Что значит взять авто в лизинг

В последнее время стала все чаще встречаться ситуация, когда простому белорусу или его фирме оказывается нужен автомобиль, а финансовые возможности не позволяют выложить за него всю сумму разом. Для такого случая существует два варианта приобретения машины. Первый – взять кредит. Однако зачастую на первом походе в банк, этот вариант и проваливается. Для кредитов существуют весьма строгие условия в виде кристально чистой кредитной истории, предоставлении поручителя или залога и достаточно высоких ставок. Второй вариант – взять в лизинг легковой автомобиль. Этот способ приобретения машин набирает популярность последние 15 лет, благодаря достаточно большому количеству преимуществ по сравнению с кредитом в банке, как для физических лиц, так и для юридических.

Что такое лизинг авто?

По своей сути взять в лизинг легковой автомобиль – это получить его в аренду на длительное время с возможностью выкупить по окончанию срока договора. Здесь все предельно просто. Компания лизингодатель покупает транспорт, который нужен клиенту, и сдает его в аренду лизингополучателю (конечному потребителю).

Для автомобилистов существует два вида лизинга:

  • Финансовый. Это самый близкий к кредиту. По его условиям происходит выкуп авто. После внесения последнего взноса, транспорт становится собственностью клиента.
  • Оперативный. Это больше похоже на аренду. По окончании срока, указанного в договоре, объект переходит к компании лизингодателю.

Получить авто в лизинг достаточно просто:

  1. Найти авто по своему вкусу. Это может быть как новая машина, так и с пробегом или даже несколько вариантов для фирм, желающих расширить свой автопарк.
  2. Выбрать лизинговую компанию, которая имеет большой опыт, высокую надежность и хорошие отзывы клиентов. Как пример можно привести «Автопромлизинг» в РБ.
  3. Подать заявку и дождаться одобрения. В отличие от банков, которые заставят ждать решения от 3 до 6 недель, для одобрения лизинговой компании понадобится около суток.
  4. Заключить договор.
  5. Компания лизингодатель покупает авто и отдает его в аренду.

Что нужно знать о договоре?

Взять в лизинг легковой автомобиль можно на срок от 1 до 5 лет. В условиях договора прописывают:

  • Предмет лизинга. Указывается марка, модель, количество, продавец, комплектация и пр. характеристики, которые желает клиент, к примеру, цвет.
  • Срок. С оговорками относительно возможности продления.
  • Авансовый платеж.
  • Размер ежемесячных выплат.
  • Финансовый это или оперативный вариант лизинга.
  • Страховые случаи.
  • Права лизингодателя в случае нарушения лизингополучателем условий договора.
  • Права на досрочное расторжение договора.
  • Условия оплаты техобслуживания и техосмотров.

На первый взгляд кажется, что нюансов множество, однако сотрудничество с опытной компанией лизингодателем на самом деле окажется простым и удобным, поскольку консультанты в доступной форме расскажут обо всех условиях и стоимости услуг.

Преимущества лизинга авто

Если сравнивать, взять кредит или взять в лизинг легковой автомобиль, то у последнего варианта обнаружится масса плюсов и преимуществ:

  • Лояльность требований. Как уже было сказано выше, для лизинговых компаний не нужна кредитная история, чистая, как слеза младенца, поручители или залоги.
  • Стоимость. Выгода заключается в следующем: крупные компании лизингодатели сотрудничают с дилерскими центрами и получают скидки, а значит приобретают авто по выгодным ценам.
  • Регистрация в гос. органах, техобслуживание, страхование и пр. всегда закреплено за фактическим обладателем авто, а им является компания лизингодатель, следовательно клиент экономит свои средства и время.
  • % ставка значительно ниже, чем у банков.
  • Для юридических лиц лизингополучателей, авто в лизинге не облагается налогами, поскольку не является их собственностью, а все траты на содержание списывают в расходы – весьма выгодно.
  • Возможность продлить срок аренды.
  • Возможность взять авто с пробегом. Данная услуга банками не предоставляется.

В качестве недостатков может выступать разве что невозможность тюнинга или аэрографии и риск потерять авто и средства в случае неуплаты. Однако последний будет грозить и при кредитовании.

В любом случае взвесить все «за» и «против» необходимо. Можно выложить огромную сумму сразу, попытаться оформить кредит в банке или взять в лизинг легковой автомобиль и стать его владельцем через пару лет.

