Этический кодекс

Презентация профессии
Сегодня профессия медицинской сестры стабильно входит в список самых востребованных.
Медицинская сестра/брат – это специалист, имеющий профессиональное образование по специальности Сестринское дело и допущенный к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Медицинская сестра/брат может иметь различные специализации и направления деятельности: палатная, процедурная, перевязочного кабинета, операционная, кабинета профилактики, участковая и многие другие.
Палатная медицинская сестра осуществляет специализированный сестринский уход за пациентом в палате стационара, проводит подготовку больного к различным методам обследования, обучающую работу с пациентом и/или его родными по уходу, питанию, приему лекарственных препаратов, профилактике осложнений заболевания. Медицинская сестра перевязочного кабинета осуществляет перевязку пациентов после проведенных хирургических операций, проводит подготовку перевязочного материала, медицинского инструментария к работе. Участковая медицинская сестра осуществляете учет населения разных возрастных групп, планирует и проводит профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, помогает врачу во время приема пациентов, ведет медицинскую документацию.
На сегодняшний день медицинская сестра — это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить» (В. Хендерсон).
Преимущества профессии – медицинская сестра/брат: социальная значимость (оказание специализированной медицинской помощи населению), востребованность на рынке труда, многогранность специализаций, возможность реализации творческого потенциала и профессиональных способностей.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия «медицинская сестра» относится к основному типу «Человек – Человек», поскольку она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностям. Она должна иметь способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности.
Дополнительный тип профессии «Человек – Знаковая система». Поскольку работа медицинской сестры связана со знаковой информацией: текстами, цифрами, таблицами, для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, работать с информацией, иметь развитое внимание, обладать усидчивостью, умением оперировать числами, владеть пространственным мышлением.
Профессия медицинской сестры относится к эвристическому классу, что требует эрудиции, быстроты мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Деятельность медицинской сестры/брата направлена на оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.
Медицинская сестра/брат владеет следующими видами деятельности:

  • проведение профилактических мероприятий,
  • участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,
  • оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии медицинской сестры/брата необходимы базовые знания по курсу среднего общего или среднего (полного) общего образования.
Специалист сестринского дела квалификации «Медицинская сестра/брат» должен знать:

  • строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем;
  • формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов;
  • свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов;
  • основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению;
  • гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения;
  • психологические составляющие ухода за пациентом;
  • факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений;
  • основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;
  • правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.

Специалист сестринского дела квалификации «Медицинская сестра/брат» должен уметь:

  • подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении;
  • осуществлять лекарственную терапию по назначению врача;
  • выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь;
  • обучать пациента и семью вопросам ухода и самоухода, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма;
  • проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;
  • уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности медицинской сестре необходимо наличие следующих личностных и профессионально-важных качеств:

  • милосердие, доброжелательность, отзывчивость;
  • ответственность;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • развитые лексические и логические (аналитические) способности;
  • интерес к работе с информацией;
  • физическая выносливость;
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда
Медицинская сестра/брат работает в условиях интенсивного труда, чаще в помещении медицинского учреждения. Рабочий день нормированный.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для получения профессии медицинской сестры/брата:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха,
  • выраженные дефекты речи,
  • серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • нервно-психические заболевания.
  • люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Базовое образование
Профессия медицинская сестра/брат требует наличия диплома о среднем профессиональном образовании (техникум, колледж).
Пути получения профессии
В Красноярске дипломированных медицинских сестер выпускают следующие учебные учреждения: «Фармацевтический колледж Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, КГБПОУ «Красноярский базовый медицинский колледж имени В.М. Крутовского, КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум».
Повышение квалификации медицинских сестер проводиться на специальных курсах по сестринскому делу в КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием» и отделениях повышения квалификации средних профессиональных образовательных медицинских учреждениях.
Области применения профессии
Медицинские сестры работают в сфере здравоохранения:

  • в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, стационарах больниц, диспансеров, станциях скорой медицинской помощи, родильных домах, домах ребенка, хосписах, в санаториях- профилакториях);
  • в здравпунктах промышленных предприятий;
  • в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Перспективы карьерного роста

Существует система непрерывного обучения сестринскому делу. Получить высшее сестринское образование можно, закончив ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Медицинская сестра/брат с высшим образованием, хорошо зарекомендовавшая себя, достигшая высокого уровня квалификации в своем направлении деятельности, может стать руководителем сестринского персонала: старшей или главной медицинской сестрой лечебно-профилактического учреждения. Кроме того, специалист сестринского дела может заниматься исследовательской работой по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий в сестринский уход.

Этический кодекс медицинской сестры ГКУЗ ТО «Тверской ОКПТД»

I. Общие положения

1.1. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

1.2. Этический кодекс медицинской сестры Государственного казенного учреждения здравоохранения «Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее Кодекс) разработан в соответствии с Этическим кодексом медицинской сестры России, принятым Ассоциацией медицинских сестер России в 2010 году, санитарными нормами и правилами и иными нормативными актами, регламентирующими медицинскую деятельность в Российской Федерации.

1.3. Этический кодекс является сводом этических норм и правил поведения, которыми рекомендовано руководствоваться среднему медицинскому персоналу ГКУЗ ТО «Тверской ОКПТД» (далее — Учреждение) при выполнении должностных обязанностей.

1.4.Этический кодекс — содержит формально-определенные нравственные правила, соблюдение которых является условием профессионального и карьерного роста, а также настойчивым требованием общества к представителям социально — значимых профессий.

1.5. Положения Кодекса распространяются на весь средний медицинский персонал Учреждения.

1.6. Необходимость соблюдения настоящего Кодекса является одним из условий трудового
договора с сотрудником. Сотрудник обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом,
знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его
требований.

II. Цели Кодекса

2.1. Кодекс определяет:

  1. Этические нормы поведения, требования к внешнему виду врача.
  2. Этические нормы, которыми должны руководствоваться врачи по отношению к медицинским сестрам, к младшему медицинскому персоналу, к пациенту.
  3. Этику взаимоотношений с коллегами.
  4. Этику взаимоотношений с общественностью.
  5. Меры ответственности.

III. Этические нормы поведения и требования к внешнему виду медицинской сестры

3.1. Медицинская сестра должна иметь аккуратный внешний вид: чистый медицинский халат или другой вид медицинской одежды (медицинский костюм). Этически не одобряется ношение медицинской одежды из прозрачных тканей и укороченной длины. Длинные волосы должны быть аккуратно собраны. Наличие бейджа обязательно для всех.

3.2. Не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом, неуместны крупные, броские ювелирные изделия и бижутерия, излишне высокие каблуки на обуви. Украшения с религиозной символикой не должны открыто демонстрироваться, так как это может оскорбить религиозные чувства пациента другой конфессии.

3.3. Для обеспечения инфекционной безопасности необходимо соблюдать следующие
условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных
ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений.

3.4. В отношениях с коллегами, пациентами и их родственниками необходимо придерживаться спокойного, доброжелательного, делового разговорного тона, исключающего малейший намек на неравность положения, в спокойной для пациента обстановке. Не допускается использование нецензурных слов и сленговых выражений.

Считается неэтичным:

  • беседа с пациентом или его родственниками с наличием маски на лице, если она не используется с целью профилактики инфекционного заболевания;
  • беседа с пациентом или его родственниками в коридоре;
  • нахождение младшего медицинского персонала в кабинете при проведении процедур пациенту;
  • обсуждение действий/бездействия врачей, коллег и иных сотрудников в присутствии пациентов, посетителей и других коллег, высказываться о профессиональных качествах коллеги в неуважительном свете;
  • обсуждение причины обращения пациента в Учреждение в присутствии посторонних, в том числе других пациентов;

— беседы личного характера между сотрудниками на глазах пациента, приемы пищи, чаепития в зоне, где находятся посетители и пациенты Учреждения;

  • вмешиваться в личную жизнь, давать советы, комментировать ситуации из личной жизни;
  • любые выяснения отношений, публичные конфликты;
  • выносить склоки внутри коллектива на общее обсуждение.

3.5. Не одобряется использование жевательных резинок, ношение музыкальных плейеров, наушников от телефонов, плейеров.

3.6. В медицинских учреждениях не допускается распитие спиртных напитков, курение, прием наркотических и токсичных средств.

3.7. Не допускается ношение медицинской одежды, использование медицинской
аппаратуры и оборудования, рецептурных бланков с логотипами фирм-производителей
лекарственных средств, медицинской аппаратуры.

IV. Этические нормы, которыми должна руководствоваться медицинская сестра в своей деятельности по отношению к пациентам

4.1. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Тверской области.

4.2. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

4.3. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний.

4.4. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми.

4.5. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.

4.6. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения.

4.7. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного
обращения с пациентом недопустимы.

4.8. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные,
политические убеждения.

4.9. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам
медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая
какую-либо дискриминацию.

4.10. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

4.11.Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся принести пациенту такой вред.

4.12. Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Производя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

4.13. При работе с детьми медицинская сестра не должна проявлять торопливость и резкость в обращении, все манипуляции (перевязки, инъекции и др.) должны производиться чрезвычайно осторожно, с применением во всех возможных случаях современных способов обезболивания и с предварительной подготовкой ребенка. Чуткость, ласковый голос, умение общения с больным ребенком, сострадание к его боли — неизменные качества сестер, работающих в этих кабинетах.

4.14. Медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

4.15. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — в меру своей
квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ
пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему
медицинской сестры и других медицинских работников.

4.16. Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже в случае смерти пациента.

4.17. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

4.18. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.

4.19. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

4.20. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациента в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

4.21. Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела

4.22. Право и долг медицинской сестры — отстаивать свою моральную, экономическую и
профессиональную независимость. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и
лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться
привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра
вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не уничтожающей
человеческое достоинство обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и
не нарушает правовых норм.

4.23. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

4.24. Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения
к здоровью.

V. Медицинская сестра и ее коллеги.

5.1. Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям.

5.2. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс.

5.3. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников.

5.4. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии — оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно.

5.5. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны.

5.6. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — помогать пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого — с вышестоящим руководством.

5.7. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой.

5.8. Медицинская сестра обязана уважительно относиться к младшему медицинскому персоналу, должна придерживаться принципа субординации. Обращение с младшим медицинским персоналом должно быть по имени и отчеству, обращение только имени допускается только при согласии лиц.

5.9.Медицинская сестра должна давать распоряжения младшему медицинскому персоналу в пределах ее профессиональной компетентности, без унижения человеческого достоинства, советы давать корректно, не показывать своё превосходство.

VI. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика.

6.1. Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества.

6.2. Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины (целительства) в частности.

6.3.Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

VII. Этика взаимоотношений с общественностью.

7.1. Медицинская сестра должна активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

7.2. Долг медицинской сестры — привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, достижениям и недостаткам сестринского дела.

7.3. Медицинская сестра должна защищать общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела.

7.4. Самореклама несовместима с медицинской этикой.

7.5. Если медицинская сестра участвует в организованном коллективном отказе от работы, она не освобождается от обязанности оказывать неотложную медицинскую помощь, а также от этических обязательств по отношению к тем пациентам, кто в данный момент проходит у нее курс лечения.

VIII. Ответственность за нарушение «Этического кодекса».

8.1. В случае несоблюдения правил и процедур, установленных настоящим Кодексом,
медицинская сестра несёт дисциплинарную, материальную и иную предусмотренную
законодательством РФ ответственность.

8.2. Соблюдение медицинской сестрой положений Кодекса учитывается:

— при определении размера материального стимулирования;

  • при проведении аттестации на квалификационную категорию;
  • в целях определения соответствия занимаемой и/или замещаемой должности;
  • в целях включения в резерв руководящей должности;
  • при поощрении или применении дисциплинарных взысканий;

— при составлении характеристик.

ЭТИКА ETHICS

понятие этического кодекса и его роль в системе организационного поведения

Гордова Э.Е., Гордое Ю.В.

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, г. Новомосковск, Россия

В статье рассмотрено понятие и значение этического кодекса, определены его основные черты, место и значение как нравственного регулятора, входящего в систему организационной культуры и призванного улучшить показатели организационного поведения. Показано, что этический кодекс является сводом ценностно-ориентированных правил и норм поведения, которыми должны руководствоваться члены организации. С его помощью задаются определенные модели поведения, единые этико-культурные стандарты отношений в совместной деятельности. Определено, что этический кодекс предполагает включение нравственных норм, отличающихся от ранее действовавших и способствующих совершенствованию общекультурного микроклимата и межличностных отношений в организации, позитивное действие которых рассчитано на длительный период.

Ключевые слова: этический кодекс; организационная культура; организационное поведение; нравственные ценности и нормы; профессиональное сообщество.

concept of the ethical code and its role of system of organizational

Gordova E.E., Gordov Yu.V.

Novomoskovsk Institute of Russian Chemiko-technological University of D.I. Mendeleyev, Novomoskovsk, Russia

Этический кодекс выполняет роль стандарта корпоративного поведения, который призван «обеспечить высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка». Утверждается, что «многие вопросы деятельности организации носят неэкономический характер, лежат за пределами законодательной сферы и имеют не юридический аспект своего выражения, а этический. Поэтому многие положения законодательства, регулирующие корпоративное поведение, основываются на этических нормах и принципах. Этические принципы, используемые в деловом сообществе, — это сложившаяся система норм поведения и обы-

чаев делового сообщества, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении участников корпоративных отношений» .

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов — профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа — кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы, предприниматели и т.д.). Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом «обращения в профессию» . Этические кодексы содержат культурно-ценностные ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач.

Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной фирме: ответственность администрации по отношению к работникам, обязательства по охране окружающей среды. Выделяются несколько типов корпоративных кодексов этики: регулирующий документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; краткий кодекс, включающий положения о ценностях фирмы, философии, целях фирмы; кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.; кодекс, определяющий межличностные отношения в фирме: согласование целей фирмы и интересов сотрудников . Важнейшие задачи кодекса корпоративной этики состоят в том, чтобы установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

Кодекс корпоративной этики — значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность. Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей. Как правило, кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности); нормативную (стандарты рабочего поведения).

Каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Создание кодекса не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться. Основное предназначение этического кодекса состоит в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании; сплочении всех членов коллектива, формировании корпоративной культуры . Сотрудникам, усвоившим этические требования и нормы кодекса фирмы, проще разобраться в сложных рабочих ситуациях, а новичку легче влиться в коллектив и понять, чего от него здесь ждут.

Таким образом, место и роль кодекса в нормативно-ценностной системе профессии означает «результат морального нормотворчества профессии, структурированный формат нормативного яруса профессиональной морали. Традиционное содержание кодексов — система принципов и норм — является своеобразным нормативным ядром профессии» . Ценностное значение этического кодекса в том, что он выражает нравственную идеологию организации. Именно поэтому — в этическом кодексе «важно преодоление односторонних, превратных, нередко искаженных

образов кодекса или любого подобного документа, образов не просто различных и спорных, но и прямо ошибочных. Например, административный образ заформализованного бюрократического документа для начальственного контроля и санкций». Этический кодекс не должен проектироваться в духе «казенно-коллективистской морали в чиновничьем исполнении», в нем не должен «присутствовать административно-правовой принцип оценки, но без правовой санкции», в этом случае этический кодекс представляет собой «механический ранжир, требующий лишь одного — наложения нормы на казус» . Этический кодекс — это тот стандарт норм и правил, который формулирует нормы и ценности, определяющийся специфической нравственной организационной культурой.

В этой связи важно отметить тот факт, что ценности организаций имеют объективно выраженный характер, связанный с экономическими условиями деятельности. Это означает, что «мораль должна вписываться в «рамочный порядок» экономики, а экономическая и предпринимательская этика должна по возможности удерживаться от морализирования, апеллирования и выдвижения постулатов, — а также от отрицательного педантизма, в виде обвинений, морального возмущения… Мораль не может стать действенной вопреки экономике, а только внутри нее и благодаря ей» . В этом смысле «рамочный порядок объединяет общие, (относительно) длительно действующие правила для действий. Они должны соблюдаться при совершении действий, их нарушение пресекается. Для современной экономики — это Конституция, законы, т.е. публичное право, частное право и уголовное право, далее специальные сферы хозяйственного права, такие как общественное право, трудовое и тарифное право, конкурентное право, порядок участия в управлении предприятиями и весь законодательный комплекс в области предпринимательства, «в особенности, правила ответственности и возмещения ущерба, и, наконец, определенные моральные и культурные стандарты поведения» .

Возрастание роли морали в экономике связано с теми процессами, которые характерны для современной экономики, такие как разделение труда, цепочки производства, объединяющие большое количество людей,

характеризующиеся анонимностью обмена. В современное производство включено огромное количество людей, стран, корпораций, которые взаимозависимы от результата труда, а «производительность в современной экономике достигается исключительно посредством подходящих регулирующих обязательств действующих лиц при отказе от альтруистических, солидарных мотивов и вообще от достижения общих целей; таким образом, чрезвычайно возрастает производительная мощь управления» . Поэтому мораль, рассматриваемая как способ управления труда в современных рыночных условиях должна обеспечить «надежность взаимных ожиданий поведения, что становится возможным вне альтруистических мотивов или общих для всех участников целей, а лишь посредством общих правил, которые должны соблюдаться действующими лицами» [6, с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Медицина / Деонтология / Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профес­сиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациен­та, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже в случае смерти пациента. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфи­денциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни храни­лась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную ин­формацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специа­листам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предлагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия па­циента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиден­циальности информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

МДК. 01 Теория и практика сестринского дела. Эталоны ответов\

*-правильный ответ

1. Программный документ «Философия сестринского дела в России» был принят: а) Каменск-Подольск, январь 1995г. б) Москва, октябрь 1993г. в) Санкт-Петербург, май 1991г. г) Голицыно, август 1993г.* 2. . Основные понятия сестринского дела – это все, кроме: а) сестры б) окружающей среды в) пациента г) болезни* 3. Человек – единство следующих начал: а) физического и психического б) физического, духовного и психосоциального* в) физического и психосоциального г) духовного и психического 4. Профессиональные задачи медсестры: а) укрепление здоровья и диагностика заболеваний б) диагностика заболеваний и облегчение страданий в) укрепление здоровья и профилактика заболеваний г) укрепление здоровья, диагностика и профилактика заболеваний, облегчение страданий* 5.Основные принципы философии сестринского дела — это… а) уважение к правам пациента б) уважение к достоинствам в) уважение к жизни г) все выше перечисленное* 6. Предмет изучения биоэтики а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми* б) профессиональный долг медицинской сестры в) история сестринского дела г) профессиональные знания и умения медицинской сестры

7. Ассоциация медицинских сестер России получила юридический статус в году а) 1994* б) 1993 в) 1992 г) 1995 8. Этический кодекс медицинских сестер России был принят к исполнению в году(первая редакция) а) 1997* б) 1993 в) 1996 г) 1998 9. Первая община сестер милосердия, созданная в России для службы в действующей армии: а) Марфо-Мариинская б) Никольская в) Крестовоздвиженская г) Свято-Троицкая* 10.Международный день медицинских сестер отмечается: а) 12 марта б) 10 мая в) 12 мая* г) 10 апреля 11. Термины «сестра милосердия», «старшая сестра» впервые предложил а) В. Поль* б) Х. Опель в) А. Дюнан г) В. Грубер 12. Автор первого руководства по уходу за больными на русском языке а) В. Поль б) Х. Опель* в) А. Дюнан г) В. Грубер 13. Высшей международной наградой м/сестер является медаль имени а) Ф. Найтингейл * б) Д. Михайловой в) Е. Бакуниной г) Ю. Вревской

14. Международное общество Красного Креста было основано а) 1814г. б) 1853г. в) 1863г.* г) 1859г. 15. Год создания Российского общества Красного Креста а) 1844 б) 1854 в) 1863 г) 1876* 16. Основная цель общин Красного Креста – подготовка персонала для ухода за а) больными и ранеными в военное и мирное время* б) больными только в мирное время в) ранеными в военное время г) больными в гражданских больницах 17. Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве а)1988 б) 1991* в) 1992 г) 1996 18. Год выпуска журнала «Сестринское дело» а) 1991 б) 1992 в) 1995* г) 1996 19 . Год разработки программы развития СД на период 2010 – 2020 г.г. а)1997 б) 1998 в) 2004 г) 2009* 20. Иерархия основных человеческих потребностей предложена американским психологом а) Хендерсон б) Маслоу* в) Поттером г) Джемсом 21. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных потребностей по А.Маслоу а) четырнадцать б) десять в) пять* г) три 22. Первый уровень в пирамиде человеческий ценностей (потребностей) психолога А.Маслоу а) принадлежность б) выживание* в) достижение успеха г) безопасность 23. К наиболее высокому уровню /ступени/ «пирамиды» по А.Маслоу относится следующая потребность человека: а) пить б) общение* в) быть чистым г) двигаться 24. К физиологической потребности согласно иерархии А.Маслоу относится а) уважение б) знание в) дыхание* г) общение 25. Страх смерти является проблемой а) психологической* б) физической в) социальной г) духовной 26. К физиологической потребности относится а) лидерство б) успех в) голод* г) познание

27. Автор модели ухода, основанной на удовлетворении человеком 14 потребностей а) Бакунина Екатерина Михайловна б) Пирогов Николай Николаевич в) Флоренс Найтингейл г) Вирджиния Хендерсон* 28. Путь осуществления ухода: а) профессиональный* б) государственный в) индивидуально-страховой г) медицинский 29. Сестринский процесс а) сокращает время работы сестринского персонала б) документирует качество предоставляемой помощи* в) приводит к освобождению вспомогательного персонала г) контролирует течение болезни 30. Количество этапов сестринского процесса: а) два б) четыре в) три г) пять* 31. Первый этап сестринского процесса включает а) прогнозирование результатов ухода б) беседу с родственниками пациента* в) определение существующих и потенциальных проблем пациента г) профилактику осложнений 32. Беседа с пациентом – метод обследования а) объективный б) субъективный * в) дополнительный г) клинический 33. Определение потребностей пациента сестра определяет в период а) обследования пациента* б) постановки целей ухода в) определение объема сестринских вмешательств г) реализации плана сестринских вмешательств

34. Понятие «жизненно важная потребность человека» означает: а) способность функционировать самостоятельно б) любое осознанное желание в) дефицит (нужда, недостаток) того, что существенно для здоровья и благополучия* г) потребность человека в доминировании 35. Оценка состояния пациента – этап сестринского процесса а) первый* б) второй в) третий г) четвертый 36. Измерение роста и определение массы тела – метод обследования а) субъективный б) объективный* в) дополнительный г) клинический 37. Второй этап сестринского процесса включает а) планирование объема сестринских вмешательств б) выявление проблем пациента* в) сбор информации о пациенте г) определение целей сестринского ухода 38. Социальная проблема пациента а) конфликт в семье* б) недержание мочи в) страх операции г) нарушение сна 39. Психологическая проблема пациента а) нарушение сна б) невозможность посещать церковь в) боязнь потери работы* г) безработица 40. Потенциальная физиологическая проблема пациента а) риск появления опрелостей* б) недержание мочи в) риск суицидальной попытки г) нарушение сна

41. Проблемы пациента по приоритетам могут быть а) первичные* б) краткосрочные в) долгосрочные г) отсроченные 42. Сестринский диагноз – это а) определение главного клинического синдрома б) выявление конкретной болезни у конкретного человека или у членов семьи в) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем пациента в связи с болезнью* г) определение прогноза развития страдания 43. Слово «Диагноз» в переводе с греческого языка означает а) болезнь б) признак в) состояние г) распознавание* 44. Выберите из предложенного перечня сестринский диагноз а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности* б) персонал избегает контактов с пациентов в) сердечная недостаточность г) дефицит знаний по уходу за стомами 45. Третий этап сестринского процесса включает а) планирование объема сестринских вмешательств* б) срочное оказание неотложной помощи в) выявление проблем пациента г) сбор информации 46. В структуру цели ожидаемого результата в сестринском процессе входят а) действие (глагол) б) критерии (дата, время) в) условие (с помощью кого, чего?) г) все выше перечисленное* 47. Цель сестринского вмешательства не должна быть… а) конкретной б) недосягаемой* в) реалистичной г) измеримой 48. Цели сестринского ухода бывают а) краткосрочными* б) общими в) личными г) неконкретными 49. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства а) у пациента не будет одышки б) пациент получит достаточно жидкости в) пациент бросит курить после беседы с медсестрой г) пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели * 50.Четвертый этап сестринского процесса включает а) реализация плана сестринских вмешательств* б) обследование-сбор информации о пациенте в) оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений г) постановка сестринского диагноза 51. При подготовке пациента к диагностическому исследованию действия медицинской сестры являются а) зависимыми б) самостоятельными в) взаимозависимыми* г) независимыми 52. Пример независимого сестринского вмешательства а) использование газоотводной трубки б) организация взаимопомощи в семье пациента* в) назначение горчичников г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности 53. Пятый этап сестринского процесса включает а) составление плана сестринской помощи б) сбор информации о пациенте в) оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений* г) определение нарушенных потребностей человека 54. Цель сестринского процесса а) лечение заболеваний б) диагностика заболеваний в) обеспечение максимально возможного качества жизни* г) решение вопроса об очередности вмешательств 55. Документирование этапов сестринского процесса осуществляется в а) медицинской карте стационарного больного б) амбулаторной карте пациента в) санитарной книжке пациента г) сестринской истории болезни пациента* 56. Понятие «СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ» впервые появилось в… а) Японии б) США* в) Англии г) России 57. Специализированное учреждение для оказания лечебно- профилактической помощи группам пациентов определенного профиля а) диспансер* б) поликлиника в) медсанчасть г) станция скорой помощи 58. Для круглосуточного обслуживания населения предназначены: а) поликлиники б) станции скорой мед/помощи* в) амбулатории г) женские консультации 59. Цель обучения пациентов -формирование у них: а) знаний о ЗОЖ б) умений сохранять и поддерживать здоровье* в) потребности изменения поведения при вредных привычках г) сопротивления лечению 60. М/С в своей профессиональной деятельности занимается обучением: а) пациентов и их семей * б) младшего персонала в) коллег г) студентов-практикантов 61. К определению организации обучения медсестрой пациента относится всё, кроме а) времени и места занятий б) содержания занятий в) целей занятий г) сбора информации о больном* 62. Основное условие сестринской деятельности при обучении пациента а) эмоциональная неустойчивость б) жесткость руководства в) узкая эрудиция г) профессиональная компетентность* 63. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента – это этап учебного процесса а) пятый* б) четвертый в) третий г) первый 64. При обучении необходимо избегать: а) внимательного отношения к пациенту б) сложных медицинских терминов* в) вопросов пациента г) демонстрации пациентом новых навыков 65. Суть обучения в познавательной сфере: а) предоставление информации б) выяснение желаний, потребностей* в) обучение приемам, упражнениям г) изменение поведения 66. Средства профилактики конфликтных ситуаций: а) недопущение спора* б) вступление в спор и выяснение ситуации в) умение слушать г) применение словесных формул учтивости 67. Эффективному обучению способствует. а) оперативная обратная связь б) осуждение за незнание в) одобрение, похвала* г) осуждение вредных привычек 68. Главный этический принцип а) «не убий» б) «не делай ничего напрасно» в) «не отказывай в помощи» г) «не вреди»* 69. Суть обучения в эмоциональной сфере: а) предоставление информации б) оценка личности в) изменение отношения к здоровью* г) обучение физическим действиям приемам, упражнениям 70. К вербальному типу общения относятся: а) мимика б) жесты в) письменная речь* г) внешний вид 71. Основная цель общения в сестринском деле: а) предоставление информации пациенту б) вселение надежды на выздоровление в) преодоление беспокойства родственников пациентов г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью* 72. Суть обучения в психомоторной сфере: а) предоставление информации б) определение уровня знаний в) обучение физическим действиям, приемам, упражнениям * г) изменение поведения к себе и окружающим Вставьте пропущенное слово 73. Специфическая профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды называется ____ ____. СЕСТРИНКОЕ ДЕЛО 74. Специалист с профессиональным образованием, разделяющий ФСД и имеющий право на сестринскую практику называется _______МЕД.СЕСТРА 75. Человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его называется_____ПАЦИЕНТ 76. Физиологический или психологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей жизни, называется______ПОТРЕБНОСТЬ 77. Определите последовательность этапов сестринского процесса: а) выявление проблем пациента 2 б) обследование-сбор информации о пациенте 1 в) оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений5 г) определение целей и составление плана сестринского ухода 3 д) реализация плана сестринской помощи 4 Установите соответствие: 78. Диагноз 1.сестринский 2.врачебный Характеристика а) остается неизменным в течении всей болезни 2 б) отражает реакцию пациента на болезнь1 в) может меняться в течении в течении всей болезни 1 г)отражает сущность патологического процесса 2 79. Способности м/с 1. организаторские 2.коммуникабельные 3. эмоциональные их проявления а) умение налаживать взаимоотношения с пациентом 2 б) быть лидером 1 в) умение выражать свои чувства и мысли 3 80. Соответствие между типами вмешательств и действиями медсестры 1: независимое 2: зависимое 3: взаимозависимое а) подготовка пациента к инструментальным исследованиям 3 б) гигиена полости рта тяжелобольного 1 в) раздача лекарственных препаратов 2