Франко назначение

  • Инкотермс 1936 — первое издание правил
    • Условия поставки FAS
    • Условия поставки FOB
    • Условия поставки C&F (CNF)
    • Условия поставки CIF
    • Условия поставки EXS
    • Условия поставки EXQ
  • Инкотермс 1953
    • Условия поставки FOT
    • Условия поставки FOR
    • Условия поставки DCP
  • Инкотермс 1967
    • Условия поставки DAF
    • Условия поставки DDP
  • Инкотермс 1976, условия поставки FOB Airport (FOA)
  • Инкотермс 1980, условия поставки FRC
  • Инкотермс 1990
  • Инкотермс 2000
  • Инкотермс 2010
  • Инкотермс 2020
  • После создания Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC) в 1919 году одной из первых его инициатив было содействие в международной торговле. В начале 1920-х годов МТП (ICC) попыталась понять торговые термины, используемые международными коммерсантами в своих сделках. Были проведены исследования в 13 различных странах. Выводы были опубликованы в 1923 году, в виде первых шести правил с использованием торговых терминов: FAS, FOB, FOT, FOR, CIF и C&F (CNF), которые стали предшественниками будущих правил Инкотермс.

    Инкотермс 1936 — первое издание правил

    В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.

    Условия поставки FAS Инкотермс

    Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

    Условия поставки FOB

    Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

    Условия поставки C&F (CNF)

    Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.
    Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).

    Условия поставки CIF

    Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.
    Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».

    Условия поставки EXS

    Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения.
    Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).

    Условия поставки EXQ

    Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании.
    Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала).
    Встречались два вида условий поставок EXQ:
    — Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку;
    — Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя).
    Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.

    Инкотермс 1953

    Из-за Второй мировой войны дополнительные пересмотры правил Incoterms были приостановлены и не возобновлялись вплоть до 1950-х годов. Первый пересмотр правил Incoterms был опубликован в 1953 году. Он дебютировал тремя новыми торговыми условиями поставки для не морских перевозок: FOT, FOR, DCP.

    Условия поставки FOT

    Условия поставки FOT Инкотермс — расшифровка «Free on Truck» (перевод «Франко грузовик» дословно «Свободно на грузовике») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара и его погрузкой в грузовой автомобиль. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на автомобильный транспорт.

    Условия поставки FOR

    Условия поставки FOR Инкотермс — расшифровка «Free on Rail» (перевод «Франко железнодорожная станция» дословно «Свободно на железной дороге») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара на железнодорожную станцию и его погрузкой в железнодорожный вагон (платформу). Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на железнодорожный транспорт.

    Условия поставки DCP

    Условия поставки DCP Инкотермс — расшифровка «Delivered Costs Paid» (перевод «Доставка оплачена») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара, а покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения.
    Термин DCP (Delivered Costs Paid) позже перерос в базис поставки CPT (Carriage Paid To – Перевозка оплачена до).

    Инкотермс 1967

    В 1967 году были добавлены дополнительные торговые условия для доставки на границе (DAF) и доставки в страну назначения (DDP).

    Условия поставки DAF

    Условия поставки DAF Инкотермс — расшифровка «Delivered At Frontier» named place (перевод «Поставка до границы» название места поставки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, предоставлен в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве в согласованном месте назначения на границе.

    Условия поставки DDP

    Условия поставки DDP Инкотермс — расшифровка «Delivered Duty Paid» (перевод «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения) означает, что продавец предоставит готовый к разгрузке с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые пошлины, налоги и сборы для экспорта и импорта в страну назначения.

    Условия поставки FOB Airport (FOA) Инкотермс 1976

    Увеличение использования воздушных перевозок стало причиной еще одной редакцией терминов Инкотермс . Издание Инкотермс 1976 года включило новый термин FOB Airport (Free on Board Airport) для воздушного транспорта. Это правило предназначалось для устранения путаницы вокруг термина FOB (Free on Board – Франко Борт) путем обозначения точного вида транспорта. На практике использовалось два вида аббревиатуры FOB Airport или FOA (Free on Airport).

    Условия поставки FRC Инкотермс 1980

    В связи с увеличением различных способов доставки международных грузов: автоперевозки, авиаперевозки, железнодорожный транспорт, контейнерные, паромные, трубопроводные перевозки, в 1980 году был введен торговый термин FRC (Free Carrier), который предусматривал переход товара не на борту транспорта, а на суше (например: в порту, в контейнерном терминале). Условие поставки FRC фактически заменил термины FOT, FOR и FOB Airport, так как разрешает использование любого вида транспорта.

    Условия поставки FRC Инкотермс — расшифровка «Free Carrier» (перевод «Франко перевозчик» дословно «Свободный перевозчик» указанное название места) означает, что продавец передаст товар, указанному перевозчику в названном месте. Название термина «Free Carrier», впервые введенного в версии 1980 года, стало с аббревиатурой FRC, который позже будет переименован в базис поставки FCA (Free Carrier).

    Все изменения правил Инкотермс с 1953 года по 1980 год были лишь поправками в виде добавления новых терминов к существующим правилам Инкотермс, и только в конце 1980-х годов Международная торговая палата пересмотрела Инкотермс, и адаптировала их к современной коммерческой практике.

