ФЗ 189 ст 16

Содержание

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

(Извлечение)

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Статья 2

Внести в статью 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15; N 52, ст. 5597) следующие изменения:

1) слово «Орган» заменить словами «1. Орган», после слова «проводит» дополнить словами «до 1 мая 2008 года», дополнить предложением следующего содержания: «Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.»;

2) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.».

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 19-КГ17-11 Требование: О возложении обязанности снести самовольную постройку. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком на арендуемом земельном участке самовольно возводится объект капитального строительства — жилой многоквартирный дом без получения разрешительных документов на строительство с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку вывод суда об отсутствии достаточных оснований для признания возведенного ответчиком строительного объекта самовольным строением, подлежащим сносу, сделан без надлежащей оценки обстоятельств, указанных истцом в обоснование своих требований, что свидетельствует о существенном нарушении судом ГПК РФ.

Пунктом 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2017 N 305-КГ17-3703 по делу N А40-139083/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации для эксплуатации нежилого здания магазина и в отсутствие доказательств того, что собственниками этого здания являются иные лица помимо заявителя.

При рассмотрении дела суд руководствовался статьями 7, 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статьями 16, 17, 19, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 16, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 18-КГ17-21 Требование: О сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчики являются собственниками земельного участка, на котором с нарушением градостроительных норм возведено самовольное строение. Встречное требование: О признании права собственности на объекты незавершенного строительства. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку судом не установлено, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами.

Установив, что на земельном участке возведены два объекта: трехэтажный дом, обозначенный литерой «Б», общей площадью <…> кв. м и трехэтажный дом под литерой «В» общей площадью <…> кв. м, суды не определили, может ли зона «ОД.1» использоваться для застройки соответствующими объектами, а также то, отвечают ли признакам индивидуального жилого дома, перечисленным в статьях 15 — 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, возведенные объекты.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 305-КГ16-21379 по делу N А41-90408/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали основания для включения понесенных заявителем расходов в состав профессиональных налоговых вычетов.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 210, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным решения инспекции в оспариваемой заявителем части.

Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2016 N 304-КГ16-19073 по делу N А46-308/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 16, 30, 37, 135, 153, 154, 156, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что товариществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заинтересованным лицом доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, Жилищному кодексу РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2016 N 305-КГ16-16484 по делу N А41-82271/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании бездействия, обязании принять жилые дома в муниципальную собственность. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении квартир, расположенных в спорных жилых домах, зарегистрировано право собственности граждан, что исключает возможность передачи домов в муниципальную собственность.

При этом, исходя из положений статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», установив, что в отношении квартир, расположенных в спорных жилых домах, зарегистрировано право собственности граждан, что исключает возможность передачи домов в муниципальную собственность, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества «БЭЗ» в полном объеме.

Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 307-ЭС16-15801 по делу N А56-58386/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о признании частично недействительным договора электроснабжения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в отсутствие законодательного запрета согласование сторонами в договоре размера неустойки за просрочку денежного обязательства само по себе не могло служить основанием для признания этого условия недействительным.

Суд округа в своих выводах руководствовался статьями 1, 4, 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах».

«Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

«Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)

Вместе с тем к жилым помещениям ЖК РФ относит не только комнату, но и жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры (ч. 1 ст. 16).

Таким образом, имеет место неясность требования, содержащегося в исполнительном документе, что в соответствии с ч. 1 ст. 433 ГПК РФ, является поводом для обращения в том числе и судебного пристава-исполнителя в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа.

Определение Верховного Суда РФ от 23.08.2016 N 33-КГ16-11 Требование: Об обязании не препятствовать в пользовании жилым помещением, снять с кадастрового учета земельный участок и установить его в прежних границах, признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка, договоров купли-продажи и передачи части домовладения в собственность, аннулировании в ЕГРП сведений о государственной регистрации права общей долевой собственности на доли недвижимости. Обстоятельства: Истец указывает на то, что, предоставив прежнему жильцу квартиры в собственность часть жилого дома с надворными постройками, а затем сформировав отдельный земельный участок, орган местного самоуправления нарушил закон. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку выводы суда о статусе жилого дома как отдельно стоящего малоквартирного дома усадебного типа и возможности признания квартиры частью жилого дома ошибочны, основаны на неправильном толковании и применении норм материальног

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Разъяснение прокурора статьи 36 Жилищного кодекса РФ и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившими случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их.

