Гигиенические условия труда женщин

В организациях и на предприятиях, при оборудовании рабочих мест женщин нужно руководствоваться Федеральными cсанитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к условиям труда женщин» СанПиН 2.2.0.555-96 (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 N 32).

В соответствии с п. 1.12. СанПиН 2.2.0.555-96 постоянные рабочие места женщин на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса. При этом СанПиН 2.2.0.555-96 установленные основные требования к условиями труда женщин, а именно:

— уровни вредных факторов производственной среды и трудового процесса должен соответствовать требованиям раздела 2;

— технологическое оборудование на предприятиях, использующих труд женщин, должно отвечать их анатомо-физиологическим особенностям (1.6);

— при определении необходимого числа рабочих мест на предприятии следует учитывать, что на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин (1.7);

— для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда (1.9);

— все женщины-работницы со дня установления у них беременности должны быть взяты под тщательное диспансерное наблюдение с обязательным трудоустройством в ранние сроки на работу, не связанную с воздействием вредных производственных факторов на весь период беременности и лактации (1.11);

— работа беременных женщин в безоконных и безфонарных помещениях, т.е. без естественного света, не допускается (4.1.9);

— женщины со дня установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, профессионально связанных с использованием видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин, не допускаются (4.1.10);

— для беременных женщин должны оборудоваться стационарные рабочие места для возможности выполнения трудовых операций в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. Постоянная работа сидя, стоя, перемещаясь (ходьба) исключается (4.2.1);

— рабочее место беременной женщины оборудуется специальным вращающимся стулом, имеющим регулируемые по высоте спинку, подголовник, поясничный валик, подлокотники и сиденье. Спинка стула регулируется по углу наклона в зависимости от срока беременности и режима труда и отдыха. Сиденье и спинка должны быть покрыты полумягким нескользящим материалом, который легко подвергается санитарной обработке. Основные параметры рабочего стула указаны в ГОСТе 21.889-76 (4.2.2.).

СанПиН 2.2.0.555-96

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
2.2. ГИГИЕНА ТРУДА
Гигиенические требования к условиям труда женщин
Hygienic Requirements for the Conditions of Work of Women

Дата введения: с момента опубликования

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 года N 32.

3. Введены впервые в качестве нормативного документа.

Область применения и общие положения

1. Область применения и общие положения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья.
Санитарные правила распространяются на предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.
Целью настоящего документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

1.2. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также проектных организаций, разрабатывающих проекты строительства и реконструкции предприятий.

1.3. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими санитарными правилами требований должны быть включены в государственные стандарты и иные нормативные и технические документы, затрагивающие регламентацию безопасности труда женщин.

1.4. Государственный надзор и контроль за выполнением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами государственного санитарно-эпидемического надзора Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемического профиля соответствующих министерств и ведомств.

1.5. В проектах на строительство, расширение, реконструкцию, техническое и технологическое перевооружение на период привязки к местности должны учитываться сведения о половозрастном составе местного населения и мигрантов, а также об уровне и динамике рождаемости в конкретном регионе.

1.6. Технологическое оборудование на предприятиях, использующих труд женщин, должно отвечать их анатомо-физиологическим особенностям.

1.7. При определении необходимого числа рабочих мест на предприятии следует учитывать, что на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин.

1.8. Оценка условий труда женщин должна осуществляться с учетом физиологических нормативов физического напряжения при выполнении ими трудовых операций (приложение 1) и проводиться по двум видам нормативных показаний: гигиеническим и профессиографическим.

* Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство. Соответствуют безопасным условиям труда.

1.9*. Перед поступлением на работу женщины должны проходить медицинское обследование, с учетом предстоящей профессии, и иметь медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам осмотра комиссией врачей, включая акушера-гинеколога, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. Женщины, поступающие на работы, не предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, подлежат предварительному медицинскому осмотру терапевтом и акушером-гинекологом.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

1.11. Все женщины-работницы со дня установления у них беременности должны быть взяты под тщательное диспансерное наблюдение с обязательным трудоустройством в ранние сроки на работу, не связанную с воздействием вредных производственных факторов на весь период беременности и лактации. Организация трудового процесса на рабочем месте должна соответствовать «Гигиеническим рекомендациям к рациональному трудоустройству беременных женщин» и разделу 4 настоящих санитарных правил.

