всего российского государства.

Во всем мире именно регионы считаются своеобразным двигателем инновационной деятельности и развития всей страны. Поэтому очень важно, чтобы региональный аспект развития инновационной деятельности только усиливался.

Примечания:

1. Козлова О.С. Государственная поддержка инновационной деятельности. URL: izdatelstvo.isea.ru/epm/dl.ashx?id=2507.

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: постановление Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473-П7 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

3. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Костенко B.C. Правовые формы государственной поддержки инновационной деятельности: новое в российском законодательстве // Хозяйство и право. 2012. № 4. С. 83.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 05.02.2000 г. № 117-ФЗ. Ч. 2 // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

8. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. Вып. 4 / под ред. JI.M. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 248 с.

9. Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края: официальный сайт. URL: http://stavinfond.ru/.

10. Пронина И.В., Мараховская Г.С. Инновационная деятельность в Ставропольском крае: проблемы, перспективы и государственная поддержка глазами малого бизнеса // Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конференции. Уфа, 2015. С. 95.

16. О формировании республиканской инновационной системы: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 27 июня 2003 г. № 174. URL: www.rso-a.ru.

17. Об управлении инновационной деятельности Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия — Алания: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 11 апреля 2006 г. № 88. URL: vncran.ru/upload/iblock/f86/VNCRAN_ report_2006.pdf.

18. О создании Совета по развитию научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве Республики Северная Осетия — Алания: постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 27 декабря 2010 г. № 382. URL: economyrso.ru/imagesPost_Alan_N_382.docx.

19. О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2012 г. № 1-пп // Текущий архив Министерства экономического развития КБР.

20. О государственной программе Чеченской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года № 330 (в ред. постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года № 58, от 9 сентября 2014 года № 156, от 30 января 2015 года № 1, от 4 июня 2015 года № 94 и от 29 декабря 2015 года № 251). URL: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/ 2015/04/33.pdf.

1. Kozlova O.S. State support of innovation activity. URL: izdatelstvo.isea.ru/ epm/dl.ashx?id=2507.

5. Kostenko V.S. Legal forms of state support of innovation: new in the Russian legislation // Economy and Law. 2012. No. 4. P. 83.

8. Rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. Issue 4 / Ed. L.M. Gohberg. M.: NIU HSE, 2016. 248 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ональной политики. Важнейшим инструментом подобного согласования является так называемая «Стрела времени» (линейка развития) — оформленное в хронологическом порядке планируемого осуществления (в долгосрочном интервале времени) единое поле намерений всех субъектов регионального развития, причем эти намерения подкрепляются ответственностью и ресурсами .

3. Создание и развитие эффективной системы мониторинга социально-экономического положения региона (в том числе, в отраслевом разрезе) на предмет его соответствия целям перехода к устойчивому и инновационному развитию.

4.Формирование и реализация «плана действий» — стратегического плана управления научно-техническим потен-

циалом региона в целях перехода к устойчивому развитию. Стратегический план — это документ, отражающий перечень согласованных заинтересованными лицами региона действий по переходу к устойчивому развитию путем повышения эффективности использования научно-технического потенциала с указанием временных рамок, мероприятий, ответственных исполнителей, ресурсов, индикаторов выполнения плана. Этот документ, таким образом, является перечнем конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели — переходу региона к устойчивому развитию на основе активизации в этом направлении важнейшего на современном этапе фактора — регионального научно-технического потенциала.

Литература

1. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. — 1990. — № 11. — С. 3-10.

2. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. — М.: Издание Государственной Думы, 2003. — С. 154.

4. Мордухович Л.М. Главные этапы истории экономических учений: Учебное пособие. — Вып. 4. — М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 1974.

5. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. — М.-Л.: Academia, 1935.

6. Всемирная история экономической мысли: В 2-х т. — М: Мысль, 1987. — Т.1. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни.

8. Аристотель. Политика. — М.: АСТ, 2002.

9. Штейн В.М. Гуань-цзы: Исследование и перевод. — М.: Изд-во восточной литературы, 1959.

10. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1970.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984.

12. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1960.

13. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: «Дело Лтд», 1994.

14. Маркс К. Капитал: Избр. соч. в 9 т. — Т.2. — М.: Политиздат, 1985.

15. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

16. Доклад национального эксперта программы Форсайт Центра международного сотрудничества ООН (ЮНИДО), исполнительного директора Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ И.Р. Куклиной на научном семинаре 25 октября 2006 г. — http://riep.narod.ru/news-arhiv4.html

18. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. — М.: КРАСАНД, 2010.

