Генеральное соглашение между

С 1 января 2019 г. вступило в силу Генеральное соглашение между Правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019–2021 годы (далее – Соглашение), подписанное сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам 19 декабря 2019 г.

Соглашение действует в отношении всех нанимателей (их объединений), профсоюзов (их объединений), работников, студентов и учащихся учреждений высшего, среднего специального и профессионально-­тех­нического образования.

В области экономической политики, в частности, запланировано выработать предложения по снижению фискальной нагрузки.

Неэффективно работающие организации планируется реформировать, а убыточные – санировать, сохранив трудовые коллективы.

Постоянной должна стать работа по финансовому оздоровлению организаций, обеспечению их безубыточной работы в целях сохранения постоянной занятости работников, повышения их заработной платы.

Политика в области доходов, заработной платы и уровня жизни населения будет ориентирована на удержание в пределах 5,5% уровня малообеспеченности.

Стоит цель достичь к 2020 г. размера минимальной заработной платы (сейчас 330 руб.) не ниже уровня среднедушевого минимального по­требительского бюджета для семьи из 4-х человек (сейчас 347,74 руб.).

Следующий ориентир – «обеспечить последовательное приближение» размера тарифной ставки 1-го разряда для бюджетников (35,5 руб.) к уровню бюджета прожиточного минимума (214,21 руб.).

Уровень оплаты труда бюджетников должен быть не ниже 80% общереспубликанского среднего показателя (в ноябре 2018 г. – 994 руб.).

В сфере социальной защиты предусмотрено придерживаться соотношения средней пенсии по возрасту (в ноябре 2018 г. – 393,68 руб.) и средней заработной платы работников не ниже 40%.

Планируется распространить практику добровольного страхования дополнительной пенсии, в т.ч. за счет средств организаций.

Обещают поддержать семьи, воспитывающие детей, путем увеличения стандартного налогового вычета.

Содействие занятости будет заключаться в приоритетном использовании национальных кадров.

Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), не должен в перспективе превысить 5% (сейчас 4,7%).

В целях обеспечения охраны труда планируется совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. развивать автоматизированные системы учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда.

Будет рассмотрена возможность ратификации Республикой Беларусь Конвенции МОТ 1995 года № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах».

Стороны заявляют о поддержке Концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения, и будут содействовать применению в организациях принципов этого документа, организуют информационную кампанию в поддержку Концепции.

В Генеральном соглашении приведен подробный перечень положений, рекомендованных для включения в коллективные договоры. Они касаются периодичности выплаты заработной платы, пересмотра размера тарифной ставки 1-го разряда, повышения окладов и т.д., всего 47 позиций.

Например, нанимателям рекомендовано включить в коллективные договоры положения о порядке и условиях индексации заработной платы работников за счет средств организации в целях возмещения потерь от инфляции.

Предлагается предусматривать в коллективных договорах, что кон­тракты с работниками, не нарушающими трудовую и исполнительскую дисциплину, которым осталось три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста (а не два, как предусмотрено законодательством о труде), заключаются (продлеваются) на срок не менее, чем до достижения пенсионного возраста.

Соглашение служит основой для заключения тарифных, местных со­глашений и коллективных договоров и действует по 31 декабря 2021 г.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Владимир Самосейко, юрист

1 января 2019 года вступило в силу Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019–2021 годы (далее – Генеральное соглашение), подписанное сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам 19 декабря 2019 г.

Соглашение действует в отношении всех нанимателей (их объединений), профсоюзов (их объединений), работников, студентов и учащихся учреждений образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Напомним, что согласно ст. 358 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории, которое заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров (ч. 2 ст. 362 ТК).

