Федеральный уровень

Практическая способность государства оказывать управляющее воздействие на общество и складывающиеся в нем отношения реализуется благодаря наличию у него разветвленной и функционально связанной системы специальных органов и организаций, выступающих по сути материальным воплощением, проводником государственной власти вовне. Для обозначения этой системы обычно используют понятие «механизм государства».

Механизм государства – это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власти и обеспечивающих реализацию функций государства.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения.

Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи – обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

Классификация государственных органов:

1) по источнику формирования (первичные – избираются: Государственная Дума, Президент, глава субъекта, законодательный орган субъекта РФ; производные – формируются другими государственными органами: Правительство формируется Президентом при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры формируются при участии законодательных органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента).

2) по территориальному охвату (федеральные – осуществляют свои деятельность на всей территории РФ – Президент, Государственная Дума; государственные органы субъектов федерации – ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации – глава субъекта, законодательный орган субъекта, администрация субъекта)

3) по характеру компетенции (общей компетенции – имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения – Президент, Правительство; специальной компетенции – ограничивают полномочия определенной сферой – Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство топлива и энергетики)

4) по порядку реализации полномочий (коллегиальные – законодательный орган субъекта, Федеральное Собрание; единоличные – Президент РФ, глава субъекта)

Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.

Государственные учреждения – организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции. Например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, больницы и т.д.

Результаты деятельности Учреждения выражаются в создании материальных или духовных благ. Результаты деятельности Органов государства – в принятии управленческих решений.

Органы государства состоят из государственных служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов.

Основные требования, предъявляемые к госслужащему в РФ:

1) наличие гражданства РФ; достижение возраста 18 лет;

2) владение государственным (русским) языком;

3) наличие соответствующего уровня профессиональной квалификации;

4) отсутствие ограничений для занятия данной государственной должности (мед/ограничения; лишение права занимать гос/должности приговором суда; признание лица судом недееспособным; близкий родственник на должности непосредственного начальника и др.).

30-01-2011

Наместникова Любовь Анатольевна

Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

Президентом Российской Федерации 21.12.2017 подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы.

В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности постановляю:

1. Считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

2. Определить, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции:

а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

д) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;

е) недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

ж) государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

з) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

и) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

к) сочетание превентивного и последующего контроля для целей защиты конкуренции;

л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

м) открытость антимонопольной политики;

н) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

о) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции;

п) стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;

р) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;

с) информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;

т) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

у) внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора);

ф) совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

4. Определить основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

5. Утвердить прилагаемый Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы .

6. Правительству Российской Федерации осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

7. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

8. Рекомендовать:

а) Верховному Суду Российской Федерации организовать работу по дальнейшему изучению практики применения судами антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, и разъяснению судам его применения;

б) Генеральной прокуратуре Российской Федерации обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством;

в) органам местного самоуправления активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

г) Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рассмотреть возможность создания совета профессиональных квалификаций в сфере конкурентного права и разработки соответствующего профессионального стандарта;

д) Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность включения в номенклатуру специальностей научных работников отдельной специальности («конкурентное право»), по которой присуждается ученая степень.

9. Предложить Общественной палате Российской Федерации создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов Федеральной антимонопольной службы во всех субъектах Российской Федерации, а также принять участие в работе коллегиального координационного или совещательного органа, созданных в субъектах Российской Федерации при высшем должностном лице для внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р.

10. Предложить саморегулируемым организациям, общественным организациям, профессиональным союзам и советам потребителей:

а) принять активное участие в работе совещательных органов по развитию конкуренции;

б) использовать механизм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров;

в) направлять ежегодно в Федеральную антимонопольную службу информацию об оценке состояния конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции для включения в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый Федеральной антимонопольной службой в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»;

г) продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию;

д) принять участие во взаимодействии со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции, о требованиях антимонопольного законодательства, а также позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Все министерства и концерны не выполнили в прошлом году задания по росту экспорта товаров. Президент этим очень недоволен. Впрочем, результат закономерен, считают эксперты, и отражает возможности национальной экономики.

Зеркало белорусской экономики не радует

В прошлом году экспорт товаров и услуг, согласно официальному прогнозу, должен был вырасти на 5,4%, однако по факту снизился на 0,6%. Ситуация довольно печальная, особенно в свете того, что провалы в экспорте не позволяют обеспечить желаемый экономический рост.

«Я не буду говорить о том, что экспорт в 2019 году провалили, приток импорта увеличивается, а валовой внутренний продукт вырос только за счет внутреннего спроса. Экспорт — приоритет пятилетки, а мы не только не осваиваем новые рынки, но и теряем традиционные», — заявил на прошлой неделе во время совещания с правительством Александр Лукашенко.

Планы по росту экспорта товаров, которые доводились на 2019 год, все министерства и концерны не выполнили.

Так, до Минпрома доводилось задание увеличить в 2019 году экспорт на 9%, а по факту план был «выполнен» с точностью до наоборот — поставки продукции предприятий Минпрома на внешние рынки снизились на 9,2%.

