Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций

Содержание

Интервью директора Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Л.А. Тяжельниковой агентству «Интерфакс» 21 февраля 2019 года

— В законодательстве требования к деловой репутации для кредитных организаций были установлены в 2013 году. Для ряда некредитных финансовых организаций они тоже были, но в усеченном формате — по некредитным финансовым организациям было три критерия оценки деловой репутации, а по кредитным организациям 13. Закон №281-ФЗ расширил оценку до 25 критериев и ввел кросс-секторальный подход к определению требований к деловой репутации. В рамках такого подхода требования к деловой репутации устанавливаются к руководителям и владельцам как кредитных организаций, так и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, микрофинансовых компаний. При этом несоответствие указанным требованиям применительно к одной организации влечет за собой признание лица не соответствующим требованиям применительно к другой организации.

Кроме того, теперь законодательно закреплено требование о представлении Банку России уведомления о соответствии квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации руководителей службы внутреннего контроля, службы управления рисками и службы внутреннего аудита, а также специального должностного лица по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. Банку России предоставлено полномочие требовать их замены в случае несоответствия установленным требованиям. За 2018 год мы направили 23 предписания о замене указанных лиц.

В прошлом году Банком России было выдано 3269 согласий на назначение лиц на руководящие должности (КО – 1299, УК-948, НПФ-407, СО — 574, МФК – 41), отказ получили 95 человек. Основаниями для отказа стали несоответствие требованиям деловой репутации; несоответствие квалификационным требованиям; а также несоответствие оформления и состава документов.

Прошедший год реализации норм закона в части ужесточения требований к деловой репутации топ-менеджмента и владельцев финансовых организаций, показал, что кросс-секторальный подход безусловно положительно влияет на недопущение к управлению финансовыми организациями лиц с неудовлетворительной деловой репутацией.

— Помог ли кросс-секторальный подход выявлять лиц, не соответствующих деловой репутации, но пытающихся устроиться на работу в другую финансовую организацию?

— Да, лица из «черного списка» к нам приходили. Даже были случаи, когда лицо понимало, что оно находится в «черном списке», потому что занимало соответствующую должность, но в анкете на новое место работы указывало, что деловая репутация удовлетворительная. И, соответственно, попадало в базу по еще одному основанию, так как предоставило недостоверную информацию в Банк России.

— Есть ли банкиры, которым пожизненно запрещено работать на руководящих постах и приобретать крупные пакеты акций кредитных организаций?

— Да, два человека. Они входили в составы совета директоров в банках, у которых была отозвана лицензия после 28 января 2018 года (когда вступил в силу закон №281-ФЗ – ред.), и параллельно они были еще членами совета директоров других банков, у которых тоже была отозвана лицензия после вступления в силу 281-ФЗ.

— Сколько человек находятся в «чёрном списке» ЦБ? Много ли финансистов попало в эту базу в прошлом году?

На 11 февраля 2019 года в нашей базе находятся 7 тыс. 204 лица (по кредитным организациям – 5 тыс. 864, по некредитным – 1 тыс. 340 лиц). За 2018 год включено 2 тыс. 171 лицо, в том числе по кредитным организациям, — 1440, по некредитным – 731. Почему произошло такое увеличение за 2018 год? Если до вступления 281-ФЗ члены совета директоров попадали в «черный список» только если у кредитной организации была отозвана лицензия из-за наличия картотеки либо кредитная организация была признана банкротом, то теперь они попадают в базу по более широкому составу оснований.

— Есть те, кто смог реабилитироваться?

— Да, есть, конечно. У нас активно работает комиссия по обжалованию решений Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Всего с начала работы закона в комиссию поступило 248 жалоб. Из тех жалоб, что уже рассмотрены, 93 были удовлетворены, 92 человека получили отказ. В большинстве случаев к нам обращаются заместители председателя правления, члены правления, главные бухгалтеры и их заместители.

Еще 15 жалоб находятся сейчас на рассмотрении, 34 мы возвратили в связи с тем, что не соответствующим образом были оформлены документы, и 14 мы вернули, потому что лиц в базе данных нет. Ну, просто люди думали, что они там есть, а их нет.

Сейчас у всех граждан есть право запросить информацию в Банке России, находятся ли они в этой базе или нет, и в течение семи рабочих дней мы даем ответ.

— А банки имеют право обратиться к вам, чтобы узнать, находится ли потенциальный сотрудник в этой базе?

— Сейчас нет. Это вопрос достаточно сложный, но мы прорабатываем условия предоставления им такой возможности. В разработке у нас находится законопроект, где определяются случаи, в которых финансовая организация вправе потребовать от потенциального сотрудника представления ей такой информации.

Кроме того, любое физическое лицо сможет само через сервис «Госуслуги» проверить свое нахождение в базе. Надеемся, в конце года этого года такая опция уже заработает, для этого никаких изменений законодательства не требуется.

— Под действие закона не попали ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрокредитные компании (МКК), а также участники рынка ценных бумаг. Готовятся ли аналогичные изменения в законодательство для этих участников финансового рынка?

— Да, изменения готовятся. Мы, когда принимали закон, говорили, что мы посмотрим два года, как он будет реализовываться, и с учетом практики выйдем с предложениями. Сейчас мы работаем над вопросом, какие именно критерии деловой репутации распространить на профессиональных участников рынка ценных бумаг. Также есть проект закона, в котором в том числе меняется процедура допуска на финансовый рынок ломбардов. Сейчас допуск ломбардов осуществляется на основании записей, которые внесены в ЕГРЮЛ ФНС, и мы просто автоматически, исходя из их реестра, включаем запись в свой реестр. В законопроекте предусматривается, что Банк России будет принимать решение о допуске ломбардов, в том числе и на основании оценки деловой репутации органов управления, требования к деловой репутации которых уже имеются в профильном законе, их всего три, и расширять их пока не планируется. Сейчас идет межведомственное согласование законопроекта.

В части СКПК планируется установить сокращенные требования к деловой репутации, только в части судимости, и только в отношении первого лица.

По КПК мы прорабатываем возможность установления расширенных (25 критериев по аналогии с МФК) требований к деловой репутации первого лица КПК, количество членов которого превышает 3000.

— В российском законодательстве пока нет такого института, как «теневой директор», который формально не является должностным лицом в организации и не несет ответственности за ее деятельность, но имеет существенное влияние на принимаемые ею решения. Обсуждает ли регулятор поправки, которые позволили бы включать в «чёрный» список людей с неудовлетворительной деловой репутацией, работающих в финансовых организациях на таких должностях?

— Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» предоставляет Банку России возможность вносить сведения в базы данных обо всех иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению финансовой организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Но нет четких критериев верификации таких иных лиц, а это самая трудная задача. У нас с коллегами как раз стоит задача определить такие критерии, и мы над этим работаем.

В ближайшее время Банк России опубликует документ, посвящённый роли члена совета директоров финансовой организации, а к концу года мы планируем подготовить соответствующий документ по руководителям финансовых организаций, так как нам необходимо, чтобы топ-менеджеры понимали свои обязанности и ответственность с момента назначения на соответствующую должность.

— А что именно ЦБ будет рекомендовать топ-менеджерам финансовых организаций?

— Знать свои обязанности, они должны именно внимательно изучать то, что пишут службы внутреннего контроля, управления рисками и внутреннего аудита, должны задавать им соответствующие вопросы, получать письменные разъяснения. Службы работают, чтобы помогать совету директоров и правлению, но мало кто этим пользуется. У нас также были и случаи, когда в приложении к ходатайству в комиссию есть подписи членов правления, что они ознакомлены с отчетом службы внутреннего аудита, но в итоге они ничего не предприняли для решения проблемы. И лиц, которые делали такие отчеты и ознакамливали с ними руководителей, мы исключали из базы (из «черной базы» — ред.), так как они приняли все меры, чтобы предупредить руководство организации, что есть проблемы. Понятно, что если руководители не приняли необходимых решений по исправлению ситуации, это уже ответственность руководителей.

Кроме того, важно иметь в виду, что принятие решения коллегиально не снимает ответственности с каждого из лиц, входящих в состав соответствующего коллегиального органа. Такой подход подтвержден судебной практикой. Лицо, входящее в состав органов управления, обязано добросовестно выполнять свои обязанности, в том числе присутствовать на всех заседаниях при отсутствии объективных причин, не самоустраняться от решения вопросов, относящихся к компетенции соответствующего органа управления.

— Какие еще изменения ЦБ готовит в части деловой репутации?

— Мы будем готовить в этом году поправки с учетом практики применения 281-ФЗ. Мы рассматриваем вариант не включать в «черный список» специальных должностных лиц, ответственных за ПОД/ФТ в случае назначения временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов. Мы предлагаем также не включать таких лиц в «черную базу», если отзыв лицензии у банка был не по антиотмывочному закону 115-ФЗ и банк не был вовлечен в проведение сомнительных операций.

Кроме того, мы рассматриваем предложения представителей рынка по снятию запрета на совмещение должностей главных бухгалтеров и замов главных бухгалтеров страховых, управляющих и микрофинансовых компаниях в других финансовых организациях.

Еще одно предложение – добавить критерий неудовлетворительной деловой репутации, если лицо приобрело без согласия Банка России свыше 10% акций (долей). Есть, к сожалению, такие случаи, когда акции (доли) приобретаются без согласия Банка России. Таким лицам Банк России направляет предписание с требованием уменьшения доли участия в уставном капитале до размера, не превышающего 10% акций (долей), либо прекращения осуществления контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации. Если предписание не исполняется в течение 90 дней, ЦБ вправе обратиться в суд. Но судебная процедура — это сложно и долго. Если мы это включим в качестве критерия неудовлетворительной деловой репутации, то мы считаем, что это будет всех останавливать проводить такие сделки без предварительного согласия Банка России. Вряд ли ведь кто-то захочет попасть в «черную базу», исходя из того, что он не получил согласия регулятора на соответствующую сделку.

Также у нас есть предложение по обеспечению предотвращения фиктивного исполнения предписаний Банка России, направленных в адрес крупных собственников. Суть его в следующем: если лицо получило предписание ЦБ о снижении доли до 10%, оно должно будет согласовать с Банком России покупателя этих акций, даже если будет продаваться одна акция. Тем самым мы хотим пресечь случаи, когда ЦБ требует снизить долю, а акции просто перекидываются на аффилированных лиц.

— Сколько акционеров в прошлом году получили предписание об улучшении финансового положения?

— Мы направили 8 предписаний, 7 уже исполнено, еще одно находится в стадии выполнения.

— Последние несколько лет в РФ не было зарегистрировано ни одной новой кредитной организации. Не было заявок от желающих или ЦБ по каким-то причинам не допустил новых игроков на рынок?

— Реально нет желающих. За последние 5 лет было выдано всего 12 лицензий, в том числе 8 НКО и 4 банка. Из них два банка – «Севастопольский морской» и ЧБРР — перешли под надзор Банка России и получили российскую лицензию, два банка – корейский и китайский. Кроме того, к нам за последние 5 лет поступали 16 ходатайств на учреждение кредитных организаций, но они получили отказ в связи с неудовлетворительным финансовым положением учредителей. Сложно назвать эти обращения серьезными, в основном учредителями выступали граждане, которые хотели иметь свой банк, но не имели соответствующих на это средств.

Сейчас у нас на рассмотрении находится одно ходатайство о выдаче банковской лицензии.

Если говорить про участие иностранцев в капитале российских банков, за 2018 год 6 кредитных организаций с участием нерезидентов (а всего у нас 141 кредитная организация с участием нерезидентов) увеличили уставный капитал на 17,4 млрд рублей.

— Это связано с переходом на универсальную лицензию и им не хватало капитала?

— Нет. Это происходило в рамках докапитализации.

— Как банковская система прошла переходный период к пропорциональному регулированию? Были ли сложности у банков при получении базовой лицензии?

— У нас к началу 2019 года было выдано 149 базовых лицензий, сейчас их 147, две в январе были отозваны. 3 банка поменяли статус и перешли в НКО. Сложностей с переходом на универсальную лицензию не было, так как банкам отводилось на это полтора года.

— Ваш департамент также занимается прекращением деятельности финансовых организаций. Поддерживает ли ЦБ предложения Агентства по страхованию вкладов об упрощении и ускорении процедуры ликвидации финансовых организаций?

— Да, конечно поддерживаем, уже сейчас представители АСВ включаются в состав временной администрации банка, чтобы быстрее начать анализ качества активов и составить план работы с ними, в т.ч. по их реализации. Когда судом будет принято решение о возложении на АСВ функции конкурсного управляющего (ликвидатора) и временная администрация передаст имущество и документацию кредитной организации АСВ, это позволит АСВ быстрее начать реализовать имущество и предъявлять иски к заемщикам. Иски, конечно же, предъявляются и на этапе работы временной администрации.

У нас есть законопроект о едином корпоративном ликвидаторе, который находится в стадии согласования с Минфином. В этом же законопроекте предусмотрен голландский аукцион и ряд других новелл, которые позволят ускорить процедуру ликвидации кредитных организаций и, как следствие, расчеты с кредиторами.

— Идея АСВ, как я понимаю, вытеснить в принципе сотрудников ЦБ из временной администрации.

— Есть такая идея, что после отзыва лицензии у кредитной организации будет назначаться в качестве временной администрации АСВ, но пока законопроект в стадии согласования с Минфином и Минэкономразвития.

— Как вы относитесь к идее продавать активы ликвидируемых банков на голландских аукционах?

— Мы считаем, что голландский аукцион – это самый эффективный способ продажи имущества. У нас даже есть идея проводить аукционы в офисах банка, когда они освобождаются, не тратя средства кредитной организации (фактически средства конкурсной массы) на перевозку и хранение имущества. Нам очень дорого вывозить это все на склады, потом там хранить и оттуда продавать. Но для этого надо вносить изменения в законодательство, давать право временной администрации осуществлять сделки с имуществом.

Кроме того, мы активно рекомендуем АСВ развивать портал по реализации активов ликвидируемых финансовых организаций, чтобы любой гражданин мог приобрести интересующее его имущество в короткий срок и без каких-то сложностей.

Допуск на финансовый рынок

Документы, представляемые в соответствии с Указанием Банка России № 3984-У, заверяются подписью руководителя юридического лица либо уполномоченного им лица, а также скрепляются печатью юридического лица (при наличии).

В случае заверения документов подписью лица, уполномоченного руководителем юридического лица, представляется документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Документы, состоящие более чем из одного листа, должны быть пронумерованы и прошиты.

Копии документов должны содержать заверительную надпись, подписанную ее составителем с указанием фамилии, имени и (при наличии) отчества, должности и даты составления. Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью юридического лица (при наличии).

Копии документов, состоящих более чем из одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью, подписанной ее составителем с указанием фамилии, имени и (при наличии) отчества, должности и даты составления. Подпись составителя заверительной надписи должна быть заверена печатью юридического лица (при наличии).

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представлены с приложением заверенного перевода указанных документов на русский язык.

Документы, представляемые микрофинансовой организацией, сведения о которой содержатся в государственном реестре микрофинансовых организаций, в соответствии с Указанием Банка России № 3984-У, за исключением документов, указанных в пунктах 2.11, 3.1, 3.2, 4.3 и 4.4 Указания Банка России № 3984-У, могут быть представлены в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (лица, временно исполняющего его обязанности) микрофинансовой организации либо уполномоченного им лица, посредством использования личного кабинета участника информационного обмена, размещенного на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (отмечаем, что для этого необходимо выполнить требования раздела 41 «Инструкции по работе с Личным кабинетом УФР», размещенной на странице входа в личный кабинет участника информационного обмена (http://portal14.cbr.ru/) в разделе «Помощь и поддержка»).

В случае представления заявлений, предусмотренных Указанием Банка России № 3984-У, в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, к заявлениям прикрепляются файлы с документами, представление которых необходимо в соответствии с Указанием Банка России № 3984-У, в отсканированном виде.

Качество документа, представленного в уполномоченное структурное подразделение в отсканированном виде, должно обеспечивать его визуальную идентичность бумажному оригиналу и позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.

Ответ был полезен?

Спасибо, что помогаете стать нам лучше!

Людмила Тяжельникова биография и карьера в ЦБ РФ, последние новости и фото.

Руководитель департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций ЦБ РФ

20 Августа 1980 Возраст : 38 лет

Тяжельникова Людмила Александровна родилась 20 августа 1980 года.

Образование

Получила высшее юридическое образование в Московском университете экономики, статистики и информатики, который окончила в 2004 году. В 2005-м получила диплом Финансовой академии при правительстве Российской Федерации, где отучилась по специальности «финансы и кредит».

Трудовая деятельность

С 2004 по 2012 год работала в Министерстве экономического развития РФ. Начинала ведущим специалистом, затем стала заместителем директора департамента развития секторов экономики. С 2009-го возглавляла департамент развития секторов экономики Минэкономразвития РФ. С 2012 года занимала пост заместителя начальника экспертного управления президента РФ. В ноябре 2012-го вошла в наблюдательный совет Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». С 1 сентября 2013 года работает в Центральном банке России. С 2013-го находилась в должности директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ. 7 февраля 2017 года на сайте Банка России появилась информации о создании двух новых департаментов. Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций отдали под руководство Людмилы Тяжельниковой.

Награды и звания

Действительный государственный советник РФ 2 класса.

Среди наград — Почетная грамота президента Российской Федерации и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Выдачей и отзывом лицензий займется отдельный департамент ЦБ

Как сообщила пресс-служба ЦБ, в сферу внимания новых структурных подразделений входят как кредитные, так и некредитные финансовые организации.

Деятельность департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций будет охватывать все секторы финансового рынка. Этот департамент будет сопровождать работу временных администраций после отзыва у участника рынка лицензии, осуществляет процедуры, связанные с ликвидацией кредитных и некредитных финансовых организаций. Еще одна задача — контроль над соблюдением требований к квалификации и деловой репутации руководителей финансовых организаций.

К компетенции департамента корпоративных отношений отнесены вопросы допуска инструментов на финансовый рынок, регулирование, методология, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах и раскрытие информации эмитентами ценных бумаг. Важные задачи — совершенствование корпоративного управления в российских компаниях и практики внешнего аудита на финансовом рынке.

Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России возглавила Людмила Тяжельникова, департамент корпоративных отношений – Елена Курицына.

В Банке России подчеркивают, что деятельность новых структурных подразделений будет способствовать унификации, упрощению и повышению прозрачности требований к участникам финансового рынка. При этом будут учитываться особенности их деятельности, а работа будет направлена на переход к внедрению общей правоприменительной практики и единообразному рассмотрению возникающих вопросов.

Читайте последние новости банков на сегодня, 06 июня, и аналитические материалы Bankir.ru в группах BankirNews социальных сетей: Facebook, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники.

Заместитель председателя Центрального Банка РФ

Заместитель председателя Центрального Банка РФ с сентября 2011 года. С 1996 по 2011 год возглавлял структуру Банка России, в разное время называвшуюся департаментом пруденциального банковского надзора (1996-2001), банковского регулирования и контроля (2001-2002) и банковского регулирования и надзора (2002-2011). В 1992-1996 годах занимал пост заместителя начальника Главного управления Банка России по городу Москве. Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук.

Алексей Юрьевич Симановский родился 6 сентября 1955 года в Москве , . Трудовую деятельность он начал еще до поступления в университет — в 1972-1973 годах работал электроосветителем Московского театра драмы и комедии на Таганке , , . В 1973 году Симановский поступил в Московский финансовый институт (с 1992 года — Финансовая академия при правительстве России, а в 2010 году переименована в Финансовый университет при правительстве Российской Федерации ). В прессе отмечалось, что сокурсником Симановского был Михаил Эскиндаров, в будущем ставший ректором вуза. По словам Эскиндарова, в годы обучения — секретаря комсомольской организации института, Симановский «был одним из самых активных ребят» в вузовском комитете комсомола , , .

Окончив институт в 1978 году, Симановский устроился работать экономистом в Управление финансирования местного хозяйства и транспорта Министерства финансов РСФСР , , . Вскоре он был повышен до старшего экономиста. С 1981 года Симановский занимал пост начальника финансового отдела Объединения по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гражданам — «Росавтотехобслуживания» , .

В 1986 году Симановский пришел на работу в Госбанк СССР на позицию ведущего экономиста , , , . Позднее он стал ведущим консультантом, затем главным экономистом Управления по совершенствованию хозяйственного механизма, а впоследствии — начальником отдела Управления методологии кредитно-расчетных отношений Госбанка СССР (упразднен в 1991 году, его преемником стал Центральный банк Российской Федерации, сокращено — Банк России, или ЦБ ) , .

С 1992 года по 1996 год Симановский занимал пост заместителя начальника Главного управления Банка России по городу Москве Константина Шора , , , . В 1996 году он был назначен директором департамента пруденциального банковского надзора Банка России , , , . В том же году был создан комитет банковского надзора Банка России, и Симановский вошел в число утвержденных приказом председателя ЦБ Сергея Дубинина членов комитета, предназначенного для «реализации политики в сфере надзора за деятельностью кредитных организаций» , .

В конце 2001 года Банк России провел реструктуризацию надзорного блока, в рамках которой с четырех до двух было сокращено количество департаментов, отвечающих за лицензирование, регулировку и оздоровление банков. К департаменту пруденциального банковского надзора был присоединен департамент инспектирования кредитных организаций, и полученное объединение получило название департамент банковского регулирования и контроля. Новую структуру возглавил Симановский. Источники «Коммерсанта» в то время указывали, что потеря термина «надзор» в наименовании произошла «в результате спешки» , , . Однако уже в марте 2002 года ошибка в названии была исправлена, и департамент был переименован в департамент банковского регулирования и надзора , , . Отмечалось, что Симановский участвовал в программе ЦБ по подготовке кураторов и инспекторов на базе Российского экономического университета имени Плеханова и Высшей школы экономики, что также было частью реформы надзора .

В январе 2007 года Симановский стал членом Совета директоров Банка России: его кандидатура после согласования с президентом Владимиром Путиным была рекомендована парламентариям Комитетом Госдумы по финансовому рынку. На новый четырехлетний срок Симановский был переутвержден Госдумой в начале апреля 2011 года , , , , , .

Возглавляя департамент банковского регулирования и надзора, Симановский, в частности, участвовал в отборе банков в Систему страхования вкладов , . Также подчеркивалось, что в период, когда экономист возглавлял департамент, произошло введение института кураторов кредитных организаций Банка России , . Сообщали СМИ и об участии Симановского в разработке документов, обязавших банки раскрывать информацию о собственниках и определявших их ответственность за «сомнительные операции» , . В 2011 году газета «Ведомости», рассказывая о Симановском, указывала, что он «приложил руку ко всем ключевым документам, по которым сейчас работают банки» .

12 сентября 2011 года Симановский вступил в должность председателя Банка России, сменив Геннадия Меликьяна, в том же месяце покинувшего свой пост , , , , . Также Симановский возглавил комитет по надзору, в чьи функции входило решение вопросов о выдаче и отзыве банковских лицензий , . Однако пост первого зампреда Банка России, который также занимал Меликьян, остался вакантным: сообщалось, что председатель ЦБ будет курировать надзор лично Сергей Игнатьев . В прессе отмечали, что Симановский стал зампредом в трудное время, когда допущенные «огрехи надзора в отношении крупных банков» создали проблемы самому ЦБ. Так, Межпромбанк и АМТ-банк не вернули кредиты на 39,4 миллиардов рублей, а из-за проблемных кредитов, выданных Банком Москвы предприятиям, связанным с его бывшим президентом Андреем Бородиным, ЦБ пришлось проводить допэмиссию денег на 295 миллиардов рублей , , . В ряде СМИ должность Симановского даже называли «расстрельной» , .

Издание Slon.ru отмечало, что Симановский — «яркий оратор и любимец журналистов». В частности, в прессе цитировались некоторые его образные выражения: «Вообще надзор не может быть ‘жестоким’, это же надзор, а не живодерня»; «Все будут живы, кто этого заслуживает»; «Наши банкиры — как пионеры, они всегда ко всему готовы» . Упоминался он в прессе и как «ярый сторонник совершенствования надзора», признающий, что «жадность и недобросовестность некоторых банкиров вынуждают надзор быть жестким» .

Симановский имеет ученую степень доктора экономических наук. Он назывался автором ряда научных публикаций, «в основном по вопросам банковского регулирования и надзора» (известно, что ему, в частности, принадлежит работа «Финансово-банковский сектор российской экономики: вопросы формирования и функционирования») , , . В 2005 году Симановский был удостоен звания «Заслуженный экономист Российской Федерации» , , .

В середине 2000-х годов Симановский упоминался в прессе как профессор Финансовой академии при правительстве РФ, а ректор академии отзывался об экономисте как одном из энтузиастов своего дела. В 2011 году сообщалось, что «в силу занятости» Симановский перестал читать лекции в академии , .

Симановский владеет английским языком . Как отмечали его коллеги, он интересуется футболом и сам «неплохо играет» . Симановский женат на Светлане Симановской, по данным СМИ, в 2011 году она занимала пост заместителя председателя правления ЗАО «Банк ‘Новый символ'». Коллеги Симановского рассказывали «Ведомостям», что он старается больше времени уделять жене и детям — их у него четверо , , .

Использованные материалы

Александра Иванюшкина, Марина Затейчук. Симановский – это диагноз, но не приговор. — Slon.ru, 13.09.2011

Татьяна Воронова. Гроза жадных банкиров. — Ведомости, 12.09.2011. — №170 (2936)

Кирилл Ячеистов, Марина Максимова. Смотрящим за банками назначен Алексей Симановский. — РосБизнесКонсалтинг, 12.09.2011

Светлана Дементьева. Банкам дали предсказуемый надзор. — Коммерсантъ, 10.09.2011. — №169 (4710)

Алексей Юрьевич Симановский. Биографическая справка. — РИА Новости, 09.09.2011

Анна Каледина, Игорь Орлов. Банковский надзор будет курировать Алексей Симановский. — Известия, 09.09.2011

Елена Гостева. В Центробанке сменится куратор банковского надзора. — БФМ.РУ, 29.08.2011

Комитет Госдумы одобрил кандидатуру Симановского в совет директоров ЦБ. — РИА Новости, 23.03.2011

Елена Бродская. Три урока для надзора. — Банковское обозрение, 01.01.2011. — №1 (144)

Юрий Кузьмин, Анастасия Саломеева. Михаил Эскиндаров: я доволен судьбой. — Босс, 01.06.2006. — №06

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2005 года №960 О награждении государственными наградами Российской Федерации. — Российская газета, 15.08.2005

Татьяна Белякова. На вступление в систему страхования вкладов могут претендовать от половины до двух третей банков. — РИА Новости, 17.09.2003

Юрий Веретенников. Индульгенция для проверяющего. — Время новостей, 03.06.2003. — №99

Информационные сообщения. — Вестник Банка России, 27.03.2002. — №16(594)

Наталья Кулакова. ЦБ отменил надзор за банками. — Коммерсантъ, 07.12.2001. — №225 (2355)

ЦБ усиливает банковский контроль. — Коммерсантъ, 03.12.1996. — 207 (1165)

Ярослав Скворцов. ЦБ усиливает банковский контроль. — Коммерсантъ, 03.12.1996. — №207 (1165)

Д.В. Воронин. Ужесточение надзора ЦБ за деятельностью коммерческих банков. — Бизнес и Банки, 07.05.1996

Симановский Алексей Юрьевич. — Центральный банк Российской Федерации

Совет директоров Центрального банка Российской Федерации. — Банк России

Совет директоров Центрального банка Российской Федерации. — Банк России

Центральный банк Российской Федерации. — Банк России

Финансовый университет при правительстве России — 5. — Forbes.ru

Шор Константин Борисович. — Банк России

УДК 336.1

Суровнева К.А.,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирант кафедры менеджмента и управления народным хозяйством (Российская Федерация, Орел)

Основные аспекты современных методов банковского регулирования

В данной статье рассматривается Центральный банк как регулирующее звено банковской системы государства, рассматриваются основные задачи и функции Центрального банка Российской Федерации. На основе проведённого исследования в статье представлены и раскрыты механизмы банковского регулирования и надзора. Систематизированы различные подходы экономистов в определении понятия банковского надзора и контроля. Более подробно рассматриваются система банковского регулирования и надзора в РФ, ответственность кредитных учреждений перед Центральным банком РФ, меры взаимодействия по сохранению устойчивости банковской системы страны. В заключении изложены перспективы развития банковского сектора в области регулирования и надзора деятельности кредитных организаций в РФ.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, банковское регулирование, банковский надзор, проверки кредитных организаций, дистанционный (пруденциальный) надзор, инспекционная деятельность Банка России.

Традиционно перед Центральным банком, являющимся регулирующим звеном банковской системы, ставится пять основных задач. В ряде стран они закреплены законодательно:

Монопольное право на эмиссию банкнот (эмиссионный центр страны).

Осуществление надзора, поддержание необходимого уровня стандартизации и профессионализма в кредитной системе страны (банк банков).

Поддержание государственной экономической программы, кредитуя и выполняя расчетные операции для правительства (банкир правительства).

Посредничество между другими банками страны при безналичных расчетах (главный расчетный центр страны).

Регулирование экономики денежно-кредитными методами (орган регулирования экономики страны).

При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую; контролирующую (банковский надзор); информационно-исследовательскую.

За счет функции регулирования происходит стабилизация денежной

X ш с; m

с

О |_

О X .0

О X X ш m н о

О О

о ш m

массы в обращении. Это достигается сокращением или расширением денежной наличной массы или безналичной эмиссии и проведением дисконтной политики, политики минимальных резервов валютной политики и открытости рынка.

Функция регулирования тесно связана с контролирующей функцией, включающей определение соответствия требований к качественному составу системы банков, то есть принятие решения, допускать ли данный кредитный институт на банковский рынок.

Информационно-исследовательская функция присуща всем банкам. В широком понятии банк выступает как научно-исследовательский и информационно-статистический центр. Предполагается, что банк обязан опубликовывать свои решения в одной из центральных газет. Анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, Центральный банк может оперативно реагировать на экономические процессы как локального значения, так и глобального. При принятии решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионное управление основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, и Центральный банк при необходимости дает рекомендации и координирует действие государственных органов.

Рассмотрим, какие функции выполняет Центральный банк Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 10.07.2002 г. одной из функций главного банка страны является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

групп (далее — банковский надзор)5. Ни один нормативно-правовой акт Российской Федерации не содержит конкретного определения термина «банковский надзор». Анализируя нормы действующего российского законодательства и научную литературу, можно столкнуться с отождествлением «надзора» с такими понятиями, как «регулирование» и «контроль»8.

С 1 сентября 2013 года Банку России были переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»). Банк России стал органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности2.

Путем систематизации различных подходов А.В. Аксеничев пришел к выводу, что банковский надзор и контроль являются частью более широкого понятия — «банковское регулирование». По его мнению, банковский надзор и контроль в целом представляют собой совокупность мер, позволяющих осуществлять банковское регулирование1.

При изучении вопроса о понятии банковского надзора А.А. Пономарева находит данный термин разновидностью государственного финансового контроля, как «обязательное звено в замкнутой системе управления государственными финансами», позволяющее достичь стабильности банков-

ской системы «посредством активных упорядочивающих действий Банка России», направленных на соблюдение кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов9.

Стоит отметить определение банковского надзора, сформулированное Рождественской Т.Э. как вид публично-правовой деятельности, основными цельями которой являются поддержание стабильности, развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов11. Статья 56 ФЗ «О Центральном Банке РФ» вышеизложенные цели относит не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора5.

Можно сделать вывод об отсутствии единого толкования рассматриваемых понятий, в том числе на уровне банковского законодательства, что усложняет их понимание и практическое применение.

Нельзя не согласиться с мнением С.Л. Ермакова, рассматривающего банковское регулирование как систему мер, с помощью которой государство через Банк России или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы. Под системой мер подразумевается разработка и издание конкретных правил или инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела в стране4.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

— проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;

— организации внутреннего контроля;

— составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

— составления и представления другой информации, предусмотренной федеральными законами Российской Федерации5.

Ермаков С.Л. отождествляет банковский надзор с системой норм государственно-властного характера, целью которой является обеспечение стабильного функционирования банковской системы в целом, а также защита интересов вкладчиков с помощью государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, юридического установления экономических нормативов функционирования банков и осуществления иных мер банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия от имени государства4.

Регулирующие и надзорные функции Центрального Банка Российской Федерации осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзо-ра5, в состав которого входят:

Председатель Комитета и его заместители;

Департамент банковского надзора;

Департамент банковского регулирования;

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

Главная инспекция кредитных организаций;

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

ш с; со

с

О |_

О X .0

О X X ш со н о

о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

о ш со

Департамент финансовой стабильности;

Юридический департамент;

Главное управление безопасности и защиты информации;

Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации7.

В целях осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая требуется для составления консолидированной отчетности.

В целях составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц. Данная информация не подлежит разглашению без согласия соответствующих юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации. Банк России в целях осуществления банковского регулирования и надзора публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушений имеет право:

— взыскать штраф;

— ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;

— ограничить открытие кредитной организацией филиалов;

— потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка и др.5,10

Согласно формулировке А.З. Арс-ланбековой, банковский надзор и банковское регулирование как система состоит из:

— регистрации и лицензирования;

— дистанционного (документарного) надзора;

— инспектирования;

— работы с проблемными банками;

— ликвидационных процедур3.

Согласно статье 59 Федерального

закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их5. Согласно официальному отчету Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора 1 января 2014 г. лицензией на осуществление банковских операций обладали 923 кредитные организации5. Общее количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, уменьшилось на 3,5%.

Дистанционный или документарный надзор (пруденциальный) подразумевает проверку форм отчетности, которую предоставляет кредитная организация в Центральный Банк РФ, об осуществляемой деятельности за определенный период времени. Если отчеты заполняются достоверно, в

полном объеме и своевременно, то пруденциальный надзор может быть использован «как система раннего предупреждения сбоев в работе банковского сектора». Систематический анализ достаточности уровня капитала и положительных, отрицательных тенденций в деятельности конкретного банка дает возможность заранее выявить проблемы, способные привести к неплатежеспособности и, возможно, как результат — к банкротству кредитной организации4.

Третий элемент системы банковского надзора — проведение инспекционных проверок кредитных организаций — предусматривает оценку общего состояния банков или отдельных направлений их деятельности непосредственно на месте. Контроль над деятельностью банков с выездом на место осуществляется сотрудниками главной инспекции кредитных организаций. Перед надзорно-инспекци-онным блоком Центрального банка России стоят такие важные задачи, как определение фактического финансового состояния банка, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, а также проверка соблюдения кредитной организацией действующего банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ4. Проверки осуществляются либо с уведомления кредитной организации, либо без предварительного уведомления3.

Работа с проблемными банками подразделяется на: — выявление финансовых трудностей, — изучение особенностей возникновения проблем, — формирование политики их решения, — применение мер воздействия. Необходимо отметить, что банковский надзор «не должен и не может ставить целью применение карательных мер». Напротив, вследствие своевременно-

го выявления ошибок, допущенных кредитной организацией, выявляются возможности банка в дальнейшем обеспечивать принятые на себя обязательства перед вкладчиками. Если таковые возможности не обнаружены, то применяется крайняя мера — отзыв лицензии и последующая ликвидация.

Согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ в 2012 году, Банком России отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности 22 кредитных организации, в 2013 году — 32 кредитных организаций6, а по данным Центрального Банка РФ на 01.12.2014 г, 80 кредитных организаций лишились лицензии на осуществление банковской деятельности за период с 01.01.2014 г.

Банк России в рамках работы по повышению эффективности банковского надзора, в том числе на консолидированной основе, а также в связи со вступлением в силу Федерального закона № 146-ФЗ издал указание Банка России от 25.10.2013 № 3089-У «О порядке осуществления надзора за банковскими группами»6. Данный нормативный документ устанавливает порядок осуществления Банком России надзора за деятельностью банковских групп, в том числе порядок формирования и организации работы надзорных групп, порядок проведения ежеквартальной оценки выполнения банковской группой (участниками банковской группы) обязательных нормативов, соблюдения лимитов открытых валютных позиций, предъявленных требований, порядок осуществления сбора и хранения информации о деятельности банковской группы и крупных участников банковской группы. Данный нормативный акт Банка России вступил в силу с января 2014 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш с; со

с

о |_

о

X -Û

О X X ш со

о

о о

о ш со

В целях совершенствования надзорной оценки деятельности кредитных организаций в 2014 году Банк России ужесточил подход к оценке финансовой устойчивости банков. Установлено, что экономическое положение банка не может быть признано удовлетворительным в случае, если правила внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствуют требованиям Банка России, либо если данные правила, по оценке Банка России, не соблюдаются, либо если система внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ не позволяет уделять повышенное внимание операциям клиентов с повышенной степенью риска.

Ежегодно Банк России работает по совершенствованию своей законодательной и нормативной базы в соответствии с международно признанными подходами. Также Банк России участвует в разработке федеральных законов. Перспективы развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации направлены на повышение «прозрачности» деятельности, т.е. осуществление публикаций финансовых отчетов; разработку и внедрение системы раннего реагирования; разработку действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства4,6.

Можно сделать вывод о том, что действующая политика государства и Банка России направлена на сокращение числа неэффективных финансовых структур, повышение капитализации и собственного капитала кредитных организаций, консолидацию российской банковской

системы путем ее укрупнения. Центральный банк Российской Федерации играет ключевую роль в системе регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций РФ и призван в целом способствовать укреплению финансовой устойчивости и в конечном итоге безопасности национальной банковской системы государства.

2. URL: http://www.cbr.ru/ sbrfr/print.aspx?file = sbrfm. htm&pid = sbrfr_00&sid = ITM_37117

5. O Central’nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii): Federal’nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ (red. ot

07.05.2013), Parlamentskaja gazeta, 2002, № 131-132, 13 ijulja. (In Russ.)

22.12.2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dostupa. — URL: Nauchn.bibl-ka DVFU. — SPS Konsul’tantPljus (data obrash-henija: 27.05.2013).

10. Poljanin A.V. Jekonomicheskoe razvitie regional’nyh biznes-prostranstv,

12. Finansovoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / pod red. E.Ju. Grachevoj, M.: Prospekt, 2013, 576 p. (In Russ.)

2 URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file = sbrfm.htm&pid = sbrfr_00&sid = ITM_37117

3 Арсланбекова А.З. Организация банковского надзора в Российской Федерации // Российский Юридический журнал. — 2008. — № 4. — С. 95 — 99.

4 Ермаков С.Л. Основные вопросы банковского регулирования и банковского надзора // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 3. — С. 30 — 41.

8 Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 4. — С. 111 — 116.

9 Пономарева А.А. К вопросу о понятии банковского надзора (окончание статьи) // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 1. — С. 157—162.

11 Румянцева Е.В. Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 7. — С. 167 — 170.

12 Финансовое право: учебник для бакалавров / Под ред. Е.Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2013. — 576 с.

m c; ca

O i_

O X .û

O X X m tû H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o m tû

МОСКВА, 9 окт — РИА Новости/Прайм. Директором департамента наличного денежного обращения Банка России назначен Александр Лахтиков, говорится в сообщении пресс-службы регулятора.

Лахтиков занимал в ЦБ пост директора департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом и возглавлял Главное управление безопасности и защиты информации, затем покидал Банк России и работал в коммерческой структуре.

«Приказом председателя Банка России с 9 октября 2017 года директором департамента наличного денежного обращения Центрального банка Российской Федерации назначен Лахтиков Александр Иванович», — сообщил ЦБ.

Как пояснили РИА Новости в пресс-службе Банка России, Александр Юров, ранее занимавший этот пост, покинул его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Со 2 октября 2017 года исполняющей обязанности директора департамента стала Зоя Петрова, которая ранее занимала пост заместителя директора этого департамента.

Первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский, который курировал в Банке России в том числе наличное денежное обращение, покинул свой пост 1 сентября и стал новым президентом банковской Ассоциации «Россия». Вместо него первым зампредом стала зампред Ольга Скоробогатова. Она теперь курирует департамент национальной платежной системы, департамент информационных технологий, департамент финансовых технологий, проектов и организации процессов, департамент наличного денежного обращения, а также Росинкас.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.