1.12. Постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

1.13. Сроки и очередность выполнения требований, предусмотренных настоящими санитарными правилами, на действующих объектах устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а для объектов вновь вводимых в эксплуатацию, не позднее 6-ти месяцев с момента пуска, но в обоих случаях не позднее 1 января 1998 года.

1.14. В соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях и на предприятиях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований санитарных правил и проведением гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

Требования к условиям труда женщин

2.1. Требования к производственной среде, трудовому процессу, рабочим местам

2.1.1. Оценка условий производственной среды на рабочем месте конкретной профессии производится на соответствие допустимым уровням (табл.1).

Таблица 1

Перечень факторов производственной среды

NN

Факторы производственной среды

Допустимые уровни

1

2

3

Вредные химические вещества, за исключением

ПДК

Аэрозоли преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия (приложение 3)

ПДК

Шум (эквивалентный уровень звука, дБ А)

ПДУ

Вибрация

— локальная

ПДУ

— общая

ПДУ

Инфразвук (общий уровень звукового давления, дБ Лин)

ПДУ

Ультразвук

— воздушный (уровень звукового давления в 1/3 октавных полосах частот, дБ)

ПДУ

— контактный (виброскорость, м/сек.; логарифмический уровень виброскорости, дБ; интенсивность, Вт/см)

ПДУ

Электромагнитные излучения

— постоянное магнитное поле

ПДУ

— электростатическое поле

ПДУ

— электрические поля промышленной частоты (50 Гц)

ПДУ (для всего рабочего дня)

— магнитные поля промышленной частоты (50 Гц)

ПДУ (для всего рабочего дня)

— электромагнитные излучения радиочастотного диапазона:

0,01-3 Мгц

ПДУ

3-30 Мгц

ПДУ

30-300 Мгц

ПДУ

300 Мгц — 300 Ггц

ПДУ

Лазерное излучение

ПДУ (для хронического воздействия)

Ионизирующие излучения

ОДП (основные дозовые пределы)

Параметры световой среды:

Уровни соотствуют норме

— естественное освещение (КЕО, %)

— освещенность рабочей поверхности (Е, лк)

норма

— слепящая блесткость источников света (показатель ослепленности, Р, отн.ед.)

норма

— отраженная слепящая блесткость

отсутствие

— пульсация освещенности (коэффициент пульсации, К, %)

норма

— ультрафиолетовая радиация (облученность, , вт/м)

норма

Примечания.
Присутствие на рабочем месте вредных и опасных химических веществ 1-го и 2-го класса опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, гонадотропным, эмбриотропным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным действием является противопоказанием для труда женщин детородного возраста (приложение 2).
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны (сводный перечень) N 4617-88. Дополнения к перечню ПДК N 1-10.
В соответствии с действующими Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах.
В соответствии с действующими Гигиеническими требованиями к ручным инструментам и организации работ.
В соответствии с Требованиями приложения 4.
В соответствии с Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах.
В соответствии с ГОСТом 12.1.001 ССБТ. «Ультразвук. Общие требования безопасности».
В соответствии с ГОСТом 12.1.001 ССБТ. «Ультразвук. Общие требования безопасности.
В соответствии с Предельно допустимыми уровнями воздействия постоянных магнитных полей при работе с магнитными устройствами и материалами.
В соответствии с ГОСТом 12.1.045 ССБТ. «Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».
В соответствии с Санитарными нормами и правилами выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц).
В соответствии с Предельно допустимыми уровнями магнитных полей частотой 50 Гц.
В соответствии с действующими Санитарными правилами и нормами Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; ПДУ воздействия электромагнитных полей диапазона частот 10-60 кГц.
В соответствии с Санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров.
В соответствии с Нормами радиационной безопасности НРБ-96 и дополнительными ограничениями для женщин, установленными пунктом 5.1.8 этих НРБ.
СНиП 23-05-95 Строительные нормы и правила Российской Федерации. «Естественное и искусственное освещение». М., 1995.
В соответствии с «Санитарными нормами ультрафиолетового излучения в производственных помещениях».

