Должная осмотрительность

Содержание

Выбор контрагента

ПРОЯВЛЕНИЕ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ КОНТРАГЕНТА

Одна из самых распространенных причин отказа в вычетах НДС и снятия расходов — недобросовестный контрагент.

Что думают об осмотрительности контролирующие органы?
Минфин и ФНС считают, что мерами, свидетельствующими о должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, являются:
— получение копии свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе;
— проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
— получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
— использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Основные направления проверки контрагента
Чаще всего у партнеров для подтверждения благонадежности запрашивают учредительные документы, то есть устав. По нему можно сверить наименование организации, ее местонахождение, проверить полномочия руководителя. И даже есть суды, которые считают, что получение только копий учредительных документов свидетельствует о проявлении должной осмотрительности.

Проверяем, является ли ваш контрагент
действующим налогоплательщиком
Вариант 1. Смотрим сведения из ЕГРЮЛ с сайта ФНС.
Вы просто пробиваете ИНН, указанный контрагентом, на сайте ФНС, убеждаетесь, что его ИНН реальный и на момент заключения договора нет сведений об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. В одном из своих Постановлений ВАС РФ посчитал, что такая форма проверки свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. Так же решили и некоторые суды. Хотя, например, ФАС ВСО считает, что этого мало.

К сведению
Проверить ИНН контрагента можно на сайте ФНС www.nalog.ru -> раздел "Электронные услуги" -> раздел "Проверь себя и контрагента" (http://egrul.nalog.ru/).

Кстати, ФНС также рекомендует с помощью ее официального сайта проверять:
— не входит ли контрагент в число недействующих юридических лиц, в отношении которых налоговые органы приняли решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
— не является ли директор контрагента дисквалифицированным лицом.
Такие сведения также помогут вам подтвердить свою осмотрительность.

Примечание
Результаты проверки контрагента через Интернет лучше всего оформить в виде скриншота (снимка экрана) с полученной информацией. Для этого нужно одновременно нажать на клавиатуре клавиши Ctrl и PrintScreen. Затем открыть в стандартных программах Windows программу Paint и вставить изображение в открытый лист, нажав правую кнопку мышки и выбрав команду "Вставить". Полученный файл следует сохранить в формате *.jpeg с помощью команды "Сохранить как…", находящейся во вкладке "Файл".

Вариант 2. Получаем выписку из ЕГРЮЛ.
Учитывая, что предоставление выписки — это платная услуга, лучше, если ее вам предоставит контрагент. Многие суды считают наличие выписки достаточным проявлением должной осмотрительности . Хотя, опять же, есть те, которым этого недостаточно, поскольку то, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ, еще не означает, что он ведет реальную деятельность.

Вариант 3. Запрашиваем копию свидетельства о регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Заверенные копии этих документов вам может предоставить контрагент, причем без каких-либо усилий с его стороны. И это также будет считаться проявлением вами должной осмотрительности.

"Не лишним будет проверить соответствие информации в представленных документах действительной информации в ЕГРЮЛ, доступной на сайте ФНС. Это нужно для того, чтобы убедиться, что свидетельство не устарело на момент заключения договора и соответствует действительности. Бывает, что договор заключается с уже ликвидированным лицом. Более того, нередки случаи, когда недобросовестные контрагенты попросту подделывают копии представляемых документов. Кроме того, на сайте http://www.kartoteka.ru можно в режиме реального времени убедиться, что в отношении компании-контрагента не начата процедура ликвидации или банкротства".

Проверяем полномочия лиц, подписывающих документы
от имени вашего контрагента
Для проверки полномочий можно воспользоваться выпиской из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о руководителе организации. Но лучше запросить у контрагента копии решений и приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера.
Если документы от имени контрагента подписывает уполномоченный представитель, то попросите у него доверенность.
Кстати, не забудьте сверить данные представителя, указанные в представленных документах, с его паспортом. А еще лучше, если контрагент согласится предоставить вам его ксерокопию (требовать предоставления такой копии вы не можете — в ней содержатся персональные данные, которые могут быть использованы только с согласия владельца ). Это может послужить дополнительным доказательством вашей осмотрительности.

Вывод
Принимая во внимание противоречивую судебную практику и мнение контролирующих органов, безопаснее всего, если у вас будут все вышеперечисленные документы: копии учредительных документов, свидетельств о постановке на учет и государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих первичку, выписка из ЕГРЮЛ, распечатка интернет-страницы сайта ФНС с данными о контрагенте.

Лицензии
Если работы (услуги), которые оказывает вам контрагент, лицензируются или вы закупаете какие-либо товары, продажа которых без лицензии невозможна, то будет нелишним взять у контрагента копию лицензии.
Из авторитетных источников
Кафтанников А.А., ЗАО АФ "Аудит-Классик"
"Наличие лицензии можно проверить через Интернет — на сайте соответствующего лицензирующего органа. Если для выполнения договора ваш контрагент должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), проверить членство контрагента в СРО можно также через Интернет — на сайте СРО".

