Бухгалтерский учет на автомойке

Теги: Автотранспорт , Налоговые расходы , Расходы .

Расходы на автомойку в учете

Каким образом отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на мойку транспортных средств, принадлежащих предприятию или арендуемых им?

Налоговое законодательство и правила бухгалтерского учета не содержат специальные нормы по налоговому учету расходов на автомойку. В то же время уборочно-моечные работы могут быть отнесены к расходам по техническому обслуживанию автомобиля.

Так, в соответствии с п. 3.5. Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. №102 (далее — Положение №102), ежедневное обслуживание, осуществляемое после работы с целью подготовки дорожного транспортного средства к дальнейшей эксплуатации, предусматривает, в частности, выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида. При этом уборочно-моечные работы выполняются при необходимости, но обязательно перед техническим обслуживанием или ремонтом. Указанное Положение распространяется на юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, автомойка включается в техническое обслуживание. Его целью, согласно п. 1.2 Положения №102, являются поддержание дорожных транспортных средств в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечение надежности, экономичности, безопасности движения и экологической безопасности.

Так что расходы на автомойку, выполняемую при необходимости перед техническим обслуживанием либо ремонтом, относятся к расходам на содержание транспортных средств. Если автомобиль используется в хозяйственной деятельности, то независимо от того, собственный он или арендованный, предприятие вправе отнести расходы на автомойку к налоговому учету (разумеется, при наличии необходимых подтверждающих документов). Налоговый и бухгалтерский учет таких расходов основывается на одинаковых принципах: расходы учитываются в соответствии с их экономическим назначением по месту возникновения. Это могут быть себестоимость, общепроизводственные, административные расходы либо расходы на сбыт или даже прочие расходы (операционные или не операционные). Как правило, на практике автомойка технологического автотранспорта или автотранспорта, используемого в процессе производства, осуществляется силами предприятия — непосредственно его работниками. Так что вопрос по поводу услуг автомойки от сторонних лиц обычно возникает в отношении легкового автотранспорта, обслуживающего админперсонал или используемого с целью сбыта продукции. Ведь именно эти транспортные средства чаще выезжают за пределы предприятия, где и могут воспользоваться такими услугами.

Согласно нормам НКУ, расходы на содержание и обслуживание автомобилей признаются в налоговом учете плательщика налога на прибыль предприятия согласно подпунктам: «г» пп. 138.8.5 — в составе общепроизводственных расходов, «в» пп. 138.10.2 — административных расходов, «д» пп. 138.10.3 — сбытовых, пп. 138.10.4 НКУ — прочих операционных расходов. Для бухгалтерского учета соответствующее регулируется пунктами 15.4, 18, 19, 20 П(С)БУ 16 «Расходы», утвержденного приказом МФУ от 31.12.99 г. №318. Как правило, расходы на автомойку будут относиться на ту статью расходов, куда относится амортизация, а также расходы на ГСМ, использованные соответствующим автомобилем. На возможность признания расходов на автомойку в составе расходов в налоговом учете по налогу на прибыль указывала ГНС Украины в письме от 25.10.2012 г. №4214/0/61-12/23-50.0114 (см. «ДК» №41/2014). Кроме того, аналогичная позиция сейчас приводится в ЕБЗ в подкатегории 102.07.20.

Услуги автомоек на практике могут предоставляться юридическими лицами, но чаще всего их оказывают физлица-предприниматели. Нередко предприятия, располагающие большим количеством автомобилей, заключают договоры с субъектами хозяйствования, которые осуществляют регулярное обслуживание транспортных средств (автомойка), с периодической оплатой счетов на основании актов по объему фактически выполненных работ (услуг).

