ФЗ об охране атмосферного воздуха

Обязано ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществлять производственный экологический контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух исключительно инструментальным методом?

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 октября 2018 года по делу № А60−47 908/2018

Предмет спора: признание недействительным предписания.

— Реклама —

Суть спора

Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Рефтинская»» (далее — общество) 17.08.2018 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее — департамент) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Мотивируя заявленное требование, общество ссылалось на неисполнимость предписания.

Решение суда: заявленные требования удовлетворить частично.

Фабула дела

По результатам внеплановой проверки (акт проверки от 18.05.2018 № 245−1) департамент выдал обществу предписание от 18.05.2018 № 245−1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обязал общество в срок до 20.05.2019 обеспечить в полном объеме выполнение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно планам-графикам контроля за соблюдением нормативов ПДВ.

В качестве правовых оснований департамент указал ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), а также ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ). Считая предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правовое обоснование

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона № 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Как следует из материалов дела, в соответствии с ранее выданным предписанием от 28.06.2017 № 319−1 департамент обязал общество в срок до 15.05.2018 обеспечить в полном объеме выполнение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно планам-графикам контроля за соблюдением нормативов ПДВ.

В ходе настоящей проверки департамент установил, что обществом сделан запрос № 0394−06 от 09.03.2018 в несколько аккредитованных лабораторий и получены отказы о возможности выполнения замеров на источниках промышленных выбросов по веществам: карбофос, трикрезол, этилформиат, пропаналь, гексановая кислота, этантиол, диметилсульфоксид, метиламин, пропан. Лаборатория ООО «УралстройЛаб» представила письмо от 02.04.2018 № 975 о том, что имеет возможность провести замеры по таким веществам, как пропионовый альдегид (пропаналь), гексановая кислота (капроновая), пропан, однако общество не провело замеры по данным веществам.

На этом основании департаментом сделан вывод, что общество не осуществляет в полном объеме производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно планам-графикам контроля за соблюдением нормативов ПДВ.

Требование департамента основано на том, что согласно утвержденному руководителем общества плану-графику контроля за соблюдением нормативов ПДВ в 2015—2019 годах предусмотрено проведение инструментального контроля в отношении вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников № 0057, 0091, 0092, 0133, 0134, 0154 в отношении конкретных веществ.

Так, в отношении источника № 057 (цех бройлеров) предусмотрен инструментальный контроль 1 раз в год, в частности, в отношении вещества карбофос; в отношении источника № 0091 (племрепродуктор № 2, участок родительского стада) предусмотрен инструментальный контроль 1 раз в год, в частности, в отношении таких веществ как пропан, трикрезол, этилформиат, пропаналь, гексановая кислота, карбофос; и так далее.

Вместе с тем упомянутый план-график является локальным нормативным актом общества, а указанные департаментом нормы права — ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. Закона № 7-ФЗ, а также ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ таких требований не содержат.

В письменных объяснениях, представленных суду 17.10.2018, департамент дополнительно сослался на Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденную Госкомприроды в 1990 году (далее — Инструкция).

Департамент сослался на то, что в соответствии с п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.

При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта (п. 3.2).

При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР (п. 3.3).

Вместе с тем упомянутый документ не имеет статуса нормативного правового акта. Кроме того, он касается вопросов проводимой раз в пять лет инвентаризации источников выбросов, тогда как в настоящем деле спор касается наличия у общества обязанности по проведению ежегодных инструментальных измерений.

Кроме того, общество ссылалось на то, что указанные департаментом в акте проверки вещества (карбофос, трикрезол, этилформиат, пропаналь, гексановая кислота, этантиол, диметилсульфоксод, метиламин, пропан) образуются только в корпусах, где содержится птица, а источниками выбросов являются осевые вентиляторы, расположенные в стенах корпусов, то есть данные источники не имеют организованного выхода в виде трубы и в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14−01−333) относятся к источникам неорганизованного выброса, для которых отсутствуют утвержденные методики отбора проб, а также на ответ Роприроднадзора от 21.08.2017 № ОД-03−01−32/18 376, согласно которому применение инструментальных методов является желательным при проведении инвентаризации источников организованных выбросов, в то время как для источников неорганизованных выбросов оценка выбросов производится расчетными методами.

