Двойное налогообложение

Содержание

  • 23.1. Понятие и предмет международного налогового права
  • 23.2. Источники международного налогового права
  • 23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения
  • Лекция 23. Международное налоговое право

    23.1. Понятие и предмет международного налогового права

    Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.

    Развитие международных отношений привело к заключению государствами многочисленных финансовых договоров и соглашений, т. е. к возникновению международного финансового права.

    Характерные особенности международного налогового права:

    – это есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм конвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения.

    – имеет координационный, а не субординационный характер, поскольку его субъектами являются государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования своих интересов.

    – пространственной сферой действия (применения) международного налогового права является вся международная арена.

    Предмет международного налогового права составляют межгосударственные отношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов с участием субъектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию двух и более государств.

    К ним относятся:

    – отношения между государствами по поводу заключения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств;

    – налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. отношения, затрагивающие суверенитет других государств;

    – отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств.

    Типичным примером могут служить отношения, возникающие в связи с двойным налогообложением, которое представляет собой юридическую ситуацию, при которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов с одного и того же объекта одновременно в двух государствах – по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода.

    Следует разграничивать нормы МНП и нормы, составляющие налоговое право того или иного иностранного государства. К последним относятся правовые нормы, регулирующие налогообложение, но устанавливаемые в одностороннем порядке тем или иным государством. Субъектный состав и содержание регулируемых отношений являются важными, но не единственно определяющими признаками МНП.

    Национальное налоговое право – совокупность принятых в государстве норм налоговых законов и подзаконных актов, а также общих принципов права, применяемых к налоговым отношениям; принципов налогового права, закрепляемых в конституции; прецедентов и решений высших судебных органов по вопросам налогового права.

    Международного налогового права – результат совместной нормотворческой деятельности стран мира, стремящихся на межгосударственном уровне урегулировать те налоговые отношения, которые полностью не охватываются юрисдикцией одной из них и, следовательно, не могут быть урегулированы в одностороннем порядке.

    Так, ст. 7 НК РФ устанавливает приоритет норм МНП над национальным – если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

    23.2. Источники международного налогового права

    В России это соотношение довольно четко определяется действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ фактически установлен приоритет норм международного налогового права над национальными. В частности, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Эта норма НК РФ дублирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

    Как известно, источниками международного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как международных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного общения, признаются в международном общении и соответствуют общепризнанным нормам международного права; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросы международного общения и не противоречат его принципам – они становятся нормами международного права и в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников международного налогового права несколько уже; преимущественно регулирование международных налоговых отношений осуществляется на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствами в целях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер.

    Зачастую источники международного налогового права содержат общие. нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права.

    Тема 5. Международные налоговые соглашения

    Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправия ‘во внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

    Собственно «налоговые» договоры заключаются между государствами, чтобы создать правовую основу для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер. В данном случае, прежде всего, имеются в виду договоры об устранении двойного налогообложения.

    23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения

    НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора.

    Международно-правовое налоговое регулирование активно влияет на российское финансовое и налоговое право.

    Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков резидентов РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков нерезидентов РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

    Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

    Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.

    Механизмы разрешения подобных ситуаций могут предусматриваться в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, и в этом случае ситуация может разрешаться путем согласования между компетентными органами двух государств. Так, Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 17 июня 1992 г. (ст.24) предусматривает возможность такого согласования компетентными органами двух государств, т. е. Министерством финансов РФ или его уполномоченным представителем и Министром финансов США или его уполномоченным представителем.

    Суть механизма устранения двойного налогообложения, который заключается в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

    Следовательно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

    Подождите, идет загрузка документа…

    00А О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 24 апреля 1997 г. N ВЕ-6-06/317 (Д) Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает, что утратило силу и прекращает действовать с 1 января 1997 г. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения от 24 ноября 1981 года. Направляется для использования в работе Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96, ратифицированное Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.96 N 158-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество". Соглашение имеет Протокол, являющийся неотъемлемой частью Соглашения. Настоящее Соглашение вступило в силу 30 декабря 1996 года. Срок действия Соглашения: не ограничен. Соглашение распространяется на следующие действующие в настоящее время налоги: В Российской Федерации: налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц. В ФРГ: подоходный налог, налог с корпораций, налог на имущество, промысловый налог, налоговая надбавка в поддержку солидарности. Соглашение применяется с 1 января 1997 года к налогам на доходы и имущество, подлежащим уплате в соответствии с налоговым законодательством каждого Государства, независимо от способа их взимания, а также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться в дополнение или вместо существующих налогов. Положения Соглашения применяются: а) в отношении удерживаемых у источника налогов с дивидендов, процентов и авторских вознаграждений и лицензионных платежей (роялти) — к суммам, которые выплачиваются с 1 января 1997 года, б) в отношении прочих налогов — к суммам налогов, которые взимаются за период, начиная с 1 января 1997 года. Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Государств. Для устранения двойного налогообложения Соглашением предусмотрен метод зачета уплаченных за границей налогов с учетом налогового законодательства Российской Федерации. Соглашением установлен порядок налогообложения следующих видов доходов: от недвижимого имущества, от предпринимательской деятельности, от международных морских и воздушных перевозок, дивидендов (доходов от имущественных прав), процентов (доходы от долговых требований любого вида), авторских вознаграждений и лицензионных платежей, от отчуждения имущества, независимых личных услуг, от работы по найму, в виде вознаграждений членам наблюдательного совета и Советов директоров, от деятельности артистов и спортсменов, пенсий, от деятельности в рамках государственной службы, преподавателей, студентов и других обучающихся лиц, а также других доходов. Права России и Германии представлены в виде таблицы 1, которая может служить руководством по налогообложению указанных видов доходов. Знаком "X" в таблице 1 обозначено государство, в котором в соответствии с положениями Соглашения может взиматься налог в связи с получением того или иного вида дохода. Таблица 1 ПРАВА РОССИИ И ГЕРМАНИИ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ —————————————————————————————- | Вид дохода | Место взимания налога | | |——————————————| | | в стране-резиденции | в стране-источнике | |——————————————-|———————|———————| | Доход от недвижимого имущества (ст. 6) | X | X | | (Сноска 1) (кроме морских, речных и | | | | воздушных судов) | | | | | | | | Прибыль от предпринимательской | | | | деятельности (ст. 7), в том числе: | | | | — получаемая через постоянное | X | X | | представительство | | (в части, | | | | отнесенной | | | | к постоянному | | | | представительству) | | — без образования постоянного | | | | представительства | Х | | | | | | | Доходы от международных морских и | X | | | воздушных перевозок (ст. 8) | | | | | | | | Дивиденды (ст. 10) | X | X | | | | по ставке | | | | 5% — при | | | | доле в | | | | уставном | | | | капитале | | | | менее 10%, | | | | 15% — в др. | | | | случаях | | | | | | Проценты (ст. 11) | X | | | — от предпринимательской деятельности | | X | | через пост. предст-во или от оказания | | | | независимых личных услуг через пост. базу | | | | | | | | Авторские вознаграждения и лицензионные | X | | | платежи ("роялти") (ст. 12) | | | | — от предпринимательской деятельности | | X | | через пост. предст-во или от оказания | | | | независимых личных услуг через пост. базу | | | | | | | | Доходы от отчуждения имущества (ст. 13), | | | | в том числе: | | | | — недвижимого | X | X | | — движимого (пост. предст-ва или пост. | X | X | | базы) | | | | — транспортных средств и имущества для их | X | | | эксплуатации | | | | — другого имущества | X | | | | | | | Доходы от независимых личных услуг и | | | | прочей деятельности независимого | | | | характера (ст. 14), | | | | — получаемые через пост. базу | | X | | — в других случаях | X | | | | | | | Доходы физических лиц от работы по найму | | | | (ст. 15), в том числе: | | | | — если срок пребывания физ. лица в России | X | | | превышает 183 дня в году | | | | — если срок пребывания в России менее 183 | | X | | дней | | | | — на борту морских, речных или воздушных | X | | | судов | | | | | | | | Вознаграждения членам наблюдательных | X | X | | советов и Советов директоров и | | | | аналогичные платежи (ст. 16) | | | | | | | | Доходы от деятельности артистов и | X | X | | спортсменов (ст. 17) | | | | | | | | Пенсии за прежнюю работу по найму | X | | | (ст.