Согласно ч.3 ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-ПП вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч.1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Резюмируя вышесказанное:

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

В СНиП 2.07.01-89 говориться, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.

29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Статья 1

Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

Статья 2

1. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года:

1) Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 883);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 884);

3) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 года N 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 36, ст. 1023);

5) абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 50, ст. 1467);

6) статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 года N 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 47, ст. 1493);

8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 года N 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619);

9) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 года N 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 26, ст. 642);

10) статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

11) Закон РСФСР от 6 июля 1991 года N 1552-I «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963);

12) пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

13) Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 99);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 100);

15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

16) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

17) пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);

18) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 147);

19) Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963);

20) Федеральный закон от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 1913);

21) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467);

22) Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 876);

23) Федеральный закон от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 25, ст. 3042);

24) Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3485);

25) Федеральный закон от 17 апреля 2001 года N 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647);

26) абзац девяносто восьмой статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

27) пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

28) пункты 4, 10, 17-22 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

29) статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

30) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135);

31) статью 4 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2);

32) статью 1 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1750);

33) статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089);

34) статью 22 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 14-ФЗ)

Статья 3

С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации:

2) Постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5151-Х «О введении в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 835);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 года N 6151-Х «О порядке введения в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 49, ст. 1286).

Статья 4

1. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Статья 5

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5.1 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Статья 6

1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 159-ФЗ)

Статья 8

1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Статья 9

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 10 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры «681,» исключить;

2) в части второй статьи 679, в части первой статьи 680, в пункте 2 статьи 685 слова «о норме жилой площади на одного человека» заменить словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

Статья 12

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,».

Статья 13

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 14 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Статья 16

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 191-ФЗ, от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.1. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.2. О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

2. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

Статья 19

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Статью 19 признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П).

Статья 20

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

Статья 21

Обеспечение жилищных прав собственника (нанимателя) жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не определено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Статья 22

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, а также особенности предоставления жилого помещения по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ)

Статья 23

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма при изъятии указанных жилых помещений и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

Статья 24. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 100-ФЗ)

До установления законом субъекта Российской Федерации порядка определения органами местного самоуправления дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, максимального размера этого дохода и стоимости такого имущества в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный порядок может быть установлен актом представительного органа местного самоуправления.

Статья 26 (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реновации жилищного фонда, особенности управления многоквартирным домом, строительство которого осуществлялось в целях реновации, особенности использования взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда, и особенности применения статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым осуществляется реновация жилищного фонда, и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 156-ФЗ)

Статья 27 (в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 156-ФЗ)

Установить, что в 2020 году годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья, предусмотренные в части 1 статьи 45 и части 1.1 статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводятся в срок до 1 января 2021 года. В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание проводится в срок до 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

Постатейный к жилищному кодексу

Нормативныеправовые акты

Конституция- Конституция Российской Федерации,принята всенародным анием 12декабря 1993 года.

Вводныйзакон — Федеральный закон от 29 декабря2004 года N 189-ФЗ «О введении в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации».

АПКРФ — Арбитражный процессуальный кодексРоссийской Федерации от 24 июля 2002 года.

ГКРФ — Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, часть первая от 30 ноября 1994г.; часть вторая от 26 января 1996 г.; частьтретья от 26 ноября 2001 г.

ГПКРФ — Гражданский процессуальный кодексРоссийской Федерации от 14 ноября 2002года.

Градостроительныйкодекс — Градостроительный кодекс РФот 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.

Градостроительныеправила г. Москвы — Закон г. Москвы от 3октября 2001 года N 64 «О градостроительныхнормативах и правилах города Москвы»(с изменениями и дополнениями от 12февраля 2003 года).

Распоряжениео перепланировке мэра г. Москвы -распоряжение мэра г. Москвы от 11 ноября1994 года N 560-РМ «Об упорядочении переводажилых помещений в нежилой фонд иоформления документов о разрешенииперепланировки жилых и нежилых помещенийв жилых домах» (с изменениями от 31июля 1995 года).

ЖК1983 г. — Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня1983 года.

