Экологический сбор

Содержание

1. Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Также см. «С 4 сентября порядок уплаты экологического сбора изменится».

2. Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.

Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.

Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.

Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.

Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.

Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

3. Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.

Допустим, в 2017 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2018 году – 200 тонн и реализовало их на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2018 год, нужно выполнить следующие действия.

Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2018 год — 200 тонн.

Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Обратите внимание: с отчетности за 2018 год в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду; п. 6 Правил взимания экологического сбора.

На 2018 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 10%, значит утилизировать необходимо 10 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 10 тонн, и утилизировать их.

Предположим, было утилизировано не 10, а 8 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 8 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.

На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 2 тонн журналов (10 тонн — 8 тонн).

4. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2018 год нужно до 1 апреля 2019 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2018 год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.

Если плательщик экосбора не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, он может быть привлечен к ответственности по статье 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Размеры штрафных санкций составляют от 3 тыс. до 6 тыс. рублей — для должностных лиц и предпринимателей, от 20 тыс. до 80 тыс. рублей — для юридических лиц.

В случае неуплаты эксобора или неполного внесения платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). В настоящее время штраф за неуплату экологического сбора не установлен. Однако уже подготовлен проект поправок, который предусматривает за неуплату сбора серьезные административные санкции, вплоть до приостановки деятельности организации или ИП.

5. В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

7. Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.17) сказано следующее.

Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

8. Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (действует в ред. от 29.07.18; далее — Закон об отходах производства). Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.

На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

9. Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).

Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2018 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).

Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2018 год составляет 10%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2017 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 10 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2018 год.

Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

10. Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

11. Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.

Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).

Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2018 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример

Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2017 год 100 тонн журналов.

Норматив утилизации журналов на 2018 год составляет 10%.

Утилизация журналов в 2017 и 2018 годах не производилась.

Ставка экологического сбора за 2018 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.

Сумма экологического сбора за 2018 год составит 23 780 руб. (100 тонн х 10% х 2 378 руб. за тонну).

15. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).

Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчетов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Как рассчитать количество ставок эколога на предприятии.

Официальное название экологических платежей – плата за негативное воздействие на окружающую среду. Нормативными документами в этой сфере являются Федеральные законы №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., а так же №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., КоАП РФ.
Контролирует отношения в сфере экологических платежей Росприроднадзор (Федеральная служба осуществляющая контроль в сфере природопользования). Этот государственный орган следит за своевременностью платежей и сдачи отчетности, а так же утверждает формы, по которым отчетность сдается. Данные полномочия были переданы ему в середине 2010 года, а до того эти функции выполнял Ростехнадзор.
И именно эта Федеральная служба выпустила нормативные документы, которые регламентируют действующие формы и порядок отчетности (например, приказ Ростехнадзора №204 от 05 апреля 2007 г.). Именно этим приказом «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» нужно руководствоваться при подготовке отчетности.
Ответ на самый главный вопрос, кто должен платить экологические платежи, находится в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. приказом № 204 Ростехнадзора.
Согласно этому документу, организации, которые на территории РФ осуществляют: выбросы загрязняющих веществ в воздух, сбросы таких веществ в водные объекты и вывоз и размещение отходов производства и потребления. Понятно, что предприятия, осуществляющие производственную деятельность, имеющие очистные сооружения, организующие вывоз отходов производства и т.п. за экологию платят.
А теперь давайте рассмотрим, как плата за негативное воздействие на окружающую среду касается непроизводственные организации.
Пример 1
Организация арендует офисное помещение. Обычно в договоре аренды прописывается пункт о вывозе мусора и прочих отходов арендодателем. И на практике чаще всего так и бывает. Арендатор выбрасывает мусор в контейнеры собственника помещения, а уже арендодатель платит за вывоз мусора со своей территории. Это означает, что арендатор размещения отходов не производит, экологические платежи перечислять не обязан и отчитываться в Росприроднадзор ему не надо (письмо Ростехнадзора №04-09/169 от 12 февраля 2007 г.).
Пример 2
Организация является собственником какого-либо помещения. Она может располагаться в нем сама или сдавать его в аренду. В любом случае, мусор и отходы выбрасываются в специальные контейнеры, которые затем вывозит специализированная организация. С такой организацией заключается договор. И платить ли собственнику помещения экологические платежи зависит от того, что написано в этом договоре.
Если контейнер для мусора принадлежит спецорганизации, она же его вывозит на свалку или полигон, то значит, собственник не должен платить экологические платежи и отчитываться по ним. С такой позицией согласен и ВАС (постановления Президиума ВАС РФ №4433/10 от 20.07.2010 г., №14561/08 от 17.03.2009 г., №1752/11 от 12.07.2011 г.).
Совсем не будет никаких претензий, если в договоре прямо указать, что право собственности на отходы принадлежит специализированной организации (письмо Ростехнадзора №04-09/455 от 27.04.2007 г.).
Пример 3
Еще одна очень распространенная ситуация – организация использует автотранспорт в своей деятельности. Не важно, арендованный, собственный или находящийся в лизинге. В любом случае она обязана отчитываться и перечислять экологические платежи. Рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду так: объем топлива, потребленный за период, умножается на ставку, а затем на коэффициент, который устанавливается законом о бюджете.
Лимитов по таким отходам утверждать не нужно, ведь предельно допустимые нормы вредных веществ в выхлопных газах контролируются при прохождении обязательного техосмотра транспортными средствами. При несоблюдении этих норм автомобиль эксплуатировать запрещено.
Ставка зависит от вида топлива, она утверждена постановлением Правительства РФ №410 от 01.07.2005 г. Ежегодно ставка корректируется специальным коэффициентом.
Перечисляем и отчитываемся
Перечислять экологические платежи предприятия нужно ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом (приказ Ростехнадзора № 557от 08.06.06 г.). Так же, ежеквартально, надо и отчитаться не позже 20-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом. Отчитываться надо по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №204 от 05 апреля 2007 г. (об это говорится в письме Ростехнадзора №04-09/1037 от 02.08.2007 г.).
Если не отчитываться в органы Росприроднадзора или отчитываться несвоевременно, организация будет оштрафована по статье 8.1 КoАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ от 12.04.2010 г.). Сумма составит для юрлиц от двадцати до ста тысяч рублей.
Штраф за не перечисление экологических платежей тоже очень солидный — от пятидесяти до ста тысяч рублей (статья 8.41 КоАП РФ).

