Финансовое принуждение

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.

Выделяют четыре вида правонарушений в финансовой деятельности бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Точного определения валютного правонарушения нет, но проанализировав определения других правонарушений в различных отраслях права можно определить, что валютное правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие), совершенное резидентом либо нерезидентом, за которое валютным законодательством РФ предусмотрена уголовная или административная ответственность под угрозой наказания.

Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)

Все общественные отношения в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду возникающих между ними отношений, а также по способам их правового регулирования:

1) общественные отношения, возникающие между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями), в том числе с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

2) общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов*1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования формируется и законодательство в этой сфере, а именно:

а) государственное регулирование страховой деятельности (требования к субъектам, положения о лицензировании, формировании страховых резервов, надзор) — сформулировано в Федеральном законе «О страховании» от 27.11.92 г. N 4015-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и в ряде других источников права в области государственного регулирования страховой деятельности;

б) частно-правовое регулирование (регулирование договора страхования, отношений между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) и т.п. — сформулировано в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодекс торгового мореплавания).

В целом комплекс различных нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность, включает в себя следующие составляющие:

— законы;

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— подзаконные акты и ведомственные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации Федерального органа регулирования и надзора за страховой деятельностью;

— локальные акты (внутрифирменные приказы, распоряжения и т.п.), действующие в пределах деятельности конкретного страховщика.

Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является Закон РФ «О страховании», который с 01.01.98 г. действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 г. N 157-ФЗ (далее — Закон о страховании).

Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования, а также к законам, регулирующим иные отношения, но содержащие страховые нормы. Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (ст. 1 Закона).

Закон о страховании содержит основные понятия, связанные со страховой деятельностью, в том числе понятие «страхование». В законе определены также субъекты страховых отношений, т.е. кто может быть признан страховщиком и в какой организационно-правовой форме может осуществляться страховая деятельность (ст. 6).

Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона о страховании «страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации».

Из этого определения следует:

1) страховщик — это юридическое лицо. Юридическое лицо в соответствии со ст. 48 ГК РФ — это «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»;

2) целью деятельности юридического лица должна быть страховая деятельность. Учитывая условие о том, что «предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность» (п. 1. ст. 6 Закона), можно сделать вывод, что для страховщиков установлена специальная, ограниченная правоспособность (в отличие от большинства других юридических лиц, количество видов деятельности которых не ограничено).

Однако Законом установлены и некоторые изъятия из специальной правоспособности страховщиков. Так, страховая организация имеет право:

— выступать гарантом в банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ);

— выдавать ссуды страхователям по долгосрочным договорам страхования жизни (п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

— осуществлять посредническую деятельность, связанную с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации (абзац 2 п. 4 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

3) организационно-правовая форма страховщика как юридического лица в соответствии с Законом о страховании может быть любой.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ создание коммерческих страховых организаций (речь идет о предпринимательских организациях — профессиональных страховщиках) возможно в следующих формах:

— хозяйственные товарищества и общества;

— производственные кооперативы;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Общие положения о финансово-правовой ответственности

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из главных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. Юридическая ответственность является одной из правовых форм государственного принуждения. Государственное принуждение по своему содержанию является государственным явлением в связи с его непосредственной взаимосвязью с государственной властью и имеет правовую форму, что находит свое проявление в момент правоприменительной деятельности. Кроме того, государственное принуждение представляет собой систему, функционирующую в правовом пространстве. В структуру данной системы входят классификационные группы, первичным элементом которых является мера государственного принуждения. Понятие меры применительно к государственному принуждению используется не как количественная характеристика, а отражает качественное содержание, так как с точки зрения соблюдения правовых предписаний субъектами права существуют два вида последствий: правомерное поведение и правонарушение либо иные правовые аномалии. Под видом государственного принуждения принято понимать отраслевое деление принудительных мер, которое впервые было введено в теории административного права.

Любая отрасль права заключает в себе возможность применения принудительных мер и в своем регулирующем воздействии на общественные отношения не может обойтись без государственного принуждения. Финансовое право не является исключением, что обусловлено развитием отечественного законодательства, изменением общественных отношений, развитием рыночной экономики, порождающих возникновение новых видов юридической ответственности. Как и право в целом, финансовое право воздействует на общественные отношения путем установления прав и обязанностей между их участниками, обеспечивая реализацию прав и обязанностей возможным государственным принуждением.

