Содержание
- ○ Для чего требуется изменения в данных о двигателе?
- ○ Можно ли легально уменьшить мощность двигателя?
- ○ Где в техническом паспорте указана мощность двигателя?
- ○ Замена данных.
- ○ Есть ли наказание за предоставление неверных данных?
- ○ Советы юриста:
- Как можно дефорсировать двигатель легально?
- Можно ли законно снизить налоговую ставку
- Способы уменьшения налога
- Кто имеет льготы при оплате транспортного налога: Видео
○ Для чего требуется изменения в данных о двигателе?
Необходимость изменить мощность мотора появляется при желании уменьшить размер транспортного налога. ИФНС рассчитывает величину налога исходя из мощности двигателя, указанного в ПТС. Изменив данные о количестве лошадиных сил, мы, таким образом, уменьшаем налоговую базу, что влияет на размер ежегодных отчислений.
Следует сказать, что ИФНС для расчетов берет и другие данные, но мощность двигателя является основным параметром, используемым для целей налогообложения.
○ Можно ли легально уменьшить мощность двигателя?
Да. Это возможно, но если мы говорим о легальном уменьшении, то в конечном итоге мощность двигателя фактическая и прописанная в ПТС должны совпадать.
То есть, нельзя законным путем снизить количество лошадиных сил, если в ПТС записаны верные данные о мощности мотора, а вы не желаете вносить конструктивные изменения в автомобиль.
Таким образом, в зависимости от ситуации автовладельцу необходимо:
- Привести данные в ПТС в соответствие с фактической мощностью двигателя, если сведения в ПТС неверны.
- Внести конструктивные изменения в автомобиль, затем изменить данные о моторе в ПТС.
○ Где в техническом паспорте указана мощность двигателя?
Мощность двигателя вы можете посмотреть в строке № 10 ПТС.
○ Замена данных.
Рассмотрим все законные способы уменьшения количества лошадиных сил в ПТС.
Тем не менее удачи попытать все-таки стоит. Для этого:
Как видите, процесс этот не только длителен, он еще и требует немалого вложения денег, ведь технические экспертизы – дело затратное.
В процессе длительной эксплуатации достаточно часто можно говорить о потере мотором своей первичной мощности.
Что делать, если ваша машина далеко не новая? В этом случае вам необходимо просто найти хорошего эксперта и показать ему свой автомобиль. Если исследование покажет, что мощность двигателя упала, обратитесь в ГИБДД с заявлением на изменение параметров мотора в ПТС, предъявив заключение эксперта.
Заменив двигатель на менее мощный, вы, безусловно, будете экономить на транспортном налоге. Но для этого потребуется пройти достаточно сложную и дорогостоящую процедуру:
- Подобрать подходящий двигатель. В понятие подходящего агрегата входит его соответствие сертификату производителя и экологическим требованиям.
- Найти сертифицированную мастерскую, в которой вы сможете взять заключение о проделанной работе по замене механизма.
- Провести экспертизу для получения заключения о мощности двигателя
- Принести заключение в ГИБДД и проконтролировать внесение изменений в ПТС.
Речь идет о снижении мощности двигателя путем технической модификации агрегата. Проделать это можно только с транспортными средствами, которые поставлены в ГИБДД на учет. Пошагово процедуру дефорсирования можно изобразить так:
- Обратитесь в ГИБДД с просьбой провести дефорсирование агрегата. К прошению приложите всю имеющуюся у вас документацию на автомобиль.
- Предъявите транспортное средство на осмотр. По его итогам вам выдадут заключение, в котором вам будет разрешено или отказано в проведении дефорсирования.
- Обратитесь к сертифицированному мастеру, который сможет провести дефорсирование.
- Предъявите автомобиль с измененным агрегатом на технический осмотр и получите диагностическую карту с новыми характеристиками.
- Обратитесь в ГИБДД с прошением о внесении изменений в ПТС.
○ Есть ли наказание за предоставление неверных данных?
Если по какой-то причине вам не удалось внести в данные в ПТС, не вздумайте воспользоваться незаконными методами, связанными с подделкой заключений экспертов, диагностических карт или иных документов.
Наказание за незаконное уменьшение мощности двигателя может быть достаточно суровым, ведь речь идет не об обычном штрафе, а об уголовной ответственности.
Преступникам при этом вменяют мошенничество (ст. 159 УК РФ) или использование заведомо подложных документов (ст. 327 УК РФ).
○ Советы юриста:
Да, можно. Чтобы уменьшить размер транспортного налога нужно пройти вышеописанную процедуру по замене агрегата, сделать экспертизу обновленного транспортного средства и сообщить об изменениях в ГИБДД. Далее необходимо предъявить в Автоинспекцию свой ПТС и попросить внести в документ изменения в характеристиках двигателя. Измененные сведения сотрудники ГИБДД самостоятельно направляют в ИФНС, но для верности предъявите в налоговую службу копии документации на автомобиль самостоятельно. Далее вам следует проконтролировать, чтобы размер транспортного налога пришел в меньшем размере, чем ранее. Если этого не случилось, обратитесь в ИФНС с техпаспортом и попросите налоговую службу пересчитать налог.
Нет. Если вашей вины в происшедшем нет, то вам обязаны выдать ПТС без уплаты госпошлины. Тем не менее это случай достаточно редкий, поэтому рассчитывать на экономию, увы, обычно не приходится.
Специалист Максим Шелков разъясняет ситуацию, как проходит процедура замены двигателя.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
1. Пишем заявление на дефорсирование двигателя в ГАИ
2. Меняем прошивку на какую-нибудь суперэконом, ну, допустим, 5 литровый станет у нас 240 сильным (хотя бы так).
3. Замеряем на стенде в НАМИ.
4. Регистрируем изменения.
Где тут буксуем?
Re: > Ах ну да, 500 покупают, чтобы получать удовльствие от уплаты налога.
А на педальку газа нажимать — не удовольствие?
А в чём тогда смысл 500-го? Взять машину и изуродовать.
Ездить потихонечку можно и на маломощном.
А для понтов шильдик наклеить.
> Я считаю, что этот налог не отвечает принципу справедливости.
Это не по теме 🙂
> Меня интересует, можно ли так сильно дефорсировать двигатель только прошивкой.
В НАМИ получить справку — заглушены свечные колодцы 4 цилиндров. И приведение в первоначальный вид невозможно :))
Дефорсирование двигателя – это уменьшение его мощности. Зачем оно может потребоваться и чем оно выгодно? Во-первых, дефорсированный двигатель дольше не изнашивается и соответственно может намотать больший пробег, чем форсированный мотор. Во-вторых, вопросом дефорсирования сегодня часто задаются те, кто хочет снизить налоговые выплаты.
Как можно дефорсировать двигатель легально?
Например, мощность вашего авто согласно ПТС – 210 л. с., но официальный дилер приводит другую цифру, скажем, 150 л. с. То есть, мощность вашего авто явно завышена, и вы совершенно зря платите такой большой налог. Что делать в такой ситуации? Нужно обратиться в официальное представительство марки в стране и попросить их выдать справку, уточняющую данные идентификационного номера (VIN). Интересно, что даже в официальном представительстве вам могут выдать бумажку, где данные ненамного будут отличаться от тех, что указаны в ПТС. Тогда сделать ничего не получится.
Если же получить правильный документ (где указана мощность 150 л. с.) удалось, то следующий шаг – идти в МРЭО. Нужно показать там справку и попросить изменить данные в ПТС. Там или откажут совсем или попросят пройти экспертизу и принести соответствующее доказательство. После экспертизы, скорее всего, вам благополучно изменят данные в ПТС.
- Можно дефорсировать двигатель физически
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!
Это возможно, только если в линейке производителя двигателей есть менее мощный агрегат, который подойдет вашему авто. Для начала, нужно приобрести это менее мощный мотор. Потребуется так же договор купли-продажи и сертификат производителя. Замену нужно производить только в автосервисе. После замены там должны выдать соответствующий документ. Далее МРЭО. Сразу там изменения не внесут, а попросят пройти все ту же экспертизу. Если экспертиза будет пройдена без проблем, вам легко должны внести изменения в данные о мощности вашего авто.
