Геймификация примеры в бизнесе

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Показать всё содержание

В последнее время мне очень часто предлагают во что-то поиграть в интернете. И ладно, если это маленькие онлайн игры из серии казино «Вулкан”.

Но когда Google начал присылать мне всякие задания, для выполнения которых я должен рыскать по городу, я понял: геймификация наступила повсеместно.

И хоть с опозданием, но достигла России. А значит пришла пора научиться использовать ее для привлечения клиентов, управления персоналом, адаптации сотрудников, создания программ лояльности, проведения опросов.

В общем, везде. Само собой для увеличения продаж. Так давайте тогда и разберемся, как это сделать. Как всегда, постараюсь привести примеры и всевозможные инструменты.

Кстати. Самый простой пример геймификации – сайт-квиз. Сделать можно самостоятельно через конструкторы Marquiz или Envybox ( «in-scale” +500 руб. на баланс). Это самые ТОПовые сервисы, с ними создание квиза обойдется в считанные минуты.

что такое геймификация

Это один из моих любимых абзацев, потому что само понятие геймификация (или по-английски «gamification”) изначально произошло от другого слова – «игрофикация”. А я к слову большой фанат видеоигр, если не сказать даже, что игроман.

Геймификация – это внедрение и применение различных подходов из игр (поэтому и игрофикация) в обыденной жизни, в нашем случае-в бизнесе.

То есть использование игровых подходов и процесса для вовлечения людей и решения задач. Эти процессы направлены прежде всего на эмоции человека (вовлеченность, мотивацию).

Причём не нужно путать классическое понятие игры с бизнес игрой. Это не значит, что Вам нужно в своей компании начать играть в танчики. Это значит, что Вам нужно, исходя из цели, в своём процессе реализовать игровую форму, которая облегчит путь до точки Б. Это и есть геймификация в маркетинге.

Для этого можно взять любую популярную игру – GTA, Battlefield, Need For Speed, и разложить её на детали. Эти детали наложить на свою организацию. Звучит мудрёно, но далее на примерах станет всё очень понятно.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 32 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ вконтакте facebook

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Именно, что новомодная. Ведь история у этого слова не такая уж и богатая. Само оно было придумано отцом-основателем геймификации Габе Цихерманом.

И к моему большому удовольствию, по профессии он тоже бизнес-консультант, правда, из Канады.

Само слово было описано в недалеком 2010-м году в книге «Маркетинг, основанный на играх”, а потом еще раз в книге «Геймификация средствами дизайна” в 2011-м году.

Это все конечно хорошо и красиво, но как это применить в жизненных реалиях? Очень просто! Вот примеры, как можно использовать элементы геймификации в обычной жизни.

Важно. Выжимайте из бизнеса максимум с помощью нашей методички формата «фишечная стратегия”. В ней самый сок из сотен тренингов и книг по маркетингу и продажам. А также концентрат успешных действий. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> «Реальный маркетинг: 165 фишек + 33 основы»

Пример №1

Вы любите бегать? Если честно, я ненавижу кардио и все, что связано с ним. Занимаюсь им только потому, что так я могу держать свое тело в форме.

И разумеется всегда нахожу десятки, нет, даже сотни причин, чтобы перенести это ненавистное занятие на… когда-нибудь потом, то есть на никогда.

Как оказалось, таких людей как я довольно много. И чтобы заставить нас бегать, точнее чтобы мы захотели сами бегать, производители фитнес браслетов и приложений для занятий спортом/похудения придумали и внедрили следующую геймификацию.

За достижение определенных показателей Вы получаете бейджики, подчеркивающие Ваш статус («Прошедший 10 000 шагов за день”, к примеру).

И результатом Вы в любой момент можете похвастаться в социальных сетях, а также привлечь ваших друзей и устроить соревнования между собой.

Собирайте достижения и отмечайте свой успех

Это нечто сродни прокачки героя. Когда Вы берете героя в базовой комплектации и с помощью выполнения заданий, получая все более высокий уровень, развиваете его.

Используя эти же самые элементы геймификации в реальной жизни, производители фитнес браслетов и приложений прокачивают нас, приучая к физическим нагрузкам в доступной, интересной и игровой форме.

Пример №2

Второй пример – это Plazius. Отличное русское приложение, выделяющееся среди многих программ лояльности, разработанное специально для сферы общепита.

Кстати, это приложение сейчас дорабатывается, чтобы его могли использовать и в розничной сети. Если они сделают все также красиво, то думаю в скором времени о дисконтных/накопительных картах можно и забыть.

Plazius

Оплачивая счет в заведении, клиент получает на свой баланс, привязанный к номеру его телефона, определенную сумму бонусных баллов.