    Международные налоговые нормы и налоговое законодательство Российской Федерации

    18) | | | | | | | | Доходы от государственной службы, включая | | X | | пенсии (ст. 19) | | | | | | | | Доходы преподавателей, студентов и других | | X | | обучающихся лиц (ст. 20) | | (не более | | | | 2 лет) | | | | | | Другие доходы (ст. 21) | X | | | | | | | Имущество (ст. 22), | | | | в том числе: | | | | — недвижимое | | X | | — движимое, в виде активов пост. | | X | | представительства или имущества пост. | | | | базы | | | | — транспортные средства | X | | | — другое имущество | X | | —————————————————————————————- ——————————— Сноска 1. В скобках указаны номера статей Соглашения, которыми следует руководствоваться при налогообложении доходов различных видов. Соглашением установлено, что постоянное представительство означает постоянное место деятельности, через которое предприятие осуществляет деятельность полностью или частично. В соответствии со статьей 5 Соглашения, строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев. В.ЕВСТИГНЕЕВ

    Виды международных налоговых соглашений

    Общие принципы налогообложения установлены в настоящее время в таких актах, как Европейская Социальная Хартия (1961 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), договоры о создании Европейского Союза, Генеральное соглашение по торговле услугами (1994г.) и др.

    Кроме того, в настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений.

    Все существующие международные соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы:

    • собственно налоговые соглашения;

    • международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.

    В первую группу входят следующие виды соглашений. Ограниченные налоговые соглашения. Основным критерием для отнесения налоговых соглашений к ограниченным является распространение их на конкретный вид налога, конкретный вид плательщика и т.п.

    К ним относятся, в частности, соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок (например. Соглашение между Правительством СССР и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении, 1968 г., Соглашение между Правительством Союза ССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок, 1976 г.), об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам (Многосторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, 1979 г.) и др.

    Общие налоговые соглашения. К ним относятся, прежде всего, международные договоры рекомендательного характера, в частности, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1977 года в редакции 1992 года. В этой Конвенции дана модель международного договора об избежании двойного налогообложения. Она является основой большинства действующих налоговых соглашений.

    В настоящее время отмечается тенденция вытеснения ограниченных налоговых соглашений общими соглашениями, охватывающими обычно все вопросы, относящиеся к взаимодействию договаривающихся государств в сфере налогообложения; часто такие соглашения дополняются отдельными соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам. Но эти вопросы могут быть включены и в тексты общих налоговых соглашений.

    Основную часть общих налоговых соглашений составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. У Российской Федерации в настоящее время имеется более 50 действующих двусторонних налоговых соглашений.

    Соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Пример — Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (1997г.).

    Эти соглашения регулируют вопросы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств (со стороны Российской Федерации — Федеральная служба налоговой полиции) по оказанию взаимной помощи в борьбе с налоговыми нарушениями путем передачи информации, предоставления документов, проведения расследований и обмена опытом. Исключение составляют случаи, когда запрашиваемая помощь может нанести ущерб суверенитету, общественному порядку, безопасности или другим существенным интересам государства, а также повлечь нарушение законодательства запрашиваемого государства.

    К группе международных договоров, в которых налоговые вопросы «представлены» наряду с другими, относятся следующие.

    Соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами. В таких соглашениях обычно присутствует Положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении физическим и юридическим лицам другой стороны такого же налогового режима, как и гражданам и юридическим лицам своего государства. При этом каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим гражданам и компаниям налоговых льгот без обязательного их распространения на граждан и компании других стран.

    Договоры о дипломатических и консульских сношениях между государствами.

    Использование соглашений об избежании двойного налогообложения российскими компаниями

    В таких договорах устанавливается освобождение дипломатических и консульских работников, а также самих представительств государств от всех налогов, сборов и пошлин принимающей стороны (налоговый иммунитет). К таким договорам в первую очередь относятся Венская Конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) и Венская Конвенция о консульских сношениях (1963 г.), а также многочисленные двусторонние соглашения.

    Торговые договоры. Предусматривают применение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера (например. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан о торгово-экономическом сотрудничестве (1999 г.).

    Специфические международные соглашения. Определяют принципы взаимоотношений международных организаций со странами местонахождения этих организаций (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации (1997 г.). В подобные соглашения наряду с правилами размещения и функционирования организаций на территории принимающей страны включаются и вопросы о налоговых льготах для этих организаций и их сотрудников, а также представительств государств при этих организациях.

    Наибольший научный и практический интерес в области соотношения национального налогового законодательства и международных соглашений по налоговым вопросам представляют три аспекта:

    • порядок инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему;

    • соотношение по юридической силе национального налогового законодательства и международных налоговых соглашений;

    • соотношение национального налогового законодательства и международных налоговых соглашений по налоговому бремени (схема VI-4).

    Схема VI-4

    СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ

    от 29 мая 1996 года

    Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

    (В редакции Протокола от 15.10.2007 г.)

