Декларация прав человека и гражданина была принята

ДЕКЛАРАЦИЯ ООН ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

А.О. Гольтяев

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве 15, Ave de la Paix, Geneva-1202, Switzerland

В статье изложена история разработки Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, подробно исследованы основные положения этого нового универсального международного стандарта в правозащитной сфере, раскрыто их значение и перспективы.

Ключевые слова: ООН, права человека, Совет по правам человека, образование в области прав человека, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека.

19 декабря 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН на своем пленарном заседании без голосования одобрила Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека . Тем самым завершился процесс разработки этого нового международного стандарта в правозащитной сфере, стартовавший в рамках Совета ООН по правам человека в 2007 г.

Вопрос образования в области прав человека и распространения информации о международных правозащитных нормах и принципах рассматривался в ООН практически с самого ее основания. Так, уже во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен тезис о том, что каждый человек и каждый орган общества должны стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению закрепленных в Декларации прав и свобод и обеспечению всеобщего и эффективного их признания и осуществления (п. 8 преамбулы). Подчеркивается значение общего понимания характера прав человека и основных свобод для их полного соблюдения (п. 6, 7 преамбулы).

Взаимосвязь образования и прав человека признается в ч. 2 ст. 26 Всеобщей декларации, согласно которой образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Часть 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах существенно развивает этот тезис, дополняя его формулировкой о сознании достоинства человеческой личности.

Здесь важно помнить, что именно достоинство является источником прав человека. Так, в общем п. 2 преамбулы Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. указано, что закрепленные в Пактах права «вытекают из присущего человеческой личности достоинства».

Вопросы образования в области прав человека были выделены в самостоятельный раздел в Венской декларации и Программе действий 1993 г. (§ 76-82 ч. II , в развитие положений которой была принята Всемирная программа образования в области прав человека. Образование, подготовка кадров и информирование общественности по вопросам прав человека позиционировались как фактор укрепления взаимопонимания, терпимости и мира. В декларации также содержался призыв ко всем государствам включать вопросы прав человека в учебные программы всех учебных заведений формального и неформального образования и содействовать расширению осведомленности населения в этой области.

Необходимость содействия учебно-просветительской деятельности в правозащитной сфере отражена в итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. (§ 131) . Главы государств и правительств стран мира единодушно поддержали усилия по развитию просвещения и учебы в области прав человека, в том числе путем реализации Всемирной программы образования в области прав человека, а также призвали все государства к разработке инициатив в этой области.

С учетом того, что итоговый документ Саммита-2005 заложил основу реформирования правозащитного измерения деятельности ООН, призыв к дальнейшему развитию образования в области прав человека получил отражение и в мандате нового правозащитного органа ООН — Совета по правам человека (СПЧ). Учредившая Совет резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 поручила ему, в частности, содействовать учебно-просветительской деятельности в области прав человека (§ 5а). Уже на второй год своей работы СПЧ сделал важный шаг на этом направлении: по совместной инициативе делегаций Марокко и Швейцарии консенсусом была принята резолюция «Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека» .

Резолюция поручила Консультативному комитету — экспертному органу СПЧ — во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработать проект декларации и представить его Совету в 2009 г. В связи с последовавшей через некоторое время просьбой Комитета срок работы над текстом был процедурно продлен на год , и окончательный вариант проекта декларации был передан в СПЧ на его 13-й сессии в марте 2010 г.

Уже на стадии обсуждения в Консультативном комитете стало очевидно, что подготовленный документ не устраивает основные группы стран. Сказалось фундаментальное различие в подходах государств и независимых экспертов. Первые рассматривали образование в области прав человека, прежде всего, как одно из практических измерений деятельности государств и негосударственных субъектов по защите признанных прав человека и основных свобод, а также как инструмент их поощрения. Соответственно, от Комитета ожидали рекомендаций по поводу того, как государствам, международным организациям и другим заинтересованным сторонам эффективнее выстроить стратегию распространения знаний о правах человека и образования в этой сфере.

Эксперты, в свою очередь, поставили во главу угла юридическую сторону вопроса. В результате в тексте Консультативного комитета было искусственно выведено новое право человека — право на образование в области прав челове-

Гольтяев А.О. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека… 197

ка — и даже сделана попытка установить обязательства государств по его реализации. Практическим проблемам уделялось второстепенное внимание.

Такой подход Комитета встретил неприятие у всех без исключения групп государств, которые с самого начала были настроены рассматривать образование в области прав человека не как право, а как деятельность или, скорее, инструмент укрепления уважения к уже признанным правам человека. Поэтому члены неформальной межрегиональной платформы за образование и подготовку в области прав человека (к первоначальным авторам резолюции — Марокко и Швейцарии — на более позднем этапе присоединились Филиппины, Италия, Словения, Коста-Рика и Сенегал) инициировали создание межправительственной рабочей группы открытого состава по доработке проекта декларации .

В течение года группа провела одну пятидневную официальную сессию и множество неформальных заседаний, в ходе которых предложенный Консультативным комитетом текст подвергся кардинальному пересмотру. Новый вариант декларации получил поддержку и одобрение всех региональных и политических групп государств и был принят без голосования сначала Советом по правам человека , а затем — Генеральной Ассамблеей ООН .

Окончательный текст декларации получился существенно короче проекта, подготовленного Консультативным комитетом. Вместе с тем в четырнадцати статьях этого документа не только прояснена и дополнительно разработана концепция образования и подготовки в области прав человека, но и предложены практические рекомендации по ее реализации.

Прежде всего, декларация провозглашает, что «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека» (ч. 1 ст. 1). Предложенные Консультативным комитетом положения о провозглашении отдельного права на образование в области прав человека, его источниках и порождаемых им обязательствах государств не получили в ней отражения.

Декларация уточняет объем понятия «образование и подготовка в области прав человека». В соответствии со ст. 2 такое образование должно включать в себя обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты; учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права преподавателей и обучаемых, а также наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, равно как и уважать и поощрять права других.

Здесь следует отметить, что декларация стала первым общепризнанным универсальным стандартом «мягкого права», в котором получило отражение аксиологическое измерение прав человека — т.е. последние рассматриваются не только как совокупность норм или обязательств, но и с точки зрения лежащих в их основе ценностей. Тем самым подчеркивается моральное измерение прав человека.

Декларация особо подчеркивает, что образование и подготовка в области прав человека не должны быть ограничены какой-либо возрастной или профессиональной группой. В тексте прямо указано, что такое образование — процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов и

всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование (ч. 1, 2 ст. 3). Отдельно обозначена важность подготовки педагогических кадров — инструкторов, преподавателей и государственных должностных лиц (ч. 3 ст. 3).

В соответствии со ст. 4 декларации образование и подготовка в области прав человека имеют следующие цели:

— повышение уровня знания, понимания и приятия универсальных правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном, региональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и основных свобод;

— развитие универсальной культуры прав человека, при наличии которой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к правам других, и содействие развитию человека как ответственного члена свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;

— достижение эффективной реализации всех прав человека и поощрение терпимости, недискриминации и равенства;

— обеспечение равных возможностей для всех посредством предоставления доступа к качественному образованию и подготовке по правам человека без дискриминации;

— содействие предотвращению нарушений прав человека и злоупотреблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма, стереотипизации и подстрекательства к ненависти, а также с вредоносными настроениями и лежащими в их основе предрассудками, равно как и их искоренению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря такому четкому целеполаганию государства, на которых лежит основная ответственность за соблюдение прав человека, получили ясные критерии, на которые им следует ориентироваться при составлении стратегий образования в этой сфере, подготовке кадров и реализации программ и проектов.

Среди принципов образования и подготовки в области прав человека следует выделить опору на Всеобщую декларацию прав человека и универсальные международные договоры в этой сфере (ст. 4), недискриминацию (ст. 5.1), доступность (ст. 5.2), открытость и широкое участие общества и всех заинтересованных сторон при ведущей роли государств (ст. 7-10), а также необходимость внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и выразительных средств культуры (ст. 6).

Отдельного внимания заслуживает принцип использования в образовании в области прав человека многообразия цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, «каким оно нашло отражение в универсальности прав человека» (ст. 5.3). Тем самым не только подтверждается универсальный характер прав человека, но и делается косвенный вывод о недопущении распространения их однобокой трактовки, характерной для конкретных государств или цивилизаций, под видом универсальной. В этом контексте следует также выделить принцип учета различных экономических, социальных и культурных условий (ст. 5.4), присущих тому или иному государству или обществу.

Главная роль в поощрении и обеспечении образования и подготовки в области прав человека возлагается на государства, которые должны осуществлять

Гольтяев А.О. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека. 199

эту деятельность в духе широкого участия, открытости и ответственности (ч. 1 ст. 7). В первую очередь, государства должны создать безопасную и благоприятную среду для вовлечения в процесс максимально широкого круга участников — образовательных учреждений, институтов гражданского общества, частного сектора и других субъектов (ч. 2. ст. 7). Свою роль призваны сыграть и национальные правозащитные учреждения (ст. 9).

Отдельно отмечена важность образования в области прав человека для должностных лиц, непосредственно задействованных в правоприменительной деятельности (судей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Особый акцент сделан на необходимость соответствующей подготовки персонала частных структур, действующих от имени государства (ч. 4 ст. 7). Это стало своего рода реакцией мирового сообщества на злоупотребления и нарушения прав человека, которые совершают сотрудники частных предприятий, выполняющих государственные подряды (известный пример — нарушения, совершенные персоналом американских частных военных и охранных компаний в Ираке) .

В декларации обозначен ряд шагов, которые следует предпринять в международном формате. В частности, ООН и другим международным организациям рекомендовано предоставлять образование и подготовку по правам человека своему персоналу (ст. 11). Государствам и другим субъектам международного сотрудничества предложено содействовать усилиям по развитию соответствующих программ на всех уровнях (ч. 1, 2 ст. 12).

Не была обойдена вниманием в декларации и проблематика международного контроля над исполнением государствами своих правозащитных обязательств. Международным и региональным механизмам в области прав человека было рекомендовано учитывать в своей работе проблематику образования в сфере прав человека, а государствам — включать информацию о мерах, принятых ими в этой области, в свои доклады (имеется в виду, прежде всего, отчетность в рамках Универсального периодического обзора и универсальных международных договоров в области прав человека).

Декларация стала заметным событием в процессе развития международного права в области прав человека. В ней определены и концептуально развиты основные параметры образования и подготовки в сфере прав человека — одного из главных инструментов их поощрения и продвижения. Кроме того, государствам, негосударственным субъектам и международным организациям даны комплексные и в то же время предметные рекомендации к действию.

Конечно, пока рано говорить о каких-либо успехах государств в области имплементации декларации. Вместе с тем очевидно, что ее положения будут активно учитываться как при разработке программ и стратегий в области поощрения и защиты прав человека, так и при их осуществлении всеми заинтересованными сторонами. Именно с такой просьбой обратилась к мировому сообществу Генеральная Ассамблея, которая предложила правительствам, учреждениям и организациям системы ООН и межправительственным и неправительственным организациям «активизировать свои усилия по распространению декларации и содействию ее всеобщему уважению и пониманию» (§ 2) .

ЛИТЕРАТУРА

Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г., приложение.

Доклад Рабочей группы Совета ООН по правам человека по использованию наемников в качестве средства нарушения прав человека и воспрепятствования реализации права народов на самоопределение // Док. ООН A/HRC/18/32 от 4 июля 2011 г.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года» // Док. ООН А^ЕБ/60/1от 24 сентября 2005 г.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Совет ООН по правам человека» // Док. ООН A/RES/60/251 от 15 марта 2006 г.

Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/6/10 от 27 сентября 2007 г.

Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/10/28 от 27 марта 2009 г.

Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/13/15 от 25 марта 2010 г.

Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/16/1 от 23 марта 2011 г.

Рекомендация Консультативного комитета СПЧ A/HRC/AC/REC/4/2 от 29 января 2010 г. «Проект декларации Организации Объединенных Наций по вопросу об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/AC/4/4 от 10 февраля 2010 г.

THE UN DECLARATION ON HUMAN RIGHTS EDUCATION AND TRAINING: ITS STORY OF DEVELOPMENT, SIGNIFICANCE AND PROSPECTS

A.O. Goltyaev

Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Сто восемьдесят третье пленарное заседание, 10 декабря 1948 г.

В
ПРАВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕТИЦИИ

Генеральная Ассамблея,

принимая во внимание, что право обращаться с петициями является существенным правом каждого человека, как это признано основными законами большого числа государств;

рассмотрев проект статьи о петициях в документе А/С.3/306 и поправки, предложенные к нему Кубой и Францией;

постановляет не принимать никакого решения по этому вопросу на настоящей сессии;

предлагает Экономическому и Социальному Совету просить Комиссию по правам человека заняться дальнейшим изучением проблемы представления петиций, когда она будет обсуждать проект пакта о правах человека и мероприятиях по проведению его в жизнь, для того чтобы сделать возможным для Генеральной Ассамблеи решить, какие дальнейшие мероприятия должны быть проведены на следующей очередной сессии в отношении проблемы петиций, если будет необходимость в принятии каких-либо решений.

Сто восемьдесят третье пленарное заседание, 10 декабря 1948 г.

С
СУДЬБА МЕНЬШИНСТВ

Генеральная Ассамблея,

считая, что Организация Объединенных Наций не может оставаться равнодушной к судьбе меньшинств;

считая, что принятие единообразного разрешения этого сложного и требующего осторожного к себе отношения вопроса, который в каждом государстве, где он возникает, имеет свои особые аспекты, является затруднительным;

принимая во внимание всеобщность характера Декларации прав человека, постановляет не вводить в означенную Декларацию особого положения по вопросу о меньшинствах, и

передает Экономическому и Социальному Совету тексты по этому вопросу, представленные делегациями Союза Советских Социалистических Республик, Югославии и Дании, содержащиеся в документе А/С.З/307/Rev.2, и предлагает Совету просить Комиссию по правам человека и Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств подвергнуть вопрос о меньшинствах всестороннему изучению для того, чтобы Организация Объединенных Наций могла принять эффективные меры для защиты расовых, национальных, религиозных или языковых меньшинств.

Сто восемьдесят третье пленарное заседание, 10 декабря 1948 г.

В
ПРЕДАНИЕ ГЛАСНОСТИ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Генеральная Ассамблея,

принимая во внимание, что утверждение Всеобщей декларации прав человека является историческим актом, которому суждено укрепить мир во всем мире посредством участия Организации Объединенных Наций в деле освобождения отдельных лиц от несправедливого угнетения и стеснения, которым они слишком часто бывают подвержены,

принимая во внимание, что текст Декларации необходимо распространить среди всех народов по всему миру,

1. рекомендует правительствам государств-членов Организации показать свою верность по-