ЕНВД для автосервиса

— Как автосервису встать на учет в ИФНС.
— Ремонт каких транспортных средств подпадает под уплату ЕНВД.
— Как оптимальным образом оформить передачу клиентам запчастей.

Одним из "вмененных" видов деятельности является оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К таким услугам относятся те, которые оказываются физлицам и компаниям по перечню, предусмотренному ОКУН по коду 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (ст. 346.27 НК РФ, Постановление Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Например, услуги по ремонту двигателей, коробок передач, тормозной системы, кузовов и радиаторов и пр. Так вот, зачастую на практике применение такого вида бизнеса вызывает много вопросов.

Что такое ЕНВД и зачем он нужен

В частности, непонятно, в какую налоговую инспекцию вставать на учет, если автосервисов несколько, и все ли вообще транспортные средства можно ремонтировать? Обо всем этом и о многом другом читайте в нашем материале.

Примечание. В целях уплаты ЕНВД к "вмененным" услугам автосервисов не относятся услуги по заправке транспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, услуги по хранению автомобилей на платных и штрафных стоянках (ст. 346.27 НК РФ).

Вопрос N 1. Где владельцу автосервиса вставать на учет в качестве "вмененщика"

По общему правилу вставать на учет в качестве "вмененщика" при оказании услуг по ремонту транспортных средств надо по месту, где вы оказываете эти услуги. Такая обязанность установлена п. 2 ст. 346.28 НК РФ.
Соответственно, если в городе или муниципальном районе, где расположен ваш автосервис, местные органы власти в отношении такого вида деятельности ввели систему налогообложения в виде ЕНВД, вы можете встать на учет в качестве "вмененщика".
Если же услуги по ремонту автомобилей вы оказываете через несколько объектов, расположенных в разных муниципальных образованиях, то встать на учет в качестве "вмененщика" потребуется в каждом образовании. Соответственно, платить единый налог и сдавать декларацию нужно будет тоже по каждому муниципалитету отдельно.
А вот если ваш автосервис расположен в нескольких местах на территории одного города или муниципального района, то встаньте на учет в качестве плательщика ЕНВД один раз в любой из инспекций муниципалитета. Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 07.11.2014 N 03-11-11/56174.
Напомним, для того чтобы встать на учет в качестве плательщика единого налога, надо подать в инспекцию заявление по форме ЕНВД-1 (для организаций) или ЕНВД-2 (для индивидуальных предпринимателей). Обе формы утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@. Отправить заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД необходимо не позднее пяти рабочих дней с начала ведения "вмененной" деятельности.

Вопрос N 2. Важен ли в целях уплаты ЕНВД вид ремонтируемых транспортных средств

Как уже было отмечено, на систему налогообложения в виде единого налога переводятся услуги по ремонту автомототранспортных средств (ст. 346.26 НК РФ). Вместе с тем, какие именно машины считаются автомототранспортными средствами, в гл. 26.3 НК РФ не сказано. Поэтому обратимся за разъяснениями к контролирующим органам.
Так, Минфин России отметил, что в целях уплаты единого налога на вмененный доход к автомототранспортным средствам следует относить транспортные средства, которые удовлетворяют одному из следующих условий.
Первое условие — транспортное средство поименовано в группах 017000 — 017500 ОКУН. Например, к таким транспортным средствам относятся легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мопеды, скутеры, катера, снегоходы, квадроциклы и пр. (Письма финансового ведомства от 06.07.2012 N 03-11-06/3/46, от 17.08.2011 N 03-11-11/211 и от 22.06.2010 N 03-11-09/49). Соответственно, только авто из этих групп вы можете ремонтировать в рамках услуг своего сервиса на ЕНВД.
А вот самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные машины и пр., например тракторы, комбайны, экскаваторы, бульдозеры, к автотранспортным не относятся. Соответственно, по их ремонту применять систему налогообложения в виде ЕНВД нельзя. Если налоговики выявят это в ходе проверки, то доначислят вам общережимные налоги. И судьи с ними согласятся (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.06.2012 N Ф03-1687/2012 и Поволжского округа от 19.03.2013 по делу N А65-17755/2012).
Второе условие — транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД (Письма Минфина России от 21.03.2013 N 03-11-11/112 и от 02.07.2009 N 03-11-06/3/182). Напомним, регистрации в органах ГИБДД подлежат все транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2 Порядка регистрации автомототранспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним регистрируют органы Гостехнадзора. Соответственно, если вы будете заниматься ремонтом, например, тракторов, платить ЕНВД не сможете. Придется перейти на общий режим налогообложения. Аналогичного мнения придерживаются и судьи (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.06.2012 N Ф03-1687/2012).