Особенности принуждения в финансовом праве выражаются через его предмет, цели, принципы, функции и метод, что позволяет также раскрыть роль принуждения в финансовом праве, назначение и правовую природу применяемых в этой отрасли принудительных мер.

Под финансово-правовым принуждением следует понимать воздействие уполномоченными на то органами государства, должностными лицами на поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Причины, обусловливающие необходимость применения государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, различны. Например, в сфере бюджетных отношений можно выделить следующие:

  • • исключительно важная роль бюджета в жизни государства и муниципальных образований;
  • • бюджетная деятельность представляет собой разновидность государственной, которой присущ властный характер;
  • • преобладание императивного метода регулирования бюджетных отношений;
  • • наличие правонарушений в бюджетной сфере.

В сфере налоговых отношений имеют место такие факторы, как:

  • • бюджетообразующее значение налоговых доходов;
  • • закрепление обязанности по уплате налогов в законодательных актах;
  • • конституциональный характер обязанностей по уплате налогов;
  • • наличие массового уклонения от уплаты налогов, влекущее причинение значительного ущерба финансовым интересам государства.

Основное назначение финансово-правового принуждения заключается в борьбе с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также в охране и дальнейшем развитии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института государственного принуждения и без наличия самостоятельного института ответственности.

Важно указать, что система государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства, наряду с мерами финансовой, административной и уголовной ответственности включает также иные правовые средства — меры процессуального принуждения, предусмотренные финансовым (бюджетным, налоговым, валютным), административным и уголовно-процессуальным законодательством. Меры процессуального принуждения в сфере публичных финансов применяются уполномоченными органами государственной власти в строгом соответствии с предусмотренным законом процессуальным порядком в отношении обязанных лиц с целью создания условий для выполнения возложенных на них задач, а также обеспечения надлежащего уровня исполнительности и поддержания финансовой дисциплины. В отличие от иных процессуальных мер, применяемых в сфере публичных финансов, их применение сопровождается дополнительными обременениями организационного и имущественного характера.

Финансово-процессуальное принуждение — регламентированная процессуальными нормами финансового права деятельность государственных, специально уполномоченных органов по образованию, распределению, использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также по осуществлению контроля в целях установления законности и эффективности финансовых операций. Указанная деятельность носит правовой характер и обладает признаками государственного принуждения. Целью применения мер финансово-процессуального принуждения является предупреждение противоправного и стимулирование должного поведения обязанных лиц. Юридическим основанием применения мер финансово-процессуального принуждения, как правило, является факт совершения финансового правонарушения. Однако некоторые меры могут применяться и при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о возможном нарушении финансовой дисциплины. Важно помнить, что основаниями финансово-правовой ответственности всегда являются финансовые правонарушения.

В советский период проблема правонарушений в финансовой сфере и ответственности за них рассматривалась в свете ведущих отраслей права. Причиной этого, как справедливо полагает О. Н. Горбунова, можно считать то, что на протяжении многих лет финансовому праву не уделялось надлежащего внимания юридической наукой: «в прошлом это было вызвано общим взглядом марксистско-ленинской теории и политической экономии социализма на деньги, товарно-денежные отношения, цепы, себестоимость, рынок в целом как на отмирающие категории. Это имело своим следствием снижение внимания к вопросам бюджета, налогов, банковского кредита. И как результат — недооценка значения и роли финансового права в регулировании жизнедеятельности общества».

В настоящее время существование специального вида ответственности в сфере публичных финансов — финансовой ответственности, не вызывает сомнений, поскольку с развитием финансового, в частности налогового, бюджетного законодательства в науке четко выделяется финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как форму государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, заключающуюся в применении компетентными органами государственной власти к правонарушителю финансово-правовых норм обременении имущественного характера.

К основным признакам финансово-правовой ответственности принято относить следующие:

  • а) финансово-правовая ответственность — средство охраны правопорядка в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований;
  • б) финансово-правовая ответственность устанавливается нормами финансового права;
  • в) основанием финансово-правовой ответственности всегда является финансовое правонарушение;
  • г) финансово-правовая ответственность связана с применением финансово-правовых санкций;
  • л) финансово-правовая ответственность применяется специально уполномоченными субъектами;
  • е) финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме и др.

Цели финансово-правовой ответственности в законодательстве прямо не указаны, хотя выводятся из целей и задач внутриотраслевых нормативных правовых актов. В частности, в преамбуле БК РФ определено, что этот Кодекс служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; в преамбуле Закона о валютном регулировании указано, что целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели налоговой ответственности.

Важно указать, что в теории финансового права устоялось положение о том, что финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, выполняет регулятивную, охранительную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную, стимулирующую функции. При этом принципы финансово-правовой ответственности как руководящие, базовые идеи определяют природу юридической ответственности, ее суть, содержание и назначение, механизм действия. Принципы юридической ответственности наряду с ее функциями выражают природу и назначение юридической ответственности. Вопрос о принципах финансово-правовой ответственности дискуссионный, перечень принципов окончательно не сформирован в юридической литературе. В классификационном ряду принципов финансово-правовой ответственности следует выделить конституционные принципы финансовой ответственности (соразмерность ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и идеям; наличие вины; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности, определенность правовой нормы, устанавливающей ответственность) и общие принципы финансово-правовой ответственности (принципы индивидуализации, законности, гуманизма, неотвратимости).

Финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности (уголовной, административной и др.), что обусловлено системностью юридической ответственности.

Таким образом, выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

  • Горбунова О. П. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. № 2. С. 14.

Вопросы об укреплении финансовой дисциплины и правопорядка играют все большую роль в условиях формирования и развития рыночной экономики в России. Новый подход к федеративному устройству Российской Федерации, реформирование финансовой системы и становление новой финансовой политики страны требуют целостности денежных фондов на государственном и местном уровнях, а также их рационального применения.

В финансовом праве (отрасли публичного права) для обеспечения публичному субъекту возможности образования, распределения и использования денежных ресурсов закрепляются достаточно специфические приемы и методы влияния на регулируемые отношения. Причем общим способом выступает властный, императивный метод, то есть общественные предписания правительства, закрепляющие правовые нормы поведения.

С целью обеспечения исполнения данных предписаний и компенсации ущерба, который понесла казна вследствие их неисполнения, законодателем устанавливаются определенные принудительные меры принуждения. Эти меры могут выступать правовосстановительными (обеспечивают исполнение налогоплательщиком его публичной обязанности, например, погашение недоимки по налогам, возврат бюджетных средств, примененных не по целевому назначению и пр.) и карательными в виде штрафов, отзыва лицензии и т.д.

Замечание 1

Классическими видами юридической ответственности является гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная.

Природа финансово-правовой ответственности

Вопрос о природе финансово-правовой ответственности – один из наиболее дискуссионных в правоведении. Разногласия возникают как по поводу факта наличия данного вида ответственности, так и касаемо вопросов, касающихся природы финансовых санкций, порядка их использования, установления признаков и состава финансового правового нарушения.

Замечание 2

Поэтому анализ проблем формирования и развития финансово-правовой ответственности в качестве отдельного вида юридической ответственности – одно из ключевых направлений финансово-правовой науки, необходимое для усиления значимости отрасли финансового права в современных условиях.

Общий признак финансовой и гражданско правовой ответственности – это имущественный характер регулируемых правоотношений. Но в отличие от гражданско правовой ответственности, свойственной отношениям юридически равных сторон, особенной чертой финансовой ответственности выступает приоритет публичных интересов над частными, что присуще отношениям, образованным по принципу власти и подчинения (по императивному методу). Имущественная ответственность в случае неравенства субъектов отношений не обладает гражданско правовым характером.

Дисциплинарная ответственность применяется обычно в случаях нарушения трудовой и служебной дисциплины. Дисциплинарная и материальная ответственность может быть связана с нарушениями финансового законодательства, однако, не имеет прямой задачей обеспечение его соблюдения.

Замечание 3

Данные правовые отношения только косвенно связаны с финансовыми и к регулированию финансового права/ответственности не относятся.

Если различия в уголовной и финансовой видах юридической ответственности находятся на поверхности (тяжесть совершенного преступления, характер санкций, типы и задачи наказания, источники правового регулирования, субъекты ответственности и пр.), то вот различия финансовой ответственности от административной не такие заметные, так как между ними много общего:

  1. Различия прослеживаются в нормативных источниках, которые регулируют вопросы применения юридической ответственности. Правовые нормы, которые регулируют финансовую ответственность, обычно сосредотачиваются в отраслевых актах: БК России, НК России, Федеральном законе от 2 декабря 1990-го г. касаемо банков и банковской деятельности и др.
  2. Финансовые санкции обладают исключительно денежным характером, не ограничивая личные права и свободы.
  3. Привлечение к финансовой ответственности осуществляют государственные органы государства, обладающие специальными полномочиями на это.