Закон»О банкротстве» — Федеральный законот 26 октября 2002 года «О несостоятельности(банкротстве)».

Законг. Москвы «О перепланировке помещений»- Закон г. Москвы от 29 сентября 1999 годаN 37 «О порядке переустройства помещенийв жилых домах на территории городаМосквы».

Законо страховании — Закон РФ от 27 ноября 1992года «Об организации страхового делав Российской Федерации» (в ред. от 31декабря 1997 года).

Законо приватизации — Закон РФ от 4 июля 1991года N 1541-1 «О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации» (в ред.от 29 декабря 2004 года).

Законо государственной регистрации прав -Федеральный закон от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделокс ним» (в ред. от 30 декабря 2004 года).

ЗКРФ — Земельный кодекс Российской Федерацииот 25 октября 2001 года.

КоАПРФ — Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от30 декабря 2001 года.

Кодекс- Жилищный кодекс Российской Федерацииот 29 декабря 2004 года.

НКРФ — Налоговый кодекс РоссийскойФедерации, часть первая от 31 июля 1998года; часть вторая от 5 августа 2000 года.

Основы- Закон РФ от 24 декабря 1992 года «Обосновах федеральной жилищной политики».

Положениео порядке признания жилых домовнепригодными для проживания — ПостановлениеПравительства РФ от 4 сентября 2003 годаN 552 «Об утверждении Положения о порядкепризнания жилых домов (жилых помещений)непригодными для проживания».

Правилапожарной безопасности — Приказ МЧС РФот 18 июня 2003 года N 313 «Об утвержденииПравил пожарной безопасности в РоссийскойФедерации (ППБ 01-03)», принятый всоответствии с ФЗ РФ от 21 декабря 1994года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Правилапользования помещениями — Правилапользования жилыми помещениями,содержания жилого дома и придомовойтерритории в РСФСР, утв. ПостановлениемСовета Министров РСФСР от 25 сентября1985 года N 415 (в ред. от 23 июля 1993 года).

ПостановлениеПравительства г. Москвы от 8 февраля2005 года N 73-ПП «О порядке переустройствапомещений в жилых домах на территориигорода Москвы».

ПостановлениеПравительства РФ от 19.06.2002 года N 439 (вредакции Постановления ПравительстваРФ от 26 февраля 2004 года N 110).

ПостановлениеПравительства РФ от 26 сентября 1997 годаN 1223 «Об утверждении Положения обопределении размеров и установленииграниц земельных участков в кондоминиумах».

СКРФ — Семейный кодекс Российской Федерацииот 29 декабря 1995 года.

ТКРФ — Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30 декабря 2001 года.

УКРФ — Уголовный кодекс Российской Федерацииот 24 мая 1996 года.

Учетжилищного фонда — ПостановлениеПравительства РФ от 13 октября 1997 годаN 1301 «О государственном учете жилищногофонда в Российской Федерации».

Федеральныйзакон РФ от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «Обухгалтерском учете».

Федеральныйзакон от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ «Ожилищных накопительных кооперативах».

Федеральныйзакон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральныйзакон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Обисполнительном производстве».

Федеральныйзакон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях».

ФЗРФ «О товариществах собственниковжилья» от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ.

Официальныеиздания

БНА(СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень нормативныхактов министерств и ведомств СССР,РСФСР, РФ;

БВС(СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень ВерховногоСуда СССР, РСФСР, РФ;

ВестникВАС РФ — Вестник Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации;

Вестникмэрии Москвы;

ВКС- Вестник Конституционного Суда РоссийскойФедерации;

РГ- «Российская газета»;

САППРФ — Собрание актов Президента иПравительства Российской Федерации;

СЗРФ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации;

СП(СССР, РСФСР, РФ) — Собрание постановленийСовета Министров (Правительства) (СССР,РСФСР, РФ).

Прочиесокращения

гл.- глава;

др.- другие;

п.- пункт;

см.- смотри;

ст.- статья;

стр.- страница, страницы;

т.д.- так далее;

т.е.- то есть;

т.п.- тому подобное;

утв.- утверждено, утвержденное;

ФЗ- федеральный закон;

ч.- часть.