В новом генеральном соглашении, в частности расширен перечень гарантий, рекомендованных для включения в коллективные договоры в части:

— меры стимулирования работников, которые самостоятельно осуществляют подготовку, переподготовку и повышают свою квалификацию по профессиям (должностям), востребованным в организации (п. 55.44 Генерального соглашения);

— развития института наставничества (п. 55.45 Генерального соглашения);

— защиты трудовых прав работников при их увольнении в случаях реорганизации предприятий (так согласно п. 55.47 Генерального соглашения рекомендуется в случае реорганизации предприятий путем выделения из их структур вспомогательных служб и производств и создания на их базе дочерних (унитарных) предприятий, при сокращении численности или штата предоставить работникам головной (базовой) организации преимущественное право трудоустройства в созданное дочернее (унитарное) предприятие, а работникам дочернего (унитарного) предприятия — в головную (базовую) организацию).

Также скорректированы и некоторые иные нормы. Например, в новом Генеральном соглашении (п. 51.17) указано, что по окончании срока действия контракта наниматель вправе заключать с письменного согласия работников, не допускающих нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, добросовестно проработавших у данного нанимателя не менее пяти лет, трудовой договор на неопределенный срок, при этом не снижать такому работнику достигнутый размер оплаты труда т.е. предусмотрена гарантия по сохранению прежнего размера оплаты труда.

Применять или нет положения тарифных соглашений, если аналогичных нормы отсутствуют в коллективном договоре?

В соответствии со ст.ст. 358, 359, ч. 3 ст. 360 Трудового кодекса Республики Беларусь соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Сторонами соглашения могут быть:

на республиканском уровне — республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь;

на отраслевом уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

на местном уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

Пример №1 (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 21.05.2018)

Описание судебного дела:

На предприятии работник проработал с вредными производственными факторами 17 лет 8 месяцев и 16 дней.

03.10.2017 был составлен акт о профессиональном заболевании. Причина — превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) кремнийсодержащей пыли на рабочих местах, превышение ПДУ (предельно допустимого уровня) по эквивалентному уровню звука на рабочих местах, неэффективная работа вентиляционных установок. Вины работника в профессиональном заболевании не установлено.

Согласно заключению МРЭК (медико-реабилитационной экспертной комиссии) от 09.11.2017 в связи с выполнением работы с вредными производственными факторами ему была установлена 3 группа инвалидности со степенью утраты профессиональной трудоспособности в размере 40%.

В соответствии с подп. 51.22 п. 51 Генерального соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, республиканским объединением нанимателей и профсоюзов на 2016 — 2018 годы, предусмотрена выплата нанимателем из собственных средств работнику, утратившему трудоспособность в результате профессионального заболевания по вине нанимателя единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности. Порядок и условия выплаты должны определяться в коллективном договоре. Пунктом 56 данного Генерального соглашения предусмотрено также, что оно служит основой для заключения тарифных, местных соглашений и коллективных договоров, которые могут содержать более льготные по сравнению с Генеральным соглашением трудовые и социально-экономические условия.

Аналогичная выплата единовременной материальной помощи была установлена также п. 5.17 Тарифного соглашения, заключенного между Белорусским профессиональным союзом работников «БЕЛПРОФМАШ» Министерством промышленности Республики Беларусь, Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП» на 2015 — 2017 годы. Указанное Тарифное соглашение является основой для заключения коллективных договоров, трудовых договоров (контрактов) с работниками организаций отрасли — членами профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» и применяются для разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Положения Тарифного соглашения включаются в коллективные договоры и не могут быть изменены в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников — членов профсоюза «БЕЛПРОФМАШ»

Предприятие входит в состав Белорусского профессионального союза «БЕЛПРОФМАШ», а работник является членом первичной профсоюзной организации предприятия.

Позиция истца

Среднемесячная заработная плата за год, предшествующий получению профессионального заболевания, составляла 1181,63 рублей, следовательно, размер единовременной материальной помощи составил 47 265,20 руб. (работник использовал методику расчета, предусмотренную в соответствии с абз. 3 п. 5.17.1 тарифного соглашения для определения размера выплат семье (иждивенцам) погибшего на производстве работника).

Работником было подано заявление нанимателю о выплате указанной суммы, в добровольном порядке произвести выплату предприятие отказалось.

Позиция нанимателя:

Положения подп. 51.22 п. 51, п. 56 Генерального соглашения и подп. 5.17, 5.17.1, 1.4.2, 1.4.3, п. 4 Тарифного соглашения носят рекомендательный характер и не являются для их предприятия обязательными. Они не включены в коллективный договор и не могут исполняться нанимателем.

Решения и аргументация суда:

1. Тарифное соглашение является нормативным актом (ст. 358 ТК, п. 1.2 тарифного соглашения)

2. Предприятие является членом ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», основным направлением деятельности которой в соответствии с п. 4.10 устава представление интересов нанимателей — членов Ассоциации, проведение коллективных переговоров, заключение соглашений с органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзными организациями и их объединениями.

В соответствии с пп. 5.4, 5.4 устава Ассоциация вправе участвовать в разработке генерального соглашения, в разработке и подписании тарифных и местных соглашений. Как объединение нанимателей быть их стороной соответственно на отраслевом и местном уровнях. При этом подписанные Ассоциацией тарифные и местные соглашения распространяются на являющихся членами Ассоциации нанимателей соответствующей отрасли или региона и являются основой для заключаемых данными нанимателями коллективных договоров.

3. С учетом положений пп. 1.4.2, 1.4.3 тарифного соглашения (прим.: что соглашение устанавливает минимальные трудовые, социально-экономические гарантии и преимущества и его положения включаются в коллективные договоры и не могут быть изменены в сторону снижения социальной, правовой и экономической защищенности работников), суд пришел к выводу о необходимости применения его норм при разрешении данного трудового спора. А так как порядок и условия выплаты единовременной материальной помощи коллективный договор не содержал, то суд рассчитал ее размер в соответствии с действующим законодательством

Суд удовлетворил требования работника и взыскал с нанимателя единовременную материальную помощь в размере 50 893 руб. 20 коп.

Суд увеличил сумму материальной помощи изменив нормативно правовой акт на основании которого рассчитывался средний заработок.т.е. фактически увеличил размер суммы по сравнению с запрашиваемой работником. В некоторых случаях суды наоборот, когда работника неправильно (в меньшую сторону) рассчитывают размер исковых требования, не выходят за пределы таких требований и взыскивают столько, сколь запросил работник (ссылаясь при этом на ст. 273 ГПК).

Пример №2 (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 09.07.2018)

Описание судебного дела:

Работник работал в ОАО «Б» по контракту начальником юридического отдела.

20 марта 2018 г. истец был предупрежден об изменении существенных условий труда со 2 апреля 2018 г. с предоставлением проекта дополнительного соглашения к контракту, в котором было записано, что размер надбавки за сложность и напряженность в работе составит 2%.

В установленный в предупреждении срок (28 марта 2018 г.) работник не выразил согласия на подписание дополнительного соглашения, а 30 марта 2018 г. письменно указал о несогласии.

30 марта 2018 г. он уволен с работы по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Позиция истца

Обжаловать несоблюдение нанимателем порядка предупреждения об изменении работнику существенных условий труда в связи с его вступлением в члены профсоюза (заявление подано 5 марта 2018 г., принят — с 26 марта 2018 г.).

Решение и аргументация суда

Суд исследовал Тарифное соглашение между Белорусским профессиональным союзом работников отраслей промышленности Республики Беларусь «Белпрофмаш», Министерством промышленности Республики Беларусь, Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП» на 2018 — 2020 годы, зарегистрированное 9 февраля 2018 г. в Министерстве труда и социальной защиты, согласно которому:

— работники предупреждаются об изменении системы оплаты труда, уменьшении размеров оплаты труда не позднее чем за 14 календарных дней;

— изменение форм, систем и размеров оплаты труда, в том числе выплат стимулирующего и компенсирующего характера, производится по согласованию с профсоюзным комитетом.

Суд учел, что в силу п. 1.4.2 данного Тарифного соглашения оно является основой для заключения коллективных договоров, а именно — положения настоящего соглашения включаются в коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством.