    Инкотермс 1990

    В редакции Инкотермс 1990 года была изменена аббревиатура «FRC» для «Free Carrier» на «FCA». Поскольку теперь можно было использовать для любого вида транспорта один общий термин FCA, то торговые условия FOR, FOT и FOB Airport посчитали устаревшими и были удалены.
    Также появилась возможность более широкого использования электронных сообщений: вместо бумажных документов — предоставить EDI сообщения, если стороны согласовали электронный способ коммуникаций.

    Инкотермс 2000

    Редакция Инкотермс 2000 года возложила на продавца по условиям поставки FAS Incoterms 2000 обязанности по экспортной таможенной очистке (ранее это было на покупателе). При использовании термина FCA установила обязанности продавца — погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также обязанности покупателя — принять товар не разгруженным в случае его доставки на транспортном средстве продавца.

    Инкотермс 2010

    Инкотермс 2010 — эта версия объединила термины категории D, удалив DAF (Delivered on Frontier), DES (Delivered Ex Ship), DEQ (Delivered Ex Quay) и DDU (Delivered Duty Unpaid) и добавив термины: поставляется в терминале DAT (Delivered At Terminal) и поставляется на месте DAP (Delivered At Point).

    Инкотермс 2020

    10 сентября 2019 года был опубликован новейший девятый выпуск правил Incoterms 2020, который вступил в силу с 1 января 2020 года (издание ICC № 723).

    Основные изменения в новых правилах Инкотермс 2020 (Incoterms 2020):
    Термин DAT переименован в условие поставки DPU Инкотермс 2020 и теперь товар может быть выгружен в любом согласованном месте.
    Изменения в условиях поставки FCA — терерь можно требовать передачу коносамета продавцу.
    Изменение уровня страхового покрытия для условия поставки CIP — увеличение с минимального до максимального страхового покрытия от всех рисков.
    Перевозка товаров теперь может осуществляться на собственном транспорте покупателя и продавца.
    Включение требований безопасности в обязательства и расходы по перевозке и таможенному оформления товаров.
    Инкотермс 2020 это последняя версия правил, которая будет действовать в течение десятилетия, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс будет в 2029 году.

    Базисные условия поставок, которые не вошли в правила Инкотермс, но используются в связи сложившихся исторических традиций:
    FIW (Free into wagon – Франко вагон) – используется при железнодорожных перевозках, продавец обязан своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы), погрузить в них товар, известить покупателя о сроке прибытия, предоставить транспортные документы. Покупатель несет расходы, связанные с перевозкой груза и риск с момента передачи товара на железную дорогу (или экспедитору). Термин FIW является одним из вариантов базиса FOR.
    FIB (Free into barge/lighter – Франко баржа/лихтер) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать баржу и погрузить товар.
    FIP (Free in pipe – Франко трубопровод) продавец обязан доставить за свой счет товар к трубопроводу.
    FOD (Free on dock – Франко док) продавец оплачивает доставку товаров до погрузочной платформы, а покупатель организует и оплачивает погрузку и отправку товара.
    FP (Free port – Франко порт) — продавец обязан доставить товар в порт.
    FT (Free terminal – Франко терминал) продавец обязан доставить товар к терминалу.
    FFB (Free ferry berth – Франко паром) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать паром, доставить товар и погрузить его на паром.
    FRRB (Free roll on/roil off berth – Франко ролкерный причал) продавец обязан доставить товар к ролкерному причалу для отправки по назначению администрацией причала ролкерной линией.
    FIT (Free in tank – Франко резервуар) применяется на нефтяном рынке.

    Договор поставки на условиях FCA (в соответствии с Инкотермс 2010)

    1. Предмет договора

    1.1. Поставщик обязуется передать в обусловленные настоящим договором сроки товары Покупателю для использования их в предпринимательской деятельности последнего.

    1.2. Ассортимент и количество товаров определяется в спецификации, которая согласовывается Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.

    1.3. Получателем товаров является .

    1.4. Отгрузочная разнарядка должна быть направлена Поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

    2. Периоды поставки товаров

    2.1. Товары поставляются в течение срока действия настоящего договора отдельными партиями.

    2.2. Периодичность поставки — .

    2.3. График поставки товаров: .

    3. Доставка товаров

    3.1. Поставка товаров осуществляется на условиях FCA «Инкотермс 2010».

    3.2. Продавец осуществляет передачу товара лицу, указанному в отгрузочной разнарядке, в по адресу: в согласованную дату или в согласованный период.

    3.3. Поставка считается выполненной .

    3.4. Если только Покупатель не известит Продавца об ином, Продавец может поставить товар для перевозки таким образом, как это может потребоваться в отношении количества и/или природы товара.

    3.5. Доставка товара осуществляется .

    Транспортное средство предоставляется

    4. Обязанности Продавца

    Продавец обязан:

    4.1. Предоставить Покупателю товар, счет-фактуру или другие документы, свидетельствующие о соответствии товара договору.

    Документы в электронной форме предоставляются только при наличии договоренности между Сторонами или является обычным.

