Фахретдинов Марат мансурович ФНС

27 февраля 2017

Беседу провела
С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству

Журнал «Актуальная бухгалтерия”, N 1, январь 2017 г., с. 23-27.

Изменения в имущественных налогах, связанные прежде всего с кадастровой оценкой, вызывают массу вопросов. Кто-то не согласен с кадастровой стоимостью объекта, у кого-то неправильно определена налоговая база. На эти и другие вопросы о нюансах расчета и уплаты имущественных налогов нам ответил Алексей Лащенов, начальник управления налогообложения имущества ФНС России.

Алексей Васильевич, что делать, если налогоплательщик не согласен с кадастровой оценкой имущества? Какие документы собирать и где оспаривать?
Если по каким-либо причинам налогоплательщик не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, являющегося объектом налогообложения, то он вправе ее оспорить. Законодательно закреплены два способа оспаривания кадастровой стоимости:
— обращение (заявление) в комиссию при территориальном органе Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
— обращение с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Физические лица имеют право обращаться непосредственно в суд независимо от предварительного обращения в комиссию.
С заявлением для доказывания своей позиции налогоплательщик должен представить:
— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на объект недвижимости;
— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Допустим, удалось снизить кадастровую стоимость. В ФНС России эти данные попадут автоматически, или налогоплательщику нужно самостоятельно уведомить налоговую? В какие сроки должны быть внесены изменения?
Если комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судом принято решение о пересмотре кадастровой стоимости (налоговой базы) в отношении объекта недвижимости и соответствующая информация внесена в государственный кадастр недвижимости, то сведения о новой кадастровой стоимости поступят в налоговые органы в порядке информационного обмена с органами Росреестра.
Однако это не исключает возможности обращения налогоплательщика в налоговые органы для извещения о факте вынесенного комиссией или судом решения.
Кроме того, необходимо понимать, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитывают при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

А если в период, пока шли споры о кадастровой оценке, был уплачен налог из текущей кадастровой стоимости, потом стоимость была уменьшена, то можно впоследствии подать уточненку и вернуть сумму переплаты за предшествующие годы?
Вернуть переплаченную сумму налога путем подачи уточненной налоговой декларации не получится, так как установленная комиссией или судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, а не за предшествующее данному налоговому периоду время.

Алексей Васильевич, что делать, если нет объекта налогообложения в Личном кабинете налогоплательщика, квитанция для уплаты налога никогда не приходила?
Согласно статье 23 Налогового кодекса налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них недвижимости и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.
Такое Сообщение (форма утверждена ФНС России*(1)) в отношении каждого объекта налогообложения с обязательным приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимость и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, можно представить в любой налоговый орган или передать в электронном виде через Личный кабинет налогоплательщика.
Для тех, кто представил Сообщение до окончания 2016 года, исчисление суммы налога (земельного, транспортного или налога на имущество) по объекту, указанному в Сообщении, будет производиться начиная с того налогового периода, в котором была исполнена обязанность по представлению Сообщения.
Начиная с 1 января 2017 года представление Сообщения влечет для владельца налогооблагаемого имущества исчисление налоговой инспекцией суммы налога с момента возникновения права на объект (а не с года, в котором представлено Сообщение), но не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления*(2).
Кроме того, с 2017 года неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу вышеуказанного Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении недвижимости и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение*(3).

Какие налоговые льготы для пенсионеров есть сейчас и какие останутся после введения уплаты налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости? Как заявить льготы?
По налогу на имущество физических лиц налоговые льготы для пенсионеров предусмотрены Налоговым кодексом *(4) и не зависят от порядка определения налоговой базы в отношении объекта налогообложения.
При этом стоит отметить, что до 2015 года пенсионеры в отношении всех принадлежащих им объектов недвижимости освобождались от уплаты налога.
С 2015 года (с момента введения в действие гл. 32 НК РФ) налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется пенсионерам в отношении только одного объекта недвижимости каждого из пяти следующих видов (при условии их неиспользования в предпринимательской деятельности):
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение*(5);
4) хозяйственное строение или сооружение*(6);
5) гараж или машино-место.
Лицо, имеющее право на налоговую льготу, направляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, налогоплательщик отправляет в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Алексей Васильевич, расскажите, какие еще могут быть категории льготников?
Налоговые льготы по транспортному налогу устанавливает законодательство субъектов Российской Федерации. Кроме того, действует федеральная льгота*(7): освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Перечень льготников по местным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физических лиц) определяют нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. Однако в федеральный список льготников по налогу на имущество физических лиц (независимо от муниципальных решений) включены 15 категорий налогоплательщиков, указанных в статье 407 Налогового кодекса (инвалиды I и II групп, военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, и т.п.).

О создании координационного совета по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области

Федеральная таможенная служба
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Федеральная налоговая служба
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2012 года N 394/02-04-13/202

О создании координационного совета по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области

В соответствии с пунктом 4 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, частью 4 статьи 161 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1, в целях совершенствования работы по взаимодействию таможенных и налоговых органов Центрального федерального округа
приказываем:

1. Утвердить следующий состав координационного совета по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области:

Родионов
Олег Вячеславович

— начальник службы таможенной инспекции Центрального таможенного управления (сопредседатель)

Григорьев
Владимир Владимирович

— заместитель руководителя УФНС России по Московской области (сопредседатель)

Клименко
Андрей Владимирович

— начальник отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенной инспекции Центрального таможенного управления

Олигер
Ольга Сергеевна

— начальник отдела таможенной инспекции Московской областной таможни

Бреславский Андрей Николаевич

— начальник отдела таможенной инспекции Московской таможни

Фахретдинов Марат Мансурович

— и.о. начальника контрольного отдела N 1 УФНС России по Московской области

Андросов
Вячеслав Николаевич

— заместитель начальника контрольного отдела N 1 УФНС России по Московской области

Михайлов Михаил Николаевич

— заместитель начальника контрольного отдела N 1 УФНС России по Московской области

Белякова
Дарья Владимировна

— старший государственный таможенный инспектор отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенной инспекции Центрального таможенного управления (секретарь).

2. Утвердить Положение о координационном совете по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (приложение).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника службы таможенной инспекции Центрального таможенного управления О.В.Родионова и заместителя руководителя УФНС России по Московской области В.В.Григорьева.

Начальник
Центрального таможенного
управления генерал-лейтенант
таможенной службы
С.Н.Прусов
Руководитель Управления
Федеральной налоговой
службы по Московской области
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
В.А.Полежаев

Приложение. Положение о координационном совете по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области

Приложение
к приказу Центрального
таможенного управления и Управления
Федеральной налоговой службы
по Московской области
от 28 июня 2012 года N 394/02-04-13/202

I. Общие положения

1.1. Координационный совет по взаимодействию Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее — Совет) образован в соответствии с положениями пункта 4 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, части 4 статьи 161 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1 (далее — Соглашение).

1.2. Совет является консультативным органом, призванным в пределах предоставленных полномочий, на основе конструктивного взаимодействия таможенных и налоговых органов способствовать надлежащему выполнению задач, возложенных на таможенные органы Центрального таможенного управления и налоговые органы Московской области, по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства.

1.3. В состав Совета входят должностные лица Центрального таможенного управления (далее — ЦТУ) и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее — УФНС).

1.4. Совет в своей деятельности руководствуется законодательством Таможенного союза, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Соглашением, а также настоящим Положением.

1.5. Совет действует на принципах добровольности, самоуправления, гласности, самостоятельности в принятии решений по вопросам своей компетенции.

II. Задачи Совета

2.1. Разработка с учетом интересов таможенных и налоговых органов предложений по совершенствованию существующего порядка планового (в установленные сроки) и оперативного (по запросам) обмена информацией.

2.2. Развитие сотрудничества и создание условий, способствующих надлежащему выполнению задач, возложенных на таможенные и налоговые органы законодательством Российской Федерации, в том числе:

2.2.1. Совместная аналитическая работа по выбору объектов для осуществления скоординированных контрольных мероприятий, в том числе с созданием совместных рабочих групп.

2.2.2. Скоординированное планирование контрольной работы.

2.3. Повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности ЦТУ и УФНС по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства.

2.4. Разработка предложений о внесении изменений в правовые акты в сфере таможенного и налогового регулирования.

2.5. Взаимодействие с иными координационными советами территориальных управлений Федеральной налоговой службы и таможен ЦТУ в субъектах Российской Федерации, расположенных в Центральном федеральном округе.

III. Полномочия Совета

3.1. В соответствии со своими задачами Совет:

3.1.1. Разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства ФТС России и ФНС России предложения и рекомендации в виде аналитических и информационных материалов, проектов правовых актов и иных документов.

