Содержание
- Виды наружных тепловых сетей
- Способы прокладки наружных тепловых сетей
- Что такое «отопление»?
- Альтернативная система отопления
- Судебная практика
- Решение ВС РФ от 07.07.2015 по делу № АКПИ15-198:
- Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.03.2017 № 13АП-1952/2017 по делу № А42-7166/2016 установил:
- Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 17АП-14016/2016-ГК по делу № А71-4373/2016 установлено:
- Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А42-6533/2016 установлено:
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2016 года по делу № А42-9468/2014 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 21.10.2016 № 307-ЭС16-10274):
- Выводы
- Федеральный закон «О теплоснабжении»
- Редакции закона
- Мнения экспертов
Компания Металловъ осуществит все виды работы связанные с теплоснабжением.
Заявки и консультации принимаем по телефону: +7 (499) 602-37-05
Наружные тепловые сети – это сети, которые при централизованном теплоснабжении соединяют источник тепла и пункты, распределяющие тепло (рис. 1). Здания и сооружения обеспечиваются теплом:
— централизованно от крупных квартальных или районных (групповых) котельных, которые обслуживают все строения квартала или района города;
— от ТЭЦ, где комбинированно вырабатывается тепловая и электрическая энергия; — от котельных, которые обслуживают несколько рядом расположенных объектов либо одного конкретного потребителя.
Рис. 1 – Внешний вид наружной тепловой сети
Транспортируемый теплоноситель может использоваться для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а также в производственно-технологических целях. По виду теплоносителя сети подразделяются на водяные и паровые. В случае использования пара в качестве теплоносителя от мест потребления к источнику тепла возвращается конденсат. Сеть, в которой происходит непосредственный разбор воды потребителями, называется открытой. В случае, когда в системе циркулирует постоянное количество пара или воды, сеть закрытая.
Виды наружных тепловых сетей
Наружные тепловые сети подразделяются на следующие виды: — магистральные тепловые сети передают тепловую энергию от ее источника к кварталу (микрорайону) или к промышленному предприятию; — распределительные обеспечивают передачу тепла от магистральной тепловой сети до вводов (ответвлений) в отдельные здания; — вводы (ответвления) передают тепло от магистральной или распределительной сети к узлам присоединений к системам потребителей тепла.
Тепловые сети, которые проходят внутри зданий по техническим подпольям или подвалам, также относятся к наружным сетям, так как также соединяют источники тепла и тепловые пункты, в которых установлены тепловые, элеваторные узлы, подогреватели и другие распределяющие тепло устройства.
Также тепловые сети классифицируются по характеру потребителей: — коммунальные; — промышленные; — смешанные.
Способы прокладки наружных тепловых сетей
Чаще всего такие сети прокладывают: — в земле (бесканально, в непроходных, полупроходных и проходных каналах, рис 2а, 2б);
— открыто: на железобетонных, бетонных, металлических опорах (рис 2в), на кронштейнах параллельно стенам сооружений, на конструкциях мостов в случае перехода через водные преграды и железнодорожные пути; — в дюкерах.
рис 2а |
рис 2б |
рис 2в |
Рис. 2 – Способы прокладки трубопроводов
В настоящее время сооружаются двухтрубные и многотрубные наружные тепловые системы. По конфигурации такие сети могут быть кольцевыми и лучевыми. Кольцевые сети характеризуются лучшим гидравлическим режимом, позволяя при этом отключать отдельные линии сетей для ремонта, не прерывая подачи тепла к остальным потребителям.
В состав наружных тепловых сетей входят:
- трубопроводы;
- тепловая изоляция;
- антикоррозионная защита трубопроводов;
- трубопроводная измерительная и запорно-регулирующая арматура;
- линейное оборудование;
- компенсаторы;
- дренажные устройства;
- ограждающие трубопровод строительные конструкции;
- сооружения на тепловых сетях.
Не первый год суды различных уровней во многих субъектах РФ рассматривают споры по взысканию задолженностей по отоплению с собственников помещений, в которых демонтированы радиаторы отопления, при этом многоквартирные дома, в состав которых входят указанные помещения, оборудованы централизованной системой теплоснабжения. Собственники таких помещений заявляют, что поскольку радиаторов отопления в их помещениях нет, теплоэнергию на отопление они не потребляют. Исполнители услуг настаивают на том, что система отопления является общедомовой, обеспечивающей отопление всех помещений дома, и демонтаж радиаторов отопления не освобождает собственников помещений от внесения платы за отопление.
Что такое «отопление»?
Отопление — особый вид коммунальной услуги. Если, например, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, то теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления. Теплоэнергия передается в отапливаемые помещения за счет теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления (трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.). Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь, передают тепло другим телам и предметам, нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства. В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передается в том числе и в соседние помещения через стены.
С учетом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом (МКД) признается единым теплотехническим объектом, и жилищным законодательством РФ установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади. Как и для других коммунальных услуг в случае, если дом оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), общий объем теплоэнергии, потребленной на отопление, определяется по ОПУ, если не оборудован — по нормативам потребления. Однако, необходимо отметить, что в отличие от других коммунальных услуг, индивидуальные приборы учета (ИПУ) отопления принимаются к учету только в том случае, если МКД оборудован ОПУ, и все 100 % помещений МКД оборудованы ИПУ.
Исходя из отсутствия возможности определения конкретной точки поступления теплоэнергии на отопление в конкретном помещении, ИПУ, определяющие объем потребления теплоэнергии именно на радиаторах отопления, не измеряют энергию, потребленную от стояков отопления, от стен между помещениями, от других источников, являющихся вторичными относительно теплоносителя, поданного в МКД. Если учитывать показания ИПУ в отдельных помещениях при отсутствии ИПУ хотя бы в одном помещении дома, точный объем теплопотребления каждым помещением измерить будет невозможно. Предъявление же к оплате всей «нераспределенной» теплоэнергии (показания ОПУ минус сумма показаний ИПУ) жильцам помещений, не оборудованных ИПУ, приведет лишь к тому, что жильцы оборудованных ИПУ помещений будут снижать потребление тепла непосредственно от радиаторов (где, собственно, и установлены приборы), увеличивая «бесконтрольное» потребление тепла от стояков, стен и т.п. В итоге в противоречие с фактическим объемам потребления теплоэнергии, жильцам оборудованных ИПУ помещений будет выставляться к оплате заниженный объем потребления коммунальной услуги по отоплению, а жильцам необорудованных ИПУ помещений — завышенный.
Альтернативная система отопления
Часто в судебных разбирательствах собственники помещений, демонтирующие радиаторы отопления в своих помещениях, заявляют, что используют другие способы отопления — например, электрические обогревательные приборы, а теплоэнергию из централизованной системы отопления МКД не получают, а следовательно — оплачивать ее не должны.
Необходимо отметить, что внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома. При проектировании такой системы учитывается множество параметров, и зависимость температуры воздуха (а, следовательно, и количества потребленной на отопление помещения теплоэнергии) от количества радиаторов отопления, установленных в конкретном помещении, далеко не всегда прямо пропорциональна.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 13.08.20016 № 491 (далее — Правила 491) «В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».
Таким образом, демонтаж радиаторов отопления, изменение других параметров элементов системы отопления, находящихся в помещении конкретного собственника, являются изменениями общего имущества дома и переустройством помещения. Необходимо отметить, что переустройство помещения должно осуществляться в соответствии со статьей 26 ЖК РФ и требует разработки проекта переустройства и его согласования с органом местного самоуправления, а реконструкция системы отопления в виде удаления ее отдельных элементов, фактически влекущая за собой уменьшение размера общего имущества, в соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в данном МКД.
Таким образом, демонтаж системы отопления в отдельном помещении, отказ от потребления коммунальных услуг по отоплению из централизованной системы отопления крайне затруднителен. А самовольное производство таких действий без необходимых согласований противозаконно.
Судебная практика
При рассмотрении споров о взыскании задолженности за коммунальную услугу по отоплению суды в подавляющем большинстве случаев исходят вовсе не из того обстоятельства, имеются ли в рассматриваемом помещении радиаторы отопления. Обычно суды прежде всего устанавливают, предусмотрено ли в этом помещении предоставление коммунальной услуги по отоплению, вносились ли в установленном законом порядке изменения в проект системы отопления дома в части исключения предоставления коммунальной услуги по отоплению в рассматриваемом помещении, проходят ли через указанные помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. И если фактические обстоятельства указывают на то, что проектом системы предусмотрено отопление указанного помещения, через данное помещение проходят трубопроводы общедомовой системы отопления, что никакой альтернативной системы отопления надлежащим образом оформленными документами не предусмотрено, коммунальная услуга по отоплению подлежит оплате.
Процитируем несколько судебных постановлений, подтверждающих данную позицию.
Решение ВС РФ от 07.07.2015 по делу № АКПИ15-198:
«Частью 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
…
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления…».
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.03.2017 № 13АП-1952/2017 по делу № А42-7166/2016 установил:
«Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).
Порядок расчетов, установленный Постановлением Правительства РФ № 354, а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157 пункт 1), в отношении нежилых помещений, предусматривает оплату поставленной в такие помещение тепловой энергии на нужды ТС… Дифференцированный подход к расчету платы по разным нежилым помещениям в одном жилом доме ни указанное Постановление Правительства РФ, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают и не допускают.
Поскольку ответчик не отрицал факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, являющихся общедомовым имуществом, то как правильно указал суд первой инстанции, вне зависимости от того, заизолирован указанный трубопровод или нет, в любом случае по объективным причинам он имеет теплоотдачу. Доказательств того, что температура в спорных помещениях не соответствует температурному режиму, установленному действующим законодательством (п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354) ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено. В связи с чем вывод суда о предоставлении в спорный период услуги теплоснабжения является правомерным.
Суд также рассмотрел и отклонил довод ответчика о том, что ввиду отсутствия в спорном нежилом подвальном помещении радиаторов отопления (энергопринимающие устройства) факт оказания истцом коммунальной услуги «отопление», не доказан, а факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с владельца такого помещения в пользу истца платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях. А также то, что транзитные трубопроводы являются составляющей частью системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, и тот факт, что в связи с наличием изоляции на транзитных трубопроводах, тепловая энергия от потерь не предъявлялась к оплате».
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 17АП-14016/2016-ГК по делу № А71-4373/2016 установлено:
«Помещения во встроенной части не имеют приборов отопления, при этом нагрев помещения происходит в результате нагрева пола и стен тепловой энергией (теплоотдача), выделяемой трубопроводами теплоносителя, проходящих в подвале МКД, расположенном под спорным нежилым помещением».
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А42-6533/2016 установлено:
«Как следует из части 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Данное положение установлено в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Таким образом, в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Однако доказательств, разработки проекта реконструкции системы отопления МКД …, ответчиком не представлено.
Демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа
…
Демонтаж радиаторов центрального отопления не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось. Принадлежащая ответчику квартира расположена на 1-м (первом) этаже многоквартирного дома, через квартиру проходят стояки центрального отопления, а ряд стен квартиры является смежным с квартирами, в которых не демонтированы радиаторы центрального отопления. То обстоятельство, что перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, не содержит запрета на использование электрообогрева, не освобождает ответчика от обязанности …вносить плату за отопление».
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2016 года по делу № А42-9468/2014 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 21.10.2016 № 307-ЭС16-10274):
«Поскольку нежилые помещения, принадлежащие Обществу, находятся в многоквартирном доме, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным правоотношениям нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).
…
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено два способа для расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании показаний приборов учета и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…
Расчетный объем коммунального ресурса для отопления нежилого помещения при отсутствии прибора учета определяется исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления, утвержденной для домов такого типа соответствующим нормативно-правовым актом (пункт 43 Правила № 354).
Как правильно указал суд первой инстанции, Правилами № 354 не предусмотрены какие-либо исключения для определения значений, применяемых при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Расчет объема и стоимости поставленной тепловой энергии произведен истцом в соответствии с действующим законодательством…
Из акта обследования от 31.03.2015 следует, что трубопроводы теплоснабжения, проходящие через помещение, сохранены. Тепловая энергия подается в жилой дом через присоединенную сеть и распределятся по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также учитывая наличие в помещении ответчика 12 незаизолированных стояков отопления, факт подачи тепловой энергии в спорный период ответчиком не опровергнут, в связи с чем помещение ответчика является отапливаемым.