10*. Производственный микроклимат (к табл.1 п/п 2.1.1):
___________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
— на рабочих местах женщин устанавливаются оптимальные или допустимые параметры микроклимата;
— оптимальные микроклиматические условия обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-ми часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности в течение рабочей смены;
— оптимальные величины показателей микроклимата следует соблюдать на рабочих местах, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (в кабинах, на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники и др.), или другие работы категории Iа и Iб, производимые на фиксированных рабочих местах (радиоэлектронное, часовое, швейное производства и т.п.);
— оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать требованиям Санитарных правил и норм «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года;
— допустимые микроклиматические условия приводят к умеренному напряжению механизмов терморегуляции, сопровождающемуся возникновением общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, некоторым ухудшением самочувствия и понижением работоспособности в течение рабочей смены, но не вызывают нарушения состояния здоровья, в том числе в отдаленном периоде;
— диапазон допустимых величин параметров микроклимата ниже нижней границы оптимальных применительно к теплому и холодному периодам года должен соответствовать Санитарным правилам и нормам «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
— верхняя граница допустимой температуры воздуха в теплый период года применительно к выполнению работ различной категории должна соответствовать величинам, приведенным в табл.2 применительно к часовой рабочей смене. При этом допустимые величины остальных параметров микроклимата должны соответствовать приведенным ниже;
— максимальные величины относительной влажности воздуха согласно СанПиН 2.2.4.548-96 не должны выходить за пределы:

70% — при температуре воздуха 25°С,
65% — при температуре воздуха 26°С,
60% — при температуре воздуха 27°С;
— при температуре воздуха 25-27°С скорость движения воздуха согласно СанПиН 2.2.4.548-96 должна соответствовать диапазону:
0,1-0,2 м/с — при категории работ Iа,
0,1-0,3 м/с — при категории работ Iб,
0,2-0,4 м/с — при категории работ IIа,
0,2-0,5 м/с — при категории работ IIб и III;
— при тепловом облучении работающих, соответствующем верхней границе допустимого, температура воздуха на рабочих местах не должна превышать значений, указанных в табл.3;
— микроклимат следует считать вредным и опасным, если на рабочих местах не обеспечены допустимые величины его показателей.

Таблица 2

Допустимая температура воздуха на рабочем месте в зависимости от продолжительности непрерывного пребывания

В целях предупреждения неблагоприятного влияния такого микроклимата на организм женщин должны быть использованы защитные мероприятия и, в частности, регламентация времени пребывания в неблагоприятной среде. В производствах с преимущественным использованием труда женщин верхние границы величин температуры воздуха для теплого периода года с учетом времени пребывания на рабочих местах следует определять по табл.2. Минимальные величины температуры воздуха и остальные параметры микроклимата (относительная влажность и скорость движения воздуха) должны соответствовать их допустимым величинам в соответствии с Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Таблица 3

Допустимая температура воздуха (верхняя граница) на рабочем месте при тепловом облучении работающих

Среднесменная температура воздуха на рабочих местах и местах отдыха не должна выходить за пределы верхней границы допустимой и нижней границы оптимальной, применительно к 8-ми часовой рабочей смене и соответствующей категории работ и определяется по формуле:

*

______________________
* Формула соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

При наличии теплового излучения при верхней границе допустимого максимальную величину допустимой температуры воздуха применительно к различной продолжительности пребывания на рабочем месте (табл.2) следует уменьшить на 2,0°С.

Для оценки сочетанного воздействия параметров микроклимата при осуществлении мероприятий по защите работающих женщин от перегревания может быть использован интегральный показатель термической нагрузки среды (индекс ТНС, приложение 5). Его допустимые величины с учетом продолжительности непрерывного пребывания женщин на рабочем месте не должны быть выше указанных в приложении 5. При этом среднесменные величины индекса ТНС (с учетом его величин на рабочих местах и местах отдыха) не должны превышать верхнюю границу допустимого его значения применительно к 8-ми часовой рабочей смене.

2.1.2. Оценка трудовой деятельности по каждой профессии (виды работ) проводится в соответствии с показателями допустимой трудовой нагрузки (табл.4).

Таблица 4

Показатели допустимой трудовой нагрузки

Показатель

Допустимые уровни

Тяжесть трудового процесса

Физическая динамическая нагрузка за смену, кгм

При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м

до 3000

При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):

— при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м

до 15000

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м, не должна превышать, кгм:

— с рабочей поверхности

1750*

— с пола

875*

Масса поднимаемого перемещаемого груза вручную, кг

Степень механизации

Труд механизирован, работа с органами управления

Подъем и перемещение (разовое) тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час)

до 10

Подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение рабочей смены

до 7

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены;

— с рабочей поверхности

до 350

— с пола

до 175

Стереотипные рабочие движения (количество за смену)

При локальной нагрузке с участием мышц кистей и пальцев рук

до 40000

При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса)

до 20000

Статическая нагрузка

Величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс:

— одной рукой

до 21600

— двумя руками

до 42000

— с участием мышц корпуса и ног

до 60000

Среди основных причин утраты здоровья работающим населением в настоящее время многочисленные исследования указывают на тенденцию ухудшения условий труда, сохраняющуюся практически во всех отраслях производства. Значимость исследований по гигиене труда женщин определяется необходимостью сохранения здоровья работниц и их потомства. Широкое использование труда женщин в современном производстве при комплексном воздействии неблагоприятных факторов способствует росту общей заболеваемости и развитию профессиональных заболеваний. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов в области гигиены труда женщин была доказана более высокая чувствительность их организма к ряду производственных факторов по сравнению с мужчинами.

Анализ научной литературы свидетельствует, что женщины, занятые в швейном производстве, подвергаются сочетанному воздействию ряда производственных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье работниц и специфические функции. К таким факторам относят: повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитного излучения, а также условия дискомфортного освещения и вынужденная рабочая поза, следствием чего у работниц данной сферы часто регистрируются болезни органов кровообращения, дыхания, эндокринной и костно-мышечной систем.

В настоящее время накоплен большой клинико-гигиенический материал о влиянии производственных факторов на соматическое и репродуктивное здоровье женщин, занятых в животноводстве. Производственные факторы свиноводческого комплекса -комбинированное действие смеси газов и пыли, содержащей органические вещества, микроорганизмы, нередко при повышенной влажности, особенности характера труда работающих основных профессий — тяжесть труда, вынужденная рабочая поза и др. могут обусловливать возникновение заболеваний лор-органов, периферической нервной и опорно-двигательной системы.

Состояние здоровья сотрудниц предприятий продовольственной торговли усугублено жалобами на нарушение функций нервной, пищеварительной, мочеполовой систем. Это обусловлено неблагоприятными условиями труда, монотонностью нагрузок, неудобным режимом работы и значительными перемещениями в пространстве.

Отмечена склонность к аутоиммунному тиреодиту с гипофункциональным состоянием щитовидной железы у женщин — работниц нефтеперерабатывающих предприятий, в условиях контакта с токсическими веществами. Также отмечена распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и изменений со стороны ЦНС.

У женщин, занятых в производстве бумажных обоев, в условиях нагревающего микроклимата, шума, пыли и химических веществ, вынужденной рабочей позы развиваются гипертензия, остеохондроз поясничного отдела позвоночника, изменения терморегуляции и психоэмоциональном состоянии. Оценка биологического возраста женщин, занятых в производстве бумажных обоев, показала, что фактические показатели биологического возраста достоверно отличаются в разных профессиональных группах.

Работы по оценке профессионального риска для здоровья работниц почтовой связи, указывают на то, что у почтальонов увеличивается риск заболеваний сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, а также органов зрения, вследствие эмоциональных перенапряжений, материальной ответственности, физических нагрузок, при доставке пенсий и корреспонденции.

Проблемы репродуктивного здоровья женщин, работающих в тяжелом машиностроении, обусловлены рядом неблагоприятных факторов — шум, загрязнение воздуха химическими веществами, высокой температуры, запыленности, которые увеличивают риск выкидышей, внематочных беременностей, а также возникновение различных осложнений течения беременности.

Оценка условий труда и состояния здоровья женщин, занятых в лечебно-профилактических учреждениях. показали, что наиболее подвержены к воздействию неблагоприятных факторов женщины специалисты хирургического и терапевтического профиля, рентгенологи, физиотерапевты и специалисты отделения лучевой диагностики. Вследствие профессиональной нагрузки у них наблюдаются заболевания репродуктивной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем.