    4.2. За свой счет и на свой риск получить разрешение на экспорт, а также выполнить все таможенные формальности, если они требуются.

    4.3. За счет и на риск Покупателя известить его о том, что товар был поставлен в соответствии с условиями пункта 3.2 настоящего договора.

    Если товар был доставлен в оговоренный пункт без нарушения сроков доставки, но перевозчик или иное лицо, номинированное Покупателем, не принимает товар, то извещение об этом должно быть отправлено Продавцом немедленно.

    4.4. При передаче товара Перевозчику получить соответствующий транспортный документ — .

    4.5. Своевременно предоставить Покупателю или оказать ему содействие в получении по просьбе Покупателя на его риск и за его счет документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться Покупателю для ввоза товара и/или его транспортировки до конечного пункта назначения.

    4.6. Возместить Покупателю все расходы и сборы, понесенные Покупателем при получении или предоставлении содействия в получении документов и информации, как предусмотрено в пункте 5.10 настоящего договора.

    4.7. Нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое предписывается властями страны вывоза.

    5. Обязанности покупателя

    Покупатель обязан:

    5.1. Уплатить предусмотренную настоящим договором цену товара.

    5.2. Принять поставку товара в месте назначения.

    5.3. Если потребуется, получить за свой счет и на свой риск импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара и его транспортировки через любую страну.

    5.4. Заключить за свой счет договор перевозки товаров от указанного в настоящем договоре места поставки.

    5.5. Сообщить Продавцу:

    — наименование перевозчика или любого иного лица, номинированного как получателя товара, в разумный срок;

    — в случае необходимости дату в пределах согласованного для поставки периода, когда перевозчик или номинированное лицо могут забрать товар;

    — способ транспортировки, который будет использован номинированным лицом;

    — пункт принятия поставки в поименованном месте.

    5.6. Принять доказательства поставки в соответствии с пунктом 3.2 настоящего договора.

    5.7. Нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, за исключением случаев, когда такое инспектирование осуществляется по предписанию властей страны вывоза.

    5.8. Своевременно сообщить Продавцу о требованиях в отношении информации по безопасности с тем, чтобы Продавец мог действовать в соответствии с пунктом 4.5 настоящего договора.

    5.9. Возмещать Продавцу возникшие у него расходы и сборы по предоставлению или оказанию содействия в получении документов и информации, как это предусмотрено в пункте 4.5 настоящего договора.

    5.10. Если потребуется — своевременно предоставить Продавцу или содействовать в получении Продавцом по просьбе Продавца на его риск и за его счет документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться Продавцу для перевозки, вывоза товара и для его транспортировки через любую страну.

    6. Упаковка и маркировка товара

    6.1. Продавец обязан передать Покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

    6.2. Товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

    6.3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то Продавец обязан передать Покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

    6.4. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом.

    7. Переход рисков

    7.1. Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в место назначения.

    7.2. Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара с момента его поставки в место назначения.

    7.3. Риски утраты или повреждения товаров переходят к Покупателю и в том случае, если товар не принимается перевозчиком или стороной, номинированной Покупателем, или Покупатель не направил Продавцу сообщения с указанием транспортного средства, даты, места и пункта поставки товаров с .

    8. Распределение расходов

    8.1. Продавец обязан оплатить:

    — все относящиеся к товару расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом 3.2 настоящего договора, за исключением расходов, оплачиваемых Покупателем;

    — если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при вывозе товара, а также любые пошлины, налоги и иные расходы, уплачиваемые при вывозе.

    8.2. Покупатель несет:

    8.2.1. Все относящиеся к товару расходы с момента его поставки в соответствии с пунктом 3.2 настоящего договора за исключением, если это применимо, расходов по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при вывозе товара.

    8.2.2. Любые дополнительные расходы, возникающие вследствие:

    — неноминирования Покупателем перевозчика или иного лица;

    — непринятия товара на свою ответственность перевозчиком или лицом, номинированным покупателем;

    — ненаправления Покупателем соответствующего извещения, как это предусмотрено в пункте 5.5 настоящего договора, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора;

    — если это применимо, расходы по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей, подлежащих оплате при ввозе товара, и расходы по его транспортировке через любую страну.

    9. Цена и порядок расчетов

    9.1. Покупатель оплачивает поставляемые ему Продавцом товары по ценам, указанным в спецификации.

    9.2. Оплата производится в безналичном порядке за каждую партию товара отдельно в течение дней с момента получения счета-фактуры.

    10. Ответственность сторон

    10.1. В случае существенного нарушения требований к качеству товара Продавец обязан по выбору Покупателя вернуть ему уплаченную за товар сумму или заменить товар ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

    10.2. За недопоставку или просрочку поставки товаров Продавец уплачивает Покупателю неустойку в размере % от стоимости всей партии товаров за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства.

    10.3. За несвоевременную оплату переданного в соответствии с настоящим договором товара Покупатель уплачивает Продавцу неустойку в размере % от суммы задолженности за каждый день просрочки.

    11. Срок и порядок действия договора

    11.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском и языках, при этом оба текста являются полностью аутентичными.