Взгляд в будущее

По словам директора департамента торгового финансирования, лизинговых и факторинговых операций ТАСКОМБАНКА Евгения Махно, если говорить о юридических лицах, то финансовый лизинг сегодня актуален для всех, кто использует в своей деятельности основные фонды. «Это особенно востребовано среди логистических компаний, сельхозпроизводителей, строительной отрасли и промышленных производителей», — отмечает в комментарии Delo.ua Евгений Махно. Среди физических лиц он в основном отмечает покупателей автомобилей и недвижимости.

О том, что на данный момент лизинг жилой и нежилой недвижимости в Украине малоразвит, но очень перспективен, поскольку большое количество клиентов пользуются рассрочкой от застройщиков, говорит Delo.ua и.о. директора департамента лизинга АТ «Кредобанк» Валентина Марченкова. Также она отмечает такие перспективные отрасли для лизинга как медицинское и IT оборудование, железнодорожный и городской общественный транспорт.

Подпишитесь на канал DELO.UA

«На сегодняшний день основными клиентами в нашем портфеле являются с/х производители, но мы также наращиваем объёмы по работе с клиентами из транспортной и строительной отраслей. В следующем году планируем начать финансирование железнодорожного транспорта», — говорит Валентина Марченкова.

В первую очередь, она считает лизинг интересным малому и среднему бизнесу и ФЛП как альтернатива кредиту или рассрочки от продавцов техники, транспорта, других основных средств.

Из новых направлений ТАСКОМБАНК планирует развивать финансовый лизинг недвижимости, партнерские программы по лизингу специализированного оборудования. «Мы первыми из банков создали в 2019 году продукт «финансовый лизинг с привязкой к курсу иностранной валюты» — это будет интересно компаниям, имеющим источники валютной выручки», — отмечает Евгений Махно.

Тем временем «ОТП Лизинг» начал финансировать локомотивы «Если откроется рынок частной тяги — будем на нем первыми», — говорит Delo.ua генеральный директор ООО «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин.

Также в конце октября этого года IFC (подразделение Группы Всемирного банка) предоставила компании «ОТП Лизинг» в Украине пакет финансирования в размере эквивалентном 50 млн долларов на увеличение инвестиций в «зеленую энергетику», особенно для малых и средних предприятий.

Первый проект IFC «зеленого» лизинга в Украине, по словам регионального вице-президента IFC, Европа и Латинская Америка Джиоржины Бейкер, должен стимулировать рост лизингового сектора страны, особенно среди малых аграрных игроков и предпринимателей и помочь привлечь других инвесторов. «Это в конечном счете укрепит рынок климатического финансирования в Украине, улучшит доступ к финансированию и создаст новые рабочие места. Инвестиции в минимизацию последствий изменения климата и устойчивый рост — это одно из приоритетных направлений деятельности IFC в Украине, — говорит Джиоржина Бейкер.

Сконцентрирована на альтернативной, «зелёной» энергетике сегодня и лизинговая компания «ЭСКА капитал». «По рынку энергетики — энергосберегающие технологии, альтернативная энергетика — мы сейчас рассматриваем существующие возможности и формируем новые продукты по разным направлениям — обновление котелен, биогазовых установок и т.д. При этом наша компания сконцентрирована на альтернативной, «зелёной» энергетике — мы стремимся к тому, чтобы это был определённый вклад ещё и в охрану окружающей среды. Также предлагаем новые установки по переработке мусора и отходов — превращения их в энергию», — говорит Delo.ua управляющий партнер лизинговой компании «ЭСКА капитал» Сергей Васьков.

В этом направлении недостатка в клиентах «ЭСКА капитал» не ощущает. Однако, в компании говорят о недостатке финансирования для таких сделок. «Рынок в Украине узкий и фондирование очень сложно искать. Большинство людей держат деньги «под матрасами». Соответственно это усложняет поиск длинных денег в Украине», — отмечает Сергей Васьков.

Самым недофинансированным сегодня в «ЭСКА капитал» называют микро и малый бизнес. «С другой стороны, если мы посмотрим на структуру техники, оборудования по всем сегментам в Украине, то можно сказать, что в лизинге нуждаются все — от мала до велика. Если у аграриев ситуация не такая катастрофическая с техникой, как было лет 6-7 назад, то, например, энергетический сектор очень нуждается в обновлении оборудования», — говорит Сергей Васьков.

Тем временем, рынок легковых автомобилей в «ЭСКА капитал» называют таковым, что наименее нуждается в финансировании. «В этом сегменте очень большое количество предложений. Большинство лизинговых компаний и банков присутствуют на этом рынке», — аргументирует позицию компании Сергей Васьков.

Большое падение спроса в «ЭСКА капитал» отмечают со стороны аграриев. Многие эксперты, дилеры, игроки рынка связывают это с планируемым открытием рынка земли — средства, которые приходят аграриям в ходе реализации урожая, сейчас откладываются ими с намерением скопить определённый ресурс для покупки земли.

Новыми направлениями, которые в перспективе могут быть интересны для лизинга в «ЭСКА капитал» называют энергетическое оборудование, биогазовые установки для производства тепловой и электрической энергии из отходов пищевой промышленности и АПК, установки по переработке мусора, а также медицинское оборудование. «Если два года назад не было практически запросов на финансирование медицинского оборудования, то на сегодняшний день мы видим достаточно высокий спрос — медреформа однозначно его стимулирует», — отмечает Сергей Васьков.

Очень интересным сегментом, по мнению Сергея Васькова, может стать планируемое введение частной тяги на железных дорогах в Украине. Также перспективным сегментом он считает рынок речных перевозок — пока этот вид транспортировки не развит.

Украина — не Европа?

Тем временем, пока украинский рынок лизинга отличается от европейского. «В Европе финансовый лизинг — это всем понятный продукт, который существует сотни лет, с устоявшейся нормативной базой и объемом рынка в размере 3-5% от ВВП. В Украине пока более популярно классическое кредитование. Доля финансового лизинга — это десятые доли ВВП», — говорит Евгений Махно.

О том, что в Европе лизинг раз в 10 популярнее, если считать в доле от ВВП, чем в Украине говорит Андрей Павлушин. «Здесь нам еще расти и расти. Также в Европе у наших OTP Leasing коллег (отделения работают в 12 странах Европы — Delo.ua) клиентов раз в 10 больше. У нас средний чек: $150-200 тысяч в портфеле, у них 15-20 тыс евро. Диверсификация там намного больше, меньше тракторов в лизинге — больше автомобилей», — отмечает генеральный директор ООО «ОТП Лизинг».

Также, по словам Андрея Павлушина, во многих странах Европы сегодня есть налоговые льготы для лизинга. «Например, в Венгрии НДС на пассажирское авто клиенту возвращается только при лизинге, но не при покупке. У многих есть ускоренная амортизация», — отмечает он.

Сам лизинг Андрей Павлушин называет локомотивом других рынков. «Если облегчить клиенту покупку этого продукта налоговыми льготами — то мы потащим вперед и рынок вагонов, грузовиков, локомотивов, тракторов, новых авто и так далее, что даст резкий рост ВВП», — говорит Андрей Павлушин.

С точки зрения Валентины Марченковой, основные отличия европейского и украинского лизинга — это подходы финансирования, устаревшая законодательная база, а также прямое влияние на развитие лизинга как такого имеет экономическая ситуация в стране. «В Европе можно купить авто в лизинг вообще без авансового платежа и решение о финансировании принимается за считанные часы, но при этом все государственные базы настолько слажено работают, что позволяют Лизингодателю получить максимум информации о клиенте, при этом не требовать от самого клиента большого пакета документов», — говорит Валентина Марченкова.

Также она отмечает, что стоимость финансирования в Украине намного дороже, чем в Европе.

Проблемой украинского лизинга Валентина Марченкова видит то, что сама автоматизация и систематизация здесь требует усовершенствования. «Банки и лизинговые компании, конечно, пользуются услугами различных частных и государственных баз, но при этом часто данные требуют уточнения. Также согласно действующим законам и постановлениям Лизингодатели должны запрашивать немалый пакет документов от клиентов, что в свою очередь часто останавливает клиентов прибегать к услугам лизинга», — говорит Валентина Марченкова.

О том, что наша законодательная база требует существенных доработок говорит и Евгений Махно. «Закон о финансовом лизинге 1997 года устарел, новая редакция обсуждается уже несколько лет, но пока не рассмотрена законодателями. Для банков также актуально внесение изменений в нормативную базу НБУ, особенно в части расчета кредитного риска под финансовый лизинг. К сожалению, на сегодня лизинговые сделки по подходам к дисконтированию стоимости обеспечения, приравниваются к кредитным, при этом регулятор не учитывает тот факт, что лизинговое имущество уже является собственностью лизингодателя, соответственно, изъять и реализовать такое имущество в разы проще и быстрее», — отмечает он.

Перспективы и предпосылки для роста рынка, Евгений Махно, в первую очередь, связывает со стоимостью самих ресурсов. «Чем ниже будет стоимость лизинга для клиента, тем быстрее этот продукт будет развиваться», — говорит он.

О том, что у европейцев, в отличие от украинцев, могут быть ниже авансы, потому что у них лучше защищены права кредиторов, и длиннее финансирование говорит и Сергей Васьков. «Лизинговые компании в странах с развитой экономикой имеют доступ к более длинным деньгам, соответственно, они могут финансировать более интересные и крупные проекты — например, энергетическое и производственное оборудование (транспортные средства всё-таки требуют более коротких денег). И поскольку там намного больше лизинговых компаний, то там они бегают за клиентами. У нас наоборот — клиенты бегают за лизинговыми компаниями», — отмечает он.

Приравнивать себя к Европе, с точки зрения Сергея Васькова, в плане лизинга Украине пока рано. «Нам нужно понять, что мы пока не Европа, что первичное накопление капитала у нас только прошло и даже ещё продолжается. Соответственно, на наш взгляд, нужно было бы сильно понизить требования по финансовому мониторингу, оптимизировать их под украинские реалии. Ещё одна задача — стимулировать людей к тому, чтобы они несли деньги в банки. Потому что деньги под матрасами не работают на экономику страны. Или работают на её серую и чёрную зоны. Если люди будут больше размещать на депозитах, банки смогут больше финансировать бизнес; лизинговые компании смогут выпускать облигации, на это будет спрос и опять-таки расширится возможность для финансирования», — говорит он.

Также, по словам Сергея Васькова, чем больше финансирование, чем оно прозрачнее, тем длиннее могут быть деньги. «Это даст ускоренное обновление основных средств производства и логистики и поможет развитию страны в целом», — отмечает он.

Что касается роли государства, то «ЭСКА капитал» придерживается того мнения, что чем меньше здесь будет влияние государства (с точки зрения регулирования рынка), тем лучше.

Впрочем, по словам директора департамента торгового финансирования, лизинговых и факторинговых операций ТАСКОМБАНКА Евгения Махно, ежегодный рост объемов лизинговых сделок в Украине, позволяет потихоньку догонять европейские страны.

О том, что несмотря на все трудности и сложности, рынок лизинга в Украине продолжает расти, что позволяет как мелким предпринимателям, так и большому корпоративному бизнесу развиваться и увеличивать обороты своих компаний, приобретая в лизинг основные средства, необходимые для текущей или новой деятельности предприятий, а также в личных целях, говорит и Валентина Марченкова.

Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Аренда с правом выкупа отличается от финансовой аренды (лизинга), хотя в некоторых положениях они похожи. Более того, так как по ГК РФ лизинг является разновидностью аренды, то на него распространяются и общие правила о договорах аренды. Например, договор лизинга недвижимости, заключенный на срок более года, надо регистрировать.

Основным же отличием лизинга от аренды с правом выкупа является тот факт, что в финансовую аренду передается не имущество, которым арендодатель уже пользовался, а новое имущество, специально приобретенное арендодателем именно для целей лизинга. Причем для лизинга приобретается именно то имущество, которое укажет арендатор. Поэтому для финансовой аренды характерны длительные сроки, зачастую они приближаются к срокам службы имущества, передаваемого в лизинг.

Вторым отличием лизинга от аренды с правом выкупа является тот факт, что в нем участвуют не два, а три лица: продавец имущества, арендодатель и арендатор. Между собой они связаны, как правило, двумя договорами. Так, с продавцом выбранного арендатором имущества арендодатель заключает договор купли-продажи, а с арендатором – договор финансовой аренды. При этом эти договоры взаимосвязаны. Обычно именно арендатор, а не арендодатель, выбирает продавца и согласовывает все условия договора купли-продажи. То есть фактически договаривается о предмете договора купли-продажи, его цене, сроках и месте поставки не формальный покупатель, а арендатор. Но при этом арендатор не вступает в договорные отношения с продавцом имущества.

Выкуп имущества возможен и при лизинге (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ) и при обычной аренде (ст. 624 ГК РФ).

Определение рыночной стоимости имущества, приобретенного в лизинг

По условиям договоров лизинга, имущество, переданное Лизингополучателю по окончанию срока лизинга, в большинстве случаев переходит в собственность Лизингополучателя. По окончанию срока договора Лизингодатель «продает» лизинговое имущество Лизингополучателю по заранее оговоренной цене или по остаточной стоимости. На практике остаточная стоимость такого имущества из-за применения ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения до 3, равна символической сумме (от 1 рубля до 1% от первоначальной стоимости имущества). Очевидно, что рыночная стоимость такого имущества гораздо выше остаточной стоимости лизингового имущества.
С другой стороны, для определения рыночной стоимости лизингового имущества необходимо определить собственника данного имущества. Таким собственником до окончания срока лизинга будет являться Лизингодатель.
Таким образом, приобретение имущества в лизинг можно назвать приобретением в рассрочку, но с оформлением права собственности после окончания срока лизинга.
Сумма приведенных к дате оценки платежей будет теми самыми затратами, которые необходимо совершить для окончательного приобретения лизингового имущества, а его рыночной стоимостью будет разница между оценочной стоимостью имущества, полученной в соответствии со стандартами оценки одним из трех подходов или путем согласования стоимостей, полученных в рамках использованных подходов и затратами на его окончательное приобретение.
Для определения рыночной стоимости необходимо выполнить этапы оценки.

    Определение стоимости лизингового оборудования на дату оценки максимальным количеством подходов и их дальнейшим согласованием с учетом всех имеющихся износов.

ОСли=ОСзп* Взп + ОСсп* Всп + ОСдп*Вдп, где ОСли- итоговая оценочная стоимость лизингового имущества;
ОСзп, Взп, ОСсп, Всп, ОСдп, Вдп – оценка стоимости и её вес, полученная в рамках соответствующего подхода.
2. Определение текущей стоимости оставшихся выплат (ТСов) путем дисконтирования будущих выплат в рамках графика платежей по договору лизинга.
В i – выплата, в соответствии с графиком платежей в i-том месяце;
r – ставка дисконтирования.
3. При наличии задолженности по договору лизинга или просроченных платежей, необходимо скорректировать эту задолженность на дату оценки путем учета возможных штрафных санкций со стороны Лизингодателя.
После этого получаем рыночную стоимость лизингового имущества:
РС ли = ОС ли – ТС ов.
На практике, рыночная стоимость лизингового имущества, полученная таким образом, не всегда будет положительной величиной. Это может быть связано с тем, что ставка дисконтирования, определенная оценщиком для приведения будущих выплат к дате оценки ниже суммы ставки за пользование кредитом для Лизингодателя и его комиссионного вознаграждения. В таком случае можно предложить два выхода из сложившейся ситуации: В связи с тем, что Лизингополучатель, располагая более точными данными и зная все свои внутренние резервы, руководствуясь здравым смыслом и экономической целесообразностью, вряд ли будет заключать договор лизинга, если рентабельность бизнеса ниже суммы ставки за пользование кредитом для Лизингодателя и его комиссионного вознаграждения. В таком случае необходимо в корне пересмотреть расчет ставки дисконтирования. Возможно, оценщик упустил какие-то моменты, которые могут значительно повысить значение ставки дисконтирования.
Существует вероятность заключения договора лизинга на основании внутренних или политических факторов. Определение таких факторов для оценщика практически невозможно. В таком случае будущий собственник бизнеса имеет право расторгнуть договор. В большинстве случаев расторжение договора лизинга влечет большие штрафные санкции, покрывающие практически все затраты Лизингодателя. Следовательно, оценщик в данной ситуации может выбрать следующее: Если оценка лизингового имущества идет в рамках оценки всего бизнеса, то итоговую стоимость бизнеса необходимо уменьшит на величину обременения предметов лизинга (отрицательную стоимость) или на возможные штрафные санкции. Оценщику необходимо рассчитать оба значения и выбрать наиболее подходящее для конкретной ситуации.
При оценке лизингового имущества, как отдельных объектов оценки, стоимость такого имущества будет равна 0.