Научные исследования последних лет свидетельствуют, что женщины, работающие на городском транспорте, подвергаются сочетанному воздействию ряда производственно-профессиональных факторов, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья женщин, вызывают увеличение гинекологической заболеваемости. К примеру, у женщин — водителей трамваев в динамике рабочих смен достоверно ухудшались некоторые показатели функционального состояния ЦНС (p<0,05), сердечно-сосудистой системы (p<0,05) и опорно-двигательного аппарата. (p<0,05).

В связи с большой распространённостью офисных профессий у современных женщин, важно отметить, что их трудовая деятельность связана с анализом больших объемов материала, работой в условиях дефицита времени, выполнением повышенных требований руководителя. При этом увеличивается количество репродуктивных нарушений, таких как женское бесплодие, неразвивающаяся беременность, угроза прерывания беременности во второй её половине, а так же развитие доброкачественного новообразования половых органов (миома матки). Появляется риск развития врожденной патологии у новорожденных, таких как аномалии развития мочевыделительной системы и половых органов.

Наряду с неблагоприятным воздействием на организм женщин различных производственных факторов на здоровье могут оказывать влияние и факторы трудового процесса: физическое и нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза и др. При исследовании условий труда преподавателей, выявлено, что женщины педагоги испытывают высокие интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки. В результате истощения адаптационных механизмов развиваются хронические психосоматические заболевания. В образовательной сфере выявлено влияние профессионального фактора (труд учителя, характеризуется психоэмоциональным напряжением и гиподинамией) на частоту артериальной гипертонии.

Особую влияние на здоровье работниц оказывает сменность работы. По данным исследований, изучавших влияние ночных смен на причины нарушения общего и репродуктивного здоровья женщин было установлено, что женщины, работающие в ночную смену больше подвергнуты риску развития миомы матки, аутоиммунную тиреоидиту, сахарному диабету 2 типа, ожирению, расстройству сна, гипертонической болезни, гипотензии, язвы желудка, хроническому гастриту, доброкачественной дисплазии молочной железы, эндометриозу, невоспалительному поражению яичников, внематочной беременности, самопроизвольным абортам.

На основании многочисленных проведенных исследований можно сделать вывод, что в современных отраслях различных видов производств сохраняются неблагоприятные условия труда, которые при комплексном воздействии на организм женщины-работницы способствуют росту общей заболеваемости и развитию профессиональных заболеваний.

А.Е. ФОКИН
А.Е. Фокин, юрисконсульт Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области.
Общая характеристика норм санитарного законодательства, регулирующих использование земельного участка
Конституция РФ в ст. 42 определяет право каждого на благоприятную окружающую среду, которое невозможно без санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это благополучие Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарном благополучии населения) определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
С коммерциализацией общества, быстрым развитием химической, ядерной энергетики и других отраслей промышленности, деятельность которых приводит к существенному загрязнению окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения становится особенно важным. Чтобы защитить население от негативных воздействий, государство установило комплекс санитарных правил и норм, гигиенических нормативов. Под последними понимаются установленные исследованиями допустимые максимальные или минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Соблюдение санитарных нормативов использования земель позволяет в необходимой степени ограничивать использование земельных участков в целях обеспечения здоровья населения.
Особое внимание санитарное законодательство уделяет застройке земельных участков.
В силу п. 1 ст. 12 указанного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного их благоустройства; реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно п. 2 той же статьи санитарные правила должны соблюдаться при разработке норм проектирования; схем градостроительного планирования развития территорий; генеральных планов городских и сельских поселений; проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов.
Эти правила должны выполняться при:
— решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;
— выборе земельных участков под строительство;
— проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, инженерной инфраструктуры;
— благоустройстве иных объектов.
Санитарное законодательство является преимущественно федеральным. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (ст. 38 Закона о санитарном благополучии населения). Во-вторых, на всей территории России вредные воздействия факторов среды обитания на человека действуют приблизительно одинаково, что позволяет разрабатывать нормативы, преимущественно одинаковые для всей страны. Вместе с тем это не исключает применения на отдельных территориях (к которым, в частности, относится Москва и Московская агломерация в целом) специальных санитарных норм.
Конституция РФ не определяет, в чьем ведении должно находиться санитарное законодательство. Но, учитывая, что в п. 1 ст. 72 Основного закона к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, можно утверждать, что и санитарное законодательство отнесено к их совместному ведению по аналогии с законодательством об охране окружающей среды, земельным, водным и рядом других.
Поэтому на практике, когда имеет место противоречие между федеральными санитарными нормами и нормами субъектов Российской Федерации, следует применять федеральные нормы. В то же время при решении споров надлежит помнить, что Закон о санитарном благополучии населения к полномочиям Российской Федерации относит государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 5), а к полномочиям субъектов — разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов (ст. 6).
Структура санитарного законодательства определена в ст. 3 указанного Закона, согласно которой это законодательство, основываясь на
Конституции Российской Федерации, состоит из:
— Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— других федеральных законов;
— принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
— законов и иных нормативных актов субъектов Федерации.
Отсутствие в данном перечне нормативно-правовых актов органов местного самоуправления обусловлено тем, что нормирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть отнесено к вопросам местного значения. Тем не менее по отдельным вопросам органы местного самоуправления правомочны принимать решения, касающиеся применения санитарного законодательства, но только в пределах, делегированных им государственной властью. Известны случаи, когда органы местного самоуправления стремились своими постановлениями необоснованно устанавливать собственные правила применения санитарного законодательства. Но такие действия признавались неправомерными.
Для практики важно ограничение сферы действия санитарного законодательства. В частности, от решения этого вопроса зависят полномочия и ответственность должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, так как согласно ст. 52 Закона о санитарном благополучии населения эти лица обязаны исполнять в полной мере полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушения санитарного законодательства. Поэтому вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что санитарное законодательство ограничивается только нормами названного Федерального закона и изданными в соответствии с ним санитарными нормами и правилами. Такое понимание законодательства представляется необоснованно узким, поскольку в ст. 3 данного Закона речь идет и о других законах и подзаконных актах, а следовательно, этот перечень является открытым.
Специальный же и основной для санитарного законодательства Федеральный закон о санитарном благополучии населения определяет государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (составляющие санитарное законодательство) как нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под факторами среды обитания согласно ст. 1 Закона понимаются биологические, химические, физические, социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, из текста Закона можно предположить, что любая норма, ограничивающая воздействие факторов среды обитания на человека и на здоровье будущих поколений, может быть отнесена к санитарным. Понимание санитарного законодательства как совокупности таких норм видится более логичным.
Нормативные акты, содержащие нормы санитарного законодательства
Для применения санитарных норм на практике следует иметь представление о системе нормативно-правовых актов, содержащих названные нормы.
Приоритетными для правового регулирования вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются нормы Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией изданы Закон о санитарном благополучии населения и другие федеральные законы.
Закон о санитарном благополучии населения как специальный федеральный закон содержит наибольшее количество санитарных норм, регламентирующих использование земельного участка.
Например, ст. 12 Закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, ст. 21 — основные санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок. В статьях 6 — 11 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьи 50 — 54 предусматривают права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также обжалование их действий (бездействия).
Другим важным законом, нормы которого примеряются для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в вопросах использования земель, согласно ч. 2 ст. 4 специального Закона является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» . Этот Закон является более общим в регулировании обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что еще более повышает его роль. В нем содержатся нормы, указывающие, в частности, на необходимость:
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
— при планировании городских и сельских поселений принимать меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, благоустройства территорий (п. 2 ст. 44);
— вести строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и других объектов с соблюдением санитарных требований, норм и правил (ст. 37), размещать здания, строения, сооружения и иные объекты с учетом требований санитарно-гигиенических норм (п. 1 ст. 44);
— обеспечивать наличие санитарно-защитных зон у ряда объектов сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 42), в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений (п. 3 ст. 44); вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности (п. 2 ст. 52).
В аспекте применения норм санитарного законодательства значение имеют такие федеральные законы, как Закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентирующий привлечение к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства.
Вопросам санитарного нормирования посвящены отдельные нормы Земельного кодекса РФ. Например, в ст. 42 установлено, что при использовании земельных участков лица обязаны соблюдать требования санитарно-гигиенических правил и нормативов. При этом специально оговаривается необходимость соблюдения указанных правил при возведении зданий, строений, сооружений, проведении мелиоративных работ, строительстве прудов и иных закрытых водоемов (п. 1 ст. 40).
Земельный кодекс указывает на необходимость учета санитарно-гигиенических требований при оценке состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель (п. 2 ст. 13), вводит запрет на внедрение новых технологий и осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв при их несоответствии санитарно-гигиеническим требованиям (п. 3 ст. 13). Кодекс уделяет внимание особенностям использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитных зонах, и установлению этих зон (п. 2 ст. 56, п. 3 ст. 57, п. 2 ст. 58, п. 3 ст. 87, п. 5 ст. 31, п. 2 ст. 88), изъятию участков в пределах санитарных зон (п. 3 ст. 96), установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны (п. 2 ст. 96).
Среди подзаконных федеральных актов, содержащих санитарные нормы, регулирующих использование земельного участка, центральное место занимают специальные нормативно-правовые акты — санитарные правила и нормы (СанПиН), устанавливающие санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования:
— к санитарной охране территории Российской Федерации («Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.1328-03»);
— к проектированию, размещению и эксплуатации загрязнителей — имущественных комплексов:
депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта («Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03»);
вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий («Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03»);
атомных станций («Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03). СанПиН 2.6.1.24-03»);
предприятий и установок атомной промышленности («Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПУАП-03). СанПиН 2.6.1.37-03»; «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПАП-03). СанПиН 2.6.1.07-03»);
предприятий по производству строительных материалов и конструкций («Гигиенические требования к предприятиям