3.1.2. Приглашает на заседание Совета представителей:
таможенных органов, расположенных в регионе деятельности ЦТУ;
УФНС и территориальных налоговых органов Московской области;
органов законодательной и исполнительной власти;
иных государственных контролирующих органов.

3.1.3. Запрашивает от таможенных, налоговых, иных государственных контролирующих органов, а также организаций и лиц материалы, необходимые для выполнения задач Совета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.4. Принимает решения в пределах своей компетенции в целях повышения эффективности взаимодействия и координации деятельности ЦТУ и УФНС.

3.1.5. При необходимости формирует постоянные и временные комиссии (секции, рабочие группы) для решения своих задач.

IV. Руководство Совета

4.1. Совет возглавляют сопредседатели:
— начальник службы таможенной инспекции ЦТУ;
— руководитель (заместитель руководителя) УФНС.

4.2. Сопредседатели Совета:
руководят работой Совета;
в порядке очередности председательствуют на заседаниях Совета;
представляют Совет во взаимоотношениях с государственными и иными организациями, учреждениями и ведомствами.

V. Состав Совета. Права и обязанности членов Совета

5.1. В состав Совета от ЦТУ и УФНС входят по 4 представителя от каждой из сторон.

5.2. Состав Совета утверждается совместным приказом ЦТУ и УФНС.

5.3. Работа членов Совета осуществляется на безвозмездной основе.

5.4. Члены Совета обязаны:
принимать участие в заседаниях Совета, активно участвовать в подготовке предложений и обсуждении рассматриваемых вопросов, выработке решений по ним;
всемерно содействовать выполнению решений Совета;
по поручению Совета выполнять его решения, информируя письменно соответствующего сопредседателя о ходе их выполнения;
сохранять в случае выхода из состава Совета конфиденциальность информации в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Члены Совета имеют право:
вносить на рассмотрение в письменном виде свое аргументированное мнение по обсуждаемым вопросам, если оно отличается от изложенного в предлагаемом проекте решения Совета;
вносить по согласованию с руководством Совета на рассмотрение внеплановые вопросы, если эти вопросы носят срочный характер и требуют немедленного рассмотрения Советом;
получать информацию от ЦТУ и УФНС о ходе выполнения решений Совета.

VI. Работа Совета

6.1. Совет проводит очередные (плановые) и внеочередные заседания.

6.2. Совет проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал поочередно ЦТУ и УФНС.

6.3. Внеочередные заседания по срочным вопросам на основании решения руководства Совета могут проводиться на базе таможенного или налогового органа, выступившего инициатором проведения внеочередного заседания.

6.4. На заседаниях Совет заслушивает доклады членов Совета, а также приглашенных представителей таможенных, налоговых, иных государственных контролирующих органов Центрального федерального округа.

6.5. Заседание Совета правомочно при наличии не менее половины членов Совета.

6.6. Совет принимает решения по результатам рассмотрения вопросов.

VII. Обеспечение работы Совета

7.1. Работа заседаний Совета обеспечивается его членами в соответствии с утвержденным планом работы и содержанием рассматриваемых вопросов.

7.2. Организационно-техническое обеспечение работы Совета возложено на:
отдел взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенной инспекции ЦТУ;
контрольный отдел N 1 УФНС.

7.3. Должностные лица структурных подразделений, поименованных в пункте 7.2 настоящего приказа:
выполняют поручения руководства Совета;
осуществляют взаимодействие с членами Совета;
ведут переписку по вопросам, касающимся деятельности Совета;
обеспечивают в соответствии с очередностью проведение заседаний Совета;
организуют взаимодействие структурных подразделений ЦТУ и УФНС по вопросам, касающимся деятельности Совета;
ведут учет решений Совета, осуществляют контроль за их исполнением, информируют руководство и членов Совета о ходе их исполнения;
оформляют в соответствии с очередностью протоколы заседаний Совета, обеспечивают их направление всем членам Совета.

7.4. При необходимости для обеспечения работы Совета по согласованию с руководителями соответствующих организаций и учреждений могут привлекаться специалисты, эксперты и консультанты независимо от ведомственной принадлежности.

Врио начальника службы
таможенной инспекции
Центрального таможенного управления
Е.В.Макарова
Заместитель руководителя
Управления Федеральной
налоговой службы по
Московской области
В.В.Григорьев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка