ФЗ 80 о физической культуре и спорте

Утратил силу — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации Принят Государственной Думой 13 января 1999 года Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 20.12.2004 г. N 167-ФЗ; от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ; от 16.10.2006 г. N 160-ФЗ; от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ; от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ; от 30.06.2007 г. N 120-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. 2. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности; физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека; спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям; система физической культуры и спорта — совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России — составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивное объединение — общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей; всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье» — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации; (Утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта; профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт; (В редакции Федерального закона от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ) спортсмен-любитель (физкультурник) — спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; спортсмен высокого класса — спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «Мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации; спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них; физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее — предприятия спортивной промышленности); (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организаторами спортивных соревнований на обеспечение соблюдения правил и условий проведения таких соревнований, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта 1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает: 1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; 3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; 7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; 8) организацию техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. 2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее — спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством: 1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы; 2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений; 4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 5) поощрения меценатства и благотворительности. 3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. 5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России. ГЛАВА II. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет: (В редакции Федерального закона от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) 1) обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта; 2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта; 3) обязательную сертификацию продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 4) ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; 5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта; 6) разработку и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; 7) разработку, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности; 8) введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта; 9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области; 10) разработку федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта; 11) установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов; 12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях; 13) финансирование: а) научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; б) содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения; в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях; 14) программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; 15) создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г. и 1 июля 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 сентября 2020 г.

См. будущую редакцию

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 564-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «б» пункта 7 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 523-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ

Действие статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г., за исключением изменений в пункт 2 статьи 34.1, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 301-Ф3

Действие статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2012 г. до 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Субъект спортивного правоотношения — это участник спортивного правоотношения, наделенный правами и обязанностями. Одним из основных субъектов спорта является спортивная федерация. В ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) <1> содержится список субъектов физической культуры и спорта в РФ. В ст. 3 Закона о спорте указывается, что саморегулирование осуществляется субъектами отношений в области физической культуры и спорта. На наш взгляд, в ст. 3 Закона о спорте субъектами, осуществляющими саморегулирование отношений в области профессионального спорта, являются прежде всего:
———————————
<1> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
— субъекты физической культуры и спорта в РФ;
— иные участники, которые не являются субъектами физической культуры и спорта в РФ. Прежде всего, это Международный олимпийский комитет (далее — МОК), Международный паралимпийский комитет, международные спортивные федерации.
Так, например, в ст. 3 Закона о спорте закреплено сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта. Отсюда следует, что не только государство осуществляет регулирование отношений в области физической культуры и спорта. Но государство участвует так или иначе в регулировании общественных отношений любого вида спорта. И начинается государственное регулирование с признания вида спорта или спортивной дисциплины и соответствующего закрепления во Всероссийском реестре видов спорта. Без признания вида спорта не будет спортивных правоотношений из-за невозможности применения норм Закона о спорте.
Помимо государства в регулирование спортивных отношений включаются физкультурно-спортивные организации. Почему так происходит? Видимо, потому, что государство не может заменить специализированную физкультурно-спортивную организацию, которая знает специфику того или иного вида спорта.
Понятие «саморегулирование» раскрывается в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <2>, под которым следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. М.Ю. Челышев писал, что «требуется провести согласование законодательства о физической культуре и спорте и законодательства о саморегулируемых организациях» <3>.
———————————
<2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<3> Челышев М.Ю. О локально-корпоративном нормативном регулировании в сфере профессионального спорта // Спортивное право: научно-практический журнал. 2013. N 1. С. 22.
Действительно, спортивные федерации отвечают признакам саморегулируемой организации. Как и любая другая саморегулируемая организация, спортивная федерация основана на членстве. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство в саморегулируемых организациях является добровольным, но в силу прямого указания закона членство в саморегулируемых организациях может быть обязательным. Членство в спортивной федерации является добровольным (на примере Уставов Общероссийских общественных организаций «Российский футбольный Союз» или «Российская федерация баскетбола»).
В соответствии со ст. 2 Закона о спорте спортивная федерация — общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд.