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА «

Разработка паспортов женщин является обязательной для всех предприятий, проводящих медосмотры.

Сроки и стоимость таких услуг на рынке определяются количеством рабочих мест женщин и начинаются от 3 дней и 700 рублей.

Санитарно-гигиенический паспорт женщин – документ, содержащий полную характеристику вредных производственных факторов, воздействующих на рабочее место женщины и последующую оценку допустимости установленных условий труда. Разработка санитарно-гигиенического паспорта проводится по требованиям СанПиН 2.2.0.555-96. Необходимость его формирования обуславливается физиологическими особенностями женского организма и невозможностью использования женского труда при осуществлении тяжелых работ с вредными или опасными условиями. Формирование документа является обязательным для предприятий любой сферы деятельности и формы собственности, осуществляющих использование женского труда при ведении производственного процесса. Основная цель рассматриваемого документа – выявление и оценка уровня воздействия вредных производственных факторов на конкретное рабочее место, своевременное предотвращение их влияния на состояние женского здоровья и оценка допустимости использования женского труда при осуществлении различного вида работ на предприятии. Формирование данного вида документации производится за счет средств предприятия. Ответственность за ее разработку возлагается на руководителя организации. Разработка паспортов должна производиться не позднее шести месяцев с момента ввода предприятия в эксплуатацию.

Кто может составить санитарно-гигиенический паспорт женщины?

Формирование рассматриваемого документа предполагает оценку результатов производственного контроля с последующим сопоставлением полученных показателей с показателями, установленными санитарно-гигиенической нормативной документацией. Зачастую требуется привлечение аккредитованной лаборатории, а для оценки результатов — использование услуг квалифицированного специалиста. Штатные работники предприятий не всегда обладают необходимой компетенцией. Соответственно, формирование документа целесообразнее доверить специализированным организациям, осуществляющим разработку документации в области обеспечения охраны и безопасности труда. Стоимость данной услуги составит от 700 рублей в расчете на одно рабочее место, сроки формирования в среднем занимают от 10 дней. Услуги лаборатории, в случае необходимости ее привлечения, оплачиваются отдельно. Влияние на стоимость и сроки выполнения данной услуги оказывают такие факторы, как: — количество опасных производственных факторов, характерных для осуществляемой предприятием производственной деятельности; — количество рабочих мест предприятия, предполагающих использование труда женщин.

Этапы разработки паспортов женщин.

