ФЗ о животноводстве

Концепция проекта федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон
от 3 августа 1995 г. № 123- ФЗ «О племенном животноводстве»

1. Цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности.

Разработка федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — законопроект) обусловлена необходимостью приведения Федерального закона «О племенном животноводстве» в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Целью законопроекта является внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», направленных на создание современной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование племенного животноводства в условиях рыночной экономики и разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом правового регулирования законопроекта является система правоотношений в области племенного животноводства, возникающих при разведении сельскохозяйственных племенных животных, производстве и использовании племенной продукции (материала).

Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта:

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области племенного животноводства;

физические и юридические лица (их союзы, объединения), занимающиеся разведением сельскохозяйственных племенных животных, производством и использованием племенной продукции (материала);

научные учреждения и организации, осуществляющие научное обеспечение селекционно-племенной работы в животноводстве;

организации, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ и услуг в области племенного животноводства.

В связи с изменениями в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также исходя из общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается уточнение полномочий и порядка взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области племенного животноводства.

В частности, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

— принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной политики в области племенного животноводства;

— выбор приоритетных направлений развития племенного животноводства в Российской Федерации;

— формирование и реализация федеральных и ведомственных целевых программ развития племенного животноводства;

— создание федеральной информационной системы племенного животноводства;

— регистрация пород животных, используемых для племенных целей, а также юридических и физических лиц, занимающихся разведением сельскохозяйственных племенных животных, производством и использованием племенной продукции (материала);

— регистрация племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

— ведение государственной книги племенных животных и государственного племенного регистра;

— аккредитация в установленном порядке организаций для выполнения работ и услуг в области племенного животноводства.

Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства, утверждает федеральные целевые программы и проекты по приоритетным направлениям развития племенного животноводства.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют вышеперечисленные функции в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов».

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

— право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в области племенного животноводства;

— право создания государственных организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, реорганизация и ликвидация указанных организаций;

— принятие и реализация региональных целевых программ и проектов по развитию племенного животноводства в субъектах Российской Федерации.

— создание региональной информационной системы племенного животноводства;

— выдача племенных свидетельств;

— ведение регионального перечня племенных животных и регионального перечня племенных стад в целях сбора соответствующих основных идентификационных данных (адресных, количественных, качественных) и информации об организациях по племенному животноводству в субъектах Российской Федерации;

— оказание мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в области племенного животноводства.

В целях реализации вышеперечисленных полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения обмена информацией между этими органами законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон «О племенном животноводстве» новой Главой «Государственные информационные системы в области племенного животноводства».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы включают в себя федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.

Принимая во внимание, что государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, в указанную Главу, в частности, будут включены законодательные нормы, определяющие перечни видов информации в области племенного животноводства, предоставляемой в обязательном порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами.

Мировой опыт организации племенного дела показывает, что в странах с развитым животноводством обработка данных учета животных (достигающая значительных объемов) производится в едином центре. Так, в США её централизованно осуществляет Государственный институт животноводства в лице Лаборатории программ совершенствования крупного рогатого скота в Белтсвилле (Animal Improvement Program Laboratory — AIPL) с помощью технических носителей информации, поступающих из вычислительных центров. Эта система «закольцована» через глобальные информационные сети, что позволяет пользователям (фермерам, ассоциациям, департаментам штатов) оперативно в режиме он-лайн получать необходимую информацию для анализа и прогнозирования селекционной ситуации в породах сельскохозяйственных животных и повышает эффективность племенного животноводства.

Регистрация племенных животных в государственных информационных системах племенного животноводства будет служить основанием для определения племенного статуса животного (племенного материала) и выдачи племенного свидетельства, что позволит предотвратить появление на рынке некачественной племенной продукции и защитить права как производителей, так и покупателей племенных животных (племенного материала), включая завезенных по импорту.

В связи с утратой силы с 1 января 2008 года Закона Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон «О племенном животноводстве» новой Главой «Формирование и использование породных ресурсов», регламентирующей ведение реестра пород животных, разводимых в Российской Федерации, независимо от их охраноспособности, а также правила оценки новых пород сельскохозяйственных животных для использования в племенных целях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» ряд полномочий Министерства в области племенного животноводства признаны избыточными и подлежат упразднению с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве».

Однако, в связи с тем, что проведение бонитировки племенной продукции (материала) и применение селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства являются основными факторами, влияющими на эффективное разведение сельскохозяйственных животных, законопроектом предусматривается сохранить действующие законодательные нормы, в соответствии с которыми уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по утверждению порядка и условий проведения бонитировки племенной продукции (материала), а также условий применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства. Функции по выдаче племенных свидетельств на племенную продукцию (материал) предусматривается отнести к полномочиям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Редакцию статьи 20 «Государственное стимулирование племенного животноводства» Федерального закона «О племенном животноводстве» планируется привести в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Согласно указанным Законам поддержка сельского хозяйства, в том числе племенного животноводства, (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительное финансирование полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке сельского хозяйства, в том числе племенного животноводства, за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата Федерального закона «О племенном животноводстве» и перечня организаций по племенному животноводству, их прав и обязанностей.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.

В соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, законопроект относится к разделу «Хозяйственная деятельность» 090.000.000, подразделу «Сельское хозяйство» 090.060.000, пункту 090.060.020 «Государственное регулирование агропромышленного производства».

Действия законопроекта направлены на реализацию положений статьи 8 Конституции Российской Федерации о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и статьи 34 о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законопроект обеспечит создание условий для эффективного развития животноводства в России.

Законопроект будет иметь важное значение для правовой системы, поскольку осуществляет регулирование комплекса общественных отношений, направленных на обеспечение защиты прав потребителей племенной продукции.

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования отношений в сфере племенного животноводства.

Аграрный сектор является одной из важнейших составляющих общей экономической системы любого развитого государства. Успешное функционирование других отраслей экономики Российской Федерации в значительной степени зависит от результатов деятельности агропромышленного комплекса, Поэтому экономическая безопасность государства во многом определяется уровнем развития сельскохозяйственного производства.

Животноводство дает народному хозяйству продукты питания, сырье для легкой и кожевенной промышленности, лекарственные препараты и, занимая 47% удельного веста от общей продукции сельского хозяйства, определяет продовольственную безопасность страны.

Племенное дело — стратегически важное направление для развития животноводства, В зарубежных странах деятельность в области племенного животноводства регулируется законодательными актами. Например, в Канаде взаимоотношения, государственных организаций, коммерческих компаний и граждан, осуществляющих деятельность по генетическому совершенствованию сельскохозяйственных животных и маркетингу племенных животных, регламентируется законом «О племенных животных» («Animal Pedigree Act»). Контроль за исполнением указанного закона возложен на Министра сельского хозяйства страны. В Европейском Союзе (ЕС) действуют не менее 10 законодательных актов, затрагивающих регулирование племенного разведения только крупного рогатого скота.

В настоящее время деятельность в области племенного животноводства в России регулируется следующими законодательными актами:

1. Федеральным законом от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»;

2. Законом Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «Оселекционных достижениях» (утратит силу с 1 января 2008 г.).

3. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая).

Указанные законодательные акты и, в первую очередь, Федеральный закон «О племенном животноводстве» сыграли положительную роль в сохранении племенной базы животноводства России в переходный период. На их основе сформирован перечень видов и пород сельскохозяйственных животных, разработаны требования к племенным организациям-владельцам племенных ресурсов. Получили международное признание племенные книги России лошадей чистокровной верховой, арабской и тракененской пород, имеющих мировое распространение.

Однако, в связи с введением в действие новых законодательных актов и проведением административной реформы федеральных органов исполнительной власти, ряд положений Закона «О племенном животноводстве» подлежат изменению, дополнению и уточнению.

4. Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации будущего закона.

Социально-экономические последствия принятия данного законопроекта и связанное с ним дальнейшее нормативно-правовое регулирование в области племенного животноводства будут заключаться в создании условий для стабильного функционирования рынка племенной продукции. При этом будет упорядочена деятельность организаций по племенному животноводству, определены функции, права и обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства.

В числе политических последствий можно прогнозировать более полное соответствие будущего закона международным нормам и правилам, действующим в рыночной экономике стран, имеющих высокоразвитое сельское хозяйство, а также повышение доверия к России, как к надежному и конкурентоспособному поставщику племенной продукции на мировой рынок. Дальнейшее совершенствование законодательства в области племенного животноводства продиктовано также предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО и международные организации по племенному животноводству.

Юридические последствия состоят в приведении норм Закона в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в возможности дальнейшего его совершенствования.

Принят Государственной Думой 25 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года

Статья 1

1) в статье 12 слово «непосредственно» исключить;

2) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Основные направления деятельности государственной племенной службы

В рамках государственной племенной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области племенного животноводства:

проводят единую научно-техническую политику в области племенного животноводства;

организуют разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации развития племенного животноводства;

утверждают нормы и правила в области племенного животноводства;

ведут государственный племенной регистр;

определяют условия применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства;

устанавливают перечень видов животных, особи которых используются в качестве племенных животных;

определяют виды организаций по племенному животноводству;

разрабатывают предложения о мерах по государственному стимулированию племенного животноводства, в том числе по сохранению генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей;

координируют международное сотрудничество Российской Федерации в области племенного животноводства.

