Что проверяет ФСС

Как проходит «кастинг» на проверку
К вам приехал ревизор…
Как идет проверка и чем может закончиться
Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

Совсем другое дело – выездные проверки. Они могут проходить по заранее составленному плану или же «случаться» внепланово. И так же, как визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС либо выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех работодателей без исключения. Чтобы внести ясность, кого и «за что» проверяют, чего ожидать от ревизии, мы подготовили для вас эту статью.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Расхождения в отчетности. Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.

Снижение зарплаты. Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.

Нулевая отчетность. Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.

Необлагаемые выплаты. К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.

Пониженные тарифы. Речь идет о компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.

Наличие долгов. В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.

Подача «уточненок» к уменьшению. Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.

Крупнейший налогоплательщик. Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая среднесписочная численность работников.

Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС. К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.

Подошел срок проверки. Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.

Расчеты в банке идут, а отчетности нет. С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.

Мигрирующие компании. Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда
Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.
Кстати, средняя «планка» доначислений по проверке в 2015 году для сотрудников ПФР составляет 20 000 руб. – то есть как минимум такую сумму постараются начислить проверяющие, иначе выездная проверка будет считаться неэффективной.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, проверяющие должны направить мотивированный запрос в вышестоящий орган своего фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа принимает решение о продлении выездной проверки или отказывает в продлении.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Какими документами доказать льготный стаж

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
— имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
— по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
— уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
— наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
— резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
— применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
— неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
— от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае — местным отделением фонда, во втором — отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Проверки внебюджетных фондов будут сильно отличаться от налоговых

Отсутствует причина нетрудоспособности 3 Больничный лист выдан медицинской организацией, врачом, занимающимся частной практикой, не имеющим лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности 4 Листок выдан продлен гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства, без разрешения главного врача медицинского учреждения, либо его заместителя 5 Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей после легализированного перевода , без решения врачебной комиссии медицинской организации заменены листком нетрудоспособности образца, установленного в Российской Федерации 6 Листок выдан единовременно на срок, превышающий 10 календарных дней, и без решения врачебной комиссии продлен на срок свыше 30 дней 7 Листок нетрудоспособности выдан за прошедшее время без решения врачебной комиссии. Напомним, по правилам при заболеваниях травмах , когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период болезни, включая нерабочие праздничные и выходные дни 8 Листок выдан по месту регистрации месту жительства гражданина, а продлен медицинской организацией за пределами административного района без разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя 9 При выписке гражданина после стационарного лечения после даты выписки больничный продлен на срок свыше 10 дней 10 Отсутствует решение врачебной комиссии при прерывистом лечении. В отдельных случаях сложные урологические, гинекологические, проктологические и другие исследования, манипуляции, процедуры при амбулаторном лечении по прерывистому методу листок нетрудоспособности может быть выдан по решению врачебной комиссии на дни проведения исследования п. Больничный выдается медицинским работником, направившим гражданина на лечение, на основании решения врачебной комиссии.

СКАЧАТЬ Дополнительно к вышеназванным документам страхователем сразу представляются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Документы принимаются от руководителя страхователя при предъявлении паспорта, от иного лица при предъявлении паспорта и доверенности, выданной страхователем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Если же фактических ошибок нет, нужно подать в Фонд подтверждающие правильность уплаты документы. Как правило, пояснительную информацию готовит главный бухгалтер.

Шлюз отправки больничных листов в ФСС

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера. Кто на новенького? Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки.

Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку. Крупнейшие плательщики. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период , но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

Те, кто не представил сведения индивидуального персонифицированного учета более чем за один прошедший отчетный период. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату в первую очередь убыточные предприятия на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали.

По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение. Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок приказ ФНС России от Например, критерий 7 — несоответствие сведений, 12 — зарплата ниже МРОТ, 17 — частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент. Кто стучится в дверь ко мне… После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику.

Федеральный закон от Как это сделать, сказано в рекомендациях. Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории в помещении проверяемого или в помещении территориального органа ПФР в зависимости от места проведения проверки. Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки. Процедура истребования документов установлена ст. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы.

Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке.

И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами. Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока ч.

Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве уведомлении. Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций. Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний — из 22 табл.

Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде. Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение.

Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить.

Приведем их в табл. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма. Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт.

В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше ч.

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения ч. Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте п.

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту ч. Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, — 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Для этого руководителю заместителю руководителя территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов. Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки ч.

О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений.

Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения. И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, которые рекомендуется представить на КАМЕРАЛЬНУЮ ПРОВЕРКУ

Проект поступил на согласование в СПО профсоюзов. Поэтому необходимо принятие нового документа, который определит порядок проверки правильности использования страхователями страховых средств Фонда. Проект постановления предусматривает введение камеральных проверок. Будет осуществляться проверка страхователя на своевременность представления им соответствующих отчетов, сообщений о выплате средств застрахованным лицам, внесение исправлений в ранее поданные отчеты, заявления-расчеты, наличие задолженности по уплате страховых средств в Фонд. Также, проект постановления предусматривает уменьшение количества и осовременивания оснований для проведения документальных внеплановых проверок. Указанные проверки будут проводиться при наличии следующих оснований: представления страхователем письменного заявления о проведении проверки по его желанию; начата процедура реорганизации юридического лица кроме преобразования , прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, открытия производства по делу о банкротстве страхователя, получения от ГФС сообщение о принятии решения страхователем, указанным в пунктах 5 лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность или 51 члены фермерского хозяйства ч. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования; по требованию правоохранительных органов или по решению суда. Также будет утвержден акт документальной проверки соблюдения страхователем требований законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования. В нем содержится и перечень вопросов по проведению документальной проверки. Удобен как для ФЛП так и для больших компаний!

Камеральная проверка ФСС

Что проверяют контролеры из ФСС Контролеры из ФСС России проверят расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и др. Проверку начнут с изучения устава и документов, имеющих отношение к выплатам в пользу работников. Затем контролеры из ФСС проанализируют первичные бухгалтерские документы и сверят их с записями в регистрах бухгалтерского учета журналах-ордерах, главной книге , расчетных ведомостях по средствам фонда и расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы. Для этого ревизоры посмотрят: приказы о приеме на работу; табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; договоры гражданско-правового характера, по условиям которых на выплачиваемые вознаграждения начисляют страховые взносы; расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости; Пособие по временной нетрудоспособности Проверяющие могут потребовать любые документы, касающиеся выплаты пособий и приобретения путевок. Пособие по временной нетрудоспособности начисляется на основании листка нетрудоспособности. Листок должен храниться в бухгалтерии. Если он потерян, то вам нужно получить его дубликат.

К вам пришли из ФСС и ПФР: что надо знать о выездных проверках фондов

Наиболее интересные темы — в данной публикации. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование? Обжаловать решение отделения филиала отделения фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. В статье ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Насколько это правомерно? При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС. Что проверяет ФСС Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС: Начисление и уплата взносов правильность начисления, своевременна ли уплата ; Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком; Путевки; Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы. Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

При обращении за возмещением средств. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения — в 2 экземплярах. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах. Копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию по Приказу Минздравсоцразвития РФ от N н 4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка сведения по картотеке. Платежные документы, подтверждающие выплаты пособий: — заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей в случае выплаты пособий через кассу предприятия ; — банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка в случае выплаты пособий через банк. Документы для проверки страхового случая. Трудовая книжка работника.

Полезное видео: Автовладельцев проверили на законопослушность

Самостоятельная проверка отчета

Специалисты ФСС проводят проверку, основываясь на контрольных показателях, установленных для разных граф таблицы. Пользуясь их алгоритмом, можно оценить готовый документ самостоятельно.

Например, при заполнении отчетности за первый квартал года сумма начисленных взносов к выплате всегда указывается равной нулю. Если документ готовится по итогам полугодия, 9 или 12 месяцев, она равна показателю на конец предыдущего периода. У страхователя не может быть одновременно задолженности перед ФСС и долгов Фонда к нему.

Самостоятельный контроль готовой отчетности требует времени и внимательности. Существует путь упрощения этой задачи – использование специальных программных продуктов. Один из них – официальный сайт ФСС, который в автоматическом режиме выявляет ошибки и дает возможность исправить их на этапе подготовки документа.

Для проведения проверки необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ФСС по адресу электронной почты, заполнить данные об организации в разделе «Профили», распечатать заявление, подписать руководителем и передать на бумажном носителе в Фонд, дождаться подключения к пакету расширенных прав.

Когда вы закончите регистрационные процедуры, можете приступать к проверке. Необходимо:

  • сформировать документ в бухгалтерской программе, например, 1С;
  • выгрузить в xml-формат;
  • зайти на сайте на закладку «Форма 4-ФСС»;
  • загрузить xml-файл и нажать «Проверить»;
  • изучить результаты проверки и исправить ошибки.

Проведение автоматической проверки помогает экономить время бухгалтера и своевременно обнаруживать ошибки в готовой отчетности.

Виды проверок ФСС

В зависимости от цели проверки бывают нескольких видов.

Камеральная проверка ФСС – проводится по месту нахождения фонда в течение двух месяцев с даты сдачи отчетности для контроля соблюдения плательщиком взносов нормативных актов по социальному страхованию.

В процессе проверки выявляются нарушения по начислению и уплате взносов, по расходованию целевых средств, по оплате труда работников, расчету больничных и пособий, отпусков по уходу за детьми. Также камеральная проверка может быть подготовкой к проверке выездной. У налогоплательщика могут потребовать к предъявлению документы, подтверждающие расходы.

Выездная проверка ФСС – обычно проводится по месту нахождения работодателя по результатам камеральных проверок для уточнения обстоятельств расходования средств, особенно если фигурировали значительные суммы.

Плановая проверка ФСС – проводится фсс по графику проверок, составляемому по всем плательщикам на три года, не может проводиться чаще. Информация, содержащаяся в графике, находится в закрытом доступе.

Внеплановая проверка ФСС – может проводиться при обращении страхователя за выделением средств на страховые расходы по различным случаям; по жалобам сотрудников предприятия на неправильный расчет пособий.

Обычно о проверке фонды никак не предупреждают, такого документа закон не предусматривает. В действительности, работники фондов могут позвонить по телефону и объявить о начале проверки и о том, какие документы необходимо предоставить.

Проверяемые ФСС периоды и длительность

Проверяться могут периоды в течение последних трех лет работы предприятия/ип, предшествующих году составления решения о проверке.

При проведении выездной проверки ФСС могут проверяться и отчетные периоды незаконченного календарного года. Повторная проверка уже проверявшихся периодов разрешена. Обычно повторные проверки назначаются при процедурах реорганизации/ликвидации плательщика либо при предоставлении уточняющего расчета.

Срок длительности проверки определяется индивидуально по каждому предприятию, учитывая несколько факторов – численность сотрудников, объема документов к изучению. В обычных случаях сроки проверки ФСС не превышают одного месяца.

В отдельных ситуациях они могут быть продлены до двух либо трех месяцев. При существовании у организации филиалов по одному месяцу отводится на проверку каждого из них.

Тендер на закупку должен проводиться и внутри фирмы/предприятия, и для участия в выгодных госзакупках. Внедрение тендерных отделов и систем поиска позволит достигнуть высоких прибылей.

Все процедуры по проведению закупок, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Подробности читайте .

Организации отводится период в десять дней по календарю на представление запрашиваемой документации. В случаях, когда фирма не успевает уложиться в срок, необходимо письменно обратиться с просьбой об отсрочке с указанием причин и реального срока.

Руководитель фонда рассмотрит заявление и вынесет решение о предоставлении отсрочки – положительное или отрицательное.

Требуемые документы при проверке ФСС

В процессе проверки могут быть запрошены самые разные документы, как имеющие отношение к проверяемым случаям, так и не имеющие. Конкретного перечня не существует.

Необходимость представления документации определяется по каждому проверяемому лицу сотрудником фонда самостоятельно. Вся документация должна предоставляться в виде копий, за исключением некоторых, к примеру, бланков больничных листов, которые ознакомительно могут потребоваться и в подлинниках.

Примерный перечень документов, которые может запросить ФСС.

Общие:

  • учредительная документация (уставы, протоколы, решения);
  • регистрационные формы, свидетельства;
  • регистры бухгалтерского и налогового учетов;
  • расчеты по взносам, подлежащие сдаче в пенсионный, социальный фонды;
  • книги учетов доходов/расходов;
  • финансовая отчетность, бухгалтерские отчеты;
  • пояснительные; аудиторские заключения;
  • главные книги, журналы операций, анализы счетов и субконто;
  • документы банковские и кассовые;
  • акты выполненных работ/услуг;
  • отчеты авансовые;
  • трудовые договора, штатные расписания, табеля учета времени работы, кадровые приказы, заявления сотрудников, трудовые книжки.

Специальные – связанные с выплатами по расходам на страхование:

  • больничные листы – проверяются особенно пристально;
  • документы, связанные с расчетами сумм пособий – договора, доп. соглашения, приказы и заявления, справки с других мест занятости, справки от супруга/супруги страхового лица, судебные решения, свидетельства о рождении/усыновлении детей, справки из загса;
  • непосредственно расчеты сумм в произвольной форме;
  • документы по выплате пособий, и прочие документы.

Результаты проверок ФСС

Оформление в виде справки происходит не позднее последнего дня проверки, может быть и раньше. В документе указываются предмет и сроки проверки.

Непосредственно результаты описываются в течение двух месяцев в акте проверки за подписью руководителей фонда и проверяемой организации. По камеральным проверкам акты не составляют.

Бывают ситуации, когда руководитель предприятия не желает подписывать акт, тогда необходимо оформить отказ, сделав соответствующую надпись.

Акт о проверке должен быть вручен представителю организации. Когда вручение лично невозможно, акт может быть отправлен почтой, датой вручения будет шестой день с даты отправки письма.

На изложение возражений организации отведено по закону 15 дней с момента получения акта.

Если есть замечания, директору фирмы нужно изложить их на экземпляре акта перед своей подписью. По прошествии 10 дней после завершения срока принятия возражений фондом будет вынесено решение о результатах проверки.

В процессе проверки могут быть выявлены расходы, произведенные с нарушением норм, не подтвержденные необходимыми документами. Такие расходы подлежат снятию из сумм в расчетной ведомости. Соответственно, подобные расходы не могут быть приняты фондом к зачету и возмещению страхователю.

Согласно 152-ФЗ, физлицо вправе получать у оператора сведения, которые имеют отношение к процессу обработки его личной информации: о правомерности и целях операций, получивших доступ к его сведениям лицах, сроках обработки и хранения, иные сведения.

Бухгалтер — это специалист, который должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием. Именно поэтому, дистанционные курсы обучения бухгалтеров пользуются все возрастающей популярностью. Подробности о курсах читайте .

В ситуации, когда расходы уже были возмещены плательщику, фонд имеет право отозвать не принимаемые суммы, а если предприятие отказывается вернуть денежные средства, ФСС имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

Если было выявлено, что работнику произвели неверно расчет сумм, делается корректировка базы и пособий в сторону увеличения или уменьшения.
Если бухгалтер предприятия выявил этот факт самостоятельно, до проверки, он может произвести перерасчет сумм, не дожидаясь прихода контролирующих органов.

Соответствующие исправления оформляются бухгалтерскими справками, в больничный лист вносятся изменения.

Штрафные санкции ФСС

Отказ предоставить документацию расценивается как правонарушение и влечет к наложению штрафных санкций в размере 200 рублей по каждому не предоставленному документу.

Когда работодатель считает, что проверка была проведена незаконно или с нарушениями, он может обратиться с жалобой в вышестоящие органы ФСС по своему региону.

При этом обязательно нужно указать, какие нарушения были в ходе проверки – факты, сроки, решение, результаты.

Таким образом, в интересах каждого плательщика взносов своевременно реагировать на просьбы сотрудников ФСС в ходе проверок, чтобы избежать не только штрафов за непредоставление документации, но и в полном объеме получать выплаты по возмещаемым расходам.

А также быть уверенным в правильности заполнения отчетности и расчете взносов по социальному страхованию.

Источник: компания «ГЭНДАЛЬФ»

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ФСС?
Контроль над расходованием страхователями средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ. Он осуществляется посредством выездных и камеральных проверок. Основные объекты проверки ФСС — правильность начисления и уплаты страховых взносов на:

  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • расходование страхователями средств Фонда на выплату пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и др.)
  • приобретение путевок.

Что же по своей сути означают два вида проверок?

1. КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Поводом для начала осуществления камеральной проверки является поступление в отделение фонда от страхователя таких документов, как:

  • расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма «4-ФСС» РФ, утв. постановлением ФСС России от 22.12.04 № 111);
  • отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма «4а-ФСС» РФ, утв. постановлением ФСС России от 25.04.03 № 46).

Отчет по форме «4а-ФСС» заполняют, в частности, страхователи, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД и ЕСХН) и добровольно уплачивающие страховые взносы в ФСС России на случай временной нетрудоспособности работников, в соответствии с законом № 190-ФЗ (далее — добровольные страховые взносы).

Помимо одной из форм надлежит также представить и документы, подтверждающие начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ЦЕЛИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ФСС:

  • выявление и предотвращение нарушений страхователем порядков правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов от травматизма и добровольно уплачиваемых страховых взносов;
  • проверка обоснованности расходов, произведенных страхователем на цели социального страхования за счет средств ФСС России.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то страхователю предлагается внести соответствующие исправления в отчетность в течение пяти дней. Внесенные страхователем исправления в отчетности соответствующим образом переносятся в базу данных территориального отделения фонда для формирования сводного финансового отчета.

При невнесении же страхователем соответствующих исправлений в установленный срок у страховщика возникают основания для предположения, что представляемой стороной допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность. А это, в свою очередь, позволяет проверяющим рекомендовать страхователя для включения в план документальных выездных проверок.

2. ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА
С 2010 г. выездные проверки должны проводиться сотрудниками ФСС совместно с ПФР. (п. 3 с. 33 Закона 212-ФЗ). График таких проверок на следующий год утверждается фондами совместно до 25 декабря.

Однако, как и в предыдущие годы, ФСС может проводить самостоятельные выездные проверки для проверки правильности расходов на пособия. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении документальной проверки страхователя.
Документальная выездная проверка может быть вызвана необходимостью контроля за правильностью:

  • расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования — выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных и ежемесячных пособий на детей и т. д.;
  • начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за расходами страхователя в счет уплаты этих взносов.

Помимо этого в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве подготавливаться к проверке надлежит страхователям, у которых:

  • имеются задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
  • произошло резкое изменение начисленных сумм работникам при сохранении их численности;
  • зафиксировано нерегулярное представление расчетной ведомости (п. 2 «Указаний» № 82).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Во-первых, в решении этой проблемы бухгалтеру помогут методологические и практические инструменты. По нашему мнению, бухгалтерам–расчетчикам, для того чтобы находиться в дружеских отношениях с Фондом Социального Страхования просто необходимо изучить, научиться использовать и всегда иметь под рукой следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»,
  • Постановление от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;
  • Положение о Фонде Социального Страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 27.10.2008 № 593н «О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 514»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»;
  • Федеральные законы о бюджете Фонда на соответствующий год и плановый период;
  • иные законы и нормативные правовые акты РФ.

Конечно же, в обязательном порядке бухгалтерам–расчетчикам необходимо ознакомиться с:

  • Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»;
  • Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 82 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам».

Это обусловлено тем, что при осуществлении проверок страхователей по обязательному социальному страхованию отделения Фонда руководствуются именно перечисленными законодательными актами. Знание этих нормативных актов поможет избежать многих ошибок. Вот некоторые из них.

НА ЧТО ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?

Больничный лист будет считаться недействительным, если на нем:

  • Неправильно указано ФИО сотрудника или наименование организации
  • Неправильно рассчитан стаж сотрудника;
  • Нет подписи руководителя или кадрового работника или расчетчика;
  • Нет отметки ВК, если б/л выдан по беременности и родам или б/л по сроку превышает 30 календарных дней.

На больничном листке должны быть указаны: код мед. учреждения, его наименование, адрес, стоять все печати, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 27.10.2008 № 593н.
Кроме того, организация вправе не оплачивать б/л, если в нем более 2-х исправлений. И если такой больничный принят к учету, то ФСС не компенсирует его.

Каждое исправление должно сопровождаться словами «исправленному…. на ……верить», подписью врача, ее расшифровкой и печатью.
Также следует обратить внимание, что, начиная с 2010 г. организации, использующие специальные налоговые режимы, оплачивают больничные листы так же, как и организации на ОСНО – за первые 2 дня нетрудоспособности – за счет работодателя, за остальные дни – за счет средств ФСС. При этом оплата пособия по нетрудоспособности при уходе за больным родственником или пособие в связи с отпуском по беременности и родам также выплачивается полностью за счет средств ФСС.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ:

  • Заявление родственника;
  • справка о смерти — оригинал;
  • копия Свидетельства о смерти.

ПРИ ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЙ ПРИ РОЖДЕНИИ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

  • Заявление о выплате пособия;
  • Справка о рождении (ф. 25 — есть оба родителя или ф. 24 — только мать) – оригинал;
  • копия Свидетельства о рождении;
  • Справка второго родителя о том, что он не получал это пособие с «живой» печатью с места работы другого родителя, если он работает (или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если родитель не работает).

ПРИ ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ:

  • Заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • приказ;
  • копии Свидетельств о рождении на всех детей;
  • Справка второго родителя о том, что он не получал это пособие и не находится в отпуске по уходу за ребенком с «живой» печатью (с места работы этого родителя, если он работает, или из Управления соцзащиты или Центра занятости, если родитель не работает).

НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРОВЕРЯЮЩИЕ?
Оклад и месячная премия в расчетной ведомости должны быть указаны отдельно. На премию, которая назначается ежемесячно, должен быть приказ, с которым все работники были бы ознакомлены под роспись. Обосновывается это тем, что премии бывают разные, и поэтому они по-разному могут участвовать в исчислении среднего заработка работника.

Также число рабочих дней в табеле и начисленный за них оклад по расчетной ведомости должны соответствовать друг другу. Часто проверяют штатное расписание: у сотрудников с одинаковыми должностями должны быть одинаковые оклады. Например, если один сотрудник получает больше, чем другой с такой же должностью и идет в декрет, то очень сложно доказать, чем он отличается от других. Часто это списывают на благотворительность работодателя, чтобы получить для работника большую сумму.

ПРОВЕРКА «ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА»

В «Положении об оплате труда» должно указываться, что сотрудник получает за свой труд. Если он получает премию, то должно быть отражено, в каком размере и на каких условиях.

То есть, если в «Положении» отражено, что он получает премию не более 25%, а на самом деле выплачивают 50%, то премию свыше 25% могут не зачесть при расчете среднедневного заработка для больничного или других пособий, выплачивающихся за счет ФСС.

Также контролеры ФСС проверяют наличие личных карточек сотрудников, особенно тех, которые получают пособия до 1,5 лет или тех, кто получает большие суммы пособий.