Экологический контроль

Контроль качества в строительстве представляет собой деятельность по получению фактических характеристик объектов контроля (продукции, материалов, процессов, услуг) и принятию решения об их соответствии установленным требованиям.

Область применения контроля качества в строительстве

Жизненный цикл строительной продукции является исходным понятием для области применения контроля качества в строительстве. Укрупнено можно выделить пять этапов жизненного цикла. Каждый из них содержит работы, которые необходимо контролировать.

Область его применения охватывает:

прединвестиционный этап. Здесь формируется инвестиционный замысел, разрабатываются обоснования инвестиций, выполняется выбор и предварительное согласование места размещения строительного объекта, проводится экспертиза инвестиционного решения. Контроль необходим для гарантии эффективности инвестиций. Его проводят в отношении технической составляющей инвестиционного замысла (технико-технологических альтернатив, размеров объекта, сроков реализации, вариантов расположения, доступности ресурсов).

инвестиционный этап. На этом этапе создают план проектно-изыскательских работ, готовят технико-экономическое обоснование, разрабатывают задание на проектирование, проектируют объект и проводят экспертизу проекта, выделяют площадку под строительство, получают разрешение на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. Контроль качества в строительстве обеспечивает соответствие технико-экономических решений инвестиционному замыслу. Он выполняется в отношении проектно-изыскательских и проектных мероприятий.

этап строительства. Характеризуется проведением торгов и заключением контрактов с подрядными организациями, выполнением строительно-монтажных работ, организацией поставок материалов и оборудования. На данном этапе необходимо гарантировать соответствие строительной продукции принятым проектным решениям. Контроль качества в строительстве применяют в отношении всех выполняемых работ, используемых материалов, услуг управления (сроков, стоимости, объемов работ), исполнительной и рабочей документации.

этап эксплуатации. В этот период идут пуско-наладочные работы и тестирование, вводят в действие инженерные системы и системы обеспечения, благоустраивают территорию, проводят приемо-сдаточные мероприятия, эксплуатируют объект, выполняют обслуживание, текущий и плановый ремонт. Контроль качества в строительстве необходим для обеспечения установленных (проектных) режимов работы строительного объекта. Он выполняется в отношении пусконаладочных работ, работ по индивидуальным испытаниям и комплексному опробованию работы оборудования, строительной и эксплуатационной документации.

этап реконструкции (утилизации). Связан с выводом из эксплуатации оборудования и систем обеспечения строительного объекта, демонтажем оборудования и строительных конструкций, утилизацией (разборкой) строительного объекта целиком или его частей. Здесь важно обеспечить соответствие строительного объекта планам модернизации (утилизации). Контроль выполняется в отношении демонтажных работ, услуг управления, исполнительной и рабочей документации.

Область применения контроля качества в строительстве охватывает все этапы жизненного цикла строительной продукции. На каждом из них он имеет свои цели и задачи.

Цели контроля качества в строительстве

Чтобы реализовать инвестиционный замысел, строительная продукция должна соответствовать всем плановым показателям. Отсюда возникает основная цель контроля – обеспечить их достижение. Для этого проверяют результаты работы и определяют методы устранения причин реальных или потенциальных несоответствий. Результаты работы каждого из этапов жизненного цикла различны. Соответственно, различаются цели контроля качества в строительстве.

Наиболее значимыми видами целей являются:

технологические. Эти цели связаны с выполнением технологических операций строительного процесса. Данный вид целей возникает на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции;

инженерно-технические. Связаны с проработкой проектных решений и методов их реализации. Они возникают на инвестиционном этапе и, частично, на этапах строительства и эксплуатации;

экономические. Присутствуют на всех этапах, но наибольшую значимость экономические цели получают на прединвестиционном и инвестиционном этапах. В ходе строительного этапа они сильно взаимосвязаны с технологическими целями;

административные. На каждом из этапов жизненного цикла строительного объекта необходимо управлять работами. Этот вид целей присутствует на всех этапах;

экологические. Строительство и эксплуатация любого строительного объекта воздействует на окружающую среду. Экологические цели контроля качества в строительстве присутствуют на всех этапах, начиная от замысла (прединвестиционный этап) и заканчивая выводом из эксплуатации (этап реконструкции) и утилизацией строительного объекта.