В рамках государственной племенной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в области племенного животноводства:

обеспечивают надлежащую экспертизу племенной продукции (материала) и выдают племенные свидетельства;

ведут государственную книгу племенных животных;

организуют разработку и реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации развития племенного животноводства;

обобщают данные о бонитировке и информируют заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.»;

3) в статье 18:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Основанием для отказа в государственной регистрации племенного животного и племенного стада является непредставление гражданами или юридическими лицами, осуществляющими разведение и использование племенных животных, данных, указанных в части третьей настоящей статьи.»;

б) части четвертую и пятую считать соответственно частями пятой и шестой;

4) в статье 20:

а) в части первой слова «федеральных программ развития племенного животноводства» заменить словами «государственных программ Российской Федерации развития племенного животноводства»;

б) в части третьей слова «федеральными программами развития племенного животноводства» заменить словами «государственными программами Российской Федерации развития племенного животноводства», слова «территориальные (региональные) программы развития племенного животноводства» заменить словами «государственные программы субъектов Российской Федерации развития племенного животноводства»;

5) в абзаце первом части второй статьи 21 слова «Совместно с соответствующими органами государственной племенной службы указанные организации» заменить словами «Организации, указанные в части первой настоящей статьи,»;

6) часть третью статьи 26 признать утратившей силу;

7) статьи 27, 37 — 41 признать утратившими силу.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи племенного животноводства

Племенное животноводство призвано обеспечить процесс воспроизводства племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и разведения высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

племенное животноводство — разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях;

племенное животное — сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке;

племенная продукция (материал) — племенное животное, его семя и эмбрионы;

организация по племенному животноводству — юридическое лицо, осуществляющее разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства;

бонитировка — оценка племенных и продуктивных качеств племенного животного, а также качеств иной племенной продукции (материала) в целях их дальнейшего использования;

племенная ценность — уровень генетического потенциала племенного животного и влияние данного генетического потенциала на хозяйственно полезные признаки потомства;

продуктивность племенных животных — совокупность хозяйственно полезных признаков племенных животных, в том числе качество получаемой от них продукции;

чистопородное разведение племенных животных — разведение племенных животных одной породы в целях консолидации и типизации присущих этой породе признаков;

малочисленная (генофондная) порода — группа редко встречающихся животных определенной породы, отличающихся генетико — селекционными особенностями и находящихся под угрозой исчезновения;

государственная регистрация племенных животных и племенных стад — учет сведений о племенных животных и племенных стадах соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре в целях идентификации, определения происхождения и установления продуктивности племенных животных и племенных стад;

государственная книга племенных животных — свод данных о наиболее ценных в определенной породе племенных животных или о племенных стадах, полученных в результате чистопородного разведения племенных животных;

государственный племенной регистр — свод данных о племенных стадах;

сертификат (свидетельство) — документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона;

мечение — обозначение племенного животного посредством нанесения номера — татуировки, тавра, закрепления бирки, которые позволяют точно идентифицировать соответствующее племенное животное.

Статья 3. Правовое регулирование в области племенного животноводства

Правовое регулирование в области племенного животноводства осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, касающиеся племенного животноводства, являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области племенного животноводства, применяются правила международного договора.

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством Российской Федерации в области племенного животноводства

Законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство.

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в процессе разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала), регулируются гражданским законодательством. Нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации в области племенного животноводства, должны соответствовать гражданскому законодательству Российской Федерации.

Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации.

2 августа 2019 года Президентом В.В.Путиным подписан N 288-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПЛЕМЕННОМ ЖИВОТНОВОДСТВЕ» В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА, который был принят Государственной Думой 25 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года.

На секции «Молочное животноводство и племенное дело» под модераторством известных фермеров Петра Бочарова («Институт молока» и Елены Репиной («Агротон») в Сочи-Адлере 10-12 сентября обсудят вопросы племенного животноводства и повышения генетического потенциала российского молочного стада. Регистрация продолжается, и скоро будет завершена. Пройдите, пожалуйста, по ссылке ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МОЛОЧНОМ БИЗНЕС-ФОРУМЕ и заполните электронную форму регистрации.

Закон вносит поправки в Федеральный закон от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3199; 2003, N 2, ст. 167; 2011, N 30, ст. 4596; 2016, N 15, ст. 2066), в части конкретизации деятельности (статья 13) государственной племенной службы.

В рамках государственной племенной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области племенного животноводства:

проводят единую научно-техническую политику в области племенного животноводства;

организуют разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации развития племенного животноводства;

утверждают нормы и правила в области племенного животноводства;

ведут государственный племенной регистр;

определяют условия применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства;

устанавливают перечень видов животных, особи которых используются в качестве племенных животных;

определяют виды организаций по племенному животноводству;

разрабатывают предложения о мерах по государственному стимулированию племенного животноводства, в том числе по сохранению генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей;

координируют международное сотрудничество Российской Федерации в области племенного животноводства.

Другие изменения принятого Закона:

В рамках государственной племенной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в области племенного животноводства:

обеспечивают надлежащую экспертизу племенной продукции (материала) и выдают племенные свидетельства;

ведут государственную книгу племенных животных;

организуют разработку и реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации развития племенного животноводства;

обобщают данные о бонитировке и информируют заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.»;

В статье 18: а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Основанием для отказа в государственной регистрации племенного животного и племенного стада является непредставление гражданами или юридическими лицами, осуществляющими разведение и использование племенных животных, данных, указанных в части третьей настоящей статьи.»;

часть третью статьи 26 признать утратившей силу; статьи 27, 37 — 41 признать утратившими силу.

Статья 2 предусматривает следующее:

Племенные животные и племенные стада, зарегистрированные соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, повторной государственной регистрации не подлежат.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА