Экономические санкции ООН

В соответствии с официальными разъяснениями Банка России в некредитных финансовых организациях (далее — НФО) должен быть утвержден порядок и способы выявления физических и юридических лиц, включенных в списки Совета Безопасности ООН и применения к ним ограничительных мер в части осуществления ими операций, в том числе об используемых в этих целях специальных электронных технологиях, специальном программном обеспечении.

Наши специалисты разработали комплект типовых документов для работы с санкционными списками ООН.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Санкционные списки ООН

Банк России в письме от 23 октября 2015 г. №014-12-4/9160 (с изм., внесенными информационным письмом Банка России от 19.05.2016 N ИН-014-12/34) в дополнение к письмам от 22 июня 2010 года N 86-Т, от 12 мая 2011 года N 69-Т, от 13 июля 2012 года N 102-Т, от 19 апреля 2013 года N 78-Т, от 31 декабря 2013 года N 267-Т, от 25 декабря 2014 года N 226-Т и от 22 апреля 2015 года N 014-12-4/3561 обращает внимание НФО на то, что списки лиц, в отношении которых резолюциями Совета Безопасности ООН введены определенные ограничения, обновляются соответствующими комитетами Совета Безопасности ООН по санкциям, размещаются на официальном сайте ООН в сети Интернет.

Также Банк России требует информировать об известных случаях применения некредитными финансовыми организациями любых ограничительных мер в части осуществления операций физических и юридических лиц, включенных в санкционные списки Совета Безопасности ООН, в отношении которых действуют международные финансовые санкции, либо физических или юридических лиц, действующих от их имени или по их поручению, либо юридических лиц, находящихся в их собственности или под их контролем.

Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации

В информационном письме от 19.08.2015 №46 Федеральная служба по финансовому мониторингу разъяснила порядок представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной статьей 3.2 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Так в указанном информационном письме предусмотрена обязанность некредитных финансовых организаций отказать в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (информационное письмо согласовано с Банком России).

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Федерального закона N 272-ФЗ некредитные финансовые организации обязаны представлять информацию о фактах отказа в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом по основанию, указанному в части 1 статьи 3.2 Федерального закона N 272-ФЗ, в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, сроки и объеме, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Информацию о фактах отказа в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом по основанию, указанному в части 1 статьи 3.2 Федерального закона N 272-ФЗ, некредитным финансовым организациям рекомендуется представлять в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий, на магнитном, оптическом или цифровом носителе (дискета, CD-диск, flash-носитель и т.д.) в формате *.xls (*.xlsx) и/или на бумажном носителе с сопроводительным письмом.

Сопроводительное письмо подписывается лицом, выполняющим функции единоличного (коллегиального) исполнительного органа некредитной финансовой организации, или специально уполномоченным им лицом, и направляется вместе с указанной информацией нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Международные санкции — это политические и экономические решения, которые являются частью дипломатических усилий стран , многосторонних или региональных организаций против государств или организаций либо для защиты интересов национальной безопасности, либо для защиты международного права и защиты от угроз международному миру и безопасности. Эти решения в основном включают временное введение в отношении объекта экономических, торговых, дипломатических, культурных или других ограничений (санкционных мер), которые снимаются, когда мотивирующие соображения безопасности перестают действовать или когда не возникает новых угроз.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций , только Совет Безопасности ООН имеет полномочия международного сообщества применять санкции (статья 41), которые должны соблюдаться всеми государствами-членами ООН (статья 2,2). Они служат самым мощным мирным средством международного сообщества для предотвращения угроз международному миру и безопасности или их устранения. Санкции не включают использование военной силы. Однако, если санкции не приводят к дипломатическому урегулированию конфликта, применение силы может быть санкционировано Советом Безопасности отдельно в соответствии со статьей 42.

Санкции ООН не следует путать с односторонними санкциями, которые вводятся отдельными странами во исполнение их стратегических интересов. Обычно предполагаемые как сильное экономическое принуждение, меры, применяемые в рамках односторонних санкций, могут варьироваться от принудительных дипломатических усилий, экономической войны или в качестве прелюдии к войне.

Есть несколько видов санкций.

  • Экономические санкции — обычно запрет на торговлю , возможно, ограниченный определенными секторами, такими как вооружения , или с некоторыми исключениями (такими как продукты питания и лекарства )
  • Дипломатические санкции — сокращение или удаление дипломатических связей, например посольств .
  • Военные санкции — военное вмешательство
  • Спортивные санкции — запрещение людям и командам одной страны участвовать в международных соревнованиях.
  • Санкции в отношении окружающей среды — после провозглашения Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде международные усилия по защите окружающей среды постепенно наращивались.

Экономические санкции отличаются от торговых санкций , которые применяются по чисто экономическим причинам и обычно принимают форму тарифов или аналогичных мер, а не запретов на торговлю.

Москва. 21 сентября. INTERFAX.RU — Совет ЕС принял в понедельник решение о введении адресных санкций в отношении двух лиц, ответственных за нарушения прав человека в Ливии, и трех организаций, включая казахстанскую, замеченных в нарушении эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну.

«Сегодня был утвержден (санкционный) список, который мы обновили. Два лица, причастные к нарушению прав человека, и три компании, вовлеченные в нарушение эмбарго ООН, были внесены в список», — сообщил на пресс-конференции в Брюсселе высокий представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Боррель после заседания Совета ЕС на уровне глав МИД.

В коммюнике Совета ЕС отмечается, что после нового постановления ограничительные меры в связи с ливийским конфликтом, запрещающие въезд в Евросоюз, распространяются на 17 лиц, а также замораживаются банковские активы 21 человека и 19 организаций.

Среди трех новых компаний, подпавших под санкции, — казахстанский оператор грузовых авиаперевозок Sigma Airlines. Кроме того, в список включены морские турецкая компания Avrasya Shipping и иорданская Med Wave Shipping.

Физическим и юридическим лицам из ЕС запрещено предоставлять средства входящим в перечень лицам и организациям.

В документе совета говорится, что «ЕС вводит ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц, действия которых угрожают миру и безопасности Ливии или препятствуют успешному завершению политического перехода».

«ЕС неоднократно призывал все стороны уважать права человека и международное право и стремится привлечь к ответственности всех, кто их нарушает. ЕС также полон решимости добиться полного соблюдения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию», — подчеркивают в Брюсселе.

В Совете ЕС поясняют, что ограничительные меры Евросоюза «дополняют и усиливают санкции, принятые ООН, которые включают эмбарго на поставки оружия и индивидуальные меры, в том числе за нарушения прав человека».

Боррель также сообщил на пресс-конференции, что совет решил исключить из европейского санкционного списка спикера заседающего на востоке Ливии парламента Агилу Салеха, который поддержал прекращение огня в стране.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 14 февраля 2019 года N ИН-014-12/16

О санкционном перечне Совета Безопасности ООН по Южному Судану

В связи с информацией Министерства иностранных дел Российской Федерации о резолюциях Совета Безопасности ООН 2206 (2015) от 3 марта 2015 года и 2428 (2018) от 13 июля 2018 года, предусматривающих ограничения в отношении Южного Судана, в том числе в финансовой сфере, Банк России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 12 резолюции 2206 (2015) предусматривается требование о замораживании всех денежных средств или иного имущества лиц, внесенных Комитетом Совета Безопасности ООН по Южному Судану в санкционный перечень, а также лиц, действующих от их имени или по их указанию, либо организаций, которые находятся в их собственности или под их контролем. Вместе с этим запрещается предоставление любых денежных средств или иного имущества в пользу вышеуказанных лиц.

Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный в соответствии с пунктом 16 резолюции 2206 (2015) по Южному Судану.

В соответствии с пунктом 4 резолюции 2428 (2018) запрещается финансовая поддержка, связанная с военной деятельностью или предоставлением, техническим обслуживанием или применением любых вооружений и связанных с ними материальных средств, за исключением случаев, указанных в пункте 5 резолюции 2428 (2018).

Меры, предусмотренные пунктом 12 резолюции 2206 (2015) и пунктом 4 резолюции 2428 (2018), действуют до 31 мая 2019 года и могут быть продлены.

Тексты резолюций 2206 (2015) и 2428 (2018) размещены на официальном сайте ООН в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступны по ссылкам:

— https://undocs.org/ru/S/RES/2206(2015);

— https://undocs.org/ru/S/RES/2428(2018).

Санкционный перечень, обновляемый Комитетом Совета Безопасности ООН по Южному Судану, размещается на официальном сайте ООН в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступен по ссылке: https://vww.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/2206/materials.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя

Банка России

Д.Г.Скобелкин

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Вестник Банка России,