Экспорт и импорт транспортных услуг

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Объем экспорта транспортных услуг РФ в 2018 году составил $15 млрд, сообщил замминистра транспорта Алексей Семенов на 24-й международной конференции для грузовладельцев, логистов и перевозчиков «ТрансРоссия».

«В прошлом году объем экспорта транспортных услуг составил $15 млрд. Это сопоставимо с экспортом вооружений», — сказал он.

Семенов напомнил, что в соответствии с майским указом президента РФ в транспортной отрасли проводится цифровая трансформация.

«Российский транспортный комплекс интегрирован в международное транспортное пространство. Мы не можем себе позволить внедрять или разрабатывать такие технологии, которые будут в отрыве от наших коллег. Соответственно, основная наша задача — это повысить транспортно-транзитный потенциал РФ», — отметил замглавы Минтранса.

Как сообщала газета «Коммерсантъ», Минэкономразвития РФ подготовило проект стратегии развития экспорта транспортных услуг, согласно которому объем экспорта должен расти почти на 6% в год и достичь $29,2 млрд к 2024 году.

1. Экспорт транспортных услуг и его составляющие.

Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Состоит из:

1. Внешнеторговые перевозки. Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%.

2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам.

Транзит: ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ).

Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов, что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама ( по тоннажу)).

3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры. Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.). За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.