Формы секретности

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт ИП Завгородний А.А., (далее – Сайт ИП Завгородний А.А.) расположенный на доменном имени https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом ИП Завгородний А.А., действующие от имени ИП Завгородний А.А., которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт ИП Завгородний А.А.» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): https://licenziya-fsb.com/, а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту ИП Завгородний А.А., а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта ИП Завгородний А.А.» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту ИП Завгородний А.А., посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта ИП Завгородний А.А..
1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на сайт ИП Завгородний А.А.
Общие положения 2.1. Использование сайта ИП Завгородний А.А. Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта ИП Завгородний А.А..
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту ИП Завгородний А.А. Сайт ИП Завгородний А.А. не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте ИП Завгородний А.А.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.
Предмет политики конфиденциальности 3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте ИП Завгородний А.А., при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте ИП Завгородний А.А. и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ИП Завгородний А.А. защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ИП Завгородний А.А. осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.
Цели сбора персональной информации пользователя 4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте ИП Завгородний А.А для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта ИП Завгородний А.А., оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта ИП Завгородний А.А., если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.
Способы и сроки обработки персональной информации 5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте ИП Завгородний А.А., включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
Права и обязанности сторон 6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта ИП Завгородний А.А., и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
Ответственность сторон 7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта ИП Завгородний А.А., несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта ИП Завгородний А.А., может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте ИП Завгородний А.А..
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте ИП Завгородний А.А) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ИП Завгородний А.А..
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте ИП Завгородний А.А или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте ИП Завгородний А.А., включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.
Разрешение споров 8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.
Дополнительные условия 9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте ИП Завгородний А.А., если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу:
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу https://licenziya-fsb.com/
Обновлено: 24 января 2020 года
Главный офис в г. Москва, ИП Завгородний А.А., Бутырский вал, дом 5, офис 511 Представительство в г. Санкт-Петербург, ИП Завгородний А.А., Бассейная, дом 21а, офис 711

Требования, установленные законодательством Российской Федерации к порядку допуска работников (бывших сотрудников) системы МВД России к сведениям, составляющим государственную тайну, являются едиными для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России.

1. Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (далее — Инструкция), определено, что доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 4).

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) (пункт 5 Инструкции).

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (пункт 19 Инструкции).

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, утвержденной приказом МВД России от 20 августа 2010 г. N 600 (зарегистрирован в Минюсте России 2 ноября 2010 года, регистрационный N 18881), если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Если лица указанных категорий уволились из организации системы МВД России, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, и на них в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается (пункт 43 указанной Инструкции). В этом случае при назначении их на должности, которые по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимо переоформление допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Понятие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, раскрывается в статье 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон) и включает в себя, в том числе, письменное согласие на проведение в отношении граждан полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Таким образом, работники (бывшие сотрудники) системы МВД России привлекаются к выполнению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, только при наличии у них оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне.

Следует учесть, что указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 5 мая 2014 г. N 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России.

В этой связи в случае необходимости привлечения работников (бывших сотрудников) системы МВД России к работе со сведениями особой важности, совершенно секретными и секретными в соответствующих подразделениях системы МВД России необходимо отнесение их должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей (пункт 25 Инструкции).

При этом в номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (пункт 21 Инструкции).

2. Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, установлено, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации федеральным органам государственной власти поручено устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в соответствии с утвержденными Правилами.

В целях реализации данного предписания издан ряд ведомственных нормативных актов МВД России.

Приказом МВД России от 13 июня 2007 г. N 519 (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2007 года, регистрационный N 9825) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне. Согласно пункту 1 указанной Инструкции федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 2 данной Инструкции допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Относительно условий выплаты надбавки военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлены аналогичные нормы.

Приказом МВД России от 7 августа 2007 г. N 699 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2007 г., регистрационный N 10272) утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне.

В Разделе I данной Инструкции «Ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне на постоянной основе» определено, что допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются военнослужащие и лица гражданского персонала, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей (пункт 2).

В отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в пункте 21 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2013 года, регистрационный N 28315), закреплено: «сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов, в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ».

Размеры надбавки, устанавливаемой в соответствии с имеющейся степенью секретности, определены приказом МВД России от 20 февраля 2012 г. N 107дсп «О ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2012 г., регистрационный N 23524).

Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. N 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»).

