ФСС 02

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»; Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации; Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

С начала этого года выездные проверки по страховым взносам проводят фонды, а не ФНС России. Но в итоге доначисления могут коснуться не только страховых взносов (за 2010 г.), но и ЕСН (2008, 2009 гг.). В учете эти корректировки нужно отражать по-разному.

Выездные проверки по страховым взносам, которые входили в состав ЕСН (т.е. за 2008 и 2009 гг.), могут проводить только налоговики. И лишь они имеют право взыскивать суммы недоимки, пеней и штрафов по ЕСН за эти периоды*(1).

Тем не менее ФСС России имеет право проверить расчет пособий за 2008 и 2009 годы*(2). В результате очень часто выявляются ошибки, которые влекут за собой доначисление суммы ЕСН за эти периоды. Например, если из-за неправильно оформленных больничных листков фонд не принимает к зачету выплаченные по ним пособия.

Пособия, выплаченные в 2008 или 2009 году

Нарушения в оформлении больничных листов, на которые при проверке обращают внимание специалисты ФСС России, перечислены в пункте 60 Методических указаний. В частности, это могут быть:

— незаверенные исправления;
— отсутствие важных сведений: о причине нетрудоспособности, месте работы и т.д.;
— нарушение процедуры выдачи или продления больничного листка и т.д.

Если в ходе ревизии больничных листов по формальному признаку проверяющие из фонда нашли нарушения, они могут дать возможность компании устранить их в ходе проверки или принять меры в отношении медицинского учреждения, которое выдало эти больничные*(3).

Но возможен и более жесткий вариант: ФСС России имеет право отказать фирме в возмещении расходов по этим больничным листкам*(4). Обычно это происходит, когда нарушения носят неустранимый характер (например, у медицинской организации, которая выдала больничный лист, отсутствует лицензия).

В этом случае фирме необходимо внести корректировки в бухгалтерский учет и в раздел 1 формы 4-ФСС, а также представить в налоговую инспекцию «уточненку» по ЕСН. Сделать это нужно на основании решения ФСС России о непринятии к зачету расходов. Это решение в течение 10 дней после вынесения проверяющие направляют в налоговую инспекцию, где фирма состоит на учете*(5).

Обратите внимание: корректировки, которые фирма должна внести в бухгалтерский учет, будут зависеть от того, кто возьмет на себя ответственность за непринятые расходы — конкретные сотрудники или же сама фирма*(6).

В первом случае работники могут обратиться в лечебное учреждение за дубликатом больничного или внесением в него исправлений. Законодательством не установлен период, в течение которого «дефектные» больничные листы могут заменяться новыми*(7). И, если допущенные ошибки будут исправлены, ФСС России должен будет принять к вычету выплаченные по ним пособия*(8).

Если же сотрудники, которым были выданы эти больничные листы, уже уволились, то, вероятно, фирме придется взять расходы на себя. Ведь такой документ, как больничный лист, может быть выдан только человеку, на имя которого он выписан, при предъявлении паспорта или заменяющего его документа*(9).

Рассмотрим на примере, какие корректировки нужно внести в учет в этих ситуациях.

Пример
В 2011 г. ФСС России проверил у фирмы расчет пособий и за 2009 г. не принял расходы из-за ошибок в больничных листах на общую сумму 7500 руб., а также доначислил в связи с этим пени и штрафы — 1800 руб.

Ситуация 1. Компания решила списать расходы за свой счет.

Дебет 91-2 Кредит 69 субсчет «ФСС»
— 7500 руб. — отражены расходы, необоснованно возмещенные за счет ФСС России.
Поскольку эти расходы не учитываются при расчете налога на прибыль, у фирмы возникает постоянная разница, которая образует ПНО за соответствующий отчетный период (при условии, что учет ведется с применением ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 1500 руб. (7500 руб. х 20%) — отражено ПНО.
Сумма пеней и штрафов (1800 руб.) ПНО не образует, поскольку в налоговом и в бухгалтерском учете в составе расходов не учитывается. В бухгалтерском учете она списывается в качестве убытка (п. 83 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н):
Дебет 99 Кредит 69 субсчет «Штрафные санкции»
— 1800 руб. — доначислены пени, штрафы.

