Должен ли бухгалтер проходить медосмотр?

Позвольте несколько примеров «из истории» для начала. Не из «глуби веков», относительно недавние.

Трудовая инспекция законно оштрафовала директора предприятия за допуск бухгалтеров к работе без прохождения медосмотра – резюмировал Псковский областной суд в решении от 14.05.2018 по делу № 21-94/2018. Аргументация следующая. Бухгалтеры относятся к лицам, которые большую часть времени проводят за компьютером. То есть подвергаются воздействию электромагнитного поля широкополосного спектра частот от компьютеров (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени). Поэтому проходить медосмотр бухгалтеры обязаны. Это требование установлено пунктом 3.2.2.4 Приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. В случае непрохождения бухгалтером обязательного медосмотра директор организации подлежит привлечению к ответственности по статье 5.27.1 КоАП РФ – штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей.

Остается добавить, что похожую точку зрения ранее высказывал и Верховный суд РФ – решение от 06.12.2017 № 34-АД17-5. Правда, речь там шла об организациях общепита и торговли. Вынося свой вердикт, судьи сослались на статью 213 Трудового кодекса РФ и вышеупомянутый приказ Минздрава № 302н.

Таким образом, Верховный суд решил, что компанию правомерно оштрафовали за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр (главбуха и менеджеров). Хоть и занимались эти лица не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Примечательно, что ранее Роспотребнадзор придерживался иной позиции – что медосмотры обязательны для тех, кто непосредственно контактирует с продовольственным сырьем, пищевой продукцией.

Комментировать решение суда – дело не сильно благодарное, но удержаться сложно. Давайте честно: от современного компьютера пострадать невозможно. Может быть, Минздравсоцразвития в 2011 году имел в виду компьютеры советского производства?

В этой связи вспоминается еще одно судебное решение. Его суть: если в компании работают женщины, которые контактируют с покупателями, они должны принести генеральному директору справку от гинеколога. Конечно, можно вывести целую теорию: вдруг женщина больна чем-то заразным, и она до кого-то дотронется… Но абсурд от этого не перестанет быть абсурдом.

Подлинный вред «вредных факторов»

Согласно статье 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В этой же статье говорится, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся медосмотры, а также порядок их проведения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом МЗСР от 12.04.2011 № 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры. В пункте 3.2.2.4 Приложения к этому Приказу значится такой фактор, как «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога глаз в сумме не менее 50% рабочего времени)».

Под этот пункт подпадают все сотрудники организации, работающие за компьютером, в том числе бухгалтеры.

Такие сотрудники должны раз в два года проходить медосмотр. Их обязательно должны осмотреть окулист, невролог и терапевт, потому что на такую работу не годятся сотрудники с некоторыми глазными заболеваниями, а также с расстройствами нервной системы.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и медицинских осмотров, обязательных медосмотров согласно статье 5.27.1 КоАП полагается штраф: от 15 000 до 25 000 рублей – для должностного лица, от 15 000 до 25 000 рублей – для ИП. Организации же придется раскошелиться на сумму от 110 000 до 130 000 рублей.

Минтруд «прозрел»

И вот Минтруд наконец признал, что требование о необходимости проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работникам, занятым работой за ПЭВМ, является избыточным.

Работы на ПЭВМ при воздействии электромагнитного поля широкополосного спектра частот (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) как таковые не являются работами с вредными и (или) опасными условиями труда и не связаны с высоким риском получения производственных травм и профессиональных заболеваний. В этой связи положения действующего в настоящее время подпункта 3.2.2.4 перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденные приказом МЗСР от 12.04.2011 № 302н, требуют отмены, заявили в Минтруде России.

Уведомление о начале разработки нормативного акта с поправками в Приказ № 302н размещено на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Предполагается, что поправки вступят в силу в августе 2019-го.

Читайте также «Возмещение расходов на медосмотры: НДФЛ и страховые взносы»

Сразу после одобрения Правительством РФ пенсионной реформы власти обратили пристальное внимание на вопрос здоровья сотрудников предприятий при разработке бюджетной и налоговой политики на 2020 год. Трудовая инспекция пропагандирует обязательный медосмотр для бухгалтеров, Министерство финансов собирается отстранять чихающих от работы, Президент РФ поручил Правительству РФ рассмотреть возможность предоставления социального налогового вычета «на фитнес».

Обязательный медосмотр для бухгалтеров

Профессия бухгалтера связана с длительным пребыванием у монитора компьютера, например, при выполнении работы по считыванию, вводу данных. Старые модели компьютеров создают электромагнитное поле широкополосного спектра частот, в связи с чем сотрудники бухгалтерии обязаны регулярно проходить медицинские осмотры – так говорится в тексте п. 3.2.2.4 Приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

Основываясь на указаниях данного Приказа, недавно Псковский областной суд вынес Решение от 14.05.2020 по делу № 21-94/2020, приняв сторону Роструда, оштрафовавшего руководителя компании за допуск к работе бухгалтеров, не прошедших медицинский осмотр.

