Гладков и анчугов

МОСКВА, 26 сен — РАПСИ. На своей очередной ежеквартальной сессии Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) рассмотрел ход исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), среди прочего постановив завершить продолжавшееся семь лет наблюдение за исполнением дела «Анчугов и Гладков против России».

Как сообщается на официальном сайте организации в четверг, в своем решении КМСЕ напомнил, что, своим постановлением от 2013 года ЕСПЧ по жалобе Анчугова и Гладкова признал несоответствующим положениям Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции) ограничение права голоса для заключенных, закрепленное частью 3 статьи 32 Конституции РФ, которое, по мнению суда, имело абсолютный, автоматический и недифференцированный характер, касаясь всех лиц, отбывающих наказание, и на весь период отбывания наказания вне зависимости от тяжести и вида совершенного преступления, срока назначенного наказания и иных индивидуальных обстоятельств.

Тем не менее после анализа отчета о предпринятых властями РФ мерах в том числе выплатах заявителям компенсации, а также принимая во внимание широкие пределы свободы усмотрения национальных властей в данной сфере и законодательные реформы, предусматривающие введение общественных работ, уголовного наказания, подразумевающего лишение свободы, но сохраняющего за заключенными права голоса, КМСЕ признал их удовлетворительными.

Своим решением Комитет министров объявил о завершении исполнения своих функций, предусмотренных Конвенцией, в рассматриваемом деле.

КМСЕ также проанализировал ход выполнения решений ЕСПЧ по ряду иных дел против РФ, в частности, Бунтова, Религиозной общины Свидетели Иеговы в Москве и других, Крупко и других, Грузии против РФ, постановив продолжить наблюдение.

Среди прочего КМСЕ также разобрал исполнение постановлений ЕСПЧ по делам против Армении, Азербайджана (дело Ильгара Мамедова), Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Греции, Грузии, Италии, Литвы, Молдовы, Румынии, Сербии, Турции, Украины и Чехии.

По данным пресс-службы КС, это первый направленный в суд запрос о возможности исполнения конкретного постановления ЕСПЧ в рамках Конституции РФ после принятия в декабре 2015 года закона, вносящего поправки в федеральный закон «О Конституционном суде РФ».

Согласно документу, который в декабре прошлого года подписал президент РФ, КС разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.

Реакция СПЧ

Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества удовлетворен решением Конституционного суда РФ по делу о возможности участия заключенных в выборах. Об этом ТАСС заявил член СПЧ Илья Шаблинский, который представлял в Конституционном суде позицию Совета по данному вопросу. «Конституционный суд нашел правовой путь для разрешения этой спорной ситуации. Мы этим решением удовлетворены», — сказал Шаблинский. «На мой взгляд, КС учел в своем решении и позицию президентского совета, и сохранил возможность для граждан России и дальше обращаться в Европейский суд по правам человека», — добавил он.

«Я рад, что Конституционный суд поддержал позицию Совета в данном деле», — сказал глава СПЧ Михаил Федотов. Глава СПЧ подчеркнул, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), решение которого и рассматривал КС, не ставил вопрос об изменении Конституции РФ. «Европейский суд ставил вопрос не об изменении Конституции России, а о возможности дифференцированного толкования конституционной нормы, запрещающей заключенным участвовать в выборах. Это не первый раз, когда СПЧ работает с КС, не всегда КС поддерживает нашу позицию, но в данном случае поддержал, и мы приветствуем это решение», — заявил Федотов.

Дело Анчугова и Гладкова

Граждане РФ Анчугов и Гладков, отбывая наказания в колониях за тяжкие преступления, на основании ч. 3 ст. 32 Конституции России были лишены права участвовать в голосовании. Они пытались оспорить это в тяжбах с избирательными комиссиями, а также путем обращения в КС РФ.

Не добившись своего, в 2004 и 2005 годах они обратились в ЕСПЧ. Позднее заявления в Европейский суд дополнялись данными о новых выборах, в которых они по-прежнему не могли принимать участие.

В июле 2013 года ЕСПЧ единогласно принял постановление, в котором признал, что «имело место нарушение требований статьи 3 Протокола N1 к Конвенции (о защите прав человека)». Он также постановил, что «установление факта нарушения Конвенции само по себе являлось бы в настоящем деле достаточной справедливой компенсацией любого морального вреда, который был причинен заявителям, и отклонил требования заявителей о справедливой компенсации», хотя те хотели получить €30 тысяч и €20 тысяч соответственно.

Роль международного права в российском законодательстве. Досье

Европейский суд по правам человека

Комитет министров Совета Европы (СЕ) считает, что Россия исполнила решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Анчугов и Гладков против России». Оно признавало противоречащим Европейской конвенции запрет на голосование на выборах для осужденных к лишению свободы, записанный в Конституции России. Дело имело большой резонанс и привело к введению процедуры оценки исполнимости решений ЕСПЧ Конституционным судом. Комитет министров ЕС посчитал достаточным для исполнения решения ЕСПЧ введение нового наказания ― принудительных работ. Приговоренные к ним хоть и не вправе покидать специальные центры без разрешения, но голосовать могут.

Решение ЕСПЧ, которое Комитет министров Совета Европы признал исполненным, было вынесено в июле 2013 года по жалобе Сергея Анчугова и Владимира Гладкова, осуждённых к лишению свободы. Они не смогли принять участие в парламентских и президентских выборах из-за ст. 32 Конституции о запрете на это для осужденных к такому наказанию. ЕСПЧ признал, что государство имеет широкое усмотрение в ограничении избирательного права, но оно должно быть соразмерным. Однако автоматическое лишение права на голосование при заключении на любой срок соразмерным не является, решил ЕСПЧ.

В 2016 году КС признал частично неисполнимым это постановление по запросу Минюста. КС решил, что Конституция не дает возможности поправить закон так, чтобы позволить голосовать некоторым осужденным к лишению свободы. Однако КС предложил законодателю оптимизировать систему уголовных наказаний: например, выделить лишение свободы в колониях-поселениях в отдельный вид наказания. Он будет называться иначе, но при этом у отбывающих такое наказание будут избирательные права.

Право обратиться в КС с запросом об исполнимости решения ЕСПЧ у Минюста появилось после принятия в декабре 2015 года поправок в Федеральный конституционный закон о КС. Согласно изменениям подобное обращение может подать федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов государства при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против России (см. ). До принятия этих поправок (в июле 2015 года) в КС обратилась группа депутатов, просившая признать неконституционными законы о присоединении Конвенции о защите прав человека и основных свобод и о международных договорах, а также ряд норм процессуальных кодексов о пересмотре дел в связи с принятием решений ЕСПЧ. В постановлении от 14 июля 2015 года № 21-П КС признал нормы соответствующими Конституции, но при этом отметил, что так как Конституция имеет приоритет перед международными договорами, то решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции, исполнять не следует (см. ).

Впрочем, для исполнения решения ЕСПЧ существенных поправок в законодательство вносить не пришлось. В 2011 году уже была принята ст. 53.1 УК о принудительных работах. Их суд может назначить за преступление небольшой или средней тяжести, а также за тяжкое, если оно совершено впервые. Статья должна была вступить в силу в 2013 году, но уголовно-исполнительная система оказалась не готова: не хватало специальных исправительных центров. Норма вступила в силу в январе 2017 года, уже после решения ЕСПЧ.

Комитет министров СЕ, впрочем, считает, что принудительные работы — это все же ограничение свободы. Приговоренные к таким видам работ не могут покинуть исправительный центр без разрешения властей. Однако участвовать в выборах такие лица могут. Комитет министров полагает, что этого достаточно, чтобы признать решение ЕСПЧ исполненным.

Однако для всех категорий заключенных запрет на голосование не отменен, напоминает руководитель международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев. Решение комитета — это компромисс, который сводит на нет его контрольную роль, передают «Ведомости» его слова.

Еще одним основанием для признания решения ЕСПЧ исполненным Комитет министров СЕ считает снижение числа заключенных. Из сообщения на сайте Комитета следует, что оно снизилось в 2018 году на 7% по сравнению с 2017 годом (на 34,4 тыс. человек) и на 17,2% по сравнению с 2013 годом (на 96,5 тыс. человек). Этому способствовали меры, которые приняли российские власти. Например, в ноябре 2016 года Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о судебном приговоре. Кроме того, решение ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» было переведено, разослано в органы власти, опубликовано на сайте ВС и доступно для всех судей.