Виды контроля качества в строительстве

Качество в строительстве – это сложная проблема. Для ее решения применяют множество видов контроля. На каждом из этапов жизненного цикла строительной продукции может использоваться их различное сочетание. Выбор видов контроля качества в строительстве зависит от конкретных целей, количественных и качественных показателей по которым производится оценка параметров. Виды контроля группируют по нескольким признакам.

По месту в технологическом процессе:

  • входной. Выполняют на входе процессов создания строительного объекта. Он необходим для выявления отклонений до начала производства работ;
  • операционный. Контроль качества в строительстве осуществляют по ходу технологического процесса. Проверочные мероприятия производят на определенных операциях. Эти операции являются частью процесса;
  • приемочный. Выполняется после завершения работ или их части. Предназначен для проверки соответствия результатов работы начальным требованиям. На основании приемочного контроля принимают решение о пригодности строительной продукции к дальнейшим действиям;
  • хранения. Этот вид контроля проверяет условия хранения. Он необходим для материалов и оборудования, но может относиться и к информации (хранение данных, проектных материалов);
  • транспортирования. Проверяет соблюдение требований по транспортировке. Применяется к тем видам материалов и оборудования, которые могут быть повреждены в ходе перемещения или изменяют свои свойства из-за неправильных условий транспортировки.

По периоду проверки:

  • первичный. Это вид контроля, при котором информацию об объекте собирают впервые. Первичность означает, что конкретный объект, по данным конкретным показателям контролируют первый раз;
  • периодический. Поступление информации об объекте контроля происходит через определенные отрезки времени. Периоды контроля могут быть разными. Периодический контроль проверяет одни и те же параметры в разные моменты времени;
  • непрерывный. Данный вид контроля качества в строительстве необходим для непрерывного получения информации об объекте контроля. Его еще называют мониторингом.

По структуре проверки:

  • одноступенчатый. Контроль, при котором достоверную информацию о контролируемых параметрах можно получить за один цикл проверки или на основании одной выборки;
  • многоступенчатый. Его применяют в том случае, если достоверную информацию о контролируемых параметрах объекта можно получить только по результатам нескольких циклов проверки или на основании нескольких выборок;

По средствам контроля:

  • визуальный. Контроль качества в строительстве, при котором информацию о параметрах объекта получают за счет внешнего осмотра. Визуальный контроль применяют в отношении «качественных» показателей. Визуальный контроль является одним из видов органолептического, но его часто выделяют в отдельный вид;
  • инструментальный. Проводят с применением различных средств измерений. Его выполняют в отношении «количественных» показателей. Разновидностями инструментального контроля являются: лабораторный, геодезический, метрологический;
  • органолептический. Контроль, при котором информацию о параметрах объекта получают за счет органов чувств (тактильные, звуковые, вкусовые).

По объему проверки:

  • сплошной. Контролю подвергается каждая единица объекта проверки. Объектом может быть: продукция, процесс, материалы, проектные решения, данные и пр.;
  • выборочный. Вид контроля качества в строительстве, при котором проверяют одну или несколько выборок объекта проверки. Выборкой является совокупность единиц контроля (продукция, материалы, показатели и пр.). На основании данных проверки принимают решение о соответствии установленным требованиям.

По особенностям проверки:

  • разрушающий. Контроль, в результате которого происходит разрушение объекта проверки. Данный вид контроля качества в строительстве применяют довольно часто, т.к. он позволяет объективно оценить характеристики идентичного объекта при дальнейшей эксплуатации (в особенности при критических и закритических нагрузках). Этому контролю подвергают строительные материалы, конструкции и оборудование;
  • неразрушающий. Контроль, при котором информацию о параметрах объекта проверки собирают без его повреждения. После контроля объект проверки может быть возвращен в эксплуатацию.

По способу организации:

  • самоконтроль. В этом случае исполнитель самостоятельно проверяет результаты собственной работы. Одним из видов самоконтроля является внутренний контроль. Его проводят организации строительной сферы в ходе своей деятельности;
  • внешний контроль. Исполнитель работ и проверяющий являются независимыми друг от друга субъектами. В этом случае одна организация проверяет работу другой организации. Одним из вариантов такого контроля является строительный контроль;
  • надзор. Это вид контроля, который обеспечивает соблюдение требований нормативов. В качестве нормативов могут выступать: проектная документация, СНиПы, регламенты и пр. Надзор применяют к процессу (в отличие от контроля, который применяют к результату). Он необходим для соблюдения порядка и последовательности действий, установленных в нормативной документации. Вариантами надзора являются: авторский надзор, технический надзор, архитектурный надзор;
  • экспертиза. Это контроль на основе субъективных оценок. Ее применяют в том случае, когда невозможно или нецелесообразно получение точных параметров объекта контроля. Вариантами экспертизы являются: строительная экспертиза, экспертиза проектной документации.

Выбор необходимых видов контроля качества в строительстве зависит от конкретного типа работ, устойчивости технологических процессов, профессиональной подготовки рабочей силы и многих других причин. Определяющими факторами выбора того или иного вида контроля, или их сочетания, являются: масштаб строительного производства, разнообразие состава и сложности процессов, применяемые технологии.

Экологический контроль – одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны окружающей среды.

Экологический контроль – это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Различают государственный, производственный и общественный контроль.

Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства. Экологический контроль – важный элемент регулирования качества окружающей природной среды.

Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они имеют право:

  • принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
  • налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
  • предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
  • выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного контроля в нашей стране действует еще производственный и общественный контроль. В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельностью в области природопользования, во втором – о контроле выполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) >
Юридическая ответственность за экологические правонарушения >

В нашей стране действует общегосударственная система контроля за состоянием окружающей среды. Результаты отражаются в так называемой Белой книге – это «Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ (УР)» за каждый год.

Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы.

Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития.

Объектами экологического контроля являются

— состояние окружающей природной среды;

— выполнение обязательных мер по охране;

— соблюдение экологического законодательства юридическими и физическими лицами.

В систему экологического контроля входят государственный, производственный, муниципальный и общественный виды контроля.

Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Объектами государственного экологического контроля являются земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая среда в целом.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия. В частности, согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г., ст. 66), они имеют право:

— принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического законодательства;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и мероприятий по выполнению требований природоохранного законодательства на самом предприятии.

В последнее время в границах муниципальных образований органами местного самоуправления осуществляется муниципальный экологический контроль. Соответствующими законодательными актами закреплены полномочия, права и обязанности муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль следит за выполнением требований «Закона об охране окружающей среды» со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан. Общественный экологический контроль неразрывно связан с общественным экологическим движением.

Различают следующие формы экологического контроля:

— предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий);

— информационный (сбор и обобщение экологической информации);

— карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям).

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя такую важную форму предупредительного контроля, как экспертиза.

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой Ростехнадзором, оценки уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей

Ее задача – оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне ГЭЭ проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ — Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

ГЭЭ, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению.

Основным документом экологической экспертизы является заключение экологической экспертизы – документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду объекта и о возможности реализации, одобренной большинством списочного состава экспертной комиссии. В случае отрицательного заключения при условии переработки с учетом заключений, заказчик вправе предоставить материалы на повторную экспертизу.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения ГЭЭ.

Кроме государственной существуют и другие виды экспертизы — общественная, научная и др., которые проводятся на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), законодательные постановления, указы и другие природоохранные акты субъектов федерации (республики, края, области). Нормативной базой – являются стандарты, нормы, правила, обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, нацеленной на снижении экологического риска при принятии решений.

Еще более глубоким и объемным вариантом проведения экологической экспертизы служит оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводят при разработке всех вариантов предпроектной и проектной документации. Процедура ОВОС предшествует проведению ГЭЭ и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия, которое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проекта, привлекая для этих целей компетентные организации и специалистов.

В полном объеме ОВОС проводится для крупных экологически опасных объектов (АЭС мощностью более 300 МгВт, нефтеочистительные заводы, тепловые электростанции и др.).

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС служит официальное «заявление о воздействиях на окружающую среду». Результаты ОВОС являются составной часть раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации.

Экологический мониторинг

Мониторинг происходит от английского monitoring, от латинского monitor – следящий, слежение, предостерегающий. Экологический мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, который осуществляет государство.

Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий.

Мониторинг – это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей среды.

По территориальному охвату различают 3 ступени (блока) экологического мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природнохозяйственный), глобальный (биосферный, фоновой).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в разных сферах содержания загрязняющих веществ обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

— в почве — тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, азот, фосфор, бенз(а)пирен.

— в биоте — тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, азот, фосфор, бензапирен.

— за уровнем вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.;

— за динамикой заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведутся за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона.

На уровне глобального (фонового, биосферного) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга осуществляется в рамках ЮНЭП (программа ООН по окружающей среде) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из космоса. Космический мониторинг позволяет

получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровне.

По методам ведения выделяют биологический (с помощью биондикаторов), дистанционный (авиационный и космический) и аналитический (химический и физико-химический анализ) виды мониторинга.

Биоиндикация – это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ.

Биоиндикация позволяет вовремя выявить еще не опасный уровень загрязнения и принять меры по восстановлению экологического равновесия окружающей среды.

Дистанционные методы используются в основном для ведения глобального мониторинга. Например, аэрофотосъемка является эффективным методом для определения масштабов и степени загрязнения при разливе нефти в море или на суше. Другие методы в этих экстремальных ситуациях не дают исчерпывающей информации.

Физико-химические методы используются для мониторинга отдельных компонентов окружающей природной среды: почвы, воды, воздуха и основаны на анализе отдельных проб.

В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном.

Основной объем наблюдений выполняют Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России). В Удмуртской Республике наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляет аккредитованная комплексная лаборатория мониторинга окружающей среды (КЛМС) Удмуртского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УЦГМС). Наблюдения проводят 4 стационарных и 2 маршрутных поста. В Сарапуле ежемесячные экспедиционные наблюдения проводятся в 5 точках.

С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) (рис. стр. 293 ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку, и гармонизация их с международным эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменения состояния окружающей среды.

Специфической формой производственного экологического контроля являются Экологический менеджмент и Экологический аудит.

Экологический менеджмент – это система управления природными процессами, которая включает в себя регулирование законов взаимодействия природы и человека для избегания экологического кризиса.

Выделяют два основных направления экологического менеджмента:

1. экологически ориентированное стратегическое управление;

2. экологическое образование.

Задачи экологического менеджмента заключаются в:

— формировании стратегии человека, которая рассчитана на то, чтобы предотвратить глобальный экологический кризис;

— диагностике состояния окружающей среды;

— достижении экологической безопасности общества путем повышения уровня культуры.

Основными инструментами экологического менеджмента являются:

— экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду;

— экологический аудит;

— экологический контроль;

— экологическая сертификация;

— экологическая отчетность;

— экологический мониторинг;

— экологическая маркировка и реклама.

Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих экологическую политику в системе управления качеством охраны среды.

В связи с ужесточением экологического законодательства в странах рыночной экономики в начале 70-х гг. 20 в. получил развитие новый элемент управления природопользованием – экологический аудит.

Экологический аудит – это независимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.

Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте.

Экоаудит проводится по инициативе самих предприятий (на коммерческой основе). В состав экоаудита входят:

— анализ бухучета предприятия по экологическим показателям;

— прогноз экологических рисков и ущербов;

— инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды;

— разработка рекомендаций и др.

Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области экологии регламентированы государственными и международными стандартами (ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 14012-98).

Стр 1 из 26

  1. Foreign Office – структура, функции…..
  2. I. Задачи настоящей работы
  3. I. Сущность и структура финансового рынка.
  4. I. Цели и задачи проекта
  5. II. Жиры (ацилглицеролы). Их структура, классификация и свойства
  6. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  7. II. Упражнения и задачи
  8. II. Упражнения и задачи
  9. II. Упражнения и задачи
  10. II. Цели и задачи проекта

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДЫ И ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»

1. Цели, задачи и структура экологического контроля.

2. Государственный (ГЭК), производственный (ПЭК) и общественный экологический контроль (ОЭК).

3. Методы и приборы контроля атмосферного воздуха.

4. Методы и приборы контроля качества вод.

5. Методы и приборы контроля состояния почв.

6. Методы и приборы измерения шума, вибрации, теплового излучения и электромагнитных полей.

7. Выбор места отбора проб воздуха, воды и почвы для экологического контроля.

8. Молекулярная спектроскопия (фотометрия, спектрофотометрия).

9. Устройство и работа концентрационного фотоэлектроколориметра (КФК).

10. Эмиссионный и атомно-абсорбционный спектральный анализ.

11. Метод газовой хроматографии.

12. Понятие и классификация экологического мониторинга

13. Методы экологического мониторинга.

14. Картографический мониторинг.

15. Аэрокосмический мониторинг.

16. Мониторинг атмосферного воздуха.

17. Мониторинг водных объектов.

18. Мониторинг почвенного покрова.

19. Биологический мониторинг.

20. Мониторинг в энергетике.