Многим интересен так же вопрос: почему в Россию начинают поставлять авто с заниженной мощностью, хотя раньше поставляли машины со стандартными показателями? Это реальная мощность или просто приближенная к налоговому порогу на бумаге?
Производители уверяют, что действительно снижают мощность специально для России. Делается это в чипе, электронным способом. То есть двигатель правда дефорсированный. Увеличивать мощность обратно не рекомендуется по причине, которая была описана выше: потери в мощности обычному автолюбителю заметны не будут, так как он редко эксплуатирует авто на максимуме. Плюс, большую важность имеет максимальное число оборотов, а они практически не снижаются.
#Налогообложение, #Авто, #Бухгалтерскийучет, #Транспорт, #НДС
Приятно считать себя человеком разносторонне развитым и где-нибудь в кафе, беседуя с таким же продвинутым приятелем, поговорить о том, что налоги – это обязательная плата за цивилизацию. Но одно дело абстрактные беседы, а другое – конкретная сумма, которую приходится доставать из собственного кошелька, чтобы рассчитаться с налоговой инспекцией за числящийся на вас автомобиль. В этот момент поиск ответа на вопрос, как уменьшить транспортный налог, вдруг обретает актуальность.
Можно ли законно снизить налоговую ставку
Всем известно, что одновременно с появлением такого понятия, как налоги, появились и методики их оптимизации. По-другому и быть не могло. Ведь все в этом мире требует максимальной сбалансированности. Если существуют легальные правила, по которым надо вносить определенную государством плату, то должна существовать и возможность их трактовать таким образом, чтобы одновременно и налог уплатить, и сделать это по минимально возможной ставке.
Применительно к транспортному налогу легальное уменьшение суммы ежегодной его уплаты для автомобилистов вполне реально и не противоречит законодательству. Так, снижение транспортного налога допускает в первую очередь само государство. Ведь Налоговый кодекс привязывает транспортный налог не к федеральному бюджету, а к местному. Иначе говоря, каждый регион самостоятельно решает, какие ставки транспортного налога будут действовать на его территории.
Правда, общий знаменатель один для всей страны: расчет налога ведется в пересчете на одну лошадиную силу мощности авто. К примеру, если в Москве автомобиль, мощностью до 100 л. с. облагается по ставке 12 руб. за 1 л. с., то в Северной столице эта ставка ровно в два раза выше и составляет 24 рубля. И если вы, проживая в Санкт-Петербурге, зарегистрируете автомобиль в Москве, то легально оптимизируете сумму своего транспортного налога на пятьдесят процентов. И это только один из законных способов снизить транспортный налог на автомобиль.
Способы уменьшения налога
Вышеупомянутый метод оптимизации налоговых обязательств не является единственным, и существуют другие, не менее привлекательные способы сэкономить на отчислении транспортного налога.
Пересмотр мощности двигателя
Представьте себе, что вы являетесь владельцем автомобиля БМВ 530 модели, мощность двигателя которого согласно ПТС равна 254 лошадиным силам. А вы знаете, что:
- В вашем регионе ставка транспортного налога на автомобили мощностью 250 л. с. и более составляет 150 руб./л. с.
- На автомобили мощностью от 225 до 250 л.с. – 75 руб./л. с.
- Вашей машине исполнилось десять лет.
- За время эксплуатации реальная мощность двигателя упала минимум на 10 процентов.
Формально вы должны заплатить государству 37 500 рублей. А если сможете официально оформить реально упавшую мощность двигателя, то есть внести изменения в ПТС, записав там вместо положенных 254 лошадиных сил реальные 229, то сумма налога составит 17 175 рублей.
Вот вам и первый ответ на вопрос, как меньше платить за транспортный налог.
Нужно просто доказать компетентным органам с помощью официальных экспертных выводов, что автомобиль старше десяти лет при определенном пробеге имеет меньшую мощность, чем та, которая записана в его паспорте.