Копии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности
Данные деклараций являются налоговой тайной, и вы не вправе требовать их от вашего контрагента. Но даже если он их вам предоставит, сведения, отраженные в декларации, не могут свидетельствовать о благонадежности контрагента. Так же, кстати, как и данные бухгалтерской отчетности. Лучше сделать запрос в налоговую, в котором нужно указать:
— цель запроса — получение сведений о нарушениях налогового законодательства, допущенных контрагентом;
— основание запроса — п. 1 ст. 102 НК РФ, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Если налоговики вам ответят, это станет дополнительным доказательством вашей осмотрительности. Если ответа не последует, сам факт обращения уже доказывает, что вы проявляли осмотрительность.

Сведения о расчетном счете контрагента
Наличие у вашего контрагента расчетного счета и расчеты безналичным путем свидетельствуют о прохождении как первичной, так и периодической внутренней банковской проверки на легитимность и правоспособность клиента.

Сведения о том, привлекался ли руководитель
к налоговой или административной ответственности
Их рекомендует запросить у своего контрагента ФНС. Хотя на практике подобная просьба может вызвать у контрагента как минимум недоумение. Неизвестно, чем руководствовалась ФНС, давая такие рекомендации, но, если руководитель не привлекался к ответственности, это вовсе не гарантия того, что фирма окажется добросовестной. И наоборот, если он привлекался, это не значит, что с организацией нельзя сотрудничать.
.

Рекомендации, подтверждающие хорошую
деловую репутацию контрагента
Подтверждением проверки деловой репутации партнера могут быть, в частности, письменные рекомендации других организаций.

Документы, подтверждающие наличие у контрагента
необходимых ресурсов и соответствующего опыт
Под необходимыми ресурсами подразумевается наличие производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала. Кроме этого, ВАС РФ считает, что нужно проверять платежеспособность контрагента, оценивать риск неисполнения обязательств и при необходимости получать обеспечение исполнения обязательств.

Предупреждаем руководителя
На небольших и малоизвестных поставщиков еще на преддоговорной стадии нужно собрать небольшое досье, состоящее из копий устава, свидетельств о регистрации, лицензии, выписки из ЕГРЮЛ. Это поможет избежать налоговых проблем, если поставщик окажется недобросовестным налогоплательщиком.

Минфин рекомендовал среди прочего исследовать информацию:

— о фактическом месте нахождения контрагента;
— о его производственных (торговых) площадях;
— об очевидных свидетельствах возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Хотя как это можно проверить, ни суды, ни финансисты не пояснили.

Из авторитетных источников
Кафтанников А.А., ЗАО АФ "Аудит-Классик"
"Можно также проверить, не фигурировал ли контрагент как фирма-"однодневка" в судебных спорах. Сделать это можно в любой справочно-правовой системе, имеющей базу решений арбитражных судов (например, КонсультантПлюс).
* * *
И помните: в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. То есть налоговые органы не вправе истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на вас дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Новости и события

Налоговики должны доказать, что вы халатно отнеслись к выбору партнера или намеренно сотрудничали с недобросовестным контрагентом.

Связаться с нами

Ваши контактные данные будут использоваться исключительно для вашего информирования по задаваемым вами вопросам. Для эффективной работы, лучше указать тот e-mail, который вы регулярно проверяете. Никаких спам-рассылок, никакой навязчивой рекламы туда отправляться не будет. Ваши контактные данные никогда не будут видны на сайте и не будут никому передаваться без вашего согласия. У вас всегда будет возможность удалить свои контактные данные и отказаться от любых уведомлений через личный кабинет, или через администратора сайта.

Отправляя контактную информацию, вы автоматически получаете доступ в личный кабинет на сайте, где всегда сможете изменить или удалить свои данные.

Сообщите нам о себе и мы свяжемся с вами

Должная осмотрительность

Единый центр мониторинга бизнеса оказывает комплексные услуги проверки контрагентов по ИНН, ОГРН и другим параметрам. Предоставляем исчерпывающую информацию о ваших контрагентах, помогаем изучить их деловую репутацию и заблаговременно выявить компании-однодневки. Работаем в рамках действующего законодательства, предоставляем информацию в сжатые сроки, гарантируем подлинность и полноту данных.

С ЕЦМБ проверить компанию по ИНН и ОГРН – просто, удобно, выгодно.

Услуги ЕЦМБ для бизнеса

Предоставляем широкий спектр услуг для представителей малого, среднего и крупного бизнеса:

  • Проверка контрагентов по ИНН;
  • Проверка контрагентов по ОГРН;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Проверка компаний по «массовым адресам» регистрации;
  • Проверка по фактическому местонахождению компании;
  • Проверка фактов нарушения контрагентами налогового законодательства;
  • Проверка по реестру дисквалифицированных лиц;
  • Проверка учредителей, сотрудников с правом подписи;
  • Предоставление различных дополнительных сведений о контрагенте.