Вопрос N 3. Вправе ли автомастерская использовать при ремонте собственные запчасти

Большинство современных автосервисов при проведении ремонта предлагают клиентам использовать свои собственные запчасти и расходные материалы. Автовладельцам это удобно — не нужно тратить время в поисках нужной детали. Зато у бухгалтеров автосервисов возникает вопрос: относится ли передача запчастей клиенту к услуге по ремонту автомобилей? Или это отдельный вид предпринимательской деятельности — розничная торговля запчастями? Во втором случае, очевидно, налогов в бюджет придется платить больше, ведь перечислять их надо будет в отношении двух видов деятельности — услуг по ремонту автомобилей и розничной торговли.
Чиновники и судьи считают, что отнесение передачи запчастей клиентам к тому или иному виду деятельности зависит от того, как вы оформите документы на эти запчасти. Так, если замену конкретных запчастей, включая их стоимость, вы предусмотрите в договоре на ремонт автомобиля (заказе-наряде, квитанции или ином документе), то платить ЕНВД вам надо по одному виду деятельности — за услуги по ремонту. При этом даже неважно, выделите вы стоимость запчастей отдельной строкой в договоре или нет (Письмо Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А72-18362/2009).
Если на передаваемые запчасти вы будете с клиентом заключать отдельный договор, то и оплачивать их клиент должен отдельно от услуг по ремонту автомобиля. Соответственно, в данном случае для вас это будет уже новый вид деятельности — розничная торговля. Ее вы также можете перевести на ЕНВД. При условии, что выполняются все необходимые для этого условия, предусмотренные гл. 26.3 НК РФ (Письма Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552 и ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@).

Пример. Расчет ЕНВД в отношении услуг по ремонту автомобилей. ООО "АВК-Сервис" оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей и применяет систему в виде ЕНВД. Численность работников, занятых во "вмененной" деятельности, составляет 9 человек. При ремонте автомобилей компания использует собственные запчасти. Перечень запасных частей, их цену и количество ООО "АВК-Сервис" указывает в заказе-наряде на оказываемые услуги.
8 июня компания заменила клиенту свечи зажигания. Стоимость услуги по замене составляет 1500 руб. Цена устанавливаемых свечей зажигания соответствует закупочной стоимости и равна 550 руб. Рассчитаем сумму ЕНВД к уплате в бюджет за II квартал 2015 г.
В данном случае компания ведет только один вид деятельности — услуги по ремонту автомобилей. Поскольку отдельный договор на передаваемые запчасти компания не заключает.
Физическим показателем в отношении услуг по ремонту автомобилей является "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Базовая доходность — 12 000 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Величина коэффициента-дефлятора  в 2015 г. составляет 1,798 (Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685). Предположим, что значение корректирующего коэффициента базовой доходности  в муниципалитете, где у компании находится автосервис, установлено в размере 1.
Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, которую ООО "АВК-Сервис" должно заплатить в бюджет по итогам II квартала 2015 г., равна 87 383 руб. .
В бухгалтерском учете бухгалтер ООО "АВК-Сервис" сделала такие записи:
Дебет 50 Кредит 62
— 1500 руб. — оплачены заказчиком услуги по установке запчастей;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка",
— 1500 руб. — учтена выручка от оказания услуг по замене запчастей;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 20
— 550 руб. — списана себестоимость установленных свечей зажигания;
Дебет 90, субсчет "Прибыль", Кредит 99
— 950 руб. (1500 руб. — 550 руб.) — отражена прибыль от выполненных работ по замене запчастей.

Вопрос N 4. Можно ли применять ЕНВД, если услуги по ремонту оплачивают третьи лица

Сейчас не редкость, когда услуги по ремонту автомобилей оплачивает не сам заказчик, а третье лицо. Например, у заказчика оформлен полис каско и все его расходы по ремонту автомобиля оплачивает страховая компания. То есть для самого заказчика ремонт получается бесплатным. В этом случае возникает вопрос: можно ли применять систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по ремонту оплачивает третье лицо?
Да, можно. Поскольку гл. 26.3 НК РФ не установлено ограничений относительно того, кто их должен оплачивать и в какой форме — наличной или безналичной. Подобный вывод содержится и в Письмах Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/216 и от 12.02.2008 N 03-11-04/3/63.

Примечание. Чтобы оказывать услуги по ремонту автомобилей, "вмененщику" надо официально нанять работников
Физическим показателем в отношении вида деятельности по ремонту автомобилей является "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (ст. 346.29 НК РФ). При этом работники, трудящиеся по договорам гражданско-правового характера, при определении физического показателя не учитываются. Поэтому для уплаты ЕНВД организации и предприниматели должны принять в штат работников по трудовому договору, которые фактически будут оказывать клиентам "вмененные" услуги. Исключение составляют коммерсанты, которые работают одни и не привлекают к оказанию услуг никаких работников. Им нанимать персонал не нужно. Подобный вывод содержится в Письме ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@.

Три главных совета. 1. На учет в качестве плательщика ЕНВД следует вставать по месту, где ваш автосервис оказывает услуги. Туда же надо платить налог и сдавать декларацию.
2. Помните: на уплату ЕНВД не переводятся услуги по ремонту транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора. Поэтому если вы планируете заняться ремонтом таких машин, то с полученных доходов нужно будет заплатить общережимные налоги.
3. Не заключайте на передачу запчастей клиентам отдельный договор. Иначе к "вмененному" налогу по ремонтным услугам вам добавятся налоги, уплачиваемые по розничной торговле.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налоги — это неизбежное зло, с которым вам придется столкнуться. Хотя умом мы все понимаем, что налоги необходимы для государственных нужд, платить все равно не хочется. Тем не менее, придется, если вы хотите работать легально.

Налоги платят, исходя из результатов деятельности и системы налогообложения.

Начнем с последнего, так как деятельности у нас еще нет, а система налогообложения, по которой надо платить, есть.

Системы налогообложения, существующие у нас в стране:

1. Общая (традиционная) система налогообложения (ОСН или ТСН).

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Любая организация может пользоваться либо первой, либо второй. Также есть специальный налоговый режим — единый налог на вмененный доход (ЕНВД), под который попадают некоторые виды деятельности, в том числе и ремонт машин. Однако ЕНВД -это спецрежим для видов деятельности, а не для организации. То есть в любом случае ваша фирма будет находиться либо на ОСН, либо на УСН, а ЕНВД — это как дополнение. Чтобы было понятно, расскажу подробнее обо всех системах.

Общая система налогообложения — это самая громоздкая и сложная в плане учета и отчетности система. Она же самая невыгодная для автосервиса. При ее использовании нужно платить налог на прибыль, налог на имущество, заморачиваться с НДС. Это стандартная система, на которую попадают все при регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему. ИП на общей системе — это вообще ужас, поскольку стараниями наших законотворцев предприниматель на общей системе должен помимо обычного учета вести специальный реестр документов. Если вы ИП и оказались на ОСН — сразу и без раздумий закрывайтесь и регистрируйтесь заново.

Упрощенная система налогообложения (упрощенка) была сделана специально для малого бизнеса. Ну, по крайней мере, так говорят. Отчетности там на порядок меньше, чем в ОСН, и платить нужно только единый налог, который зависит от вида упрощенки. При регистрации сразу со всеми документами подавайте заявление о переходе на упрощенку, иначе окажетесь на ОСН, а перейти с системы на систему можно только один раз в год. Есть два вида упрощенки: УСН 6 % — вы платите единый налог в размере шести процентов от ваших доходов. Доход — это ВСЕ деньги, которые вы получили. Все, что прошло через кассовый аппарат, все, что пришло на расчетный счет, абсолютно все, что пришло, считается доходами. Это очень просто и безопасно — налоговой сложно до вас докопаться. Не нужны документы для подтверждения расходов. Для автосервиса — идеальный вариант.

УСН 15 % — вы платите единый налог в размере пятнадцати процентов от разницы между доходами и расходами, т. е. от прибыли. УСН 15 % выгодна для тех, кто работает с физическими лицами, имеет небольшую маржу и нормальные документы на подтверждение расходов. Но перечень расходов ограничен налоговым кодексом, и расходы, например, на рекламу учесть нельзя. В расходы можно записать только то, что связано с непосредственным извлечением прибыли — прямые расходы. Бухгалтерские услуги — нельзя, маркетинговые услуги — нельзя; только то, что есть в закрытом перечне.

Упрощенка — самый безопасный налоговый режим, но имеет минусы. Для упро-щенки есть определенные лимиты, при превышении которых вы автоматом без всяких уведомлений переводитесь на ОСН, а это означает кучу проблем с документами. На упрощенке нельзя иметь больше 50 сотрудников, и годовой оборот не должен превышать 20 ООО ООО руб.

Однако платить единый налог вы сможете только в том случае, если собрались открывать автосервис в Москве. Во всей остальной стране деятельность по ремонту автомобилей попадает на спецрежим — ЕНВД (вмененку).

Единый налог на вмененный доход. Государство здраво рассудило, что проконтролировать реальные движения наличности во многих сферах деятельности оно не может, а поэтому установило определенную «потенциальную» доходность для разных видов деятельности, с которой и должны платить налоги «вмененщики». Для автосервиса налог на вмененный доход рассчитывается в зависимости от численности персонала — чем больше народу у вас трудится, тем больше налог. Для магазина запчастей — по площади торгового зала, а если зала нет, то налог придется платить с торгового места.

Наверняка у вас возникла мысль: «Мне что, два налога вместо одного платить придется?» Не волнуйтесь, не придется. Как я уже говорил, любая организация может находиться либо на ОСН, либо на УСН. Автосервис, соответственно (кроме Москвы), будет совмещать основную систему налогообложения и ЕНВД, т. е. либо ОСН+ЕНВД, либо УСН+ЕНВД. Что это значит? Если ваш автосервис занимается только ремонтом машин, то платить вы должны только ЕНВД, а раз деятельности, с которой платится налог по основной системе налогообложения, у вас нет, поэтому и налогов нет. В общем, если организация занимается видами деятельности, попадающими под вменен-ку, она платит только вмененку; если видов деятельности под вмененку нет, она платит по основной системе налогообложения.

Если есть несколько видов деятельности, из которых что-то попадает под вменеку, а что-то нет, то организация платит по ним налоги раздельно и раздельно ведет учет.

В Москве вмененки для автосервисов нет, поэтому самый лучший вариант — УСН 6 %. Правда, если автосервис крупный, то скорее всего, придется применять ОСН из-за больших денежных оборотов. С другой стороны, есть много разных схем, которые позволяют оставаться на упрощенке, даже если бизнес достаточно крупный.

Все вышесказанное относится как к ИП, так и к ООО.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) в 2018 году

Разницы в налогах для них нет.

Налоговики установили для автосервиса доходность 12 ООО руб. с каждого работающего человека.

Не знаю, откуда они взяли такую цифру, может быть, просто «методом тыка». Называется это базовой доходностью, а сам налог рассчитывается по формуле:

Налог за месяц = Базовая доходность х Кол-во работников х К1 х К2 х 15 %

Базовая доходность — 12 ООО руб.

Кол-во работников — сколько человек числилось в штате в этом месяце (если вы ИП, то себя сюда тоже надо включать).

К1 — коэффициент-дефлятор, устанавливается Правительством РФ. В 2008 году он равен 1,34.

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает такие особенности, как сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности и другие. Устанавливается в каждом регионе свой.

Вмененный налог платится 1 раз в квартал, и декларация по вмененке тоже подается раз в квартал. Помимо декларации ЕНВД в налоговую инспекцию нужно подавать отчетность по базовой системе налогообложения, общей или упрощенной. Просто на всякий случай (не везде налоговики требуют еще что-то кроме декларации ЕН-ВД).

ЕНВД платится по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации. И декларация подается в ту налоговую инспекцию, которая контролирует адрес. Если вы зарегистрированы в одной налоговой, а адрес автосервиса попадает под крыло другой, то вам надо зарегистрироваться там в качестве плательщика ЕНВД (форма 9-ЕНВД-1 для юридических лиц и 9-ЕНВД-2 для ИП). Срок — 5 дней с начала осуществления деятельности.

Помимо уплаты ЕНВД вам нужно будет платить взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, а также НДФЛ (налог на доходы с физических лиц) с зарплаты сотрудников.

Если вдруг вы совершили хотя бы одну операцию, не попадающую под ЕНВД, то с нее придется платить налоги в соответствии с вашей основной системой налогообложения.

Еще один момент: торговля маслами, например, является подакцизной и облагается налогами только по общей системе, поэтому не советую торговать маслами в магазине -продавайте их только при замене на машине клиента.

Если у вас будет магазин запчастей, то он тоже на ЕНВД, только налог там рассчитывается исходя из площади торгового зала. Поэтому надо делать так: маленький торговый зал, максимум пара витрин, а все остальное сделать складом под запчасти. То есть не платить налог с 50 кв. м магазина, а сделать зал 5-10 м, а остальное оформить как склад. Если зала нет, то платить надо с торгового места, это около 4000 руб.

Если вы не торгуете на сторону запчастями, а используете их только при работах по ремонту, то смело можете посылать всех, кто скажет вам, что нужно рассчитывать отдельный ЕНВД.

Енвд что это такое простыми словами, примеры расчета

Организация автосервиса: учет и налогообложение

В последнее время услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств пользуются большим спросом среди автовладельцев. Это объясняется повышением покупательной способности населения, в связи с чем значительно увеличилось количество автотранспортных средств как отечественного, так и импортного производства, львиную долю из которых занимают подержанные иномарки.

В автомобиле рано или поздно отдельные узлы и агрегаты в результате износа приходят в не пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Именно в таких ситуациях и приходят на помощь предприятия, оказывающие услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. В данной статье рассмотрены вопросы по учету и налогообложению, которые могут возникнуть у налогоплательщиков при организации предприятий автосервиса.

Налогообложение услуг предприятий автосервиса

Налоговым законодательством предусмотрено, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако на практике из-за отсутствия в гл. 26.3 НК РФ четких разъяснений, какие именно услуги следует относить к вышеупомянутой деятельности, довольно часто возникают различные разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях (Письма Минфина России N 03-11-05/109 <1>, от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) указал, что в данном случае нужно руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 <2> (далее — ОКУН). В соответствии с ОКУН к услугам по ремонту автотранспортных средств относятся услуги, классифицируемые по коду 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования".

<1> Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-05/109 "О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств".
<2> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-92, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Но бывают случаи, когда налоговики не соглашаются с таким суждением. Ярким примером этого может служить Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2004 N Ф04-8024/2004(6088-А03-19). В рассмотренной ситуации налоговики усомнились в правомерности применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, которые оказывают отдельные виды технического обслуживания автотранспортных средств, в частности услуги по проверке работы ряда систем автомобиля (контрольно-диагностические работы), проводимые вне рамок техосмотра. Однако суд не поддержал налоговиков и встал на сторону налогоплательщика, указав, что контрольно-диагностические работы — неотъемлемая часть услуг по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, автобусов и входят в перечень услуг, облагаемых ЕНВД. К тому же они поименованы в ОКУН под кодом 017104.

Более того, работники финансового органа подтвердили правомерность применения специального налогового режима в виде ЕНВД при выполнении контрольно-диагностических работ и установке дополнительного оборудования (Письмо Минфина России N 03-11-04/3/32 <3>).

<3> Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-11-04/3/32 "О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли автотранспортом".Обратите внимание: уплата ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не зависит от того, кому — организациям или физическим лицам — они оказываются и в какой форме — наличной или безналичной — производится расчет за оказание этих услуг. Об этом не раз упоминал в своих разъяснениях Минфин в Письмах N 03-11-05/80 <4>, от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14. Не идет речь о такой зависимости и в гл. 26.3 НК РФ.<4> Письмо Минфина России от 10.10.2005 N 03-11-05/80 "О порядке применения положений гл. 26.3 НК РФ".

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: услуги, оказываемые организацией по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по договору с заводом-изготовителем в период гарантийного срока эксплуатации автотранспортного средства, подпадают под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. При этом не имеет значения, кому (юридическому или физическому лицу) и как (в наличной или безналичной форме) оказываются данные услуги.

Если у автосервиса появляется другой вид бизнеса

При поломке автотранспортного средства далеко не каждый автовладелец может с уверенностью определить, какие именно детали (узлы, агрегаты) вышли из строя, пришли в непригодность. В данной ситуации на помощь приходят работники автосервисов, которые, желая угодить клиентам, охотно используют "свои" запчасти при оказании услуг. В свою очередь клиенты также охотно пользуются такой услугой, избавляя себя тем самым от поиска и доставки нужных для ремонта запасных частей.

Обратите внимание: оказание услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта осуществляется на основании договора подряда (гл. 37 ГК РФ).

В частности, при оказании услуг физическим лицам правоотношения регулируются § 2 гл. 37 ГК РФ.

ЕНВД: что это такое простыми словами

В соответствии с п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ подрядчик выполняет работы по заданию заказчика собственными силами и с использованием своих материалов (запчастей).

Однако на практике установка собственных запасных частей может обернуться для плательщиков ЕНВД неприятной ситуацией. Дело в том, что налоговые инспекторы могут усмотреть в данном случае два вида деятельности, подпадающих под специальный налоговый режим в виде ЕНВД, если в ходе проверки деятельности налогоплательщика будет установлено, что автосервис при оказании услуг использовал "свои" запасные части, которые учитывались с торговой наценкой. В этой ситуации налоговики посчитают, что автосервис помимо своего основного вида деятельности (ремонтных работ) осуществляет еще и розничную торговлю запасными частями. Объяснить это налоговики могут тем, что только наличие торговой наценки обеспечивает возмещение затрат и получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли (пп. 121 п. 2.7 ГОСТ Р 51303-99 <5>). Следовательно, по мнению налоговиков, налогоплательщик учитывает запасные части на счете 41 и отпускает их с наценкой, а это ни что иное, как реализация товара.

<5> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Вместе с тем существует и другая точка зрения по этой проблеме, поддержанная, кстати, арбитражными судами (Постановления ФАС ЗСО от 31.05.2005 N Ф04-3233/2005(11616-А67-29), ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521 и др.). Если обобщить арбитражную практику, то можно сделать вывод, что замена запасных частей (материалов, моторного масла) входит в комплекс работ (услуг), выполняемых налогоплательщиками в рамках деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, и, как следствие, является неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом деятельности.

Действительно, ОКУН в подгруппе "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000 ОКУН) содержит целый ряд услуг, которые предусматривают замену (или установку) различных агрегатов, запчастей и дополнительного оборудования. Однако, по мнению автора, замена или установка запчастей не равносильна их реализации, следовательно, розничная продажа запчастей не может являться составной частью ремонта и техобслуживания автотранспортных средств.

Для того чтобы избежать нежелательных проблем с налоговой службой, налогоплательщикам нужно учитывать запчасти и материалы как расходные материалы. Для этого надо использовать счет 10 "Материалы" и списывать запчасти и материалы на затраты по цене приобретения, то есть без торговой наценки. При оформлении заказов-нарядов запчасти также нужно отражать по цене их приобретения, а сумму торговой наценки включать в стоимость ремонтных работ. Налогоплательщики, последовавшие этому совету, ничего не потеряют, так как общая сумма по договору подряда не изменится. Единственная нестыковка, возникнет при составлении прайс-листов на оказываемые услуги.

Пример 1. ООО "Автосервис" производит ремонт легковых автомобилей и является плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

Во время контрольно-диагностических работ было установлено, что свечи зажигания стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. ООО "Автосервис" при ремонте автомобиля использовал "свои" запасные части.

В прайс-листе на оказываемые услуги, в частности, указано:

  • замена свечей зажигания (запчасти заказчика) — 200 руб.;
  • замена свечей зажигания (запчасти подрядчика) — 450 руб.

Цена устанавливаемых подрядчиком 4 свечей зажигания соответствует их закупочной стоимости и равна 200 руб.

Прочие затраты по ремонту автомобиля составили 120 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Запчасти (свечи зажигания) поступили
на склад автосервиса
10-2 60 200
Себестоимость запчастей (свечей
зажигания) отнесена на затраты
по ремонту
20 10-2 200
Отражены другие затраты по ремонту
автомобиля
20 02,
69, 70
120
Учтена выручка от выполнения работ
по замене свечей
62 90-1 450
Списана себестоимость выполнения работ
(200 + 120) руб.
90-2 20 320
Оплачены заказчиком выполненные работы 50 62 450
Отражена прибыль от выполнения работ
(450 — 320) руб.

90-9 99 130

Обратите внимание: метод расчета стоимости услуги (торговой наценки) законодательно не закреплен, поэтому хозяйствующие субъекты могут пользоваться любой утвержденной ими методикой расчета.

Автосервис плюс магазин

В последнее время мы становимся свидетелями того, что при многих автосервисах существуют специализированные магазины, торгующие автозапчастями, маслами, аксессуарами, автокосметикой и т.д. (или сами автосервисы параллельно с основной деятельностью осуществляют оптовую торговлю запчастями). При этом налогоплательщики изначально могут уплачивать ЕНВД в отношении двух видов деятельности. Как правило, закупка запчастей для оптово-розничного магазина и для автосервиса осуществляется централизованно. В таких случаях запчасти можно отражать на счете 41 "Товары", даже если в дальнейшем они будут использоваться в ремонте автотранспорта. При передаче запчастей с "общего" склада в автосервис надо оформлять накладную на внутреннее перемещение товара.

Для наглядности рассмотрим на примере движение запчастей при осуществлении налогоплательщиком одновременно двух видов деятельности, подпадающих под налогообложение в соответствии с общим и специальным режимами налогообложения.

Пример 2. ООО "Интер-Пласт" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли запчастями и ремонта автотранспортных средств.

Для ремонта автомобиля клиента были использованы запасные части (КПП и др.) с "общего" склада, где они были учтены по продажной стоимости 18 000 руб. Цена приобретения запчастей — 15 000 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Согласно прайс-листу стоимость установки запчастей (включая их цену) составляет 20 000 руб. Себестоимость работ по замене агрегатов без учета запчастей — 2000 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получен товар (запчасти) от поставщика
(15 000 — 2700) руб.
41-1 60 12 300
Учтен НДС 19-3 60 2 700
Принят к вычету НДС 68-НДС 19-3 2 700
Оплачен поставщику товар 60 51 15 000
Начислена торговая наценка
на поступивший товар
(18 000 — 12 300) руб.
41-1 42 5 700
Запчасти переданы со склада магазина
в автосервис
10-2 41-1 12 300
Сторно
Отражен ранее принятый к вычету НДС
68-НДС 19-3 (2 700)
Учтен в стоимости переданных запчастей
НДС
10-2 19-3 2 700
Сторно
Отражена торговая наценка по запчастям,
которые использованы при ремонте
41-1 42 (5 700)
Запчасти по себестоимости отнесены
на затраты при ремонте
20 10-2 15 000
Отражены затраты по ремонту
(себестоимость работ по замене агрегатов
без учета стоимости запчастей)
20 02,
69, 70
2 000
Учтена оплата (выручка), поступившая
от заказчика за выполненные работы
62 90-1 20 000
Списана общая себестоимость выполненных
работ (в том числе стоимость запчастей)
(15 000 + 2000) руб.
90-2 20 17 000
Оплачены заказчиком выполненные работы 50-1 62 20 000
Учтена прибыль от выполненного ремонта
(20 000 — 17 000) руб.
90-9 99 3 000

В данном случае, если бухгалтер ООО "Интер-Пласт" выберет такой вариант учета движения запасных частей, то он полностью обезопасит себя от претензий со стороны налоговых органов по поводу использования "своих" запчастей. При этом у ООО "Интер-Пласт" также не возникает обязанности по уплате ЕНВД еще с одного вида предпринимательской деятельности — розничной торговли автозапчастями наряду с уплатой единого налога в отношении деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

И.Б.Зотов

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского

учета и налогообложения"