Цели, задачи и структура экологического контроля

Экологический контроль (ЭК)в целом – это проверка соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Объектами ЭКявляются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.

В задачи ЭК входит: контроль соблюдения предприятиями и организациями требований законодательства об охране природы и выполнение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.

Выполнение этих задач предполагает осуществление государственного, общественного и производственного контроля, каждый из которых имеет свои специфические функции и адекватные им средства их реализации.

Существуют две формы ЭК – предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭКвключает в себе разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

В целом система ЭК состоит из следующих подсистем:

— государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг);

— государственный экологический контроль;

— производственный экологический контроль;

— общественный экологический контроль.

Правовое обеспечение единой государственной экологической политики РФ требует стабильности законодательства и усиления контроля и надзора за его выполнением.

Российское законодательство, регулирующее осуществление контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды, состоит из законов: Закона об охране окружающей среды, Закона об экологической экспертизе, Закона о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, Закона об отходах производства и потребления, Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закона об охране атмосферного воздуха, Закона об охране озера Байкал, Закона о внутренних морских водах, Закона об особо охраняемых природных территориях, Закона о животном мире, Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», В К РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, Закона о недрах, Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Контроль в области охраны окружающей среды {экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В теории административного права надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Первый заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, а не целесообразности. Именно поэтому при надзоре вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Классическим примером является прокурорский надзор.

Всего в 2013 г. органами прокуратуры РФ выявлено более 280 тыс. нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, для их устранения внесено 43,8 тыс. представлений, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33,4 тыс. должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 7,4 тыс. протестов. В суды направлено 35,7 тыс. заявлений на сумму более 4390 млн руб.

По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 35,1 тыс. лиц. О недопустимости нарушений закона предостережено 6 тыс. лиц. По результатам общенадзорных проверок возбуждено 1313 уголовных дел .

Сравнивая понятия экологического контроля и экологического надзора, можно сделать вывод, что разделение терминов произведено по субъектному составу: в отношении экологического контроля, осуществляемого органами государственной власти, употребляется термин «надзор», а в отношении производственного и общественного — «контроль».

Экологический контроль и контроль в области рационального использования природных ресурсов являются самостоятельными видами комплексного контроля в области охраны окружающей среды. Понятие экологического контроля не включает контроль в области использования и охраны природных ресурсов, а государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор в области охраны и использования природных ресурсов.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции.

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством РФ критериев.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору.

По данным Минприроды России, только в 2013 г. Росприроднадзором проведено 5870 плановых и 13 221 внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами. В ходе проверок выявлено 26 823 правонарушения. Инспекторами Росприроднадзора предъявлено исков по возмещению вреда окружающей среде в размере 4232,56 млн руб.

Уполномоченными органами субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный экологический надзор, выявлено 74 455 правонарушений, а сумма наложенных штрафов за нарушения законодательства составила 959,37 млн руб.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственный экологический надзор включает в себя:

  • — федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • — государственный земельный надзор;
  • — государственный надзор в области обращения с отходами;
  • — государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • — государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • — государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • — государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном морс РФ;
  • — государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • — государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • — федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды России (государственные природные заповедники и национальные парки);

федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных российским законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений . Такой надзор осуществляется при реализации хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с российским законодательством в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Минприроды России.

Однако постановление Правительства РФ в противоречие с Законом об охране окружающей среды исключает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды. Что сужает деятельность по проведению надзора за органами власти и исключает надзор за их деятельностью в области охраны окружающей среды.

Закон об охране окружающей среды не называет муниципальный экологический контроль, а в природоресурсном законодательстве он присутствует (например, ст. 84, 98 ЛК РФ, ст. 72 ЗК РФ). Следовательно, муниципального контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) нет, а муниципальный контроль в области использования и охраны природных ресурсов существует.

Государственный надзор в области охраны окружающей среды является одной из важнейших функций экологического управления, способной содействовать сохранению природы для настоящего и будущих поколений. Для решения проблем его совершенствования необходимы меры нормативно-правового обеспечения, а также организационные меры: увеличение штата инспекторов, внедрение технических средств, своевременность проведения проверок, достаточное финансирование.

  • Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в 2013 году. URL: lrttp://vwv.ccogosdoklad.ru/2013/Default.aspx (дата обращения: 01.02.2015).
  • Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в 2013 году.
  • Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».