Годом ранее аналогичное решение принял Верховный суд РФ. Суд вынес Решение от 06.12.2017 № 34-АД17-5, также сославшись на ст. 213 ТК РФ и упомянутый выше Приказ Министерства здравоохранения. Единственное, дело рассматривалось в отношении организации торговли и общественного питания. Главный бухгалтер и менеджер были допущены к работе без предварительного прохождения медицинского осмотра, за что работодатель был оштрафован, несмотря на то, что данные сотрудники не продавали продукты питания, а находились в офисе.

Важно! Ранее, согласно распоряжению Роспоребнадзора, к работе до прохождения медосмотра не могли быть допущены только те сотрудники, которые контактируют с пищевой продукцией, продовольственным сырьем. Однако, сегодня мнение властей изменилось.

Если бухгалтер исполняет трудовые обязанности, не пройдя медицинского осмотра, руководство предприятия будет оштрафовано:

  • должностные лица – на сумму от 15 до 25 тысяч рублей;
  • индивидуальные предприниматели – на сумму от 15 до 25 тысяч рублей;
  • юридические лица – на сумму от 110 до 130 тысяч рублей.

Заболевших сотрудников будут отстранять от работы

Главный санитарный врач РФ Анна Попова не раз упоминала от том, что упущением является тот факт, что закон не позволяет работодателям отстранять от работы (или изначально не допускать к работе) заболевшего сотрудника, не желающего уходить на больничный. Анна Попова подписала Постановление от 25.06.2020 № 38 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2020-2020 годов», согласно которому:

  • работодатели (вне зависимости от формы организационно-правового управления и формы собственности) обязаны будут отстранять болеющих подчиненных от работы и отправлять их на осмотр в поликлиники;
  • сотрудники, работающие с населением, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

Процедура для случаев, когда сотрудник кажется работодателю больным, предусмотрена следующая:

  1. Работодатель перед началом рабочего дня визуально определяет здоровых и больных сотрудников.
  2. Работникам, кажущимся больными, предлагается воспользоваться неиспользованными отгулами, оформить больничный лист или отпуск без сохранения заработной платы.
  3. Если сотрудники отказываются покидать рабочее место, составляется акт, на основании которого они немедленно направляются в поликлинику на медицинское освидетельствование. От них требуется принести справку о состоянии здоровья.
  4. Если врач допускает работников к выполнению трудовых обязанностей, работодатель не препятствует возвращению сотрудников на рабочее место.

Предлагается также проводить массовую вакцинацию трудящихся от гриппа, но, поскольку принуждать к прививанию граждан невозможно, планируется обязать подчиненных носить в рабочее время медицинские маски в период эпидемии ОРВИ.

Кроме того, работодателей планируется обязать следить за соблюдением на предприятии температурного режима, не важно – в офисах, производственных помещениях и складах. Минимальная температура в осенне-зимнее время должна держаться на уровне +18 градусов Цельсия. Если сотрудники трудятся на открытом воздухе, им необходимо выдавать теплую одежду, обеспечивать регулярные перерывы в работе и организовывать пункты обогрева с выдачей горячих напитков.

Итак, получается, чтобы выполнить требования главного санитарного врача, владелец фирмы должен перед началом рабочего дня проверять физическое состояние каждого сотрудника. Но однозначно определить, болен человек, или нет, может только штатный медицинский работник или приглашенная медсестра, то есть пришлось бы организовывать медицинские осмотры перед сменами. Если выясняется, что работник нездоров, он направляется в поликлинику для оформления больничного листа. Предполагается, что максимум, на что готовы пойти работодатели – это назначить ответственного работника, который перед началом рабочего дня будет визуально осматривать каждого сотрудника и измерять температуру.

Читайте также статью ⇒ «Учет и оплата прохождения медосмотра в рабочее время сотрудниками».

Налоговый вычет «на фитнес»

Согласно указаниям ст. 219 НК РФ, жители России вправе претендовать на социальные налоговые вычеты. В настоящее время гражданам доступны вычеты за:

  • приобретение жилой недвижимости (имущественный вычет);
  • страхование жизни;
  • покупку лекарств и полиса добровольного медицинского страхования;
  • платное лечение, включая оплату операций;
  • оплату обучения (не только своего, но и детей, братьев, сестер).

Бывший министр финансов Алексей Кудрин, возглавляющий Центр стратегических разработок, высказал идею о том, чтобы с 2020 года ввести новые налоговые вычеты с целью стимулирования граждан РФ к спортивным тренировкам. В своем докладе эксперты предложили предоставлять специальный вычет за оплату спортивных занятий для самих налогоплательщиков и их детей. По идее, механизм введения льгот должен быть аналогичен льготированию расходов на медицинскую помощь и образовательные услуги.

Летом текущего года Президент РФ распорядился о том, чтобы Правительство РФ в срок до 10 сентября 2020 года рассмотрело возможность узаконивания вычетов с сумм, которые граждане потратили на физкультурно-оздоровительные мероприятия. На сегодняшний день власти относятся к подобной инициативе скептически по 2 причинам:

  • размер налогового вычета нельзя назвать стимулирующим, поэтому маловероятно, что налогоплательщики станут массово скупать абонементы в спортивные клубы;
  • расширение перечня социальных налоговых вычетов потребует длительных согласований и внесения корректировок в НК РФ.

Читайте также статью ⇒ «Предварительный медосмотр при приеме на работу».

Законодательные акты по теме

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н Про обязательный медосмотр для бухгалтеров
ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ О наложении штрафа на работодателей, не организовавших обязательный медосмотр для бухгалтеров

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель заметил, что некоторые сотрудники нездоровы и предложил обратиться в поликлинику и покинуть рабочее место. Сотрудники отказались и продолжили работу.

Комментарий: Руководители предприятий в скором времени будут обязаны составлять акт, на основании которого заболевшие сотрудники будут отстранены от работы и направлены на осмотр врача. Вернуться к выполнению трудовых обязанностей сотрудники смогут исключительно после дозволения врача.

Ошибка: Работникам, трудящимся на открытой местности в осенне-зимний период, не была выдана теплая одежда.

Комментарий: Сотрудники, выполняющие работу на улице, должны быть снабжены теплой одеждой. Им также должны предоставляться перерывы, место для обогрева, горячие напитки.

Ответы на распространенные вопросы про обязательный медосмотр для бухгалтеров

Вопрос №1: Обязательно ли проводить медицинские осмотры сотрудников перед допуском их к работе, если они не контактируют с другими работниками и не работают с продуктами питания и сырьем?

Ответ: Медицинские осмотры обязательны для всех сотрудников, перед началом рабочего дня необходимо визуально определить физическое состояние работников и отстранить тех, кто кажется больным. Такова позиция главного санитарного врача РФ.

Вопрос №2: Имеет ли право инспекция труда накладывать штраф на работодателя, допустившего к работе главного бухгалтера, не прошедшего медицинского осмотра?

Ответ: Да, Роструд уполномочен на привлечение работодателей к административной ответственности за подобные нарушения.

1 Заметка «Старт первого этапа выхода из карантина — 11 мая».

Итак, без преувеличения, главным документом минувшей недели стало постановление № 3432. Принято оно было еще 4 мая, но окончательный текст на Правительственном портале появился поздним вечером 7 мая. Официальное опубликование произошло и того позже — 8 мая в газете «Урядовий кур’єр», № 87. А вступил в силу документ с 11.05.2020 г.

2 Постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины» от 04.05.2020 г. № 343.

Продление карантина. Первое, о чем идет речь в постановлении, это продление карантина до 22 мая. Соответственно до указанной даты продлено действие почти всех запретов и ограничений, предусмотренных «карантинным» постановлением № 2113. Естественно, кроме новых исключений, которые далее и предлагаем рассмотреть.

3 Постановление КМУ «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 11.03.2020 г. № 211.

Разрешенные виды хозяйственной деятельности. Основательно поправили п.п. 8 п. 2 постановления № 211, которым установлен запрет работы субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей. Из этого запрета теперь еще больше исключений. В частности, с 11 мая не запрещены:

1) работа заведений торгового и бытового обслуживания населения (абз. 1 и 2 п.п. 8 п. 2) (с нюансами, о которых ниже).

При этом торговое и бытовое обслуживание населения разрешено при соблюдении следующих условий:

а) обеспечение персонала (включая защиту лица, глаз, рук4) и посетителей средствами индивидуальной защиты, в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно;

4 Как бы парадоксально это ни выглядело, обязательность защиты рук (для персонала) прописали на уровне постановления только сейчас, хотя на практике большинство субъектов хозяйствования, деятельность которых была разрешена в период карантина, обеспечивали персонал средствами защиты рук и ранее.

Обязательность защиты рук закрепили и для других разрешенных видов деятельности, предусматривающих прием посетителей (абз. 3, 4, 9 п.п. 8 п. 2 постановления).

б) пребывание в помещении не более 1 посетителя на 10 м2 торговой площади;

в) соблюдение других санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Принципиальный и, на наш взгляд, не совсем удачный момент касательно торговли. Видим, что КМУ изменил подход к регулированию. Раньше исключения делались для продажи прямо названных товаров. Сейчас подход: «торгуй чем хочешь». Но фактически ограничения установлены с другой стороны.

Во-первых, прямо прописано, что торговое обслуживание населения допускается «исключительно в магазинах, в частности магазинах, расположенных в торгово-развлекательных центрах».

Но далеко не все торговые точки являются магазинами (стационарными торговыми точками с торговым залом для покупателей). То есть формально получается, что вся внемагазинная торговля — через пункты некапитальной застройки (киоски, ларьки, палатки и т. д.) и средства передвижной сети (автомагазины, автокафе и т. д.) теперь под запретом. Чем бы они не торговали . Даже ранее разрешенными товарами, тем же хлебом.

Позже КМУ сообщил, что 14.05.2020 г. принял изменения, позволяющие возобновить работу непродовольственных рынков.

Во-вторых, исключение сделано именно для розницы (торгового обслуживания населения). А как же быть с оптом? Его в исключениях теперь нет. Соответственно единственный выход для них — исключить «прием посетителей». Принимать их «виртуально», использовать адресную доставку.

В общем, видим, что спешка КМУ в итоге приводит к не самым удачным формулировкам.

Опять же важный момент. Ряд запретов устанавливается органами местного самоуправления. То есть КМУ запрет снял, а на местном уровне работа тех же салонов красоты или магазинов в ТРЦ по-прежнему может быть запрещена!

Это одна из «граней» адаптивного карантина, суть которого и заключается в том, что в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации местные власти могут устанавливать ограничения, которые отличаются от тех, что установлены КМУ на всей территории страны;

2) деятельность по предоставлению услуг общественного питания на открытых (летних) площадках под открытым небом. Она разрешена при условии обеспечения соблюдения расстоянии не менее 1,5 м между местами для сидения за соседними столами и размещения не более двух клиентов за столом (без учета детей в возрасте до 14 лет).

13 мая КМУ принял очередные изменения, которыми увеличил количество клиентов за одним столом с двух до четырех.

Снят вопрос с заказами на вынос в сфере общепита, законность которых ранее вызывала вопросы. Теперь на уровне постановления закрепили, что они, как и адресная доставка заказов, не запрещены.

При этом дополнительно к общим обязательным условиям5 к субъектам хозяйствования, которые проводят такую деятельность, выдвинули следующие требования:

5 Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (включая защиту лица, глаз и рук) и соблюдение соответствующих санитарных и противоэпидемических мероприятий.

а) быть операторами рынка пищевых продуктов в соответствии с Законом № 7716;

6 Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

б) пребывание посетителей, кроме времени приема пищи, в средствах индивидуальной защиты, в частности респираторах или защитных масках, в том числе изготовленных самостоятельно;

3) деятельность адвокатов, нотариусов, аудиторов и психологов (абз. 14 п.п. 8 п. 2 постановления).

Главному государственному санитарному врачу Украины поручено разработать и утвердить противоэпидемические мероприятия, которые должны осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями, а также агропродовольственными рынками.

Соответствующие постановления об утверждении Временных рекомендаций уже утверждены. Их найдете по ссылке: moz.gov.ua/golovnij-derzhavnij-sanitarnij-likar-ukraini

Другие разрешения. Кроме озвученных выше, с 11 мая разрешена и деятельность некоторых других субъектов (новые абз. 7 — 13 п.п. 8 п. 2 постановления). Это:

— деятельность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают проведение учебно-тренировочного процесса спортсменов национальных сборных команд Украины по олимпийским, неолимпийским, национальным видам спорта и видам спорта лиц с инвалидностью, спортсменов командных игровых видов спорта профессиональных спортивных клубов, при условии обеспечения лиц средствами индивидуальной защиты, в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно, пребывания в помещении не более одного лица на 10 м2 площади, а также соблюдения других санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Дополнительно прописали, что не запрещены индивидуальные тренировочные занятия по фигурному катанию, а также проведение учебно-тренировочных сборов спортсменов национальных сборных команд Украины по олимпийским, неолимпийским, национальным видам спорта и видам спорта лиц с инвалидностью;

— деятельность музеев, музеев под открытым небом и историко-культурных заповедников в соответствии с представлением руководителя учреждения культуры и по решению собственника (органа управления) без непосредственного приема посетителей. Их деятельность возможна при условии соблюдения общих обязательных условий (при этом защита глаз и рук для них не обязательна) с учетом возможности проезда работников к заведению и принадлежности работников к группам риска. Непосредственный прием посетителей возможен по решению собственника (органов управления). Но в таком случае обязательна также и защита глаз и рук персонала, а также обеспечение посетителей средствами индивидуальной защиты (точнее, контроль их наличия), в частности респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно;

— проведение в театрах, цирках, концертных организациях, художественных коллективах по решению органов управления репетиций, тренировок и других мероприятий, которые не предусматривают одновременного скопления большого количества лиц (до 50 человек), без зрителей;

Такая деятельность возможна при условии соблюдения общих условий.

— деятельность предприятий, работающих в области СМИ, в частности точек продажи прессы, типографий, редакций, логистических предприятий в сфере доставки бумаги и печатных изданий, а также телерадиоорганизаций, аффилированных с ними организаций, обеспечивающих их полноценное функционирование, в частности производство контента, а также других субъектов в сфере массовой информации, которые обеспечивают работу СМИ и доставку контента до телезрителя (провайдеров программной услуги, операторов телекоммуникаций, обеспечивающих распространение сигнала телевидения и радиовещания), других производителей аудиовизуального контента;

— осуществление журналистами и другими работниками СМИ телевизионной съемки, производства телевизионного продукта, другой журналистской деятельности, в частности на улицах населенных пунктов, в помещениях предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и т. д.;

— работа субъектов хозяйствования, связанная с производством аудиовизуальных произведений, в частности осуществление кино- и видеосъемки на открытом воздухе, в транспортных средствах, жилых зданиях, сооружениях, помещениях (в том числе помещениях, предназначенных для съемки аудиовизуальных произведений (студии, павильоны).

Такая деятельность (две последних позиции) возможна при условии:

1) ограничения количества лиц, задействованных для производства телевизионного продукта (или осуществляющих кино- и видеосъемку) в одном месте, не более 50 человек;

2) ограничения доступа к месту съемки (съемочной площадки) посторонних лиц;

3) обеспечения всех задействованных лиц средствами индивидуальной защиты, в том числе респираторами или защитными масками, в том числе изготовленными самостоятельно, а также

4) соблюдения соответствующих санитарных и противоэпидемических мероприятий.

Уточнение по стоматологическим услугам. Первым из принятых 4 мая появилось постановление № 3327, касающееся проведения учреждениями здравоохранения плановых мероприятий по госпитализации и плановых операций.

7 Постановление КМУ «О внесении изменений в пункт 8 постановления Кабинета Министров Украины от 11 марта 2020 № 211» от 04.05.2020 г. № 332.

Постановлением № 343 внесли уточнение в эти изменения, указав, что на период карантина учреждениям здравоохранения не запрещается предоставление стоматологических услуг.

Перевозки. Подпункт 9 п. 2 постановления № 211, который регулирует этот вопрос, оставили в неизменном виде. Это означает, что, несмотря на новые возможности для субъектов хозяйствования и их работников, вопрос, как добраться до места работы, они должны решать сами.

При этом заметим, что не запрещены, как и ранее, перевозки легковыми автомобилями. Никто не запрещал и передвижение на велосипедах, мопедах, мотоциклах, скутерах и т. д., и т. п.

Также постановлением № 211 не запрещены регулярные специальные перевозки. Хотя в этой части постановление не понять : формально оно не запрещает перевозки служебными и/или арендованными автомобильными транспортными средствами работников предприятий, заведений и учреждений, обеспечивающих охрану здоровья, продовольственное обеспечение, управление и предоставление важнейших государственных услуг, энергообеспечение, водоснабжение, связь и коммуникации, финансовые и банковские услуги, функционирование инфраструктуры транспортного обеспечения, сферы обороны, правопорядка и защиты, субъектов хозяйствования, которые имеют непрерывный промышленный цикл.

Именно таким предприятиям/учреждениям/организациям постановление велит согласовывать маршруты движения с органами Нацполиции.

Но означает ли это, что остальные предприятия/учреждения/организации могут организовывать перевозки своих сотрудников, причем без такого согласования? Признаемся, с 11 мая этот вопрос стоит особо актуально. Считаем, что «искусственных» препятствий для тех, кто организовывает перевозки своих работников, быть не должно.

Премьер-министр говорил8 о том, что городские головы могут принимать решение об увеличении количества городского транспорта и менять график его работы, но на уровне постановления этот момент не закрепили.

8 www.kmu.gov.ua/news/denis-shmigal-rozpoviv-pro-karantin-doplati-medikam-misceve-samovryaduvannya-ta-zarobitchan

Обязательные медосмотры… не обязательны. Уточнили п. 31 постановления, прописав, во-первых, что возможность привлечения некоторых работников позволена без прохождения не только периодических (которые проводят во время трудовой деятельности) медицинских осмотров, но и предварительных (при приеме на работу).

Во-вторых, расширили перечень лиц, которым позволено работать без прохождения таких медосмотров. В рядах счастливчиков — работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, работа которых связана с обеспечением безопасности движения и обслуживанием железнодорожного транспорта, предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта.

Допуск к работе таких лиц без медосмотра разрешен на период карантина и в течение 30 дней после его отмены (завершения).

Все для людей. Напоследок вкратце расскажем о том, что всех нас касается как граждан. Больше не запрещено (пп. 5 и 6 п. 2 постановления № 211, которыми были установлены эти запреты, с 11 мая удалены):

— посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон;

— посещение спортивных и детских площадок.

Но помните: все перечисленное — общественные места. А «масочный режим» в таких местах продолжает действовать (установлен п.п. 1 п. 2 постановления № 211).

Кроме того, как выше говорилось, могут быть открытыми для посещения музеи, музеи под открытым небом и историко-культурные заповедники.

А вот библиотеки, как и ранее, пока остаются под запретом.

Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. На время прохождения медосмотров за ними сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

Порядок проведения обязательных медосмотров приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Виды обязательных медосмотров

Все обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

  • предварительные (проводятся при трудоустройстве);
  • периодические (проводятся в течение всего срока работы сотрудника в организации);
  • внеочередные (проводятся по просьбе сотрудников в соответствии с медицинским заключением).

Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ.

Организация медосмотра

Организовать проведение обязательного медосмотра организация может:

  • в лицензированном медучреждении по договору с ним;
  • в собственном лицензированном медпункте.

Это следует из положений пункта 46 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Бухучет

Бухучет затрат на проведение медосмотров зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

Затраты на обязательные медосмотры, проведенные за счет средств организации, отнесите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Если медосмотр проводится в собственном медпункте, расходы спишите проводками:

Дебет 26 (44) Кредит 02 (10, 70, 68, 69…)

– отражены расходы на содержание медпункта (медикаменты, зарплату медперсонала).

Если медосмотр проводится по договору с медучреждением, стоимость оказанных услуг оформите проводкой:

Дебет 26 (44) Кредит 76

– отражены расходы на проведение обязательного медосмотра.

Если сотрудник прошел медосмотр за свой счет, а организация возмещает ему расходы, начисление компенсации отразите проводкой:

Дебет 26 (44) Кредит 73

– начислена компенсация расходов на прохождение обязательного медосмотра.

НДФЛ и страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, сумма компенсации расходов на прохождение обязательного медосмотра не облагается:

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с оплаты проезда сотрудников в места проведения медицинских обследований и проживания в этих местах? Медучреждения, в которых проводятся медосмотры, территориально удалены от местонахождения работодателя.

Ответ на этот вопрос зависит от того, обязательно проведение этих медицинских обследований в соответствии с Трудовым кодексом РФ или нет.

Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры должны проходить сотрудники, занятые:

  • на тяжелых работах;
  • на работах с вредными или опасными условиями труда (в т. ч. на подземных);
  • на работах, связанных с движением транспорта;
  • в пищевой промышленности, общественном питании и торговле;
  • в обслуживании водопроводных сооружений;
  • в лечебно-профилактических и детских учреждениях.

Указанные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Такие правила установлены в статье 213 Трудового кодекса РФ.

Если лечебные учреждения, в которых проводятся обязательные медосмотры, расположены далеко от местонахождения организации, то она оплачивает сотрудникам проезд до пункта назначения и проживание за время прохождения осмотра. Суммы такой оплаты не могут считаться экономической выгодой (доходом) сотрудника, поскольку прохождение медосмотра является обязанностью каждого работника (ст. 213 ТК РФ, ст. 41 НК РФ). Следовательно, если организация оплачивает сотрудникам проезд к месту проведения обязательных медицинских обследований и проживание в месте их проведения, то такие суммы не облагаются НДФЛ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-211.

Однако, если проведение медосмотра не предусмотрено статьей 213 Трудового кодекса РФ, то оплата сотруднику проезда к месту проведения такого медосмотра и проживания в месте его проведения признается доходом работника, полученным в натуральной форме. Суммы такой оплаты облагаются НДФЛ (ст. 211 НК РФ).

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 20 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-349.

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

Отражение расходов на проведение медосмотров при расчете налога на прибыль зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

При расчете налога на прибыль затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждена письмами Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение обязательного предварительного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения

В январе по договору с районной поликлиникой ООО «Производственная фирма «Мастер»» провело медосмотр сотрудников, занятых производством металлургических агломератов. Стоимость медосмотра – 300 000 руб. (без НДС). Налог на прибыль «Мастер» начисляет ежемесячно, при расчете использует метод начисления.

В учете организации сделаны следующие записи:

Дебет 26 Кредит 76
– 300 000 руб. – отражены расходы на медосмотр сотрудников;

Дебет 76 Кредит 51
– 300 000 руб. – оплачен медосмотр сотрудников.

При расчете налога на прибыль за январь бухгалтер организации включил в состав прочих расходов 300 000 руб.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть компенсацию затрат на обязательный медосмотр при приеме на работу водителей? Компенсация выплачивается сотруднику по истечении испытательного срока.

Ответ: да, можно.

Сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные медосмотры (ст. 213 и 328 ТК РФ). Затраты на возмещение стоимости оплаченных ими за свой счет медосмотров при трудоустройстве уменьшают налогооблагаемую прибыль. Основание – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом сотрудники должны документально подтвердить понесенные ими расходы на медосмотр.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 21 ноября 2008 г. № 03-03-06/4/84.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на содержание медпункта (здравпункта), расположенного на территории организации?

Можно, но при одновременном соблюдении двух условий:

  • необходимость наличия медпункта должна быть продиктована требованиями законодательства. Такая необходимость возникает, например, если медпункт нужен для оказания первой (доврачебной) помощи на предприятиях с вредными и опасными условиями труда;
  • медпункт должен входить в состав самой организации (т. е. не должен являться структурным подразделением другого предприятия, например, медицинского учреждения).

При соблюдении всех вышеперечисленных условий организация вправе учесть затраты на содержание медпункта (здравпункта) в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

В остальных случаях, например, если организация проводит в созданном медпункте медосмотры сотрудников по своей инициативе и (или) он является структурным подразделением другой организации, расходы на содержание такого медпункта учесть нельзя (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Совет: есть аргументы, которые позволяют учесть расходы на содержание медпункта даже в тех случаях, когда необходимость в нем не связана с требованиями законодательства.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не связывает содержание медпункта на территории организации с наличием в ее деятельности вредных условий, факторов, предполагающих обязательное проведение медосмотров, или с требованием законодательства об оказании первой (доврачебной) помощи.

Поэтому, если расходы на содержание медпункта экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно учитывать при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ). Даже если содержать медпункт и проводить медосмотры своих сотрудников организация не обязана.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых содержатся аналогичные выводы (см., например, постановления ФАС Московского округа от 19 июля 2007 г. № КА-А40/6818-07, Центрального округа от 9 ноября 2006 г. № А08-11753/05-25 и Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. № А12-2078/2006-С29).

Однако в данном случае расходы на содержание медпункта необходимо обосновать дополнительно.

Во-первых, следует подтвердить, что наличие в организации медпункта по медицинским показаниям действительно необходимо для персонала. Например, для сотрудников, постоянно работающих на компьютерах, медосмотры рекомендованы пунктом 13.1 статьи 13 постановления от 3 июня 2003 г. № 118, которое вводит в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Во-вторых, нужно, чтобы созданный медпункт был оборудован и функционировал под контролем квалифицированного специалиста. Например, медицинского работника (штатного или совместителя).

Если медпункт оказывает медицинские услуги не только сотрудникам, но и другим гражданам, учет доходов и расходов по такому подразделению ведите обособленно (ст. 275.1 НК РФ, письмо ФНС России от 2 сентября 2010 г. № ШС-37-3/10421). В таком случае медпункт может быть признан обслуживающим хозяйством. При этом право учесть затраты на содержание медпункта в составе расходов от деятельности обслуживающих производств и хозяйств не зависит от обязанности организации проводить медосмотры.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на проведение предварительного медосмотра, если после него выяснилось, что гражданин не может быть принят на работу по состоянию здоровья?

Ответ: да, можно.

Организация обязана обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медосмотров при поступлении сотрудника на работу. Если претендент на трудоустройство самостоятельно оплатил медосмотр, то независимо от результатов организация обязана возместить ему понесенные расходы. При этом обязанность проведения медосмотров не ставится в зависимость от факта дальнейшего трудоустройства сотрудника. Такой порядок следует из абзаца 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ.

Поскольку предварительные медосмотры проводятся не по инициативе организации, а в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, затраты на их проведение нужно квалифицировать как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840 и от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/648.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы организации на вакцинацию (проведение профилактических прививок) сотрудников?

Ответ: да, можно.

При расчете налога на прибыль расходы на вакцинацию сотрудников можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но для этого должно соблюдаться одно условие – проводя вакцинацию сотрудников, организация выполняет возложенные на нее законодательством обязанности. То есть такая вакцинация должна быть обязательной. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/1/357.

О необходимости проведения на предприятиях профилактических мероприятий свидетельствует статья 11 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. А также санитарно-эпидемиологические правила СП 3.12.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г. № 63.

Кроме того, о важности вакцинации сотрудников высказался и Роспотребнадзор в постановлении от 1 сентября 2004 г. № 1 (принято совместно с Главным государственным санитарным врачом). В этом документе руководителям организаций порекомендовано выделять средства на закупку противогриппозных вакцин.

Правомерность включения затрат на вакцинацию сотрудников в расходы при расчете налога на прибыль подтверждается и арбитражной практикой. Однако основания для учета таких расходов суды приводят разные:

– организация, которая проводит вакцинацию сотрудников от гриппа по предписанию, полученному от органа государственного санэпиднадзора, вправе включить затраты на вакцинацию в состав прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Доказательством обоснованности затрат и связи с деятельностью, направленной на получение доходов, будет служить указанное предписание органа санэпиднадзора (см., например постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. № А56-29688/2005);

– затраты на вакцинацию сотрудников можно учесть в составе прочих расходов по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть как расходы на обеспечение нормальных условий труда (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 июля 2007 г. № КА-А40/5665-07, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007);

– затраты на вакцинацию сотрудников можно включить в состав расходов на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ). При этом суды признали обоснованность таких затрат как произведенных на основании трудового (коллективного) договора (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 24 октября 2006 г. № А65-6040/2005-СА2-8, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят налог с доходов, расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не уменьшат (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то отражение затрат на проведение медосмотров при расчете единого налога зависит от того, за счет каких источников они оплачены:

  • за счет средств организации;
  • за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (если такая возможность предусмотрена правилами расходования страховых взносов, утвержденными Минздравсоцразвития России на текущий год).

При расчете единого налога затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 24 февраля 2014 г. № 03-11-11/7618.

Ситуация: может ли организация, оказывающая услуги общественного питания, учесть в составе расходов затраты на медосмотры сотрудников? Организация применяет упрощенку, платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, может.