Экологический сбор введен поправками к Федеральному закону № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. еще в 2014 году. Суть закона состоит в том, чтобы внедрить расширенную ответственность производителей и импортёров в сфере экологии, в частности ответственность за образующиеся от эксплуатации товаров и упаковки отходы.

  1. Общая информация: экологический сбор
  2. Перечень товаров на утилизацию
  3. Как провести утилизацию?
  4. Нормативы утилизации товаров
  5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?
  6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности
  7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?
  8. Расчет суммы экологического сбора
  9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

2. Перечень товаров на утилизацию

Перечень товаров утверждён Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018) «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Распоряжение состоит из разделов:

Раздел I. Товары, за исключением упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включающий 46 различных групп товаров.
Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств, включающая 8 групп упаковки.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Принадлежность товара к перечню товаров, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Производитель или импортер может вступить в ассоциацию по выполнению данных нормативов на основе договора, если он не хочет или не может утилизировать отходы самостоятельно. В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов, которые переданы ему производителем, импортером товаров, обязательства признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств, то есть если ассоциация «недоутилизировала» отходы, виноват будет производитель/импортер.

3. Как провести утилизацию?

Обязанность по утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора. Утилизация отходов подтверждается заключенными договорами с третьими лицами (при передаче им отходов) и актами по утилизации. Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 введены рекомендованные формы актов утилизации.

Обратите внимание!

Утилизация отходов от использования товаров и упаковки – это лицензируемый вид деятельности, если отходы не отнесены к V классу.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления»
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Нормативы утилизации товаров

Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров, выраженного в единицах массы упаковки. Производители упаковки не обязаны утилизировать ее – утилизацией упаковки занимаются производители товаров в этой упаковке.
Если нормативы утилизации перевыполнены, то на следующий год нормативы уменьшаются на эту разницу. Норматив также может быть снижен, если упаковка производится из вторичного сырья. Нормативы утилизации устанавливаются для групп товаров в процентах от общего количества выпущенных товаров с учетом экономических и экологических условий и пересматриваются раз в 3 года.

Представление отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:

  • С помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • С помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Личного кабинета» природопользователя;
  • С помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

5. Какую отчетность необходимо подавать производителям и импортерам товаров?

Вся отчетность, которую необходимо подавать производителям и импортерам товаров:

  • Декларация количества произведенных товаров и упаковки. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от этих товаров и упаковки. Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • В случае невыполнения нормативов – расчет суммы экологического сбора и его уплата.

Декларация о выпущенных товарах и упаковке составляется в соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.

Если товар произведен в РФ и вывезен на экспорт, в декларации он не указывается. Производители товаров включают в декларацию информацию о товарах на основе первичных учетных документов. Импортеры товаров – на основании таможенных документов. Декларация заполняется для каждого наименования товара, количество указывается в килограммах. Если вы зарегистрировали юридическое лицо (или ИП) в течение года, то декларация заполняется от даты регистрации до конца года. При этом Росприроднадзор может затребовать в ходе проверки достоверности декларации заверенные копии документов, на основе которых она составлена. декларация предоставляется в срок до апреля года, следующего за отчётным.

6. Порядок, формы и сроки представления экологической отчетности

Порядок, формы и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров». Отчетность об утилизации представляется в срок до 1 апреля за истекший год.

Отчетность, как и декларация, подается производителями товаров в территориальное отделение Росприроднадзора, а импортерами – в центральный аппарат Росприроднадзора. В качестве подтверждающих документов Росприроднадзор вправе запросить копии договоров производителя с третьим лицом, утилизировавшим его отходы либо, если производитель утилизирует отходы самостоятельно, — копии актов об утилизации. Договор можно заключать не только с оператором и региональным оператором, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

7. Как отчитываться за экологический сбор в 2019?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано,

Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р).
При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.
В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р.
В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293).
Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

8. Расчет суммы экологического сбора

Если нормативы утилизации не выполнены либо выполнены не полностью, нужно рассчитать сумму экологического сбора и подать расчет в Росприроднадзор до 15 апреля года, следующего за отчетным. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Для упаковки он уплачивается производителем товара в упаковке, а если товар не является готовым к употреблению, то платится сбор только за упаковку. Ставки по сбору установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)». Ставки установлены в рублях за тонну отходов и сформированы по каждой группе товаров и упаковки, варьируя от 2025 руб./тонну аккумуляторов свинцовых («Группа N 38») до 33476 руб./тонну для Группы N 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» и Группы N 39 «Батареи аккумуляторные»

Согласно ч. 5 и 6 статьи 24.5 Федерльного закона № 7-ФЗ:
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации через Постановление от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора». Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Данная форма включает:

Раздел 1. Общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров
Раздел 2. Расчет суммы экологического сбора

При расчете сбора используется показатель количества товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории РФ, который необходимо брать из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации. Итоговое количество, подлежащее утилизации, включается в расчет в соответствии с указанным количеством из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сумма экологического сбора за готовые товары и сумма сбора за упаковку определяются путем суммирования значений по группам товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации. Итоговая сумма определяется путем суммирования суммы сбора за готовые товары и суммы сбора за упаковку.

Если товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье, что позволит воспользоваться понижающим коэффициентом при расчете.

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются документы:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Кто является администратором платежей?

Администратором платежей является Росприроднадзор. Расчет суммы можно провести с помощью программных средств или на бумажном носителе. Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления через Интернет в Росприроднадзор, на бумажном носителе датой считается отметка Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. Администратор платежей может составить акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения при выявлении данных фактов. Акт направляется плательщику в течение 3 дней, плательщик же может в течение 10 дней направить администратору копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком.

15(3). В акте контроля указываются:

а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;

б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;

в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;

г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта.

Если же плательщик не сможет обосновать правильность расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке. Кроме того, возможно зачисление сумм сбора в счёт будущих платежей или возврат платы по заявлению после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора. Заявление может быть подано плательщиком или его представителем администратору в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов:

а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;

б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;

в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме сбора и (или) непредставления расчета суммы сбора плательщиком в установленные сроки администратор направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора, на это отводится 15 дней, поле чего взыскание начинается в судебном порядке.

9. Экологический сбор: Куда направляются средства?

Средства, полученные в виде сбора, направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий на мероприятия региональных программ по обращению с отходами. Причем приоритетно субсидии расходуются на утилизацию в рамках региональных программ тех самых отходов, которые не утилизированы производителями/импортерами и за которые уплачен сбор, во вторую очередь финансирование направляется на строительство, реконструкцию объектов обработки, утилизации отходов.

Согласно пояснениям разработчиков, которые готовили подзаконные акты в данной сфере, только за 2 года уплаты сбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отходов, 261 комплекс по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

При условии фактической реализации такого финансового инструмента государство могло бы в короткие сроки обновить объекты утилизации и обработки отходов, а также снизить количество свалок и полигонов захоронения отходов, внедрить раздельный сбор и т.д. К сожалению, на данный момент в РФ лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные — либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

Проконсультироваться сейчас

Налоги и платежи в сфере охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В сфере охраны окружающей среды и природопользования инструменты экономического регулирования тесно связаны с административными инструментами публичного администрирования, что обусловлено разрешительным характером природопользования на основе официально выдаваемых документов.

Разрешительный характер природопользования определяет общую схему экономического механизма охраны окружающей среды, в которой выделяются экономические инструменты, применимые к условиям соблюдения природопользователем установленных ему требований, в том числе и индивидуальных (налоги, сборы, платежи преимущественно по базовым ставкам), и санкции, применимые к условиям нарушения (по различным причинам) таких требований. Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов.

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся, в том числе, платежи за природопользование, плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологическое страхование.

Платность является одним из основных принципов природопользования и преследует цели стимулирования природопользователей к рациональному использованию ресурсов. Она способствует повышению эффективности их природоохранительной деятельности. Плата также является источником пополнения бюджетов.

Установлено два вида платежей — за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными нормативными правовыми актами. Платежи за природопользование по своему содержанию отвечают характеристикам рентных платежей, в то время как плата за негативное воздействие, по существу, имеет наибольшее сходство с экологическим налогом многих зарубежных стран, т.е. таким публичноправовым платежом, прямое функциональное назначение которого состоит в предотвращении (смягчении) негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее является один из основных экономических стимулов деятельности природопользователей, связанных с вредными воздействиями на природу. Для уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо принимать определенные меры. Приро- допользователи должны совершенствовать технологию производства, применять эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • ? выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • ? сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • ? размещение отходов производства и потребления.

Однако внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Плата за размещение отходов, накопленных и подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов, не взимается.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Такую плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Такая база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Она определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Для территорий водных объектов или их частей, подлежащих особой охране, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются дополнительные коэффициенты.

Правила исчисления и взимания платы, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

  • Волков А.М., Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды… М.: Юрайт, 2015; Они же. Основы экологического права: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А.М. Волкова. М.: Юрайт, 2016.