В приложении также выставляются ранги и пороги, при достижении которых игрок достигает определенных привилегированных условий (участие в закрытых дегустациях и спецпредложениях).

Пример №3

Это хоть и малое вовлечение, но всё же тоже геймификация только в рекламе. Реклама канала TNT (не нужно путать с нашим ТНТ).

Помните статью «Вирусный маркетинг”? Так вот, этот рекламный ролик – эталон вирусного рекламного ролика, в котором участие приняли случайные люди, чем и добавили остринку в реализацию.

Кстати, этот знаменитый мем, который разлетелся по просторам интернета, как раз из этого ролика.

Пример №4

Для привлечении клиентов тоже можно использовать этот подход. Например, у себя на сайте Вы делаете опрос, где за каждый правильный ответ клиент получает n-нную сумму в виде скидки на Ваш продукт. Скидку и опрос можно заменить на что угодно.

Мы один раз всем офисом зависли так на одном сайте и всё ради 10% скидки на наш корпоратив. И всему виной неумение отступать. Мы сказали себе ”Раз решили ответить на все загадки, значит ответим на все!” и пускай это отнимет у нас час времени и много мозговой активности.

Онлайн квест

Кстати, в своей емейл воронке, мы также внедрили геймификацию через опросы. На некоторых этапах клиент, отвечая на опрос, в результате видит разный исход событий и получает исходя из этого подарки.

А мы в свою очередь понимали, кто он и выдавали ему подходящее предложение.

Пример №5

Жадность – чувство, которое есть у всех, вне зависимости от Вашего дохода. Поэтому компании периодически играют на этой эмоции и предлагают Вам поучаствовать в соревнованиях, где Вы можете получить продукт бесплатно.

Например, компания Reebok предлагает скидку равной количеству бёрпи (спортивное упражнение), которые Вы сделаете за отведённое время.

А один наш клиент предлагает на выходе сыграть в однорукого бандита (игровой автомат), где при получении одной из комбинаций, Вы получаете подарок.

Пример №6

В услугах использование такого подхода тоже имеет место быть. Например, у своего клиента (в детской сфере), мы купили робота, которого ребёнок получает за стабильное посещение занятий. Но получает он его не весь сразу, а по частям.

Где за пол года он собирает настоящего трансформера в полных доспехах и с оружием. Но и на этом всё не заканчивается, так как их целая коллекция.

Пример №7

В своей компании мы любим устраивать конкурсы для персонала для быстрого поднятия продаж. Что рекомендуем делать ВСЕМ компаниям поголовно и на постоянной основе.

Как-то раз мы обозначили показатели, создали турнирную доску и начали соревнование. Борьба была бешеная, так как среди призов был Iphone, PlayStation 4 и отдых на турбазе. И что Вы думаете? Мы удвоили продажи за это время. Сами были в шоке.

Ну ничего себе призы

зачем нужна геймификация

Если сделать заключение, геймификация – это методика, благодаря которой мы (ее создатели) можем изменить поведение людей для достижения нашей цели. А делаем мы это для 5-ти основных направлений:

  1. Продвижения (или маркетинга, как сейчас принято считать);
  2. Повышения эффективности рабочего персонала;
  3. Изменения поведения;
  4. Повышения лояльности;
  5. Обучения (к примеру, Ваших новых сотрудников).

Однако, не надо думать, что если Вы внедрили в свой бизнес points (баллы или очки), badges (бейджи, награды/значки) и leaderboars (списки лидеров/рейтинги), то он стал просто супер геймифицированным, и от этого люди стали вовлекаться в Ваш бизнес как сумасшедшие, устраивая кровавые бои за достижение придуманных Вами уровней.

На самом деле, геймификация в бизнесе может обходиться без бейджиков и уровней (это просто весьма ощутимое дополнение, которое нравится людям эмоционально).

Главное, что должно быть – это четко продуманная концепция геймификации, которая в свою очередь строится на базовых принципах:

поведение людей

Как я уже писал ранее, геймификация-это создание условия для изменения поведения людей. А поведение людей меняется основываясь на 3-х основных элементах:

  1. Мотивация. Это то, что побуждает Ваших покупателей/потребителей участвовать в Вашей игре. Проще говоря, приз.
    Один из моих любимый примеров в адаптации сотрудников – за самое короткое время адаптации, сотрудник получает дополнительные выгоды за свою степень «Гугловитости”. Например, повышенное количество входящих теплых лидов.
  2. Возможность. Она должна быть у любого человека, а не только у избранных или подготовленных. Причём, это должно быть понятно и доступно, чтобы человек не сомневался, не думал, не взвешивал шансы, а сразу приступал к действию.
  3. Импульс. Мы разожгли желание у человека принять участие в Вашей игре, дали ему возможность лёгкого входа, для этого сказали, куда нажать и провели краткое обучение.
    Данный раздел можно назвать – призыв к действию. Без которого игра, так и останется просто игрой.