С нами вы можете не только проверить контрагента по ОГРН или ИНН, но также получить другую информацию о компании – это позволит вам принять взвешенное решение о начале сотрудничества с контрагентом. Дополнительные сведения помогут подкрепить ваше решение и строить сотрудничество в соответствии с той или иной стратегией. В конечном итоге, решив проверить компанию по ИНН с помощью Единого центра мониторинга бизнеса, вы сокращаете риски и повышаете степень безопасности своей работы на рынке.

Проверка контрагента по ИНН

Индивидуальный номер налогоплательщика присваивается каждой зарегистрированной компании – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП). ИНН формируется по определенному алгоритму и хранится в базе Федеральной налоговой службы (ФНС). Быстро проверить контрагента по ИНН можно на этой странице – введите номер, и сразу получите результат. Отсутствие информации по запросу означает, что ИНН не соответствует никакой реально зарегистрированной организации, то есть, является поддельным.

Здесь же вы можете проверить контрагента по ОГРН (Основному государственному регистрационному номеру), который также хранится в базе ФНС.

Услуги проверки компаний по ИНН и ОГРН предоставляются бесплатно.

Выписка из ЕГРЮЛ

Оказываем услуги по предоставлению выписок из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) – этот документ подтверждает, что на момент его выдачи ваш контрагент не снят с учета и ведет деятельность. Также выписка позволяет проверить реквизиты и некоторые данные компании.

Выписка из ЕГРЮЛ предоставляется в виде электронного документа, подготовленного для скачивания с сайта и (при необходимости) распечатки.

Данная услуга предоставляется на платной основе.

Проверка на «массовый адрес» регистрации контрагента

Проводим проверку адреса регистрации контрагента с целью выявления признаков компаний-однодневок. Предоставляем информацию о наличии компаний, зарегистрированных по тому же адресу, что и ваш контрагент. Данные сведения могут свидетельствовать о «массовом адресе» регистрации и служить веской причиной разрыва отношений с контрагентом. Для проверки используется информация из базы ФНС.

Данная услуга предоставляется на платной основе.

Проверка по фактическому адресу контрагента

Проводим проверку фактического местоположения контрагента и совпадения фактического адреса с адресом регистрации. Несовпадение адресов не является признаком недобросовестности контрагента, однако в ряде случаев это может стать одной из причин отказа от дальнейшего сотрудничества.

Данная услуга предоставляется на платной основе.

Проверка контрагента на нарушение налогового законодательства

Предоставляем комплексную услугу по проверке контрагентов на наличие фактов нарушения ими налогового законодательства РФ. Выполняется проверка по следующим фактам:

  • Неуплата налогов и сборов;
  • Не предоставление отчетности в ФНС;
  • Прочие нарушения.

Обратите внимание: при выполнении проверки на нарушении налогового законодательства в ФНС отправляется официальный запрос от вашей компании, который фиксируется и в дальнейшем может быть использовать в арбитраже.

Данная услуга предоставляется на платной основе.

Проверка по реестру дисквалифицированных лиц

Проводим проверку контрагентов по реестру дисквалифицированных лиц и предоставляем разрешенную к оглашению информацию (нарушение, срок дисквалификации и другие).

Реестр дисквалифицированных лиц – реестр, формируемый в ФНС, содержащий информацию о дисквалифицированных физических лицах. В данный реестр вносятся лица, допустившие нарушение законодательства в области предпринимательства, и в административном порядке лишенные права занимать определенные должности, вести предпринимательскую деятельность и т.д. Внесение в реестр дисквалифицированных лиц является привлечением к административной ответственности в соответствии с КоАП.

Наличие вашего контрагента в реестре дисквалифицированных лиц является веской причиной отказа от сотрудничества с ним (более того – сотрудничество с ним будет являться фактом нарушения законодательства). Также с помощью реестра вы получите общее понимание о благонадежности физического лица и сможете принять взвешенное решение о дальнейшей работе с ним.

Услуга проверки по реестру дисквалифицированных лиц предоставляется на платной основе.

Как проверить контрагента по ИНН и другим параметрам?

Чтобы получить услуги по проверке контрагентов, зарегистрируйтесь на сайте или воспользуйтесь помощью наших специалистов по телефону, в чате на сайте или по электронной почте. Мы предоставим информацию об услугах и условиях их предоставления, и поможем в работе с сайтом.

Проверка контрагента при заключении сделки

Дата написания: 2013-08-13

По хорошему здоровые договорные отношения завязываются не с проекта договора, как хотелось бы думать, и даже не с протокола ведения переговоров, как часто случается, а с правильного выбора будущего контрагента. Именно грамотный выбор контрагента по сделке и обеспечит на 50 % стабильные и выгодные деловые отношения на долгие годы, которые не омрачат длительные судебные тяжбы или внезапные проверки надзорных органов. Как это не парадоксально, но это действительно так, в мировой практике этому уделяется огромное значение. К сожалению у нас в России эта процедура не получила должного развития. Но тем не менее в последнии годы мы быстро набираем обороты и очень надеюсь, в обозримом будущем, выйдем в этом направлении на цивилизованный уровень.