Также фирма должна подать уточненную декларацию по ЕСН за 2009 г. и внести исправления в раздел 1 расчетной ведомости N 4-ФСС за 2011 г.

Обратите внимание: декларация по ЕСН подается по форме, действующей в 2009 г. А «уточненку» по форме 4-ФСС за 2009 г. подавать не нужно. Исправления фирма должна внести в форму 4-ФСС за текущий период (письмо ФСС России от 28.01.2010 N 02-02-01/08-33л).

Ситуация 2. Компания решила списать расходы за счет сотрудников.

Дебет 70 (73) Кредит 69 субсчет «ФСС»
— 7500 руб. — расходы по непринятым больничным листам отнесены за счет сотрудников;
Дебет 99 Кредит 69 субсчет «Штрафные санкции»
— 1800 руб. — доначислены пени, штрафы.
Кроме того, нужно подать уточненную декларацию по ЕСН и внести исправления в форму 4-ФСС (см. ситуацию 1).
Если впоследствии сотрудники представят дубликаты этих больничных листов (или внесут исправления в установленном порядке), то фирма сделает сторнирующую проводку:
Дебет 70 (73) Кредит 69 субсчет «ФСС»
— 7500 руб. — сторнированы расходы (на основании исправленного больничного листка или его дубликата).

В ходе проверки может возникнуть и такая ситуация: больничный лист оформлен правильно, сумма пособия рассчитана верно, но увеличено число дней, оплаченных за счет ФСС России. В этом случае излишне возмещенные фондом суммы компания может включить в налоговые расходы как обычную оплату больничного*(10). Правда, тогда эти расходы будут относиться к убыткам прошлых лет*(11).

Пример
В 2011 г. ФСС России провел проверку фирмы и за 2009 г. выявил завышение расходов по больничному листку, возмещенному за счет фонда. При этом сама сумма пособия была рассчитана правильно. Сумма превышения составила 10 000 руб.
Дебет 69 Кредит 70
— 10 000 руб. — сторнированы расходы за счет ФСС России;
Дебет 91-2 Кредит 70
— 10 000 руб. — отражены расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году.
В этом случае фирма имеет право подать «уточненку» по налогу на прибыль за 2009 г. Уточненную декларацию по ЕСН подавать не нужно, так как в данном случае ошибка не повлекла за собой изменение суммы налога. Уточнять расчет за 2009 г. по форме 4-ФСС также не нужно. Исправления вносятся в текущем периоде.

Если период проверки — 2010 год

С 1 января 2010 года расчеты по страховым взносам компании представляют в территориальные органы ПФР и ФСС России*(12). Выездные проверки по страховым взносам теперь тоже проводят сотрудники этих фондов, причем совместно*(13).

То есть в 2011 году ФСС России может проверить не только расходование фирмой средств на выплату пособий, но и правильность начисления и уплаты страховых взносов за 2010 год. Кроме того, фонд имеет право взыскать все доначисленные суммы за этот период, включая пени и штрафы.

Обратите внимание: если выявлены ошибки, которые привели к занижению суммы страховых взносов в 2010 году, компания должна подать «уточненку» по форме 4-ФСС за этот период*(14).

Пример
В 2011 г. ФСС России провел проверку фирмы и за 2010 г. не принял расходы из-за отсутствия больничных листков на сумму 8000 руб. Фирма согласилась с доначислениями.
Дебет 91-2 Кредит 69 субсчет «ФСС»
— 8000 руб. — отражены расходы, необоснованно возмещенные за счет ФСС России (убытки прошлых лет);
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 1600 руб. (8000 руб. х 20%) — отражено ПНО.
Также фирма должна представить уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2010 г.

О финансовом обеспечении предупредительных мер

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 августа 2020 года N 02-09-11/12-05-19094

О финансовом обеспечении предупредительных мер

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) направляет разъяснения по приказу Минтруда России от 23.06.2020 N 365н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н» (далее, соответственно, — приказ N 365н, Правила). Изменения, внесенные приказом N 365н в Правила, вступают в силу 04.08.2020 и действуют до 31.12.2020.

Согласно приказу N 365н в 2020 году в условиях реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 01.10.2020.

Приказом 365н на 2020 год расширен перечень предупредительных мер путем включения мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данные мероприятия реализуются в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзором).

Реализация мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы) в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее — предупредительные меры) применяется для всех работников независимо от условий труда на их рабочих местах. Обращаем внимание, что проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 осуществляется только в рамках тестирования работников на COVID-19.

Объем средств, направляемых на указанные цели, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Изменения в Правила предусматривают неприменение к средствам профилактики и защиты от коронавирусной инфекции требования об исключительно отечественном происхождении и предоставлении по ним копий заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Для обоснования финансового обеспечения мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) страхователь представляет перечень мероприятий, разработанный с учетом рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди работников, данных Роспотребнадзором.

Кроме того, при приобретении средств индивидуальной защиты страхователь представляет перечень приобретаемых средств с указанием их количества, стоимости и количества работников, обеспеченных указанными средствами в соответствии с нормами выдачи, рекомендованными Роспотребнадзором.

Согласно требованиям Роспотребнадзора к организации лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), лабораторные работы могут проводиться исключительно в лабораториях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности (патогенности) (письмо Роспотребнадзора от 06.03.2020 N 02/3739-2020-32).

В целях единообразной формы отчета Фонд считает целесообразным довести до сведения страхователей рекомендуемую форму отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приложение 1).

В настоящее время разрабатываются альбомы форм, которые будут дополнительно доведены для сведения и использования в работе:

— об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

— сводного отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Указанные альбомы форм следует предоставлять в Департамент страхования профессиональных рисков в электронном виде (формат Excel) по адресу: n.novoselova@fss.ru.

С учетом продления сроков подачи страхователями в 2020 году заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, срок представления информации о результатах рассмотрения региональными отделениями Фонда заявлений страхователей и принятых решениях о направлении средств на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер продлевается до 1 ноября 2020 года.

А.Г.Кошелев

Приложение 1

Форма отчета составляется страхователем нарастающим итогом с начала года и представляется в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации одновременно с формой расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения
(форма 4-ФСС)

Заполняется в рублях и копейках

ОТЧЕТ
об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

за ___________ 20___ год
(отчетный период)

(наименование страхователя, адрес, регистрационный номер, код ОКВЭД)

Таблица 1

Проведение специальной

Реализация мероприятий по

Обучение по охране труда

Приобретение работникам,

Санаторно-
курортное

Проведение обязательных

Обеспечение работников

Приобретение страхователями,

Приобретение страхова-

Приобретение страхова-

Приобретение отдельных

Приобретение отдельных

Санаторно-
курортное

Реализация мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Итого расходов

оценки условий труда

приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производст-
венных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезврежи-
вающих средств

лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производст-
венными факторами

периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производст-
венными факторами

лечебно-
профилакти-
ческим питанием

работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры)

телями, осуществ-
ляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)

телями аптечек для оказания первой помощи

приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах

приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безоп-го ведения работ, в т.ч. горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном произ-
ном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безоп-му произ-ву работ, а также хранение результатов такой фиксации

лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законода-
тельством

Приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа — респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов

Приобре-
тение дезинфи-
цирующих салфеток и (или) дезинфи-
цирующих кожных антисепти-
ков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудо-
вания) для обработки рук указанными антисепти-
ками

Приобретение устройств (оборудо-
вания), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфи-
цирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей

Приобретение устройств (оборудо-
вания) для бесконтакт-
ного контроля температуры тела работника и (или) термометров

Проведение лабора-
торного обследо-
вания работников на COVID-19

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Таблица 2

Общее число

Численность работников,

Прове-
дение специаль-

Реализация мероприятий по

Обуче-
ние по

Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или)

Санаторно-
курортное

Проведение обязательных

Обеспе-
чение

Приобре-
тение страхо-

Приобре-
тение страхо-

Приобре-
тение

Приобре-
тение

Приобре-
тение

Санаторно-
курортное

Реализация мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

застрахо-
ванных (чел.)

занятых на работах с вредными и (или) опасными производст-
венными факторами (чел.)