Из акта обследования помещений следует, что температура на поверхности стен, пола, потолка от +20 до +22 градусов Цельсия.
Следовательно, на момент обследования температура воздуха соответствовала нормативной температуре, установленной в пункте 15 приложения № 1 к правилам № 354.
Ответчик не представил доказательств надлежащей изоляции стояков в спорном нежилом помещении общей площадью 177,7 кв.м., оказания некачественной услуги отопления помещений, потребление тепловой энергии в меньшем объеме, чем предусмотрено нормативами оказания коммунальных услуг и предъявлено ко взысканию.
Доводы ответчика о получении им тепловой энергии не в соответствии с нормативами потребления, а путем остаточного потребления ввиду демонтажа радиаторов отопления, произведенного в спорных помещениях, оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены».
«Представленный истцом акт от 14.12.2015 г. обследования ОАО «Казэнерго» теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, приложенные к нему фотоснимки, также как и акт от 24.02.2015 г. обследования ОАО «Казэнерго» теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, представленный ответчиками, подтверждают факт наличия в помещениях последних трубопроводов отопления для всего многоквартирного дома (лежаки, стояки, элеваторный тепловой узел) от которых происходит отопление всего цокольного этажа, и обеспечена температура в помещениях от 22 до 26 градусов. Часть данных трубопроводов изолирована, часть закрыта деревянными коробами.
Доводы ответчиков об отсутствии приборов отопления в некоторых помещениях не может свидетельствовать о ненадлежащее оказанной услуге «отопление»».
Выводы
Как следует из приведенных в настоящей статье судебных постановлений, важнейшим обстоятельством, подлежащим установлению судом в спорах об оплате отопления в помещениях с демонтированными радиаторами отопления, является то, предусмотрено ли проектом системы отопления многоквартирного дома отопление таких помещений, проходят ли через помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. Именно исходя из данного обстоятельства, а вовсе не из факта наличия/отсутствия в какие-либо периоды времени радиаторов отопления, подлежит разрешению вопрос, обязан ли собственник помещения с демонтированными радиаторами оплачивать коммунальную услугу по отоплению или нет.
При этом само по себе отсутствие радиаторов (в случае их демонтажа) не означает отсутствие потребления коммунальной услуги по отоплению, точно так же, как наличие запорной арматуры на радиаторах отопления, позволяющей перекрыть подачу теплоносителя в радиаторы, не означает, что потребление коммунальной услуги по отоплению прекращается в случае перекрытия подачи теплоносителя в радиаторы.
Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 141-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. и с 1 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 57-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 марта 2020 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего и четвертого подпункта «а» пункта 1 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.
Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пунктов 1 и 5 статьи 1 изменений, которые вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 10-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Доклад на научно-практической конференции «Перспективные энергосберегающие технологии и способы сжигания твердого топлива в котлах малой и средней мощности», 15-18 ноября 2005, г. Кемерово. Материалы предоставлены ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» тел.: (3842) 36-68-27, 36-69-89
Малюта Д.В., начальник отдела коммунальной энергетики
Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, член правления РЭК,
Моисеева Е.И., зав. кафедрой Э и ОГП, кандидат экономических наук, доцент
Энергетический баланс Кемеровской области охватывает все элементы энергетического хозяйства региона от источника получения первичных энергетических ресурсов до полезного использования всех видов энергии потребителями.
Термин «энергетический баланс» означает полное количественное соответствие (равенство) для данного момента времени или (и) на определённую перспективу между расходом и приходом топлива и энергии в энергетическом хозяйстве. В соответствии с этим энергетический баланс содержит две части: расходную и приходную. Расходная часть определяет потребность в электроэнергии, теплоте, топливе и других энергоносителях. Приходная часть отражает уровни добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимые для удовлетворения этой потребности.
Наиболее полную характеристику энергетического хозяйства даёт общий (единый) энергетический баланс, который может быть разделён на частные балансы: топлива, теплоты, электрической энергии.
По периодам времени различают балансы: текущие (плановые и отчётные) — на один год и перспективные — на определённый период.
В настоящей работе сделана попытка сформировать текущий баланс теплоты (тепловой баланс) Кемеровской области. При этом была рассмотрена только деятельность тех теплоснабжающих организаций, которые обеспечивают поставки тепловой энергии как на собственные нужды, так и на потребительский рынок Кузбасса.
Объёмы теплоэнергии, вырабатываемой отопительными (производственно-отопительными) котельными, обеспечивающими только потребности организаций бюджетной сферы (школ, детских садов, лечебных учреждений) и технологические нужды предприятий и не реализующими её сторонним потребителям, в тепловом балансе не учитывались, поскольку отсутствуют достоверные данные, касающиеся их деятельности в данной сфере.
Баланс производства и реализации тепловой энергии является основой для проведения анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающих предприятий, результаты которого позволяют с достаточной степенью достоверности спрогнозировать изменение объёмов нормативной выработки и полезного отпуска тепла и изменение тарифов на него для всех групп потребителей. Используя данные теплового баланса, можно определить плановые расходы котельного топлива, необходимые для формирования Государственного заказа на поставку энергетических углей для муниципальных нужд городов и районов Кемеровской области.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в последнее время общий баланс производства и реализации тепловой энергии на потребительском рынке Кузбасса не составлялся ни одной структурой, в той или иной мере имеющей отношение к организации теплоснабжения области.
По имеющимся в Региональной энергетической комиссии данным нужды потребительского рынка области в тепловой энергии обеспечиваются 8 электрическими станциями и 1 пиковой водогрейной котельной ОАО «Кузбассэнерго», 2 промышленными блок-станциями (ООО «КМК-Энерго» и ООО ПО «Юрмаш»), а так же 234 ведомственной и 969 муниципальной производственно-отопительными и отопительными котельными.
Общий годовой объём выработки тепла в регионе составляет 33068,33 тыс. Гкал, из которых 15184,10 тыс. Гкал (тепловая энергия, отпущенная в сеть, за исключением технологических, собственных и хозяйственных нужд энергосистемы) производится на станциях и котельной ОАО «Кузбассэнерго», 4540,93 тыс. Гкал — на промышленных блок-станциях, 5785,18 тыс. Гкал вырабатывается ведомственными котельными и 7558,12 тыс. Гкал — муниципальными котельными. Структура производства тепловой энергии на теплоисточниках предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности представлена на рис. 1.
Выработанная тепловая энергия поставляется следующим группам потребителей, для которых РЭК Кемеровской области устанавливаются соответствующие тарифы:
- жилищным организациям и населению по прямым договорам;
- бюджетным потребителям;
- сельскохозяйственным потребителям;
- организациям ВОС, ВОГ, ВОИ;
- прочим потребителям (в том числе промышленным предприятиям).
Основными потребителями тепла в Кузбассе являются жилищные организации и прочие потребители (в том числе крупные промышленные предприятия), на долю которых приходится, соответственно, 16661,44 тыс. Гкал и 8626,38 тыс. Гкал или 53,19 % и 27,54 % общего теплопотребления.
Плановые объёмы полезного отпуска тепловой энергии теплопроизводящими предприятиями Кемеровской области потребителям приведены в табл. 1.
Следует отметить, что приведенные в табл. 1 объёмы полезного отпуска тепловой энергии потребителям рассчитаны с учётом не только собственной генерации, но и приобретения тепла у иных энергоснабжающих организаций Кузбасса (покупной теплоэнергии).
Количество теплоэнергии, приобретаемой ЭСО, в целом по области составляет 1490,79 тыс. Гкал.
Таблица 1. Плановые объёмы полезного отпуска тепловой энергии потребителям Кемеровской области.
Теплопроизводящие предприятия |
Плановые объёмы полезного отпуска тепловой энергии *, тыс. Гкал/год |
|||||
всего |
жилищным организациям и населению по прямым договорам |
бюджетным потребителям |
сельскохозяйственным потребителям |
организациям ВОС, ВОГ, ВОИ |
прочим потребителям |
|
ОАО «Кузбассэнерго» |
14253,80 |
5968,67 |
1319,56 |
31,20 |
5,19 |
6929,18 |
Ведомственные теплоисточники |
6475,34 |
5250,84 |
318,33 |
906,17 |
||
Муниципальные котельные |
7385,37 |
5441,93 |
1152,41 |
791,03 |
||
Итого по области |
28114,51 |
16661,44 |
2790,30 |
31,20 |
5,19 |
8626,38 |
* — без учёта собственных и технологических нужд теплопроизводящих предприятий.
