Факторы роста оплаты труда в рыночных условиях хозяйствования
Большухина И.С. (УлГТУ, г.Ульяновск, РФ)
Переход к рыночным условиям хозяйствования в России, который характеризовался упразднением централизованного государственного регулирования трудовых отношений и передачей вопросов обеспечения трудовыми ресурсами, повышения их квалификации и организации оплаты труда на уровень предприятий, потребовал от субъектов экономики новой модели трудовых отношений.
Тем не менее, желание предпринимателей и новых собственников реализовывать лишь собственные экономические интересы, а также сокращение правовых инструментов государственного воздействия на поведение субъектов предпринимательства привели к резкому росту дифференциации доходов по социальным, отраслевым и региональным группам, падению уровня и качества жизни у большинства населения в результате снижения его реальной покупательской способности, что стало причиной общего экономического спада в субъектах страны. Все это привело к обострению социальной напряженности в обществе, нередко переходящей в открытые конфликты.
Выход из экономического кризиса не может осуществляться в отрыве от решения социальных задач по обеспечению интересов трудового коллектива, заключающиеся, в первую очередь, в справедливой оплате труда, обеспечивающей расширенное воспроизводство рабочей силы.
Главным фактором роста заработной платы является повышения производительности труда. К мероприятиям, обеспечивающим рост последнего, относятся:
— повышение технического уровня производства за счет внедрения прогрессивного оборудования, механизации и автоматизации производственного процесса, модернизации оборудования и оснастки;
— обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации, а также рационального соотношения численности производственного, обслуживающего и административно-управленческого персонала;
— экономическая оценка затрат и результатов труда, мотивация и стимулирование продуктивности труда, которые предусматривают удовлетворение личного интереса каждого работника в высокой оплате своего труда;
— достижение правильных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда в пределах утвержденного общего фонда заработной платы и др.
Для сохранения баланса интересов субъектов социально-трудовых отношений темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Таким образом, для обеспечения реализации прогнозов роста доходов населения Ульяновской области (в т.ч. в части оплаты труда) необходимо обеспечение повышения производительности труда на предприятиях региона.
Так, на предприятии авиапромышленного комплекса Ульяновской области – ЗАО «Авиастар-СП» – рост производительности труда обеспечивается за счет модернизации существующего и внедрения нового высокотехнологичного оборудования, влияющих на значительное снижение трудоемкости изготовления продукции предприятия.
Прогноз технико-экономических показателей работы, проведенный специалистами данного предприятия (таблица 1), показал, что с учетом всех факторов рост производительности труда в 2012 году к уровню 2007 года составит 289,9 %, в т.ч. за счет технического перевооружения 185,8 %.
Таблица 1 – Прогноз технико-экономических показателей
Показатели |
Ед. изм. |
2007 г. |
2009 г. ожидаемое |
2012 г. прогноз |
Темп роста 2012 г. к 2007 г., % |
Объем товарной продукции |
тыс.руб. |
3 485 488 |
4 762 895 |
11 088 020 |
318,1 |
Численность промышленно-производственного персонала (ППП) |
чел. |
9522 |
10646 |
10450 |
109,7 |
Производительность 1 ППП (по товарной продукции) |
тыс.руб. |
366 |
454 |
1061 |
289,9 |
Средняя заработная плата |
руб. |
9347 |
14081 |
20270 |
216,9 |
Из таблицы 1 видно, что темп роста средней заработной платы уступает темпу роста производительности труда 73 %, что составляет 25 % прироста производительности труда. Такая динамика является оптимальной в соотношении указанных показателей.
Другим важным фактором роста уровня заработной платы, помимо опережающего темпа роста производительности труда, следует назвать рост физических объемов производства, напрямую зависящих от эффективности организации сбытовой политики предприятия, а также наличия у предприятия перспективного планирования в части заказов.
Так, в условиях рыночной экономики большинство крупных промышленных предприятий Ульяновской области столкнулись с проблемами самостоятельности организации сбыта произведенной продукции. Нехватка квалифицированных административно-управленческих кадров, в т.ч. в части маркетинга и продвижения собственной продукции на рынок, привела к тому, что предприятия были вынуждены значительно снизить объемы производства. В таблице 2 отражена динамика объемов производства двух градообразующих предприятий Ульяновской области.
Таблица 2 – Динамика объемов производства ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «УАЗ», шт.