Понятие и признаки финансовой ответственности

Определение 1

Финансовая ответственность является видом юридической ответственности, включающим совокупность общественных отношений, образующихся между государством (а точнее, его специальными органами) и нарушителем в результате совершения последним виновных действий/бездействия, за которые положено наказание денежного характера (финансовые санкции), установленное в финансовом законодательстве.

Юридические признаки финансовой ответственности:

  • неразрывная связь с финансово-правовыми нормами;
  • юридическая обязанность, обусловленная финансово правовым статусом;
  • гарантируется государственным принуждением.

Растущая роль финансовой ответственности, финансово правовых (денежных) санкций связана с современными тенденциями либерализации уголовно правовой ответственности по экономическим/финансовым преступлениям, модернизацией/реформированием бюджетной, налоговой, банковской сфер финансового права, увеличением размеров денежных видов наказаний.

Определение 2

Финансовая ответственность – основной вид юридической ответственности в области публичных финансов.

В институте финансово-правовой ответственности отражается как в зеркале зрелость и уровень развитости государственной правовой системы, степень общественной цивилизованности.

Понятие, признаки, элементы финансового правонарушения

Определение 3

Как вытекает из Конституции Российской Федерации (статья 54), правонарушение – это необходимое основание для всех видов юридической ответственности.

Определение 4

Под финансовым правовым нарушением подразумевается виновно совершенное противозаконное нарушение положений финансового законодательства, которое представляет собой деяние (действие/бездействие) субъектов финансово-правовых отношений, за что устанавливается ответственность.

Финансовое правонарушение имеет 3 основополагающих признака:

  1. противоправность;
  2. виновность;
  3. наказуемость.

В состав финансового правового нарушения входят 4 элемента:

  • объект правового нарушения;
  • субъект правового нарушения;
  • объективная сторона правового нарушения;
  • субъективная сторона правового нарушения.

Определение 5

Непосредственный объект финансового правового отношения – это конкретные отношения, правила, защищаемые финансово-правовыми нормами и обеспечивающиеся финансовой ответственностью.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Определение 6

Субъект финансового правового нарушения – это лицо, совершившее правовое нарушение, и которое согласно законодательству может привлечься к ответственности.

Субъектами отношений, образующихся по поводу привлечения к финансовой ответственности, являются органы госвласти, организации, физ. лица и должностные лица органов госвласти и организаций.

Определение 7

Под объективной стороной финансового правового нарушения понимаются действия или бездействия, запрещенные финансовым законодательством.

Определение 8

Под субъективной стороной финансового правового нарушения подразумевается психическое отношение субъекта к противоправным действиям/бездействию и их последствиям (вине), что выражается в форме умысла либо неосторожности.

Разновидности финансовых правовых нарушений раскрываются на знаниях о подотраслях и институтах финансового права. С учетом данной логики, правонарушения могут быть:

  • бюджетными;
  • налоговыми;
  • банковскими;
  • страховыми и др.

Ответственность за нарушения положений бюджетного законодательства регулируется частью IV БК России, которая включает единственную главу 28 с названием «Общие положения». Эта глава регулирует основания привлечения к бюджетно правовой ответственности и функции соответствующих органов госвласти, а также конкретные составы бюджетных правовых нарушений и денежные санкции за их содеяние. В других законодательных и подзаконных актах также содержатся нормы, которые регулируют порядок применения ответственности за нарушения положений бюджетного законодательства. Помимо этого, ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена статьями 15.14-15.16 КоАП России. В статье 285.1 УК Российской Федерации предусматривается ответственность за трату бюджетных средств не по целевому назначению.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за них определены в разделе VI Налогового Кодекса РФ, включающем 4 главы (15-18), которые посвящены:

  • Общим положениям об ответственности за совершение налогово правовых нарушений.
  • Видам налогово правовых нарушений и ответственность за них.
  • Издержкам, связанным с осуществлением налогового контроля.
  • Видам нарушений банком обязанностей, предусматриваемых законодательством о налогах и сборах, и ответственности за них.

Замечание 4

Кроме НК России, ответственность за правовые нарушения налогового характера предусматривает статья 15.13-15.16 КоАП России. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за 4 состава преступлений в налоговой сфере.

Ответственность за нарушение законодательства в банковской сфере предусматривается во многих законодательных и подзаконных актах. А именно глава 18 НК России регулирует порядок, в соответствии с которым банки привлекаются к ответственности за правонарушение законодательства о налогах и сборах. Статьями 49-51.1 из Федерального закона от 24 июля 2009-го г., посвященного страховым взносам в Пенсионный фонд России, Фонд соцстраха России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, предусматривается ответственность банковских структур за правонарушение законодательства о банках и банковской деятельности и других областей финансового законодательства. В Федеральных законах касаемо Центрального банка России и банках и банковской деятельности, а также многочисленных приказах и письмах Банка Российской Федерации определена ответственность за нарушения пруденциальных норм банковской деятельности, норм обязательных резервов, правил в сфере контроля и надзора за банковской деятельностью. Ответственность за некоторые нарушения банковского законодательства предусматривается в КоЛП России (статьи 15.7-15.10, 15.26, 15.27 и 17.14).

Замечание 5

Ответственность за правонарушение закона об обязательном страховании предусматривается в законодательных актах по соответствующим видам страхования.

Замечание 6

Ответственность за правонарушение валютного закона предусматривается исключительно КоАП России, соответственно, к видам финансовой ответственности не относится.

Общие принципы применения юридической ответственности в полном объеме используются для правоотношений с целью привлечения к финансовой ответственности. К ним относят:

  • презумпцию невиновности;
  • неправомерность привлечения к ответственности за правонарушения иначе как по основанию и в порядке, которые предусматриваются в финансовом законодательстве;
  • недопустимость повторного привлечения к ответственности за одно правовое нарушение;
  • лицо, которое привлекается к ответственности, вправе не доказывать собственную невиновность в совершении финансового правового нарушения. Доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте финансового правового нарушения и виновности лица в совершении проступка, должны уполномоченные гос. органы (налоговая инспекция, Росфиннадзор, органы федерального казначейства, Банк РФ и др.).

Замечание 7

Финансовая ответственность за нарушения финансового закона не освобождает в случае наличия соответствующих оснований от административной, уголовной либо другой ответственности, которая предусматривается законами России. Но применение, например, уголовной ответственности освобождает от применения финансово правовой ответственности.

Обстоятельства, которые исключают привлечение к ответственности лица за финансовое правонарушение, обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении финансового правового нарушения, обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность за финансовые правонарушения, а также сроки давности привлечения к ответственности за финансовые правонарушения и сроки давности взыскания финансовых санкций определяются зависимо от разновидности финансовых правовых нарушений.

Вывод 1

Исходя из практики, правильное осознание сущности финансовой ответственности, правовых начал (единых положений) привлечения к ней, понимание ее ключевых принципов и понятийного аппарата дает возможность сторонам финансовых правовых отношений с успехом разрешить трудные спорные ситуации и отстаивать собственные права и законные интересы, избежав нецелесообразных финансовых потерь. Кроме этого, знание оснований и порядка использования финансовой ответственности зачастую помогает выбрать из всех имеющихся правомерный способ поведения, исключив тем самым возможность применения ответственности.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

  • законность;
  • соразмерность;
  • индивидуализация наказания;
  • однократность;
  • полное возмещение вреда.

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

В сфере денежного обращения складываются два вида денежных правоотношений: 1) по организации денежного оборота и 2) в процессе наличного и безналичного денежного обращения, опосредующих перемещение финансовых средств.
Организация денежного оборота охватывает все виды общественных отношений в сфере наличного денежного обращения и безналичного денежного обращения. В свою очередь, организация наличного денежного обращения распространяется на эмиссию, хранение, перевозку, инкассацию, уничтожение и замену наличных денег, ведение кассовых операций с наличными денежными средствами в национальной и иностранной валюте, а также при осуществлении наличных расчетов. Организация безналичного денежного обращения охватывает отношения, складывающиеся в процессе безналичных расчетов с национальной и иностранной валютой.
Организовать (подготовить, наладить, упорядочить) <1> процесс наличного денежного обращения — значит создать финансово-правовой механизм наличного денежного оборота. Наличное денежное обращение не всегда «движение» денежных средств, поскольку сюда, например, входят хранение, уничтожение и замена наличных денег. Однако когда речь идет об организации наличного денежного обращения, точнее, об организации движения наличных денег, необходимо руководствоваться нормами финансового права и исходить из соответствующих властных полномочий органов государственной власти.
———————————
<1> Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. URL: http://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 20.05.2015).
Центральный банк РФ является ключевым звеном в механизме организации операций наличного денежного обращения. Так, в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) <2> закрепляется порядок выдачи и приема наличных денег расчетно-кассовым центрам, кредитным организациям. Нарушение указанных правил влечет применение мер принуждения, предусмотренных КоАП РФ, ст. 15.1 устанавливает ответственность за нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которые выражаются в следующем: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
———————————
<2> Вестник Банка России. 2008. N 29 — 30.
Организация наличного денежного оборота, расчетов с наличными денежными средствами также регулируется такими нормами бюджетного законодательства, как Бюджетный кодекс Российской Федерации; Приказ Казначейства России от 30 июня 2014 г. N 10н «Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» <3>; Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <4>) и др.
———————————
<3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 47.
<4> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
Следует отметить, что нарушение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловливающих нарушение денежных правоотношений по осуществлению наличных денежных операций, является основанием применения финансово-правового принуждения, которое реализуется Федеральным казначейством. Заметим, что Федеральное казначейство имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
К нормативным актам, регулирующим операции по изъятию наличных денег из оборота, относятся нормы НК РФ. Так, денежные правоотношения в силу ст. 45 НК РФ (например, по внесению физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, по приему наличных денег от физических лиц организацией почтовой связи в счет уплаты налога (сбора, пени, штрафа) для их перечисления на счет Федерального казначейства), являются, по сути, налоговыми правоотношениями. В случае нарушений требований ст. 45 НК РФ уполномоченные органы применяют соответствующие меры принуждения.
В механизм организации наличного денежного оборота следует также включать и нормативные акты, регулирующие применение мер административного принуждения в сфере наличного денежного обращения. Так, например, налоговые органы: осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» <5>; за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей.
———————————
<5> Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Российская газета. 2003. N 99. 27 мая.
Организовать процесс безналичного денежного обращения невозможно без применения мер принуждения. Для выявления видов финансово-правового принуждения в данной сфере рассмотрим особенности денежных правоотношений по осуществлению безналичных расчетов в аспекте финансово-правового регулирования. Кроме того, «безналичные деньги — идеальное средство для создания афер, мнимых, притворных и иных аналогичных сделок по причине отсутствия телесной оболочки таких денег и их экономической оценки с точки зрения «товар — деньги». Действия и сделки с безналичными деньгами порождают из обычных сделок необычные, возникающие отношения могут входить в предмет регулирования Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <6>.
———————————
<6> Зинковский М.А. К вопросу о взаимосвязи безналичных денежных средств и национального экономического кризиса // Современное право. 2014. N 8. С. 58 — 63.
Денежные правоотношения по осуществлению безналичных расчетов в бюджетной сфере связаны с казначейским исполнением бюджета, что, в свою очередь, обусловливает определение мер принуждения в сфере безналичных расчетов в системной связи с мерами принуждения, применяемыми в соответствии с бюджетным законодательством. Безналичные расчеты в бюджетной сфере напрямую связаны с формированием доходной части бюджетов бюджетной системы и осуществлением расходов бюджетных средств. Как указывает А.Е. Самсонова, «сложными правоотношениями в бюджетной сфере, которые можно рассмотреть через конструкцию основного правоотношения и расчетного правоотношения, являются следующие группы отношений: а) отношения по зачислению доходов в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда; б) отношения по расходам бюджетов» <7>.
———————————
<7> Самсонова А.Е. Расчеты в налоговой и бюджетной сферах: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. С. 84.
