Бюджетный лимит

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Следующим правонарушением, за которое бюджетное законодательство предусматривает определенную ответственность, является финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.
При анализе комментируемой статьи можно сказать, что в данном случае повторяется ситуация с финансированием расходов, не включенных в бюджетную роспись. То есть при финансировании расходов сверх утвержденных законом о бюджете ограничений не возможно при исполнении законодательства органами казначейства.
В связи с тем, что действующее законодательство установило определенный институт санкционирования, а также предварительный и текущий контроль компетентным органом за правильным исполнением бюджета, то данные органы при постоянном контроле не позволяют подтверждения денежного обязательства, превышающего утвержденный лимит бюджетных обязательств.
Для правильного понимания данной статьи необходимо отметить, что установленные действующим законодательством ограничения и лимиты бюджетного финансирования являются главенствующим контролирующим фактом, обеспечивающим эффективное и правильное исполнение бюджета.

Опубликовано 24.01.2017 10:23 Просмотров: 14570

Очень часто бывает, что бюджетные средства, доведенные до казенного учреждения в начале года финансовым документом, по факту доводятся частями казначейством (помесячно или поквартально). Если учитывать бюджетные средства на счетах доведенных лимитов бюджетных обязательств или ассигнований (которые учитываются на счетах раздела 5 бюджетного плана счетов), то будет сложно получить актуальную информацию об остатке средств внутри периода. Для решения данной задачи в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0» организован внесистемный учет предельных объемов финансирования (ПОФ) на забалансовых счетах ПОФ.П, ПОФ.Р, ПОФ.С.

Для привычного учета доведенных бюджетных средств в разрезе КПС необходимо настроить забалансовые счета ПОФ в Плане счетов (ЕСПБУ). Для этого нужно открыть План счетов, расположенный в разделе «Администрирование»:

Затем в разделе «УПР» Плана счетов найти счета для учета предельных объемов финансирования:

Для настройки необходимо открыть каждый из трех счетов ПОФ и установить флажок «Учет по КПС» (данная настройка означает, что учет будет вестись в разрезе КПС):

Регистрация ПОФ, доведенных до учреждения казначейством, осуществляется в документе «Бюджетные данные» на вкладке ПОФ:

Для привычного учета доведенных бюджетных средств в разрезе КБК и КОСГУ необходимо предварительно настроить форму. Для этого в форме регистрации ПОФ нажать на кнопку «Все действия» (которая находится в шапке документа) и выбрать пункт контекстного меню «Изменить форму»:

В открывшейся форме раскрыть список, найти КБК и КОСГУ, как указано на рисунке, и установить галочки напротив этих значений.

После выполненной настройки форма примет следующий вид:

После настройки необходимо зарегистрировать ПОФы, которые доведены в этом периоде казначейством:

На вкладке «Бухгалтерская операция» указать типовую операцию (выбрать из предложенных предопределенных элементов):

Результат проведения документа:

После регистрации доведенных ПОФ следует обычным образом вести финансово-хозяйственную деятельности в части планирования и санкционирования (регистрировать бюджетные обязательства, затем денежные обязательства и исполнение денежных обязательств платежными документами).
Для того, что отслеживать сумму, которая была освоена и остатки по ПОФ, зарегистрированных в периоде, применяется отчет «Сводные данные об исполнении бюджета ПБС», расположенный в разделе «Планирование и санкционирование», пункт «Отчеты по планированию и санкционированию».

Для отражения необходимой информации отчет также необходимо настроить. Для этого в форме отчета нажимаем соответствующую кнопку.

Затем в открывшейся форме установить следующие настройки:

После настройки отчет будет выглядеть следующим образом:

Формируя отчет за нужный период, можно отслеживать, сколько ПОФ было доведено внутри периода и сколько средств еще осталось. В колонке «Неисполнено ПОФ» будет отражаться разница между доведенными ПОФ и суммой денежных документов по исполненным бюджетным обязательствам.

Автор статьи: Светлана Батомункуева

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?

Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.

Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.

Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.

Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.

Доведение лимитов бюджетных обязательств: процедура и ее документирование

Главный источник права, согласно которому осуществляется доведение рассматриваемых лимитов до получателей бюджетных средств (в частности, казенных учреждений) при распределении федерального бюджета — приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

Самое начало пути движения лимита по ведомственным вертикалям — направление Министерством финансов РФ сводной бюджетной росписи Федеральному казначейству. Через 4 дня ФК доводит сведения о лимитах до главных распорядителей государственных средств — как правило, представленных федеральными органами власти.

В свою очередь, главные распорядители распределяют лимиты между рядовыми распорядителями (в ряде случаев — также получателями) бюджетных средств, формируя расходные расписания по форме КФД 0531722. Соответствующие расписания составляются для каждого распорядителя бюджета и являются главной формой документа, в которой отражаются сведения о лимитах.

Расходные расписания, сформированные главными распорядителями, передаются в Федеральное казначейство, которое, проверив данные документы на предмет соответствия требованиям, установленным приказом № 104н, доводит их до рядовых распорядителей средств, а также получателей финансирования, которые подотчетны главному распорядителю, направившему соответствующие расписания в ФК.

Лимиты, отраженные в расходном расписании, учитываются на лицевых счетах главного, рядового распорядителя, а также получателя государственных средств, которым может быть, в частности, казенное учреждение.

Указывать ли лимиты бюджетных обязательств в листе 07 декларации по налогу на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к справочной системе К+ бесплатно.

На уровне региональных и муниципальных ведомственных вертикалей могут утверждаться отдельные порядки доведения лимитов до учреждений.

Фактически лимиты, отраженные в расходном расписании, которое передано казенному учреждению, можно считать доведенными в момент получения данным учреждением соответствующего расписания. Однако на практике начать принимать обязательства в пределах данных лимитов учреждение сможет только при условии составления и утверждения собственной бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Рассмотрим данную процедуру подробнее.

Составление сметы казенного учреждения

Каким образом формируется соответствующая смета, определяет конкретное ведомство, которому подотчетно казенное учреждение. Этот порядок должен соответствовать общим требованиям к составлению внутренних смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Форма сметы учреждения определена приказом № 112н (приложение № 1). Показатели, отражаемые в смете, должны соответствовать доведенным лимитам (ст. 221 БК РФ). Таким образом, расходное расписание, переданное казенному учреждению, будет основой для составления внутренней сметы бюджетных расходов.

При этом смета должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания, содержащего лимиты. Утверждает ее руководитель учреждения или уполномоченное им лицо, если иной порядок не определен главным распорядителем.

Порядок утверждения обычно согласуется со схемой доведения лимитов:

  • руководитель организации, являющейся главным распорядителем, уполномочен утверждать внутренние сметы казенных учреждений, которые подведомственны рядовым распорядителям;
  • рядовые распорядители, находящиеся в подчинении главного распорядителя предоставляют разработанные и утвержденные руководством на местах сметы на окончательное утверждение главному распорядителю.

Утвержденные сметы должны быть дополнены обоснованиями по плановым сметным показателям, которые использованы при формировании данного документа. Оба типа документов направляются главному распорядителю, которому подотчетно казенное учреждение.

Итоги

Казенные учреждения могут принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах тех лимитов, что доведены до них в порядке, установленном приказом № 104н. Практическое применение доведенных лимитов возможно только при утверждении учреждением сметы расходов, сформированной на основании соответствующих лимитов.

Узнать больше о решении учреждениями задач, которые связаны с принятием ими бюджетных обязательств, вы можете в статьях:

  • «Порядок учета бюджетных обязательств»;
  • «Коды счетов бюджетного учета».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 7 декабря 2017 года N 07-04-05/03-940

Об особенностях доведения СБР и ЛБО на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годы

Федеральное казначейство направляет для сведения и руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2017 года N 16-02-06/81338 по вопросу доведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годов, изменений лимитов бюджетных обязательств на 2018 и 2019 годы, а также лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и поручает территориальным органам Федерального казначейства обеспечить в установленном порядке по уменьшаемым расходам федерального бюджета отражение на соответствующем лицевом счете без осуществления контроля, установленного подпунктами ж) и з) пункта 3.7 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 104н, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета (распорядителями), Расходных расписаний (код формы по КФД 0531722) (далее — Расходные расписания) по отзыву ранее доведенных бюджетных данных на плановый период 2018 и 2019 годов.

При этом в случае если на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в результате отражения лимитов бюджетных обязательств по уменьшаемым расходам федерального бюджета образовался отрицательный остаток распределенных лимитов бюджетных обязательств территориальным органам Федерального казначейства необходимо провести работу с главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в целях приведения ими до 20 декабря 2017 года указанных остатков к положительным (нулевым) значениям путем отзыва необходимых объемов лимитов бюджетных обязательств с лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств подведомственных учреждений, в соответствии с поступившими от вышестоящего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Расходных расписаний на отзыв уменьшаемых лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года и первого года планового периода.

Одновременно Федеральное казначейство сообщает, что в целях осуществления указанных операций необходимо обеспечить до 11 декабря 2017 года установку обновления прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» в составе патча Т45 к версии 27.0.0 и исправительной задачи, размещенной в статье базы знаний https://www.asfk-support.ru/jira/browse/ACCEPT-77271.

Р.Е.Артюхин

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт

Казначейства России по Ставропольскому краю

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу квалификации выявленного факта использования лимитов бюджетных обязательств 2018 года на исполнение (авансирование) бюджетных обязательств 2019 года и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. При этом Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению норм действующего законодательства Российской Федерации, а также оценке правомерности действий (бездействия) органов государственного финансового контроля (их должностных лиц).

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с положениями ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) лимиты бюджетных обязательств, доведенные на оплату заключенных договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, прекращают свое действие 31 декабря текущего года.

Согласно положениям ст. 161 Кодекса заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Из вышеуказанного следует, что лимиты бюджетных обязательств доводятся получателю средств федерального бюджета для принятия новых обязательств (заключения новых государственных контрактов) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным государственным контрактам (включая выплату аванса с учетом предельных размеров, установленных законодательством Российской Федерации).

Пунктом 5 ст. 217 и п. 2 ст. 219.1 Кодекса установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенное, при доведении главными распорядителями средств федерального бюджета до находящихся в их ведении получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год получатели средств федерального бюджета вправе принимать бюджетные обязательства на очередной год, в том числе в декабре текущего финансового года, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на очередной финансовый год.

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков