Декларация по воде

ФНС РФ в своем письме от 27.09.2017 N СД-4-3/19437@ уточнила особенности заполнения водопользователями Республики Крым и г. Севастополя налоговой декларации по водному налогу.

Ведомство напоминает, что налоговые ставки водного налога по видам водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ. При этом ставки налога дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Однако налоговые ставки в отношении водных объектов, расположенных на территории Крыма НК РФ не установлены.

Пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ установлена ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, которая не зависит от места расположения водного объекта.

Кроме того, действующим порядком заполнения декларации по водному налогу предусмотрены коды водопользования по каждому виду пользования, в зависимости от экономического района и водного бассейна.

При этом пунктом 5.1.5 указанного порядка заполнения декларации уточняется, что водопользователи Республики Крым и города Севастополя при заполнении подраздела 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» раздела 2 по строке 050 указывают коды водопользования 50091 или 50092 соответственно.

В связи с этим, водопользователями Республики Крым и города Севастополя в налоговой декларации по водному налогу могут указываться коды водопользования:

  • при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения: для Республики Крым — 50091, для г. Севастополя — 50092;
  • при заборе воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод: для Азовского моря — 13040, для Черного моря — 13050;
  • при использовании акватории территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод: для Азовского моря — 22040, для Черного моря — 22050;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики — 32100;
  • при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях — 41200.

В «1С:Предприятии 8» поддерживается возможность указания водопользователями Республики Крым и города Севастополя в декларации по водному налогу рекомендованных налоговым ведомством кодов водопользования.

Статья 46. Виды водопользования.
Водопользование может быть двух видов — общее и специальное.
( Статья 46 в редакции Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 47. Право общего водопользования.
Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их нужд (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев)бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.
С целью охраны жизни и здоровье граждан, охраны окружающей естественной среды и с других предусмотренных законодательством оснований районные и городские Совета по представлению государственных органов охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также за определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.
Местные Совета обязаны сообщать население об установленных ими правила, которые ограничивают общее водопользование.
На водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем, по согласованию с органом, который предоставил водный объект в аренду.
Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан доказывать к известная население условия водопользования, а также о запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленному в аренду.
Если водопользователем или соответствующим Советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.
( Статья 47 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 48. Специальное водопользование.
Специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сбрасывание загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.
Специальное водопользование осуществляется юридическими и физический лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Не принадлежат к специальному водопользованию:

  • пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических);
  • подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы;
  • устранение вредного действия вод (подтопление, засол, заболочивания);
  • использование подземных вод для изъятия полезных компонентов;
  • изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;
  • выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ;
  • добыча полезных ископаемых и водных растений;
  • прокладывание трубопроводов и кабелей;
  • проведение буровых, геологоразведочных работ;
  • другие работы, которые выполняются без забора воды и сбрасывание обратных вод.

( Статья 48 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 49. Право на осуществление специального водопользования.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения.
Разрешение на специальное водопользование выдается:

  • государственными органами охраны окружающей естественной среды — в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;
  • Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды — в случае использования воды водных объектов местного значения.

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием нужды в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, — в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии — в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения — в случае использования водных объектов, отнесенных категории лечебных.
Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины.
В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сбрасывания загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование.
Специальное водопользование является платным.
( Статья 49 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 50. Сроки специального водопользования.
Сроки специального водопользования устанавливаются органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.
Специальное водопользование может быть краткосрочным (до трех лет) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет).
В случае необходимости срок специального водопользования может быть продолжено на период, который не превышает соответственно краткосрочного или долгосрочного водопользования.
Продление сроков специального водопользования за ходатайством заинтересованных водопользователей осуществляется государственными органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.
Статья 51. Пользование водными объектами (их частями) на условиях аренды.
В пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые находятся в бассейнах речек общегосударственного значения, могут предоставляться водопользователям лишь для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях.

Передача арендатором права на аренду водного объекта (или его части) другим субъектам хозяйствования запрещается.
Арендодателями водных объектов (их частей) местного значения есть Верховная Рада Автономной Республики Крым и областные Совета.
Отдельные полномочия относительно предоставления водных объектов (их частей) местного значения у пользования Верховная Рада Автономной Республики Крым и областные Совета могут передавать соответствующим органам исполнительной власти на местах или другим государственным органам.
Арендодателями водных объектов общегосударственного значения являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации.
Распределение полномочий относительно передач водных объектов общегосударственного значения определяет Кабинет Министров Украины соответственно эту Кодексу и другим законам Украины.
Право водопользования на условиях аренды оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей естественной среды и водного хозяйства.
Условия, сроки и сбор за аренду водных объектов (их частей) определяются в договоре аренды по согласию сторон.
Водопользователи, которым водный объект (его часть) предоставлено в аренду, могут разрешить другим водопользователям осуществлять специальное водопользование в порядке, установленном этим Кодексом.
Пользование водными объектами (их частями) на условиях аренды осуществляется соответственно требованиям водного законодательства и регулируется этим Кодексом и другими актами законодательства Украины.
( Статья 51 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
( Статью 52 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 53. Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта.
Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта осуществляется бесплатно и без предоставления соответствующего разрешения. В случае необходимости оно может быть частично или полностью запрещено Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими Советами по представлению
соответствующих государственных органов водного хозяйства или охраны окружающей естественной среды согласно законодательству.
Статья 54. Частичный или полный запрет пользования водными объектами.
Пользование водными объектами, которые имеют особое государственное значение, научную или культурную ценность, а также теми, что входят в состав систем оборотного водоснабжения тепловых и атомных электростанций, может быть частично или полностью запрещено в порядке, установленном законодательством.
Лесосплав на водных объектах запрещается.
Статья 55. Основания для прекращения права специального водопользования.
Право юридических и физический лиц на специальное водопользование прекращается в случае:
1) если отпала потребность в специальном водопользовании;
2) истечения срока специального водопользования;
3) ликвидации предприятий, учреждений или организаций;
4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
5) признания водного объекта таким, что имеет особое государственное
значение, научную, культурную или лечебную ценность;
6) нарушения условий специального водопользования и охраны вод;
7) возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения;
8) систематического невнесения сбора в сроки, определенные законодательством.
Законодательством Украины могут быть предусмотренные и другие основания для прекращения права специального водопользования.
( Статья 55 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 56. Порядок прекращения права специального водопользования.
Прекращение права специального водопользования осуществляется:
1) за ходатайством водопользователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 статье 55 этого Кодекса;
2) по решению органа, который выдал разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 55 этого Кодекса;
3) по решению Кабинета Министров Украины или соответствующих Советов в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 статье 55 этого Кодекса;
4) на требование органа, который выдало разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 8 статье 55 этого Кодекса.
Прекращение права на специальное водопользование во всех случаях осуществляется органом, который выдал разрешение на специальное водопользование.
Статья 57. Возмещение ущерба, причиненного водопользователям прекращением права или изменением условий специального водопользования.
Водопользователям возмещается ущерб, причиненный прекращением права или изменением условий специального водопользования, за исключением случаев, когда такое прекращение (изменение условий) было осуществлено по вине самого водопользователя или за его ходатайством.
Порядок возмещения таких убытков водопользователям устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Понятие водного налога, порядок его расчета и уплаты, сроки отчетности по налогу содержатся в главе 25.2 НК РФ. Платить данный налог обязаны все организации и ИП, пользующиеся водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Сроки сдачи декларации по водному налогу, пример заполнения декларации по водному налогу найдете в нашем материале.

Сроки отчетности и уплаты налога

Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

Декларация подается в те же сроки:

IV квартал 2019 года — до 20 января включительно;

I квартал 2020 года — до 20 апреля включительно;

II квартал 2020 года — до 20 июля включительно;

III квартал 2020 года — до 20 октября включительно;

IV квартал 2020 года — до 20 января включительно.

Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

Налог уплачивается в ИФНС по месту фактического водопользования.

Декларацию в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Эктерн!

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.

Декларация включает титульный лист и два основных раздела. Второй раздел документа состоит из двух подразделов.

Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет.

Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога. Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждому виду водопользования.

Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект и лицензию, опираясь при этом на цели использования воды.

По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно.

Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

Реквизиты лицензии фиксируют в строке 040.

Коды водопользования отмечают в строке 050 (Приложение 4 к приказу).

Объемы забранной воды в пределах лимитов и сверх них отражаются в строках 060, 070, 100. Сумма строк 070 и 100 должна быть равна сумме, отмеченной в строке 060.

Налоговые ставки и коэффициенты находят свое отражение в строках 110–150.

Непосредственно сумму налога ответственное лицо фиксирует в строке 160 (формула расчета содержится в порядке заполнения декларации).

Строки 010–040 подраздела 2.2 идентичны строкам подраздела 2.1. Информацию в раздел 2.2 заносят отдельные категории налогоплательщиков, указанные в порядке заполнения.

Реквизиты договора на пользование нужно указать в строке 050. В строке 060 показывают код водопользования.

В зависимости от поставленного кода заполняются строки 070–100. В некоторых случаях эти сроки прочеркиваются.

По строке 070 ответственное за заполнение декларации лицо указывает налоговую базу (площадь предоставленного водного пространства).

Строки 080–100 — это количественные показатели. В них указывают выработанную электроэнергию, объем древесины или расстояние сплава леса.

Строка 110 — это размер налоговой ставки.

Строка 120 — коэффициент (п. 1.1. ст. 333.12 НК РФ).

По строке 130 ответственное лицо записывает сумму налога по отдельному водному объекту и отдельно взятой лицензии.

Коды водопользования в декларации по водному налогу

Пример.ООО «Крона» зарегистрировано в Волгограде. Для своей деятельности использует воды из реки Волги. Волгоград относится к Поволжскому экономическому району. От района и способа забора воды зависит налоговая ставка. В данном примере ставка равна 294 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды сверх лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ) указанная ставка умножается на пять (294 х 5 = 1470). Коэффициент равен 2,01. Согласно лицензии, лимит использования равен 26 тыс. куб. м. Всего за второй квартал забрано 30 тыс. куб. м воды.

Рассчитаем налог.

Сумма налога в пределах лимита = 26 × 294 × 2,01 = 15 364 рублей

Сумма налога сверх лимита = 4 × 1 470 × 2,01 = 11 819 рублей

Итого водный налог = 15 364 + 11 819 = 27 183 рублей.

Пример заполнения декларации по водному налогу

Кто обязан заплатить налог по итогам 1 квартала 2020 года

Плательщиками водного налога могут выступать как юридические, так и физические лица (предпринимательский статус значения не имеет), осуществляющие в процессе своей деятельности:

  • забор воды;
  • использование акватории;
  • использование гидроэнергетических ресурсов;
  • сплав леса.

В любом из вышеперечисленных случаев использования водных объектов ранее требовалась лицензия. Ее отсутствие грозило огромными штрафами. В настоящий момент при истечении срока лицензии вместо нее выдается один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование.

В случае отсутствия перечисленных документов пользователям водных объектов грозят не только штрафы, но и приостановление деятельности и даже арест.

Водный налог платить не придется, если лицо использует водный объект при рыболовстве, судоходстве, разработке различных месторождений, осуществлении водоохранной деятельности.

Считаем величину налога к уплате в бюджет: формулы и основания

Сумма водного налога к уплате равна произведению налоговой базы на ставку. При этом налоговая база для каждого объекта налогообложения и каждого водного объекта определяется отдельно:

  1. При заборе воды налоговая база равна объему забранной воды за квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). Объем при этом рассчитывается:
  • с помощью измерительных приборов;
  • на основании фактического времени работы и производительности средств забора;
  • по данным норм потребления, лимит которых отражается в лицензии.
  1. При использовании акватории водных объектов налоговая база равна площади этой акватории, зафиксированной в лицензии или в техдокументации (п. 3 ст. 333.10 НК РФ).
  2. В случае использования гидроэнергетических ресурсов (п. 4 ст. 333.10 НК РФ) налоговая база — это количество произведенной за квартал электроэнергии. Но только для ситуации, когда не происходит забора воды. В противном случае налоговая база определяется как для забора воды.
  3. Если осуществляется сплав леса, то налоговая база рассчитывается по формуле (п. 5 ст. 333.10 НК РФ):

Налоговые ставки указаны в ст. 333.12 НК РФ. Применяются они совместно с коэффициентами, также приведенными в этой же статье.

Кроме того, ставки дополнительно повышаются:

  • при отсутствии измерительных приборов в случае забора воды;
  • за сверхлимитный забор;
  • при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации.

Отчитываемся в налоговую и платим налог за 1 квартал 2020 года: сроки

Расчет налога производится в декларации, которая подлежит ежеквартальной сдаче в налоговую инспекцию по месту использования водного объекта. Форма декларации введена приказом ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497. Порядок ее заполнения также можно найти в этом приказе. Декларацию можно представить налоговикам:

  • лично;
  • отправив по почте;
  • с помощью телекоммуникационных каналов связи.

В первых двух случаях декларация сдается на бумаге. В последнем случае предполагается сдача электронной версии отчета.

Отправить декларацию нужно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. То есть за 1 квартал 2020 года нужно успеть отчитаться до 20 апреля.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней срок сдачи декларации по водному налогу за 1 квартал 2020 года продлен до 20.07.2020 (см. постановление Правительства от 02.04.2020 № 409). Подробнее об этом читайте .

Несдача декларации или ее несвоевременная сдача повлекут за собой налоговую и административную ответственность.

Заплатить водный налог полагается также до 20-го числа. То есть за 1 квартал 2020 года перечисление налога должно произойти в срок до 20.04.2020. Его неуплата (частичная или полная) грозит штрафами и пенями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года срок уплаты водного налога за 1 квартал 2020 года сдвигается на первый рабочий день, то есть на 12 мая (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Подробнее об этом читайте .

Учитывая вышеизложенное, исполнить обязанности налогоплательщика по представлению отчета и уплате налога нужно своевременно во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

Итоги

В зависимости от того, как используется водный объект, налогоплательщикам нужно рассчитать налоговую базу, применить нужную налоговую ставку и исчислить налог к уплате в бюджет. Отчитаться перед фискалами за 1 квартал можно до 20 июля текущего года, но перечислить налог нужно раньше — до 12.05.2020. Неисполнение налогоплательщиками данных обязанностей грозит им различными санкциями со стороны контролирующих органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.