    11.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до .

    11.3. В случае если ни одна из Сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, то договор пролонгируется на тех же условиях на .

    12. Порядок изменения и расторжения договора

    12.1. Настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению Сторон, а также в одностороннем порядке в случае существенного нарушения договора одной из Сторон, в том числе:

    — поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Покупателя срок;

    — неоднократного нарушения сроков поставки товаров;

    — неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;

    — неоднократной невыборки товаров.

    12.2. Настоящий договор считается измененным или расторгнутым с момента получения одной Стороной уведомления другой Стороны об одностороннем отказе от исполнения Договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения Договора не предусмотрен в уведомлении.

    12.3. Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют юридическую силу, если они составлены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами.

    13. Применимое право и арбитражная оговорка

    13.1. К настоящему договору применяется право .

    13.2. Любые споры, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в соответствии с Арбитражным регламентом ICC 2012.

    13.3. Число арбитров — .

    13.4. Место арбитражного разбирательства — .

    13.5. Язык арбитражного разбирательства — .

    14. Реквизиты и подписи сторон

    Продавец Покупатель

    [должность, подпись, инициалы, [должность, подпись, инициалы,

    Система «Incoterms»

    Во внешнеторговой деятельности, при заключении контрактов, любая фраза, пункт несут высокую смысловую нагрузку, и особенно это касается условий поставки товара. Система «Incoterms» позволяет однозначно трактовать содержание условий поставки независимо от страны поставщика-покупателя.

    Система «Incoterms» — это свод Международных правил толкования внешнеэкономических терминов, разработанный Международной торговой палатой, с целью обеспечения единого толкования условий поставки продукции.

    Целью системы «Incoterms» является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах в значительной степени уменьшается или же даже сводится к нулю.

    Основная задача — обозначить разделение расходов и рисков между продавцом и покупателем. «Incoterms» определяет, когда обязанности продавца считаются выполненными, и однозначно указывает момент перехода ответственности за товар от продавца к покупателю.

    Распределение расходов. Для каждого базиса поставки четко определено распределение расходов, связанных с транспортировкой товара (маркировка, упаковка, внутренняя транспортировка и прочие расходы.), между продавцом и покупателем.

    Распределение рисков. «Incoterms» однозначно указывает момент перехода ответственности за товар от продавца к покупателю. С этого момента покупатель несет ответственность за товар даже в том случае, если он еще не оплатил товар или не получил товаросопроводительные документы.

    Систематизация обязанностей. Помимо распределения расходов и рисков, в «Incoterms» также определены другие обязанности обеих сторон. Они систематизированы в две группы по десять подразделов в каждой. Каждый подраздел представляет собой определенную обязанность одной из сторон по выполнению определенных обязательных операций. Например, обязанность продавца выполнить определенную операцию снимает соответствующее обязательство с покупателя, и наоборот.

    Впервые, правила системы «Incoterms» были приняты в 1936 г. и с тех пор претерпевали не одно изменение – в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000гг. Последнее изменение состоялось в 2010г. и вступило в силу с 1.01.2011г. Причинами изменений системы «Incoterms» является использование средств спутниковой и компьютерной связи, изменение способов транспортировки и другие.

    Новая редакция системы «Incoterms» — «Incoterms — 2010» содержит:

    • две шкалы международных торговых терминов (для внутреннего и внешнего товарных рынков);

    • обновленный состав условий за счет включения двух новых и исключения четырех устаревших термина – DDU, DAF, DEQ, DES;

    • общее руководство к каждому термину, с целью обоснования выбора пользователем наиболее подходящего условия.

    На современном этапе система «Incoterms» включает 4 группы терминов Е, F,С, D отличающиеся между собой по существу и каждая из которых в свою очередь включает ряд условий которые в свою очередь обозначаются аббревиатурой из трех букв (таблица 13.1)

    Таблица 13.1 – Условия системы «Incoterms» с учетом используемого вида транспорта

    Торговые термины

    Вид используемого транспорта

    Толкование обозначения термина

    Любые виды транспорта

    Франко-завод (… название места)

    Любые виды транспорта

    Франко-перевозчик (… название места)

    Морской и внутренний водный транспорт

    Франко вдоль борта судна (…название порта отгрузки)

    Морской и внутренний водный транспорт

    Франко-борт (…название порта отгрузки)

    Морской и внутренний водный транспорт

    Стоимость и фрахт (…название порта назначения)

    Морской и внутренний водный транспорт

    Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)

    Любые виды транспорта

    Фрахт/перевозка и страхование оплачены

    Любые виды транспорта

    Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения)

    Любые виды транспорта

    Поставка на терминале (…название терминала)

    Любые виды транспорта

    Поставка в пункте (…название пункта)

    Любые виды транспорта

    Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения)

    Как видно из представленных в таблице толкований обозначений после каждого обозначения базиса поставки указывается точный географический пункт. Например, недопустимо указывать вместо географического пункта название страны, т.к. CIF Россия может означать доставку в любой морской порт России — Санкт-Петербург или Находку.