Однако нередко такие услуги оказываются за наличные непосредственно при обращении водителей. Если это приемлемо для предприятия (т. е. услуги заказываются от имени и за счет предприятия), то предприятию нужно помнить о необходимости наличия определенных документов при расчетах с предпринимателем. Согласно п. 177.8 НКУ, при начислении (выплате) физлицу-предпринимателю дохода от осуществления им предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, начисляющие (выплачивающие) такой доход, не удерживает НДФЛ у источника выплаты, если физлицо-предприниматель, получающее такой доход, предоставило копию документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом как субъекта предпринимательской деятельности. То есть, помимо товарного чека или приходного ордера, предприниматель должен предоставить копию извлечения или выписки из ЕГР о его регистрации в качестве предпринимателя.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор

Люди не гордые

«Мне говорили: у нас в России люди гордые, никогда сами машины мыть не будут», — вспоминает основатель компании Wave-S Андрей Шестаков. Но прогнозы скептиков не сбылись: за 2015 год он выручил около 80 млн руб., продав 32 комплекта оборудования для моек самообслуживания. Его комплекты одни из самых недорогих на рынке — Шестаков их сам производит в России.

Основатель компании Wave-S Андрей Шестаков (Фото: Олег Яковлев / РБК)

В 2006 году предприниматель зарегистрировал ООО «Кристальный мир» (в 2014 году изменил название юрлица на «Чистую планету») и начал продавать немецкое оборудование для классических автомоек. К 2012 году он все чаще стал получать заказы на технику для моек нового типа. «Когда нас начали дергать со всей России, я понял, что пора менять профиль», — говорит Шестаков.

Перестроиться оказалось несложно: оборудование для моек самообслуживания было таким же, оставалось только настроить возможность использовать его в автоматическом режиме. Для этого Андрей нанял двух программистов, которые написали ПО для терминала управления, и двух инженеров — они создали чертежи для новых плат. На оплату их труда ушло около 2 млн руб., разработка заняла год. Производить оборудование Андрей решил сам: размещал заказы на изготовление металлических коробов, плат и экранов на подмосковных заводах, детали, которые в России не производили ​— помпы высокого давления, купюроприемники, пистолеты, — заказывал в Италии, Канаде и Германии.

В 2013 году Шестаков продал свой первый комплект оборудования для мойки самообслуживания из шести постов за 2,5 млн руб. Но продажи шли плохо. За весь 2013 год ушло всего четыре мойки, за 2014-й еще 15. Спасал доход от продажи классической моечной техники. «Если люди и решались открывать такую автомойку, то шли к дистрибьюторам западного оборудования: отечественным производителям не доверяли», — рассказывает Шестаков. Волна спроса началась в 2014 году: после скачка валют цены на зарубежную технику взлетели вдвое, а кризис заставил автовладельцев экономить на обслуживании машин. Для Wave-S наступила золотая пора.

Средняя наценка, по его словам, составляет около 35%. Сначала запросы приходили только из регионов, но в последние полгода Москва приносит больше заказов, чем все остальные города вместе взятые. На данный момент, по оценкам Шестакова, в столице работает около 30 моек нового типа. Потенциал большой: 15 млн жителей Москвы создадут спрос еще как минимум для 700 точек самообслуживания, уверяет он.

Что такое автомойка самообслуживания

Главная особенность автомоек самообслуживания — отсутствие штата сотрудников. В боксах дежурит один администратор, а автовладельцы сами моют свои машины. Кроме привычных моечных постов на такой автомойке есть терминал с кнопками управления опциями, купюро- и монетоприемником, в котором «зашита» плата с программным обеспечением.

Чтобы самостоятельно помыть машину, клиент должен внести деньги в терминал и выбрать режим: мойка водой высокого давления, мойка пеной, обработка воском и др. Клиент платит за время мойки — вода, пена или воск поступают в шланг до тех пор, пока в терминале есть деньги (остаток виден на экране). Обычно помыть авто пеной и водой удается за пять минут, потратив 100–160 руб.

Как открыть автомойку

Чтобы открыть автомойку, владельцу придется пройти ряд согласований и получить пакет разрешающих документов. Так, например, если участок расположен у трассы или в спальном районе города, предпринимателю придется получить разрешение на ведение автомоечных работ, самостоятельно провести коммуникации (воду, канализацию, электричество) и организовать подъезды к площадке. Все эти работы могут обойтись в сумму до 3 млн руб. и затянуться примерно на год. Тем, кто открывается на площадке, принадлежащей торговому центру или промышленному предприятию, проще: все согласования и затраты на строительство ложатся на плечи собственников.

Повышенное внимание со стороны государства в любом случае обеспечено, предупреждает эксперт компании СКБ «Контур» Дарья Коробицина. Прежде всего проверяют соблюдение санитарных требований: расстояние автомойки до жилых домов, оборудование помещения, качество воды и порядок утилизации отходов. О старте своей работы нужно сообщить в Роспотребнадзор.

Стандартный набор оборудования для шестипостовой мойки самообслуживания обходится клиентам Wave-S в 2,5–3 млн руб. Эта цена включает сами моечные посты и терминалы управления с купюроприемниками. Полный монтаж шести постов с выездом бригады рабочих на две-три недели будет стоить 200 тыс. руб., шеф-монтаж, когда на место выезжает только бригадир и контролирует процесс установки сторонней бригадой, обойдется в 15 тыс. руб. за день (обычно процесс занимает три—пять дней).

По словам Шестакова, 10 млн руб., вложенных в покупку и монтаж оборудования, строительство боксов и проведение коммуникаций, окупаются за 1,5 года работы. «Тема очень популярная — почти у всех таких моек скапливается очередь, — говорит он. — Один мой клиент в Тульской области за выходные получил 400 тыс. руб. выручки». По расчетам Андрея, выручка точки самообслуживания должна составлять 1–1,2 млн руб. в месяц, а чистая прибыль за счет небольших расходов на зарплаты доходить до 900 тыс. руб.

В обещанные основателем Wave-S 10 млн руб. можно уложиться, приобретя самое дешевое оборудование и экономя на всех этапах запуска, считает Вячеслав Коломиец из «Аллес». Шесть постов в «Аллес» будут стоить около 4–6 млн руб., строительство боксов и установка — еще около 4,5 млн руб., очистные сооружения обойдутся в 500 тыс. руб., благоустройство и реклама — от 500 тыс. до 1 млн руб. Не меньше 200 тыс. руб. придется ежемесячно отдавать за аренду: место с хорошим трафиком (площадки у ТЦ и на въезде в спальные районы) — главное условие успешной работы.

Рынок самостоятельных

Первыми на российский рынок пришли западные производители автомоек самообслуживания. Немецкие Ehrle и CWTech, польская BKF открывали посты в Ростовской области и Петербурге в 2010–2012 годах. Они быстро развивались: так, клиенту BKF (компании H2O) удалось заключить договор с петербургской сетью гипермаркетов «Карусель» и за год открыть на территориях, прилегающих к магазинам, десять автомоек. «Ежедневно по 30 машин стояло в очереди, спрос был огромен», — вспоминает Вячеслав Коломиец. К 2012 году на рынок вышли и российские предприниматели: кто-то продавал импортное оборудование, кто-то пробовал производить сам (Imoy, Iself, Wave-s, позже «Аллес»).

До 2015 года рынок делили несколько крупных западных и российских производителей. В разгар кризиса свою долю увеличили отечественные игроки: они получили возможность устанавливать цену на 15–30% ниже, чем иностранные конкуренты. Сегодня лидером по количеству открытых на своем оборудовании точек остается BKF (150 моек). Второе место делят CW Tech и Ehrle (по 35 моек). Wave-S, по собственным подсчетам, продала порядка 50 комплектов оборудования, «Аллес» — 15.

Тусовка на мойке

Реальность, как обычно, несколько расходится со словами производителей техники. Например, Елена Кучеренко из Нижнего Новгорода, которая вместе с мужем уже 20 лет занимается автомоечным бизнесом, прибыли от работы мойки самообслуживания почти не видит. В хороший месяц точка приносит по 200–300 тыс. руб. выручки и 50–100 тыс. руб. чистой прибыли, в мертвый сезон (январь—февраль) гораздо меньше. «В прошлом феврале, как раз в пик кризиса, мы всерьез думали закрываться: нечем даже было платить зарплату администраторам», — признается она.

Спасает Кучеренко то, что мойка самообслуживания делит помещение с обычной мойкой: так между двумя точками получается распределять арендную нагрузку (250 тыс. руб. в месяц за 120 кв. м) и коммунальные расходы. Один пост стандартной мойки приносит от 25 тыс. до 500 тыс. руб. выручки в месяц, то есть четыре поста могут приносить до 1 млн руб. оборота при рентабельности около 15–20%.

Впрочем, причина низкого спроса на услуги мойки самообслуживания в неудачной локации, уверена Елена: ее автомойка работает в спальном районе, а большой трафик могут генерировать только центральные районы или трассы с хорошим подъездом. «Если не удалось ухватить хорошее место, то работать такой бизнес, по крайней мере в первое время, может только в спайке с каким-то другим доходным делом, которое в несезон будет держать мойку на плаву», — подводит итог Елена. По ее словам, в небольшом городе стандартная мойка приносит более стабильный доход, чем мойка самообслуживания, но с последней «намного меньше мороки».

Расположение — очень важный фактор, согласен Михаил Джуган, владелец четырех моек самообслуживания в Казахстане. Но выбрать место с хорошим трафиком только полдела — на мойке важно создать уютное пространство. «Ночами приезжают целыми автопарками, а на мойке в центре города вообще особая клиентура — молодежь из автоклубов. Для них это тусовочное место, — рассказывает Михаил, — музыка, напитки и никакой агрессии».

Джуган — легенда среди клиентов Wave-S: свои четыре мойки в Алма-Ате он открыл меньше чем за год, сейчас запускает еще две точки. Идеей развивать этот бизнес он загорелся, прожив несколько лет в Хорватии, где обычных моек практически нет. Переехав в Санкт-Петербург, решил открыть там автомойку самообслуживания, но понял, что ниша уже занята. Тогда Джуган поехал запускать автомойки в родной Казахстан. Это временный проект, говорит Михаил. За два года он планирует открыть еще 10–12 точек в Алма-Ате, передать бизнес управляющему и вернуться в Петербург.

Оборудование для шести моечных постов обходится Джугану в 3,5–3,8 млн руб., вся процедура запуска, включая монтаж техники и строительство, — в 5,8–7,8 млн руб. Все мойки он открывал на собственные сбережения — раньше Михаил владел сетью из сотни кофейных автоматов. «Автомойки, по сути, это те же вендинговые аппараты, только вместо кофе я теперь продаю воду и время», — говорит он.

Казахстанские мойки показывают хорошие финансовые результаты: за день через одну точку проходит 250–500 машин, средний чек составляет 60–120 руб. Популярности среди местных жителей Джуган добился с помощью рекламных акций: так, например, при открытии одной из точек предлагал помыть автомобиль за 20 руб. Перед мойкой выстроилась очередь из десятков машин. Но обещанных производителем 75% чистой прибыли предприниматель не видит: при выручке от 700 тыс. до 1 млн руб. прибыль составляет 350–500 тыс. руб. Основные статьи расходов — аренда (60–120 тыс. руб.), закупка химии (60–80 тыс. руб.) и коммунальные расходы (50–70 тыс. руб.), которые в зимний период увеличиваются на 10–20 тыс. руб. за счет платы за отопление.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Бизнес на скупых

Открыв летом 2015 года автомойку самообслуживания в Великих Луках, Андрей Мозговкин не был первопроходцем. В городе с населением 200 тыс. человек на тот момент уже работали три такие точки. Тем не менее спрос на услугу был. «Это не связано с кризисом, всему виной простое российское скупердяйство: у нас все, всегда и на всем пытаются сэкономить», — уверен он. С выбором производителя оборудования все было просто: Андрей искал самый недорогой вариант. На технику для четырех постов он потратил 2,4 млн руб., еще 1,5 млн ушло на покупку 12 соток земли. Эти затраты пока не окупились: средний чек в Псковской области ниже, чем в Москве, — около 100 руб. Выручка точки обычно составляет около 400 тыс. руб. в месяц, чистая прибыль — 220–300 тыс. руб. «Wave-S — вариант для тех, кто не может позволить себе потратиться на импортную технику, — признает Мозговкин. — Оборудование часто ломается, в принципе как и любая техника, но никакого гарантийного обслуживания на деле компания не предоставляет: сломалась деталь — или отправляй ее на экспертизу в Москву и жди месяц, пока мойка простаивает, или ремонтируй за свой счет». При минусовой температуре пена в шлангах замерзает и мыть машины можно только водой с шампунем.

