Что такое биллинговый платеж

Биллинговая система успешно закрепилась в таких сферах, как энергетика и электросвязь, бухгалтерия, реклама и даже орнитология и стала незаменимой частью в управленческой деятельности предприятий. В каждой области биллинг имеет свое определение, но общий смысл связан с дистанционными взаиморасчетами. В настоящее время биллинг выступает как эффективный инструмент, с помощью которого производятся не только расчеты, но и собирается ценная информация о выгодных клиентах.

Биллинг представляет собой систему контроля предоставляемых услуг, расчета тарификации, а также занимается выставлением счетов на оплату. В данной системе применяется одинаковый подход к работе с клиентами в разных сферах благодаря используемого модульного принципа. Модульность направлена на рассмотрение каждой потребности как клиентов, так и банков. Важной особенностью является предоставление права клиентам не открывать банковские счета для проводимых операций.

Совершаемые биллингом операции открыты как для граждан, так и для фискальных органов. Вся работа основана на безопасности и прозрачности учета поступления и начисления платежей и защищена от несанкционированного доступа. Наиболее востребованными биллинговые процессы стали в банковской, бюджетной, жилищно-коммунальной сферах, а также в телекоммуникациях.

Биллинг в ЖКХ и бюджетной сфере

Биллинг в системе ЖКХ стал фундаментом, на котором основана вся работа коммунального хозяйства. Технология платежного биллинга стала незаменимой при оплачивании коммунальных услуг, налогов, штрафов и пошлин. Если не учитывать сложный технологический процесс, биллинг можно представить несколькими шагами:

  • Формирование квитанции
  • Доставка данного платежного документа клиенту
  • Поход клиента к банкомату, терминалу или банк
  • Поиск получателя в меню услуг
  • Оплата наличным или безналичным расчетом
  • Получение квитанции о совершенной оплате

Преимущество данной технологии заключается в том, что все реквизиты и платежные данные вносятся системой в автоматическом режиме, и клиенту не требуется самостоятельно вводить многочисленные данные в квитанцию, что исключает возникновение ошибки при ручном вводе информации. Еще одним плюсом является оплата услуг как наличным способом, так и банковскими картами с помощью сотрудников банка или терминала. Также отмечается быстрое зачисление платежей и контроль за осуществляемыми платежами через online-режим.

Биллинговая система имеет резервный сервер, где хранятся в электронном виде все платежные документы. Это очень удобно, особенно в случаях, когда необходимо спустя длительный период времени подтвердить совершаемый ранее платеж.

Биллинг в телекоммуникациях

Мало кто задумывается, но именно оплата мобильной связи является одним из самых распространенных видов биллинговой системы. С помощью специальных программных средств операторы имеют возможность вести расчет тарифов и выставлять счета за оплату в автоматизированном режиме. Биллинговые системы в телекоммуникации имеют автоматизированную систему расчетов.

С помощью биллинга сотовые операторы выполняют следующие операции:

  • Проводят расчет абонентской платы и ее зачисление на счет клиента
  • Формируют финансовые отчеты
  • Меняют в тарифных планах параметры
  • Предоставляют абонентам на выбор дополнительные платные услуги
  • Дают возможность оплаты за услуги наличным и безналичным расчетом
  • Задействуют другие ресурсы для осуществления взаиморасчетов с клиентами

Предоставление таких услуг при минимальных затратах достаточно рентабельно. Чтобы быть в данном сегменте в числе первых мобильные операторы стали конкурировать с платежными системами. Сегодня большой востребованностью среди пользующихся сотовой связью набирают мобильные телефоны, которые имеют бесконтактную форму оплаты.

Биллинг и банки

Биллинговые технологии и банки тесно взаимосвязаны между собой. Банки активно пользуются биллинговыми процессами. Любая платежная операция в биллинге представлена в первую очередь взаиморасчетом между организацией и клиентом. С помощью web-интерфейса биллинг предоставляет возможность клиентам вести контроль за счетом, формировать отчеты, выполнять интернет-платежи, а также менять услуги и тарифный план. Вдобавок к многочисленным функциям клиент через личный кабинет в реальном режиме может всегда сверить правильность начисленных платежей, распечатать квитанцию, а также напрямую связаться с представителями организации для получения необходимой консультации, или передать необходимые данные о показаниях счетчика. Также в автоматическом режиме происходит рассылка почтовых уведомлений или смс клиентам о такой информации, как: состояние баланса, об изменившихся правилах предоставляемых услуг и тарифах, а также напоминают о приближающейся дате оплаты услуг. Любые биллинговые платежи без проблем можно осуществлять как через терминалы и банкоматы, так и через internet-банкинг и системы электронных платежей.

Исходя из вышеперечисленных функций биллинга можно с уверенностью сказать, что данная технология зарекомендовала себя как удобной, безопасной и надежной платежной системой.

Новость по теме Клиенты Сбербанка предпочитают проводить банковские операции самостоятельно

Самара, 22 июля — АиФ – Самара. В Поволжском Сбербанке ОАО «Сбербанк России» зафиксирован шестисотмиллионный платеж в автоматизированной системе «Биллинг», которая используется для приема и обработки платежей населения в офисах банка и удаленных каналах обслуживания. Юбилейный платеж совершила жительница Волгоградской области через «Сбербанк-ОнЛ@лайн».

Автоматизированная система «Биллинг» функционирует на территории Поволжского банка с 2004 года. С момента запуска платформа претерпела ряд преобразований, дополнилась новыми функциями, позволяющими клиентам банка проводить платежи быстро и удобно. За последнее время на устройствах самообслуживания реализованы технологии по упрощению платежей, в том числе и оплата кредитов сторонних банков, а ежемесячный объем операций проводимых в системе «Биллинг» составил около 8 млн платежей в месяц.

«В первом полугодии возрос объем операций, проводимых через удаленные каналы самообслуживания. Более 85% платежей клиенты Сбербанка проводят самостоятельно. При этом, число пользователей удаленными каналами в Поволжском банке превышает средний показатель по России в два раза», — сообщил директор управления Банк XXI Александр Бродерзон.

На территории Поволжского банка растет популярность программы «Сбербанк-ОнЛ@йн. За первое полугодие 2014 года количество активных пользователей «Сбербанк ОнЛ@йн» по Поволжскому банку увеличилось на 40%. Используя программу на компьютере или мобильное приложение на смартфоне, клиент может управлять своими счетами и картами, совершать платежи, контролировать все операции с личными финансами. Сегодня банк развивает новые возможности – проведение платежей автоматически, то есть теперь можно доверить регулярные платежи умной системе, которая своевременно оплатит телефон, жилищно-коммунальные услуги, питание ребенка в школе и другие регулярные платежи.

Также управлять финансами удобно, используя мобильный банк. Это не только получение смс оповещения о движении средств по карте, но и осуществление переводов, оплата сотовой связи себе и близким и многое другое.

Мобильный банкинг «Сбербанка» позволяет своим пользователям проводить биллинговые платежи посредством мобильного телефона. К примеру, одной из разновидностей такого платежа является оплата услуг ЖКХ.

На сегодняшний день эти и другие услуги различных организаций можно оплатить непосредственно со своего карточного счета, если клиент «Сбербанка» использует услугу «Мобильный банк».

Биллинговый платеж, как и все другие операции в мобильном банке от «Сбербанка», выполняется при помощи SMS-запроса на специальный номер «900». В данном случае запрос должен быть сформирован следующим образом: «ПОЛУЧАТЕЛЬ» «РЕКВИЗИТ» «ПЕРИОД» «ХХХХ».

При указании получателя следует ввести буквенный код его названия (напр. ЕИРЦ+).

Реквизитом служит цифровой код плательщика. Период – это месяц года в числовой форме, за который осуществляется данный платеж. ХХХХ – последние 4 цифры карты пользователя, с которой будет списана нужная для платежа сумма.

Если у пользователя нет задолженности по оплате той или иной услуги за указанный период или последний год, ему в ответ придет SMS-сообщение об отсутствии задолженности. Если же задолженность все-таки имеется, в ответном SMS-сообщении будет указан ее размер и дополнительный четырехзначный код подтверждения операции. При возможности и желании пользователя полностью погасить задолженность ему достаточно лишь отправить полученное сообщение вместе с кодом. Спустя пару минут ему придет сообщение об успешной оплате. Разумеется, рассчитаться с задолженностью клиент «Сбербанка» может лишь в том случае, если на его карточном счету имеется достаточное количество денег.

При осуществлении биллинговых платежей необходимо быть особо внимательным, поскольку при неверных реквизитах получателя или ошибочно введенной неправильной сумме «Сбербанк России» возвращать деньги не будет. В таком случае пользователю самому придется обратиться к ошибочно указанному получателю, дабы вернуть свои деньги обратно.

О том, как с помощью услуги «Мобильный банк» от «Сбербанка» можно осуществлять переводы на банковские карты, читайте в нашей статье — «Перевод на карту Сбербанка».