Если начальник клевещет

Мы по­про­си­ли чи­та­те­лей при­слать нам во­про­сы, свя­зан­ные со сме­ной ка­рье­ры, об­ра­зо­ва­ни­ем и ра­бо­той. Се­го­дня Та­тья­на По­до­при­го­ра, кли­ни­че­ский пси­хо­лог, ав­тор про­ек­та «На­чать сна­ча­ла», от­ве­чает на во­прос: «Я чув­ствую страх пе­ред на­чаль­ни­ком, не могу рас­сла­бить­ся. Долж­на ли я быть иде­аль­ным ра­бот­ни­ком и де­лать так, что­бы на­чаль­ник не злил­ся?»

Ощу­щать страх в та­кой си­ту­а­ции со­вер­шен­но умест­но. Есть несколь­ко фак­то­ров, со­зда­ю­щих та­кую си­ту­а­цию. К со­жа­ле­нию, толь­ко часть из них за­ви­сит от вас.

Фак­то­ры мож­но раз­де­лить на две груп­пы:

  • внут­рен­ние: же­ла­ние быть иде­аль­ным, страх на­чаль­ства, за­ви­си­мость от внеш­ней оцен­ки;
  • внеш­ние: ат­мо­сфе­ра на ра­бо­те, куль­ту­ра вы­стра­и­ва­ния от­но­ше­ний, ха­рак­тер на­чаль­ни­ка.

Внут­рен­ние фак­то­ры

В первую оче­редь, вы не долж­ны «де­лать так, что­бы на­чаль­ник не злил­ся». Его чув­ства — его лич­ная от­вет­ствен­ность. Ваша от­вет­ствен­ность — вы­пол­нять ра­бо­чие за­да­чи.

Опи­ши­те себе по­дроб­но, что имен­но вы (или ваш на­чаль­ник, если это его по­же­ла­ние) счи­та­е­те иде­аль­ным? Как вы пой­ме­те, что иде­аль­но вы­пол­ня­е­те ра­бо­ту? Ско­рее все­го, вам неяс­но, чего имен­но от вас ждут. Важ­но это уточ­нить, то­гда у вас по­явит­ся опре­де­лен­ность, а на­пря­же­ние и тре­во­га уй­дут. Но есть ва­ри­ант, что на­чаль­ник от­ка­жет­ся или не смо­жет все про­яс­нить и каж­дый раз бу­дет тре­бо­вать чего-то но­во­го.

Же­ла­ние быть иде­аль­ным ра­бот­ни­ком со­сед­ству­ет с пер­фек­ци­о­низ­мом, невоз­мож­но­стью сде­лать что-то неиде­аль­но. Но внут­ри пер­фек­ци­о­низ­ма нет вос­хи­ще­ния и ра­до­сти за свои до­сти­же­ния

Иде­аль­ность — един­ствен­ный спо­соб су­ще­ство­ва­ния пер­фек­ци­о­ни­ста. Если вы ста­не­те иде­аль­ным со­труд­ни­ком, по­лу­чи­те ли вы удо­вле­тво­ре­ние или по­ста­ви­те себе сле­ду­ю­щую недо­сти­жи­мую цель?

Страх ав­то­ри­тет­ной фи­гу­ры

Мно­гие люди бо­ят­ся не кон­крет­но­го бос­са — их пу­га­ет лю­бая ав­то­ри­тет­ная фи­гу­ра, име­ю­щая над ними власть. На­при­мер, вы еде­те на со­бе­се­до­ва­ние и еще не зна­ко­мы с на­чаль­ни­ком, но уже на­пу­га­ны ожи­да­ни­я­ми и пы­та­е­тесь уга­дать, как ему по­нра­вить­ся.

Вы из­бе­га­е­те вни­ма­ния ру­ко­во­ди­те­ля, ожи­дая угро­зы, бо­и­тесь за­дать лиш­ний во­прос, что­бы не по­ка­зать­ся неком­пе­тент­ным, и из­бе­га­е­те раз­го­во­ров о по­вы­ше­нии из-за стра­ха быть уво­лен­ным. По­ду­май­те о том, что ваш страх вы­ше­сто­я­щей фи­гу­ры ос­но­ван не на лич­но­сти на­чаль­ни­ка, а на ва­шем про­шлом опы­те: в се­мье, в шко­ле, в рас­ска­зах близ­ких о пло­хих на­чаль­ни­ках. Ско­рее все­го, вы бу­де­те бо­ять­ся лю­бо­го бос­са, и его лич­ность не иг­ра­ет боль­шой роли.

В та­ком непри­ят­но себе при­зна­вать­ся, но это на­ча­ло из­ме­не­ний. Вспом­ни­те си­ту­а­цию, ко­гда вы пе­ре­жи­ва­ли страх пе­ред ав­то­ри­тет­ной фи­гу­рой. Ваша за­да­ча — най­ти под­хо­дя­щее для вас ре­ше­ние с ним спра­вить­ся. На­при­мер, на­пи­сать пись­мо обид­чи­ку из про­шло­го или, пред­став­ляя его, по­го­во­рить с пу­стым сту­лом.

Чув­стви­тель­ность к кри­ти­ке

На неко­то­рых лю­дей кри­ти­ка дей­ству­ет ток­сич­но. На­при­мер, нега­тив­ный ком­мен­та­рий о ва­шей ра­бо­те за­став­ля­ет вас рас­пла­кать­ся или силь­но разо­злить­ся. Это зна­чит, что вы вос­при­ня­ли его в ка­че­стве кри­ти­ки вас как че­ло­ве­ка.

На­по­ми­най­те себе, что вы как спе­ци­а­лист — это лишь часть вас как че­ло­ве­ка. Во вре­мя об­ще­ния с на­чаль­ством сле­ди­те, в ка­кой роли вы себя ощу­ща­е­те: во взрос­лой или дет­ской.

Взрос­лый че­ло­век при­ни­ма­ет кри­ти­ку и ис­прав­ля­ет ошиб­ки. Он мо­жет из-за них рас­стра­и­вать­ся, но это его не «вы­би­ва­ет». Он не бе­рет на себя слиш­ком мно­го ра­бо­ты, уме­ет себя за­щи­тить. Ре­бе­нок же оби­жа­ет­ся, ко­гда слы­шит кри­ти­ку, то­па­ет но­га­ми и хло­па­ет две­ря­ми, из чув­ства вины бе­рет на себя боль­ше за­дач. В раз­ных си­ту­а­ци­ях мы все бы­ва­ем и взрос­лы­ми, и детьми. Но ста­рай­тесь взра­щи­вать себя взрос­ло­го. А для «ре­бен­ка» остав­ля­е­те без­опас­ное про­стран­ство, на­при­мер, ин­ди­ви­ду­аль­ную те­ра­пию.

Внеш­ние фак­то­ры

Фор­ма об­рат­ной свя­зи

Не все люди зна­ют, как да­вать ка­че­ствен­ную об­рат­ную связь. Воз­мож­но, это про­бле­ма ва­ше­го бос­са. Есть кри­ти­ка дей­ствий, а есть кри­ти­ка лич­но­сти. Ка­че­ствен­ная об­рат­ная связь фо­ку­си­ру­ет­ся на кон­крет­ных ошиб­ках в ра­бо­те, а нека­че­ствен­ная — на лич­но­сти того, кто их до­пу­стил.

Эмо­ци­о­наль­ная сре­да внут­ри ком­па­нии

До­ве­рие и на­деж­ность — ос­но­ва, на ко­то­рой вы­стра­и­ва­ет­ся эф­фек­тив­ная ра­бо­та кол­лек­ти­ва. Во мно­гом она за­ви­сит от ру­ко­во­ди­те­ля. Если он за­щи­ща­ет сво­их со­труд­ни­ков, ему до­ве­ря­ют и за ним идут. А если он не со­зда­ет ком­форт­ных усло­вий, то от него ждут угро­зы, как и от слож­ных кли­ен­тов. В та­ком кол­лек­ти­ве со­труд­ни­ки бо­ят­ся про­сить по­мо­щи у кол­лег и на­чаль­ства, а это пло­хо ска­зы­ва­ет­ся на эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты каж­до­го и, в це­лом, на ком­па­нии.

Что делать, если ваш руководитель — самодур, который отравляет вам жизнь постоянными упрёками, чуть не каждый день доводит до слёз и депрессии? Можно сменить работу. Но не только. Советует психолог Дмитрий Воедилов:

— Самодурами обычно называют крайне несдержанных начальников. Это люди, которые взрываются по совершенно безобидному поводу, почти не воспринимают логические объяснения, действуют исключительно на эмоциях. У них работает в основном правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. А раз правое полушарие перевозбуждается, то левое, которое отвечает за логику, подавляется. Это фактически полутрансовое состояние.

Поскольку ни переубедить их, ни перевоспитать нереально, можно попытаться использовать технику подсознательного регулирования поведения.

1. Наблюдение. Для начала нужно понаблюдать за своим руководителем, его поведением. Когда у него возникают эмоциональные вспышки — недовольства, ярости и гнева или наоборот радости и доброты. Что им предшествовало, то есть вызвало такую реакцию? Это такие подсознательные «кнопочки», которые вызывают те или состояния или поведение. Приведу простой пример про Буратино. Карабас-Барабас поймал Буратино и хотел подбросить его в потухающий очаг, чтобы получше разгорелся огонь и дожарился его обед. Тут Пьеро подсказал Буратино, что Карабас становится добрее, когда чихает — мол, надо с ним заговорить между чихами. Тот так и сделал. И получил пять золотых вместо того, чтобы быть сожжённым на костре. То есть здесь сначала вызов состояния доброты («кнопочка» — чихание), а потом уже можно просить, что нужно. Другой сказочный герой, Карлсон, делал по-другому. Когда домоправительница Фрекен Бок загнала его в угол, выпытывая, ел ли он её плюшки, Карлсон неожиданно сказал: «А у вас молоко убежало!» Та сразу отвлеклась на молоко, и Карлсон был спасён. В данном случае было вызвано нужное поведение другой «кнопочкой» — фразой «А у вас молоко убежало!» Побудительными кнопочками могут быть любые сигналы, в том числе звуковые, запахи и т.д. Один умный мальчик однажды перед уроком побрызгался одеколоном. Оказалось, что учительнице очень нравится этот запах. «Вовочка, как от тебя приятно пахнет!» И на уроке поставила ему неожиданно «пятёрку», хотя ответ до неё по большому счёту не дотягивал. Сметливый ученик «просёк тему» и потом уже каждый раз пользовался нужным ароматом, уроки особо не учил. Марьванна, учуяв его, делала вывод, что он уже всё знает.

2. Подсознательное управление. Выяснив, что у начальника вызывает определённое поведение, запишите или запомните эти кнопочки. Они бывают положительные и отрицательные. В итоге вы получаете своеобразный рычаг управления «вперёд-назад», которым надо потихонечку рулить. Если нужно что-то попросить, надо начальника сначала сделать добрым. Если босс заставляет вас делатьто, что не хочется, надо вызывать у него на эту работу негативные ассоциации. Так работает техника «якорения».

3. Прерывание негативного поведения. Более сложная техника — «разрыв шаблона поведения». Надо прервать «плохое» поведение тем или иным способом. Скажем, если начальник начинает орать, надо сделать что-то неподходящее. Например, как бы нечаянно уронить ручку и долго её искать под столом. Начальник в разгар гнева вдруг заметит, что орать не на кого и придёт в смятение. А вы в этот момент можете выглянуть из-под стола и задать ему другой вопрос. Потому что когда разрываешь шаблон мышления или поведения, нужно закинуть в образовавшийся вакуум новую информацию. И ваша «жертва» переключается. У меня был похожий случай на почте. Когда я попросил выдать мне посылку, служащая почты вдруг начала меня распекать, как надо получать посылки. Я наклонился за стойку, она орёт и вдруг замечает, что перед ней никого нет. От неожиданности тётка замолчала. Тут я выныриваю и говорю: «Дайте мне бандерольку». Ты молча выдала и я ушёл. Это разрыв шаблона.

Что ещё можно сделать, чтобы прервать негативное поведение? Например, изобразить сердечный приступ, схватившись за сердце. Сказать, что надо срочно в туалет (приступ диареи случился). Уронить чашку с чаем на свой костюм и отпроситься в уборную. То есть прервать поведение по любой уважительной причине. И потом как ни в чем не бывало начать разговор на ту же тему, только с другой стороны.

4. Избегание стресса. Нужно понимать, что если начальник бесится и орет, то это нормальное состояние для него, а вовсе не для вас. Поэтому избегайте состояния подсознательного контакта, то есть не переживайте вместе с ним. Относитесь к ситуации как бы со стороны. Больной человек, что поделаешь, вы здесь ни при чём. Если принимать всё близко к сердцу, можно получить сильнейший стресс и не дай Бог, самому превратиться через некоторое время в самодура («заразиться») — срывать злость на коллегах, родных и близких.

5. Выпускание пара. Если уж начальник вас напряг и вы чувствуете, что сами скоро взорвётесь, надо дать выход эмоциям. Кому-то нужно выговориться, поплакав в жилетку друзьям или родным. В крайнем случае, можно что-то разбить, очень сильно крикнуть, плеснуть себе в лицо водой, чтобы выпустить пар. В Японии, к примеру, в специальных комнатах стоят чучела начальников, которых подчинённые могут побить как боксёрскую грушу, чтобы снять стресс. Можно 10-15 минут пробежаться, чтобы сбросить мышечное напряжение. Чем больше человек не в себе, тем сильнее должен быть сигнал. Отлично работают дыхательные упражнения — три глубоких вдоха и три выдоха. Повторяйте, пока не почувствуете, что начинаете успокаиваться.