ПРАВИЛА геймификации

Процесс игры – это то, что по ошибке многие считают за саму геймификацию. Хотя это больше кирпичи, из которых она строится.

Игровая механика

Эти кирпичи называются – PBL (баллы, награды, рейтинги). Здесь мы продумываем, с какого уровня на какой переходят участники Вашей системы, как они называются, какие у них могут возникнуть проблемы на пути достижения.

И самое главное, какие они получат за это призы. Которые не всегда должны быть чем-то бесплатным, ведь далеко не все стремятся к «халяве”.

Например, в элитной программе лояльности для клиентов Starbucks самой топовой привилегией считается совсем не бесплатный кофе или пончик. А возможность зайти в кофейню, пройти мимо очереди и купить свой любимый кофейный напиток без каких-либо ожиданий.

Разве такой статус и сервис не стоит любых денег? Именно к такому рангу и стремятся участники программы лояльности, платя за участие в ней немалые деньги.

Простые правила участия

Делаем всё необходимое, чтобы обеспечить человеку, решившему принять участие в Вашей игре – легкий вход.

Быстро прочитал условия – начал пользоваться. Если хотите взять информацию о нём, то сделайте это тоже в игровой форме. А то бывает, чтобы попасть в игру, нужно пройти 1000 кругов ада, за которые уже всё желание отпадает что-то делать.

Постепенное появление новых правил

Если вывалить на участника все правила целиком, то он испугается и откажется от участия в Вашей игре.

Именно так и делают во всех компьютерных играх. Сначала дают основы основ, чтобы игрок мог освоится, а потом дополняют по мере прохождения игры различными подсказками, показывая тем самым, что игрок развивается и идет в правильном направлении.

Наличие конкуренции

У участника должна быть возможность пригласить своих друзей в игру. И желательно сделать это просто, например, с помощью социальной сети.

Тем самым мы повышаем вовлечённость за счёт соревновательного духа и желания утереть нос другу.

Например, компания Rebook, в своей игре The CrossFit Games, стукнула лбами сотни тысяч атлетов со всего мира.

Где они сначала соревнуются онлайн, а затем лучшие борются за первые места вживую. И вот Вам последняя страница участников среди мужчин. Обратите внимание на их количество.

The CrossFit Games

Возможность достижения победы

Игрок должен не только видеть то, что победу достичь возможно, но и то, что сделать это ему по силам. Однако, создать иллюзию не получится.

Если игрок находится, предположим, на 5-ти тысячной строчке рейтинга и довольно долгое время не продвигается по нему, то его желание участвовать в вашей системе пропадет.

Постепенное усложнение задач

Если Вы сразу поставите участнику сложную задачу, то крайне высока вероятность того, что он откажется от ее выполнения и перестанет участвовать совсем.

Именно поэтому рекомендуется разбивать сложные задачи на подзадачи, каждый раз награждая за выполнение более мелкой и мотивируя на переход к решению последующей.

Кроме того, чтобы обеспечить легкий вход Вашего игрока, устройте ему вначале легкие задания, а потом, по мере того, как игрок втягивается в игру, предоставьте более сложные задачи.

Благодаря этому у игрока складывается ощущение развития себя в рамках Вашей игры.

Добровольное участие

Тут все крайне просто. Да, Вы можете брать деньги за участие в Вашей системе (как минимум, потому что на разработку и внедрение геймификации ушло время и деньги), но вход должен быть простым и бесплатным, хотя бы ограниченное время.

Возврат ушедших

Главное правило маркетинга гласит – вернуть ушедшего клиента дешевле, чем привлечь нового. Именно поэтому при разработке любой геймификации для управления бизнесом важно предусмотреть этот пункт.

Самое простое – это награда за ежедневное посещение приложения/сайта или автоматически настроенная система email маркетинга, с призывом пользователя вернуться в «игру”.

Кстати. Если Вы планируете делать почтовую рассылку, то рекомендую сервисы: UniSender, MailiGen, SendPuls. Это, пожалуй, самый ТОП, к тому же они проверенные на личном опыте.

Анализ

Сквозная аналитика и анализ данных – это наше все. Собирайте все данные, сколько игроков зашло, сколько «отвалилось” и на каком этапе воронки продаж они находятся.

А исходя из данных придумывайте новые задания и новые системы мотивации. Для этого можете использовать как классические инструменты (Яндекс и Гугл), так и более сложные, по типу сквозной аналитики.

Кстати о сквозной аналитике. Если Вы настроены серьезно, то рекомендую ТОПовые сервисы: Roistat (по промокоду «INSCALE” 1 месяц бесплатно), Comagic или же Callibri (по промокоду «76C6IMERUQ” + 500 руб.).

Коротко о главном

Если Вы не огромная корпорация с многомиллиардным бюджетом (а мне бы было приятно, что меня сейчас читают такие корпорации), то рекомендую начать с малого.

Сделайте маленькие игровые процессы, в которые клиент/сотрудник может вовлечься на небольшой промежуток времени и получить заветный приз.

Ну, а когда Вы станете большой компанией, с большим количеством маркетологов и персонала, то можете переходить к сложным процессам, разработка которых занимает месяцы, а бюджет исчисляется сотнями, а то и миллионами рублей.

В целом, про геймификацию всё. Использовать нужно. Небольшими порциями. Постепенно. Иначе на общем фоне Вы можете потерять много времени на действиях, которые не принесут деньги в объёмах, которые Вы вложите.

Как узнать, что компании требуется геймификация? Первый признак – это потеря мотивации сотрудниками, то есть в коллективе создается обстановка, которая не побуждает к рождению новых идей, активной деятельности. Причин может быть несколько. Это и неинтересные задачи, преобладание рутинных процессов, отказ от креатива и творчества, отсутствие поощрений со стороны руководства. Всё это пагубно сказывается в целом на бизнесе, а некоторые компании так и не возвращаются из пучин серости.

Геймификация ставит задачей заменить рабочие процессы, интересные и не очень, на игровые цели. Работа должна увлекать сотрудников. Специалисты по работе с корпоративными клиентами приводят такую фразу: заинтересованность игрой всегда выше, чем рабочим процессом. С этим не нужно бороться, это нужно использовать на благо бизнеса, людей.

Для чего и где используют геймификацию?

Зачем применять игрофикацию в бизнесе и других сферах деятельности понятно – повысить вовлеченность сотрудников/участников в процесс. Другой вопрос, в каких сферах геймификация больше всего пригодится? Адепты новой мотивационной технологии уверяют, что она хорошо сработает везде, где бы её не применить. Но есть ниши, в которых она показана к использованию:

  1. Образование. Сегодня, начиная с детского садика и заканчивая аспирантурой, в учебный процесс внедряются принципы геймификации. Например, домашнее задание – это не просто скучное «надо» сделать, а уровень, который интересно пройти, чтобы получить награду или пропуск к новому квесту. Вообще применение в образовании методики квестов, когда учащиеся не просто зубрят материал, а пытаются разгадать какую-то загадку, головоломку – в разы повышает уровень знаний за счет вовлеченности.
  2. Бизнес, продажи. Вариантов геймифицировать скучные переговоры, побудить клиентов с интересом покупать продукцию множество. Например, получение скидки можно оформить в виде квеста, а продажу оформить в виде игры.
  3. Управление персоналом. Геймификация помогает наладить отношения в коллективе, а значит повысить продуктивность работы. Игра – один из способов повышения мотивации сотрудников. Прием на работу новых специалистов можно сделать также в виде игры. Например, «новичок» проходит различные уровни, где знакомится с компанией, проходит собеседования, тесты. И если он дошел до верхнего уровня, то вероятность победы – приема на работу – у него высокая.
  4. Маркетинг. В этой сфере геймификация решает две задачи – привлечение и удержание пользователей. Для повышения интереса в проекте должны присутствовать: статус, новый контент и бесплатные продукты. Причем бесплатности не так ценны, как статус. В рамках игровой концепции – это более высокий уровень, награды, принадлежность к какой-то группе или клану. Чтобы удерживать дольше клиентов на сайте используют принципы дополнительной активности. Например, на сайте кредитной организации размещается калькулятор расчета процентов, взносов, сроков выплат.

Принципы геймификации

Геймификация оперирует четырьмя основными принципами:

Мотивация. Это основа, на которой зиждется любой игровой принцип. Люди, участвующие в игрофикации, должны хотеть взаимодействовать друг с другом. Как это внедрить в коллектив с «плохой» корпоративной культурой? Здесь нужно обратиться к профессионалам, но самые простые варианты мотивации – это поощрение, статус. Если коммуникация проводится во внешней среде, например, с клиентами – мотивацией могут быть сервис, комфорт, бесплатный продукт.

Открытия и поощрения. Внедряя принципы геймификации важно поддерживать желание сотрудников создавать новый, неожиданный контент. Не важно, в какой сфере он найдет применение – внутри компании, в работе с клиентами, принципы вознаграждения. Открывая новые уровни, будет расти вовлеченность участников. Это и нужно для превращения компании в «живой» коллектив.

Статус. Каждый человек, будь то клиент или работник фирмы, нуждается в признании собственной значимости. Как это показать? Геймификация предлагает это сделать с помощью принципа статуса. Удивительно, но даже премия так не мотивирует людей увлеченно работать, как получение признательности коллектива, руководства.

Вознаграждение. Приверженцы геймификации уверены в том, что принцип награды является лучшим инструментом новой технологии. Он усиливает вовлеченность участников в процесс, но очень важно, чтобы приз был интересен игроку. Почему традиционный «пряник» в виде похвалы или премии перестал работать как мотивация? Все просто – если у работника хорошая зарплата, он знает свою «+», то этот бонус ему приятен, но не интересен. У такого работника не горят глаза.

Геймификация помогает решить вопрос мотивации по-новому, нестандартно.

Пример распределения статуса и награды в разных организациях. В компании с зарплатой от 100 000 рублей, статус и внимание руководство ценится выше, чем премия. В фирмах с низкими доходами, гораздо приятнее получить премию, чем любоваться своей фотографией на доске почета.

Принципы геймификации нужно использовать в таком порядке:

Мотивация и взаимодействие – интересный контент – побуждаем получать статус, уважение – награда за достигнутый результат.

Применение геймификации

Почему использовать игрофикацию выгодно в неигровых сферах? На это есть три причины:

  1. Вовлеченность. Геймификация помогает создавать такие системы мотивации сотрудников, привлечения и удержания клиентов, которые легко встраиваются в бизнес-процессы любой компании. С психологической точки зрения игры вырабатывают гормон удовольствия за счет получения радости от побед, одобрения и наград. Так, подключая принципы игрофикации, можно превратить рутину, работу в увлекательный квест. Геймификация мотивирует людей решать сложные задачи компании, заниматься спортом, есть полезную пищу, охранять природу.
  2. Эксперимент. Геймификация – это не застывшая догма, а подвижная система с возможностями пройти уровень заново, если не получилось. В этом отличие от обычной системы «кнута и пряника», где за ошибки неизбежно следует наказание вплоть до увольнения. В японских корпорациях никогда не выгоняют сотрудников, сделавших неудачные попытки решить задачу компании, так как этот человек уже получил опыт и не совершит ошибку повторно.
  3. Результат. Геймификация работает. Это уже доказали ведущие корпорации мира, такие как Microsoft, Nike, American Express и Samsung. Как минимум стоит попробовать новую технологию и в своей компании.

Примеры геймификации в бизнесе

Приведем несколько примеров успешного внедрения принципов игрофикации:

  • Nike – превратила обычную пробежку в настоящий квест. Корпорация выпустила приложение для бега, которое подсчитывало количество сожженных калорий, отслеживало пульс, километраж и другие характеристики. Добавив в приложение соревновательный момент, чтобы получить статус лучшего «бегуна», компания повысила мотивацию клиентов заниматься спортом и покупать кроссовки Найк.
  • Сеть отелей Marriot принимает сотрудников на работу через увлекательный квест. Люди проходят разные уровни знакомства с компанией, сдают тесты, собеседования будто играют в компьютерную игру. Кто добирается до высокого уровня, 100% получает место в престижной компании.
  • Yota внедрила игру по типу Star Wars для своих сотрудников. Сотрудники на 2 месяца разделились на кланы Темной стороны и Республики. Чтобы добывать оружие для борьбы с противников менеджеры должны были продавать определенное количество продукции. Результаты gamification отслеживались на сайте.
  • Награду пользователям за дистанционное обучение выдает Академия Лидерства Делойт – за каждый пройденный курс начисляются баллы и выдаются бейджи. Такая система поощрений побудила более 20 000 менеджеров пройти обучение в Академии.
  • Element Bar зашел ещё дальше – бренд предлагает пользователям самим собирать батончики из разных ингредиентов, выбирая их на сайте компании. Чтобы запустить продажи, были придуманы розыгрыши. Для участия необходимо было зарегистрироваться и пройти небольшую анкету. За 5 дней компания увеличила узнаваемость бренда и повысила продажи.

Резюме

Мы узнали, что такое геймификация. Познакомились с принципами и сферой применения. Посмотрели на примерах брендов, как внедрялись игровые механики в бизнес. Геймификация улучшает процессы, а не создает их из ничего. Поэтому внедрить эти принципы можно там, где уже есть определенные взаимоотношения.

Миллениалы не привыкли долго ждать какого-то ощутимого результата — эти люди не верят, что последовательные усилия могут привести к значимой цели. Но им легче добиваться чего-то масштабного, если процесс похож на игру — интересную, где можно соперничать, проходить уровни и получать вознаграждения.