Составление рассматриваемого документа формируется из нескольких этапов. Первым из них является организация на предприятии лабораторных измерений параметров микроклимата, освещенности, химических и физических факторов производственного процесса. Для осуществления данного этапа требуется привлечение лаборатории, имеющей аккредитацию на проведение перечисленных видов измерений. В некоторых случаях можно избежать дополнительных затрат, связанных с оплатой услуг лаборатории. Например, для определения необходимых для включения в паспорт показателей можно воспользоваться результатами производственного лабораторного контроля или специальной оценки условий труда, ранее проведенными на предприятии, в случае если они были организованы не позднее полугода до начала разработки санитарно-гигиенических паспортов. Вторым этапом выступает оценка полученных показателей, заключающаяся в сравнении их с требованиями, установленными к условиям труда трудовым и санитарно-гигиеническим законодательством. Оценка производится в соответствии с такими документами, как:

  • СанПиН 2.2.0.555-96;
  • Р 2.2.2006-05;
  • СП 2.2.2.1327-03;
  • СанПиН 2.2.4.548-96.

Результаты лабораторных исследований, совместно с нормативными показателями, вносятся в содержание рассматриваемого документа. На следующем этапе формируется заключение, отражающее результаты проведенной оценки и допустимость использования для исследуемого рабочего места женского труда. Соответствующие данные также включаются в содержание документа. В случае выявления превышений нормативных показателей факторов трудового процесса или параметров микроклимата, работодатель обязан привести их в соответствие с нормами, установленными для организации рабочего места женщины.

Содержание паспортов женщин.

В первую очередь в него включается наименование и общая информация о предприятии и исследуемом рабочем месте, в которую входит:

  • организационно-правовая форма и наименование предприятия;
  • юридический адрес; — фактический адрес;
  • коды статистики, такие, как ОКПО, ОКВЭД;
  • наименование производственного участка;
  • наименование профессии или должности;
  • количество аналогичных рабочих мест на объекте;
  • количество работников, осуществляющих обязанности на исследуемом рабочем месте;
  • форма организации труда;
  • сведения о проведении периодического медосмотра.

Далее приводится количественная характеристика производственных факторов на рабочем месте, подлежащих контролю. В состав таких факторов входят:

  • физические факторы, такие, как микроклимат, освещение, вибрация, уровень шума, инфра- и ультразвук, напряженность электромагнитного поля, ЭРОА радона, МЭД гамма-излучения;
  • химические факторы – уровни содержания вредных примесей в воздухе;
  • психофизиологические факторы – тяжесть и напряженность трудового процесса.
  • общая оценка условий труда в соответствии с классификацией, представленной в Р 2.2.2006-05.

Также в документе указывается продолжительность и количество рабочих смен, общее время занятости работницы, краткое описание выполняемых обязанностей. Анализ проведенных исследований включает итоговую характеристику рабочего места, содержащую сведения о соответствии рабочего места действующим санитарным правилам, санитарно-бытовому обеспечению и условиям соблюдения труда и отдыха. Также в состав итогов проеденной оценки входит характеристика травмобезопасности. В конце документа указывают данные разработчика, дата проведения исследований, наименование привлекаемой лаборатории с указанием аттестата аккредитации.

Порядок согласования.

В действующей законодательной документации порядок согласования паспортов женщин не установлен. При этом в СанПиН 2.2.0.555-96 указано, что контроль за разработкой и наличием данного документа на предприятии осуществляют сотрудники департаментов санитарно-гигиенического надзора (Роспотребнадзора). Это значит, что рассматриваемый документ может быть запрошен при проведении проверки, а его отсутствие может стать поводом для получения предприятием штрафных санкций.

Тем не менее, согласовывать данный вид документации с надзорными органами не требуется, а утверждается и заверяется он только непосредственным руководителем организации.

Ответственность.

Нарушение нормативных требований, установленных трудовым законодательством, подлежит ответственности на основании статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 указанной статьи, такое нарушение для должностных лиц и предприятий, функционирующих без образования юридического лица, обойдется штрафом на сумму до 5000 рублей. Юридическим лицам аналогичное нарушение грозит штрафом в размере до 80 000 рублей.

В случае, если аналогичное нарушение на предприятии допускается повторно, размер штрафа увеличится, и составит для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей до 40 000 рублей, для юридических лиц – до 200 000 рублей. Двум последним оно также грозит приостановлением деятельности, сроком до 90 дней, а должностное лицо может быть дисквалифицировано сроком до 3 лет.