Справка: плановый объём полезного отпуска тепла на собственные и технологические нужды теплопроизводящих предприятий составляет 3211,89 тыс. Гкал/год.
Распределение полезного отпуска тепла по группам потребителей (тарифным группам) представлено на рис.2
Объёмы нормативной выработки и полезного отпуска тепловой энергии в разрезе территориальных образований Кемеровской области представлены в табл. 2.
На основе данных, приведенных в табл. 2, можно сделать вывод, что наибольший объём теплопотребления (более 95 %) имеют городские территории области, в которых расположено основное количество благоустроенного жилищного фонда и промышленных предприятий. На долю сельских территорий приходится менее 5 % потребления тепла, вырабатываемого в Кузбассе.
Таблица 2. Объёмы нормативной выработки и полезного отпуска тепловой энергии по территориям Кемеровской области (в расчёте на календарный год)
Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 |
Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.
Федеральный закон «О теплоснабжении»
27 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.
Сфера регулирования
Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.
ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:
- государственную политику при установлении тарифов;
- организацию учёта производимой и потребляемой энергии;
- передачу прав пользования государственными или муниципальными объектами энергетики;
- технологические условия подключения к теплоснабжающим структурам;
- распределение тепловой нагрузки;
- порядок установки теплоносителей;
- обеспечение безопасности и надёжности отопительных систем;
- вопросы горячего водоснабжения с использованием открытых тепловых контуров.
Внимание!Федеральный закон «О теплоснабжении»не регламентирует задачи, связанные с качеством. Проблемы безопасности при подаче горячей воды решаются нормативными актами в области санитарного контроля и законодательством о техническом регулировании.
Основные положения
Закон N 190-ФЗзакрепляет ключевые принципы организации теплообеспечения.
Государство устанавливает следующие приоритеты:
- энергетическая эффективность производства и потребления тепла;
- обеспечение надёжности при эксплуатации объектов;
- развитие централизованного теплоснабжения;
- преимущественное использование комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
- соблюдение экологической безопасности;
- обеспечение условий для развития предпринимательства в теплоснабжающей отрасли.
Кроме того, нормы ФЗ-190 призваны обеспечить баланса интересов потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.
Распределение полномочий
Закон «О теплоснабжении» разграничивает возможности и обязанности органов власти на всех уровнях.
Правительство РФ:
- разрабатывает мероприятия по реализации энергетической стратегии;
- утверждает правила подключения и доступа к системам;
- устанавливает основы ценообразования на тепловую энергию;
- утверждает порядок контроля снабжающих организаций.
Региональные органы исполнительной власти:
- устанавливают нормативы в сфере теплоснабжения (удельного расхода и запасов топлива, технологических потерь при передаче тепла);
- разрабатывают программы по обеспечению надёжности функционирования объектов;
- определяют топливно-энергетический баланс региона.
Администрации муниципальных образований:
- организуют бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
- осуществляют контроль готовности к отопительному периоду;
- отвечают на обращения потребителей (граждан и организаций) по вопросам качества предоставляемых услуг;
- разрабатывают схемы тепловых систем.
При необходимости полномочия местных и региональных органов власти могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).
Редакции закона
С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.
Изменения от 29.07.2017
Значительные изменения вФЗ «О теплоснабжении»внесены с принятием 29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ.
В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.
В качестве объектов регулирования выступают:
- распределение тепловой нагрузки;
- заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
- цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.
Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.
В главу включено 11 статей, которые закрепляют:
- условия и порядок формирования ценовых зон;
- особенности тарифообразования;
- определение максимальной стоимости тепловой энергии;
- порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
- правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
- требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
- особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.
Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.
Важно! Последние дополнения в федеральный закон N 190-ФЗ внесены в июле 2018 года. Нормативный акт постоянно редактируется с целью совершенствования системы правового регулирования в области теплоснабжения.
Итоги реформирования
Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.
В обязанности поставщика входит:
- обеспечение бесперебойной подачи тепла;
- модернизация действующих систем;
- строительство новых объектов.
Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.
Мнения экспертов
Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.
Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.
Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.
Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.