Выбор контрагента при заключении договора достаточно сложная, многогранная и длительная процедура. Грубо говоря, это выбор оптимального соотношения риск/прибыль. В настоящей статье я хочу затронуть лишь небольшую область этой, по настоящему заслуживающей внимания, процедуре. Речь пойдет об именуемой в отечественном законодательстве и судебной практике "должной осмотрительности".

Одним из первых этот термин официально был введен в оборот Постановлением Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006г. С этого момента считается официальное установление критериев должной осмотрительности при выборе контрагента. Конечно же сегодня существует целый "пакет" документов на эту тему на которые следует обратить внимание для всестороннего понимания должной осмотрительности. Это большой перечень всевозможных писем Минфина и приказов ФНС. И даже если не брать в расчет судебную практику по данному вопросу, хотя именно она является основополагающей при принятии какого либо серьезного решения, можно "утонуть" в бескрайнем множестве правовых актов по этой тематике. И какая то ясность и определенность здесь просто необходима.

Сегодня реалии требуют запрашивать у будущих контрагентов минимально необходимую документацию в целях проверки партнера на предмет правовой чистоты юридического лица. Это как минимум позволит решить два вопроса: проанализировать возможные потери по сделке, а также, с точки зрения надзорных органов и судебной практики, избежать налоговых рисков, связанных с проявлением должной осмотрительности при заключении договоров.

Вообще говоря перечень запрашиваемой документации нигде в правовых актах четко не закреплен. Понятие проявления должной осмотрительности весьма относительное. Поэтому в каждой сделке, строго говоря, следует исходить из конкретной ситуации. Тем не менее, сложившаяся практика, в качестве общих требований, исходит из следующего рекомендуемого списка:

  1. Копия свидетельства о постановке контрагента на налоговый  учет
  2. Копия свидетельства о государственной регистрации контрагента
  3. Выписка из ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты выдачи)
  4. Копия устава
  5. Копия документа подтверждающего полномочия руководителя
  6. Доверенность (если договор подписывается, не руководителем)
  7. Лицензия (если вид деятельности, которым занимается контрагент подпадает под действие Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  8. Последний утвержденный налоговыми органами бухгалтерский баланс
  9. Банковские карточки с образцами подписи руководителя.

Это далеко не полный перечень запрашиваемый на практике документации. Необходимо отметить, что в зависимости от типа контрагента этот перечень будет естественным образом изменятся. К примеру, у индивидуальных предпринимателей нет необходимости запрашивать копию устава и документы подтверждающие полномочия руководителя, так как эти документы у него в принципе отсутствуют в силу своего правового статуса.

Справедливости ради, стоит сказать, что как правило, в большинстве случаев довольствуются лишь первыми семи или даже пяти документами.

В действительности это так, надлежащим образом заверенные копии вышеуказанных пяти документов, при условии, что договор подписан руководителем, в большинстве типовых случаев обоснуют вашу должную осмотрительность перед налоговыми органами.

Что же дают нам эти документы при заключении договора, помимо простой формальности необходимой для налоговиков? Что конкретно можно почерпнуть для себя соблюдая так называемую должную осмотрительность?

Как правило поступают следующим образом.

Сначала проверяют законное существование самого контрагента. Здесь в совокупности приходят на помощь оба свидетельства и выписка из ЕГРЮЛ. Первые два дают основание полагать, что контрагент зарегистрирован в установленном законом порядке и поставлен на налоговый учет. Также из совокупности этих документов можно узнать год регистрации контрагента и налоговую в которой стоит он на учете.

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента и избежать претензий ФНС

Эта информация должна находить свое подтверждение в выписке из ЕГРЮЛ.

Далее в Выписке смотрим не находится ли контрагент в процессе реорганизации (если контрагент юридическое лицо), банкротстве и вообще действующий ли статус у него на сегодня. Вполне возможно, что он уже прекратил свое существование, а документы которые у вас на руках уже потеряли свою актуальность. Дополнительно из Выписки можно почерпнуть виды деятельности, которыми занимается контрагент, наличие филиалов у него, получаемые им лицензии и многое другое.

Затем переходим к уставу.

Устав юридического лица один из наиболее важных документов, с которым необходимо ознакомиться, хотя бы бегло. Дело в том, что устав, как многие практикующие юристы считают, является локальным «нормативным актом» для организации, своеобразной маленькой «конституцией» для нее. Это конечно спорный вопрос, но умалять значение устава не стоит. Другими словами, в идеале, юридическое лицо обязано действовать в точном соответствии со своим уставом. Но на практике к сожалению это далеко не так. Но тем не менее, при принятии решения из устава можно почерпнуть много.

Для начала необходимо в уставе найти адрес регистрации юридического лица. И он должен совпадать с адресом указанным в Выписке. В противном случае у вас на руках либо недействующая редакция устава либо "устаревшая" Выписка.

Вообще говоря устав, согласно действующему законодательству, должен содержать минимально определенные сведения. Так согласно ст. 52 ГК РФ

"В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида."

К примеру для обществ с ограниченной ответственностью согласно ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" будут следующие требования:

"Устав общества должен содержать:
— полное и сокращенное фирменное наименование общества;
— сведения о месте нахождения общества;
— сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
— сведения о размере уставного капитала общества;

Необходимо также помнить, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида, а не устава.

Наиболее важной информацией в уставе является конечно же сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе сведения о его исполнительных органах. Говоря простым языком — кто (какой орган) вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Эта информация должна подтвердиться в Выписке из ЕГРЮЛ. Именно там мы и смотрим конкретное лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, на лицо имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, указанное в Выписке, хорошо бы запросить у контрагента копию документа подтверждающего его полномочия как руководителя.

Необходимо отметить, что с недавнего времени сведения содержащиеся в реестре имеют первичный характер по отношению к документам, на основании которых внесены эти сведения; другими словами при наличии противоречий в документах и в Выписке следует отдавать предпочтение Выписке. Так согласно пункту 4 ст. 5 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Далее в уставе смотрим существуют ли ограничения у исполнительного органа (руководителя) на заключение различного рода сделок. Как правило, чаще всего, именно через устав воздействуют на область дозволенного при взаимодействии исполнительного органа с третьими лицами. Здесь можно прописать многое и это реально будет работать. Для нас, когда мы просматриваем устав будущего контрагента, немаловажно будет узнать , а что собственно разрешено руководителю и в каком порядке он реализует свои полномочия. Это очень важный момент. Если бы в отечественной практике многие компании уделяли бы должное внимание изучению уставов своих контрагентов, в том числе вопросам об ограничениях, было бы гораздо меньше судебных разбирательств по вопросу оспаривания сделок.

К выбору контрагента следует всегда подходить ответственно, учитывая не только вышеприведенное, но и другую доступную информацию.Сегодня в век интернет технологий доступны самые различные ресурсы для проверки и анализа заключаемой сделки. Вот некоторые из источников где можно получить дополнительно сведения о контрагенте:

  1. На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ смотрим историю судебных разбирательств контрагента.
  2. На сайте налоговой смотрим свежую информацию по регистрационным действиям контрагента
  3. На сайте судебных приставов получаем информацию об исполнительных производствах.
  4. Через Федеральную антимонопольную службу РФ выходим на реестр недобросовестных поставщиков

Все вышеприведенные процедуры проверки, конечно же не дадут 100 % гарантии от "всех бед", для получения более серьезных гарантий требуется более сложные и детальные мероприятия, в частности в настоящей статье не учитывается подтверждение реальности хозяйственных операций с контрагентом, а это своя отдельная, большая тема, требующая дополнительно владения экономическими навыками, но даже этот небольшой минимум при выборе контрагента сбережет в будущем ваши нервы, отсеет ряд недобросовестных контрагентов и поможет отстоять свою позицию перед надзорными органами в соблюдении вами должной осмотрительности.

Главная — Статьи

Должная осмотрительность при выборе контрагента

Гражданским законодательством (п. 5 ст.

Напоминание о необходимости проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов

10 ГК РФ) проявление должной осмотрительности предполагается как данность, поскольку это соответствует интересам участников гражданских правоотношений. Иное значение названное понятие приобрело в налоговом смысле. В целях получения необоснованной налоговой выгоды большое количество налогоплательщиков сознательно идет на контакты с неблагонадежными фирмами. При этом достигаются две задачи, первая из которых — возмещение НДС на основании счетов-фактур, выписанных фирмами-"однодневками", а вторая — обналичивание перечисленных в адрес фирм-"однодневок" денежных средств.

Примечание. Под фирмой-"однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Налоговые органы в первую очередь обеспокоены уклонением от уплаты НДС, в результате весь имеющийся в их руках арсенал средств они направляют на решение данной проблемы. Добросовестным налогоплательщикам, не имеющим отношения к незаконным схемам, порой нечего сказать в свое оправдание по скомпрометировавшему их счету-фактуре. Они только могут попытаться доказать, что о неправомерной деятельности контрагента им было неизвестно и при взаимодействии с ним была проявлена должная осмотрительность. Далее в статье будет раскрыта проблема должной осмотрительности в свете эволюции методов контроля уплаты НДС.