В соответствии со ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее — ГК РФ) <4> общественная организация является некоммерческим корпоративным юридическим лицом. А согласно ст. 123.4 ГК РФ общественной организацией признается добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
———————————
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Учитывая то, что законодатель отказывается от прежнего правового регулирования организационно-правовых форм общественных объединений, указанного в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <5>, и сводит все правовое регулирование юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 г., к нормам гл. 4 ГК РФ:
———————————
<5> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
— к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям применяются нормы об общественных организациях (статьи 123.4 — 123.7);
— к общественным фондам применяются нормы о фондах (статьи 123.17 — 123.20);
— к общественным учреждениям применяются нормы о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23),
— к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам применяются нормы об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 — 123.11).
Очевидно, законодательство о спорте ждет реформирование.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. До 1 сентября 2014 г. для создания спортивной федерации как саморегулируемой организации, основанной юридически на членстве, единственно подходящей организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица была общественная организация. Теперь эта норма права противоречит новеллам ГК РФ. Членство юридических лиц в общественных организациях не допускается. А общероссийская спортивная федерация требует членства региональных спортивных федераций (п. 3 ст. 14 Закона о спорте). В дальнейшем реформирование всей законодательной базы России на основе новелл ГК РФ, в частности закрепление того, что спортивная федерация — это ассоциация (союз), будет правомерно.
Ни одна из предложенных в ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных юридических лиц не вписывается в модель саморегулируемой организации для развития спорта, кроме как ассоциации (союза). Стоит заметить, что ст. 123.8 ГК РФ предусматривает создание саморегулируемой организации в организационно-правовой форме ассоциации (союза). Другие организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных юридических лиц, закрепленные в ст. 123.1 ГК РФ, имеют строго целевое назначение, отличное от того, что осуществляет спортивная федерация.
В соответствии со ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Членами саморегулируемой организации могут быть субъекты предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В целях раскрытия темы «правовой статус спортивной федерации как саморегулируемой организации» предлагаем законодательно закрепить в Законе о спорте в качестве субъектов профессиональной деятельности не только физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в определенном виде спорта (спортивной дисциплины), но и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в определенном виде спорта (спортивной дисциплины). Такая необходимость обусловлена тем, что спортивные клубы, являющиеся некоммерческими юридическими лицами (например, некоммерческое партнерство «Футбольный клуб «Краснодар», муниципальное учреждение «Футбольный клуб «Рубин», Общественная организация г. Перми «Футбольный клуб «Амкар» и др.), не могут с недавних пор признаваться субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, осуществлять предпринимательскую деятельность в связи с внесенными изменениями в гл. 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), за исключением автономной некоммерческой организации. В соответствии со ст. 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана.
Таким образом, членом спортивной федерации России должен быть субъект профессиональной деятельности в определенном виде спорта (спортсмен, тренер, спортивный клуб независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность в определенном виде спорта, и др.). Юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в футболе (член РФС), не может быть членом другой общероссийской спортивной федерации, например Федерации хоккея России. В соответствии с Всероссийским реестром видов спорта футбол и хоккей — это два разных вида спорта. Членом саморегулируемой организации может быть только субъект профессиональной деятельности определенного вида. Это очень важно, иначе теряется содержание саморегулирования. Ведь могут прийти в саморегулируемые организации непрофессионалы, люди с улицы и допустить грубые ошибки.
В соответствии со ст. 5.2 Устава Общероссийской общественной организации «Российская федерация баскетбола» <6> членами Федерации могут быть физические лица, достигшие 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации; региональные спортивные федерации и иные юридические лица — общественные объединения. Несложно заметить, что требование ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» о членстве субъектов профессиональной деятельности определенного вида не соблюдается, ибо ст. 5.2 Устава РБФ дает допуск в его члены любому физическому лицу. Спортивные федерации в России должны быть неким подобием спортивных федераций в Испании. Членами испанской спортивной федерации могут быть региональные спортивные федерации, спортивные клубы, спортсмены, спортивные тренеры, спортивные судьи и арбитры, профессиональные спортивные лиги и многие другие, кто способствует развитию спорта <7>.
———————————
<6> Устав Общероссийской общественной организации «Российская федерация баскетбола». URL: http://russiabasket.ru/upload/iblock/94a/ustav-rfb.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
<7> Соловьев А.А. Правовое положение спортивных федераций в Испании // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 31.
Таким образом, на примере разбора членства в спортивной федерации показали необходимость согласования законодательства о спорте и законодательства о саморегулируемых организациях.
Любая некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Но в информационном портале «Все о саморегулировании» сведения о какой-либо спортивной федерации как саморегулируемой организации отсутствуют. Следовательно, ставить знак равенства между спортивной федерацией и саморегулируемой организацией неправомерно, несмотря на то что спортивная федерация отвечает признакам саморегулируемой организации.
Согласно принципам олимпизма спортивные организации внутри олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя:
1) независимое создание спортивных правил и контроль над ними.
Выделяют спортивные правила: правила игры, правила соревнований, правила ассоциации. Правила игры — это технические правила, по которым осуществляются соревнования спортсменов (вес футбольного мяча не должен быть больше 410 г и др.), которые могут быть пересмотрены в случае противоречия публичному порядку государства. Правила ассоциаций — это внутренний документ руководящей спортивной организации (число учредителей ассоциации по российскому праву — не менее двух или наличие единоличного исполнительного органа ассоциации и др.). Правила соревнований — это правила, по которым «живет» спортивное соревнование (критерии допуска спортсменов к соревнованиям, очередность проведения соревнований, дата и место проведения соревнований, спонсорство и др.) <8>.
———————————
<8> Шапле Жан-Лу. Автономия спорта в Европе. Страсбург: Совет Европы, 2010. С. 43 — 44.
Если вновь обратиться к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях», то ст. 4 этого Закона требует, чтобы стандарты и правила саморегулируемых организаций соответствовали федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Общероссийская спортивная федерация как саморегулируемая организация вправе разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Любопытно, что законодатель ничего не говорит о возможности противоречия правил спортивных федераций нормам российского права. Но это не технический брак законодателя. В практике общероссийских спортивных федераций таких случаев встречается довольно много.
В случае крайней необходимости российский законодатель указывает на невозможность противоречия нормам законодательства РФ. Так, например, в ст. 10 Закона о спорте физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству РФ;
2) определение структуры и руководство своими организациями;
3) соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.
В гл. 1 Олимпийской хартии <9> перечисляются составляющие Олимпийского движения. В состав Олимпийского движения входят: МОК, международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты (НОК), а также оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ); национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами международных федераций и НОК и в особенности спортсмены, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты и др.
———————————
<9> Олимпийская хартия (в ред. от 9 сентября 2013 г.) // Международный олимпийский комитет. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
По мнению МОК, только независимое движение, чертами которого является самоуправление, саморегулирование без вмешательства, может гарантировать философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума <10>.
———————————
<10> Шапле Жан-Лу. Там же. С. 14.
Главная мысль изучения правового положения спортивной федерации выражается в природе саморегулирования этого субъекта, в запрете вмешательства в деятельность спортивной федерации иных субъектов, в том числе иных субъектов спорта, которые находятся на иерархической лестнице выше, чем национальные федерации. Поэтому ситуация со спортивными клубами из Республики Крым, которые не могут принять участие ни в одном спортивном соревновании, организуемом общероссийскими спортивными федерациями, выглядит достаточно непонятной. Рассмотрим ситуацию с футболом. В соответствии со ст. 84 Устава Международной федерации футбола (далее — Устав ФИФА) <11> клубы, аффилированные с национальной ассоциацией (член ФИФА), могут принять участие в соревнованиях другой национальной ассоциации в исключительных обстоятельствах. В таком случае требуется согласие двух национальных ассоциаций, Конфедерации (в нашем случае УЕФА) и ФИФА. Но данная норма не вписывается в сегодняшние реалии, когда спортивные клубы из Республики Крым перестали быть связанными (аффилированными) с Федерацией футбола Украины с момента вхождения Крыма в состав РФ. Аффилированность спортивного клуба с национальной федерацией означает связанность спортивного клуба с правилами национальной федерации. Аффилированность может быть отменена национальной федерацией за серьезное нарушение спортивных правил <12>.
———————————
<11> Устав международной федерации футбола, август 2014 г. // Международная федерация футбола. URL: http://www.fifa.com/mm/document/AFFederation/Generic/02/41/81/55/FIFAStatuteN2014_E_neutral.pdf (дата обращения: 14.01.2015).
<12> Аарон Н. Вайс, Брюс С. Мейер. Международное спортивное право и бизнес. Клювер ло Интернэшнл, 1997. Т. 2. С. 1290.
Спортивные клубы — это национальные организации, осуществляющие в зависимости от вида учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурно-оздоровительную и воспитательную деятельность <13>. В Правиле 1 Олимпийской хартии прописано, что в состав Олимпийского движения входят оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы…
———————————
<13> Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 327.
Слово «национальные» относится предположительно и к ассоциации, и к клубам. Только национальные клубы могут быть аффилированы со своей национальной федерацией, региональные спортивные федерации могут быть членами своих национальных федераций. Это ведь то же самое, что субъектами РФ как федеративного государства могут быть территории России, но не земли иных государств. Чтобы распространить нормы российского права на земли иных государств, нужно присоединить эти территории к России. Национальность юридического лица определяется правом страны, где юридическое лицо учреждено в соответствии со ст. 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ <14>. В период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. юридические лица, созданные по законодательству Украины и имеющие место нахождения на территориях Республики Крым и города Севастополя, могли привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации <15>. И с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о юридическом лице, созданном по законодательству Украины, это юридическое лицо приобретало права и обязанности российской организации и, соответственно, приобретало российскую национальность взамен украинской. Сведения о региональной общественной организации «Республиканская федерация футбола Крыма» и об акционерном обществе Футбольный клуб «СКЧФ Севастополь», об акционерном обществе «Футбольный клуб «Таврия» внесены в ЕГРЮЛ. Приобретение спортивными клубами из Республики Крым прав и обязанностей российского юридического лица означает, что они стали субъектами физической культуры и спорта в РФ. Именно с момента приобретения российской национальности спортивные клубы Республики Крым утратили аффилированность (связанность) с Федерацией футбола Украины.
———————————
<14> Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) (часть третья) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
<15> Письмо ФНС России от 10 сентября 2014 г. N СА-4-14/18249@ «О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации» // СПС «КонсультантПлюс».
Таким образом, можно сказать, что большинство признаков, которые характерны для саморегулируемой организации, свойственны и для спортивной федерации. Дополнительные признаки саморегулирования можно найти в регламентах международных федераций и Олимпийской хартии.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
6. Аарон Н. Вайс, Брюс С. Мейер. Международное спортивное право и бизнес. Клювер ло Интернэшнл, 1997. Т. 2. 2185 с.
7. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы Олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. 687 с.
8. Олимпийская хартия (в ред. от 9 сентября 2013 г.) // Международный олимпийский комитет. URL: http://www.olympic.org/Documents/olympic_charter_en.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
9. Соловьев А.А. Правовое положение спортивных федераций в Испании // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 31.
10. Устав Общероссийской общественной организации «Российская федерация баскетбола» // Российская федерация баскетбола. URL: http://russiabasket.ru/upload/iblock/94a/ustav-rfb.pdf (дата обращения: 07.01.2015).
11. Устав Международной федерации футбола, август 2014 // Международная федерация футбола. URL: http://www.fifa.com/mm/document/AFFederation/Generic/02/41/81/55/FIFAStatuteN2014_E_Neutral.pdf (дата обращения: 14.01.2015).
12. Письмо ФНС России от 10 сентября 2014 г. N СА-4-14/18249@ «О статусе юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также о способах их идентификации» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Челышев М.Ю. О локально-корпоративном нормативном регулировании в сфере профессионального спорта // Спортивное право: научно-практический журнал. 2013. N 1. С. 22.
14. Шапле Жан-Лу. Автономия спорта в Европе. Страсбург: Совет Европы, 2010. 108 с.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ
Указ Президента Российской Федерации «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 28 июля 2014 г. № 533
Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 24 марта 2014 г. № 172
Приказ «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы» (pdf, 2 020 Kb)
от 19 июня 2017 г. № 542 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 47375 от 11 июля 2017 г.)
Приказ «Об утверждении методических рекомендаций по организации судейства мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 1 февраля 2016 г. № 70
Приказ «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 28 января 2016 г. № 54 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41328 от 4 марта 2016 г.)
Приказ «Об утверждении порядка награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующими знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 14 января 2016 г. № 16 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41216 от 26 февраля 2016 г.)
Приказ «Об утверждении рекомендаций для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность»
от 25 декабря 2015 г. № 1248
Приказ «Об утверждении порядка создания центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и положения о них»
от 21 декабря 2015 г. № 1219 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41967 от 28 апреля 2016 г.)
Приказ «Об утверждении порядка наделения иных некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 21 декабря 2015 г. № 1218 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41504 от 23 марта 2016 г.)
Приказ «Об утверждении формы бланка удостоверения о награждении знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»