Сегодня говорим о геймификации в бизнесе — как справляться с рабочими задачами с помощью игры. Расскажу, для каких конкретных задач можно использовать игровые техники, как поэтапно внедрить их в компании. Покажу несколько примеров бизнес-геймификации от компаний разного масштаба.

Что такое геймификация в бизнесе

Геймификация — это игровые техники, перенесенные в бизнес. Они помогают удерживать сотрудников и клиентов, делать взаимодействие с компанией интересным, превращать его в приятную привычку.

Например, когда офис завален работой, вы объявляете соревнования между отделами — за производительность начисляете баллы и даете приз победителям. Это геймификация внутри компании. Или создаете квест: прячете на сайте несколько кодовых слов, которые вместе можно использовать как промокод. Это геймификация для клиентов.

Вы скажете: «Как в детском саду». Но ведь на самом деле играть нравится всем. От игры, соперничества и победы в организме вырабатывается гормон счастья — дофамин. А он тесно связан со способностью учиться, запоминать и испытывать симпатию.

Что дает геймификация в бизнесе

Применение геймификации в бизнесе помогает стимулировать сотрудников, привлекать клиентов, добиваться их лояльности, и в итоге — заработать больше денег.

Мотивация сотрудников

В бизнесе всегда есть рутинные задачи, например, стартовое обучение или повышение квалификации. Немотивированным сотрудникам скучно и сложно их выполнять. Лучше придумать хороший стимул, а не заставлять людей учиться «из-под палки». Или планы продаж — превратите их в соревнование, чтобы у сотрудников была мотивация работать на максимум.

А вот еще крутой эффект — в отличие от реальной жизни, в игре нет большого страха поражения. Всегда можно чуть откатиться и начать заново. Геймификация бизнеса перенесет это ощущение на работу, и даже перфекционистам будет легче браться за сложные дела и доводить их до конца.

Вовлеченность клиентов

Есть такое понятие как синдром упущенной выгоды — страх пропустить что-то интересное и приятное. Это он заставляет нас тянуться к мобильнику и бесконечно обновлять ленту. Игра, как и соцсеть, захватывает интерес. Публикуйте новый игровой контент, присылайте пользователям уведомления — они будут чаще пользоваться сервисом и проверять обновления.

Геймификация в бизнесе заставляет людей проводить больше времени с вашей компанией. Например, пройти квест на сайте для получения скидки или использовать онлайн-конструктор, чтобы собрать диван мечты. При этом чем больше времени люди проведут на сайте и чем больше положительных эмоций получат, тем выше вероятность сделки.

Лояльность

Лояльность складывается из двух составляющих — выгода и эмоциональная привязанность. Применение геймификации в бизнесе дает клиентам положительные эмоции: игра развлекает, обеспечивает социальное одобрение от других участников и чувство общности с ними, дарит радость победы. Пусть каждый контакт с компанией будет приятным. Тогда клиенты не захотят уйти от вас к конкурентам, даже если у тех будут более выгодные цены.

Лояльность важна и со стороны сотрудников. Лояльные работники тесно связывают успех компании с качеством своей работы. Они готовы работать больше, искать новые решения для продуктивности и повышения прибыли. К тому же лояльный сотрудник идет на работу, как на праздник, а это обеспечит вам высокий клиентский сервис и хорошую атмосферу в коллективе.

Прирост аудитории

Во-первых, классная рекламная кампания с использованием геймификации точно принесет вам новую аудиторию. А во-вторых, сами клиенты захотят рассказать друзьям об интересных игровых техниках. Отзывы, комментарии, обзоры — это пользовательский контент, который служит бесплатной рекламой и мощным социальным доказательством.

Монетизация

Применение геймификация в бизнесе поможет увеличить прибыль. С приростом аудитории компания получит больше клиентов, которых сможет превратить в лояльных — с длинным жизненным циклом и высоким показателем LTV.

Геймификация увеличит объем продаж существующим клиентам, если вы правильно определите цели и свяжете игровую механику с повышением продаж. Например, сети супермаркетов выдают игрушки к покупкам от 500 рублей: в «Дикси» можно получить «Прилипал», сеть «Пятерочка» недавно запустила «Стирателей». Немного манипулятивная, но работающая механика — просто потрать чуть больше денег, и ребенок будет радоваться новой игрушке. Игрушек в серии много, хочется собрать весь комплект. Плюс азарт — какая фигурка попадется на этот раз.

Геймификация в бизнесе: внедрение

С чего начинать, как исследовать свою аудиторию, как правильно подобрать механику и как анализировать результаты.

Исследуем аудиторию

Для начала нужно понять, какая игра вовлечет ваших клиентов или сотрудников. Составьте их портреты:

  • насколько они азартны;
  • какой вид игры им интересен;
  • какие вознаграждения их мотивируют;
  • сколько они готовы сделать для вознаграждения;
  • любят ли они соперничать.

Обозначаем цели

Выберите четкие цели, к которым будет привязана игровая активность. Иначе рискуете провалить KPI даже при успехе самой игры. Глобальные цели разбивайте на конкретные: как именно вы хотите увеличить прибыль, какой вид пользовательского контента нужен и так далее.

Например, какие конкретные цели можно ставить в бизнес-геймификации для клиентов:

  • пользователь будет ежедневно заходить в приложение;
  • контакт — не менее 30 минут;
  • каждый второй пользователь будет репостить результаты к себе на страницу в соцсети.

А вот такие для сотрудников:

  • повысить средний чек на 20%;
  • сократить сделку от первого контакта до покупки на 10%;
  • увеличить количество сотрудников, которые проходят дополнительное обучение, до 90%.

Выбираем игровую стратегию

На основе портретов покупателей или сотрудников определитесь, какие виды привлечения будете использовать в своей игровой механике. Дизайн-исследователь Джейсон Точчи выделяет пять типов приманок:

  1. Достижение — побороться, получить награду, достичь лучшего результата, попытать удачу.
  2. Воображение — фэнтези-элемент, притворство, ролевая игра, исследование.
  3. Социализация — пообщаться, поработать в команде.
  4. Отдых — привести в порядок ум, эмоции, отдохнуть.
  5. Сабверсия — нарушать правила, играть не по сценарию, использовать игровые элементы не по назначению, обращать себе на пользу баги в игре, играть против товарищей по команде.

Приманка «социализация» будет полезна в играх для сотрудников — корпоративный дух, сотрудничество и так далее. Приманку «достижение» вы и сами наверняка часто встречали: например, когда чем больше набираешь баллов за покупки, тем более высокую скидку зарабатываешь. В ней важны уровни — достижение должно быть четкой точкой с понятным вознаграждением.

Самая редкая приманка — «сабверсия», она скорее для реальных игр. Впрочем, и ее можно использовать, если вы хотите мотивировать сотрудников на нешаблонное мышление и креативные проекты. Сам факт того, что можно будет работать не по правилам, может подтолкнуть персонал к новым решениям.

Вот какие принципы соблюдать, чтобы ваша игровая механика вовлекала и удерживала пользователей:

  • Простой вход в игру. Следите, чтобы игроку легко было начать — простая регистрация, небольшие и понятные правила.
  • Достижимые цели. Создавайте небольшие промежутки действий, через которые дается вознаграждение, показывайте наглядный результат
  • Поддержание интереса. Обновляйте игровой контент, усложняйте задания по мере продвижения в игре
  • Конкуренция. Демонстрируйте показатели на общих рейтингах, показывайте лучших игроков.
  • Возврат в игру. Напоминайте об игре, если пользователь потерял интерес, присылайте уведомления в приложении, письма.

Внедряем, тестируем, улучшаем

Анонсируйте игру в рассылке, соцсетях, на сайте. Чтобы правильно замерять результаты и влиять на них, для анализа представьте свою механику как воронку продаж. Разбейте ее по этапам от привлечения клиента до выполнения целевого действия — так вы сможете тестировать каждое изменение, которое вносите в механику игры.

Кейсы по применению геймификации от компаний разного размера и разных сфер бизнеса.

Геймификация для обучения

Сервис для изучения английского Lingualeo упрощает учебу с помощью геймификации

Портал для изучения английского Lingualeo превратил учебу в игру. Все сделано, чтобы пользователи приходили и оставались надолго:

  • бесплатная версия;
  • простые задания, которые со временем усложняются;
  • разнообразные короткие тренировки, чтобы не скучать;
  • визуальный прогресс — ежедневный рейтинг в баллах и повышающийся уровень;
  • монетизация — чтобы открыть самые продвинутые задания, нужно купить премиум-подписку;
  • напоминания — регулярные email рассылки с напоминанием о сервисе, скидками на подписку, дополнительными активностями, акциями, играми.

Геймификация для продажи образовательных услуг

Онлайн-университет GeekBrains создал игру для пользователей, чтобы поднять посещаемость сайта и продажи курсов

Онлайн-университет GeekBrains предлагает поиграть в тестировщика и отловить баги. Они прячутся на разных страницах сайта: нужно вовремя кликнуть на двигающийся элемент и обезвредить баг по подсказкам. Когда баги обезврежены, открывается скидка на все курсы университета.

Какие задачи решает такая геймификация бизнеса:

  • знакомит с контентом сайта. Наверняка не все посетители знают, что там можно не только купить курсы, а еще пройти тесты, почитать статьи на блоге, пообщаться на форуме и посмотреть вакансии;
  • создает интерес к профессии тестировщика;
  • подталкивает к покупке — курс приятнее купить с заработанной скидкой.

Геймификация для мотивации сотрудников

Компания Yota использовала тематическую геймификацию, чтобы мотивировать сотрудников больше учиться и продавать

Компания Yota провела массовую долгосрочную игру для сотрудников к выходу седьмой части «Звездных войн». Каждый регион продаж стал галактикой Светлой стороны, а на Темной оказались планы продаж. Чтобы победить, нужно было нарастить военный потенциал: выполнять план по продажам и обучению.

В Yota не назвали точных цифр по росту продаж после игры, зато сообщили, что резко выросла доля сотрудников, которые прошли полную программу обучения, — с 67 до 98%.

А вот какие выводы сделала компания по игровым кейсам:

  • Идеальная продолжительность игры — 1,5-2 месяца с последующим перерывом, чтобы сотрудники не устали от «забега».
  • Нужно постоянное вовлечение — конкретно над этой игрой работало 14 тренеров по всей стране. Они вовлекали и мотивировали участников, отыгрывали роли по сценарию: например, джедая-рекрутера Светлой стороны. Также сотрудники общались в специально созданном Skype чате. Там же, кстати, можно было для забавы поболтать и с самим Дартом Вейдером 🙂
  • Тема должна быть понятной и интересной. Конкретно со «Звездными войнами» вышла небольшая промашка — сотрудники моложе 30 были плохо знакомы со вселенной «Звездных войн». Пришлось предварительно проводить информационную поддержку.

Геймификация для сбора данных

Необычное решение для геймификации бизнес-задач придумал Google. Компании нужно было вовремя и в полном объеме собирать данные о командировках. Сотрудникам, которые едут в командировку, разрешили самостоятельно выбирать себе транспорт и отель в пределах установленной суммы. Если получается уложиться в меньшие деньги, сэкономленное можно потратить сверх лимита в следующей поездке или отправить в любую благотворительную организацию на свой выбор.

В итоге сотрудники стали больше вовлечены в весь процесс планирования поездок: за полгода все командировки начали оформлять по новой системе. Компания получила нужные данные о том, какие авиакомпании, службы такси, отели и прочее популярны у персонала. В итоге можно заключить договор на корпоративное обслуживание с нужными организациями.

Этот кейс о применении геймификации в бизнесе показывает, что работники активно ищут новые пути, если позволить им принимать гибкие решения самостоятельно. Главное — задать общие рамки ожиданий, чтобы был понятен нужный результат и объем ресурсов, который можно на это потратить.

Геймификация для корпоративного духа

В компании «Альянс Консалтинг» рассказали об интересном кейсе внедрения геймификации в сфере общественного питания. Компания пыталась уменьшить текучку и заставить сотрудников соблюдать корпоративные стандарты по внешнему виду и клиентскому сервису.

Сначала выяснили, что для сотрудников важно: это оказалась забота об окружающей среде и животных. Для сотрудников ввели чек-лист по внешнему виду и соблюдению стандартов. Если соответствие было выше 80%, то компания перечисляла деньги на помощь экологическим организациям или животным в местном зоопарке. Причем сотрудник мог вложить и свои деньги, тогда компания добавляла долю из бюджета.

Как результат:

  • текучка снизилась с 82 до 57%;
  • выросла гордость за свою работу с 32 до 78%;
  • больше людей стало приходить на работу по рекомендации сотрудников — в 2,7 раза.

Параллельно компания подключила внешний пиар. Самых активных сотрудников фотографировали с животными и вывешивали эти фото на корпоративном сайте. В итоге о компании начали писать в СМИ.

А вот пример геймификации в ресторанном бизнесе. Этот метод хорошо срабатывает для увеличения числа повторных продаж.

Компания предлагает забрать промокод в игровой форме — нужно разгадать головоломку в email рассылке. Письмо формирует лояльность благодаря эмоциям, ведь приятно самостоятельно разгадать головоломку. К тому же мы всегда больше ценим вещи, в которые вложили хоть немного усилий. Поэтому такой промокод наверняка принесет больше продаж, чем присланный открыто.

Пример email рассылки с применением геймификации

Больше примеров геймификации в email маркетинге — в нашей статье.

Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы развивать геймификацию с помощью email рассылок, SMS и Viber сообщений и даже чат-ботов для VK и Facebook. Хватит классических подходов — развлекайтесь, играйте, делайте своих сотрудников и клиентов счастливыми.