Автоматизация контроля уплаты НДС

Заметная часть налоговых нарушений по НДС связана с необоснованным возмещением налога из бюджета по счетам-фактурам, выставленным фирмами-"однодневками". Однако в настоящее время у налоговых органов резко повысился уровень осведомленности в отношении каналов утечки денежных средств, которые при условии легальной схемы оборота причитались бы к уплате в бюджет в виде НДС. Налоговикам помогают в этом современные программные продукты, такие как "СУР АСК НДС" и "СУР АСК НДС-2" (Приказ ФНС России от 14.08.2015 N СА-7-15/358@ "О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС". Приказами ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-15/113@ и от 20.06.2016 N ММВ-7-15/367@ срок пилотного проекта продлен до 30.12.2016). С помощью данных систем контролеры могут обрабатывать все счета-фактуры, выставляемые налогоплательщиками страны, выявлять нарушения в цепочке входящих и исходящих счетов-фактур и на основании полученных сведений направлять налогоплательщикам требования о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395). Кроме того, система "СУР АСК НДС-2" в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков — юридических лиц, представивших декларации по НДС, по трем группам налогового риска: высокий, средний, низкий (Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@).

Классификация налогоплательщиков по уровню налогового риска

Риск налогоплательщика

Характеристика налогоплательщика

Низкий налоговый риск

Налогоплательщик ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Он обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем

Высокий налоговый риск

Налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Он не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере)

Средний налоговый риск

Налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском

Как можно предположить из вышепредставленной классификации, проблема добросовестности при выборе контрагента возникает при выставлении счетов-фактур налогоплательщиками с высоким налоговым риском в адрес налогоплательщиков с низким и средним налоговым риском. Налогоплательщики с высоким налоговым риском, а также часть налогоплательщиков со средним налоговым риском, которые участвуют в цепочке незаконной оптимизации НДС, осуществляют свою деятельность до того момента, пока не привлекут внимание "СУР АСК НДС" и "СУР АСК НДС-2". Данные фирмы могут казаться добросовестными контрагентами, легендируя свою деятельность, но они не могут уплатить причитающийся НДС в бюджет, иначе потеряют источник для обналичивания средств. Что же касается налогоплательщиков с низким налоговым риском, то им следует иметь в виду, что вычислит их неблагополучных контрагентов беспристрастный робот, одновременно он вооружит налоговиков конкретными фактами, которые намного труднее опровергнуть, чем субъективные суждения о надлежащей или ненадлежащей осмотрительности.

Результаты анализа информации в "СУР АСК НДС" и "СУР АСК НДС-2" используются налоговыми органами по трем основным направлениям налогового контроля уплаты НДС: во-первых, при камеральной проверке деклараций по НДС к возмещению, во-вторых, при обнаружении расхождений в декларациях по НДС к уплате и, в-третьих, при выявлении цепочек незаконной налоговой оптимизации.

Как видно, контроль носит практически тотальный характер, избежать пристального внимания к вашей организации помогут только исключение из числа поставщиков фирм-"однодневок" и тщательная проверка контрагентов на предмет их добросовестности.

Понятие должной осмотрительности

Несмотря на то что процесс выявления фирм-"однодневок" поставлен на поток, возмещение НДС зависит от проявления должной осмотрительности, а не от группы налогового риска контрагента. Конечно, если налогоплательщик допустил контакты с явной фирмой-"однодневкой", налоговики предпочтут пойти в суд, чем рассмотреть представленные налогоплательщиком доказательства проявления должной осмотрительности. Тем не менее по-прежнему в судах при вынесении решений доминирует позиция, сформулированная в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды": "Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей" (п. 10 Постановления N 53).

Внушает оптимизм то обстоятельство, что налоговики подтверждают свою приверженность данной позиции и по сей день. В частности, в Письме ФНС России от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 контролеры сообщают, что, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

На сегодняшний день основным методологическим документом в области должной осмотрительности при выборе контрагента остается Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". В состав данного Приказа входит Приложение 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок", п. 12 которого содержит основные признаки ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Основные признаки высоких налоговых рисков при взаимоотношениях с контрагентами:

  • Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей;
  • Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Способы проявления должной осмотрительности

Стандартные рекомендации контролеров о проявлении должной осмотрительности сводятся обычно к проведению таких мероприятий, как получение от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Ниже в качестве образца приводится примерный профиль добросовестного контрагента. Какие-то из перечисленных параметров жесткие, обязательные для исполнения (например, регистрация партнера в ЕГРЮЛ), иные показатели более мягкие, могут не соответствовать контрольным значениям (например, лимит участия в других организациях руководителей и учредителей контрагента). Предложенная методика базируется на нормативных актах, изданных ФНС и Минфином за последние 10 лет.

Примечание. Предложенная технология проверки контрагента в рамках проявления должной осмотрительности сформирована, в частности, на базе следующих нормативных актов: Приказа ФНС России N ММ-3-06/333@; Писем ФНС России о проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до и после 01.08.2016 (от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ и N ГД-4-14/14126@ соответственно), от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104, от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@, от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124, от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@, от 11.02.2010 N 3-7-07/84; Писем Минфина России от 12.07.2016 N 03-01-10/41099 и от 17.06.2016 N 03-02-07/1/35452.