Суд изучил действующий коллективный договор ОАО «Б», который заключен на 2016 — 2018 годы и зарегистрирован 4 мая 2016 г., и установил, что изменения в него в соответствии с нормами Тарифного соглашения на 2018 — 2020 годы, на которые ссылается истец, не вносились. В действующей редакции коллективного договора не содержится положений в отношении порядка изменения существенных условий труда и увольнения работников по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.

В связи с отсутствием такой гарантии в коллективной договоре в удовлетворении указанного требования работнику было отказано.

Как нормы соглашений могут влиять на порядок увольнения?

Пример №3 (определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 07.09.2016)

Описание судебного дела:

Приказом и.о. начальника ЖЭУ УГП «Т» от 05.05.2016 истец уволен 06.05.2016 с должности администратора по п. 5 ст. 42 ТК за совершение прогула без уважительных причин — отсутствие на работе без уважительных причин 03.05.2016.

Позиция истца (бывшего работника):

Увольнение считал незаконным, т.к. оно было произведено до истечения двухнедельного срока уведомления профкома (согласно ст. 46 ТК)

Решение и аргументация суда:

Поскольку п. 8 Раздела «Гарантии занятости» коллективного договора ЖЭУ УГП «Т» на 2015 — 2017 годы было предусмотрено, что расторжение трудового договора с работником по инициативе нанимателя производится только по основаниям, предусмотренным законодательством о труде, и иное не указано, то суд в таком случае учел положения п. 9 Раздела «Общие положения» коллективного договора, в соответствии с которым нормы и положения Генерального, областного и тарифного соглашения являются обязательными для нанимателя и профкома.

В соответствии же с п. 3.1.12 Соглашения между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий на 2015 — 2017 годы расторжение трудового договора (контракта) с работниками по инициативе нанимателя, кроме пп. 2 и 7 ст. 42 ТК, производится с предварительного согласия профсоюзного комитета организации.

6 мая 2016 г. профсоюзным комитетом согласие нанимателю на увольнение работника по п. 5 ст. 42 ТК было дано.

Сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 46 ТК, в случаях расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, по которому необходимо согласие профкома, не применяются.

С учетом указанного выше суд отказал бывшему работнику в удовлетворении его исковых требований.

Для работников – сроки уведомления, предусмотренные ч. 1 ст. 46 ТК, актуальны для уведомления, а не получения согласия профсоюза.

  • Раздел 1. Стабилизация экономики
  • Раздел 2. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
  • Раздел 3. Оплата труда
  • Раздел 4. Уровень жизни и социальные гарантии
  • Раздел 5. Охрана труда, окружающей среды и здоровья работников
  • Раздел 6. Развитие социального партнерства и гарантии профсоюзной деятельности

Соглашение между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского
края о регулировании социально-трудовых отношений на 2005-2007 годы

ГАРАНТ:

См. справку о размере минимальной заработной платы в Приморском крае

Мы, полномочные представители профсоюзов, работодателей Администрации Приморского края, именуемые в дальнейшем «сторонами», заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений, с целью создания необходимых условий для стабилизации социально-экономического положения в крае, улучшения демографической ситуации, снижения масштабов бедности, безработицы, а также обеспечения социальных гарантий работников и предотвращения трудовых конфликтов.

Стороны, руководствуясь необходимостью обеспечения минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан, принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, признают действие на территории Приморского края отраслевых тарифных соглашений, заключенных на федеральном уровне, и обязуются соблюдать договоренности, достигнутые в ходе переговоров.

В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимают необходимые решения, вносят предложения в адрес законодательных и исполнительных органов власти края, работодателей, профсоюзов и добиваются их выполнения.

Настоящее Соглашение является основой для коллективных переговоров по заключению краевых и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения уровня трудовой, социальной и экономической защищенности работников.

Для реализации положений Соглашения, предусматривающих финансовые затраты, Администрация Приморского края ежегодно включает в проекты краевого бюджета денежные средства.

Стороны периодически отчитываются о ходе выполнения своих обязательств, определенных Соглашением, на заседаниях Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — краевая трехсторонняя комиссия) и информируют об этом население края.

