Чем отличается ревизия от инвентаризации

Вопрос 3. Виды ревизий

К предмету ревизии относятся процессы и явления, которые связаны с хозяйственной деятельностью организации и отражены документально, а пределы проверки их определяются программой ревизии.

Виды ревизий можно проклассифицировать по различным признакам:

1) в зависимости от того, кто осуществляет контроль, ревизии могут ведомственныеи вневедомственные.

Ведомственные ревизии проводятся работниками вышестоящей организации обычно один раз в год в соответствии с планом.

Вневедомственные ревизии проводятся другими органами государственного (муниципального) финансового контроля;

2) в зависимости от периода проведения ревизии могут быть плановымии внеплановыми.

Плановые ревизии проводятся по плану контрольных мероприятий вышестоящей организацией.

Внеплановые ревизиипроводятся по специальным заданиям вышестоящей организации или по требованию суда, прокуратуры и др.

3) в зависимости от охвата проверяемых вопросов ревизии бывают комплексные, сквозные, тематические.

Комплексная ревизия представляет собой обязательный вид ревизии. Она охватывает проверкой все стороны деятельности учреждения (организации). Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники отдела кадров, экономисты, юристы, специалисты по капитальному строительству и др. Комплексная ревизия – наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Сквозная ревизияохватывает ряд структурных подразделений,

входящих в состав одной и той же организации.

Тематическая ревизия –проверка ряда организаций по отдельным вопросам (темам).

Кроме того, ревизии могут быть дополнительными и повторными.

Дополнительные ревизии проводят, когда имеются данные о том, что при проведении ревизии не полностью вскрыты факты нарушений .

Повторные ревизии практикуются для усиления контроля над качеством ревизионной работы. Основанием для повторной ревизии может быть:

— поверхностное проведение первичной ревизии;

— неполный охват документов;

— недоверие, выраженное ревизорам;

— при повторной ревизии проверяется, как ликвидируются недостатки, отмеченные в акте ревизии.

Понятие, задачи и виды документальной ревизии (проверки)

Научно-методические материалы для управляемой самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Судебная бухгалтерия»

Тема 7:»Ревизия финансово-хозяйственной деятельности»

Тема 8 : «Понятие, роль и задачи аудита»

Тема 9: «Судебно-бухгалтерская экспертиза»

Барановичи 2012

ТЕМА 7

РЕВИЗИЯ (ПРОВЕРКА) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематический план:

1. Понятие, задачи и виды документальной ревизии (проверки).

2. Порядок организации и проведения проверки (ревизии).

3. Назначение ревизии (проверки) по инициативе правоохранительных органов.

Понятие, задачи и виды документальной ревизии (проверки)

Порядок осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь, а так же права и обязанности контролирующих (надзорных) органов проверяемых субъектов определен Указом Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009г. «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов.

Данным Указом утверждены следующие нормативные правовые документы:

Положение о порядке организации и проведения проверок;

Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;

Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения проверок.

Основными формами контроля являются ревизия и проверка. Отличие между ними в том, что ревизия охватывает практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, а проверка проводится по определенному кругу вопросов путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности организации.

Проверка ‑ способ контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на это контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Ревизия(от лат. revisio — пересмотр) — основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования.

Основными задачами ревизии (проверки)являются:

1) проверка соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

2) проверка законности совершаемых субъектом хозяйствования финансовых и хозяйственных операций, обеспечение сохранности государственного имущества;

3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

4)принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

5)выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.

В зависимости от субъектов, проводящих ревизии (проверки), последние могут быть ведомственными, вневедомственными и внутрихозяйственными.

Ведомственные ревизии (проверки) проводятся контрольно-ревизионными аппаратами вышестоящих органов (министерств, иных республиканских органов государственного управления) в подведомственных им подразделениях, организациях и учреждениях, на предприятиях.

Вневедомственные ревизии (проверки) проводятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля (Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов), наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

Внутрихозяйственными называются ревизии (проверки), проводимые внутри субъекта хозяйствования с целью контроля деятельности входящих в него структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица.

По основаниям проведения различают ревизии (проверки) плановые и внеплановые.

Плановые ревизии (проверки) проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы.

Внеплановые ревизии (проверки) могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном субъекте хозяйствования, обнаружением фактов хищений и злоупотреблений, требованием правоохранительных органов.

В зависимости от объема проверки деятельности субъекта хозяйствования, а также от состава ревизионной группы ревизии (проверки) подразделяются на комплексные, бухгалтерские и тематические.

При комплексной ревизии (проверки) проверяются все стороны деятельности субъекта хозяйствования. Она осуществляется бригадой, в состав которой кроме ревизора (проверяющего) входит не менее трех специалистов, знающих экономику и технологию производства, организацию труда и другие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская ревизия (проверка) проводится одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам). В ходе нее проверяется финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.

Тематическая ревизия (проверка) назначается в целях проверки отдельных вопросов (участков) финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии (проверки) классифицируются на сплошные, выборочные и комбинированные.

При сплошной ревизии (проверки) проверяются все без исключения хозяйственные операции, записи в учетных регистрах и отчетные показатели за ревизуемый период.

Выборочная ревизия (проверка) предусматривает проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизуемый период, а только за время, заранее намечен­ное ревизором, то есть за определенные промежутки времени ревизуемого периода.

Комбинированная ревизия (проверка) сочетает элементы сплошной и выборочной ревизий (проверок) хозяйственных операций (кассовые операции — сплошным способом, все другие хозяйственные операции — выборочным).

7.2 Порядок организации и проведения проверки (ревизии)

Проведение проверки (ревизии) ‑ это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей проверки.

Весь процесс проведения ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности можно разделить на четыре основных этапа: подготовительный, исследовательский (основной), заключительный, реализации материалов проверки (ревизии). Каждый этап состоит из отдельных мероприятий, которые включают в себя конкретные действия ревизора (проверяющего).

Подготовительный этап. Проведению ревизии (проверки) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого субъекта хозяйствования, имеющиеся плановые, отчетные, статистические данные, материалы предыдущей ревизии (проверки), а также другая информация, характеризующая его деятельность и финансовое состояние. На основе их изучения определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, устанавливается проверяемый период, разрабатывается и утверждается начальником контрольно-ревизионного органа план проведения ревизии (проверки). В случаях, когда она проводится по требованию правоохранительных органов, определяется конкретный перечень вопросов, подлежащих выяснению.

Проверяемый период — это срок, за который необходимо проверить деятельность субъекта хозяйствования. Он исчисляется от даты проведения предыдущей ревизии (проверки) и до момента проведения настоящей ревизии (проверки). При необходимости или наличии постановления органов предварительного следствия, дознания проводится ревизия (проверка) более длительного периода хозяйственной деятельности.

Для проведения ревизии (проверки) руководителю группы проверяющих выдается предписание — документ, который юридически уполномочивает ревизора (проверяющего) осуществить проверку. В нем указываются должности, фамилии проверяющих, наименование проверяемого субъекта хозяйствования, проверяемый период, цель и срок проведения проверки (ревизии).

Сроки проведения проверки, состав группы проверяющих определяются исходя из объема предстоящей работы с учетом конкретных задач каждой проверки. Срок проведения проверки, как правило, не превышает 30 рабочих дней. Он может быть продлен с разрешения руководителя органа, назначившего проверку, не более чем на 15 рабочих дней.

Перед началом проведения проверки проверяющий либо руководитель проверки обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а так же внести необходимые сведения в книгу учета проверок.

Руководитель проверяемого субъекта хозяйствования знакомит членов группы проверки с должностными лицами, в чью компетенцию входит круг вопросов, подлежащих проверке, предоставляет для работы необходимое помещение, оборудованное имуществом, обеспечивающим надлежащую сохранность материалов проверки (сейфом, шкафом металлическим). Кроме того, руководители и другие должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования обязаны:

создать условия для нормальной работы членов ревизионной группы,

оказывать им содействие в проведении ревизии (проверки), выделять для оказания помощи работников;

обеспечивать проверяющим беспрепятственный осмотр всех помещений, территорий субъекта хозяйствования;

предъявлять для проверки по требованию проверяющих в установленный ими срок денежные средства, бланки строгой отчетности, материальные ценности, а также все документы, расчеты;

давать справки и пояснения как в устной, так и письменной формах по вопросам, относящимся к проводимой проверке;

по требованию проверяющих обеспечивать проведение инвентаризаций материальных ценностей, контрольных обмеров выполненных работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, взятие проб и образцов на исследование, а также присутствие при этом заинтересованных материально ответственных и других должностных лиц;

содействовать проверяющим в проведении проверки;

принимать в ходе проверки меры по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц и возмещению в полном размере причиненного по их вине материального ущерба.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится путем:

изучения действующей на субъекте хозяйствования системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

проверки плановых, отчетных бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифме­тических расчетов, содержащихся в них, а также целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с показателями отчетности;

сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

внезапной проверки фактического наличия денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, материальных ценностей, их соответствия данным учета;

проведения встречных проверок, то есть сличения имеющихся у ревизуемого субъекта хозяйствования записей, документов, данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

сличения в необходимых случаях имеющихся у ревизуемого субъекта хозяйствования выписок банка по текущим, расчетным, валютным, депозитным, внебюджетным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также копий платежных документов с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка;

анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности;

проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств, взвешивания, пересчета, обмера и контрольных анализов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, контрольных запусков в производство сырья и материалов для определения правильности их списания и установления норм расхода;

проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

проверки правильности указанных в отчетности показателей.

Проверяющий, кроме документов за период со дня последней проверки, проверяет часть документов (выборочно) ранее проверенного периода (не менее чем за последние три месяца).

При выявлении нарушений, связанных с хищениями и злоупотреблениями, проверяющий перепроверяет документы за весь период, охваченный предыдущей ревизией, и отражает в акте проверки (ревизии) эти нарушения с указанием, когда, за какой период и кем (должность, фамилия и инициалы) проводилась проверка субъекта хозяйствования и суммы ущерба.

Исследовательский этап — это выполнение мероприятий, указанных в плане проведения проверки. Данный этап подразделяется на две стадии — общего и детального исследования.

На стадии общего исследования проверяющий знакомится со сводными документами, журналами-ордерами, производственными и материальными отчетами с целью выявления сомнительных операций, требующих детального исследования.

На стадии детального исследования проверка операций осуществляется по первичным учетно-бухгалтерским документам и данным аналитического учета.

При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:

проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, а также наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

опечатывать кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения имущества;

требовать от руководителя проверяемого субъекта хозяйствования проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

привлекать специалистов для определения количества (объема) и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ;

в предусмотренных законодательством случаях и порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами;

получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом хозяйствования, а при необходимости проводить встречные проверки;

передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;

вносить в установленном порядке предложения об уп­лате сумм, взыскиваемых в порядке применения экономических санкций к проверяемым субъектам хозяйствования.

Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников контролирующих органов при проведении проверок (ревизий).

Контролирующие органы и проверяющие обязаны:

проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;

проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

производить отбор образцов в количестве установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными актами Государственного комитета по стандартизации;

соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

при проведении проверки соблюдать служебную этику;

ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

принимать необходимые меры по перечислению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

передавать в порядке, установленном материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействия) которых повлекли нарушения;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяющий несет ответственность в установленном действующим законодательством порядке за халатное, недостоверное, поверхностное проведение ревизии (проверки) (вследствие чего им не были своевременно выявлены недостатки, хищения и другие нарушения), а также за сознательное сокрытие нарушений.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

получать от контролирующих органов информацию об основаниях включения в координационный план контрольной деятельности;

требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписан6ия на проведение проверки;

отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, — отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

заявить отвод эксперту, специалисту;

просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомится с заключением эксперта, специалиста;

указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного

действиями (бездействием) проверяющих;

получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;

обжаловать в соответствии с законодательством, решения контролирующего органа по акту проверки, требования об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Заключительный этап — составление акта документальной ревизии (проверки), в котором излагаются ее результаты, а также приложений к нему.

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере экономики, составляется акт (справка). Если таких нарушений не выявлено, оформляется справка.

Акт (справка) подписывается проводившим проверку должностным лицом (руководителем группы проверки), руководителем и главным бухгалтером субъекта предпринимательской деятельности, а при необходимости — и другими участниками проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его подписания проверяющим вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому субъекту.

В случае отказа представителя субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта предпринимательской деятельности вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий орган. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях изучается руководителем проверки(проверяющим) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту под роспись.

В акте проверки (ревизии) должны быть указаны:

основание назначения ревизии (проверки), дата и номер приказа о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии (проверки);

даты начала и завершения ревизии (проверки) (в случае перерывов указываются их периоды), а также место составления акта;

должности и фамилии работников проверяемого субъектов хозяйствования, обязанных подписать акт ревизии (проверки), с обязательным указанием периода их работы в занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии (проверки);

наименование и местонахождение проверяемого субъекта хозяйствования;

кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

место, время и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;

установленные в ходе ревизии (проверки) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и рас­четам, прочим дебиторам;

размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности субъекта хозяйствования, и иная информация, необходимая для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Результаты проверки излагаются в акте (справке) на основе:

проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у проверяемых субъектов хозяйствования документов и материалов, проведенных встречных проверок;

фактических проверок действительности операций;

итогов взвешивания и обмера сырья и материалов;

проведения контрольных обмеров, запусков сырья и материалов в производство, анализов сырья, материалов и готовой продукции;

данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции государственным стан­дартам, а также других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

Акт проверки должен быть кратким и исчерпывающим. Его не следует загромождать отчетными данными и таблицами периодической отчетности без соответствующего их анализа. В изложении акта соблюдаются объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. В нем не дается оценка действиям должностных лиц, не применяются такие выражения, как «антигосударственная политика», «преступная деятельность», «безответственное отношение».

На основании составленного акта, проверяющим за его подписью даются предложения по устранению выявленных недостатков, нарушений и о мерах, предупреждающих их возникновение в дальнейшем, с указанием сроков выполнения предложений.

Результаты проверки рассматриваются на служебных и производственных совещаниях, собраниях с обязательным участием руководителя субъекта хозяйствования.

Руководитель проверяемого субъекта обязан в назначенный контролирующим органом срок представить информацию (письменно) о выполнении утвержденных предложений ревизионной группы проверяющих (проверяющего) по акту проверки, а также о результатах проведенных мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и недостатков с приложением копий документов о привлечении к ответственности виновных лиц. В случаях непринятия мер по устранению выявленных проверкой нарушений, недостатков и возмещению в полном размере причиненного ущерба он привлекается к дисциплинарной и материальной ответственности.

Контролирующий орган проверяет выполнение предложений по акту документальной проверки путем проведения проверки выполнения предложений по акту.

Реализация материалов проверки начинается в ходе проверки. По мере выявления нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого субъекта хозяйствования ревизор информирует о них его руководителя, который должен безотлагательно принять меры по их устранению, а также по проведению в необходимых случаях служебной проверки, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению материального ущерба.

Контролирующий орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении ‑ на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование проверяемого субъекта, его местонахождение, выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:

акта проверки;

документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

возражений по акту проверки и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки;

решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;

объяснений лиц по фактам выявленных нарушений.

К материалам проверок, передаваемым в органы уголовного преследования, могут быть приложены подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в том числе хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие о совершении нарушений законодательства.

По мотивированному запросу органа уголовного преследования контролирующий орган обязан в 5-дневный срок со дня поступления запроса представить копии имеющихся у него дополнительных материалов, необходимых для принятия органом уголовного преследования решения в соответствии с законодательством.

Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. О принятом решении (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении возбужденного уголовного дела) в 10-дневный срок со дня его вынесения в контролирующий орган направляется соответствующая информация.

Виды и методы ревизий (проверок).

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая1234

Основной формой реализации контрольных мероприятий является ревизия или проверка.

Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам:

1.По субъекту контроля:

-ревизии государственных органов

-внутрихозяйственные ревизии

-ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

2.По организационному признаку:

-плановые ревизии – которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации;

-внеплановые ревизии и проверки – которые проводятся по специальному заданию собственника или вышестоящей организацией при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям или при замене руководителя или главного бухгалтера

3.По объему проверки:

-сплошные – которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. При сплошных ревизиях изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации.

-выборочные – предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций. При этом некоторые хозяйственные операции проверятся не за весь ревизуемый период, а лишь за определенные отрезки времени.

-полные ревизии – когда проверяется вся деятельность организации.

-частичные ревизии – в ходе которых проверяются лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций. Это могут быть ревизии затрат и выхода продукции, ревизия товарно-материальных ценностей.

-комбинированные ревизии – которые представляют собой сочетания видов ревизий по объему проверки, например, в ходе полной ревизии поставлена задача – проверка всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство – выборочно.

4.По кругу вопросов, подлежащих проверке:

-тематические (частичные) ревизии – которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или темам. Темами подобных ревизий могут быть:

* ревизия сохранности и правильности использования МЦ;

*ревизия правильности использования фондов зарплаты и расчетов с рабочими и служащими.

Цель тематической ревизии – получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу.

-сквозные ревизии – которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации. При этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – это на ряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемки и применяются лишь в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельности организации со стороны вышестоящего органа управления.

-комплексные ревизии – в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера, ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексные ревизии – это наиболее эффективный способ проверки ФХД организации. Цель таких ревизий – объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации.

-не комплексные ревизии – которые проводит обычно один ревизор путем проверки ФХД по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

5.По способу контроля за результатами ревизионной работы:

-дополнительные ревизии – которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений ФХД организации.

-повторные – которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период.

Всю совокупность методов ревизии можно разбить на четыре группы:

1. Документальный ревизия — специальные методы, приемы и способы проверка документов и учетных регистров:

а) формальная и арифметическая проверка документов;

б) счетная проверка документов;

в) юридическая оценка хозяйственных операций;

г) логическая оценка сведений;

д) сплошные и выборочные наблюдения;

е) встречная проверка;

ж) систематизированная и хронологическая проверка.

2. Фактическая ревизия – совокупность методов и приемов фактической ревизии денежных средств и материальных ценностей:

а) инвентаризация;

б)контрольный обмер;

в) обследование на месте;

г) контрольный запуск сырья и материалов в производство;

д) проверка качества сырья и материалов;

е) экспертная оценка.

3. Методы экономического анализа – аналитические процедуры:

а) сравнение;

б) выявление узких мест и ведущих звеньев;

в) исчисление процентов, темпов роста, коэффициентов.

>Содержание и основные задачи ревизии.

Лекция 2. Организация и планирование контрольно-ревизионной работы.

  1. >Виды ревизий.
  2. >Планирование н подготовка к проведению ревизии. 4. Документация в ревизионной работе.

1.Содержание и основные задачи ревизии.

Ревизия выступает одним из важнейших методов контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. Ревизия выступает и как элемент метода хозяйственного контроля, с помощью которого определяется законность и экономическая целесообразность хозяйственных операций. Ревизии имеют правовой статус, т.к. в них предусмотрена граница распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизий. Контрольно-ревизионные проверки проводятся контрольными органами, ведомственными и другими службами при широком использовании всех способов и приемов фактического и документального контроля.

Основными задачами ревизий является всесторонняя проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

— обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

— обоснованность образования и расходования фондов и резервов,

— соблюдение финансовой и расчетно-платежной дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

— обоснованность операций с денежными средствами, ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

— полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

  • операции с основными средствами и нематериальными активами;

  • операции, связанные с инвестициями;

  • расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;

— формирование финансовых результатов и их распределение

2. Виды ревизий.

Ревизии классифицируются по следующим признакам:

— по органам осуществления: ведомственные и вневедомственные.

Ведомственные ревизии проводится контрольно- ревизионными органами системы каждого министерства и ведомства, в соответствии с действующим законодательством. Разновидностью ведомственных ревизий являются внутрихозяйственные ревизии, проводимые штатными или общественными службами предприятий.

Вневедомственные ревизии осуществляются контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля (Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и т.д), наделенные контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям всех отраслей АПК независимо от их ведомственной подчиненности.

— по времени проведения: предварительные, текущие и последующие

Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушений законности и эффективности использования ресурсов. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения до начала их исполнения. Они проводятся как правило органами внутрихозяйственного контроля (ревизионными комиссиями предприятий, наблюдательными советами, службами внутреннего контроля ила внутреннего аудита), реже- вышестоящими органами.

Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявлять и устранить различного рода нарушения и недостатки. Наиболее эффективно данный вид ревизия осуществляется внутренними контролерами. Посредством текущих ревизий выявляются полнота оприходования готовой продукции, сохранность имущества, соблюдение законности при списании ОС, использования денежных средств, реальность объемов выполненных работ.

Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций. К их проведению привлекаются все органы контроля. Данный вид ревизии является наиболее распространенным. В отличии от последующего контроля, последующие ревизии наиболее полно и всесторонне изучают все вопросы производственно-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, а также используются приемы и способы экономического контроля.

— по источникам контроля: фактические и документальные

Фактические ревизии проводятся в основном по данным осмотра объекта в натуре к направлены на выяснение законности и целесообразности использования имущества предприятия в ходе осуществления хозяйственных операций.

Документальные: по документальным данным и представляют собой форму последующего контроля. В ходе проведения фактических ревизий также используются данные фактического осмотра объекта в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионного мероприятия. Поэтому при проведении и фактической и документальной ревизии необходимо сочетать приемы фактического и документального контроля в зависимости от характера ревизии.

По отношению к срокам проведения: плановые и впеплановые.

Плановые ревизии предусматриваются в планах работы контрольно-ревизионного аппарата соответствующих органов с целью систематического контроля за деятельностью всех подконтрольных предприятии.

Внеплановые ревизии планом не предусмотрены и проводятся е результате возникшей необходимости в течении этого периода. Такие ревизии проводятся при критическом положении дел отдельных предприятий, при обнаружении фактов злоупотреблений, при поступлении сигналов о злоупотреблениях, по решению судебно-следственных органов и т.д.

По объему проверяемых вопросов: полные и частичные

Полные ревизии охватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и направлена на оценку состояния сохранности и использования имущества предприятий. Обычно они провозятся ведомственными контрольно-ревизионными органами в соответствии с утвержденным планом на текущей год, Полной может быть и внеплановая ревизия в тех случат, когда выявляются многочисленные нарушения в ходе проверки даже отдельных вопросов. Полные ревизии трудоемки, но более действенны и играют важную роль в выявлении к предупреждении фактов незаконного и нерационального использовании материальных и других ресурсов.

Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Они являются как правило внеплановыми и проводятся по сигналам злоупотреблений, решению судебно-следственных органов и по инициативе вышестоящих органов. Их отличает более целенаправленная я глубокая проверка тех или иных вопросов, что позволяет более полно определить причиненный ущерб в ходе злоупотреблений и хищений. Разновидностью частичных ревизий являются тематические ревизии, осуществляемые обычно в нескольких предприятиях по инициативе как отраслевых так и межведомственных органов. Тематические ревизии позволяют своевременно выявить и устранить однородные нарушения и недостатки, допускаемые на предприятии.

По охвату единичных фактов контроля: сплошные и выборочные.

Сплошные ревизии изучают все объекты контроля ревизуемого предприятия. Сущность сплошной ревизии объясняется не качеством применяемых методов, а количеством проверяемых хозяйственных операций, ценностей, денежных средств и т.д. этот вид ревизии позволяет наиболее полно проверить законность и целесообразность использования тех или иных хозяйственных средств. Особенно эффективны эти ревизии при изучении состояния сохранности и использования денежных средств, материальных ценностей. Сплошные ревизии отличаются большой трудоемкостью.

Выборочные ревизии ограничиваются изучением отдельных объектов контроля. Выборочная ревизия менее трудоемка, поэтому и широко используется в контрольно-ревизионной работе. Особенно эффективно ее применение при проведении плановых полных ревизии. Однако данный вид ревизии не позволяет полностью вскрыть все имеющиеся недостатки и нарушения, т.к.при ее производстве не все объекту контроля подвергаются проверке. Поэтому ее необходимо проводить в сочетании со сплошной ревизией.

По составу специалистов, осуществляющих ревизию, выделяют комплексные и некомплексные ревизии.

Комплексные ревизии проводятся специалистами различных профилей. Это позволяет достаточно квалифицированно проверить все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Участие в проведении ревизии специалистов различны специальностей позволяет выявить резервы улучшение производственной и финансовой деятельности предприятия.

Некомплексные ревизии проводятся специалистами учетного и финансового профилей и предусматривают проверку в основном финансовой деятельности ревизуемого предприятия.

По характеру проведения : сквозные и комбинированные.

Сквозные ревизии характеризуются проверкой объектов контроля на всех этапах их движения, начиная от производственных подразделений предприятия и заканчивая первичными вышестоящими органами управления.

Комбинированные ревизии заключаются в использовании при их проведении различных видов ревизий.

3. Планирование и подготовка к проведению ревизии.

Комплексные ревизии должны возглавляться руководители ми структурных подразделений органа, назначившего ревизию, их заместителями или наиболее квалифицированными работниками контрольно-ревизионного аппарата. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, конкретных задач ревизии, особенностей ревизуемой организации» и как правило не могут превышать 45 календарных дней. Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному заключению руководителя ревизионной группы (контролера- ревизора), а при проведении ревизии по требованию следственных органов.

Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный срок.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов (программа ревизии). Программа ревизии включает тему, период, который должна охватывать ревизия, перечень основных вопросов и объектов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые анты, отчетные, статистические и данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемого предприятия.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями. Программа может быть изменена или дополнена в ходе проведения ревизии с учетом изучения необходимых документов. На основании полученных заданий члены ревизионной комиссии составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведении ревизии, способ проверки (сплошной иди выборочный) и сроки выполнения.

Перед тем как приступить к ревизии, руководитель ревизионной группы предъявляет полномочия на проведение ревизии руководителю ревизуемого предприятия, знакомит его с задачами ревизии, представляет членов ревизионной группы. Каждому участвующему в проведении ревизии выдается специальное удостоверение, подписанное руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию и заверяет печатью. Кроме того, работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

На предприятии на видном месте вывешивается объявление о проведении ревизии и месте расположения ревизионной группы. Руководитель проверяемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии участниками ревизионной группы: представить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т д.

При ревизии финансово- хозяйственной деятельности предприятия проводятся следующие мероприятия;

— проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных хозяйственных операций;

  • проверка фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

  • организация в соответствии с действующим законодательством РФ проведения встречных проверок;

— сличение имеющихся в проверяемой организация записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

— организация процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организации, обеспечением сохранности денежных средств и материальны ценностей путем проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья материалов, готовой продукции, экспертиз;

— проверка достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметическая проверка первичных документов;

— проверка в необходимых случаях и состояния внутреннего контроля.

Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежность сбора требуемых сведений и доказательств.

По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотреблений или порчи имущества руководитель проверяемой организации в соответствии с законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливается руководителем контрольно-ревизионной группы по согласовании с руководителем ревизуемого предприятия. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально-ответственные лица присутствовали при инвентаризаций вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, изъятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности МОЛ.

При проведении комплексных ревизий ревизоры имеют право:

— проверить первичные документы, бухгалтерские регистры и другие документы, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, а также необходимых справок по вопросам, возникающих при проведении ревизий;

— при проверке полноты оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка, тщательно проверять выписки с расчетных счетов, а при необходимости уточнять в учреждении банка данные о суммах наличных денег, выданных ревизуемому предприятию за проверяемый период;

  • проводить или организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а ключ — у материально-ответственного лица;

  • получать при необходимости от другим предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности, справки по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием;

— передавать материалы ревизии следственным органам с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к возмещению причиненного ущерба в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в проверяемой организации руководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт и докладывает руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверяемой организации и в вышестоящую организацию, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого предприятия, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверяемой организации. Ревизия проводится после восстановления в проверяемой организации бухгалтерского учета.

  1. Документация в ревизионной работе.

Результаты ревизии оформляются актом. Члены ревизионной группы после проверки вопроса программы ревизии составляют промежуточный акт, который подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса, и должностными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации под роспись в получении с указанием даты получения. Для ознакомления с актом ревизии и его подписания по просьбе руководителя или главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней.

В случае если по акту имеются возражения или замечания, то подписавшие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы в течение 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем Территориального управления направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии. Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы не позднее 5 рабочих дней.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе. При этом акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, с помощью которого можно засвидетельствовать дату получения акта. При этом к экземпляру акта, который остается на хранении в управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или передачи акта.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии содержит:

— тему ревизии;

— дату и место составления акта ревизии;

— кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылка на задание);

— проверяемый период и сроки проведения ревизии;

— полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

— сведения об учредителях;

— основные цели и виды деятельности организации;

— имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;

— кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером;

— кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать другую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии состоит из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе ревизии. В ней должны быть отражены все вопросы, проверенные ревизионной группой (даже если по ним не было установлено нарушений действующего законодательства). Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, содержит следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. Акт ревизии не должен содержать правовой и морально-этической оценки действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничен.

>Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

Всероссийского заочного финансово-экономического института

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации

Введение

1. Программа ревизии

2. Применение методов документального контроля в ходе ревизии

3. Применение методов фактического контроля в ходе ревизии

Заключение

Литература

Введение

Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия охватывает все направления финансово — хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами; формирование финансовых результатов и их распределение.

Цель работы состоит в изучении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.

1. Программа ревизии

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется по итогам её работы за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционеров общества.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии, т.е. программой ревизии.

Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Программа ревизии может содержать следующие разделы:

1) Цель ревизии — в этом разделе формулируются главные задачи ревизии, (например анализ финансового состояния АО), влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования внеоборотных активов, перечисляются объекты ревизии. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

2) Вопросы, подлежащие проверке — здесь перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации (например проверка основных средств, капитальных вложений, ценных бумаг).

3) Средства и условия, необходимые для проведения ревизии — в этом разделе содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и т.д.

4) Сроки и место исполнения — в этом разделе указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

5) Состав участников ревизии — в этом разделе дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

Состав участников ревизии оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.

6) Формы документально оформления ревизии — в этом разделе приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизирующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизирующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов

При согласовании программы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизируемой организации, присутствие которых необходимо при проведении ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизии с содержанием программы и распределяет её между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.

2. Применение методов документального контроля в ходе ревизии

К методам документального контроля относятся:

1) Технико-экономические расчеты производятся в целях установления правильности составленных смет общехозяйственных (накладных) расходов, капитального и текущего ремонта основных средств, списания строительных материалов на объем произведенной продукции, исчисления себестоимости выполненных строительно-монтажных работ, готовой продукции и оказанных услуг и т.д.

2) Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических данных с установленными сметными нормативами и нормами, что позволяет определить их соблюдение. Отклонения подлежать тщательному изучению, выявляются причины их возникновения и работники, виновные в них. Разрабатываются необходимые меры по ликвидации отклонений отрицательного характера (с возмещением материального ущерба за счет виновных) и закреплению положительных результатов.

3) Документальная проверка содержания операций и процессов ведущий прием документального контроля. Она проводится с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных хозяйственных операций и процессов. На основе этой проверки разрабатываются конкретные мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных, включая возмещение нанесенного материального ущерба, а также по мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации.

Документальная проверка производится сплошным или выборочным способом:

А) при сплошном способе за ревизуемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах, и правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета. Этот способ весьма трудоемок и применяется на тех участках деятельности организации, где вскрыты злоупотребления и необходимо установить полную сумму нанесенного материального ущерба, а также на некоторых участках деятельности, связанных с движением денежных средств и других активов и пассивов в соответствии с заданием, указанным в программе ревизии.

Б) при выборочном способе проверяется содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчетах ревизуемого периода, по смотрению ревизора. Если будут установлены злоупотребления, то на этом участке следует перейти на сплошной метод проверки, обеспечивающий выявление полного размера нанесенного ущерба.

Исследование операций в систематизированном порядке является рациональным и экономичным. При нем ревизуются однородные операции за определенный период. Это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Так проверяются кассовые операции, операции по счетам в банках, расчеты с подотчетными лицами, движение основных средств и товарно-материальных ценностей, издержки производства и обращения.

При документальной проверке ревизор устанавливает законность, целесообразность и достоверность операций, отраженных в документах:

ь Операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству и нормативным документам;

ь Целесообразность операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед организацией. Например, приобретены материалы, имеющиеся в наличии сверх нормы запаса. Операция законна, но не целесообразна. При выявлении незаконных и нецелесообразных операций ревизор должен изучить их характер, установить, кто и по чьему распоряжению осуществил эти операции, определить их последствия;

ь Достоверность хозяйственной операции устанавливается при формальной арифметической проверке документов.

При формальной проверке определяются полнота и правильность заполнения реквизитов, характеризующих операцию, а также выявляются неоговоренные исправления, подчистки, дописки текста и цифр, подлинность подписей работников.

Арифметическая проверка позволяет установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями (например, неправильно указанные итоги в кассовых отчетах, в платежных ведомостях на выплату зарплаты и т.д.).

4) Встречная проверка данных заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяются путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Она может производиться по документам, находящимся в делах других организаций, с которыми организация вступала в хозяйственную связь. Этот прием применяется, например, при установлении полноты и своевременности оприходования полученных в банке наличных денег в кассу путем сопоставления данных приходных кассовых ордеров с соответствующими данными выписок со счетов в банке.

5) Хронологическая проверка движения материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда имеются данные о хищениях материальных ценностей и денежных средств, а проведенные инвентаризации не установили расхождений (недостач или излишков). Например, при сопоставлении данных об остатке и оприходовании готовой продукции с ежедневными данными о выработке продукции по технологическим процессам производства и ее отпуске устанавливают превышение в отдельные дни отпуска продукции против ее изготовления, оприходование продукции при невыполнении производственных операций в необходимом количестве, оприходование готовой продукции до полного ее изготовления (в периодической отчетности эти показатели будут взаимосвязаны).

6) Проверка правильности хозяйственной операции по данным о выполнении других операций, связанных с ней, состоит в выявлении и сопоставлении соответствующих данных по документам из разных источников. Например, данные о поступлении материалов сопоставляются с данными, имеющимися в документах по их перевозке, списание спецодежды, постельных принадлежностей, инструмента сопоставляются с данными накладной об оприходовании при этом ветоши, лома.

7) Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных работ. Например, разнорабочему за проверяемый месяц по надлежаще оформленным документам начислена заработная плата 10200руб. При проверке оказалось, что для выполнения работ на такую сумму оплаты следовало отработать 320 часов, а не 176 часов, указанных в табеле, т.е. ревизор установил необоснованное начисление заработной платы.

8) Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но не правильно отраженным в бухгалтерском учете документам.

9) Проверку полноты оприходования готовой продукции и достоверности списания сырья и материалов на ее производство можно выполнить посредством составления альтернативного баланса. Для уверенности в полноте оприходования готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) ревизор может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам, предусмотренным технологическими картами на единицу продукции, и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Для этого составляют ведомость расхода сырья и материалов по нормам на выполненный объем работ и сравнивают с фактическим расходом. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может быть обусловлено двумя причинами:

1. Материалы списаны, а продукция не производилась, объем работ не выполнялся;

2. Допущена приписка в изготовлении продукции (объеме работ) с целью начисления завышенной оплаты труда.

3. Применение методов фактического контроля в ходе ревизии

К методам фактического контроля относятся:

1) Инвентаризация — проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. В процессе инвентаризации выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентаризационных описях, на основе которых составляются сличительные ведомости.

В процессе ревизии должна быть проведена, как правило, полная инвентаризация денежных средств, товаров, сырья, материалов, инвентаря и других ценностей, находящихся под отчетом у всех материально-ответственных лиц. При этом ревизирующие должны строго руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Работа по инвентаризации ценностей является наиболее ответственной и трудоемкой частью ревизии и должна постоянно находиться под контролем ревизующих. Результаты инвентаризации должны быть отражены в справке, прилагаемой к акту ревизии.

Инвентаризации подлежат также расчеты с дебиторами и кредиторами: товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей; товары, принятые на ответственное хранение от поставщиков; выданные организации исполнительные листы; бланки строгой отчетности.

2) Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и как прием ревизии представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяются правильность и достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. Контрольные замеры работ могут осуществляться выборочно или сплошным методом. Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.

3) Обследование на месте проводится при проверке готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений; установлении степени изношенности основных средств, временных нетитульных сооружений и приспособлений при проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей; организации производства и труда.

4) Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверить правильность применяемых в ревизируемом периоде производственных норм расхода строительных материалов, расхода сырья и материалов на изготовление продукции основными и вспомогательными цехами.

5) Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества выполненных строительных работ, качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.

6) Экспертная оценка применяется при проверке качества выполненных строительных и монтажных работ, проектно-сметной и другой технической документации; готовой продукции основного и вспомогательного производств.

Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления ревизор систематизирует по участкам, видам операций и другим признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники. Некоторые данные используются ревизором при составлении основного акта ревизии.

Заключение

Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. Это определяет актуальность темы.

Задачи ревизии — установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций. ревизия контроль инвентаризация экспертная оценка

Для ревизии важно выявить и установить: контроль за соблюдением государственной дисциплины; правильность использования государственных средств; сохранность денежных средств и материальных ценностей; правильность ведения бухгалтерского учета; выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений; установить виновных для возмещения вреда государству.

Литература

1. Бровкин Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие / Под ред.проф. М.В.Мельник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 364с. — (Высшее образование).

2. Практика контроля и ревизии: учебное пособие / Н.Л.Маренков, Т.Н. Веселова. — М.: КНОРУС, 2008.

3. Контроль и ревизия. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов V курска первого и второго высшего образования специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». — М.: Вузовский учебник, 2003. — 12с.

Размещено на Allbest.ru