Признаки добросовестности контрагента:

I. Проверка контрагента через электронный сервис ФНС "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента"

  • Контрагент занесен в ЕГРЮЛ
  • Решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала контрагента не принято
  • Решение о предстоящем исключении контрагента из ЕГРЮЛ отсутствует
  • В состав исполнительных органов контрагента не входят дисквалифицированные лица
  • Адрес контрагента не является адресом массовой регистрации в качестве места нахождения юридических лиц
  • В состав исполнительных органов контрагента не входят лица, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке
  • Информация о том, что с контрагентом нельзя связаться по указанному им адресу (месту нахождения), отсутствует
  • Контрагент не имеет долгов по налогам и налоговой отчетности
  • Руководитель контрагента исполняет обязанности руководителя не более чем в пяти юридических лицах
  • Участники контрагента являются таковыми не более чем в десяти юридических лицах

II. Проверка документов контрагента

  • Копии заверенных контрагентом документов (учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов о назначении руководителей) подтверждают его юридический статус
  • Подлинность представленных доверенностей, уполномочивающих то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, сомнений не вызывает
  • Бухгалтерская отчетность подтверждает наличие мощностей для выполнения взятых контрагентом на себя обязательств
  • Численность персонала подтверждает реальность деятельности

III. Анализ открытых источников информации

  • Контрагент имеет работающий сайт
  • В Интернете присутствуют отзывы о работе контрагента
  • Контрагент размещает рекламу в Интернете и СМИ

IV. Сведения о контактах с представителями контрагента

  • Контакты с сотрудниками контрагента проведены путем видеосвязи, личной встречи

* * *

Вооружившись технологически, налоговые органы подняли проблему должной осмотрительности на более высокий уровень. По всей видимости, налогоплательщикам, чтобы соответствовать новым требованиям, придется провести дополнительные мероприятия. Например, крупным налогоплательщикам, скорее всего, будет выгодно создать программный продукт с базой данных по контрагентам. Прочим налогоплательщикам было бы неплохо иметь досье на крупных и средних поставщиков и зафиксированную локальным актом процедуру проверки контрагентов. Возможно, целесообразнее вести досье контрагентов не в бумажном, а в электронном виде, с сохранением собранной информации в виде электронных копий, отсканированных изображений, скриншотов. По мере публикации новых документов налоговой службой также рекомендуется актуализировать методику проверки контрагента.

Январь 2017 г.

Налоговая ответственность, Налоговые споры

Главная » Предпринимателю » Благонадежность контрагента

Благонадежность контрагента

Вернуться назад на Контрагент

Налоговики напоминают, что проверить контрагента и с учетом полученных данных решить вопрос о безопасности заключения с ним сделки можно с помощью нескольких электронных сервисов Федеральной налоговой службы на сайте.

С помощью сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» можно проверить:

— наличие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— выяснить, не подавал ли контрагент в инспекцию документы на государственную регистрацию изменений (о смене генерального директора или состава участников);

— удостовериться в том, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу;

— проверить, что адрес, по которому зарегистрирован контрагент, не включен в список адресов массовой регистрации;

— проверить, что контрагент не указан в списке недействующих юридических лиц, по которым принято решение об исключении из ЕГРЮЛ;

— проверить, не принято ли собственниками контрагента решение о ликвидации или реорганизации компании;

— убедиться, что среди учредителей и руководителей контрагента нет лиц, невозможность участия которых в этой организации подтверждена судом;

— убедиться в отсутствии сведений о дисквалификации генерального директора контрагента;

— удостовериться, что в руководстве контрагента нет других дисквалифицированных лиц.

Сервисы «Действительные ИНН юридических лиц», «Недействительные ИНН юридических лиц» дают возможность убедиться в действительности ИНН контрагента.

С помощью сервиса «Недействительные свидетельства» можно проверить действительность номера свидетельства о государственной регистрации контрагента или свидетельства о присвоении ему ИНН.

Таким образом, проверка контрагента свидетельствует о проявлении организацией должной осмотрительности при выборе делового партнера. Пользуясь сервисами ФНС России можно провести всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагента и сделать выводы о его благонадежности.

В гражданском законодательстве не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. Поэтому актуальным остается вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице.

Ответственность за выбор поставщиков и клиентов лежит на компании. Неосмотрительность приводит к потере денег, деловой репутации, отказу в возмещении НДС и даже обвинению юридического лица в мошенничестве. Поэтому важно по максимуму оценить риски работы с определенной фирмой.

Проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму. Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@:

1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.

2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.

3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.

4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.

5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.

6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.

7. Практически равная величина расходов и доходов.

8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.

9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.

10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.

11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.

12.

Должная осмотрительность при проверке по коммерческим системам Контур/Коммерсант/Кронос-Информ

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна.

В Приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:

— отсутствие данных в ЕГРЮЛ;

— отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;

— отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;

— отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;

— отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.

Наличия одного или нескольких критериев может быть достаточно, чтобы признать организацию «проблемной» и не вступать с ней в деловые связи.

Проверка контрагента на добросовестность может быть осуществлена как через открытые источники, так и с помощью платных сервисов.

Некоторую информацию можно получить бесплатно через инструменты на сайте ФНС: сведения о регистрации или процессе ликвидации, вид деятельности, сведения о задолженности по налогам, место регистрации и др.

С помощью платных сервисов можно заказать полную выписку из ЕГРЮЛ с информацией об учредителях, исполнительном органе, размере уставного капитала и его изменениях, выданных лицензиях и т. д.

Другие сведения возможно получить через дополнительные интернет — источники:

— реестры недобросовестных поставщиков;

— картографическая система Яндекс и Google;

— реестры лицензий;

— банк данных исполнительных производств;

— картотека арбитражных дел;

— поисковые системы сети интернет.

Существуют и специализированные сервисы, предоставляющие всю необходимую информацию в единой, сводной таблице.


Сознательное использование в коммерческой деятельности «однодневок» на настоящий момент является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Действующий закон не предусматривает четкого определения «фирмы-однодневки», таковой в правоприменительной практике понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, которое было создано без цели ведения предпринимательской деятельности. «Однодневка», как следует из устоявшейся налоговой практики, не предоставляет налоговую отчетность, зарегистрирована по адресу массовой рассылки, отсутствует по месту юридической регистрации и т.д.

Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы

Неправомерное использование «однодневок» заключается в искусственном характере включения их в цепочку коммерческих взаимоотношений с целью согласованных противоправных действий налогоплательщика с обособленной «фирмой-однодневкой».

Обязанность доказывания фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды за счет использования «фирмы-однодневки» возложена на налоговые органы. В ходе осуществления налогового контроля уполномоченные лица устанавливают факты, свидетельствующие о, так называемой, «недобросовестности» налогоплательщика, который не проявил должную осмотрительность, вступив в коммерческие взаимоотношения с юридическим лицом, отнесенным к числу «однодневок».

В тоже время у добросовестного налогоплательщика возникают логичные вопросы: — Как обезопасить себя от обвинений в уклонении от налогообложения из-за наличия коммерческих взаимоотношений с компанией, которая по мнению налогового органа была отнесена в разряд «однодневок»? — Какой информацией должен обладать добросовестный налогоплательщик на стадии вступления в договорные отношения с деловым партнером и каков источник получения подобной информации?

Как следует из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной позицией налогового органа финансовые операции с контрагентами-перекупщикам носят высокий налоговый риск.

Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщиков об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. Более того, подобная информация отнесена законом к налоговой тайне. Учитывая это, обязанность доказывания собственной «добросовестности» в выборе контрагента/перекупщика или посредника полностью ложиться «на плечи» налогоплательщика.

Согласно сложившейся практике налоговый орган делает вывод о необоснованном получении налоговой выгоды налогоплательщиком, если тот совершает операции с проблемным контрагентом, создавая формальный документооборот с цепочкой контрагентов. К подобному выводу налоговый орган приходит на основании установления юридической, экономической и иной подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику. Наличие подконтрольности, по мнению проверяющих свидетельствуют о согласованности действий участников спорных сделок, что в свою очередь, свидетельствует о нереальности хозяйственной операций между контрагентами.

В случае отсутствия доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговый орган исследует и доказывает недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену).

Следует отметить, что факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не может являться основанием для возложения негативных последствий на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность при выборе контрагента, при условии реального исполнения заключенной сделки. (Подробнее…)

Согласно позиции, высказанной Верховным Судом РФ, установление по результатам налоговой проверки факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

Помимо сведений о контрагенте, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРЮЛ), налогоплательщик, как следует из Письма ФНС РФ от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@, может получить информацию о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, размещаемую на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru).

Налогоплательщик по рекомендациям ФНС РФ при выборе контрагента обязан:

  • удостовериться в документальном подтверждении полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя;
  • получить копию документа, подтверждающего личность руководителя компании-контрагента или его представителя;
  • убедится в фактическом месте нахождении контрагента, его производственных и торговых площадей;
  • убедиться в реальности выполнения контрагентом условий заключаемого договора с учетом объективных условий, например, в виде оценки времени необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме того, с помощью сайта ФНС России налогоплательщику необходимо проверить своего потенциального контрагента на предмет нахождения по адресу «массовой» регистрации, а также проверить, не входят ли в состав исполнительных органов контрагента дисквалифицированные лица.

Приведенный перечень мероприятий не является исчерпывающим, при возникновении налогового спора налогоплательщиком могут быть предоставлены и иные доказательства проявления должной осмотрительности в выборе контрагента.

Адвокат Павел Домкин

Публикации Бюро