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму материальных затрат (подп. 5 п. 1 346.16 НК РФ). Эти расходы учитываются в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В состав материальных расходов включаются расходы на оплату услуг сторонних организаций, в том числе по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К производственному контролю относится, в том числе, организация медицинских осмотров должностных лиц и сотрудников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды (п. 2.4 Санитарных правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года).

Таким образом, для организаций, которые оказывают услуги общественного питания, медосмотры сотрудников являются обязательными (ст. 213 ТК РФ). Затраты на их проведение учтите при расчете единого налога в составе материальных расходов.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не влияют.

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Расходы, относящиеся к деятельности организации на ЕНВД, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому затраты (возмещение расходов) на прохождение обязательного медосмотра сотрудниками, которые одновременно заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности на общей системе налогообложения, нужно распределять.

Затраты (возмещение расходов) на прохождение обязательного медосмотра сотрудниками, занятыми только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Пример распределения расходов на проведение обязательного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает продовольственные товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Суммы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в мае, составляют:

  • по оптовой торговле (без НДС) – 10 500 000 руб.;
  • по розничной торговле – 6 000 000 руб.

Других доходов у организации не было.

В мае Н.И. Коровина (занята в двух видах деятельности) была направлена в поликлинику на обязательный периодический медосмотр. Стоимость медосмотра по договору составляет 12 000 руб. (без НДС).

Чтобы распределить эту сумму между расходами по разным видам деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов организации.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составляет:
10 500 000 руб. : (10 500 000 руб. + 6 000 000 руб.) = 0,636.

Сумма расходов на проведение медосмотра, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за май, равна:

Снегирев А. Г., эксперт журнала

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2019

Как отразить в бухгалтерском учете коммерческой организации возникновение расходов, связанных с оплатой медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу в качестве главного бухгалтера (имеется акт оказанных услуг)? Можно ли учесть данные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на должность главного бухгалтера, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Расходы признаются на дату оказания услуг, то есть на дату подписания акта оказанных услуг (п. 16 ПБУ 10/99).

На счетах бухгалтерского учета отражаются такие записи:

  • Дебет 26 Кредит 60 – стоимость выполненных работ по проведению медицинского осмотра включена в состав общехозяйственных расходов;

  • Дебет 60 Кредит 51 – оплачены выполненные работы по проведению медосмотра.

Налог на прибыль.

В целях налогообложения прибыли расходы на медосмотр, в том числе при поступлении на работу, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в том случае, если прохождение работником медосмотра является обязательным в силу законодательства РФ. Минфин указывает на это регулярно (см. письма от 25.01.2019 № 03-03-06/1/3977, от 26.11.2018 № 03-03-06/1/85069, от 31.08.2018 № 03-03-06/3/62206, от 20.07.2018 № 03-04-05/51206).

Категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, определены ст. 213 ТК РФ.

Так, в настоящее время действующим законодательством установлено требование обязательного прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работниками при работе с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня факторов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (приложение 1), Письмо Минтруда РФ от 12.07.2019 № 15-2/В-1828). Если точнее, вредным (опасным) фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени). Следовательно, если работа основана на необходимости проведения сотрудником за компьютером более половины рабочего времени, расходы на медосмотр обязательно, причем, по мнению Минтруда, вне зависимости от класса условий труда (результатов СОУТ). Такой подход поддерживают некоторые судьи (см., например, Определение ВС РФ от 24.09.2015 № 302-КГ15-11278 по делу № А33-3164/2014, постановления АС ВСО от 31.07.2018 № Ф02-2964/2018, Ф02-3092/2018 по делу № А33-23106/2017, АС ЗСО от 02.03.2018 № Ф04-189/2018 по делу № А27-9404/2017).

Роструд и Роспотребнадзор считают, что наличие соответствующего фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей СОУТ, а условия труда относятся к вредным и (или) опасным по данному фактору по результатам проведения его исследований (испытаний) и измерений экспертом. Поэтому при наличии результатов СОУТ, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору, у работодателя не возникает обязанность направить работника для прохождения обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра (письма от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3 и от 07.07.2015 № 01/7890-15-27 соответственно). И наоборот, если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными по обозначенному производственному фактору, проведение медицинского осмотра обязательно. Среди судей нашлись те, кто поддержал и такой подход (см. Постановление АС УО от 19.09.2019 № Ф09-6243/19 по делу № А60-65994/2018).

К сведению

Минтруд в Письме от 12.07.2019 № 15-2/В-1828 отметил, что в настоящее время Минздравом проводится комплексная работа, связанная с разработкой проектов приказов взамен действующего Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н. Проект приказа об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, не содержит работы, связанные с эксплуатацией ПЭВМ.

* * *

В бухгалтерском учете коммерческой организации стоимость предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу на должность главного бухгалтера, можно учесть в составе общехозяйственных расходов (Дебет 26 Кредит 60). В целях налогообложения прибыли эти расходы можно признать налоговыми в том случае, если прохождение расходы на медосмотр при приеме работу является обязательным (если главный бухгалтер проводит за компьютером более половины рабочего времени).

Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.