Помимо Минпрома не выполнили задания по экспорту товаров и другие госорганы, которым подведомственны промышленные предприятия, а именно: Минсельхозпрод, Минстройархитектуры, концерны «Белнефтехим», «Беллесбумпром», «Беллегпром», «Белгоспищепром».

Ожидать, что госорганы выполнят задания по экспорту в 2020 году, также вряд ли стоит, особенно если учесть глобальный экономический кризис, порожденный коронавирусом.

Впрочем, проблем хватает и без этого.

В начале года на фоне нефтяных проблем с Россией резко снизился экспорт белорусских нефтепродуктов. Если в январе прошлого года Беларусь поставила на внешние рынки миллион тонн нефтепродуктов, то в январе этого года — лишь 305,9 тыс. тонн (то есть в 3,3 раза меньше).

Отрицательная динамика нефтяного экспорта негативно сказывается на общих показателях. В январе этого года по сравнению с аналогичным месяцем 2019-го экспорт белорусских товаров сократился на 16,6%.

Кстати, в прошлом году (также из-за падения поставок нефтепродуктов на внешние рынки) экспорт белорусских товаров сократился на миллиард долларов (на 2,9%) до 32,9 млрд долларов.

Сами власти в неофициальном формате признают, что экспорт в прошлом году рос только по считанным направлениям — за счет ИТ-отрасли, поставок на внешние рынки автомобилей завода «БелДЖИ» и вагонов, которые собираются предприятием «Штадлер Минск».

«Наш экспорт — зеркальное отражение структуры нашей экономики. 96% нашего экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности. Когда нет новых товаров, нет новых производств, то нет и экспорта», — откровенно заявил профильный чиновник во время мартовского семинара, организованного Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром (BEROC).

Госслужащий, который в министерстве занимается вопросами внешней торговли, обратил внимание на неудовлетворительную структуру экспортной корзины Беларуси. Он констатировал, что белорусские товары, экспорт которых превышает 50 млн долларов, зачастую поставляются только в Россию.

«Исключение составляют только калийные удобрения, нефтепродукты, продукция деревообработки и металлопродукция. Всё остальное мы везем в Россию. Чтобы работать на других рынках, нужна продукция иного качества и другого технологического уровня», — подчеркнул чиновник.

Расти за счет внешнего спроса не получится?

Белорусские экономисты предполагают, что Россию в этом году ждет экономический спад, соответственно, расти за счет поставок белорусской продукции на российский рынок не удастся.

«В прошлом году на долю России пришлось более 40% белорусского экспорта, а по ряду белорусских товаров доля поставок в Россию гораздо выше. В то же время более 55% российского экспорта приходится на нефтяные товары. Цена на нефть с начала года упала вдвое. Соответственно, это негативно скажется на российской экономике и по цепочке затронет и Беларусь», — отметил в комментарии для БелаПАН финансовый аналитик Александр Муха.

В то же время именно на Россию ориентировано большинство белорусских экспортеров.

«Основным рынком сбыта для большинства экспортеров была и остается Россия. Она рядом, языковой и таможенный барьеры отсутствуют, российский рынок был много лет комфортен для белорусских экспортеров», — подчеркнула в беседе с корреспондентом БелаПАН научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Однако ситуация в последнее время стала меняться, говорит эксперт. Во-первых, Россия стала активно защищать свой рынок и воспринимать белорусские предприятия как конкурентов. Во-вторых, привлекательность российского рынка начала снижаться.

«Российский рынок — большой, но он стагнирующий, а последствия от любого нефтяного шока на этом рынке довольно сложно предсказать», — отмечает Точицкая.

Учитывая, что в России в этом году ожидается спад, белорусская экономика за счет внешнего спроса в 2020 году расти не сможет, убежден старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

«Перспективы белорусского экспорта в течение ближайших трех-пяти лет будут зависеть от скорости восстановления мировой экономики от нынешнего глобального кризиса, а также от экономической политики, которая будет проводиться внутри страны», — говорит Крук.

Для роста экспорта в Беларуси должны быть сняты барьеры на пути развития частного бизнеса, считает экономист.

«Для увеличения экспорта в стране активно должны развиваться новые бизнесы. Чтобы это происходило, должны быть сняты барьеры. Сегодня частному сектору в Беларуси мешает развиваться концентрация ресурсов (финансовых и трудовых) в госсекторе. Поэтому эти барьеры должны быть сняты», — полагает Крук.

Если этого не произойдет, то рассчитывать на значительный рост белорусского экспорта вряд ли стоит, и директивными заданиями подстегнуть его не получится, убежден эксперт.

«Административными мерами можно стимулировать сбыт продукции на внутреннем рынке. На внешних рынках такие усилия мало срабатывают. Поэтому директивные задания по росту экспорта, которые в Беларуси доводятся до госорганов, зачастую не выполняются, и удивляться этому не стоит», — резюмировал Крук.