    Отличительные особенности групп условий:

    Группа условий «Е» — продавец только обязан предоставить товар покупателю на собственной территории: EXW (Ex Works) – товар со склада продавца;

    Группа условий «F» — продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем.

    FCA (Free Carrier) с указанием места – товар доставляется перевозчику покупателя;

    FAS (Free Alongside Ship) с указанием порта погрузки – товар доставляется к кораблю покупателя;

    FOB (Free On Board) с указанием порта погрузки – товар погружается на корабль покупателя;

    Группа условий «С» — продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки товара.

    CFR (Cost and Freight) с указанием порта назначения – товар доставляется до порта покупателя без выгрузки;

    CIF (Cost, Insurance and Freight) с указанием порта назначения – товар страхуется и доставляется до порта покупателя без выгрузки;

    CPT (Carriage and Paid To) с указанием места назначения – товар доставляется перевозчику покупателя в указанном месте назначения;

    CIP (Carriage and Insurance Paid to) с указанием места назначения – товар страхуется и доставляется перевозчику покупателя в указанном месте назначения.

    Группа условий «D» — продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения.

    DAP (Delivered at Place) – поставка товара в место назначения;

    DAT (Delivered at Terminal) – поставка на терминале. Экспортные платежи возлагаются на продавца, а импортные на покупателя. Терминал находится на границе, необходимо указать название терминала;

    DDP (Delivered Duty Paid) с указанием места назначения – товар доставляется покупателю в указанное место страны импорта товара, очищенный от пошлин и рисков. Данное условие предполагает наложение максимальных обязанностей на продавца.

    Схематично система «Incoterms» представлена на рисунке 13.1

    Рисунок 13.1 – Система «Incoterms» с учетом базисных условий поставки

    Таким образом, система «Incoterms» содержит 4 группы терминов (условий поставки), в которых даны толкования 11 торговым терминам и которые регламентируют:

    • распределение обязанностей сторон по перевозке и страхованию, а также по обеспечению надлежащей упаковки товара, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

    • момент перехода риска случайной гибели или порчи товара, его усушки, утруски, естественной убыли, наступивших независимо от действий участников договора;

    • распределение обязанностей сторон по получении. Экспортных и импортных лицензий, таможенной очистке для вывоза и ввоза товара;

    • порядок извещения покупателя о поставке товара и предоставления ему транспортных документов, извещений.

    При этом система «Incoterms» не определяет:

    • момент перехода прав собственности на товар;

    • случаи освобождения сторон от обязательств при наступлении непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств;

    • последствия нарушения сторонами обязательств.

    Такие вопросы следует оговаривать в контракте отдельно, не зависимо от наличия ссылки на систему «Incoterms».

    Следует отметить, что система «Incoterms» носит рекомендательный характер.

    Условия поставки товара и их влияние на цену. Виды франкировки.

    Производитель при реализации товара покупателю (любому, кроме конечного потребителя) имеет право формировать отпускные цены на производимые им товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях, с учетом или без учета расходов, связанных с их транспортировкой до пункта, указанного в договоре (условия франко).

    Термин «франко» (от итал. franko — свободный) – применяется в торговых договорах в сочетании с обозначением пункта доставки и предусматривает доставку товара в пункт назначения за счет продавца.

    Таким образом, под франкировкой принято понимать путь продвижения продукции к потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик и включает их цену реализуемого товара. Условия транспортировки (виды франко) оговариваются в договоре.

    Данные виды франкировки имеют применение только на территории Республики. Если же договор заключается между покупателем и продавцом находящимся в различных государствах – покупателем является конрагент другой страны, то применяются условия поставки системы «Incoterms-2010», которые будут рассмотрены в следующих темах.

    Выделяют следующие виды франкировки:

    • Франко-склад изготовителя (поставщика).

    Данное условие поставки предполагает, что все расходы по транспортировке груза берет на себя покупатель и оплачивает их изготовителю (поставщику) сверх цены;

    • Франко-станция отправления.

    Поставщик оплачивает расходы по доставке товара до станции отправления, по взвешиванию и передаче груза к отправке и соответственно включает их в свою отпускную цену. Остальные расходы по последующему передвижению груза до пункта назначения берет на себя покупатель и относит их на увеличение отпускной цены продавца. Поставщик же продукции при данном условии поставки имеет право отнести величину транспортных расходов на себестоимость продукции;

    • Франко-вагон – станция отправления.

    Поставщик оплачивает расходы по доставке товара до станции отправления, по взвешиванию и передаче груза к отправке, а также затраты по погрузке продукции в вагон (транспортное средство) и соответственно включает их в свою отпускную цену. Остальные расходы по последующему передвижению груза до пункта назначения берет на себя покупатель и относит их на увеличение отпускной цены продавца.

    • Франко-вагон – станция назначения.

    При данном условии поставщик оплачивает все расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования;

    • Франко-станция назначения.

    Поставщик оплачивает и включает в свою отпускную цену все расходы по доставке продукции до станции назначения, также расходы по выгрузке продукции из вагона (транспортного средства).

    • Франко-склад потребителя.

    Данное условие поставки предусматривает включение в отпускную цену всех расходов по транспортировке, а также погрузочно-разгрузочные затраты, связанные с доставкой продукции до покупателя.

