Бюджет закупок

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат и товароматериальных ценностей по своему содержанию включает три составные части:

? бюджет (смета) основных материалов (потребность);

? бюджет запасов материалов на начало и конец бюджетного периода;

? бюджет закупок материалов.

Они взаимосвязаны между собой: смета потребности основных материалов служит основой плана закупок материалов, запасы материалов являются составной частью плана закупок, все вместе используются для обоснования производственной программы.

Чтобы составить годовой бюджет прямых материальных производственных затрат необходима следующая информация:

1) объем производства в единицах (штуках, метрах, килограммах, комплектах и т. п.);

2) количество материалов, требующихся для изготовления единицы продукции (норма расхода);

3) стоимость единицы каждого вида материалов.

С помощью этой информации определяются нормативные прямые материальные затраты на производство единицы продукции, которые, в свою очередь, устанавливают бюджетный уровень прямых материальных затрат и являются основой при разработке бюджета закупок прямых (основных) материалов.

По данным условного примера произведен расчет потребного количества основных материалов на производство мебели (таблица 7).

Таблица 7 Смета прямых затрат на материалы в 200Х г.

* Себестоимость материала включает покупную цену и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) 10 % к цене покупки.

При составлении бюджета (сметы) прямых материальных затрат исходят из неизменности норм расхода материалов и цен на них. В случае изменения этих параметров в течение бюджетного периода показатели сметы пересчитываются.

Иногда руководителям необходимо знать конкретный объем материалов с учетом возможных потерь. Включение в бюджет ожидаемых потерь сырья и материалов позволяет контролировать уровень реальных потерь, и, если он превышает бюджетный, оперативно принимать меры к недопущению перерасхода.

Бюджет использования материалов служит основой для составления бюджета закупок материалов. Для составления бюджета закупок материалов необходимо предусмотреть образование переходящих запасов материалов на конец бюджетного периода, а при составлении бюджета делать поправку на уровень начальных запасов (то есть запасов на конец текущего периода).

Производственные запасы для целей планирования потребности в материалах подразделяются на текущие, подготовительные и страховые (резервные).

Текущий запас необходим для обеспечения производства материалами на период между двумя очередными поставками (сроки и периодичность поставок оговариваются в договоре с поставщиками сырья и материалов). Он определяется при равномерных поставках как произведение среднедневного расхода материала на интервал времени между двумя очередными поставками:

Подготовительный запас создают на время разгрузки материалов, количественной и качественной приемки, подготовки к использованию. Его величина определяется условиями производства, видами материалов, организацией складского хозяйства.

С учетом запасов материалов на начало и конец планового (бюджетного) периода между объемом закупок материалов и его потребным (расходным) количеством существует балансовая зависимость:

Отсюда количество материалов, которое необходимо заготовить в бюджетном периоде:

В условном примере бюджет прямых затрат на материалы представлен в таблице 8.

При составлении бюджета закупок необходимо учесть ряд факторов, такие, как увеличение цен, скидки, условия коммерческого кредита, возможные заменители материалов, валютные курсы и т. д.

Иногда бюджеты использования и закупок материалов можно составить и в виде единого документа. Но если в производстве используются несколько видов материалов (большая номенклатура материалов) бюджет теряет свою аналитичность, снижается эффективность контрольной функции бюджетирования.

Последовательность составления бюджета прямых материальных затрат:

1. Определить наиболее важные виды сырья и материалов, необходимых для производства продукции.

2. Рассчитать нормы расхода сырья и материалов на единицу подлежащей изготовлению продукции, или на весь объем продаж в соответствии с долей прямых материальных затрат.

3. Прогнозируемые изменения в структуре прямых материальных затрат (за счет изменения норм расхода материалов, цен на какие-либо виды сырья и материалов) необходимо скорректировать в соответствующем месяце бюджетного периода.

4. Прочие прямые затраты на материалы определить с помощью ставки в рублях на единицу продукции и планируемого объема продаж в каждом месяце бюджетного периода.

В условном примере для упрощения расчетов прочие прямые затраты на материалы не предусматриваются.

Таблица 8 Бюджет прямых затрат на материалы на 200Х год

Примечание:

* данные взятые из сметы на материалы с учетом 1 % инфляции в месяц (таблица 7).

** составляют 50 % потребности в материалах в следующем месяце.

*** равен конечному запасу в предыдущем месяце.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Бюджет закупок — это план закупок, основанный на бюджете продаж и производства соответственно. В нем производится расчет потребности в материалах, необходимых для обеспечения принятого объема продаж.