19. Повестка дня на 21 век / Agenda 21. — http://www.r-komitet.ru/s_i_d/agenda21/index.htm

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.М. Комарова,

аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики

В статье раскрыты причины и основные направления государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности в стране и ее регионах.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности, региональная инновационная политика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ББК У9(2)0-551.1,0

В настоящее время инновационный путь развития являет- проблему активизации инновационной деятельности в нашей ся приоритетным для подавляющего большинства государств. стране. Это требует того, чтобы все составные элементы наци-Решение самых важных социально-экономических проблем в ональной экономики были активными участниками разработ-условиях глобального экономического кризиса актуализирует ки и внедрения в практику различных нововведений, дающих

существенный социально-экономический эффект. Добиться этого можно лишь тогда, когда инновационная политика будет в центре внимания не только федерального центра, но и каждого региона, отрасли, хозяйствующего субъекта. Следует согласиться с В.А. Гневко, который отмечает, что у нас в стране ощущается не дефицит идей, а неумение довести их до стадии внедрения. Поэтому сегодня России нужны не столько технико-технологические, сколько управленческие инновации .

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и первоначально основывалась на известных работах Д.М. Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

В наши дни государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, одновременно осуществляет распределение полученных средств. При этом проводимая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри страны в целом, так и между отдельными регионами в рамках интегрированных сообществ.

К примеру, в Великобритании традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.

За последние несколько лет в нашей стране региональные проблемы значительно обострились. Они не ограничиваются вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны жизни общества.

Уровень социально-экономического развития регионов, природно-климатические и другие условия, темпы перехода к рынку оказались различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблематика ставит вопрос о выборе пути развития.

Много проблем инновационного развития накопилось и в Северо-Восточном регионе страны. Достаточно отметить, что из общего количества 3957 организаций, выполнявших исследования и разработки в 2007 г., на Дальневосточный федеральный округ приходилось лишь 178, причем, в Магаданской области таких организаций всего 9. Значительное отставание имеется и среди персонала, занятого исследованиями и разработками. Из общего количества персонала — 801 136 человек, занятых исследованиями и разработками в Российской Федерации в 2007 г. на Дальневосточный федеральный округ приходилось 14 143 человек, а на Магаданскую область — лишь 603 человека .

Магаданская область как составной элемент Северо-Восточного региона страны, имея суровые природно-климатические условия и очень низкую плотность населения — всего 0,4 чел. На 1 км2, располагает богатыми природными ресурсами, основными из которых являются: гидроэнергоресурсы, каменный уголь, железные и оловянные руды, золото, серебро, ртуть, минеральные воды, лечебные грязи, значительные запасы рыбы (особенно лососевых пород) и пушного зверя. Поэтому основной объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по данным за 2005 г.) приходится на добычу полезных ископаемых — 14 883 млн руб. (68,9%), обрабатывающие производства — 2748 млн руб. (12,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3979 млн руб. (18,4%). В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств основная доля принадлежит производству пищевых продуктов и табачных изделий — 55,8%, неметаллических минеральных продуктов — 6,4%, металлургическому производство и производству готовых металлических изделий — 19,1%, производству машин и оборудования — 8,0%, прочим производствам — 10,7% .

В настоящее время в России слабо выражена региональная политика. Подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных

органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика должна разрабатываться на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.

Инновационная политика регионов обычно представляется в виде программ, которые содержат следующие разделы:

1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.

2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

— региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

— региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;

— не наличие ресурсов и возможностей формируют цели региональной программы, а наоборот, ресурсная программа определяется установленными целями;

— конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок, международного научно-технического сотрудничества, государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса; собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала; отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности; отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм.

Определение целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики устанавливается в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии научно-технической политики, развитие высоких технологий, адаптированных к региональным условиям.

Определяющим ориентиром в выборе приоритетов научноинновационного развития является достижение целей социально-экономического развития региона. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.

Инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Региональную научно-техническую и инновационную политику необходимо ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов, наукоградов и других крупных инновационных комплексов.

Учитывая то, что каждый регион имеет свою специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов, он должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации инновационной стратегии. Однако, в условиях современной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.

Наша страна не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешне-

экономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки. Необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

В рамках региональной инновационной политики пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).

Вместе с тем региональные программы должны включать в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), и др.

На фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу в 2008 г. было выделено 2,2% расходной части бюджета, и 2% — в 2009 г. Государственные расходы на научные исследования сегодня составляют 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны — 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП) .

В условиях глобального экономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при ее поддержке на региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашей стране государственная поддержка и регулирование инновационных процессов заключается в формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые всемерно стимулировали бы субъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок, НИОКР, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению производств. Инновационная политика РФ сводится к реализации целого ряда задач .

Во-первых, создание законодательной базы, стимулирующей и поддерживающей инновации и инновационную деятельность, к которой в первую очередь относятся законы: об общих принципах организации инновационной деятельности и проведения исследований и разработок; о защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок; о льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности; о создании особых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационной деятельности.

Во-вторых, формирование развитой и эффективной инновационной инфраструктуры, которая заключается: в государственном финансировании фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых высшими учебными заведениями, исследовательскими институтами и прочими субъектами инновационной деятельности, имеющих стратегическое национальное значение; в создании и поддержке технопарков, инновационных инкубаторов, центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, наукоградов, венчурных фондов и т.д.; в финансовой поддержке высшего и профессионального образования для подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью.

В-третьих, прямое финансирование отдельных стратегических национальных программ НИОКР, в том числе с привлечением частного инвестиционного капитала.

Для активизации инновационной деятельности необходимо создать современную национальную инновационную систему, которую можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию .

В настоящее время в нашей стране действует ряд институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации инновационной деятельности. К ним, в первую очередь, относятся Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд

содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ). РФТР в основном поддерживает проекты на стадии исследований и разработок, и главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с 2003 г. — и на финансировании только возникших инновационных компаний (start-ups). Венчурный инновационный фонд — некоммерческая организация с государственным участием, которая, на основе долевого финансирования, формирует отраслевые и региональные венчурные фонды. При этом доля ВИФ в уставном капитале вновь образуемых фондов не может превышать 10%, а объем средств, находящихся под управлением региональных или отраслевых венчурных фондов, должен составлять в рублевом эквиваленте не менее 3 млн долл. США. Кроме того, задачей ВИФ является осуществление приоритетной поддержки российских инновационных предприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критических технологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов на их начальной стадии.

Инвестиционные возможности всех названных фондов достаточно скромные. Так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5% от общих расходов государственного бюджета на гражданскую науку. Размер бюджета РФТР колеблется в пределах 1,5-4% государственных расходов на гражданскую науку, поскольку его наполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.

В начале 1990-х гг. федеральные органы власти РФ не просто активно участвовали, но и явились инициаторами создания всей существующей инфраструктуры, способствующей коммерциализации технологий. Однако о региональном уровне власти этого сказать нельзя. Это отличает Россию от многих развитых стран мира, где местные власти активно вовлечены в стимулирование инновационной деятельности на своих территориях. Так, например, в ФРГ при таком же, как в России, федеративном устройстве все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своих территориях.

В «Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» сказано, что переход России к инновационному пути развития — это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий и как одно из важнейших направлений государственной политики в формирование развития национальной инновационной системы.

Федеральная целевая научно-техническая программа призвана решать следующие задачи:

определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;

развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства;

развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;

содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов;

совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом. По шести основным научно — техническим направлениям сформированы приоритеты:

• наноиндустрия и перспективные материалы;

• энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

• технологии живых систем;

• информационно-телекоммуникационные системы;

• экология и рациональное природопользование;

• безопасность и противодействие терроризму.

Современное государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

• совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

• участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

• организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

• создания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;

• законодательного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках Гражданского кодекса РФ.

Основные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предо-

ставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

— расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

— усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

— отражение в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

Таким образом, место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно-технической политики, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач, как на уровне национальной, так и региональной экономики.

Литература

1. Гневко В.А. Инновационное развитие — региональный аспект // Экономика и управление. — 2009. — №10.

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

3. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. — М.: 2007.

4. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. — М., 2008.

5. Регионы России. Справочник. — СПб., 2008.

6. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009.

ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В.А. Гафарова,

аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)

В статье рассматриваются региональные объекты хозяйствования и управления, а также социально-экономические процессы, происходящие в Республике Татарстан, проблемы антикризисного управления в современных российских условиях. Показаны факторы, обеспечивающие конкурентоспособность региона, а также повышающие сложность и риск управления.

Ключевые слова: регион, стратегическое управление, конкурентоспособность, антикризисное регулирование, финансовый кризис.

УДК 332.1 (470.41); ББК 65.04 (2 Рос.Тат)

Повышение роли регионов является очевидным в экономической и политической жизни страны, при этом прогноз их развития становится актуальным в процессе перехода к этапу стабилизации. Стратегическое управление развитием региона объективно вытекает из необходимости обеспечения социальной функции и миссии региона в нестабильной среде. Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории .

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации развития региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и