Общество сослалось также на то, что нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу утверждены обществу департаментом на основании расчетов, выполненных по заказу общества ОАО «НИИ Атмосфера» в 2013 году, из которых следует, что расчеты выполнены исходя из максимально возможных величин по всем загрязняющим веществам.

На основании изложенного суд считает, что департамент вопреки требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ доводы общества не опроверг, не доказал наличие у общества законодательно установленной обязанности и практической возможности осуществлять контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух именно инструментальным методом.

Таким образом, следует признать недействительным (незаконным) обжалуемое предписание департамента в части выполнения инструментального контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников № 0057, 0091, 0092, 0133, 0134, 0154 в отношении веществ, указанных в акте проверки от 18.05.2018 № 245.

В остальной части формулировка предписания «обеспечить в полном объеме выполнение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…» носит общий характер, не противоречит закону и не нарушает прав общества.

Решение принято судом первой инстанции.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов до 2 декабря обсуждается проект Минприроды России с поправками в Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Для публичного обсуждения опубликован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»» (размещен на www.regulation.gov.ru под ID 02/04/05-16/00049314). Законопроект разработан в целях устранения правовых коллизий отдельных положений Федерального закона от 04.05.99 № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96‑ФЗ) и пробелов в части ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, государственного мониторинга атмосферного воздуха и производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Один из таких пробелов касается организаций, осуществляющих статистические наблюдения в области охраны окружающей среды. Перечень этих организаций определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики. Но формирование перечней организаций, которые ведут статистические наблюдения, не предусмотрено и фактически никем не осуществляется. В связи с этим в Законе № 96‑ФЗ предлагается закрепить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны представлять статистическую отчетность. Такая отчетность должна предоставляться в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета в соответствии с законодательством в области официального статистического учета.

Еще одно изменение затронуло вопрос полномочий при осуществлении мониторинга атмосферного воздуха. Сейчас в Законе № 96‑ФЗ закреплено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В проекте предлагается возложить полномочия по определению порядка осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха на само Правительство РФ. Помимо этого в проекте предлагается предусмотреть, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, организуют и осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Сейчас в Законе № 96‑ФЗ сказано, что такие лица осуществляют охрану атмосферного воздуха, но не производственный контроль. А это не соответствует положениям Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».

Планируется, что поправки вступят в силу в июле 2017 г.

Актуальность защиты атмосферы

Атмосфера является наиболее подвижной и динамичной геосферной оболочкой Земли. Она легко воспринимает в себя различные виды загрязнений, но обычно удерживает их относительно недолго. Даже при наиболее масштабных извержениях вулканов, выбрасывающих сразу огромные массы пылевых частиц, атмосфера полностью очищается от них уже за несколько месяцев.

Однако, будучи высокодинамичной системой, даже при высокой скорости обмена веществ, атмосфера способна переносить загрязняющие вещества на огромные расстояния. Поэтому защита атмосферного воздуха от загрязнения имеет особое, общепланетарное значение. Конечно, было бы лучше полностью прекратить загрязнять атмосферу, но при наличном уровне технологии это пока невозможно.

Замечание 1

Воздействие человека на атмосферу отнюдь не исчерпывается только ее химическим загрязнением. Сюда относится и группа факторов, связанных с воздействием на климат, а также различные физические свойства атмосферы. Все они, как правило, являются вредными для человека, а в большинстве своем – и для природной среды.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Охрана атмосферного воздуха 430 руб.
  • Реферат Охрана атмосферного воздуха 280 руб.
  • Контрольная работа Охрана атмосферного воздуха 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Включает целый комплекс взаимосвязанных методов, направленных на охрану воздушного бассейна от антропогенного воздействия. Одним из важнейших элементов этой системы является санитарный надзор за чистотой воздуха.

Одним из основных подходов к охране атмосферного воздуха является нормирование загрязнений. Оно может касаться содержания в воздухе различных веществ, или объемов их выбросов при хозяйственной деятельности. Гигиенические нормативы – это государственное требование к предприятиям. За их выполнением следят специально уполномоченные органы. Важным аспектом контроля выбросов является инвентаризация источников выбросов вредных веществ а атмосферу. Ее результаты служат основой для разработки норм предельно допустимых выбросов на каждом хозяйственном объекте. ПДК устанавливаются обязательно с учетом предельно допустимых концентраций каждого из загрязнителей.

Замечание 2

Важную роль в санитарной охране атмосферного воздуха имеют выявление и учет новых источников загрязнения атмосферы, экспертиза проектов и планов развития населенных мест, особенно в плане размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.

Юридический компонент системы охраны атмосферного воздуха включает специфическое для данной предметной области законодательство. Оно систематизирует выдержавшие проверку временем юридические нормы, выражает требования, выработанные наукой и практикой в предшествующие годы, определяет меры ответственности за их нарушение. В соответствии с законодательством, все источники загрязнения подразделяют на стационарные и передвижные, для каждого из них предусмотрены предельные количества выбросов в единицу времени. При превышении этой нормы деятельность данного источника загрязнения рассматривается как правонарушение.

Очистка выбросов в атмосферу

Как известно, технически намного проще снизить уровень выбросов в атмосферу непосредственно на предприятиях, чем предпринимать попытки очистить уже загрязненную атмосферу. Поэтому разработано множество методов и аппаратов удаления из воздуха пыли и вредных газов. Выбор в их многообразии определяется в основном химическими и физико-химическими свойствами выбросов, характером производства, возможностью рекуперации или утилизации уловленных продуктов.

Планирование санитарно-защитные зон

Хозяйственные объекты, технологические процессы которых служат источниками выделения в атмосферу вредных веществ, должны отделяться от жилой застройки специальными санитарно-защитными зонами. Размер таких зон должен быть достаточным для рассеивания выбросов и снижения их концентраций до безопасного для здоровья уровня. Кроме того, при их планировании необходимо учитывать особенности местной циркуляции атмосферы. Санитарно-защитные зоны должны быть специально обустроены и озеленены по особой схеме, что повышает их эффективность в защите атмосферного воздуха.

Защита атмосферы от иных видов антропогенного воздействия

Долгое время законодательство исходило из необходимости охраны атмосферного воздуха в основном от загрязнений, в основном на предприятиях и в пределах населенных пунктов. Однако в нынешних условиях атмосферу необходимо охранять не только от загрязнений, хотя это все еще оставается главной проблемой, но и от прочих видов отрицательного воздействия общества. В частности, относительно статьи закона, касающиеся регулирования воздействия на погоду и климат, о регулирования потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных хозяйственных нужд, предупреждения, снижения и устранения вредного воздействия на атмосферу физических факторов и др.

Новая редакция Ст. 8.21 КоАП РФ

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 8.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха. Составы правонарушений формальные, если объективную сторону образуют действия, т.е. выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; а также действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него; а субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Составы правонарушений усеченные, если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению; бездействие, т.е. неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры; а также действия, т.е. использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица (ч. 1, ч. 2); должностные лица, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица (ч. 3).

2. Атмосферный воздух, согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, представляет собой жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Вредное вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду (ч. 1 — ч. 4 ст. 1). В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются два норматива выбросов, т.е. технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ч. 1 ст. 11, ч. 1, абз. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 12). Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух (п. 1, п. 3 ст. 14, ч. 4, ч. 6, ч. 7 ст. 16).

3. Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (ст. 54, ч. 1 ст. 55). Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ <73> не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в т.ч. предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Необходимо отметить, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 1 — ч. 3 ст. 20).
———————————
<73> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; см. с изм. и доп.

4. Ростехнадзор, согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, самостоятельно принимает расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух и ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 5.2.12, п. 5.3.3.5, п. 5.3.6). Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов и Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм утверждены Приказом Госкомэкологии РФ от 12 ноября 1997 г. N 497. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183. Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847. Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31.

Другой комментарий к Ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Именно на обеспечение реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, на поддержание и осуществление экологической безопасности и направлена комментируемая статья.

2. Под охраной атмосферного воздуха в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» понимается система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

3. Комментируемая статья предусматривает несколько составов, касающихся различных видов нарушений правил охраны атмосферного воздуха:

выброс вредных веществ в атмосферный воздух, под которыми понимается выброс химических или биологических веществ либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;

нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу;

нарушение условий специального разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению;

неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению;

использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.

4. Министерство природных ресурсов РФ в соответствии с Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха и его территориальные органы осуществляют контроль за:

соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и т.д.

5. Субъективная сторона предусмотренных комментируемой статьей административных правонарушений может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.