Необходимо отметить, что работа на постоянной основе может включать в себя работу на условиях неполного рабочего времени (в том числе, по ставке 0,5), что не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав (статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, лицо, занятое на условиях неполного рабочего времени, имеет право на выплату ему надбавки за работу со сведениями, составляющим государственную тайну, пропорционально отработанному времени.

Следует учитывать, что надбавка не выплачивается федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации, работающим: по совместительству и получающим надбавку по основному месту работы; с почасовой оплатой труда; на основании гражданско-правовых договоров.

С учетом вышеизложенного работники (бывшие сотрудники) системы МВД России могут быть привлечены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и получать ежемесячную процентную надбавку за работу с указанными сведениями только при наличии следующих условий:

1. Отнесение имеющихся должностей к должностям, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, или введение новых штатных должностей работников путем внесения изменений в штатные расписания и, соответственно, в номенклатуру должностей.

2. Оформление в установленном законодательством Российской Федерации порядке допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Заключение трудового контракта на условиях работы со сведениями, составляющими государственную тайну, на постоянной основе.

Существующие формы допуска граждан к государственной тайне

В статье 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» (далее – Закон о гостайне) определено, что допуск к государственной тайне это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Форма допуска к государственной тайне устанавливается в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может нанесен безопасности Российской Федерации (статья 8 Закона о гостайне).

Определены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно», и «секретно».

В связи с изложенным, в пункте 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2010 года № 63 (далее – Инструкция – 63), определены следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме (пункт 6 Инструкция — 63).

Руководство по допуску и формы необходимых документов – в нашей Базе Решений.

Обзор законодательства Украины в сфере информационной безопасности. Часть 4: Государственная тайна

Основным нормативно-правовым актом, определяющим режим государственной тайны, является Закон Украины «О государственной тайне».

Закон регулирует общественные отношения, возникающие по поводу отнесения определенных сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защиту в интересах национальной безопасности Украины.

Часть 1: Общий обзор законодательства Украины в сфере информационной безопасности
Часть 2: Стратегия национальной безопасности Украины
Часть 3: Персональные данные
Часть 4: Государственная тайна
Часть 5: Коммерческая тайна
Часть 6: Иные виды тайн
Часть 7: Криптография
Часть 8: Сертификация криптографии
Часть 9: Стандарты криптографической защиты
Часть 10: Техническая защита информации
Часть 11: Прослушка
Часть 12: Борьба с киберпреступностью

В частности, Закон определяет:

  • компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в области охраны государственной тайны;
  • осуществления права собственности на секретную информацию и ее материальные носители;
  • порядок отнесения информации к государственной тайне;
  • порядок засекречивания и рассекречивания материальных носителей информации;
  • порядок охраны государственной тайны.

В соответствии с Законом государственная тайна (далее также — секретная информация) — вид секретной информации, охватывающий сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством.

Основными признаками секретной информации являются:

  • принадлежность конкретных сведений, определенных законодательством о государственной тайне;
  • наличие потенциальной угрозы национальной безопасности в случае разглашения этих сведений;
  • засекречивания информации в соответствии с установленной законодательством процедуры;
  • применение государством мер по охране такой информации.

Главным принципом классификации секретной информации является степень секретности. Законодательством предусмотрено три степени секретности для информации, составляющей государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».

Максимальный срок действия режима секретности для информации со степенью секретности «особой важности» — 30 лет, для информации «совершенно секретно» — 10 лет, действие информации «секретно» — 3 лет. В некоторых случаях Президент Украины может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне.

При установлении режима секретности информации, составляющей государственную тайну, необходимо выделить две основные процедуры:

  • отнесение информации к государственной тайне;
  • засекречиванию материальных носителей информации.

Отнесение информации к государственной тайне — процедура принятия (государственным экспертом по вопросам тайн) решения об отнесении категории сведений или отдельных сведений к государственной тайне с установлением степени их секретности путем обоснования и определения возможного ущерба национальной безопасности Украины в случае разглашения этих сведений, включением этой информации в Свод сведений, составляющих государственную тайну.

Засекречивание материальных носителей информации — введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к секретной информации путем предоставления соответствующего грифа секретности документам, изделиям или другим материальным носителям этой информации.

Охрана государственной тайны в Украине предусматривает внедрение комплекса организационно-правовых мер, к которым, в частности, относятся:

  • единые требования к изготовлению, пользованию, хранения, передачи, транспортировки и учета материальных носителей секретной информации;
  • разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
  • ограничение обнародования, передачи другому государству или распространения иным путем секретной информации;
  • ограничения относительно доступа к государственной тайне иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;
  • режим секретности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной;
  • специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайне;
  • техническая и криптографическая защита секретной информации.