При небольшом количестве постов экономить на зарплате сотрудников тоже особо не получается. «Люди пока не научились пользоваться такими мойками: они путаются в шлангах, спотыкаются, могут оторвать что-нибудь ненароком. Поэтому без контроля никуда», — предупреждает Андрей. На его мойке посменно работают четыре администратора, и на зарплатный фонд уходит около половины всех расходов.

Оптимальный вариант — симбиоз классической мойки и точки самообслуживания. Автолюбители экономят на ежедневной мойке и готовы сами подержать в руках пистолет, потратив 100 руб., но раз в две-три недели все-таки отдают машину на полную чистку. «Помыть машину самому и почистить ее профессионально — это как принять душ и сходить в баню», — подтверждает Елена Кучеренко.

Правила для клиентов

Правила оказания услуг по ручной мойке автомобилей клиентов «Da’Car»

Уважаемые клиенты, все услуги Вам могут быть оказаны нами только после ознакомления с настоящими правилами.

Перед началом работ согласуйте с Администратором точный перечень услуг и работ, согласно прейскуранту, утвержденному на автомойке.
Услуги, заказанные Вами, должны быть оказаны качественно и в полном объеме.
Мы оставляем за собой право выбора необходимых материалов средств и технологический процес, для получения наилучшего конечного результата. Все применяемые нами в работе средства и материалы имеют необходимые документы, подтверждающие качество и пригодность к профессиональному применению.

Перед въездом на автомойку и началом работ клиент обязан:

— предупредить о повреждениях лакокрасочного покрытия, оптики, зеркал, стекол (сколы, трещины), молдингов, навесного оборудования, свежеокрашенных, либо нестойких к моющим средствам поверхностях а/м, а также других специфичных особенностях на наружной части и в салоне своего автомобиля, которые могут привести к каким либо неполадкам и нежелательным последствиям после мойки и других услуг. Уведомляем, что последующие претензии о повреждениях автомашины будут разрешаться на основании записей видеоизображений, установленных на Автомойке.

— предъявить Администратору материальные ценности в салоне и багажном отсеке автомобиля (деньги, телефоны, драгоценности и т.д. и т.п.). Во избежание недоразумений просьба забирать их с собой. Мы не несем ответственность за ценности в автомобиле не предъявленные Администратору до начала работ;

— уважаемые клиенты, не покидайте пределы автомойки во время оказания услуг. Для Вашего удобства есть комната отдыха.

Претензии к качеству выполненных работ принимаются только в присутствии владельца автомобиля и Администратора, при условии, если клиент на автомобиле не покинул пределы автомойки после оказания услуг.

Мы не несем ответственность за возможные проблемы с электрической и технической частью автомобиля, после его мойки, работ в салоне автомобиля, химчистки (влажной чистки) салона, а так же проблемы с запуском двигателя после его мойки. Во избежание неприятностей советуем Вам предварительно получить консультацию на специализированном сервисном центре о возможных специфичных особенностях Вашего автомобиля, применительно к производимым нами услугам.

Стоянка для клиентов «Da’Car» не охраняемая, администрация не несет ответственность за сохранность и целостность Вашего автомобиля оставленного на стоянке до и после оказания услуг.

Оплата за оказанные услуги производится только в кассу «Da’Car».

Заключаем договора на обслуживание с юридическими лицами и предпринимателями.
Возможно предоставление скидок и предварительной записи на услуги автомойки.
Автомобили клиентов по предварительной записи обслуживаются вне очереди.

На Автомойке ведется видеонаблюдение:
За прилегающей территорией по всему периметру,
За помещением мойки автомашин и кафе.

Прошло уже 7 лет со дня открытия первой автомойки самообслуживания SAMWASH в г. Львов. Приобретенный опыт позволяет нам обеспечить 75% рентабельности бизнеса, ведь наша первая цель устроить успешный бизнес с бюджетными показателями и окупаемость в 2 года.

Итак, предлагаем вашему вниманию РЕАЛЬНЫЙ РАСЧЕТ доходов и расходов на наших автомойках на основе собранных данных с 40 автомоек в разных регионах Украины и со сравнением других технологий.

Без выдуманных цифр и данных, 100% правдивая информация (при необходимости добавим копии счетов)

Исходные данные

1 кВт / ч. Электроэнергии 2,28 грн.

1 куб.м воды 12,74 грн.

ОБОРУДОВАНИЕ SAMWASH

ОБОРУДОВАНИЕ SAMWASH

Расход электроэнергии в час

2.5 КВТ

7.5 КВТ

Расход воды в минуту

11 л./м

15 л./м

Расчет производится на 100 000 автомобилей со временем мытья автомобиля 6 мин. и при использовании всех программ мойки.

100000 х 6 мин. = 600 000 мин. / 60 = 10000 рабочих часов.

РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

SAMWASH 2.5 кВт / ч. 1 пост

10000 роб.час. х 2.5 КВТ / час. = 25 000 кВт / Ч х 2.28 грн. = 57 000 грн.

ОБОРУДОВАНИЕ Х 7.5. кВт / ч. 1 пост

10000 роб.час. х 7.5 кВт / ч. = 75 000 кВт / ч. х 2.28 грн. = 171 000 грн.

РАСХОД ВОДЫ

SAMWASH 11 л. / Мин .. (660 л / ч)

10000 роб.час. х 660 л / час. = 6600000 л / час. / 1000 = 6600куб.м х 12.74грн = 84 084.00грн.

ОБОРУДОВАНИЕ Х 15 л / мин .. (900 л / ч)

10000 роб.час. х 900 л / час. = 9000000 л / час. / 1000 = 9000куб.м х 12.74грн = 114 660.00грн.

А также технологии SAMWASH позволяет дополнительно сэкономить 20% воды, а это 22932.00 грн.

РАСХОД МОЮЩИХ СРЕДСТВ

Исходные данные

Моющее средство (гель или пена) 800.00 грн. 22 литра

0,036 грн. = 1 грамм

Гель 0.4% х 11л \ мин х 1.5 мин. = 66 грамм х 0.036 грн. = 2.37 грн. на 1 машину

237000 грн.на 100000 машин

ОБОРУДОВАНИЕ Х

ПЕНА

100 грамм х1.5 мин. = 150 грамм х 0.036 грн. = 5.40 грн. на 1 машину

540000 грн. на 100 000 машин

Также технология SAMWASH обеспечивает дополнительную экономию около 3 мин * в каждой машине. При стоимости 1 минуты мытья 7 грн. экономится 2100 000,00 грн.

* По сравнению с технологией мытья пеной, которое предусматривает затрату времени 3 мин. для активации действия пены.

РАСХОД ВОСКУЮЧИХ СРЕДСТВ

Исходные данные

Воск 58 грн. 1 литра

0,058 грн. 1 грамм

ВОСК 0.2% х11 л \ мин. = 20 грамма х0.058 грн = 1.16 грн. на 1 машину

116000 грн. на 100 000 машин

ОБОРУДОВАНИЕ Х

ВОСК 70 грамма х 0.058 грн = 4.06 грн. на 1 машину

406000 грн. на 100 000 машин

Стоимость газа на подогрев теплого пола и воды не в счет, предполагаем, что все хорошо сделано и бесперебойно работает зимой.

Приводим просто статистические данные

Общая сравнительная таблица

При среднем чеке 40 грн.

4000 000.00 грн. = 100% — валовой доход

494 084.00 грн. = 12.3% — валовой расход

ОБОРУДОВАНИЕ Х

4000 000.00 грн. = 100% — валовой доход

1231 660,00 грн. = 30.7% — валовой расход

Резюмируя вышесказанное оборудования SAMWASH позволяет получить больший доход на 737 576,00 грн. (Или 27 317.63 долл) *

* При мытье 100000 автомобилей

Именно такого результата мы добились благодаря плодотворному сотрудничеству с итальянскими партнерами и внедрения технологических новшеств у оборудование.

SAMWASH ГАРАНТИРУЕТ затратную часть НА ПРОТЯЖЕНИИ ГОДА 15.85% В письменном порядке С ГАРАНТИЕЙ В 24 МЕСЯЦА.