Цель подготовки бюджета — планирование и контроль денежных средств, направленных на закупку материалов для обеспечения выполнение плана продаж.

Типовая структура бюджета закупок представлена на рис. 3.6.

Рис. 3-6. Структура и содержание бюджета закупок

Бюджет рассчитывается в натуральных и стоимостных единицах измерения.

На основании рассчитанного общего объема закупок определяются объемы закупок у конкретных поставщиков сырья и материалов.

На основании рассчитанной величины потребности и времени ее возникновения анализируются предложения поставщиков:

  • • при неограниченном предложении выбирается наиболее выгодное по следующим параметрам: цена, отсрочка платежа, качество ресурсов, стабильность поставок и т.д.;
  • • при ограниченном предложении анализируется возможность закупки для образования сверхнормативных остатков, обеспечивающих будущее удовлетворение потребности;
  • • при отсутствии предложений пересматривается структура закупки с возможностью альтернативной замены.

Бюджетирование закупок основных материалов проводится одним из двух методов:

  • • технологического нормирования;
  • • сравнительного анализа счетов.

Первый метод характерен для расчета бюджетной потребности в материалах на производственную программу и инвестиционный бюджет из расчета норматива расхода сырья и материалов на одну единицу продукции и нормативов запасов на начало и конец периода, цен на материалы.

Расчет бюджетной потребности в материалах на выполнение производственной программы представлен в табл. 3.18.

Расчет бюджетной потребности в материалах в натуральных единицах измерения на выполнение производственной программы

Таблица 3.18

При расчете бюджета учитываются сложившиеся связи с поставщиками, предоставляющие преимущества при закупках.

Метод сравнительного анализа предполагает расчет потребности в материалах на основе сравнения ряда бюджетных периодов и расчета средневзвешенных оценок потребности в материалах.

Средние значения пересчитываются на потребность производственной программы.

Бюджет закупок в натуральных единицах измерения рассчитывается по формуле

где V — объем бюжтеных закупок; Р — бюджетная потребность в материалах; Zk — плановые остатки материалов на конец периода; Zn — фактические остатки материалов на начало.

При расчете предполагается, что плановый остаток материалов на конец периода не может быть меньше планового запаса, обеспечивающего производственные потребности.

Размер запаса рассчитывается в натуральных единицах по формуле

где Z — размер запаса материала; N — норма запаса материала; Р — потребность в материале в периоде; Т — рабочие дни потребности.

Стоимостные показатели бюджетной потребности определяются путем умножения бюджетного количества на плановую цену закупок.

В качестве цены могут использоваться:

  • • базовые цены материалов, рассчитанные с учетом динамического изменения, инфляционного среднестатистического индекса;
  • • контрактные цены;
  • • цены, формируемые на электронных торгах.

Пример 3.11

Расчет бюджета материалов на выполнение производственной программы по базовым ценам представлен в табл. 3.19.

Таблица 3.19

Расчет бюджета материалов в стоимостных единицах измерения на выполнение производственной программы по базовым ценам

п/п

Показатель

Проволока

Натрий

едкий

Всего

Всего расход на запланированный объем производства, кг

1770,00

45,36

Планируемые остатки на конец планируемого периода (по плану), кг

100,00

10,00

Всего производственная потребность, кг (стр. 1 + стр. 2)

1870,00

55,36

п/п

Показатель

Проволока

Натрий

едкий

Всего

Фактические остатки на начало планируемого периода по данным складского учета, кг

74,15

14,08

Общий натуральный объем закупок, кг (стр. 3 — стр. 4)

1795,85

41,28

Базовая цена за 1 кг

18,00

13,00

Стоимость закупок, руб. (стр. 5 х х сгр. 6)

32325,30

536,64

32861,94

Контрактные цены используются при поставках с рынка ограниченного предложения, когда материалы приобретаются у единственного поставщика.

При приобретении материалов на высококонкурентных рынках в больших объемах наиболее эффективной ценой является цена электронных торгов. В ситуации, когда есть большое количество поставщиков с разными условиями поставок, резко повышаются риски заинтересованности в закупках. Для снижения таких рисков оптимальным для ценообразования является формирование цены на открытых аукционах.

Бюджет закупок может быть сегментирован. Допустимые сегменты:

  • • по продуктам;
  • • условия оплаты;
  • • условия хранения;
  • • прочие сегменты.

Невыполнение бюджета закупок может привести к необходимости пересмотра бюджета продаж и производства.