Договор транспортной экспедиции и договор перевозки отличия

Перевозка и транспортная экспедиция – в чем разница?

Правоотношения, возникающие из перевозки и транспортной экспедиции, являются достаточно сложными и регулируются целым рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности». В данной статье будут проанализированы основные различия перевозки и транспортной экспедиции, возникающие из правоотношений по перевозке грузов.

Если коротко определить, в чем разница перевозки и транспортной экспедиции, то можно сказать, что в удобстве отправителя и получателя, поскольку груз будет перевезен по любому из указанных договоров, однако перевозкой охватывается только доставка груза из точки А в точку Б, а экспедированием — организация перевозки, в том числе предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза.

Законодательно понятие «организация перевозки» не определено, но, исходя из анализа ст. 316 Хозяйственного кодекса Украины, можно прийти к выводу, что под организацией перевозки подразумевается:

— организация перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом;

— заключение от имени экспедитора или от имени клиента договор перевозки груза;

— обеспечение отправки и получения груза;

— предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

Однако конкретный перечень услуг, предоставляемых экспедитором в рамках организации перевозки груза, предусматривается договором транспортного экспедирования.

Хозяйственный кодекс Украины называет транспортную экспедицию вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза (ч. 4 ст. 306 ХКУ).

Особенностью транспортной экспедиции является то, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, поскольку экспедитор зачастую не может обойтись без услуг других лиц, в частности, услуг по перевозке груза.

Для наглядности, анализ разницы между перевозкой и транспортной экспедицией приводится в таблице.

Перевозка

Транспортная экспедиция

Предмет договора

По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой.

Стороны договора

Перевозчик и Грузоотправитель (ХКУ относит к субъектам отношений перевозки грузополучателя, который, не являясь стороной договора перевозки, все же имеет по нему определенные права и обязанности)

Экспедитор и Клиент

Существенные условия договора

Законодательно установлены существенные условия только для отдельных договоров перевозки, например, для договоров перевозки автомобильным транспортом. Поэтому при определении существенных условий договора перевозки следует исходить из вида транспорта, которым доставляется груз. Но в любом случае существенными условиями договора перевозки груза является предмет, цена и срок договора.

Без нижеперечисленных условий договор транспортного экспедирования будет считаться не заключенным:

— сведения о сторонах договора;

— вид услуги экспедитора;

— вид и наименование груза;

— права и обязанности сторон;

— ответственность сторон (в том числе в случае форс-мажора);

— размер платы экспедитора;

— порядок расчетов;

— пункты отправки и назначения груза;

— порядок согласования изменения маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

— срок договора;

— прочие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Лицензирование

Предоставление услуг по перевозке опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом подлежит лицензированию.

Экспедиторская деятельность не подлежит лицензированию.

Ответственность

Перевозчик ответственен за груз с момента его принятия к перевозке.

Перевозчик несет ответственность за просрочку принятия груза к перевозке, за просрочку его доставки, утрату или недостачу груза при перевозке и за его повреждение. При этом законодательно установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, которые могли бы освободить перевозчика от ответственности, лежит на самом перевозчике, т.е. установлена презумпция вины перевозчика.

Особый вид ответственности перевозчика, это возмещение перевозчиком вреда, причиненного физическому лицу, установленная ст. 1196 ГКУ.

Ответственность экспедитора за перевозчика, которого он привлек к перевозке груза заказчика, также наступает с момента принятия груза к перевозке.

Ответственность экспедитора уже, чем ответственность перевозчика. Так, Гражданским кодексом Украины установлены только общие положения об ответственности экспедитора, в соответствии с главой 51 ГКУ. Кроме того, Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» установлено, экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, а также за соответствие упаковки данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

Поэтому ВАЖНО именно в договоре установить ответственность экспедитора.

Исковая давность

В отношении договоров перевозки груза установлена специальная исковая давность в один год

Общая исковая давность – три года

Таким образом, транспортная экспедиция является вспомогательным видом деятельности по перевозке грузов, с ограниченным объемом ответственности, но более комфортным для клиента, особенно при перевозке груза несколькими видами транспорта.

Елена Прядко,

Руководитель адвокатского бюро,

Председатель Донецкого отделения Ассоциации адвокатов Украины,

Член дисциплинарной палаты Донецкой областной КДКА


Новая редакция Ст. 801 ГК РФ

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе.

Специальный закон.

В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов), на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором. По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

— возмездным;

— двусторонним.

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

2. Клиентом, т.е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо.

Экспедитором, т.е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

3. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Другой комментарий к Ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор транспортной экспедиции по сути — посреднический договор, близкий к агентированию. Однако поскольку его целью является посредничество при заключении и исполнении договора перевозки, а также связанных с этим договором обязательств (по предъявлению груза к перевозке, его таможенному оформлению и т.д.), он относится к транспортным обязательствам.

Договор транспортной экспедиции — консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Его предмет — оказание услуг, которые могут носить как фактический (организация погрузки-разгрузки, упаковка), так и юридический характер (заключение договора перевозки груза).

В предмете договора транспортной экспедиции можно выделить основные и дополнительные услуги, оказываемые экспедитором. Основными являются услуги, непосредственно связанные с организацией перевозки, — заключение договора перевозки, погрузочно-разгрузочные работы. Дополнительные услуги не имеют неразрывной связи с процессом перевозки. К услугам такого рода относится оформление таможенных документов, организация хранения груза до предъявления к перевозке или до принятия груза получателем, проверка количества, качества и состояния груза. Если основные услуги по организации перевозки должны присутствовать в любом договоре транспортной экспедиции, то дополнительных услуг может не предусматриваться.

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

2. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Если не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор должен незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Если клиентом экспедитору даны указания по поводу исполнения договора транспортной экспедиции, отступление от указаний клиента без предварительного запроса допустимо, если возможность такого запроса отсутствует или ответ на него не получен экспедитором в течение суток. Экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан представить по его требованию информацию, предусмотренную ст. 8 — 10 Закона о защите прав потребителей.

При приеме груза экспедитор должен выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

Экспедитор не вправе заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Поскольку деятельность экспедитора осуществляется за счет клиента, последний обязан возместить понесенные при исполнении договора расходы. Кроме того, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение. Его размер и порядок уплаты определяются договором. Если стоимость услуг не установлена, она может быть определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

3. Стороны договора транспортной экспедиции — экспедитор — лицо, оказывающее соответствующие услуги, и клиент, в роли которого выступает грузоотправитель или грузополучатель. Экспедитором может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Действующее законодательство не предусматривает лицензирования экспедиционных услуг, однако лицензированию подлежат некоторые виды деятельности, которые могут входить в договор на экспедиционное обслуживание, например, погрузочно-разгрузочные работы на морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, сюрвейерское обслуживание (деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.).

Пункт 2 статьи 801 предусматривает возможность принятия на себя функций экспедитора непосредственно перевозчиком. При включении в договор перевозки условий об экспедиционном обслуживании договор приобретает смешанный характер (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему соответственно применяются положения гл. 40 и 41 ГК.