Законодательством определен перечень информации, которая не может быть засекречена.

В соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» не относится к государственной тайне информация:

  • о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
  • об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
  • о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • другая информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть засекречена.

Формы допуска к государственной тайне устанавливаются в зависимости от степени секретности информации. Законодательство предусматривает три формы такого допуска:

  • форма 1 — для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно», которая имеет срок действия 5 лет;
  • форма 2 — для степеней секретности «совершенно секретно» и «секретно» со сроком действия 10 лет;
  • форма 3 — для степени секретности «секретно» со сроком действия 15 лет.

Государственные эксперты по вопросам тайн

Проведение процедуры отнесения информации к государственной тайне относится к компетенции государственных экспертов по вопросам тайн. Правовой статус и полномочия государственного эксперта по вопросам тайн определяются Законом Украины «О государственной тайне».

При выполнении задач, возложенных на государственного эксперта по вопросам тайн, эксперт в частности:

  • принимает по отнесению сведений к государственной тайне изменения степени секретности этой информации и ее рассекречивание;
  • дает заключение о вреде национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации;
  • утверждает выводы относительно осведомленности о государственной тайне граждан, которые имеют или имели допуск к государственной тайне;
  • контролирует обоснованность и правильность предоставления грифов секретности материальным носителям информации, составляющей государственную тайну.

Функции государственного эксперта по вопросам тайн выполняют определенные должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.

В Верховной Раде Украины функции государственного эксперта по вопросам тайн исполняет Председатель Верховной Рады Украины.

Порядок засекречивания информации

Единственным основанием для установления, изменения или отмены режима секретности является решение государственного эксперта по вопросам тайн.

Законодательство определяет необходимость соблюдения определенной процедуры при принятии таких решений, круг субъектов, которые могут инициировать такую процедуру, сроки ее проведения и критерии, по которым это решение должно приниматься.

Инициировать рассмотрение вопроса об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт может либо по его собственной инициативной, или по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.

Нормами Закона Украины «О государственной тайне» определен перечень обязательных положений, которые должны содержаться в решении государственного эксперта по вопросам тайн. Этим решением определяются:

  • информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям, предусмотренным нормами стать 8 Закона Украины «О государственной тайне»;
  • основания отнесения информации к государственной тайне и обоснование ущерба национальной безопасности Украины в случае ее разглашения;
  • степень секретности указанной информации;
  • объем финансирования мероприятий охраны такой информации;
  • орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, который внес предложение об отнесении этой информации к государственной тайне, и орган государственной власти (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации;
  • срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне.

Решение государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне подлежит регистрации Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну.

После соответствующей регистрации решения государственного эксперта по вопросам тайн является обязательным для исполнения на всей территории Украины.

Законодательством предусмотрена также процедура изменения режима секретности информации, включая отмену решения об отнесении информации к государственной тайне (рассекречивание) или принятия решения о повышении или понижении степени секретности информации. Эта процедура может быть инициирована:

  • в случае окончания срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне;
  • государственным экспертом по вопросам тайн по собственной инициативе;
  • на основании решения суда;
  • в случае принятия государственным экспертом по вопросам тайн вывода об отмене решения об отнесении информации к государственной тайне, что является основанием для изъятия информации из Свода сведений, составляющих государственную тайну.

Свод сведений, составляющих государственную тайну.

Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.

Свод сведений, составляющих государственную тайну, — акт, в котором сведены перечни сведений, в соответствии с решениями государственных экспертов по вопросам тайн, является единой формой регистрации этих сведений в Украине.

Свод сведений, составляющих государственную тайну, является систематизированным перечнем сведений, составляющих государственную тайну. Этот перечень состоит из статей, пунктов и подпунктов.

Сведения систематизируются в четыре большие группы (статьи) в соответствии с областью государственной деятельности:

  • отрасль обороны;
  • отрасль экономики;
  • отрасль внешних отношений;
  • отрасль государственной безопасности и охраны правопорядка.

Сведения, относящиеся к каждой из этих групп, классифицируются на отдельные пункты и подпункты по основным характеристикам:

  • содержания сведений, составляющих государственную тайну;
  • степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»).

Читать далее: Часть 5: Коммерческая тайна