В случае невыполнения обязательств по Соглашению или решений краевой трехсторонней комиссии виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует до заключения нового. Изменения и дополнения в текст Соглашения осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Соглашение открыто для присоединения к нему всех заинтересованных работодателей и профсоюзов.

Соглашение подписали

Со стороны профсоюзов Председатель Федерации профсоюзов В.П. Чубай Приморского края Председатель регионального объединения свободных В.В. Козаренко профсоюзов «Конфедерация Труда Приморья» Председатель Тихоокеанской региональной Н.Г. Задоянов организации Российского профсоюза моряков Председатель Приморского краевого регионального А.В. Колос Союза «Соцпроф» Со стороны работодателей Президент Конгресса промышленников В.Л. Дорошенко и предпринимателей «Приморье»

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января 2018 года президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2018-2020 годы.

Подписи под документом поставили председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Соглашение устанавливает принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне на ближайшие три года, а также совместные действия сторон по их реализации.

История

В СССР все вопросы социально-трудовых отношений решались на уровне государственных ведомств: Государственного планового комитета (Госплана) и Госкомитета по труду и социальным вопросам при координации со Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (ВЦСПС), который де-факто также был государственной структурой.

В связи с переходом России на рыночную модель экономики в 1989-1991 годах были сформированы основные негосударственные отраслевые союзы. Как альтернатива ВЦСПС появились независимые профсоюзы — «Соцпроф», ФНПР, «Защита труда». 19 декабря 1991 года был создан Российский союз промышленников и предпринимателей. Механизмов взаимодействия между ними к началу рыночных реформ фактически не существовало, профсоюзы и работодатели действовали в рамках советских правовых норм.

15 ноября 1991 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Документ предусматривал подписание Генерального соглашения о принципах трехстороннего взаимодействия между правительством, союзами работников и работодателей. Цель составления такого соглашения была в определении обязательств сторон в области занятости населения, роста доходов и повышения социальных гарантий, обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, реализации республиканских социально-экономических программ.

Первое Генеральное соглашение было подписано 25 марта 1992 года членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (создана 24 января 1991 года указом Ельцина), в которую входили 43 человека во главе с координатором, государственным секретарем РФ Геннадием Бурбулисом.

Первое Генеральное соглашение действовало до конца 1992 года. Документ, как и было прописано в указе Ельцина, не содержал регулятивных норм и не оказывал непосредственного влияния на трудовые отношения (например, не устанавливал минимальную заработную плату).

Однако он определял основные направления деятельности, например, в области законотворчества. Генеральное соглашение предусматривало внесение в Верховный Совет РФ предложений об ускоренном принятии законов «Об охране труда», «Об отпусках», «О рабочем времени и времени отдыха». Отдельные законы, впрочем, в том году приняты не были, однако 25 сентября 1992 года были внесены первоочередные поправки в Кодекс законов о труде РСФСР.

Последующие соглашения

Всего в 1992-2013 годах было подписано 12 Генеральных соглашений. Первоначально они были однолетними. 29 декабря 1995 года было подписано первое двухлетнее соглашение (на 1996-1997 годы), а 20 декабря 2001 года — первое трехлетнее. С 2002 года Генеральные соглашения принимаются в рамках Трудового кодекса РФ.

Предыдущее соглашение было подписано 25 декабря 2013 года, первоначально рассчитано на 2014-2016 годы, однако 23 декабря 2016 года соглашение продлили на 2017 год.

Сотрудничество в рамках Генерального соглашения на 2013-2016 годов касалось семи основных разделов:

  • экономической политики;
  • заработной платы и уровня жизни населения;
  • рынка труда;
  • условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
  • социального страхования и соцзащиты;
  • проблем развития регионов России, в том числе Крайнего Севера;
  • развития социального партнерства.

В приложениях к Генеральному соглашению содержался перечень основных показателей и индикаторов для прогноза социального экономического развития РФ и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации трехсторонней комиссии.