Мы попросили читателей прислать нам вопросы, связанные со сменой карьеры, образованием и работой. Сегодня Татьяна Подопригора, клинический психолог, автор проекта «Начать сначала», отвечает на вопрос: «Я чувствую страх перед начальником, не могу расслабиться. Должна ли я быть идеальным работником и делать так, чтобы начальник не злился?»
Ощущать страх в такой ситуации совершенно уместно. Есть несколько факторов, создающих такую ситуацию. К сожалению, только часть из них зависит от вас.
Факторы можно разделить на две группы:
- внутренние: желание быть идеальным, страх начальства, зависимость от внешней оценки;
- внешние: атмосфера на работе, культура выстраивания отношений, характер начальника.
Внутренние факторы
В первую очередь, вы не должны «делать так, чтобы начальник не злился». Его чувства — его личная ответственность. Ваша ответственность — выполнять рабочие задачи.
Опишите себе подробно, что именно вы (или ваш начальник, если это его пожелание) считаете идеальным? Как вы поймете, что идеально выполняете работу? Скорее всего, вам неясно, чего именно от вас ждут. Важно это уточнить, тогда у вас появится определенность, а напряжение и тревога уйдут. Но есть вариант, что начальник откажется или не сможет все прояснить и каждый раз будет требовать чего-то нового.
Желание быть идеальным работником соседствует с перфекционизмом, невозможностью сделать что-то неидеально. Но внутри перфекционизма нет восхищения и радости за свои достижения
Идеальность — единственный способ существования перфекциониста. Если вы станете идеальным сотрудником, получите ли вы удовлетворение или поставите себе следующую недостижимую цель?
Страх авторитетной фигуры
Многие люди боятся не конкретного босса — их пугает любая авторитетная фигура, имеющая над ними власть. Например, вы едете на собеседование и еще не знакомы с начальником, но уже напуганы ожиданиями и пытаетесь угадать, как ему понравиться.
Вы избегаете внимания руководителя, ожидая угрозы, боитесь задать лишний вопрос, чтобы не показаться некомпетентным, и избегаете разговоров о повышении из-за страха быть уволенным. Подумайте о том, что ваш страх вышестоящей фигуры основан не на личности начальника, а на вашем прошлом опыте: в семье, в школе, в рассказах близких о плохих начальниках. Скорее всего, вы будете бояться любого босса, и его личность не играет большой роли.
В таком неприятно себе признаваться, но это начало изменений. Вспомните ситуацию, когда вы переживали страх перед авторитетной фигурой. Ваша задача — найти подходящее для вас решение с ним справиться. Например, написать письмо обидчику из прошлого или, представляя его, поговорить с пустым стулом.
Чувствительность к критике
На некоторых людей критика действует токсично. Например, негативный комментарий о вашей работе заставляет вас расплакаться или сильно разозлиться. Это значит, что вы восприняли его в качестве критики вас как человека.
Напоминайте себе, что вы как специалист — это лишь часть вас как человека. Во время общения с начальством следите, в какой роли вы себя ощущаете: во взрослой или детской.
Взрослый человек принимает критику и исправляет ошибки. Он может из-за них расстраиваться, но это его не «выбивает». Он не берет на себя слишком много работы, умеет себя защитить. Ребенок же обижается, когда слышит критику, топает ногами и хлопает дверями, из чувства вины берет на себя больше задач. В разных ситуациях мы все бываем и взрослыми, и детьми. Но старайтесь взращивать себя взрослого. А для «ребенка» оставляете безопасное пространство, например, индивидуальную терапию.
Внешние факторы
Форма обратной связи
Не все люди знают, как давать качественную обратную связь. Возможно, это проблема вашего босса. Есть критика действий, а есть критика личности. Качественная обратная связь фокусируется на конкретных ошибках в работе, а некачественная — на личности того, кто их допустил.
Эмоциональная среда внутри компании
Доверие и надежность — основа, на которой выстраивается эффективная работа коллектива. Во многом она зависит от руководителя. Если он защищает своих сотрудников, ему доверяют и за ним идут. А если он не создает комфортных условий, то от него ждут угрозы, как и от сложных клиентов. В таком коллективе сотрудники боятся просить помощи у коллег и начальства, а это плохо сказывается на эффективности работы каждого и, в целом, на компании.
Что делать, если ваш руководитель — самодур, который отравляет вам жизнь постоянными упрёками, чуть не каждый день доводит до слёз и депрессии? Можно сменить работу. Но не только. Советует психолог Дмитрий Воедилов:
— Самодурами обычно называют крайне несдержанных начальников. Это люди, которые взрываются по совершенно безобидному поводу, почти не воспринимают логические объяснения, действуют исключительно на эмоциях. У них работает в основном правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. А раз правое полушарие перевозбуждается, то левое, которое отвечает за логику, подавляется. Это фактически полутрансовое состояние.
Поскольку ни переубедить их, ни перевоспитать нереально, можно попытаться использовать технику подсознательного регулирования поведения.
1. Наблюдение. Для начала нужно понаблюдать за своим руководителем, его поведением. Когда у него возникают эмоциональные вспышки — недовольства, ярости и гнева или наоборот радости и доброты. Что им предшествовало, то есть вызвало такую реакцию? Это такие подсознательные «кнопочки», которые вызывают те или состояния или поведение. Приведу простой пример про Буратино. Карабас-Барабас поймал Буратино и хотел подбросить его в потухающий очаг, чтобы получше разгорелся огонь и дожарился его обед. Тут Пьеро подсказал Буратино, что Карабас становится добрее, когда чихает — мол, надо с ним заговорить между чихами. Тот так и сделал. И получил пять золотых вместо того, чтобы быть сожжённым на костре. То есть здесь сначала вызов состояния доброты («кнопочка» — чихание), а потом уже можно просить, что нужно. Другой сказочный герой, Карлсон, делал по-другому. Когда домоправительница Фрекен Бок загнала его в угол, выпытывая, ел ли он её плюшки, Карлсон неожиданно сказал: «А у вас молоко убежало!» Та сразу отвлеклась на молоко, и Карлсон был спасён. В данном случае было вызвано нужное поведение другой «кнопочкой» — фразой «А у вас молоко убежало!» Побудительными кнопочками могут быть любые сигналы, в том числе звуковые, запахи и т.д. Один умный мальчик однажды перед уроком побрызгался одеколоном. Оказалось, что учительнице очень нравится этот запах. «Вовочка, как от тебя приятно пахнет!» И на уроке поставила ему неожиданно «пятёрку», хотя ответ до неё по большому счёту не дотягивал. Сметливый ученик «просёк тему» и потом уже каждый раз пользовался нужным ароматом, уроки особо не учил. Марьванна, учуяв его, делала вывод, что он уже всё знает.
2. Подсознательное управление. Выяснив, что у начальника вызывает определённое поведение, запишите или запомните эти кнопочки. Они бывают положительные и отрицательные. В итоге вы получаете своеобразный рычаг управления «вперёд-назад», которым надо потихонечку рулить. Если нужно что-то попросить, надо начальника сначала сделать добрым. Если босс заставляет вас делатьто, что не хочется, надо вызывать у него на эту работу негативные ассоциации. Так работает техника «якорения».
3. Прерывание негативного поведения. Более сложная техника — «разрыв шаблона поведения». Надо прервать «плохое» поведение тем или иным способом. Скажем, если начальник начинает орать, надо сделать что-то неподходящее. Например, как бы нечаянно уронить ручку и долго её искать под столом. Начальник в разгар гнева вдруг заметит, что орать не на кого и придёт в смятение. А вы в этот момент можете выглянуть из-под стола и задать ему другой вопрос. Потому что когда разрываешь шаблон мышления или поведения, нужно закинуть в образовавшийся вакуум новую информацию. И ваша «жертва» переключается. У меня был похожий случай на почте. Когда я попросил выдать мне посылку, служащая почты вдруг начала меня распекать, как надо получать посылки. Я наклонился за стойку, она орёт и вдруг замечает, что перед ней никого нет. От неожиданности тётка замолчала. Тут я выныриваю и говорю: «Дайте мне бандерольку». Ты молча выдала и я ушёл. Это разрыв шаблона.
Что ещё можно сделать, чтобы прервать негативное поведение? Например, изобразить сердечный приступ, схватившись за сердце. Сказать, что надо срочно в туалет (приступ диареи случился). Уронить чашку с чаем на свой костюм и отпроситься в уборную. То есть прервать поведение по любой уважительной причине. И потом как ни в чем не бывало начать разговор на ту же тему, только с другой стороны.
4. Избегание стресса. Нужно понимать, что если начальник бесится и орет, то это нормальное состояние для него, а вовсе не для вас. Поэтому избегайте состояния подсознательного контакта, то есть не переживайте вместе с ним. Относитесь к ситуации как бы со стороны. Больной человек, что поделаешь, вы здесь ни при чём. Если принимать всё близко к сердцу, можно получить сильнейший стресс и не дай Бог, самому превратиться через некоторое время в самодура («заразиться») — срывать злость на коллегах, родных и близких.
5. Выпускание пара. Если уж начальник вас напряг и вы чувствуете, что сами скоро взорвётесь, надо дать выход эмоциям. Кому-то нужно выговориться, поплакав в жилетку друзьям или родным. В крайнем случае, можно что-то разбить, очень сильно крикнуть, плеснуть себе в лицо водой, чтобы выпустить пар. В Японии, к примеру, в специальных комнатах стоят чучела начальников, которых подчинённые могут побить как боксёрскую грушу, чтобы снять стресс. Можно 10-15 минут пробежаться, чтобы сбросить мышечное напряжение. Чем больше человек не в себе, тем сильнее должен быть сигнал. Отлично работают дыхательные упражнения — три глубоких вдоха и три выдоха. Повторяйте, пока не почувствуете, что начинаете успокаиваться.