Если в платежке неверно указан ИНН получателя

При заполнении поля 61 платежного поручения “ИНН получателя“ мы указали неправильный ИНН налогового органа (не того, где мы стоим на учете).

При заполнении поля 61 платежного поручения “ИНН получателя“ мы указали неправильный ИНН налогового органа (не того, где мы стоим на учете). Теперь нам насчитывают недоимку по данному налогу. Как мы можем исправить эту ситуацию?

Проблема налогоплательщика в данном случае возникает из-за того, что он ошибочно указал ИНН не того налогового органа, в котором состоит на учете. Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденным приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138, при получении информации в электронном виде из УФК по субъекту РФ сотрудники отдела ввода и обработки данных УФНС направляют платежи в соответствующие налоговые инспекции на основании сведений, отраженных в полях 61 “ИНН получателя“, 103 “КПП получателя“, 16 “Получатель“. Таким образом, платеж по налогу был направлен в ту налоговую инспекцию, ИНН которой указан в поле 61 “ИНН получателя“.

Неправильно указан Инн при оплате услуг. Как вернуть деньги?

В карточке “РСБ“ (карточка расчетов с бюджетом) по налогу возникла недоимка, на которую была начислена пеня за несвоевременное перечисление налога в бюджет, хотя платеж был перечислен.

Для исправления ошибки налогоплательщик должен направить письмо о зачислении платежа с приложением копии платежки в инспекцию, в которой он состоит на учете. В этом случае инспекция сделает запрос о зачислении платежа по назначению. Однако налогоплательщик и сам может направить соответствующее письмо в ту налоговую инспекцию, в которую он ошибочно перечислил налог.

В пункте 7 ст. 45 НК РФ в перечне ошибок, допускаемых при заполнении платежки, за которые пени подлежат пересчету, ошибка в указании ИНН не названа. Правомерно ли начисление пеней в данной ситуации? Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Кроме того, следует обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О, в котором сказано, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм.

Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что неправильно указанные ИНН и КПП налогового органа в платежке на перечисление налога не повод для начисления пеней, так как денежные средства поступили в бюджет в полном объеме (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2006 N А56-23188/2005, ФАС Московского округа от 21.06.2006 N КА-А40/5240-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007, 19.01.2007 N 09АП-18106/2006-АК).

Е.А. Гусева,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

1 октября 2008 г.

“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 10, октябрь 2008 г.

Не правильно заполнены реквизиты платежа

В данной заметке, попытаемся указать на частые ошибки при оплате заказов по банковским реквизитам

Какие наиболее частые ошибки ?
При банковских платежах, наиболее частая ошибка невнимательных плательщиков, это не правильное заполненение реквизитов получателя платежа. И, самая распространенная из них — ошибка при заполнении поля "Наименование организации".

Не верный ИНН получателя — где искать деньги?

Учтите, что при такой ошибке, деньги на наш счет не поступят !  

Аналогично, деньги могут не поступить при не правильно заполненном ( или отсутствующем ) назначении платежа в платежке. Нужно обязательно указывать назначение платежа, например — Оплата электронных компонентов

Как правильно указать наименование получателя ?
Еще раз сообщаем, что наше наименование организации счета в банке — ИП Яковлева Людмила Анатольевна. Только так, слово в слово, а не как-то иначе, не сокращая и не изменяя это наименование организации.

Что будет при неправильно заполненных реквизитах ?
Деньги не пропадут. Они вернутся на счет отправителя (ваш счет), но вы потеряете время, потому как срок будет порядка 7 — 9-ти дней

Почему так долго возвращаются деньги при не правильных реквизитах ?

Для тех, кто "в танке", попробуем кратко объяснить как происходят банковские зачисления на счет.

При правильных реквизитах банка получателя в платежке (бик, наименование банка, кор. счет), деньги списываются с вашего счета, и автоматически, по банковской системе, поступят на кор. счет банка получателя. Далее, кассир банка получателя проверит на чей клиентский счет их нужно зачислить. 

Если реквизиты счета получателя правильные (номер счета, наименование получателя, инн), то банк их зачисляет со своего кор счета, на счет своего клиента (то есть нам на расчетный счет)

Если реквизиты счета не правильные — ошибка в номере счета, наименовании организации, или в номере ИНН, то зачисления не происходит. Банк получателя, 5 рабочих дней будет ждать от плательщика, уточняющих реквизитов (правильных), для завершения операции зачисления.

Если в течении 5-ти рабочих дней, от банка плательщика поступят уточняющие реквизиты, то произойдет завершение операции зачисления по правильным реквизитам

Если в течении 5-ти дней, уточняющие реквизиты не поступит, то банк отправит деньги назад, в банк отправителя, на счет отправителя. А до этого времени, деньги будут находятся на кор. счете банка получателя, а не на нашем расчетном счете

Как отправить в банк уточняющие реквизиты
Для того, что-бы при ошибочных реквизитах, деньги не возвращались на счет плательщика, а все-же были зачислены на счет получателя, банки предусмотрели возможнось исправления ошибки. Для этого, банк плательщика, должен отправить уточняющие реквизиты в банк получателя.  Как это делается, будет написано позже (кому нужно срочно, легко найдет в интернете, или сам спросит в банке) ….

7. Банковский счет: Ответственность банка при переводе по платежному поручению с ошибками

Все статьи Платить или не платить пени?

Ошибки в платежном поручении на уплату налогов. Как исправить.

Если неправильно указан ОКАТО при перечислении суммы налога (Бычков А.)

При оформлении платежных поручений на перечисление сумм налога в бюджеты бюджетной системы РФ в качестве одного из реквизитов хозяйствующие субъекты указывают код ОКАТО, соответствующий административно-территориальному образованию, в бюджет которого поступили суммы этого налога. Если данный код на платежном поручении указан ошибочно, сумма налога не зачисляется на нужный счет, но при этом все же попадает в бюджет.
Если относительно суммы налога налогоплательщик может решить вопросы, руководствуясь п. 7 ст. 45 НК РФ, подав заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика, то в отношении начисления пеней у него могут возникнуть споры с налоговой инспекцией.
Скорее всего, инспекция посчитает, что раз сумма налога в бюджет своевременно не поступила, а перечисление средств в бюджет по ошибочно указанному ОКАТО надлежащим исполнением налоговой обязанности не является, то налогоплательщик должен заплатить пени. При этом размер налоговой санкции с учетом суммы самого налога может быть более чем значительным. Как в такой ситуации поступить налогоплательщику, и обязан ли он уплачивать пени?
В настоящее время данный вопрос решен в пользу налогоплательщика Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 23.07.2013 N 784/13 при рассмотрении следующего дела.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией выявлены нарушения предприятием положений НК РФ (в том числе п. 7 ст. 226 НК РФ в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейненский сельсовет", "Село Трудфронт").
Непоступление сумм налога в 2008 — 2009 гг. в бюджеты указанных муниципальных образований, на территории которых находились обособленные подразделения предприятия, было обусловлено ошибочным указанием в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода ОКАТО, соответствующего иному административно-территориальному образованию, в бюджет которого поступили суммы этого налога.
Инспекция, сославшись на пп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 45, п. 2 ст. 58, ст. 75, п. п. 6 и 7 ст. 226 НК РФ, указала на то, что предприятие, являясь головной организацией и налоговым агентом, обязано оформлять платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется налог.
Поскольку НДФЛ, который удерживается с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейненский сельсовет", "Село Трудфронт", предприятие не уплатило в бюджеты названных муниципальных образований, инспекция произвела доначисление суммы налога, которая была погашена инспекцией за счет переплаты по этому налогу, образовавшейся в бюджете иного административно-территориального образования.
Тем не менее, несмотря на проведение зачета, за неуплату налога в срок в бюджеты названных муниципальных образований инспекция начислила пени на сумму недоимки, имевшуюся у предприятия до проведения зачета.
Удовлетворяя требование предприятия по рассматриваемому эпизоду, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетом, поскольку исчислило, удержало и перечислило налог на доходы физических лиц на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом суд исходил из того, что согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ единственным обязательным реквизитом в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, является номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя. В случае неправильного указания номера счета денежные средства не поступают в бюджетную систему.
По мнению суда первой инстанции, неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджет перечислен предприятием в установленный срок. Нарушение порядка перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц не ведет к образованию недоимки, а пени начисляются только при ее наличии.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции по эпизоду, касающемуся начисления пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований "Рабочий поселок Красные Баррикады", "Мумринский сельсовет", "Оранжерейненский сельсовет", "Село Трудфронт", исходил из нарушения предприятием требования п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту нахождения своего и каждого обособленного подразделения.
По мнению суда апелляционной инстанции, вследствие поступления НДФЛ в бюджеты названных муниципальных образований в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки у предприятия образовалась задолженность и потому начисление пеней правомерно.
Кроме того, отказывая предприятию в удовлетворении заявленного требования по названному эпизоду, суд сослался на п. 7 ст. 45 НК РФ, в котором предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей за собой неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. При этом суд указал, что предприятие с таким заявлением в налоговый орган не обращалось.
Суд кассационной инстанции признал правильным вывод суда апелляционной инстанции о неисполнении предприятием обязанности, установленной п. 7 ст. 226 НК РФ, приняв во внимание нахождение обособленных подразделений предприятия в разных муниципальных образованиях, имеющих собственные бюджеты.
Оценивая занятую судами апелляционной и кассационной инстанций правовую позицию, необходимо отметить, что аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2007 по делу N А53-17901/2004-С6-38 (Решение Арбитражного суда Ростовской области), ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2010 по делу N А56-11197/2010 (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Вместе с тем к разрешению данного вопроса имелся и иной правовой подход при разбирательстве федеральными окружными судами спорной ситуации, аналогичной рассматриваемой.
Так, противоположные выводы были сделаны следующими судами: ФАС Московского округа в Постановлении от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 (Решение Арбитражного суда г. Москвы); ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009 (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области), в Постановлении от 16.07.2012 по делу N А44-4027/2011 (Решение Арбитражного суда Новгородской области), в Постановлении от 01.12.2010 по делу N А56-95584/2009 (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области); ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 11.10.2011 по делу N А51-2751/2011 (Решение Арбитражного суда Приморского края); ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009 (Решение Арбитражного суда Кемеровской области).
Указанные суды исходили из того, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания ОКАТО в платежных документах и данное нарушение порядка уплаты налога не может повлечь за собой начисление пеней. По мнению судов, при правильном указании номера счета Федерального казначейства налог на доходы физических лиц в любом случае поступает в бюджетную систему Российской Федерации и как налоговые органы, так и органы Федерального казначейства имеют возможность самостоятельно перераспределить между бюджетами соответствующую сумму налога.
Оценивая выводы тех судов, которые считают, что налогоплательщик все-таки должен платить пени, необходимо отметить следующее. Спор возник именно по поводу неуплаты пеней налогоплательщиком, поскольку ни один из судов не ставил под сомнение сам факт уплаты налога. Налогоплательщик перечислил причитающуюся денежную сумму с нарушением установленного законодательством РФ порядка, однако деньги в бюджет поступили своевременно.
Например, в постановлении окружного суда по рассматриваемому делу было на этот счет отмечено следующее: "…Несмотря на уплату налога не по месту нахождения структурных подразделений, фактически НДФЛ считается уплаченным". Поскольку обязанность по уплате налога со стороны налогоплательщика считается исполненной в связи с тем, что деньги в бюджет поступили, то нет оснований для начисления пени на сумму задолженности, так как никакой задолженности не образовалось.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 1 ч. 3 ст. 45 НК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как видно из содержания приведенных законоположений, налогоплательщик обязан своевременно дать поручение своему обслуживающему банку на перечисление причитающейся с него суммы налога в бюджет и на этом расчетном счете должно быть достаточно средств для исполнения указанного поручения. Поскольку денежные средства с его счета списываются и зачисляются в бюджет, то обязанность по уплате налога считается исполненной и задолженность по соответствующему налогу не возникает. А раз недоимки по налогу нет, то в таком случае нет и оснований для начисления пеней, которые являются мерой налоговой ответственности именно за невыполнение обязанности по перечислению суммы налога в бюджет.
В Постановлении от 23.07.2013 N 784/13 Президиумом ВАС РФ сформулирован приведенный подход, который теперь является общеобязательным для всех арбитражных судов при разрешении аналогичных или сходных дел.
Вместе с тем во избежание подобных ситуаций и конфликтов с налоговой инспекцией налогоплательщикам следует правильно и внимательно указывать реквизиты для перечисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, тщательно их проверять, а в случае, если ими все же были допущены ошибки, незамедлительно подавать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление об устранении ошибок.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

При заполнении платежного поручения на уплату налога организации и индивидуальные предприниматели иногда допускают ошибки. Например, приводят неправильные КБК, счет Федерального казначейства, ОКТМО, неверно указывают основание платежа, налоговый период, статус плательщика и др.

В зависимости от последствий эти ошибки могут быть двух видов:

  1. Ошибки, в результате которых платеж в бюджет не поступил.
  2. Ошибки, несмотря на которые налог поступил в бюджет, но существует риск спора с инспекцией о том, считается ли он уплаченным.

Рассмотрим их более подробно.

  1. Налог не считается уплаченным, если в платежном поручении вы неправильно указали (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

– счет УФК, на который должен был поступить платеж;

– наименование банка, в котором открыт счет УФК.

Налоговые органы подтверждают, что в данной ситуации обязанность по уплате налога не считается исполненной (Письма ФНС России от 06.09.2013 N ЗН-3-1/3228, от 12.09.2011 N ЗН-4-1/14772@). В результате этих ошибок придется уплатить налог еще раз, а также инспекция может начислить пени и привлечь вас к ответственности за неуплату (неперечисление) налога (ст. ст. 75, 122, 123 НК РФ).

Отдельные суды приходят к иному выводу: ошибка в счете УФК не обязательно означает, что налог не уплачен. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 N А40-42830/11-99-191 указал, что при указании счета другого УФК налог также считается уплаченным, поскольку платеж все же поступил в бюджет. Однако такие решения единичны.

Отметим, что налоговый платеж может не поступить в бюджет по вине банка, например, если банк неправильно укажет в поручении на перечисление налога номер счета ФК и наименование банка получателя. В таком случае обязанность по уплате налога не будет признана исполненной. В связи с несвоевременным исполнением этой обязанности инспекцией будут начислены пени. Перерасчет пеней налоговым органом в данном случае не производится. К такому выводу пришла ФНС России (Письмо от 02.09.2013 N ЗН-2-1/595@). Кроме того, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик в соответствии с гражданским законодательством вправе потребовать у банка возмещения убытков (абз. 9 ст.

Ошибки в платежном поручении на уплату налогов

12, ст. 15 ГК РФ).

  1. Если при уплате налога вы правильно указали счет УФК и банк получателя, но допустили ошибки в других сведениях, то это не препятствует поступлению налога в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налог считается уплаченным, если, например, в платежном поручении указаны неверный КБК или ОКТМО, неверные наименование налогового органа, его ИНН, КПП.

Несмотря на это, споры с налоговыми органами в связи с ошибками в КБК, ИНН, КПП все же возникают. В такой ситуации целесообразно подать в инспекцию заявление об уточнении платежа (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Кроме заявления об уточнении платежа налогоплательщик может направить в инспекцию заявление о зачете, например, если вы перечислили платеж с указанием недействующего КБК. Учтите, если со дня уплаты налога до дня принятия решения о зачете налоговый орган начислит вам пени, у вас есть шанс успешно оспорить их в суде (Постановление ФАС Центрального органа от 31.01.2013 N А64-5684/2012).

Приведем в таблице разъяснения контролирующих органов и судебную практику относительно некоторых ошибок в платежном поручении, при наличии которых налог (пени, штраф) считается уплаченным.

Ошибка в платежном поручении Письма контролирующих органов и судебная практика
Неверный КБК, указание которого не повлекло неперечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства Письма Минфина России от 17.07.2013 N 03-02-07/2/27977, от 29.03.2012 N 03-02-08/31, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 N А33-8935/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 N А42-2893/2010, ФАС Московского округа от 23.01.2013 N А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 N А40-36137/11-140-159, ФАС Центрального округа от 31.01.2013 N А64-5684/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 N А67-5567/2010
Неверное указание налогового органа, его ИНН, КПП Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 N А27-25035/2009, ФАС Московского округа от 26.10.2009 N КА-А41/10427-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-180/2008-68А
Ошибки в основании платежа Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 N А29-1642/2010

Просмотров: 61

No votes yet.

Please wait…

Tags: Налог

Ошибка в платежном поручении. Инструкция к решению проблемы.

И.Р. Светличная, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Первым делом

Налоговый кодекс не закрепляет алгоритм действий компаний и предпринимателей при неверном указании КБК в «платежке». В этом случае советую руководствоваться положениями абзаца 2 пункта 7 статьи 45 НК. В норме сказано, что нужно делать «после обнаружения ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства». То есть, речь о тех случаях, когда деньги пусть и не туда, но тем не менее поступили.

Итак, первым делом нужно подать в инспекцию по месту своего учета заявление, в котором сообщить о неточности. К этой бумаге требуется приложить собственно само платежное поручение.

Что делать, если неверно указали реквизиты в платежке

В документе также необходимо высказать просьбу уточнить КБК.

Кроме этого, можно предложить налоговикам провести совместную сверку уплаченных сборов. Инициатором такой ревизии, кстати, может выступить и сама инспекция.

На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) ревизоры принимают решение об уточнении платежа. При этом они должны будут пересчитать размер пеней. Речь о процентах, которые были начислены на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до момента принятия инспекторами решения об уточнении платежа.

Однако на практике все так гладко происходит далеко не всегда. В результате – возникают многочисленные споры компаний с инспекциями.

Острые углы

Дел об оспаривании действий чиновников – в случае их отказа уточнить платеж – суды рассматривают немало. При этом арбитры едины в своем мнении. Они приходят к выводам, что указание в платежном поручении неверного кода бюджетной классификации не влечет неперечисление в бюджет суммы налога. В качестве примера можно привести постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2013 года по делу № А33-8935/2012.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате сборов не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных документах. Ведь этот код необходим лишь для правильного распределения средств между бюджетами.То есть, вменить в вину бухгалтеру то, что фирма не уплатила налог, в такой ситуации невозможно.

Важно

Ошибочное указание КБК не приводит к неуплате средств.

Следовательно, основания для доначисления налога и соответствующих санкций в таких ситуациях отсутствуют (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 г. № А33-15157/07-Ф02-2044/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2010 г. по делу № А03-6827/).

Существующий, но неверный код

Может сложиться и другая ситуация: бухгалтер указал существующий, но неверный код. Например, сумма налога перечислена на имущество по месту нахождения обособленного подразделения, а не юридического лица. Коротко расскажу об одном деле, как раз по такой ситуации (определение ВАС РФ от 25.12.2009 г. № ВАС-16862/09 по делу № А37-99/2009). Арбитры тогда признали, что компания правильно исчислила сумму подлежащего уплате сбора на имущество, перечислила ее на счет Федерального казначейства, и денежные средства поступили в бюджетную систему страны.

Код другого налога

Еще одна ошибка может быть связана с тем, что бухгалтер указал КБК не того налога, который собирался уплатить. Например, КБК 18210301000010000110 при уплате НДФЛ, хотя этот код соответствует НДС. Налоговики часто в подобных ситуациях «встают в позу» и отказываются удовлетворить просьбу компаний об уточнении платежа. Предпринимателям же ничего не остается, как идти в суд. Каков же исход споров?

Организация обжаловала отказ налоговой в уточнении платежа. Согласно позиции арбитров, компания вправе подать заявление об этом, если она ошиблась в платежном поручении. В результате служители Фемиды удовлетворили требования фирмы, руководствуясь такими аргументами: налог был перечислен в бюджетную систему РФ, у инспекции отсутствовали основания для отказа в уточнении платежа с ошибочно указанным КБК (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2010 г. № А75-301/2010.)

Неверный КБК внутри одного налога

Если же указан неверный КБК внутри одного налога, то проблем возникнуть вообще не должно. Ревизоры, как правило, в этих ситуациях приводят операции по лицевому счету организации в порядок на основании ее заявления.

Свое мнение по вопросу неправильного указания кодов в платежках налоговики высказали в Письме Минфина от 29 марта 2012 года № 03-02-08/31. Чиновники напомнили, что код бюджетной классификации относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, и в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК его можно уточнить. Они подтвердили, что Кодекс не предусматривает, что неправильное указание КБК в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Выход

Наиболее правильный способ решения проблемы — подать заявление об уточнении КБК

Если же компания обратится с просьбой о зачете образовавшейся переплаты, то она не застрахована от отказа ревизоров пересчитать сумму пеней. Чиновники могут сослаться на то, что в соответствии со статьей 78 НК, делать этого они не обязаны. То есть инспекторы начислят пени на сумму налога, вовремя не уплаченную в бюджет в связи с указанием неверного КБК в платежке. В этом случае организации придется оспаривать действия налоговиков опять же в суде. Подобный спор рассмотрел ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 14.06.2011 г. № А58-1756/10). Суд тогда высказал такое мнение: инспекции было известно о факте ошибочного перечисления налога. Соответственно, решение о зачете переплаты является решением об уточнении платежа. При этом не важно, что организация подала заявление о зачете, а не об уточнении платежа: это не может стать основанием для отказа в перерасчете пеней. Поэтому, когда ревизоры отказываются пересчитать проценты, приходится обращаться в суд.

Пути решения

Чтобы ошибка не стала для компании фатальной, нужно соблюдать некоторые правила:

стоит периодически запрашивать у налоговиков информацию об отражении платежей на лицевом счете компании;

в спорных ситуациях можно попросить инспекцию сверить расчеты;

если уж ошибка в платежном поручении обнаружена, то следует обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении КБК

В случае отказа в уточнении КБК – компании открывается на прямом путь к арбитрам для разрешения спора.

Налоговые органы обязаны доводить до компаний и предпринимателей сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов в бюджетную систему. Такую повинность на них возлагает подпункт 6 пункта 1 статьи Налогового Кодекса. Необходимая для заполнения расчетных документов информация, в том числе по кодам бюджетной классификации, обычно размещена на информационных стендах в инспекциях. Кроме того, актуальные данные о реквизитах для заполнения расчетных документов публикуются на сайте ФНС в рубрике «налоговая отчетность» (подрубрика – «заполнение налогоплательщиками расчетных документов»).