ФГОС 2017

– личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

– метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.1. Филология

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

12.4. Основы религиозных культур и светской этики :

(В ред. приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060.)

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

12.5. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

12.6. Технология:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

12.7. Физическая культура:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числеподготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

13. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

– системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

– обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

– коммуникативных и информационных умений;

– системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

– ценностные ориентации обучающегося;

– индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.) предыдущую редакцию)

15. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.) предыдущую редакцию)

16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

– пояснительную записку;

– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

– программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)

– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

– программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Организационный раздел включает:

– учебный план начального общего образования;

– план внеурочной деятельности, календарный учебный график;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643.)

– систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам начального общего образования, разрабатывает основную образовательную программу начального общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357.)

17. Разработанная организацией, осуществляющей образовательную деятельность основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Образовательные программы начального общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются (В ред. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241):

– учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (В ред. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241);

– внеурочная деятельность (В ред. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241).

18. Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.) (см. предыдущую редакцию)

19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования:

19.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участниковобразовательных отношений конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

3) общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357)

19.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основнойобразовательной программы начального общего образования;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов.

Оценка результатов деятельности системы образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников должна учитывать планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

19.3. Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

(В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.)

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

С примерными образовательными программами можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации на основе примерных основных образовательных программ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации в общеобразовательных организациях осваиваются три основные образовательные программы:

  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего общего образования.

Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующих формах:

  • очной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • заочной.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

С федеральными государственными образовательными стандартами можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;
  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

С целью оперативного решения вопроса приема ребенка в БОУ г. Омска следует обращаться в отдел общего образования департамента образования Администрации города Омска.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

После предложения «заявление или согласие в письменной форме родителя (законного представителя) на оказание ребенку психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ г. Омска согласно статье 42 Закона» добавить следующий текст: В связи с потребностью родителей (законных представителей) несовершеннолетних в консультативной, методической, психолого-педагогической помощи, в рамках реализации национального и регионального проектов «Поддержка семей, имеющих детей», на базе 6 БОУ г. Омска открыты консультативные центры, службы ранней помощи, обеспечивающие получение методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителями (законными представителями) несовершеннолетних:

БОУ г. Омска

Адрес

Телефон

Кировский административный округ

Средняя общеобразовательная школа № 34

ул. Дианова, д. 12/2

Ленинский административный округ

Средняя общеобразовательная школа № 71

ул. Усадебная, д. 13

Октябрьский административный округ

Средняя общеобразовательная школа № 142

ул. Харьковская, д. 21

Советский административный округ

Гимназия № 84

пр. Культуры, д. 15

Центральный административный округ

Средняя общеобразовательная школа № 48

ул. Иванишко, д. 31

Средняя общеобразовательная школа № 77

ул. Волочаевская, д. 17 г

С 1 сентября 2016 года в БОУ г. Омска осуществляется реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с 1 сентября 2017 года – Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). В БОУ г. Омска действуют психолого-медико-педагогические консилиумы, объединяющие специалистов образовательного учреждения для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

В 2019/2020 учебном году в БОУ г. Омска на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссий и заявлений родителей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы для 733 детей с ОВЗ.

Из них: — 9 детей обучаются по адаптированным программам для слабослышащих и позднооглохших детей; — 14 детей обучаются по адаптированным программам для слабовидящих детей; — 32 ребенка обучаются по адаптированным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи; — 102 ребенка – по адаптированным программам для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — 514 детей – по адаптированным программам для детей с ЗПР. Также в БОУ г. Омска обучается 869 детей-инвалидов, из них 31 ребенка-инвалида по состоянию здоровья обучаются на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для всех детей-инвалидов в БОУ г. Омска создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. В 5-ти БОУ г. Омска (№№ 21, 90, 160, 130, а также в БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования № 2») открыто 26 классов для детей с задержкой психического развития. В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 130» открыт класс для детей с расстройствами аутистического спектра (обучается 8 человек).

В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21» открыты классы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (обучается 15 человек в 2-х классах).

ООП реализуется образовательным учреждением через Урочную и Внеурочную деятельность (ВД). В новом ФГОС общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

ВД представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей.

Цель ВД: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи ВД:

  • Создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе.
  • Выявление интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
  • Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
  • Усиление педагогического влияния на жизнь обучающихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя».
  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с коллективами учреждений ДОД, культуры, физической культуры и спорта, семьями обучающихся.

На основе пакета нормативных материалов по организации ВД в рамках введения ФГОС в школе разработана Модель организации ВД. С 01.09.2019 Модель внедрена для реализации в 1-9 классах. Вместе с Моделью в школе разработаны Положение о ВД, план работы по организации ВД, различные модифицированные программы ВД, памятки и инструкции для педагогов.

Формы занятий по ВД значительно отличаются от форм классно-урочных (клубы, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, соревнования, поисково-исследовательские проекты, игровые лаборатории, др.) и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом, ИКТ и другими. Компонентами модели ВД являются: творческие лаборатории, школьные дела: инновационный проект «Классный час в Нашей Новой Школе» и традиционные школьные мероприятия «Годового Круга Событий и Дел». Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.

По количеству участников в организации ВД в нашей школе задействованы ресурсы ОУ. По распределенности во времени — Модель Линейная, т.е. распределение часов внеурочной деятельности происходит равномерно в течение учебного года, еженедельно. По комплектованию групп – в 1-8 классах обучающиесяся получают возможность выбрать индивидуальную траекторию развития в формате как одного класса, так и одной параллели.

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность в 2019-2020гг. организуется в классах по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Выступление на педсовете. Тема педсовета:

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально — педагогический феномен. Основания построения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Слайд-1.

Здравствуйте, дорогие коллеги, начну свое выступление о нормативных документах ФГОС с лирического отступления:

Живем в эпоху нано — технологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Слайд-2.

И так, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Инновационность стандартов:

  1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»).
  2. Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
  3. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

Вспомним основные этапы ФГОС.

Слайд-3.

В 2001 году была разработана концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2004 год: Был принят федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Слайд-4.

В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС

В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС

В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования

В 2009 году было принято два документа:

  1. Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС
  2. Утверждение ФГОС начального общего образования

Слайд-5.

В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».

В этом же году в инициативном порядке началось введение ФГОС в начальной школе, был создан координационный совет, разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Слайд-6

Затем, приказом от 07сентября 2010 вышло распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы. А 17.12.2010 г. был утвержден ФГОС основного общего образования

Слайд-7

Следующим, так сказать, действием Министерства образования и науки в 2011 году издается приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

И, наконец, в 2012 году был утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования

Слайд-8.

Обратите внимание на три приказа об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Мы эти приказы должны знать при разработке программных документов по внедрению ФГОС.

Слайд-9.

Надо сказать, что ФГОСы строились не на новом, не на пустом месте. В их основу легла опора все самое лучшее в образование: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций

Слайд-10.

В чем же заключается инновационность ФГОС? А она заключается в следующих составляющих:

  1. Идеология
  2. Структура

Слайд-11.

Возьмем отдельно идеологию ФГОС общего образования. Она включает в себя:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание
  2. Гражданская идентичность
  3. Системно — деятельностный подход

Слайд-12.

Все это нашло свое отражение при моделировании портрета выпускника основной школы.

  1. любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

Слайд-13.

  1. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  2. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  3. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Вот таким должен быть выпускник нашей «новой» школы.

Слайд-14.

Теперь обратимся к структуре ФГОС. Она имеет три составляющих: требования к результатам, к структуре и к условиям освоения основной образовательной программы. Обратите внимание, в старых стандартах этого не было.

Слайд-15.

Вот требования к структуре основной образовательной программы:

Посмотрите, какие требования к количеству и наименованию разделов (НОО-3, ООО-3, С(П)О – 3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;

Обратите внимание на минимальное и максимальное количество учебных часов (НОО от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О — от 2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю ) за 2 года);

Посмотрите на соотношение частей основной общеобразовательной программы. Как вы думаете, что обозначают вот дроби? (80/20% для НОО,70/30% ООО, С(П)О). 80 % — это нам дает Примерная основная образовательная программа, а 20% — может добавить сама школа. Это для начального образования. 70/30% — для основного общего и среднего полного образования.

Следующее соотношение к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО–до 1450 часов за 4 года, ООО — ???, С(П)О- до 700 часов за два года обучения. В основной школе Министерство еще не определило. В следующем году Министерство образования и науки должно их представить.

Слайд-16.

Так же в Примерной основной образовательной программе прописаны требования к:

  1. кадровым
  2. финансово-экономическим (финансовым –С(П)О)
  3. материально-техническим
  4. психолого-педагогическим
  5. Информационно-методическим условиям освоения основной образовательной программы

Слайд-17.

Стандарты второго поколения — одна из важнейших образовательных тем сегодня.

Причём, непосредственно внедрять новые ФГОС основного общего образования придётся нам, учителям.

Чтобы работа по внедрению ФГОС ООО прошла более плодотворно, необходимо, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.

Слайд-18.

А теперь, дорогие коллеги, вашему вниманию представляются вопросы.

И, так, вопрос первый.

Слайд-19.

Задаются 5 вопросов. Затем слайд с ответами.

Слайды-20-21.

И, в заключении, на специализированном сайте www.standart.edu.ru вы всегда найдете информационно-методическую поддержку в помощь в вашей работе. Спасибо за внимание.

(Презентация прилагается, за основу взяты материалы из курсов повышения квалификации Чипышевой Е.Н.)