ной оценки условий труда

приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производст-
венных факторов на рабочих местах в соответствие с государст-
венными нормативными требованиями охраны труда

охране труда

опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезврежи-
вающих средств

лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производст-
венными факторами

периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производст-
венными факторами

работ-
ников лечебно-
профилак-
тическим питанием

вателями, работники которых проходят обяза-
тельные предсменные и (или) предрей-
совые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры)

вателями, осуществ-
ляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)

страхова-
телями аптечек для оказания первой помощи

отдельных приборов, устройств, оборудо-
вания и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, обору-
дования, непосредст-
венно предназна-
ченных для обеспе-
чения безопас-
ности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках техноло-
гических процессов, в том числе на подземных работах

отдельных приборов, устройств, обору-
дования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, обору-
дования, непосредст-
венно обеспечи-
вающих проведение обучения по вопросам безоп-го ведения работ, в т.ч. горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном произ-ном объекте и (или) дистан-
ционную видео- и аудиофик-
сацию инструкта-
жей, обучения и иных форм подготовки работников по безоп-му произ-ву работ, а также хранение результатов такой фиксации

лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответ-
ствии с пенсион-
ным законода-
тельством

Приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа — респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов

Приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками

Приобретение устройств (оборудо-
вания), в том числе рециркуля-
торов воздуха, и (или) дезинфи-
цирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей

Приобре-
тение устройств (оборудо-
вания) для бесконтакт-
ного контроля темпера-
туры тела работника и (или) термо-
метров

Прове-
дение лабо-
ратор-
ного обсле-
дования работ-
ников на COVID-19

Общее коли-
чество рабо-
чих мест

Коли-
чество рабо-
чих мест, на которых прове-
дена

Общее коли-
чество рабо-
чих мест

Коли-
чество рабочих мест, на которых прове-
дены меро-

Число застра-
хован-
ных, про-
шедших обуче-
ние по

Общее коли-
чество приоб-
ретен-
ных средств инди-

Число застрахованных, обеспеченных средствами индивидуальной защиты за счет страховых взносов (чел.)

Число застрахованных, прошедших санаторно-
курортное лечение за счет страховых взносов (чел.)

Всего, число застра-
хован-
ных, подле-
жащих перио-

Число застра-
хованных, прошед-
ших перио-
дические меди-

Число застра-
хованных, обеспе-
ченных лечебно-
профи-
лакти-

Количество приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры

Количество транспорт-
ных средств, которые оснащены тахографами за счет страховых

Коли-
чество приобре-
тенных и (или) укомплек-
тованных аптечек

Количество приобре-
тенных приборов, устройств, оборудо-
вания, непосред-

Количество приобре-
тенных приборов, устройств, оборудо-
вания, непосред-

Число застра-
хованных (предпен-
сионеров и пенсио-
неров), прошедших

Общее коли-
чество приоб-
ретен-
ных средств индиви-

Число застра-
хован-
ных, обеспе-
ченных средст-
вами

Общее коли-
чество приоб-
ретен-
ных дезин-
фици-

Число застра-
хован-
ных, обеспе-
ченных дезин-
фици-

Количество приобретен-
ных устройств (оборудо-
вания), в том числе рециркуля-
торов воздуха,

Количество приобре-
тенных устройств (обору-
дования) для бесконтакт-

Число застра-
хован-
ных, про-
шедших лабо-
ратор-

специ-
альная

приятия по приве-

охране труда за

виду-
альной

Всего

в том числе получивших:

Всего

В том числе:

дичес-
ким меди-

цинские осмотры

ческим питанием

или алкометры) за

взносов

для оказания

ственно предназ-

ственно обеспе-

санаторно-
курортное

дуаль-
ной

индиви-
дуаль-

рующих салфе-

рующими салфет-

и (или) дезинфи-

ного контроля

ные обсле-

оценка условий труда за счет стра-
ховых взносов (раб. мест)

дению уровней воз-
дейст-
вия вредных и (или) опасных произ-
водст-
венных факто-
ров на рабочих местах в соответ-
ствие с государ-
ствен-
ными норма-
тивными требо-
ваниями охраны труда за счет стра-
ховых взносов (раб. мест)

счет стра-
ховых взносов (чел.)

защиты за счет стра-
ховых взносов

проф-
заболе-
вание

произ-
водст-
венную травму

полу-
чивших проф-
заболе-
вание

цинским осмот-
рам (обсле-
дова-
ниям) (чел.)

(обсле-
дования) за счет страховых взносов (чел.)

за счет страховых взносов (чел.)

счет страховых взносов

первой помощи за счет страховых взносов

наченных для обеспе-
чения безопас-
ности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках техноло-
гических процессов, за счет страховых взносов

чивающих проведение обучения по вопросам безопас-
ного ведения работ, за счет страховых взносов

лечение за счет страховых взносов (чел.)

защиты за счет страхо-
вых взносов

ной защиты за счет страхо-
вых взносов (чел.)

ток и (или) дезин-
фици-
рующих кожных анти-
септиков для обра-
ботки рук работ-
ников и дози-
рующих уст-
ройств (обору-
дования) для обра-
ботки рук указан-
ными анти-
септи-
ками за счет страхо-
вых взносов

ками и (или) дезин-
фици-
рующи-
ми кожными анти-
септи-
ками для обра-
ботки рук работ-
ников и дози-
рую-
щими устрой-
ствами (обору-
дова-
нием) для обра-
ботки рук указан-
ными анти-
септи-
ками за счет стра-
ховых взносов (чел.)

цирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей за счет страховых взносов

темпе-
ратуры тела работника и (или) термо-
метров за счет страховых взносов

дования на COVID-19 за счет стра-
ховых взносов (чел.)

Руководитель

Главный бухгалтер

(подпись)

(Ф.И.О.)

(подпись)

(Ф.И.О.)

«____» ___________ 20___ год

Ф.И.О. исполнителя тел. N ____________________

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 января 1995 года N 1

Об утверждении положения об отделении Фонда
социального страхования Российской Федерации

(с изменениями на 25 июня 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления ФСС РФ от 6 апреля 2004 года N 32
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ФСС России от 17 сентября 1996 года N 157;

постановлением ФСС России от 25 июня 1999 года N 33.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Положение об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, одобренное Правлением Фонда социального страхования Российской Федерации (протокол от 5 декабря 1994 года N 3).

2. Установить, что в связи с принятием настоящего Положения все ранее принятые положения об отделениях Фонда утрачивают силу.

3. Направить Положение об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес региональных и центральных отраслевых отделений Фонда для руководства и использования в практической работе.

Председатель Фонда
Ю.П.Шатыренко

Положение об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Фонда
социального страхования
Российской Федерации
от 5 января 1995 года
N 1

(с изменениями на 25 июня 1999 года)

I. Общие положения

1.1. Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации* является исполнительным органом Фонда и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями, иными решениями Фонда и настоящим Положением.

________________
* В дальнейшем отделение Фонда.

1.2. Отделение Фонда осуществляет оперативное управление средствами социального страхования и переданными Фонду санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов Российской Федерации (региональное отделение Фонда) или в отдельных отраслях хозяйства (центральное отраслевое отделение Фонда) (пункт в редакции постановления Фонда социального страхования РФ от 17 сентября 1996 года N 157).

1.3. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении отделения Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат, хранятся в банках на текущем счете по социальному страхованию. Текущий счет открывается (закрывается) председателем Фонда либо подчиненными ему должностными лицами (заместителями председателя Фонда, управляющим отделением Фонда) на основе права, предоставленного им распоряжением председателя Фонда (пункт в редакции постановления Фонда социального страхования РФ от 17 сентября 1996 года N 157).

1.4. Распорядителями средств в отделении Фонда являются управляющий и главный бухгалтер отделения.

1.5. Имущество, находящееся в оперативном управлении у отделения Фонда, является федеральной собственностью (пункт в редакции постановления Фонда социального страхования РФ от 17 сентября 1996 года N 157).

1.6. Для обеспечения деятельности отделения Фонда создается аппарат отделения Фонда. Структура, штатное расписание отделения Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении утверждаются председателем Фонда по представлению управляющего отделением Фонда.

1.7. Отделение Фонда может иметь филиалы и уполномоченных.

1.8. Отделение Фонда является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием и штамп.

II. Основные функции отделения Фонда

2.1. Отделение Фонда:
— осуществляет регистрацию страхователей и выдает удостоверения о регистрации по установленной форме, формирует банк данных по всем категориям страхователей;
— обеспечивает полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, взаимодействует в этой работе с органами налоговой службы;
— устанавливает для страхователей в соответствии с Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования* нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

* В дальнейшем Инструкция.

— разрабатывает проект бюджета и сметы расходов на содержание отделения Фонда с учетом его структурных подразделений на очередной финансовый год и представляет его на утверждение председателю Фонда;
— обеспечивает исполнение доходной и расходной частей бюджета отделения Фонда, подготавливает и представляет на утверждение председателю Фонда отчет об исполнении бюджета и сметы расходов;
— осуществляет аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимает решение об использовании свободных денежных средств в соответствии с Инструкцией;
— производит расчеты со страхователями, органами Фонда и иными организациями;
— инвестирует часть временно свободных средств отделения Фонда (в пределах сумм, предусмотренных в бюджете на соответствующий период) в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
— в установленном порядке осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования на предприятиях, в учреждениях, организациях;
— в случаях, предусмотренных Инструкцией, принимает решения о применении к страхователям финансовых санкций, в том числе о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию, о списании средств в бесспорном порядке;
— осуществляет контроль за соблюдением Инструкции «О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан»;
— участвует в разработке и финансировании региональных и отраслевых программ охраны здоровья работников;
— проводит разъяснительную работу, информирует страхователей и комиссии (уполномоченных) по социальному страхованию, действующие на предприятиях, в учреждениях, организациях, о нормативных актах в области социального страхования;
— осуществляет контроль за работой комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, действующих на предприятиях, в учреждениях, организациях, оказывает методическую помощь и организует обучение членов комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию;
— принимает решение о выплате единовременного вознаграждения за активную работу внештатным работникам, в том числе членам Комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию;
— обобщает предложения по совершенствованию государственного социального страхования и представляет их председателю Фонда;

— рассматривает в установленные законодательством сроки спорные вопросы между работниками и страхователями по обеспечению пособиями и другими выплатами по государственному социальному страхованию и принимает по ним решения;
— регулярно информирует о своей деятельности и состоянии дел в обеспечении государственным социальным страхованием в регионе (отрасли) Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для регионального отделения) либо общероссийское объединение профсоюза работников отрасли (для центрального отраслевого отделения).

2.2. Отделение Фонда выполняет возложенные на него функции непосредственно и через создаваемые им филиалы (уполномоченных).

2.3. Отделение Фонда осуществляет функции по управлению и контролю за деятельностью подведомственных Фонду санаторно-курортных учреждений по следующим направлениям:
— согласовывает сметно-финансовую документацию по всем видам деятельности и представляет ее на утверждение в Фонд;
— утверждает структуру и штаты санаторно-курортных учреждений;
— утверждает отчеты об их финансово-хозяйственной деятельности и в установленные сроки представляет в Фонд;
— утверждает план реализации путевок, контролирует обоснованность установленных цен на путевки;
— контролирует расходование средств на капитальные вложения в санаторно-курортные учреждения;
— осуществляет контроль за финансово-хозяйственной, оздоровительной и лечебной деятельностью санаторно-курортных учреждений.
(Пункт дополнительно введен постановлением Фонда социального страхования РФ от 17 сентября 1996 года N 157)

III. Средства отделения Фонда

3.1. Средства отделения Фонда образуются за счет:
— страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
— поступлений от органов Фонда в порядке перераспределения средств;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц, иных поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством;
— ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций), лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях (абзац в редакции постановления ФСС России от 25 июня 1999 года N 33;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств отделения Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах, предусмотренных бюджетом отделения Фонда на соответствующий период;
— прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) (абзац в редакции постановления ФСС России от 25 июня 1999 года N 33.

3.2. Средства отделения Фонда направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом и сметой отделения Фонда, в том числе на:
— выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
— частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
— частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
— оплату проезда к месту лечения и обратно;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости системы социального состояния в регионе (отрасли) в размере, определяемом Фондом;
— обеспечение текущей деятельности отделения Фонда и содержание его аппарата в соответствии со сметой расходов, утвержденной председателем Фонда;
— осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.
(Пункт в редакции постановления ФСС России от 25 июня 1999 года N 33

IV. Управление отделением Фонда

4.1. Руководство деятельностью отделения Фонда осуществляет управляющий. Управляющий отделением Фонда и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Фонда с учетом мнения главы исполнительной власти субъекта Федерации (для регионального отделения) либо общероссийского отраслевого профессионального союза (для центрального отраслевого отделения).