Доходы согласно принципу единства кассы (ст. 38.2 БК РФ) зачисляются на счета органов федерального казначейства, которые в совокупности представляют собой единый счет бюджета по общему положению, открываемый в Центральном банке Российской Федерации (ст. 215.1 БК РФ). Деятельность по формированию доходной части бюджета непосредственно сопряжена с организацией движения потоков денежных средств, их переводом от одного субъекта к другому, причем одним из субъектов данных правоотношений практически в каждом случае выступает государственно-властный субъект, а именно Центральный аппарат Федерального казначейства, занимающийся кассовым исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и отделения и отделы по городам и районам субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит кассовое обслуживание соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <8>. Расходы бюджетов также осуществляются в безналичной форме. Следовательно, можно сделать вывод, что БК РФ устанавливает режим денежных (расчетных) правоотношений по осуществлению доходов (зачисление денег) и расходов (выплата денег) бюджетных средств, а вместе с тем и порядок и условия применения мер принуждения и привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, регулирующего осуществление доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.
———————————
<8> Хазова Е.В. Система бюджетных платежей как инструмент формирования доходной части Федерального бюджета // Финансовое право. 2014. N 5. С. 38 — 42.
В свою очередь, бюджетные меры принуждения имеют непосредственное отношение к денежным правоотношениям, где нарушаются права одного из участников указанных отношений — субъекта бюджетного правоотношения. Так, движение денежных средств, опосредованное бесспорным взысканием бюджетных средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, а также в виде суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, входит в систему безналичных денежных правоотношений. Полагаем, что бесспорное взыскание денежных средств, с одной стороны, приостанавливает нормальный ход движения бюджетных средств, с другой — осуществляется в целях наказания лица, совершившего бюджетное нарушение. Иными словами, посредством указанных денежных отношений осуществляется непосредственное применение указанных мер принуждения, являющихся, по сути, мерами бюджетно-правовой ответственности.
Относительно взыскания начисленных пеней за несвоевременный возврат средств бюджета следует отметить, что пеня в финансовом праве рассматривается как правовосстановительная санкция и способ обеспечения исполнения (налоговой) обязанности. По общему правилу пеня исчисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Сумма соответствующих пеней является дополнительной и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм и независимо от применения других мер принуждения.
Приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) как мера принуждения характеризуется прекращением движения денежных средств на определенный срок. Минфин России в своем письме <9> уточняет, что приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. Сокращение предоставления межбюджетных трансфертов предполагает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления межбюджетных трансфертов соответствующему субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), допустившему нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов:
———————————
<9> Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. N 02-10-010/47612 «Об определении порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного правонарушения» // Официальные документы в образовании. 2014. N 9.
— при формировании проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) — если в следующем финансовом году предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления;
— при внесении изменений в утвержденные показатели сводной бюджетной росписи на текущий финансовый год путем уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления других межбюджетных трансфертов, — если на следующий финансовый год бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов, по которым нарушены условия их предоставления, не предусмотрены.
Данную меру следует признать мерой пресечения, поскольку приостановление денежных расчетов, по сути, должно носить временный характер, а в случае устранения допущенного нарушения предоставление межбюджетных трансфертов должно быть возобновлено.
БК РФ предусматривает еще одну меру принуждения, являющуюся мерой пресечения, — приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства. Данная мера не закреплена в ст. 306.2 БК РФ, но ст. 166.1 БК РФ, в рамках бюджетных полномочий Федерального казначейства, закрепляет право последнего осуществлять приостановление операций. Анализ указанных статей обращает внимание на нечеткость позиции законодателя, поскольку, будучи мерой принуждения, приостановление по счетам не вошло в перечень ст. 306.2 БК РФ.
Приостановление операций по лицевым счетам производится в случаях непредставления в установленный срок отчетности и иных бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств федерального бюджета; непредставления в установленный срок распорядителем и получателем средств федерального бюджета информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах, либо документов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных решений. Основаниями для применения данной меры являются также нарушение порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и незакрытие федеральным учреждением счетов, открытых ему в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности <10>. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств полагаем целесообразным в ст. 306.2 БК РФ закрепить приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства, как бюджетную меру принуждения.
———————————
<10> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2003 г. N 328 (ред. от 17.05.2004) «Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства» // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2241.
Таким образом, при решении вопроса о применении мер принуждения к участникам денежных правоотношений, складывающихся в бюджетной сфере, следует исходить из системной связи принудительных мер, применяемых в сфере безналичного денежного обращения и отдельных мер бюджетного принуждения, поскольку расчеты, выплаты бюджетных средств и есть, по сути, движение денежных средств в безналичной форме. Следовательно, меры финансово-правового принуждения в сфере денежного, безналичного обращения, применяемые в бюджетной сфере, необходимо определить как дополнительное, вторичное правовое ограничение, обусловленное бюджетным правонарушением.
К ряду рассматриваемых вопросов следует отнести анализ налоговых отношений, где осуществляется непосредственное движение денежных средств, ведь налогам и сборам присуща денежная форма. Нарушения, связанные с уплатой, перечислением налогов на соответствующие счета (неуплата, неперечисление в полном объеме и в установленные сроки), обусловливают нарушение денежного оборота в налоговой сфере. При этом необходимо отметить, что в указанных правоотношениях ключевой «фигурой» выступают коммерческие банки, обязанность которых по исполнению поручений на перечисление налогов закреплена в НК РФ.
Законодатель в НК РФ вывел за рамки налоговых правонарушений нарушения законодательства о налогах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет. Подобные нарушения требований налогового законодательства выделены в особые составы правонарушений (глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации) <11>. Меры принуждения за указанные правонарушения законодатель установил в виде штрафов, целевая направленность которых — карательная.
———————————
<11> Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О «По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «Ланта-Банк» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2002. N 24. 7 февраля.
Денежное обращение в системе финансовой деятельности государства и муниципальных образований всегда увязано с деятельностью коммерческих банков. Центральный банк и коммерческие банки имеют непосредственное отношение к расчетно-кассовому обслуживанию счетов по доходам и расходам бюджета.
По отношению к кредитным организациям применяются меры принуждения на основании ст. 19 Закона «О банках и банковской деятельности» в соответствии со ст. 74 Закона «О Центральном банке». Однако «несмотря на то что в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» меры реагирования, которые вправе применять Банк России к кредитным организациям, никаким образом не сгруппированы и не установлена иерархия или взаимное сочетание их применения, данные меры все же можно разделить на меры: 1) пресекательные; 2) карательные; 3) предупредительные; 4) восстановительные» <12>. Данный вывод подтверждается положениями Приказа Банка России от 31 марта 1997 г. N 02-139 (ред. от 26.01.2010) «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности». Так, на основании данного Приказа к кредитным организациям применяются меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.
———————————
<12> Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). 2-е изд. / под ред. М.А. Шаповалова // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Системный анализ вышеуказанных статей Закона «О банках и банковской деятельности» и Закона «О Центральном банке» позволил выявить, что основания для применения мер воздействия, перечисленные в них, не в полном объеме соответствуют друг другу, что обусловливает необходимость совершенствования правового механизма применения мер принуждения в сфере денежного обращения. Полагаем, что следует определить единый подход применения мер принуждения к коммерческим банкам на основании Закона «О Центральном банке», что позволит достичь единообразия в правоприменительной практике.
Принуждение в сфере денежного обращения немыслимо без правоприменительной деятельности; осуществляется в рамках охранительных правоотношений; сопряжено (в основном) с причинением правоограничений. Принуждение как регулятор денежного обращения имеет свои особенности, которые выражаются в правовом статусе участников денежного оборота, в содержании, формах и механизме реализации принудительного воздействия <13>.
———————————
<13> Саттарова Н.А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 — 16.
Таким образом, в рамках проведенного анализа законодательства, регулирующего применение мер принуждения в сфере денежного обращения, установлена множественность нормативных правовых актов, регулирующих применение мер государственного принуждения, оказывающих влияние и тесно взаимосвязанных с наличным и безналичным денежным обращением. В составе мер финансово-правового принуждения, применяемого в сфере денежного обращения, обоснованно можно выделить меры принуждения, сопряженные с отрицательными последствиями имущественного и организационного характера. Подразделение мер на имущественные и организационные может быть произведено по объекту принудительного воздействия. Объектами мер финансово-правового принуждения в сфере денежного обращения могут выступать органы государственной власти, хозяйствующие субъекты и физические лица — нарушители финансовой дисциплины, являющиеся участниками денежных (расчетных) отношений.
Определяя виды мер принуждения в сфере денежного обращения, следует указать также на их основание: меры принуждения, применяемые в связи с противоправными деяниями и применяемые в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих обязанностей субъектами денежных правоотношений.
Обобщая анализ видов мер финансово-правового принуждения, применяемых в сфере денежного обращения, укажем, что к ним могут относиться меры, определяющие их целевое назначение:
— меры принуждения, обеспечивающие исполнение финансовых обязательств;
— меры принуждения, обеспечивающие формирование и расходование бюджетных средств;
— меры принуждения, обеспечивающие реализацию фискальных интересов государства (муниципальных образований);
— меры принуждения, обеспечивающие стабильность платежной и банковской систем.
Финансово-правовое принуждение в сфере денежного обращения применяется не только в связи с нарушениями правил безналичных и наличных расчетов и платежей. Отдельные виды финансово-правового принуждения применяются в целях осуществления денежно-кредитной политики, бесперебойного денежного обращения и поддержания устойчивости финансовой системы.
Литература
1. Зинковский М.А. К вопросу о взаимосвязи безналичных денежных средств и национального экономического кризиса // Современное право. 2014. N 8. С. 58 — 63.
2. Самсонова А.Е. Расчеты в налоговой и бюджетной сферах: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. С. 84.
3. Саттарова Н.А. Место категории «принуждение» в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 — 16.
4. Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков. URL: http://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 20.05.2015).
5. Хазова Е.В. Система бюджетных платежей как инструмент формирования доходной части Федерального бюджета // Финансовое право. 2014. N 5. С. 38 — 42.
6. Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). 2-е изд. / под ред. М.А. Шаповалова // СПС «КонсультантПлюс». 2013.