Что такое межведомственный запрос

Система межведомственного электронного взаимодействия (далее- СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ. Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Положение о СМЭВ утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», технические требования к взаимодействию информационных систем с использованием СМЭВ утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 г. № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Задачами СМЭВ в инфраструктуре Электронного правительства являются:
Государственные функции в электронном виде. Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Государственные услуги в электронном виде. Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Системная магистраль информационного взаимодействия. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
С использованием СМЭВ взаимодействуют информационные системы органов или организаций, оказывающих государственные услуги или участвующих в оказании государственных услуг.
При информационном обмене с использованием СМЭВ при оказании государственных услуг выделяются следующие взаимодействующие стороны:
1. Информационная система органа или организации, оказывающего государственную услугу. Данные информационные системы обеспечивают:
формирование, подписание электронной подписью органа власти или организации межведомственного запроса;
направление межведомственного запроса с использованием СМЭВ в адрес участника информационного обмена поставщика информации;
получение с использованием СМЭВ ответа на направленный ранее межведомственный запрос;
сохранение содержимого направляемых межведомственных запросов и получаемых ответов на данные запросы, а также информации о фактах направления межведомственных запросов и получения ответов на них (номер запроса; дата и время отправки; информация об уполномоченном лице, направившем запрос; дата и время получения ответа, прочая информация).
2. Информационная система органа или организации, участвующего в оказании государственной услуги. Данные информационные системы обеспечивают:
получение с использованием СМЭВ межведомственных запросов от ИС потребителя;
подготовку ответов на межведомственные запросы, подписание подготовленных ответов электронной подписью органа или организации;
направление с использованием СМЭВ ответов на межведомственные запросы в адрес ИС потребителя;
сохранение содержимого получаемых межведомственных запросов и направляемых ответов на данные запросы, а также информации о фактах получения межведомственных запросов и направления ответов на них (номер запроса; дата и время получения запроса; дата и время направления ответа, информация об уполномоченном лице, подготовившем ответ, если ответ формируется не автоматически; прочая информация).
Положительная сторона СМЭВ:
Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения. Все остальные справки собирает само ведомство.
Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.
В порядке межведомственного взаимодействия, Филиал запрашивает у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следующие документы, необходимые для государственного кадастра учета недвижимого имущества:
Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель, решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка, решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;
Решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое;
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости, решение о присвоении адреса объекту недвижимости.
В настоящее время система межведомственного электронного взаимодействия успешно работает, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области посредством СМЭВ направляются запросы в органы местного самоуправления. Так же в Главном управлении информационных технологий и связи Омской области, которое является оператором государственной информационной системы Омской области «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия», еженедельно проводятся селекторные совещания с главами муниципальных районов по работе в СМЭВ.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «__»____________2017 года N_______

Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

2. Фонду социального страхования Российской Федерации в 6-месячный срок:

а) разработать и согласовать с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации регламент информационного взаимодействия по формированию листка нетрудоспособности в форме электронного документа;

б) разработать форматы данных информационного взаимодействия.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «___» ________ 20__г. N___

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок информационного взаимодействия страховщика (Фонд социального страхования Российской Федерации), страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее — участники информационного взаимодействия).

2. Информационное взаимодействие осуществляется с использованием Федеральной государственной информационной системы «Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ЕИИС «Соцстрах»), оператором которой является Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — оператор), и информационных систем участников информационного взаимодействия.

3. Порядок формирования, передачи, приема и обработки информации и ее состав определяются регламентом информационного взаимодействия, утверждаемым Фондом социального страхования Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее — регламент информационного взаимодействия).

4. Информационное взаимодействие осуществляется на основе принципов обеспечения полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

5. Информационное взаимодействие ЕИИС «Соцстрах» и информационных систем участников информационного взаимодействия осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Информационные системы участников информационного взаимодействия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

7. Общие требования к аппаратным средствам и каналам связи участников информационного взаимодействия устанавливаются в регламенте информационного взаимодействия.

8. Участники информационного взаимодействия при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

9. При организации информационного взаимодействия применяются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выданные удостоверяющими центрами, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере использования электронной подписи.

10. Функциями оператора ЕИИС «Соцстрах» являются:

а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатация и развитие программно-технических средств ЕИИС «Соцстрах»;

б) соблюдение требований безопасности ЕИИС «Соцстрах»;

в) обеспечение бесперебойного функционирования ЕИИС «Соцстрах»;

г) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия ЕИИС «Соцстрах» и информационных систем участников информационного взаимодействия;

д) утверждение форматов сведений, размещаемых в ЕИИС «Соцстрах»;

е) учет распределения номеров листков нетрудоспособности в форме электронного документа;

ж) управление защитой информации, размещенной в результате информационного взаимодействия в ЕИИС «Соцстрах».