189 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

После образования Российской Федерации в 1991 году, на её территории вплоть до 2004 года действовал Жилищный Кодекс РСФСР, несмотря на изменение политической и экономической ситуации. Перед вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ, был принят вводный закон, который отменил действие старых и несоответствующих современной действительности законодательных актов.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 декабря 2004 года и одобрен Советом Федерации спустя два дня. Президент подписал законодательный акт, после чего он вступил в силу 29 декабря 2004 года.

Данный закон направлен на упразднение Жилищного Кодекса РСФСР и других законодательных актов, которые не совместимы с современным уставом Российской Федерации. Он стал вводным законодательством, подготовившим почву для принятия нового Жилищного Кодекса РФ, который вступил в силу 1 марта 2005 года.

В настоящее время ФЗ-189 регулирует основы взаимодействия Жилищного Кодекса Российской Федерацией с другими законодательными документами и поясняет пересекающиеся и спорные положения с целью устранения неправильного или двоякого толкования.

Изменения, внесенные в 189 ФЗ

Последние поправки ФЗ-189 состоялись 1 июля 2017 года.

В ходе изменений была добавлена статья 26, которая предусматривает, что компетенции собрания собственников жилого дома во время исполнения программы реновации жилищного фонда определяются тем федеральным законодательством, в соответствии с которых данная программа реализуется.

Ряд статей были признаны утратившими силу, а именно:

  • Статья 10 была упразднена 1 марта 2015 года;
  • Статья 14 отменена 1 сентября 2006 года;
  • Статья 17 утратила силу 3 июля 2016 года.

Статья 7 настоящего законодательства предусматривает использование положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма для определения порядка предоставления в пользование жилых помещений, которые ранее находились в государственной собственности и использовались в качестве общежитий.

Также читайте о последних изменениях в законе о пенсионном обеспечении. Подробности по ссылке:

Статья 16 вводного закона к ЖК РФ состоит из следующих положений:

  • Все недвижимые объекты имущества, находящиеся на территории многоэтажного жилого дома и относящиеся к его составу, являются общей долевой собственностью владельцев жилой площади в данном строении;
  • Если земельные участки, на которых располагаются жилые дома с прилегающими постройками, были внесены в кадастровый реестр до вступления в силу ЖК РФ, переходят в общую долевую собственность владельцев квартир многоэтажного жилого дома;
  • Если территория, со всеми находящимися на ней недвижимыми объектами, не была сформирована до вступления в силу Жилищного Кодекса, собрание собственников может уполномочить ответственное лицо, которое обратится в соответствующие органы с заявлением об оформлении земельного участка в соответствии с новым законодательством;
  • Формирование земельного участка осуществляют государственные органы власти и уполномоченные местные органы самоуправления;
  • Земельный участок с находящимся на нём жилым домом и всеми принадлежащими ему постройками передаётся в общую долевую собственность владельцев сразу после осуществления процедуры госрегистрации в кадастровом реестре;
  • Выдача документов на эксплуатацию жилого дома и относящихся к нему недвижимых объектов, которые были построены или восстановлены после вступления в силу ЖХ РФ, производится только после регистрации участка земли, на котором располагается недвижимость, в едином государственном реестре недвижимости.
  • На земельный участок может быть наложено обременение, если возникает потребность беспрепятственного доступа посторонних лиц к расположенным на нём жилым зданиям и другим объектам недвижимости.

Статья 19 вводного закона ЖК РФ предусматривает, что положение части 4 статьи 31 Жилищного Кодекса, которое устанавливает порядок раздела совместного имущества при прекращении семейных отношений владельцев, не распространяется на бывших членов семьи, если при приватизации они обладали равными правами пользования имуществом.

Скачать текст закона о введении в действие жилищного кодекса

Для подробного изучения положений Федерального закона № 189-ФЗ от 24.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” рекомендуется скачать текст документа, содержащий последние изменения и поправки, по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Фз о введении в действие жилищного кодекса

Вплоть до декабря 2004 года на территории РФ всё ещё действовал Жилищный Кодекс РСФСР, который был принят в 1984 году.

Положения этого кодекса, разумеется, устарели и пришли в несоответствие с современной экономикой и политической ситуацией Российской Федерации.

Требовались определённые реформы в соотношении с этими факторами.

Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» N 189-ФЗ1 был принят 29 декабря 2004 года, в то время как дата непосредственного введения действительного Жилищного Кодекса Российской Федерации — 1 марта 2005 года.

Этот вводный закон упразднил действие ЖК РСФСР, также утратил силу закон о собственнических товариществах и основы ЖК Законодательства СССР, так как многие его нормативные акты были признаны противоречащими нынешнему уставу РФ.

Закон о введении в действие ЖК РФ регламентирует взаимодействие современного жилищного кодекса с иными нормативными актами. Таким образом, 189 ФЗ даёт чёткие пояснения по вопросам актуального кодекса. Рассмотрим положение статей 7, 16 и 19.

Статья 16 вводного закона к ЖК РФ

Согласно первому пункту ст. 16 189 ФЗ, земельная территория, на которой выстроен многоквартирный дом, все прилегающие к нему пристройки и прочая недвижимость представляет собой общую долевую собственность всех жильцов.

Второй пункт говорит о том, что всё недвижимое имущество, прилегающее к жилому дому, и расположенное на земельном участке, на котором стоит дом, было сформировано до вступления действующего ЖК, при условии проведения в его отношении кадастрового учёта, также переходит в общие долевые владения собственников.

Необходимо помнить, что некоторые пункты рассматриваемой статьи были признаны несоответствующими как другим статьям вводного закона, так и непосредственно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, часть третья была признана не нормативной, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, в связи с её конституционными несоответствиями и разногласиями со статьями статьям 19 (пункт 1), 35 (пункты 1 и 2).

Согласно её тексту, любое лицо из числа собственников жилья в многоквартирном доме могло обратиться в местные самоуправленческие органы с просьбой о создании земельного участка на территории дома.

Это было осуществимо исключительно на основании согласия других собственников, если недвижимость на его территории была основана до вступления в силу нынешнего ЖК РФ.

Таким образом, формированием земельного участка на территории жилого многоквартирного дома занимаются органы государственной власти (п. 4).

Текст части 6 указывает на нормативные меры в случае, если недвижимость была создана или подвергнута реконструкции (включая косметический ремонт) после вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации). Подобные объекты могут быть одобрены приёмной комиссией только после совершения манипуляций по точному измерению территориальных участков, на которых расположены указанные строения.

Запрет на дополнительную эксплуатацию территориальных объектов, на которых расположены многоквартирные строения, не может быть наложен в ряде случаев.

Например, когда подобные действия являются необходимыми для оказания облегчённого доступа хозяев жилья к любому объекту принадлежавшей им долевой недвижимости (пункт 7).

Таким образом, статья 16 регламентирует правовые взаимоотношения собственников многоквартирного жилищного фонда, и в то же время раскрывает правовой аспект владения помещениями и земельными площадками в подобном доме.

Ознакомьтесь Изменения в законе о тахографах на грузовые автомобили

Статья 19 вводного закона ЖК РФ

Согласно рассматриваемой статье, действие ст. 31 Кодекса ЖК РФ не относится к лицам, ранее являвшимися членами семейства собственниками приватизированного жилья. Но только в том случае, если в момент приватизации помещения указанные граждане имели равные права на приватизируемую недвижимую собственность.

Напомним, что в части 4 статьи 31 действующего жилищного кодекса указывается, что в случае разрыва семейных отношений (например, в результате бракоразводного процесса), собственник жилого помещения имеет право не сохранять право пользования квартирой за бывшими родственниками. Если за ними нет дополнительного соглашения, подтверждённого нотариально.

Статья 19, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 5-П, частично признана не соответствующей конституции

Вводный закон к жк рф

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2004 г.

Новый Жилищный кодекс вводится в действие с 1 марта 2005 г.

С этой же даты утрачивают силу Жилищный кодекс РСФСР, Законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О товариществах собственников жилья» с изменениями и дополнениями. С 1 марта 2005 г.

признаются не действующими на территории Российской Федерации Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г.

Действующие на территории РФ законы и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с Жилищным кодексом применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу.

Ранее изданные нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К ранее возникшим жилищным отношениям Жилищный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением ряда случаев.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты сохраняется ранее установленный порядок предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 г. преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2005 г. N 1, в «Парламентской газете» от 15 января 2005 г. N 7-8, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 15

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г.

N 5-П статья 19 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г.

N 12-П часть 3 статьи 16 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ

Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.