    Российская Федерация и Федеративная Республика Германия,

    руководствуясь желанием заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

    согласились о нижеследующем:

    Статья 1. Лица, к которым применяется Соглашение

    Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

    Статья 2. Налоги, на которые распространяется Соглашение

    Основополагающие принципы и проблемы применения международных налоговых соглашений

    Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, подлежащим уплате в соответствии с налоговым законодательством каждого из Договаривающихся Государств, независимо от способа их взимания.

    2. Налогами на доходы и имущество считаются налоги, устанавливаемые на совокупный доход, совокупное имущество или на части дохода или имущества, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

    3. К действующим в настоящее время налогам, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, в частности, относятся:

    a) в Российской Федерации:

    налог на прибыль предприятий и организаций;

    подоходный налог с физических лиц;

    налог на имущество предприятий и налог на имущество физических

    лиц,

    далее именуемые "российские налоги";

    b) в Федеративной Республике Германия:

    подоходный налог;

    налог с корпораций;

    налог на имущество;

    промысловый налог и налоговая надбавка в поддержку солидарности,

    далее именуемые "германские налоги".

    4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга по мере необходимости об изменениях в их налоговых законодательствах.

    Статья 3. Общие определения

    1. Для целей настоящего Соглашения, если иное не вытекает из контекста:

    a) выражения "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают, в зависимости от контекста, Российскую Федерацию (Россию) или Федеративную Республику Германия, включая их территории, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы;

    b) термин "лицо" означает физические лица, компании и любые другие объединения лиц;

    c) термин "компания" означает юридические лица и любые другие образования, которые для целей налогообложения рассматриваются как корпоративные;

    d) выражения "предприятие Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают предпринимательскую деятельность, которую осуществляет резидент одного или соответственно другого Договаривающегося Государства;

    e) выражение "международные морские и воздушные перевозки" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

    f) выражение "компетентный орган" означает применительно к Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченный им орган, а применительно к Федеративной Республике Германия — Федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган.

    2. При применении Договаривающимся Государством настоящего Соглашения любой не определенный в Соглашении термин, если из контекста не вытекает иное, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется действие настоящего Соглашения.

    Статья 4. Резидент

    1. Для целей настоящего Соглашения выражение "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия. Указанное выражение не распространяется, однако, на лиц, которые подлежат налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении имущества, расположенного в этом Государстве.

    2. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, действуют следующие положения:

    a) лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

    b) в случае, если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;

    c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;

    d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

    платный документ

    Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

    ВходРегистрацияОплатить доступ

    СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

    от 8 апреля 1997 года

    Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал

    Республика Казахстан и Кыргызская Республика, руководствуясь стремлением укреплять и развивать экономические, научные, технические и культурные связи между обоими Государствами и желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал,

    договорились о следующем:

    Статья 1 Лица, к которым применяется Соглашение

    Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

    Статья 2 Налоги, на которые распространяется Соглашение

    1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доход и на капитал, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его местных органов власти, в соответствии с законодательством каждого из Договаривающихся Государств, независимо от метода их взимания.

    2. Налогами на доход и на капитал считаются все виды налогов, взимаемые с общей суммы дохода, с общей суммы капитала, или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, выплачиваемого предприятиями, а также налоги, взимаемые с доходов от увеличения стоимости капитала.

    3. Существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, являются в частности:

    а) в Республике Казахстан:

    I) налог на доходы юридических и физических лиц;

    II) налог на имущество юридических и физических лиц.

    (далее именуемые как "Казахстанские налоги")

    b) в Кыргызской Республике:

    I) налог на прибыль и доходы юридических лиц;

    II) подоходный налог с физических лиц.

    (далее именуемые как "Кыргызские налоги").

    4. Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Соглашения.

    Действие международных договоров в области налогообложения

    Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые будут внесены в их соответствующие налоговые законодательства.

    Статья 3 Общие определения

    1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

    а) термины:

    I) "Казахстан" означает Республику Казахстан и при использовании в географическом смысле термин "Казахстан" включает территориальные воды, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в которых Казахстан может для определенных целей осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых применяется налоговое законодательство Казахстана;

    II) "Кыргызстан" означает Кыргызскую Республику. При использовании в географическом смысле термин "Кыргызстан" включает территорию, на которой Кыргызская Республика осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых действует налоговое законодательство Кыргызской Республики;

    b) термин "лицо" включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;

    с) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любую экономическую единицу, которые рассматриваются как корпоративное объединение для целей налогообложения и, в частности, включает акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, или любое другое юридическое лицо или организацию;

    d) термины "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Казахстан или Кыргызстан в зависимости от контекста;

    е) термины "предприятие Договаривающегося Государства" и " предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом Договаривающегося Государства и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

    f) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно, железнодорожный или автомобильный транспорт эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

    g) термин "компетентный орган" означает:

    I) в Казахстане: Министерство финансов или его уполномоченного представителя;

    II) в Кыргызстане: Министерство финансов или уполномоченного им представителя;

    h) термин "национальное лицо" означает:

    I) любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося Государства;

    II) любое юридическое лицо, партнерство или любую другую ассоциацию, получивших свой статус в соответствии с действующим законодательством Договаривающегося Государства;

    I) термин "капитал" означает движимое и недвижимое имущество и включает (но не ограничивается ими) наличные денежные средства, акции или другие документы, подтверждающие имущественные права, векселя, облигации или другие долговые обязательства, а также патенты, товарные знаки, авторские права или другое подобное право или имущество.

    При применении в любое время Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, будет иметь то значение, если из контекста не вытекает иное, которое он имеет в это время по законодательству этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение.

    платный документ

    Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

    ВходРегистрацияОплатить доступ

    Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

    Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа, а также для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.

    В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.

    Поскольку каждое государство собирает налоги с доходов, полученных резидентами и нерезидентами, организации, ведущие деятельность в нескольких государствах, сталкиваются с проблемой одновременного двойного налогообложения одного объекта в нескольких странах, что может приводить к экономической нецелесообразности ведения деятельности в разных государствах, затруднять товарооборот и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей.

    Двойное налогообложение является препятствием для международной торговли, свободного движения капиталов и развития международных рынков, и поэтому различные государства решают проблему двойного налогообложения своих резидентов и нерезидентов путем принятия внутренних законодательных актов, а также путем заключения международных соглашений по вопросам налогообложения.

    Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

    В одностороннем порядке страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

    При заключении международных соглашений государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, определяя права подписавших соглашение сторон по налогообложению тех или иных доходов, устанавливают правила распределения налоговых доходов между страной постоянного местопребывания налогоплательщика и страной — источником дохода.

    На сегодняшний день у нашей страны есть соглашения об избежании двойного налогообложения с 68 государствами.

    Международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно сочетают исключения из налогообложения доходов, полученных от иностранных источников, с применением ограничений по их налогообложению.

    Устранение двойного налогообложения производится путем зачета суммы налога на прибыль (доходы), уплаченного российской организацией в иностранном государстве, с которым имеется международное соглашение об избежании двойного налогообложения, при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

    Роль соглашений об избежании двойного налогообложения в налоговом планировании содержание

    При этом доходы, полученные в иностранном государстве, а также расходы, понесенные в связи с получением таких доходов, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в Российской Федерации, в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

    Документы, подтверждающие местонахождение организации

    Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

    Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации.

    Компетентный орган определяется в разных соглашениях по-своему. В соглашениях об избежании двойного налогообложения это чаще всего министерство финансов. Обычно подтверждать резидентство министерство финансов уполномочивает налоговые органы (центрального или регионального уровня).

    Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме.

    Во всех странах процедура подтверждения резидентства отработана и справки выдаются по типовой форме. В ней присутствует формулировка, аналогичная следующей: «Подтверждается, что организация (наименование организации) является (являлась) в течение (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в (указывается государство) в смысле Соглашения (указывается наименование международного соглашения) между Российской Федерацией и (указывается иностранное государство)».

    Такое подтверждение иностранная организация может представлять налоговому агенту один раз в каждом календарном году выплаты доходов. Если доходы выплачиваются российскими банками по операциям с иностранными банками, то факт постоянного местонахождения иностранного банка может подтверждаться сведениями из общедоступных источников. Ими могут быть, в частности, такие международные издания, как справочник The Banker s Almanac (издание Reed information services England) и каталог International bank identifier code (издание S.W.I.F.T.). В этом случае справка компетентного органа иностранного государства не нужна.

    Поскольку подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется налоговому агенту, и он принимает решение о неудержании налога или его удержании по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то в случае неправильного применения агентом соглашения налоговые органы имеют право удержать налог из средств налогового агента и применить к последнему штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

    Если до выплаты дохода иностранная организация — получатель этого дохода не представила налоговому агенту должным образом оформленного подтверждения своего постоянного местопребывания в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение в области налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Однако, если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местонахождения, она может воспользоваться правилами соответствующего соглашения для возврата налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода. Порядок возврата ранее удержанного налога регламентируется п. 2 ст. 312 НК РФ, в котором установлено, что заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Вышеуказанная норма применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 г.

    Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи заявления и иных необходимых документов.