А как снизить транспортный налог на автомобиль свыше 250 л. с, если о естественной потере мощности двигателя говорить преждевременно? В этом случае придется снижать ее принудительно. Специализированный сервис может за хорошее вознаграждение поработать над вашим авто: перепрошить систему, убрать турбину или дефорсировать впрыск.
Затем, правда, придется немного побегать, чтобы официальная экспертиза зафиксировала новую мощность двигателя, а ГИБДД внесла ее в ПТС. Но, если все получится, то ставка транспортного налога уменьшится для вас ровно в два раза.
Еще один вариант на тему, как сэкономить на транспортном налоге: законом предусмотрено, что автомобили, имеющие мощность двигателя до 70 л. с., не являются объектами налогообложения. Это значит, что, покупая на рынке «Ладу» объем двигателя у которой 1,5 л, а мощность 70 л. с., вы продолжаете поддерживать отечественного производителя, делая бесплатную рекламу его продукции, и не забываете о своем бюджете, освободив его от налога на транспорт.
Регистрация авто на льготника
Преференции от власти – дело тонкое, поэтому где, кому и на каких основаниях можно получить законные льготы по транспортному налогу, – тема отдельного исследования.
Сейчас рассмотрим едва ли не оптимальный способ для владельцев автомобилей с мощным двигателем. Вместо того, чтобы каждый год платить по 30 000 рублей и более, можно переоформить машину на человека, имеющего удостоверение:
- ветерана или героя войны;
- инвалида I или II группы;
- родителя или попечителя ребенка-инвалида;
- многодетного родителя;
- лица, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.
Хоть это и звучит достаточно цинично, однако мы сейчас говорим о деньгах. Так что если у вас на примете есть человек, которому вы доверяете, и он согласен оформить машину на свое имя, то считайте, что пятьсот долларов в год вы точно сэкономите. Не забудьте только внести в страховку свою фамилию, чтобы не иметь проблем на дороге.
Регистрация в регионе с низкой ставкой
Мы уже упомянули, как снизить налог на автомобиль, катаясь в Санкт-Петербурге на московских номерах. Решив обратить в свою пользу различия в подходах местных властей к установлению ставок транспортного налога на подведомственной территории, легко обнаружить, что существуют так называемые зоны налогового рая. В них если и существует ставка, отличная от нуля, то размер ее можно считать чисто символическим.
И не обязательно гражданам, желающим платить меньше, оформлять временную регистрацию своего проживания где-нибудь в Магадане или республике Тыва, где ставки транспортного налога 6 и 7 руб./л. с. для авто с мощностью двигателя до 100 л. с.
Есть куда более комфортные по климатическим условиям и по расположению регионы. Скажем, в Дагестане за такой же автомобиль заплатите 8 руб./л. с., а в Севастополе вообще 5 руб. Правда, эти цифры верны для 2017 года. Тем, кто будет регистрировать свою машину в 2019 году, нужно будет учесть вероятность их коррекции.
Кто имеет льготы при оплате транспортного налога: Видео
1 нравится”
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- • сущность оптимизации транспортного налога;
- • базовые налоговые схемы оптимизации транспортного налога;
уметь
- • определять основные налоговые риски, связанные с транспортным налогом;
- • разрабатывать и планировать налоговые схемы оптимизации транспортного налога;
владеть
- • методами расчета налоговых обязательств, возникающих в результате оптимизации транспортного налога;
- • навыками разработки предложений по минимизации налоговых рисков по транспортному налогу.
Общие принципы налогообложения транспортного налога установлены в гл. 28 НК РФ. Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому региональные власти имеют право устанавливать основные элементы налога: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт.
Под транспортным средством, в соответствии с примечанием ст. 12.1 КоАП, следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч.
Уплата налога производится по местонахождению транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Специалистами выделяют следующие основные налоговые схемы, направленные на оптимизацию транспортного налога:
- — использование транзитного номера;
- — момент регистрации;
- — регистрация транспорта в регионе с льготной ставкой;
- — использование транспорта только на территории хозяйствующего субъекта;
- — использование пониженных налоговых ставок на спецтехнику;
- — уменьшение мощности двигателя;
- — аренда транспортного средства;
- — лизинг транспортных средств;
- — частные случаи оптимизации транспортного налога.