    В товарно-транспортных накладных формы ТТН-1 отпускная цена товара отражается с обязательным указанием франкировки и соответственно указывается отпускная цена производителя увеличенная на сумму транспортных расходов, а так же размер оптовой надбавки.

    При формировании цены на условиях франко-склад и франко-отправление, производитель не учитывает транспортные расходы в цене, а предъявляет их к возмещению покупателю сверх цены, или субъекты хозяйствования ведущие торговую деятельность, могут осуществить самостоятельную доставку товара до указанного пункта с принятием на себя фактически понесенных транспортных расходов.

    При формировании цены на условиях франко-назначения транспортные расходы и расходы на погрузочно-разгрузочные операции производитель включает в себестоимость товара, чаще как затраты связанные со сбытом (реализацией) продукции, то есть в виде статьи затрат – «Коммерческие расходы».

    При этом следует отметить, что отнесение транспортных расходов на себестоимость производимой продукции ведет к пропорциональному увеличению цены за счет увеличения прибыли и косвенных налогов (правило ценообразования № 1), что в свою очередь имеет непосредственное влияние на снижение конкурентоспособности продукции. Поэтому этот факт не следует упускать из вида и по необходимости диктуемой конъюнктурой рынка относить транспортные расходы не на себестоимость, а предъявлять покупателю к оплате дополнительно.

    Порядок включения транспортных расходов в цену.

    При формировании цены на условиях франко-склад и франко-отправление, производитель не учитывает транспортные расходы в цене, а предъявляет их к возмещению покупателю сверх цены, или субъекты хозяйствования ведущие торговую деятельность, могут осуществить самостоятельную доставку товара до указанного пункта с принятием на себя фактически понесенных транспортных расходов. В этом случае порядок формирования цены оптовым посредником будет зависеть от стадии прохождения товара.

    Таким образом, если торговая организация приобретает товар непосредственно у производителя, то фактически понесенные и документально подтвержденные транспортные расходы на доставку товара относятся на увеличение отпускной цены товара без НДС с последующим применением торговой надбавки, и порядок формирования цены будет иметь следующий вид:

    Отпускная цена

    +

    Транспортные расходы первого посредника

    +

    Торговая надбавка первого посредника

    +

    НДС

    Если торговая организация закупает товар у посредника, то фактически понесенные транспортные расходы относятся на затраты торговой организации возмещаемые за счет торговой надбавки применяемой к отпускной цене с учетом транспортных расходов понесенных первым оптовым посредником. Порядок формирования цены приобретает следующий вид:

    Отпускная цена, с учетом транспортных расходов первого посредника

    +

    Торговая надбавка последующих посредников

    +

    НДС

    При формировании цены на условиях франко-назначения транспортные расходы и расходы на погрузочно-разгрузочные операции производитель включает в себестоимость товара, как затраты связанные со сбытом (реализацией) продукции, то есть в виде статьи затрат – «Коммерческие расходы» и порядок формирования цены будет иметь следующий вид:

    Отпускная цена

    +

    Торговая надбавка

    +

    НДС

    Если покупатель осуществляет само-вывоз товара, то покупателю возмещаются транспортные расходы в сумме, включенной в себестоимость товара.

    Схематично все выше сказанное можно изобразить следующим образом :

    Дистрибьюторы

    Действия дистрибьютора

    Оптовый дистрибьютор

    Мелкооптовый дистрибьютор

    Розничный дистрибьютор

    Товар приобретается дистрибьютором у производителя на условиях франко-склад или франко-отправления

    Транспортные расходы относятся на

    Увеличение стоимости товара

    Издержки обращения, покрываемые за счет оптовой надбавки

    Издержки обращения, покрываемые за счет розничной надбавки

    Оптовая (розничная) надбавка применяется к

    Отпускной цене без НДС + транспортные расходы

    Отпускной цене без НДС + транспортные расходы оптового дистрибьютора

    Отпускной цене без НДС + транспортные расходы оптового дистрибьютора

    Товар приобретается дистрибьютором у торговых организаций (в т.ч. у импортера), у производителя на условиях франко-назначения

    Транспортные расходы относятся на

    Издержки обращения, покрываемые за счет оптовой надбавки

    Издержки обращения, покрываемые за счет оптовой надбавки

    Издержки обращения, покрываемые за счет розничной надбавки

    Оптовая (розничная) надбавка применяется к

    Отпускной цене без НДС

    Отпускной цене без НДС

    Отпускной цене без НДС

    Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2009 г. N 01АП-236/09 (ключевые темы: поставка продукции — вагоны — железнодорожный тариф — станция назначения — доставка товара)

    6 октября 2016

    Постановление Первого арбитражного апелляционного суда
    от 17 марта 2009 г. N 01АП-236/09

    г. Владимир

    17 марта 2009 г.

    Дело N А43-17038/2008-39-441

    Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.

    Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2009 года.

    Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

    председательствующего судьи Ершовой О.А.,

    судей Казаковой Н.А., Аксеновой Г.А.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипачевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ВМ-Инвест», г. Омутнинск, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2008 по делу N А43-17038/2008-39-441, принятое судьей Княжевой М.В., по иску закрытого акционерного общества «ВМ-Инвест», г. Омутнинск, к обществу с ограниченной ответственностью «Кировская лесоторговая компания», г. Киров, о взыскании 141 031 руб. 79 коп.,

    при участии: от заявителя жалобы — Петрова О.Л. по доверенности от 06.01.2007;

    от ответчика — представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания,

    установил:

    закрытое акционерное общество «ВМ-Инвест» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кировская лесоторговая компания» о взыскании 141031 руб. 79 коп., в том числе: 114310 руб. 14 коп. стоимость железнодорожного тарифа, 26721 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

    Не согласившись с принятым решением, закрытое акционерное общество «ВМ-Инвест» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Заявитель жалобы указывает, что во всех представленных железнодорожных накладных плательщиком тарифа указан истец, что также подтверждается счетами — фактурами ОАО «РЖД», в которых указаны суммы, списанные с кода ТехПД за отправленные вагоны. Товар, поставленный в спорных вагонах, принадлежал ответчику, а не третьим лицам и оплата, полученная ответчиком от истца за поставленный товар, произведена на условиях заключенного договора, а именно в соответствии с базисом «франко-вагон станция назначения». В указанной ситуации заявитель считает, что сам выполнил за ответчика его обязанность по доставке товара до пункта передачи и дважды оплатил стоимость перевозки, в том числе когда оплатил железнодорожный тариф до отправки вагонов, затем оплатил ответчику стоимость товара в соответствии с базисом поставки «франко-вагон станция назначения».

    В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт.

    Ответчик в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В отзыве на апелляционную жалобу от 06.02.2009 N 676 сослался на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

    В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 13.03.2009.

    В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.03.2009 до 16.30.

    После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.12.2005 между истцом и ответчиком был заключен договор поставки N 01/56/00/29-6/01, в соответствии с условиями, которого ответчик (Поставщик) принял на себя обязательства по передаче истцу (Покупателю) лесоматериалов, а Покупатель — по оплате полученного товара в соответствии с условиями договора.

    Согласно разделу 3 договора цена одного кубического метра поставляемой продукции определяется в соответствии с приложением к договору.

    Приложением N 1 к договору установлено, что поставка товара производится на следующих условиях: Кировская область — ж/д платформы ОАО «Волга» базис поставки «франко — вагон станция отправления»; Республика Удмуртия — вагоны ОАО РЖД, базис поставки «франко-вагон станция назначения Правдинск».

    Как указано в исковом заявлении, в январе — феврале 2006 года ответчиком было отгружено 6 вагонов балансов елово-пихтовых, провозная плата за которые была оплачена истцом ОАО «РЖД».

    Стоимость указанного товара была взыскана ответчиком с истца на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2007 по делу N А43-21508/2007-23-487 в сумме 238078 руб. 59 коп.

    Статьями 454, 486, 488, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору купли-продажи (договору поставки) одна сторона (продавец, поставщик) обязуется передать (поставить) вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и оплатить его в установленный срок по определенной договором цене.

    Согласно условиям договора цена товара определена в приложении N 1 к договору и составляет: 750руб. за кубический метр (базис поставки франко-вагон станция отправления) и 1030 руб. за кубический метр (базис поставки франко — вагон станция назначения Правдинск).

    По железнодорожным накладным N ЭУ 885472 от 07.02.2006, N ЭУ 005483 от 11.02.2006, N ЭУ 053183 от 13.02.2006 и N ЭУ 135883 от 16.02.2006 ответчик отгрузил истцу продукцию на сумму 238078 рублей 59 копеек. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением суда по делу А43-21508/2007-23-487 от 11.12.2007. Данный судебный акт в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.

    Как полагает заявитель, в данную сумму вошла стоимость железнодорожного тарифа в сумме 114310 руб. 14 коп., который согласно условиям базиса поставки подлежит отнесению на поставщика.

    Согласно п. 4.17 договора от 27.12.2005, на котором основаны отношения сторон по спорной поставке, при поставке лесопродукции ж/д вагонами парка МПС допускается оплата Покупателем за счет Поставщика железнодорожного тарифа. Оплата железнодорожного тарифа производится Покупателем на основании копии плана перевозок и письма Поставщика. Сумма, оплаченная покупателем перевозчику, удерживается Покупателем при расчетах с поставщиком за поставку продукции.

    То есть стороны в данном пункте договора определили порядок оплаты железнодорожного тарифа Покупателем за счет поставщика с последующим его возмещением покупателю.

    Из материалов дела не следует, что поставщик направлял Покупателю письма с требованием оплатить железнодорожный тариф по спорным перевозкам и предоставлял для этого установленные в договоре документы.

    Однако из смысла статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок доставки товаров, в договоре поставки может быть определено, каким видом транспорта и на каких условиях осуществляется доставка.

    Франко — условия договоров купли-продажи (поставки), согласно которым продавец обязан за свой счет и риск доставить проданный товар в обусловленное договором место, обозначенное за словом «Свободно» или «Франко». При этом расходы до момента передачи товара покупателю, включая страхование, продавец несет в зависимости от условия места поставки — передачи товара покупателю.