11. В целях осуществления информационного взаимодействия оператором ЕИИС «Соцстрах» обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал государственных и муниципальных услуг).

12. Поставщиками информации в ЕИИС «Соцстрах» являются медицинские организации, страхователи и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

13. Пользователями ЕИИС «Соцстрах» являются поставщики информации, указанные в пункте 12 настоящих Правил, и застрахованные лица.

14. Поставщики информации размещают в ЕИИС «Соцстрах» информацию в составе, определенном регламентом информационного взаимодействия, с соблюдением требований, установленных федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «Об электронной подписи».

15. Для обеспечения конфиденциальности, сохранности и подлинности размещаемой в ЕИИС «Соцстрах» информации поставщики информации должны использовать средства защиты и передачи информации, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

16. Состав информации, размещаемой (получаемой) в процессе информационного взаимодействия, определяется для каждого участника информационного взаимодействия исходя из принципа достаточности для целей обязательного социального страхования.

17. В целях информирования застрахованных лиц о листках нетрудоспособности и выплаченных на их основании пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам оператор обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете застрахованного лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

18. Согласие застрахованного лица на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных подтверждается посредством заполнения Типовой формы информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных, согласно приложению к настоящим Правилам.

19. Защита информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах», обеспечивается оператором посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

20. В целях защиты информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах», оператор обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах», и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к информации;

б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах»;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав ЕИИС «Соцстрах» технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в ЕИИС «Соцстрах», вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе.

21. Порядок регистрации пользователей ЕИИС «Соцстрах» определяется оператором информационной системы.

22. Идентификация и аутентификация пользователей ЕИИС «Соцстрах» осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.

Приложение к Правилам. Типовая форма информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных.

Приложение
к Правилам информационного
взаимодействия страховщика,
страхователей, медицинских
организаций и федеральных
государственных учреждений
медико-социальной экспертизы
по обмену сведениями в целях
формирования листка
нетрудоспособности в форме
электронного документа,
утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации
от «___» ________ 20__года N___

Типовая форма информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных.

Медицинская организация

(наименование и адрес)

Я,

(Ф.И.О. гражданина, законного представителя)

«____» ______ _____ года рождения, зарегистрированный по адресу:

(адрес места жительства гражданина, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган)

(адрес места жительства законного представителя, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия законного представителя)

в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» в целях осуществления обязательного социального страхования подтверждаю свое согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, а также на обработку

моих

лица, законным представителем которого являюсь

персональных данных, необходимых для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, передачу, распространение, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

Медицинская организация вправе обрабатывать и передавать для обработки другим участникам информационного взаимодействия — страхователю, Фонду социального страхования Российской Федерации, учреждению медико-социальной экспертизы и другим медицинским организациям

мои

лица, законным представителем которого являюсь

персональные данные, необходимые для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, посредством внесения их в электронную базу данных с использованием машинных носителей информации, по каналам связи с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа, без специального уведомления меня об этом.

Срок хранения персональных данных соответствует сроку хранения первичных медицинских документов (медицинской карты) и составляет двадцать пять лет.

Настоящее согласие дано мной «____» ________ ____ года и действует бессрочно.

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес медицинской организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю медицинской организации.

В случае получения письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных медицинская организация обязана:

а) прекратить их обработку;

б) по истечении указанного выше срока хранения моих персональных данных (двадцать пять лет) уничтожить (стереть) все мои персональные данные из баз данных автоматизированной информационной системы медицинской организации, включая все копии на машинных носителях информации, без уведомления меня об этом.

(подпись гражданина, его законного представителя)

(контактный телефон (телефоны)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
http://regulation.gov.ru

по состоянию на 01.07.2017

О Порядке предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 657-П

О Порядке предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 30.03.2012 N 111-П)

В соответствии с частью 5 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области (прилагается).

2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

Порядок предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 30.12.2011 N 657-П

Общие положения

Настоящий Порядок предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области (далее — Порядок) регламентирует порядок предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг исполнительными органами государственной власти Астраханской области, государственными учреждениями, многофункциональными центрами, иными органами и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг в Астраханской области (далее — органы и организации).

1.2.Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и нормативными правовыми актами Астраханской области.

Порядок формирования и направления межведомственного запроса

2.1. Форма межведомственных запросов на предоставление документов и (или) информации и формат документов и (или) информации, передаваемых по межведомственным запросам в электронном виде, определяются предоставляющим их органом и (или) организацией по согласованию с оператором системы межведомственного электронного взаимодействия Астраханской области.

2.2. При предоставлении государственных услуг (далее — услуги) заявителю органы и (или) организации направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для предоставления услуг, в органы и (или) организации, в распоряжении которых находятся указанные документы и (или) информация.

2.3. Правом подписи, в том числе с использованием электронной подписи, запросов от имени органов и (или) организаций обладают уполномоченные лица органов и (или) организаций в соответствии с административным регламентом предоставления услуги либо в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя органа и (или) организации.

2.4. Органы и (или) организации направляют межведомственный запрос о предоставлении необходимых документов и (или) информации в соответствии с настоящим Порядком только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги.

Направление межведомственного запроса органом и (или) организацией о предоставлении документов и (или) информации для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением услуг, не допускается, а должностные лица, направившие такой запрос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.5. Межведомственный запрос о предоставлении документов и (или) информации для предоставления услуг, в случае если такие документы и (или) информация не были представлены заявителем, должен содержать следующие сведения:

— наименование органа и (или) организации, направляющих межведомственный запрос;

— наименование органа и (или) организации, в адрес которых направляется межведомственный запрос;

— наименование услуги, для предоставления которой необходимо представление документа и (или) информации, а также если имеется номер (идентификатор) такой услуги в реестре государственных услуг;

— указание на положения нормативного правового акта, которыми установлена необходимость представления документа и (или) информации, необходимых для предоставления услуги, и на реквизиты данного нормативного правового акта;

— сведения, необходимые для представления документов и (или) информации, установленные административным регламентом предоставления услуги, а также сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами как необходимые для представления таких документов и (или) информации;

— контактную информацию для направления ответа на межведомственный запрос;

— дату направления межведомственного запроса;

— фамилию, имя, отчество и должность лица, подготовившего и направившего межведомственный запрос, а также номер служебного телефона и (или) адрес служебной электронной почты данного лица для связи.

2.6. Требования пункта 2.5 не распространяются на межведомственные запросы о предоставлении документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

2.7. Если документ и (или) информация находятся в распоряжении органа и (или) организации, оказывающих услугу, в том числе в его структурном подразделении либо подведомственном учреждении, то такой документ и (или) информация запрашиваются в порядке, предусмотренном правилами делопроизводства и документооборота соответствующего органа и (или) организации в срок, не превышающий 5 (пяти) дней, если иные сроки не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Астраханской области.

2.8. Органы и (или) организации, оказывающие услуги, иные государственные органы и подведомственные государственным органам организации, участвующие в предоставлении услуг, в день получения заявления от заявителя о предоставлении услуги:

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 30.03.2012 N 111-П)

— оформляют межведомственный запрос в соответствии с настоящим Порядком и административным регламентом предоставления услуги;

— подписывают (передают на подпись уполномоченному лицу) оформленный межведомственный запрос;

— регистрируют межведомственный запрос;

— направляют межведомственные запросы в органы и (или) организации, в распоряжении которых находятся документы (сведения), необходимые для предоставления услуги.

Датой направления межведомственного запроса является дата получения и регистрации органом и (или) организацией заявления от заявителя.

2.9. Прием, регистрация и рассмотрение межведомственных запросов осуществляется в порядке, предусмотренном правилами делопроизводства и документооборота органа и (или) организации, которым он направлен, либо посредством системы межведомственного электронного взаимодействия Астраханской области в сроки, не превышающие установленные настоящим Порядком.

2.10. Согласие заявителя предоставляется в случаях и порядке, установленных статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2.11. Направление межведомственных запросов осуществляется следующими способами:

— почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

— курьером (под расписку о получении);

— в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

— иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Орган и (или) организация, участвующие в предоставлении государственных услуг в Астраханской области, самостоятельно определяют способ направления межведомственного запроса в соответствии с настоящим Порядком.

2.12. При направлении межведомственного запроса почтовым отправлением или курьером:

— межведомственный запрос оформляется в виде документа на бумажном носителе в соответствии с правилами делопроизводства и документооборота органа и (или) организации, оказывающих услугу;

— согласие заявителя, предусмотренное пунктом 2.10 настоящего Порядка, направляется в форме документа, сформированного на бумажном носителе (оригинала или заверенной копии согласия). Если согласие было дано заявителем в форме электронного документа, то такое согласие переводится на бумажный носитель и заверяется лицом, направляющим межведомственный запрос.

При направлении межведомственного запроса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия Астраханской области запрос формируется в электронном виде и подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного лица органа и (или) организации, оказывающих услуги.

Порядок формирования и направления ответа на межведомственный запрос

3.1. Орган и (или) организация, которым направлен межведомственный запрос, обязаны подготовить и дать ответ на запрос в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса, если иные сроки подготовки и направления ответа не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Астраханской области.

3.2. Уполномоченное лицо органа и (или) организации, которым направлен межведомственный запрос, осуществляет следующие действия:

устанавливает правовые основания направления запроса;

устанавливает перечень документов и (или) информации, которые запрошены;

устанавливает состав сведений, изложенных в запросе и необходимых для подготовки и направления запрошенных документов и (или) информации;

устанавливает факт наличия таких документов и (или) сведений в распоряжении органа и (или) организации, которым направлен запрос;

устанавливает непосредственное местонахождение запрашиваемых документов и (или) информации;

осуществляет необходимые действия для сбора запрашиваемых документов и (или) информации с целью направления их органу и (или) организации, направившим запрос, при наличии соответствующих правовых оснований;

формирует и направляет ответ на межведомственный запрос;

в случае необходимости взаимодействует с органом и (или) организацией, направившими межведомственный запрос, используя контактную информацию, указанную в запросе.

3.3. Основаниями для отказа в предоставлении документов и (или) информации, указанных в межведомственном запросе, являются:

отсутствие правовых оснований для направления межведомственного запроса у органа и (или) организации, направивших запрос;

отсутствие запрашиваемых документов и (или) информации в распоряжении органа и (или) организации, которым направлен межведомственный запрос, в связи с тем что в соответствии с нормативными правовыми актами документы и (или) информация должны находиться в распоряжении другого органа и (или) организации;

невыполнение обязательных требований, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

отсутствие (полное или частичное) в межведомственном запросе заявителя для предоставления документа и (или) информации сведений, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка.

Ответ с мотивированным отказом от предоставления документов и (или) информации по указанным основаниям должен содержать:

положения и реквизиты нормативного правового акта, обосновывающего отсутствие правовых оснований для направления ответа;

указание на положение и реквизиты нормативного правового акта, в соответствии с которым документы и (или) информация должны находиться в распоряжении другого органа и (или) организации, а также информация об этом органе и (или) организации (при наличии такой информации);

перечень конкретных сведений о заявителе, объектах и обстоятельствах, которые необходимы для предоставления документа и (или) информации.

3.4. Ответ на межведомственный запрос формируется в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа с приложением к нему запрашиваемых оригиналов документов либо заверенных копий этих документов, а также информационного сообщения.

Ответ на запрос, сформированный в виде документа на бумажном носителе, подписывается руководителем органа и (или) организации, которым направлен запрос; ответ в виде электронного документа подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного лица указанного органа и (или) организации.

3.5. От имени органов и (или) организаций, которой направлен межведомственный запрос, ответы на запрос подписывают уполномоченные лица органов и (или) организаций, в том числе с использованием электронной цифровой подписи.

3.6. Сформированный ответ на межведомственный запрос направляется в орган и (или) организацию, направившие запрос.

3.7. Если орган и (или) организация, которым направлен запрос, не направили ответ на запрос в установленный законодательством срок, должностные лица, виновные в непредоставлении документов и (или) сведений, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Пояснительная записка

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 — 2020 годы (далее — План мероприятий) разработан управлением образования и науки Тамбовской области совместно с управлением труда и занятости населения Тамбовской области в соответствии с поручением Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Основанием для организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) являются следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Конвенция N 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (заключена в г. Женеве 23.06.1975);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «в» пункта 2);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (редакция от 29 декабря 2015 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 12 гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информировании о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируется: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования);

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (часть 1 статьи 11 устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) (часть 3 статьи 66 регламентирует, что содержание среднего общего образования профессионально ориентировано и направлено, в том числе, на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности; статья 42 Закона об образовании делегирует оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи);

Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования», направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;

Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности», устанавливающий перечень рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их;

План мероприятий по формированию условий доступности для обучения инвалидов в образовательных учреждениях на 2012 — 2015 гг. (приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. N 996), предусматривающий разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ОВЗ, не занятых трудовой деятельностью, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 — 2015 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1921-р), содержащий мероприятия по современному научно-методическому обеспечению профориентации детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях и инвалидов, не занятых трудовой деятельностью.

Получение детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.

В соответствии с Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под профессиональной ориентацией понимается комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.

Основные направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Поскольку семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека, работу с родителями детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в части обсуждения вопроса родительских ожиданий будущего своего ребенка необходимо начинать с раннего возраста и не прекращать до момента успешного трудоустройства.

Развитие трудовых навыков, привитие мотивации труда, ознакомление детей с профессиями начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается в школе в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

С 14 лет ребенок с ОВЗ и инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение.

Такая работа проводится в школах за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы; организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Профессиональные образовательные организации тоже ведут профориентационную работу с абитуриентами для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводят профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности.

В целях развития региональной системы профессиональной ориентации обучающихся из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Центра инновационной кадровой, технической и технологической политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий», г. Тамбов) создан Сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и профессионального самоопределения для обучающихся данной категории. Сетевой ПрофЦентр является базовым и координирующим центром по вопросам профессиональной ориентации обучающихся — инвалидов.

Для организации системной работы сформирован Координационный совет. В его состав вошли представители образовательных организаций, осуществляющих обучение детей — инвалидов и детей с ОВЗ, представители учредителя, наблюдательного совета учреждения, управления труда и занятости населения области, работодатели. Работа строится на основе заключенных соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями и социальными партнерами.

Модель дифференцированной профориентации детей-инвалидов включает в себя: организационный модуль; информационно-аналитический модуль; модуль диагностики и профессионального самоопределения; адаптационный модуль; модуль планирования профессиональной карьеры и самореализации.

Информационно-аналитический модуль включает в себя создание банков данных: учащихся из числа детей-инвалидов, детей с ОВЗ, диагностических методик, способствующих самоопределению и профессиональному выбору, профессиограмм профессий и специальностей, вакансий рабочих мест, информацию о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Сущностью социально-психолого-педагогической работы по профессиональной ориентации детей-инвалидов является восстановление их личностного и социально-трудового статуса посредством, с одной стороны, стимулирования самооценки собственных возможностей, с другой — создания условий для ознакомления их с миром профессий, рынком труда.

Реализуется комплекс мероприятий с родителями студентов данной категории:

обучающие лектории для родителей по актуальным вопросам профессионального обучения и социализации инвалидов (по отдельному графику);

индивидуальные консультации с психологами учреждений;

интернет-консультирование и оказание информационной поддержки на сайте ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий».

В работе по профориентации участвуют и региональные Центры занятости населения, работники которых информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований, в том числе и сведений о заявленной работодателями потребностей в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей).

При реализации Плана мероприятий необходимо учитывать 3 категории лиц с особыми потребностями и нуждающихся в особых подходах, моделях и технологиях при проведении профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства:

1. категория лиц с умственной отсталостью, сложной структурой дефекта, им необходимы профессиональные пробы и сопровождаемая трудовая занятость;

2. категория лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющих основное общее и среднее общее образование; данная категория нуждается в курсе профориентационных мероприятий, включающем в себя в том числе работу с родителями; сопровождаемое обучение в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования); сопровождаемое трудоустройство;

3. безработные граждане, утратившие способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) (лица, ставшие инвалидами), им необходима социально — трудовая адаптация.

Планом мероприятий предусмотрена организация более тесного межведомственного взаимодействия в части организации системной комплексной профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ.

Итогом профориентации должно быть профессиональное обучение, профессиональное образование. Одной из проблем получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ остается недостаточная информированность о возможностях получения ими профессионального (высшего и среднего) образования в регионе.

Следующим важнейшим условием эффективности профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ — это постановка ее на основу инклюзивного подхода, не допуская их сегрегации (социального отделения и дискриминации) и маргинализации, искусственного выделения их в некую отдельную социальную группу, даже в целях профессиональной работы. Учитывая то, что профессиональная самореализация каждого человека невозможна без его полноценной социализации, в том числе и экономической и политической, профориентационные мероприятия должны проводиться не выборочно с учащимися с ОВЗ, а со смешными группами, включающими как их, так и учащихся, не имеющих ОВЗ.

Реализация Плана мероприятий позволит решить ряд первоочередных вопросов, среди которых:

разработка методических рекомендаций для специалистов в области профориентации;

подготовка специалистов как образовательных организаций (социальных педагогов, психологов, классных руководителей, учителей технологий), так и служб занятости;

рекомендации профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования по проведению профориентационных мероприятий;

распространение лучших практик по осуществлению профориентационной деятельности;

создание информационных площадок, освещающих вопросы профориентации и профессионального самоопределения обучающихся, с привлечением представителей разных профессий;

разработка системы профессиональной диагностики детей-инвалидов в соответствии с региональными спецификами;

развитие системы дистанционного дополнительного образования детей-инвалидов, направленного на выявление профессиональных склонностей ребенка;

корректировка профессиональных планов подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями на протяжении всего периода профориентации;

целенаправленная профориентационная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.