Использование транзитного номера. В соответствии со ст. 357 НК РФ
плательщиком транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Без регистрации транспортного средства обязанности уплаты налога не возникает. Ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, но существуют транзитные номера, которые обычно выдаются подразделением ГИБДД.
Транзитный номер предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации. Например, после его продажи. Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Владельцы машин обязаны зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Он составляет от пяти до 20-ти суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.
Если водитель управляет незарегистрированным автомобилем, на него на законных основаниях может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст. 12.1 КоАП. В настоящее время штраф за просроченные транзитные номера составляет от 500 до 800 руб. Явным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Если владелец транспортного средства повторно попадается на том же нарушении, то штраф за просроченные транзитные номера будет куда существеннее — 5 тыс. руб. либо лишение прав на один — три месяца. К тому же нужно учитывать, что такому автомобилю обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия будет существенна.
Момент регистрации. Описанный выше метод с транзитными номерами можно использовать и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Это связано с тем, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. В соответствии с и. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы. Поэтому если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков.
Регистрация транспорта в регионе с льготной ставкой. Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. И один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, в другом налог будет взиматься по максимуму. В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным.
Практика показывает, что ставки транспортного налога в регионах РФ существенно различаются. Например, в 2014 г. в Чеченской Республике с легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно применялась нулевая ставка налога, а свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно — 5 руб. за 1 л.с. Ставка налога в 2014 г. для грузового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в Чеченской Республике составляет всего 8 руб. за 1 л.с., во Владивостоке — 50 руб., а в Москве налоговая ставка равна 70 руб. за 1 л.с.
Как видим, разница достаточно значительная, особенно если у компании не один автомобиль, а несколько десятков. Поэтому многие организации (особенно те, у которых транспорта много) специально открывают для этих целей в нужном субъекте свое обособленное подразделение и регистрируют на него транспорт на постоянной основе. ГИБДД это допускает.
В ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. С формальной точки зрения это может быть одно рабочее место с одним сотрудником. Но чтобы деятельность подразделения не сочли фиктивной, местного сотрудника действительно загружают полезной для компании работой. Это может быть поиск контрагентов в этом субъекте и заключение с ними договоров. К минусам этого способа можно отнести увеличение документооборота, связанного с деятельностью подразделения.
К положительным моментам подобной схемы можно отнести возможность использования других льготных условий, которые могут быть установлены в выбранном регионе. В то же время необходимо иметь в виду, что если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков. Для выявления необоснованной налоговой выгоды налоговики обязательно займутся сбором доказательств о фактах использования транспорта по месту регистрации.
Использование транспорта только на территории хозяйствующего субъекта. Сэкономить на транспортном налоге можно по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. К такой технике можно отнести автобусы, перевозящие людей от одной проходной к другой, грузовую технику, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокраны и т.д.
Напомним, в Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать.
Пониженные налоговые ставки на спецтехнику. Есть транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Такие транспортные средства принято считать самоходными, и по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно влияет на величину налога. В этой ситуации судьи чаще всего склоняются на сторону налогоплательщиков. Они утверждают, что по формулировке НК РФ транспортный налог используется для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). И если машины не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, то их относят к категории «другие самоходные машины», а не к «грузовым автомобилям». Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории «другие самоходные транспортные средства».
Уменьшение мощности двигателя. Хозяйствующие субъекты могут скорректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя. Дефорсирование двигателя — это уменьшение его мощности с внесением изменений в ПТС.
Мощность автомобиля может быть изменена вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л.с. При снижении ее до 100 л.с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки.
Но таким методом могут воспользоваться далеко не все, гак как необходимо, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем наименьшей мощности и аналогичными показателями экологичности.
Например, двигатель EJ20 мощностью 180 л.с. Subaru Legacy 2004 г. выпуска можно превратить в 140 л.с. Для этого потребуется перенастроить систему управления впрыском топлива и систему выхлопа. Помимо самих работ по дефорсированию, потребуется заключение организации, уполномоченной Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ на выдачу заключений о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Для внесения подобных изменений компания должна известить ГАИ о том, что сведения, указанные в паспорте технического средства, неверны. Подтвердить эти сведения можно заключением экспертизы специализированного научного учреждения или справкой от производителя транспортного средства. Только на основании таких документов регистрирующий орган внесет изменения в документы на машину и сообщит об изменении налоговой базы налоговикам.
Аренда транспортного средства. Па практике иногда бывает выгоднее не покупать транспортное средство, а заключить со своим работником договор аренды его личного автомобиля. По этой схеме обязанности по уплате транспортного налога у них не возникает. Договор аренды можно заключать с экипажем или без экипажа. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В этом случае необходимо, чтобы собственник не только предоставил транспортное средство во владение и пользование, но и был обязан управлять данным транспортным средством (например, перевозить работников арендатора, груз и др.), оказывать услуги по технической эксплуатации. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг но управлению им и его технической эксплуатации.
В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату, которая уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ, но эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, в пределах норм, установленных Правительством РФ. Организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль па расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло и т.д.) и ее ремонту. Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.
В целях документального подтверждения затрат на приобретение ГСМ, кроме договора аренды, авансовых отчетов и путевых листов, необходимо решить вопрос о документах, подтверждающих передачу автомобиля. В этих документах необходимо указать дни и часы использования арендатором транспортного средства. Такими документами могут служить акты приема- передачи транспортного средства (с подписями арендатора и арендодателя), в которых указывались бы день и час, в которых автомобиль передается собственником арендатору и возвращается арендатором собственнику.
На основании указанных актов либо вместо них было бы целесообразным вести журнал учета часов и дней пользования транспортным средством по договору аренды.
При учете затрат на приобретение запасных частей следует иметь в виду, что по общему правилу капитальный ремонт арендованного имущества производится за счет арендодателя (абз. 1 п. 1 ст. 616 ГК РФ), а текущий ремонт — за счет арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
В отношении затрат на приобретение запасных частей у проверяющих может возникнуть вопрос об экономической обоснованности данных затрат. Это связано с тем, что довольно затруднительно определить, в результате чего сломался автомобиль — в результате эксплуатации в служебных целях или в личных целях. По мнению специалистов, снизить данный налоговый риск поможет учет расходов на ремонт (приобретение запасных частей) пропорционально времени эксплуатации автомобиля в личных и служебных целях.
Лизинг транспортных средств. Оптимизация транспортного налога, связанная с лизингом, основана на том, что при заключении договора лизинга хозяйствующие субъекты могут не платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ)/
Транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем. Поэтому если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога. К примеру, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Однако даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.
Частные случаи оптимизации транспортного налога. Неисправный автомобиль. В случае если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить за него налог. Дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии находится машина. Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у организации.
Налогоплательщик обязан платить транспортный налог до тех пор, пока не снимет автомобиль с государственной регистрации. Для снятия необходимо представить в Госавтоинспекцию техпаспорт машины, ее регистрационные документы, знаки, акт о списании автотранспортного средства по форме № ОС-4а. Исключить из числа объектов налогообложения списанный автомобиль можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ). Специально уведомлять о снятии с учета налоговую инспекцию не нужно, сотрудники ГИБДД обязаны сообщить в ФНС о снятии автомобиля с учета.
Автомобиль в угоне. Если машину угнали, она продолжает числиться за владельцем. Чтобы исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ), необходимо представить в налоговую инспекцию подлинник справки об угоне. Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств. Не стоит откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля, так как налогоплательщик платит налог лишь за те месяцы, в течение которых владел автомобилем.
Снятие с учета для продажи. Если организация сняла с учета автомобиль и решила его продать, возникает вопрос: «Нужно ли продолжать платить налог до тех пор, пока не найдется покупатель?». Ответ очевиден. Напомним, что транспортный налог платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Следовательно, если налогоплательщик решил продать машину и снял ее с учета в ГИБДД, то обязанность по уплате налога прекращается.
Конечно, не следует затягивать продажу автомобиля: у налоговиков могут возникнуть подозрения и претензии, если снятый с учета автомобиль долгое время не сможет найти нового владельца.
Нередко вопросы по расчету налога возникают у организаций при приобретении и продаже транспортных средств. Расчет налога в этом случае ведется с учетом применения коэффициента при неполном периоде владения транспортом.
Перерегистрация автотранспорта. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде, причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.
В то же время при планировании транспортного налога необходимо иметь в виду, что возможно, россиян ожидает новая схема расчета транспортного налога. Минфин РФ при расчете транспортного налога рассматривает предложения отойти от лошадиных сил и производить вычисления, которые бы учитывали экологический класс двигателя и год выпуска транспортного средства.
Рассмотренные выше схемы оптимизации налоговых платежей действительно позволяют снижать налоговое бремя хозяйствующих субъектов, и многие организации успешно применяют их на практике. В то же время налогоплательщикам необходимо учесть и риски признания налоговой выгоды необоснованной, поэтому нужно тщательно взвесить, стоит ли применять рискованные схемы оптимизации, каждый этап которых хорошо известен налоговым органам.
Практикум
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Охарактеризуйте основные налоговые схемы, связанные со ставкой налога.
- 2. Охарактеризуйте основные налоговые схемы, связанные с сокрытием объекта налогообложен ия.
- 3. Охарактеризуйте частные способы минимизации транспортного налога.
- 4. В чем заключаются региональные особенности транспортного налога?
Практические задания
Задание 1. ООО «Первореченский рыбзавод» заключило договор аутсорсинга с ООО «АБВ Плюс» на 2013 г. В соответствии с договором ООО «АБВ Плюс» обязан был осуществить комплекс услуг, необходимых для бесперебойной работы цеха по производству консервов из рыбы и морепродуктов. В рамках данного договора 50 работников ООО «Первореченский рыбзавод» перешли на постоянную работу в ООО «АБВ Плюс», при этом трудовые функции переведенных работников, заработная плата и место фактической деятельности не изменились. Заработная плата одного работника составляет 30 тыс. руб. Кроме этого, ООО «Первореченский рыбзавод» в соответствии с этим договором арендует пять легковых автомобилей и 10 грузовых автомобилей с водителями.
Определите налоговые риски ООО «Первореченский рыбзавод» и возможный финансовый ущерб, при условии, что рыбзавод, находящийся па обычной системе налогообложения, перевел весь свой рабочий персонал и водителей в специально созданную им организацию с УСН — ООО «АБВ Плюс». Для решения задачи сформулируйте условную ситуацию и введите необходимые дополнительные значения для определения транспортного налога.
Задание 2. Житель г. Похвистнсво Самарской области С. С. Иванов, ветеран боевых действий в Афганистане, приобрел автомобиль Lada Largus и поставил его па учет 21 марта 2014 г. В мае этого же года он передал автомобиль по доверенности своему соседу, многодетному отцу И. И. Смирнову, сроком до октября 2014 г.
Определите плательщика транспортного налога за 2014 г. В целях исчисления введите необходимые данные для расчета транспортного налога, включая льготы.
Задание 3. Когда и почему договор о предоставлении транспорта рассматривается налоговыми органами как направленный на уклонение от налогов? Па основании чего такой договор может быть признан формальным? Приведите примеры, в том числе с использованием арбитражной практики.
Задание 4. У предприятия ООО «Стур» угнали автомобиль Volkswagen Т5 Transporter Kombi. Какие действия необходимо произвести, чтобы исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу? В каких случаях налоговые органы усматривают признаки получения необоснованной налоговой выгоды? Приведите примеры, в том числе с использованием арбитражной практики.
Тесты
1. Общие принципы налогообложения транспортного налога установлены в следующей главе НК РФ:
» а) 18;
когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей_».
для_от уплаты налога».
9. Вставьте пропущенное слово: «Чтобы исключить украденный автомобиль
из числа объектов налогообложения по транспортному налогу, необходимо представить в налоговую инспекцию подлинник_».
10. Вставьте пропущенное слово: «Расчет налога при приобретении и продаже
транспортных средств ведется с учетом применения_при неполном
периоде владения транспортом».
- Пименов Н. Л. Оптимизация транспортного налога // Налоги. 2011. № 2.