4.2. Управляющий отделением:
— несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отделение Фонда функций;
— распределяет обязанности между заместителями управляющего и руководителями структурных подразделений аппарата отделения Фонда;
— принимает решения по согласованию с Председателем Фонда о создании или ликвидации филиалов отделения Фонда*;

* В дальнейшем филиал.
— открывает (закрывает) счета отделения Фонда и его филиалов в банках на основании письменного поручения Председателя Фонда;
— руководит деятельностью филиалов (уполномоченных);
— представляет на утверждение Председателю Фонда структуру, штатное расписание отделения Фонда, смету расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчет о ее исполнении;
— в пределах своей компетенции принимает постановления, издает приказы и распоряжения;
— представляет интересы отделения Фонда в регионе (отрасли), без доверенности действует от имени отделения Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом отделения Фонда, заключает договоры;
— осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата отделения Фонда, работников филиалов, а также уполномоченных;
— делегирует отдельные права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
— выдает доверенности директорам филиалов (уполномоченным) отделения Фонда;
— принимает решения о применении финансовых санкций к страхователям в соответствии с Инструкцией;
— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции отделения Фонда.

4.3. При отделении Фонда образуется координационный совет, являющийся коллегиальным совещательным органом. Председателем координационного совета является управляющий отделением Фонда.

4.4. Порядок образования и деятельности координационных советов Фонда определяется Положением о Фонде.

V. Филиал отделения Фонда

5.1. Филиал является обособленным подразделением отделения Фонда и действует на основании Положения о филиале, утверждаемого управляющим отделением Фонда.

5.2. Директор филиала назначается на должность и освобождается от должности управляющим отделением Фонда и действует на основании его доверенности.

5.3. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, перечисленных в пунктах 2.1 и 4.2 настоящего Положения, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке; осуществлять от имени отделения Фонда защиту его интересов в суде.

5.4. Филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

5.5. Филиал имеет печать и штамп с указанием наименования филиала отделения Фонда.

VI. Уполномоченный отделения Фонда

6.1. Уполномоченный отделения Фонда является штатным работником отделения Фонда и осуществляет свою деятельность в пределах прав, предоставленных ему распоряжением управляющего отделением Фонда.

6.2. На уполномоченного отделения Фонда могут быть возложены обязанности по:
— регистрации, учету страхователей и выдаче удостоверения о регистрации по установленной форме;
— подготовке и представлению в отделение Фонда информации по всем категориям страхователей;
— обеспечению полноты и своевременности уплаты страхователями взносов на социальное страхование и других платежей во взаимодействии с органами налоговой службы;
— контролю за расходованием средств социального страхования;
— проведению разъяснительной работы со страхователями и оказанию методической помощи комиссиям (уполномоченным) по социальному страхованию, действующим на предприятиях, в учреждениях, организациях.

VII Санаторно-курортное учреждение, подведомственное Фонду

7.1. Санаторно-курортное учреждение, подведомственное Фонду, является стационарным лечебно-профилактическим государственным учреждением, предназначенным для лечения работников и членов их семей, страдающих хроническими заболеваниями при помощи природных лечебных факторов (минеральные воды, лечебные грязи, климат) в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, лечебной гимнастикой, лечебным питанием и другими средствами с использованием средств государственного социального страхования.

7.2. Санаторно-курортное учреждение является юридическим лицом, находится в ведении Фонда и действует на основании Устава, утверждаемого в установленном порядке по согласованию с Фондом.

7.3. Имущество, закрепленное за санаторно-курортным учреждением, является федеральной собственностью.
Санаторно-курортное учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в его оперативном управлении, в пределах, установленных действующим законодательством.

7.4. Главный врач санаторно-курортного учреждения назначается на должность и освобождается от должности управляющим отделением Фонда по согласованию с Фондом.
(Раздел дополнительно включен постановлением Фонда социального страхования РФ от 17 сентября 1996 года N 157)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»