Галантерейщик и кардинал спасут Францию

Галантерейщик Бонасье и кардинал Ришелье спасут Францию!!!

*
Многие эйчары рассказывают, что собственники требуют от них назначить стукачей внутри компании, которые бы сообщали о том, что происходит там внутри, в курилках, о разговорах сотрудников. Эйчары, как правило, отказываются, говорят, что в нашем обществе после сталинских годков это почти невозможно. Это считается крайне неприятной процедурой, и люди готовы уволиться, но не согласиться на подобное. Наш редактор побеседовал с Надеждой Гончаровой

Надежда Гончарова

Могу рассказать эпизод из российского фильма «Д ‘Артаньян и три мушкетера». Однажды утром сторонники кардинала Ришелье врываются в дом галантерейщика Бонасье. Пытают его и тащат в тюрьму, но галантерейщик ничего не понимает, кричит, что он не виноват, что он ничего не делал против кардинала и очень любит его преосвященство. Дальше галантерейщика оставляют в подземелье, в каком­то тоннеле, куда приходит сам Ришелье (правда, галантерейщик об этом не знает) и Рошфор, помощник кардинала. Рошфор заводит с Бонасье тонкую беседу о его поведении, о его жене.

И все заканчивается тем, что кардинал говорит галантерейщику, что уверен: галантерейщик спасет Францию, свою совесть и будет каждый день докладывать, что делает его жена Констанция Бонасье, и именно таким образом спасет Францию и поможет Ришелье. Констанция была доверенной камеристкой королевы и помогала ей во всяких любовных похождениях.

О чем и узнал Ришелье. Напоследок Ришелье дал галантерейщику кошелек с золотыми монетами и отпустил. Когда галантерейщик вышел на улицу, расправил плечи, выпятил живот и сказал: «Галантерейщик Бонасье и Ришелье спасут Францию», — и гордо пошел домой…

Ришелье продумал до мелочей процесс вербовки стукача, то есть вначале прессинг, человек прощается чуть ли не с жизнью. Он уже в подвале, клацают замки, он подавлен морально, если это не подготовленный специально человек со своими взглядами, идеологией. И вдруг к нему приходит спаситель в виде Ришелье и напоследок еще дает денег.

А деньги­то зачем?

— Ну это прямой подкуп.

Без денег галантерейщик не смог бы работать?

— И в книге это видно, и в фильме это очень гротескно передано: галантерейщик алчный и мелкий человек. Для него главное — его благосостояние. И в то же время он крайне труслив.

Если бы он не был труслив, то его нельзя было бы завербовать?

— Это было бы гораздо сложнее. Завербовать, наверное, можно любого человека при большом желании, у каждого есть слабые места. Но здесь они были на виду. То есть это человек, который всего боится, как бы чего не вышло. Он легко подавляем и легко внушаем. И его главная идеология в жизни — деньги.

Благосостояние?

— Благосостояние, но выраженное именно в количестве денег.

Это Констанция так сказала?

— Об этом не говорится даже в книге. Но раз она была приближенной королевы, при дворе, и занималась такими тонкими вопросами, то королева ей доверяла. Скорее всего, финансовое положение Констанции было неплохим.

Из каких источников?

— Прежде всего, королева была тем самым источником. В то время делали разные подарки в виде, например, перстня или еще чего­нибудь, продав которые, человек мог жить.
Если мы переносим все в наше время, и собственникам надо получить стукача на фирме. Просто запугивание ничего не даст.

— Человека надо сделать сначала виноватым в чем­то, как ушатом холодной воды его облить. Тогда он становится уже более мягким, более податливым.

Искусственно виноватым или поймать на вине?

— Здесь очень грань тонкая, потому что, если захотеть, у любого человека можно найти изъяны в работе, в поведении, с чем­то не согласиться, авторитетно не согласиться. Потом люди разные. Люди, которые имеют хороший «тыл», с ними все, наверное, сложнее. А люди, которые либо просто трусливы сами по себе, либо боятся каких­то изменений, быстрее, наверное, на что­то соглашаются. Либо они страшно боятся потерять работу. Скажем, человек боится потерять работу, а его этим прессуют. Но сильного человека все равно невозможно сломать. То есть сочетание тех обстоятельств, которые есть у человека на текущий момент, плюс его характер, например.

На примере галантерейщика спасение Франции — это круто.

— Да, конечно, и его предательство потом по отношению к жене ему обосновали. Ему не надо было терзаться муками совести, почему он это делает. Ему дали готовый ответ, что он спасает Францию, он помогает легендарной личности, кардиналу Ришелье. Он исполняет свой долг, а не предает жену за какое­то количество золотых монет.
На примере программиста, секретаря: спасение компании «Тумба­Юмба»…

— Ну конечно, если, например, тот же секретарь — девушка очень эмоциональная, боязливая, поддающаяся авторитетам. Для нее управляющий состав компании — это почти небожители, которых она иногда видит. Вдруг ей показывают ряд недочетов в ее работе, все складывается так, что ей приносят документы, говорящие, что, возможно, ее увольняют.

А потом вызывают в кабинет и за чашкой чая очень уважительно, но все равно с позиции небожителя с ней разговаривают о том, что при таких­то обстоятельствах она может оказаться полезной для компании. И это будет ее личное развитие, хорошая атмосфера в компании, улучшение, скажем, корпоративной культуры — и все это благодаря сведениям, которые она принесет. Если человек искренне поверит во все сказанное, то будет этим заниматься не со страху, не из­под палки, потому что боится потерять работу или попасть в тюрьму, а потому что он делает благое дело.

Плюс премии.

— Да, плюс премии, конечно. Причем, поскольку она ценна только здесь, опять­таки, премии не за то, что она подобное делает. А она — ценный сотрудник. И у нее даже после этого находятся какие­то плюсы, за которые ей дается премия.

* Надежда Гончарова, коуч, PR­директор .

Беседовала Екатерина Баранова, Ekeytrin@yandex.ru
Источник: Журнал Управление Персоналом № 9 — 2012


Когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич собрался в роли господина Бонасье снимать Леонида Каневского, то худсовет стал решительно возражать против этой кандидатуры. Ведь Каневский в те времена у зрителей ассоциировался только с майором милиции из популярного телесериала «Следствие ведут знатоки»


Леонид Каневский в роли майора Томина в телевизионном фильме «Следствие ведут знатоки»
«В роли пройдохи-галантерейщика снимать майора Томина?! Ни в коем случае!» — услышал режиссёр. Но Хилькевич заявил: «Он мне нужен, и никого другого я в этой роли не вижу».
Тем не менее убедили худсовет только пробы. На роль пробовались Валерий Мышастый, который в итоге сыграл отца д’Артаньяна

Фотопроба на роль галантерейщика Бонасье. Фото из архива Одесской киностудии
Владимир Долинский, сыгравший в итоге одного из судейских в сцене попытки ареста Констанции

Фотопроба на роль галантерейщика Бонасье. Фото из архива Одесской киностудии
Но режиссёр настаивал только на кандидатуре Леонида Семёновича

Фотопроба на роль галантерейщика Бонасье. Фото из архива Одесской киностудии
И смог убедить. Его персонаж получился гораздо симпатичнее Бонасье, описанным в романе Дюма. А фраза «Галантерейщик и Кардинал — это сила!» стала чуть ли не афоризмом
«Бонасье такой, какой он получился, — вспоминал актёр. — Я не думал его ни облагораживать, ни ухудшать, просто играл с удовольствием! Как и в «Бриллиантовой руке», подобралась компания таких замечательных артистов, что грех было сыграть плохо! Мне вообще везло с партнерами и везет. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич очень хотел, чтобы снимался именно я, и настоял на этом»

Источники
Использованы кадры из т/ф Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра» и фотопробы из архива Одесской киностудии