Продукция |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Самолеты ТУ-204, АН-124 |
4 |
0 |
2 |
2 |
2 |
4 |
0 |
Автомобили |
72351 |
71106 |
69599 |
76905 |
66721 |
68687 |
63668 |
Данные таблицы 2 указывают на то, что в условиях роста конкуренции и развития рыночных отношений крупные промышленные предприятия должны переходить на позаказной производство путем поиска и заключения долгосрочных контрактов с серийными заказчиками. Так, в 2009 году ОАО «Ульяновский автомобильный завод» заключило контракт с Министерством обороны РФ на поставку 600 модернизированных автомобилей (дизельный двигатель).
Особенно актуально использование данной стратегии производства и сбыта в условиях ограниченности финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятий, наступивших в результате влияния финансового кризиса конца 2008 года.
Исследованные выше возможности повышения уровня заработной платы привлекательны, однако предлагаемые мероприятия сопряжены с широким развитием на предприятии инновационной и инвестиционной деятельности. По мнению д.э.н. Кузнецова В.В., только инновационно-ориентированные предприятия, которые осваивают технологии переднего края и лидирующие продукты, применяют передовые методы производства и управления, создают изделия с высокой добавленной стоимостью, пользующиеся спросом потребителей, способны извлечь на рынке потребителей существенные преимущества и решить социальные проблемы в регионах. Инновационно-технологические компании могут эффективно функционировать в странах с высоким уровнем заработной платы, в то время как трудоемкие производства перемещаются в страны с низкооплачиваемой рабочей силой.
В современных условиях, к сожалению, инвестиции в техническое перевооружение предприятий минимальны. Обследование, проведенное в 2005 году статистическим управлением Ульяновской области, показало, что из 423 предприятий только 31 предприятие отнесено к числу инновационно-активных и на них приходится 48 % всех инвестиций, направляемых в области на инновационную деятельность.
При общем росте инвестиций за период 1990-2007 гг. в 13,5 раз, вложения в обрабатывающие производства выросли только в 6,5 раза, в машиностроение – сократились в 2 раза, но в то же время инвестиции растут в сферу торговли и услуг, включая транспорт и связь. Недостаточное количество собственных средств у предприятий на обновление и модернизацию основных фондов, требует привлечения инвестиций со стороны. Основная доля инвестиций в 2007 г. (66,7 %) приходится на привлеченные средства, из которых треть составляют бюджетные средства, основная доля которых в последние годы формируется из федерального бюджета.
В настоящее время Ульяновская область относится к регионам с высоким уровнем сельскохозяйственного производства, характеризующимся низкими показателями по валовой добавленной стоимости на душу населения, инвестициям за счет собственных источников и среднедушевым доходам населения.
При разработке сценариев развития Ульяновской области на перспективу, в качестве основного варианта следует рассматривать инновационный сценарий, включающий формирование инновационной и инвестиционной региональной экономики, развитие наукоемких производств и экономики знаний, воссоздание и эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала региона.
Для разработки инновационно-ориентированной экономики и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов региона можно использовать опыт регионов ПФО с высокой долей обрабатывающих отраслей (Самарская, Нижегородская области, Пермский край, Республики Башкортостан, Татарстан).
Таким образом, для увеличения реальной заработной платы занятого населения Ульяновской области к 2012 г. в 3 раза к уровню 2007 г. необходимо:
— значительное увеличение инвестиций (с 14,4 % до 22-25 %) в обрабатывающие производства (в первую очередь, в авиационную промышленность, автомобиле- и станкостроение), в том числе за счет областного и муниципальных бюджетов, для возможности технического перевооружения предприятий и укрепления производственного потенциала региона;
— разработка региональных программ по стимулированию инвестиционной активности предприятия (например, предоставление освобождение по налогу на имущество на 1-2 года, в части вновь приобретенного или модернизированного оборудования; по упрощенной системе, аналогичной приоритетным инвестиционным проектам региона).
Указанные мероприятия будут способствовать:
— замене физически и морально устаревшего оборудования, внедрению высокотехнологичного оборудования;
— повышению качества и конкурентоспособности продукции региона;
— снижению трудоемкости производственных процессов и повышению потребности в высококвалифицированных кадрах;
— повышению доходов (в т.ч. уровня заработной платы) на душу населения до уровня, соответствующего регионам с высокой долей обрабатывающих отраслей, т.е. не менее, чем в 2 раза.