    Понятия «франко-вагон» — торговый термин, не включенный в Инкотермс. Применение данного термина обусловлено торговым обычаем.

    «Франко-вагон» — базисное условие поставок при железнодорожных перевозках.

    Согласно базисному условию «франко-вагон станция назначения» продавец обязан:

    — своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы);

    — погрузить в них товар;

    — известить покупателя о сроке прибытия товара;

    — представить покупателю транспортные документы. При этом провозная плата, железнодорожный тариф, прочие расходы, связанные с отгрузкой и транспортировкой продукции до станции назначения относятся на счет поставщика и входят в стоимость товара предъявляемую покупателю.

    Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    В пункте 4 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 в качестве обычая указаны традиции исполнения тех или иных обязательств.

    Возможность применения Инкотермс во внутренних договорах поставки следует из пункта 5 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон, а также из правила пункта 1 статьи 510 Кодекса, согласно которому доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре поставки условиях.

    Обычаи делового оборота должны приниматься во внимание также при толковании условий договора в силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Сторонами в договоре поставки от 27.12.2005 согласовано условие поставки с базисом «франко- вагон станции назначения Правдинск», то есть согласно указанному условию все расходы по доставке продукции до станции покупателя осуществляются за счет поставщика и он включает их в расходы на продажу. Работы по отгрузке продукции могут выполняться самим поставщиком или сторонней организацией.

    Пунктом 3.7. договора поставки предусмотрено, что лесопродукция переходит в собственность покупателя с момента ее приемки по качеству и количеству.

    Из представленных сторонами доказательств следует, что ответчик при взыскании с «ВМ-Инвест» суммы задолженности свои требования основывал на железнодорожных транспортных накладных N ЭУ 885472 от 07.02.2006, N ЭУ 005483 от 11.02.2006, N ЭУ 053183 от 13.02.2006 и N ЭУ 135883 от 16.02.2006, на которые в данном споре в обоснование своих требований ссылается истец. Принадлежность товара ответчику по данным железнодорожным накладным не оспаривается и установлена решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-21508/2007-23-487. Доказательств оплаты транспортных расходов, в данном случае железнодорожного тарифа, ответчиком не представлено. Тот факт, что грузоотправителем в железнодорожных накладных указаны иные организации не может быть принят во внимание, так как поставщиком по договору выступает ответчик.

    Согласно счетам-фактурам, представленным ответчиком, а также письму ОАО «Волга» от 15.12.2007 N 149-11/4-2007 следует, что товар ответчиком был поставлен по цене 1030 рублей за кубический метр, то есть включая расходы на транспортировку продукции.

    Таким образом, сумма задолженности, включающая в себя стоимость железнодорожного тарифа, стоимость доставки товара до станции назначения, подлежит возмещению со стороны поставщика.

    Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

    Однако материалами дела подтверждается принадлежность товара поставщику только по железнодорожным накладным N ЭУ 885472 от 07.02.2006, N ЭУ 005483 от 11.02.2006, N ЭУ 053183 от 13.02.2006 и N ЭУ 135883.

    Принадлежность груза по железнодорожным накладным N ЭТ 178369, N ЭТ 5868868 поставщику ООО «Кировская лесоторговая компания» материалами дела не подтверждается.

    Исходя из изложенного, требования истца о взыскании задолженности в сумме 75 018 рублей 50 копеек подлежат удовлетворению как неосновательно полученные ответчиком.

    Кроме того, истец предъявил к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 26 721 рубля 65 копеек за период с 09.01.2006 по 30.07.2008.

    В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

    В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательном получении или сбережении денежных средств.

    Судом апелляционной инстанции расчет процентов проверен и уточнен. В материалах дела имеется претензия истца к ответчику от 07.02.2008 N 3 с требованием возместить транспортные расходы в течение пяти дней с момента получения претензии (л.д. 23), а также почтовая квитанция от 08.02.2008 (л.д. 24). С учетом пробега почтовой корреспонденции обязанность выплатить задолженность у ответчика наступила 19.02.2008.

    Проценты подлежат начислению с 19.02.2008 по 30.07.2008 на сумму без учета НДС 63 575, исходя из ставки рефинансирования 11 процентов годовых, 3 127 рублей 53 копейки.

    На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 78 146 рублей 03 копеек, в том числе 75 018 рублей 50 копеек основного долга и 3 127 рублей 53 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.

    С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 1,3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

    В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.

    Руководствуясь статьями 110, 176, 269 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

    ПОСТАНОВИЛ:

    решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2008 по делу N А43-17038/2008-39-441 отменить.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кировская лесоторговая компания», г. Киров, в пользу закрытого акционерного общества «ВМ-Инвест», г. Омутнинск, задолженность в сумме 78 146 руб. 03 коп., а также сумму 3 394 руб. 40 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления 2 844 руб. 40 коп. и 550 за рассмотрение апелляционной жалобы.

    Исполнительный лист выдать.

    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

    Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

    Председательствующий судья

    О.А. Ершова

    Судьи

    Н.А. Казакова
    Г.А. Аксенова

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: