Бухгалтерский учет малого предприятия

Содержание

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Библиографическое описание:

Сташук Л. Н. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10936/ (дата обращения: 08.09.2019).



Бухгалтерский учет на любых предприятиях, в том числе на малых, должен быть организован в определенном порядке.

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях начинается с формирования учетной политики. Предприятиям малого бизнеса необходимо установить такой порядок, реализация которого, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета, своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

При формировании учетной политики, малым предприятиям целесообразно сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов.

По принципу типового Плана счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) малые предприятия могут составить свой рабочий план счетов, который в отличие от типового, может содержать только те счета, которые данная организация будет использовать в процессе учета. Это позволит вести учет средств и источников их формирования по основным счетам и обеспечит контроль наличия и сохранности имущества, выполнение обязательств, а также достоверность данных бухгалтерского учета.

На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов на одном синтетическом счете. Наглядно такое обобщение представим в виде таблицы:

Таблица 1

Обобщаемая информация

Синтетический счет

Счета, скоторых обобщается информация

Чем регламентируется

Производственные запасы

10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке»

10 «Материалы»

11 «Животные на выращивании и откорме»

12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 №64H «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (раздел 2 и3).

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

20 «Основное производство»

20 «Основное производство»

21 «Полуфабрикаты собственного производства»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

30 «Некапитальные работы»

44 «Издержки обращения»

Готовая продукция

41 «Товары»

40 «Готовая продукция»

41 «Товары»

Реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества

46 «Реализация»

45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,

47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» 48 «Реализация прочих активов»

Дебиторская и кредиторская задолженности

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

61 «Расчеты по авансам выданным»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

63 «Расчеты по претензиям», 64 «Расчеты по авансам полученным»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

75 «Расчеты с учредителями»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом», 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты

Учет денежных средств в банках

51 «Расчетные счета»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «переводы в пути»

Пункт 6 ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106H

Учет капитала

80 «Уставный капитал»

80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

Учет финансовых результатов

99 «Прибыли и убытки»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «прибыли и убытки»

Однако универсального рабочего плана счетов не существует, поскольку малые предприятия осуществляют разнообразную хозяйственную деятельность. Например, предприятие по производству продукции будет иметь большее число хозяйственных событий, а значит, будет применять больше бухгалтерских счетов, чем торговое предприятие.

Применяя рабочий план счетов, малым предприятия следует в общеустановленном порядке руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94H с учетом особенностей, применимым к малым предприятиям.

Весь бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом:

− первичные документы;

− бухгалтерский учет;

− отчетность.

Первичная документация является фундаментом всего бухгалтерского учета, в том числе и на малых предприятиях, поэтому следует особо внимательно относиться к их заполнению, а также следить за правильностью обработки.

На основе первичных документов происходит письменное свидетельство совершения определенной хозяйственной операции. К основным первичным документам, с точки зрения бухгалтерии, можно отнести:

  1. Первичные документы, подтверждающие факт реализации/покупки товаров, работ, услуг. К документам по реализации относят — выписанные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры продаж, книга продаж. К документам по покупкам относят — полученные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры покупок, книга покупок

Организуя бухгалтерский учет на малом предприятии, целесообразно создать папку «Продажи» и папку «Покупки», в которые будут подшиты счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ по реализации и по покупке соответственно.

Обработку первичных документов по продажам и покупкам можно разделить на два этапа:

− на первом этапе обработки первичных документов по продажам и покупкам бухгалтеру необходимо просто подшить счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ в папку в соответствующие папки. Причем, каждому полученному счету-фактуре необходимо обязательно присвоить входящий номер. Затем следует подвести итоги за месяц по соответствующим операциям покупок и продаж.

− на втором этапе обработки первичной документации, необходимо сформировать «Книгу продаж», записав в нее все выписанные за месяц счета-фактуры и «Книгу покупок», записав в нее все оприходованные за месяц счета-фактуры.

Книгу покупок, книгу продаж, журналы учета счетов фактур необходимо формировать в специальных бухгалтерских программах в электронном виде.

  1. Первичные документы, отражающие факт поступления и расходования наличных денежных средств из кассы организации. Через кассу организации проходят все платежи за наличные, которые учитываются такими кассовыми документами как: приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, платежные ведомости по заработной плате и т. д. Бухгалтеру малого предприятия целесообразно завести папку «Касса». В конце дня все приходные и расходные кассовые ордера заносятся в кассовую книгу, которую обязательно вести в двух экземплярах. Первым экземпляров будет сама кассовая книга, вторым — кассовые документы, которые состоят из листов кассовой книги с подшитыми к ним расходными и приходными документами.
  2. Первичные документы, отражающие факт безналичных платежей через расчетный счет, открытый в банке. Бухгалтеру целесообразно создать папку «Банк», в которую банковские выписки будут подшиваться вместе с платежными документами. Выписки предварительно лучше пронумеровать. В папке «Банк» будут находится следующие документы — платежные поручения и оригиналы счетов на оплату, выписки банка за определенный период, переписка с банком (при наличии таковой).
  3. Первичные документы, отражающие факты начисления и выплаты заработной платы работникам организации. Заработная плата и аванс работникам выдаются в установленные организацией дни. Расчет заработной платы осуществляется в расчетно–платежной ведомости. Бухгалтеру нужно создать папку «Заработная плата», в которой будут находится следующие документы: расчетно-платежные ведомости, заявления на вычеты и налоговые карточки работников.

После систематизации и обработки первичных документов операции заносятся в журнал хозяйственных операций — сводный учетный регистр, который позволяет проследить за всеми хозяйственными операциями, проводимыми в организации. В нем в хронологическом порядке отражаются все финансово-хозяйственные события в организации, а также происходит их определение бухгалтерскими проводками. Каждая запись сопровождается проводкой и суммой операции. По каждому счету в журнале хозяйственных операций необходимо определить итоговые суммы (обороты) за месяц: сначала по дебету, затем по кредиту. Это необходимо для дальнейшего расчета оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой список оборотов и остатков по счетам за выбранный период времени. Для расчета оборотно-сальдовой ведомости необходимо:

− занести остатки по всем счетам на начало месяца.

− определить итоговые суммы (т. е. обороты) за месяц по каждому счету (из журнала хозяйственных операций).

− определить остатки (сальдо) по каждому счету на конец месяца.

Оборотно-сальдовую ведомость можно назвать «внутренним отчетом», который необходим бухгалтеру для собственных нужд, а также дальнейшего заполнения «внешних отчетов» — официальных отчетов организации.

На основе полученных результатов в журнале хозяйственных операций и оборотно-сальдовой ведомости бухгалтер малого предприятия уже может сформировать баланс и отчет о финансовых результатах, которые являются главными «внешними отчетами» организации.

Малые предприятия составляют и предоставляют бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утверждена приказом Минфина России от 06.07.99 № 43H).

Составлять формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут на основании регистров бухгалтерского учета для малых предприятий. Сальдо по счетам (для составления баланса) необходимо брать из оборотно-сальдовых ведомостей. При этом следует обратить внимание, что при составлении отчетности необходимо сложить соответствующие значения из всех ведомостей, которые были составлены в течение отчетного периода.

Таким образом, четко построенная система учета на малых предприятиях, основанная на рациональной учетной политики и систематизации бухгалтерских процессов, позволит предприятию достичь максимально рациональной организации учета и более эффективного управления предприятием.

Литература:

  1. Беликова Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. 2-е изд. — СПб. Питер, 2016. – 288 с.
  2. Беликова Т. Н., Минаева Л. Н. «Все о счетах бухгалтерского учета» 3-е изд. — Питер, 2015. – 160 с.
  3. Гартвич А. В. Задачи современного бухгалтера и их решение в «1С: Бухгалтерии 8.3». — СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 288 с. ил.
  4. Касьянова Г. Ю. Малый бизнес — малый учет. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: АБАК, 2014. – 112 с.
  5. Учет — 2016: бухгалтерский и налоговый/Г. Ю. Касьянова. — М.: АБАК, 2016. – 960 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, предприятие, счет, документ, малый, расчет, оборотно-сальдовая ведомость, заработная плата, приказ Минфина России, малое предприятие.

Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса

Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес выделен в качестве особого субъекта государственного регулирования. При этом государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. В целях реализации такой политики предусматривается создание специальных налоговых льгот, преференций и послаблений. Однако в России количество налоговых льгот для субъектов предпринимательства является несущественным, что не способствует развитию сектора малого и среднего бизнеса.

Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес (МСБ) определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика МСБ (социальная значимость, массовость, гибкость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора экономики. Так, в основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной экономической среды для предприятий любого типа, будь то малое или крупное . Однако, несмотря на это, в области налогообложения в большинстве развитых стран малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу, для которой предусмотрены специальные налоговые льготы и преференции. Такой подход объясняется принципом экономической справедливости.

Таким образом, налоговые льготы являются одним из ведущих элементов налоговой политики, которые, в свою очередь, преследуют социальные и экономические цели. Например, создание эффективных налоговых льгот и преференций, по мнению автора, напрямую влияет на развитие и активное функционирование сектора МСБ.

В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ .

К субъектам МСБ в России относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

— для юридических лиц:

  1. суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ: бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений средней численности работников для каждой категории субъектов МСБ (табл. 1);
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (табл. 2).

Таблица 1

Показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) для определения категории субъекта МСБ <*>

Категория субъекта МСБ Выручка, млн руб.
Среднее предприятие До 1000
Малое предприятие До 400
Микропредприятие До 60

<*> Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ . В этот показатель, согласно нормам налогового законодательства, включаются доходы от реализации по ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы по ст. 250 НК РФ.

  • для физических лиц должны выполняться условия 2 и 3 .

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ 1 раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, среднесписочной численности и выручки от реализации в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.

При этом государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является в настоящий момент самостоятельным системным направлением государственной социально-экономической политики, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых следующими органами:

  1. органами государственной власти Российской Федерации;
  2. органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. органами местного самоуправления.

Государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются (см. рисунок) :

Основные цели государственной политики для субъектов МСБ

——————————————————————¬
¦ Основные цели государственной политики в области МСБ ¦
L-TT———————TT—————————TT————
¦¦ ¦¦ ¦¦
/ / /
—————¬—————————¬———————————¬
¦ Развитие ¦¦Обеспечение благоприятных¦¦Увеличение доли товаров, работ,¦
¦субъектов МСБ¦¦ условий для развития МСБ¦¦услуг МСБ в валовом внутреннем ¦
L—————L—————————¦ продукте ¦
L———————————

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры :

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета;
  2. упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  3. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  4. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и др.

В Налоговом кодексе РФ до 2011 г. не было предусмотрено прямых налоговых льгот для субъектов МСБ. По мнению автора, многие субъекты малого бизнеса подходили и подходят под возможность применения специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако право применения этих специальных режимов следовало не из определения «субъекта малого предпринимательства», а из особых положений и норм гл. 26 НК РФ.

С 2011 г. во второй части Налогового кодекса РФ появились две прямые налоговые льготы для субъектов МСБ, направленные на повышение эффективности государственных программ поддержки сектора МСБ в России, а именно :

  1. полученные субсидии в рамках государственной поддержки стали учитываться в доходах пропорционально произведенным расходам в течение двух налоговых периодов (лет) с даты их получения. При этом если по окончании двух налоговых периодов объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль или единым налогом при УСН будет облагаться только разница между ними .

Пример 1. Организация является плательщиком налога на прибыль. В июле 2011 г. организация получила субсидию из бюджета в размере 300 тыс. руб. на пополнение оборотных средств. В ноябре 2011 г. организацией был приобретен материал на сумму 200 тыс. руб. В налоговом учете в ноябре отражен доход в размере 200 тыс. руб. и расход 200 тыс. руб. В итоге за 2011 г. налог на прибыль с полученной субсидии организация не платит. Если же организация не успеет израсходовать оставшиеся 100 тыс. руб. субсидии до 31.12.2012, то ей придется заплатить налог на прибыль в размере 20 тыс. руб. (100 тыс. руб. x 20%);

  1. операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, субъектам МСБ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Данная льгота вступила в силу с 01.04.2011 .

Пример 2. Муниципальное имущество продается за 1180 тыс. руб. (в том числе НДС (18%) 180 тыс. руб.). Если покупателем такого имущества является субъект МСБ, то данная операция НДС не облагается. Таким образом, субъект МСБ приобретет такое муниципальное имущество всего за 1000 тыс. руб. (т.е. на 180 тыс. руб. меньше).

Суть налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также эффект от их применения отражены в табл. 3.

Таблица 3

Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

N
п/п
Нормативный
документ
Суть налоговой льготы Налоговый эффект
от применения льготы
1 Федеральный закон
от 07.03.2011
N 23-ФЗ «О внесении
изменений в часть
вторую Налогового
кодекса РФ
о порядке учета
доходов и расходов
субъектов малого и
среднего
предпринимательства
при оказании им
финансовой
поддержки»
Субъектам МСБ может
оказываться бесплатная
и безвозвратная
финансовая поддержка в
виде субсидий за счет
средств региональных и
местных бюджетов (п. 1
ст. 17 Федерального
закона N 209-ФЗ).
С 2011 г. субсидии
субъектам МСБ
учитываются в составе
доходов
пропорционально
произведенным расходам
в течение двух
налоговых периодов
(лет) с даты получения
субсидий. При этом
если по окончании двух
налоговых периодов
объем полученных
средств превысит сумму
расходов из
государственного
дотационного
источника, то налогом
на прибыль (единым
налогом) будет
облагаться только
разница между ними
Если организация получила
субсидию до 01.01.2011 и
не успела ее израсходовать
до окончания года, то ей
было необходимо включить
данные средства в состав
дохода. При этом средства
субсидии включались в
состав дохода в полном
объеме, и организация
должна была заплатить
налог на прибыль (единый
налог), поскольку никаких
особенностей учета
субсидий для субъектов МСБ
Налоговый кодекс РФ
не предусматривал.
Принятие поправок
позволило МСБ начиная
с 2011 г. избежать
возникновения базы по
налогу на прибыль, налогу
на доходы физических лиц
(НДФЛ) и единому налогу
при УСН в случаях, когда
получение финансовой
поддержки и ее расход
осуществляются в разные
налоговые периоды
2 Федеральный закон
от 28.12.2010
N 395-ФЗ
«О внесении
изменений в часть
вторую Налогового
кодекса Российской
Федерации и
отдельные
законодательные
акты Российской
Федерации»
Операции по реализации
(передаче) на
территории РФ
государственного или
муниципального
имущества, не
закрепленного за
государственными
предприятиями и
учреждениями и
составляющего
государственную казну
РФ, субъектов РФ или
органов местного
самоуправления, не
признаются объектом
обложения НДС (п. 2
ст. 146 НК РФ)
Принятие данной льготы по
НДС позволит, по данным
экспертов, увеличить на
треть число субъектов
малого и среднего
предпринимательства,
использующих
преимущественное право
выкупа арендуемых
государственных или
муниципальных нежилых
помещений, что создаст
реальные предпосылки для
сохранения
налогоплательщиками
оборотных средств, крайне
необходимых в условиях
выхода субъектов МСБ из
кризиса
3 Налоговый кодекс РФ
(часть вторая)
Субъектам малого
предпринимательства
дана возможность
воспользоваться
упрощенными правилами
налогового учета,
перейдя на специальные
налоговые режимы:
— систему
налогообложения для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей —
ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ);
— УСН (гл. 26.2 НК
РФ);
— ЕНВД для отдельных
видов деятельности
(гл. 26.3 НК РФ)
Использование специальных
налоговых режимов
предусмотрено для всех
организаций, подпадающих
под определенные критерии
или виды деятельности, а
не только для субъектов
МСБ.
Организация, перешедшая
на УСН, освобождается от
обязанности ведения
бухгалтерского учета, за
исключением учета основных
средств и нематериальных
активов, который ведется в
порядке, предусмотренном
законодательством РФ о
бухгалтерском учете

В заключение надо отметить, что финансово-экономический кризис, возникший в мировом сообществе, повысил значимость исследований состояния институциональной среды субъектов МСБ, а также указал на необходимость осмысления и принятия антикризисных государственных мер поддержки для таких субъектов, что, в свою очередь, является важным условием для выхода государства из ситуации нестабильности экономики.

Одним из основных направлений антикризисных мер поддержки сектора МСБ, по мнению автора, является совершенствование налогового законодательства и принятие эффективных налоговых льгот. Однако в настоящий момент российское налоговое законодательство содержит незначительный объем налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, первая и практически вторая части НК РФ содержат унифицированные правила в отношении всех налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Налоговый кодекс РФ предусматривает одинаковый размер налоговых санкций, перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность, одинаковые правила и размеры взыскания штрафов, единые налоговые ставки и сроки уплаты налогов.

С учетом государственной политики содействия развитию субъектов МСБ, по мнению автора, необходимо предусмотреть дифференцированный подход в области осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности, а также определения налоговых ставок и сроков уплаты налогов, исходя из специфики категорий налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Налоги на малый бизнес в 2019 году — особенности налогообложения

Условно выделяют 2 вида хозяйствования, подвергающихся налогообложению. Это предприятия с доходом, уменьшенным на величину затрат, в рамках которых стандартная ставка составляет 15% и с доходом при ставке 6%. Важно своевременно предположить, на какие затраты ориентироваться, потому что выбирать вид налогообложения возможно лишь раз в году.

Как уже оговаривалось, налоговые взносы могут быть понижены региональным законодательством, но не более, чем на 1% для режима «УСН ДОХОДЫ», но не больше, чем на 5% для «УСН Доходы минимум Расходы». Таким образом, последний вариант значительно выгоднее с учетом нововведений текущего года для малого бизнеса.

Что еще необходимо учесть потенциальным предпринимателям? Прежде всего тот факт, что льготные ставки устанавливаются всегда с учетом отдельных видов бизнеса. Конечно же, власти всегда стремятся в собственном регионе развивать новые направления, но никогда, не забывают о строительстве.

Перед тем, как решите выбрать налогообложение внимательно изучите действующие законы относительно упрощенки. Велика вероятность, что по выбранной отрасли бизнеса законодательством предусмотрена льготная ставка. О нюансах узнайте в ИФНС. Так же подобную информацию можно получить в местной администрации Вашего населенного пункта.

О страховых взносах для малого бизнеса

Взносы предпринимателей за себя подразумевают финансовые вклады на медицинскую, а так же пенсионную страховку. До прошлого года вносились исключительно внебюджетные фонды, включая ОМС, а так же ПРФ. С нынешнего года ими занимается налоговая служба. Следовательно, за себя частные предпринимателя в ПРФ пошлину платить не будут.

Вместо этого используются следующие обязательные взносы:

1. ОПС;

2. ОМС.

Стоит отметить, что эти условные взносы обозначаются государством. В 2019 году с малого бизнеса планируется собрать 26 500 рублей на обязательное пенсионной страхование и 6 тысяч руб на медицинское страхование. При этом крайним сроком внесение налога обозначено 31 декабря. Представители ИП при этом могут платить частями сборы, чтобы уменьшить сумму авансовых платежей.

Помимо указанных фиксированных сумм денег, которые представители малого бизнеса обязаны платить вне зависимости от своего дохода так же существует дополнительный взнос. Речь идет о налоге, который уплачивается бизнесменами от суммы минус 300 тысяч руб, и составляет 1% от указанного выражения.

Смоделируем ситуацию: предприниматель заработал за 2019 год около 900 тысяч рублей. В таком случае дополнительный взнос равен 6 тысячам руб. Пример расчета: 900 тысяч – 300 тысяч = 600 тысяч руб. Умножаем на 1% = 6 тысяч. В общей сложности предпринимателю нужно будет перечислить в государственную казну 38 тысяч руб.

Теперь поговорим о том, какими способами представители малого бизнеса могут уплатить налог УСН, используя различные объекты налогообложения. Если останутся вопросы, оставляйте свои комментарии…

Как платить налог по упрощенке в 2019 году

Единый – так называется налог, который платят бизнесмены. В текущем году НДФЛ и взнос на доходы платить не придется при налогообложении УСН. Так же не взимается НДС, конечно же, помимо того, что необходимо уплатить в рамках ввоза товаров на территорию России. Что касается единого налога на малый бизнес, его платят по итогу года. Важно, чтобы предприниматели вносили средства не позже тридцатого апреля. То есть, максимум 30.04.2019.

Вместе с тем, отмечены отдельные отчетные сезоны, предусматривающие внесение, так называемого, налогового аванса:

1. 25 апреля;

2. 25 июля;

3. 25 октября.

Мы указали на официальные даты отчетных периодов, которые тесно связаны с методом расчета регламентируемых сумм пошлин. Учтите, что они уплачивают исключительно в том случае, если получили доход за обозначенный период времени. Если прибыли не было, ничего не оплачивайте, и никого не слушайте!

Помните, что совокупность авансовых платежей учитывается в рамках годового расчета общего налога. Не забывайте об уплате страховых взносов за страхование ИП, которые так же влияют на общий размер годовалого налога.

Расчет на УСН ДОХОДЫ для малого бизнеса

Рассмотрим вопрос о налогах на доходы УСН для малого бизнеса с помощью следующего примера: обычный предприниматель занимается ремонтом часов. Расходы маленькие, так как работает на дому. Всю фурнитуру покупает заказчик, за аренду платить не нужно. Не сложно догадаться, что доход у физического лица-предпринимателя является не стабильным, бизнес держится на кругу постоянных клиентов. Невзирая на указанные факторы, за весь год доход составил 600 000 рублей. Сколько же нужно заплатить?

Чтобы рассчитать потенциальные расходы не нужно брать академические формулы, и не нужно обладать какими-либо навыками. Достаточно на практике рассмотреть несколько актуальных примеров, учитывая требования к правилам учета ДОХОДОВ УНС.

И так:

1. В первом квартале малое предприятие получило 90 тысяч рублей;

2. Во втором 130 тысяч руб;

3. В третьем 60 тысяч руб;

4. В четвертом 320 тысяч руб.

Отсюда следует:

1. За первый квартал авансовый взнос составляет 90 000 умножить на 6% равно 5800 рублей, которые были уплачены в первом месяце весны. За себя ИП было заплачено столько же. Следовательно, авансовый платеж в таком случае уменьшается ровно настолько, насколько взнос. Следовательно, в первом квартале предпринимателю не пришлось перечислять в казну налог!

2. За второй квартал налог на малый бизнес составил 8400 руб. При этом предприниматель заплатил 8000 руб. Следовательно, в казну потребовалось внести всего 400 рублей.

3. За третий квартир авансовый платеж равен 3900 руб. В качество взноса за сентябрь было заплачено 3000 рублей, осталось 900 руб.

4. В четвертом квартале необходимо заплатить обязательные взносы, отталкиваясь от уже уплаченных налогов…

Следовательно:

• фиксированная ставка: 32 385 для малого бизнеса в 2019 году;

• всего заплачено: 8400+5800+3000 рублей;

• доплачено: около 15 000 рубле.

Отсюда следует, что помимо фиксированных налогов по УНС ДОХОДЫ пришлось доплатить менее 1000 рублей. В некоторых случаях удается даже вернуть сумму из бюджета в силу того, что расчет по фиксированной ставке превзошел доход. Однако для выполнения поставленной задачи придется писать соответствующее заявление в ИФНС. Честно говоря, несущественной переплатой целесообразнее пренебречь.

Расчет второго типа налогообложения

Как уже оговаривалось, идеальной схемы налогообложения не существует. И многие предприниматели пользуются УСН доходы — расходы. В данном случае порядок по уменьшению налога несколько сложнее. Проблема в том, что страховые уплаты вовсе не уменьшают общий годовалый налог. Вместо этого, сумма учитывается при осуществлении других обязательных расходов частного предприятия.

В качестве примера возьмем владельца малого бизнеса, который имеет маленькую торговую лавку по реализации сувениров. Расходов больше, так как нужно арендовать помещение, покупать сырье, использовать услуги транспортников. Ставка при этом 15%. Для расчёта необходимо прописать доходы и расходы в таблице, причем поквартально. При этом взносы за себя прописываются отдельно.

Таким образом, налоги для малого бизнеса в 2019 году зависит от региона, сферы деятельности и схемы налогообложения. Делая вывод, можно предположить, что самой рентабельной для представителей ФЛП является УСН ДОХОДЫ.

Статус СМП, бухучет, баланс и порядок его заполнения: правовое регулирование

Субъект малого предпринимательства (СМП) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), соответствующий критериям, предусмотренным ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265:

  • численность работников — не более 100 человек;
  • годовой доход — не более 800 млн руб. и т. д.

Более подробно об этом рассказывается в статье «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии».

ФНС РФ, руководствуясь сданной отчетностью, вносит СМП в общедоступный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Наличие статуса СМП подтверждается бумажной или электронной выпиской из него (см. подробнее в статье «Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства»).

СМП обязаны вести как бухучет (ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — закон № 402-ФЗ), так и налоговый учет (ст. 313 Налогового кодекса). Они могут избрать как общий порядок, так и упрощенный и простой варианты ведения бухучета. Кроме того, существует упрощенный баланс субъектов малого предпринимательства и порядок его заполнения, которые регламентированы актами Минфина РФ и ФНС РФ (электронные форматы).

Важнейшие аспекты бухучета закрепляются в организационных документах, которыми определяются порядок его ведения и возложение соответствующих обязанностей. Далее рассмотрим варианты организации бухучета для СМП исходя из его задач.

Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства

Задачи бухучета сформулированы в п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета…, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по бухучету):

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности и имуществе;
  • обеспечение сведениями, необходимыми для контроля за соблюдением законодательства РФ при ведении операций и за их целесообразностью и др.;
  • предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, выявление внутренних резервов финансовой устойчивости.

Получателями отчетности являются внутренние (руководитель, участники и др.) и внешние пользователи (инвесторы, контрагенты и др.).

К СМП относятся организации с относительно небольшой численностью сотрудников и небольшим доходом, не привлекающие капитал путем размещения акций или облигаций, поэтому для них неактуальна подробная разработка и раскрытие отчетности, предназначенной для внешних пользователей — инвесторов. По сути, основная цель здесь сводится к правильному исчислению налогов.

В связи с этим законодательством предусмотрено нескольких вариантов организации бухучета для СМП:

  1. Ведение в полном объеме.
  2. Ведение в упрощенном порядке (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  3. Для ИП — учет доходов и расходов для целей налогообложения без ведения бухучета (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства: варианты

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Какие бы организационные и кадровые решения им ни были приняты, он может быть привлечен к ответственности за бухгалтерские ошибки (см. решение Басманного районного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу № 12-2492/2017).

Типовые рекомендации по организации бухучета для СМП, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н (далее — Рекомендации), и ст. 6 закона № 402-ФЗ предусматривают несколько вариантов непосредственной организации ведения бухучета, они же допускаются законом:

  • создание бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером;
  • введение в штат должности бухгалтера;
  • передача ведения бухучета на договорных началах специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • личное ведение бухучета руководителем.

Для некоторых организаций п. 5 ст. 6, п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ установлен запрет на применение упрощенных способов ведения бухучета и на его возложение на руководителя (к ним относятся юрлица, подлежащие аудиту, микрофинансовые организации и др.).

Решение по организации бухучета отражается документально: в штатном расписании (введение бухгалтерских должностей), положении о бухгалтерии или аналогичном подразделении, должностных инструкциях. Если руководитель ведет бухучет сам, он издает приказ о возложении бухучета на себя лично.

Учетная политика СМП и ее содержание

Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Способы ведения учета определяются в учетной политике организации, которая утверждается приказом руководителя (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, далее — ПБУ 1/2008). Этот документ регулируется 2 группами норм:

  • ст. 8 закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 и другими нормативными актами Минфина РФ — бухгалтерская учетная политика, закрепляющая способы бухучета;
  • ст. 11, 313 НК РФ — учетная политика для целей налогообложения, определяющая избранные из числа допустимых варианты учета показателей, необходимых для исчисления налогов (определения налоговой базы).

Регламентация по документальному оформлению отсутствует. Это может быть единый документ или 2 документа. Налоговая политика может быть приложением к бухгалтерской. Ее параметры в виде выбора опций вносятся в компьютерную программу бухучета, если она применяется организацией.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика применяется с момента создания организации, в т. ч. если утверждена позднее этого момента. Предельный срок для утверждения — 90 дней со дня госрегистрации юрлица (в т. ч. созданного путем реорганизации, п. 9 ПБУ 1/2008).

Этот документ необязательно утверждать ежегодно. Относительно сроков введения изменений существует двоякая регламентация:

  1. Коррективы методического характера, которые вносятся организацией по своему усмотрению, вступают в силу со следующего отчетного периода (с 1 января следующего года).
  2. Изменения, связанные с открытием новых подразделений, изменением законодательства должны вноситься оперативно — с начала работы подразделения, вступления изменений в законную силу (п. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756).

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 после существенных корректировок учетной политики отражение фактов хозяйственной жизни проводится ретроспективно, т. е. с момента их возникновения, насколько это возможно с точки зрения надежности результата.

Если в деятельности организации возникают новые явления хозяйственной деятельности, требующие адекватной фиксации, введение новых приемов учета для этого не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). Соответственно, на такие нововведения требования по срокам внесения корректив не распространяются, они вводятся по мере необходимости.

Содержание бухгалтерской учетной политики СМП

Учетная политика должна утвердить организационные и технические параметры учета:

  1. Вариант ведения учета:
  • полный — с использованием регистров бухучета (журнально-ордерная или мемориально-ордерная форма);
  • упрощенный вариант — с применением ведомостей;
  • простую форму (для микропредприятий) — без регистров и двойной записи, с применением Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Рекомендациям).

Упрощение не должно влиять на достоверность учета.

  1. План счетов. Его разрешается сократить путем объединения данных нескольких близких счетов (п. 3 информации Минфина РФ «Об упрощенной системе…» от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
  2. Формы первичных документов, которые должны по реквизитам соответствовать ст. 313 НК РФ. Для использования в электронном документообороте ФНС РФ рекомендует форматы, утв. приказами ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@.
  3. Выбор методов и способов учета (формирование себестоимости, схемы учета затрат и др.), порядок проведения контрольных процедур и т. д. (п. 4 ПБУ 1/2008).
  4. Выбор варианта бухгалтерской отчетности (полный или упрощенный).

Из перечисленных категорий документации только для отчетности предусмотрена обязательная бумажная форма (п. 8 ст. 13 закона № 402-ФЗ), для других видов возможна электронная.

Учетная политика для целей налогообложения

Все документы бухучета могут служить доказательствами при налоговых проверках. Основу исчисления налогов составляют первичные учетные документы, требования к реквизитам которых одинаковы для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В отличие от бухучета, налоговый учет имеет целью показать формирование налоговой базы, методику и результаты исчисления и уплаты налогов, в т. ч. по сложным моментам, которые в законодательстве не отражены.

Как правило, налоговая учетная политика включает 3 основных раздела:

  1. Принципы построения учета (последовательность, непрерывность и др.), с отражением отраслевых особенностей.
  2. Избранные способы и методы ведения налогового учета (в частности, перечень прямых и косвенных расходов для исчисления налога на прибыль, абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2018 № 03-07-07/11012), создание резервов на отпуска и сомнительные долги и др.).
  3. Формы налоговых регистров, отвечающие установленным ст. 313 НК РФ требованиям к реквизитам (наименование, период (дата) составления, измерители и др.).

Если учет ведется программными средствами, зачастую разработчики предлагают готовую форму приказа об учетной политике, где нужно только выбрать нужные параметры, которые будут отражаться в программе. При этом реализуется возможность подписания всех необходимых документов электронной подписью.

Преимущества СМП при ведении бухучета

Для СМП в случае применения ими упрощенного бухучета действует ряд послаблений. В частности, они вправе:

  1. В случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета (в этом качестве выступают и ПБУ, утвержденные Минфином с 1998 года, п. 1.1 ст. 30 закона № 402-ФЗ) способов бухучета по конкретному вопросу самостоятельно утвердить такие способы исходя из рациональных соображений (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  2. Выбирать между кассовым методом и методом начисления (п. 19 ПБУ 1/2008). Отметим, что это право есть только при применении общего режима налогообложения, на упрощенной системе налогообложения кассовый метод является обязательным (ст. 346.17 НК РФ).
  3. Не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 Положения по бухучету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
  4. Исправлять существенные ошибки предыдущих периодов, обнаруженные после утверждения отчетности, без ретроспективного пересчета — в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок (пп. 9, 14 Положения по бухучету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).
  5. Списывать в упрощенном порядке (единовременно) расходы на приобретение нематериальных активов, НИОКР, производственный инвентарь и др.

Бухгалтерская отчетность СМП

Согласно п. 11 ст. 13 закона № 402-ФЗ на отчетность не может быть распространен режим коммерческой тайны. Отчетность всех организаций начиная с 2012 года доступна на сайте Росстата. Формы и порядок ее заполнения регламентированы актами Минфина РФ:

  • формы баланса — приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н (в т. ч. упрощенная форма для СМП — прил. 5 к приказу);
  • порядок заполнения — Положением по бухучету «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Отчетность включает (п. 5 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к перечисленным документам;
  • пояснительную записку.

Отчетность представляется в налоговый орган и орган статистики (ст. 18 закона № 402-ФЗ). При ее сдаче в электронном виде нужно руководствоваться форматами отчетности, рекомендованными ФНС РФ (на момент выхода настоящей статьи ФНС РФ издан приказ от 16.07.2018 № ММВ-7-6/455@, отменяющий ранее утвержденные форматы).

***

Итак, особенность бухучета СМП — возможность выбора упрощенного варианта его ведения с сокращением числа счетов, регистров, способов учета и смягчением требований, допущением возложения на руководителя. Однако при любом варианте остаются неизменными требования к первичному учетному документу, который служит основой доказывания при исчислении налогов, и принцип достоверного отражения результатов предпринимательской деятельности в учетной документации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства

Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны вести бухучет. При этом малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.

К упрощенным способам бухучета, в частности, относятся:
— сокращенный план счетов;
— упрощенный порядок признания доходов и расходов;
— упрощенный учет процентов по кредитам и займам;
— упрощенный порядок исправления ошибок и переоценки активов.

Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать:
— полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
— сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов).

Такой порядок установлен положениями статьи 2 и частей 1, 3 и 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается пунктом 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Организация бухучета

Организовать ведение бухучета в малой организации надо по общим правилам. То есть организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Кроме того, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или может принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 3 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Требования к ведению бухучета

Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе – не применяя двойной записи. Такой метод надо предусмотреть в учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, п. 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13).

Полная форма ведения бухучета

При такой форме ведения бухучета для регистрации фактов хозяйственной жизни используйте специальные ведомости. Перечень таких ведомостей утвердите в учетной политике. Например, малое предприятие может использовать:
— ведомость учета основных средств и амортизации – форма № 1МП;
— ведомость учета материально-производственных запасов – форма № 2МП;
— ведомость учета затрат на производство – форма № 3МП;
— ведомость учета денежных средств – форма № 4МП;
— ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № 5МП;
— ведомость учета продаж – форма № 6МП;
— ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № 7МП;
— ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда – форма № 8МП;
— сводная ведомость (шахматная) – форма № 9МП.

Порядок заполнения ведомостей приведен в пунктах 30–39 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

В ведомостях регистрируйте операции по соответствующим счетам. При этом каждая операция регистрируется в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делайте записи о содержании факта хозяйственной жизни.

Кроме того, в ведомостях нужно указать отчетный период, за который они заполняются. В конце отчетного периода подсчитайте итоговые показатели, а ответственный сотрудник, заполнявший ведомость, должен поставить свою подпись.

Для исправления ошибок в ведомостях зачеркните неправильный текст или сумму и напишите над зачеркнутым текстом правильные показатели. Исправление ошибки нужно заверить надписью «Исправлено» с указанием даты исправления и подписью ответственного сотрудника.

Об этом сказано в пунктах 24–29 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля.2013 г. № 4/13.

Пример отражения фактов хозяйственной деятельности при применении полной формы ведения учета

ЗАО «Альфа» занимается пошивом одежды.

В штате организации числятся три сотрудника:
— директор – Львов А.В. с окладом 10 000 руб.;
— бухгалтер – Зайцева В.Н. с окладом 8000 руб.
— швея – Иванова Е.Н. с окладом 5000 руб.

На начало января 2014 года у «Альфы» образовались следующие остатки:
— по счету 50 «Касса» – 30 000 руб.;
— по счету 51 «Расчетный счет» – 50 000 руб.;
— остаток незавершенного производства – 5000 руб.
— остаток материалов – 5000 руб.

В январе были совершены следующие операции, по которым заполнены соответствующие ведомости:

10.01.2014 Д20 К60 — 5000 руб. — Предъявлен счет к оплате за выполненные работы (форма № 3МП,форма № 7МП);

10.01.2014 Д10 К60 — 25000 руб. — Предъявлен счет к оплате за приобретенные материалы (форма № 2МП, форма № 7МП);

10.01.2014 Д60 К51 — 5000 руб. — Оплачен счет за выполненные работы (форма № 7МП, форма № 4МП);

10.01.2014 Д60 К51 — 25000 руб. — Оплачены материалы (форма № 7МП, форма № 4МП);

14.01.2014 Д20 К70 — 23000 руб. — Начислена зарплата (форма № 3МП, форма № 8МП);

14.01.2014 Д20 К69 — 5980 руб. — Начислены взносы — (форма № 3МП, форма № 8МП);

15.01.2014 Д70 К50 — 22987 руб. — Выплачена зарплата из кассы (форма № 8МП, форма № 4МП);

15.01.2014 Д70 К68 — 2990 руб. — Удержан НДФЛ (форма № 8МП, форма № 5МП);

15.01.2014 Д68 К51 — 2990 руб. — Перечислен в бюджет НДФЛ (форма № 5МП, форма № 4МП);

15.01.2014 Д69 К51 — 5980 руб. — Перечислены в бюджет страховые взносы (форма № 5МП, форма № 4МП);

20.01.2014 Д60 К51 — 25000 руб. — Оплачен счет поставщика за материалы (форма № 7МП, форма № 4МП);

15.01.2014 Д20 К10 — 30000 руб. — Списаны в производство материалы (форма № 3МП, форма № 2МП);

25.01.2014 Д62 К90 — 80000 руб. Отгружена продукция (форма № 6МП);

29.01.2014 Д51 К62 — 80000 руб. — Получена оплата от покупателя (форма № 6МП, форма № 4МП).

Сокращенная форма ведения бухучета

При сокращенной форме ведения бухучета все факты хозяйственной жизни регистрируйте методом двойной записи в специальном журнале, например по форме К-1МП. Наряду с данным журналом рекомендуется применять ведомость учета расчетов по оплате труда по форме № 8МП.

Если указанных форм недостаточно для обеспечения полноты информации, рекомендуется применять отдельные ведомости, используемые при полной форме ведения бухучета.

Журнал по форме № К-1МП открывайте записями остатков по счетам бухучета на начало отчетного периода (начало деятельности). Записи в журнал заносите в хронологическом порядке на основе первичных учетных документов: счетов-фактур, платежных поручений, накладных, товарно-транспортных накладных, квитанций, актов приемки работ, справок, выписок банка и т. д. Все обработанные документы комплектуются в папки в последовательности отражения хозяйственных операций в указанном регистре.

Суммы по каждой операции отражайте в графе «Сумма» методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» соответствующих счетов рабочего плана счетов.

В конце отчетного периода подсчитайте дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету и в целом по всем счетам. Общая сумма дебетовых оборотов за отчетный период должна быть равна общей сумме кредитовых оборотов (оборотный баланс). После этого определите остатки по всем счетам и подсчитайте их итоги. Общая сумма дебетовых остатков должна быть равна общей сумме кредитовых (сальдовый баланс).

При этом величина остатка на конец отчетного периода определяется в следующем порядке:

1. По счетам 20, 50, 51, 58: Остаток на конец отчетного периода = Остаток на начало отчетного периода + Обороты по дебету – Обороты по кредиту

Величина остатка на конец отчетного периоды всегда должна быть ≥ 0.

2. По счетам 66, 80: Остаток на конец отчетного периода = Остаток на начало отчетного периода + Обороты по кредиту – Обороты по дебету

Величина остатка на конец отчетного периоды всегда должна быть ≥ 0.

3. По счетам 60, 68, 69, 70, 76 остаток вначале определяется по каждому дебитору и кредитору (виду обязательств, налогов, сборов, взносов), а затем в целом по счету. По этим счетам остаток может быть дебетовым и (или) кредитовым (развернутым).

Если счет имеет развернутый остаток, проверьте правильность его определения до подсчета сальдового баланса путем следующих расчетов.

1. При кредитовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца + Обороты по кредиту – Обороты по дебету = Остаток на конец месяца по кредиту – Остаток на конец месяца по дебету

2. При дебетовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца + Обороты по дебету – Обороты по кредиту = Остаток на конец месяца по дебету – Остаток на конец месяца по кредиту

3. При дебетовом и кредитовом остатке на начало месяца:

Остаток на начало месяца по дебету – Остаток на начало месяца по кредиту + Обороты по дебету – Обороты по кредиту = Остаток на конец месяца по дебету – Остаток на конец месяца по кредиту

На счете 20 в течение отчетного периода в графе 5 накапливаются затраты на производство продукции (работ, услуг). В конце отчетного периода данные затраты в сумме, приходящейся на отгруженную и проданную продукцию (работы, услуги), списываются с кредита счета 20 в дебет счета 90. Данную запись отразите в журнале № К-1МП по графам 5 и 29, при этом в графе 3 «Содержание факта хозяйственной жизни» отразите запись: «Списаны затраты на производство отгруженной и проданной продукции (работ, услуг)».

По кредиту счета 90 накапливается информация о выручке от продаж продукции (работ, услуг). Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) за отчетный период определите путем сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов по счету 90 «Продажи». Если дебетовые обороты (расходы) превышают кредитовые (доходы), это значит, что получен убыток, если наоборот – прибыль. Выявленный финансовый результат от продаж отразите в книге № К-1МП отдельной строкой:

— в графе 3 делается запись «Финансовый результат от продаж за месяц»;

— в графах 30 и 31 – если получен убыток, в графах 29 и 32 – если получена прибыль.

Пример отражения фактов хозяйственной жизни при применении сокращенной формы ведения бухучета

ЗАО «Альфа» производит мебель.

На 1 января «Альфа» имеет следующие остатки по счетам:
— по счету 50 «Касса» – 15 000 руб.;
— по счету 51 «Расчетный счет» – 15 000 руб.

В январе были произведены следующие операции:

10.01.2014 Д20 К60 — 5000 руб. — Принят к оплате счет за выполненные работы

Д60 К51 — 5000 руб. — Оплачен счет

11.01.2014 Д20 К70 — 10000 руб. — Начислена зарплата

Д20 К69 — 2600 руб. — Начислены взносы на зарплату

12.01.2014 Д70 К50 — 8700 руб. — Выплачена зарплата

Д70 К68 — 1300 руб. — Удержан НДФЛ

Д68 К51 — 1300 руб. — Перечислен НДФЛ в бюджет

Д69 К51 — 2600 руб. — Перечислены в бюджет страховые взносы

20.01.2014 Д76 К90-1 — 25000 руб. — Отгружена продукция

Д90-2 К20 — 17600 руб. — Списаны затраты

25.01.2014 Д51 К62 — 25000 руб. — Поступила оплата от покупателя

Книга по форме К-1МП заполнена следующим образом.

В конце отчетного года при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности счет 99 закройте. Сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года спишите со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 заключительной записью декабря.

Такой порядок следует из пунктов 40–44 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Простая система бухучета для микропредприятий

Ситуация: как вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи, если организация является микропредприятием?

Записывайте каждый факт хозяйственной жизни, то есть сумму операции или сделки, в специально разработанном регистре (п. 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). Делать при этом бухгалтерские проводки не нужно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

— книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;

— книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;

— книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Бухгалтерский баланс заполняйте, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

— один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);

— при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).

Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Об этом сказано в пунктах 45–46 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Ситуация: должны ли субъекты малого предпринимательства руководствоваться приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н?

Малые предприятия вправе использовать этот нормативный акт в части, не противоречащей действующему законодательству.

В своей деятельности малое предприятие должно руководствоваться всеми действующими нормативными документами. Исключение – те акты, в которых прямо предусмотрено право таких организаций эти документы не применять. Типовые рекомендации, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, действуют и сейчас. Поэтому их можно использовать в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, положениям по бухгалтерскому учету, Плану счетов и Инструкции по его применению.

Это следует из пунктов 3 и 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

План счетов

Малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов. Например, можно группировать данные на обобщенных синтетических счетах так, как показано в таблице:

Данные, которые можно сгруппировать Где отражают по общему Плану счетов Где можно отразить в учете малых предприятий
Производственные запасы счета 07, 10, 11, 15, 16 счет 10 «Материалы»
Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) счета 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44 счет 20 «Основное производство»
Готовая продукция и товары, счета 41, 43, 45 счет 41 «Товары»
Дебиторская и кредиторская задолженность счета 62, 71, 73, 75, 76, 79 счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Денежные средства в банках счета 51, 52, 55, 57, счет 51 «Расчетные счета»
Капитал счета 80, 81, 82, 83 счет 80 «Уставный капитал»
Финансовые результаты счета 90, 91, 99 счет 99 «Прибыли и убытки»

Остальные счета применяйте в общеустановленном порядке по правилам, установленным для общего плана счетов.

Об этом сказано в пункте 13 Типовых рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н и пунктах 3, 3.1 и 3.2 информационного сообщения Минфина России № ПЗ-3/2012, пунктах 9–23 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Учетная политика

Учетную политику малого предприятия надо составить и утвердить по общим правилам. В ней закрепить выбранные способы ведения бухучета.

При этом малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) в отличие от остальных вправе также выбрать:
— метод признания в бухучете доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;
— порядок признания расходов по займам в соответствии с ПБУ 15/2008;
— порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с ПБУ 22/2010;
— порядок отражения в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008.

Об этом сказано в пунктах 1, 2, 5, 6 и 8 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н.

А микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе решить, как они будут вести бухучет: без применения двойной записи или же в общем порядке, используя бухгалтерские проводки.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и подтверждается пунктом 4 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике малые предприятия должны раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. В них же нужно расшифровать все изменения в учетной политике, которые будут применяться в следующем году (п. 25 ПБУ 1/2008).

По общему правилу последствия изменений учетной политики нужно отразить в бухгалтерской отчетности ретроспективно. То есть исправить данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета.

Однако малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности перспективно. Это означает, что новый способ ведения бухучета они применяют уже в текущем и будущем периодах. Исправлять же отчетность за предыдущие годы не придется. Такое право предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

Признание доходов и расходов

По общему правилу выручка от продажи готовой продукции (работ, услуг) в бухучете признается только в том случае, если выполнены следующие условия:
— есть договор или другой документ, который дает организации право получить выручку;
— сумму выручки можно определить;
— организация получила плату за отгруженную продукцию, либо сомнений в том, что она ее получит, нет. Например, у организации есть документы (договор, накладная, гарантийное письмо и т. д.), на основании которых она может потребовать оплатить готовую продукцию (работы, услуги);
— право собственности на готовую продукцию (результаты выполненных работ) перешло к покупателю (потребителю), услуги уже оказаны;
— расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то по общему правилу в бухучете надо признать не выручку, а кредиторскую задолженность. Аванс, полученный в счет будущих поставок, выручкой также не является.

Такие правила установлены пунктами 3 и 12 ПБУ 9/99.

Вместе с тем, малые предприятия (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе не признавать выручку вплоть до поступления оплаты от покупателей (заказчиков). То есть применять кассовый метод бухучета доходов и расходов. Такие организации не ждут, пока право собственности на продукцию (товар) перейдет от организации к покупателю. Значит, полученные авансы также нужно включать в доходы. При этом все остальные условия для признания выручки должны выполняться.

Если организация признает выручку кассовым методом, то расходы нужно принимать по мере погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99). Между тем на финансовый результат такие суммы влияют в общем порядке – с привязкой к полученным доходам (п. 19 ПБУ 10/99). Будьте внимательны: выданные авансы в момент выдачи отражать в расходах нельзя. Необходимо дождаться, пока контрагент исполнит свои обязательства, то есть отработает аванс.

Пример признания в бухучете доходов и расходов малым предприятием

ЗАО «Альфа» является малым предприятием и занимается оказанием консалтинговых услуг. В марте стоимость услуг, оказанных «Альфой», составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Услуги оказаны ООО «Торговая фирма «Гермес»».

25 марта был подписан акт об оказании услуг и «Альфа» начислила НДС.
Себестоимость услуг составила 70 000 руб., в том числе:
— зарплата – 35 000 руб.;
— страховые взносы – 11 970 руб.;
— аренда – 23 030 руб. (без НДС).

31 марта «Гермес» оплатил услуги частично – в сумме 60 000 руб. Оставшуюся сумму (58 000 руб.) покупатель перечислил 18 апреля.
Учетной политикой «Альфы» предусмотрено, что выручка определяется по мере поступления денег от покупателей, расходы признаются по мере оплаты и уменьшают финансовый результат текущего периода (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 и 19 ПБУ 10/99).

Расходы «Альфа» оплатила следующим образом:
— сумма арендной платы перечислена арендодателю 28 марта;
— зарплата выдана и НДФЛ перечислен в бюджет 31 марта;
— страховые взносы, начисленные с зарплаты, перечислены в фонды 15 апреля.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки.

25 марта Д76 «Расчеты по НДС» К68 «Расчеты по НДС» – 18 000 руб. (118 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг.

28 марта Д76 К51 – 23 030 руб. – оплачены расходы на аренду;
Д20 К76 – 23 030 руб. – отражены расходы на аренду.

31 марта Д20 К70 – 35 000 руб. – отражены расходы на оплату труда;
Д70 К68 «Расчеты по НДФЛ» – 4550 руб. – удержан НДФЛ;
Д68 «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51 – 4550 руб. – перечислен НДФЛ в бюджет;
Д70 К50 – 30 450 руб. – выдана зарплата;
Д51 К62 «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)» – 60 000 руб. – получена оплата от покупателя;
Д62 «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)» Кредит 90-1 – 60 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг;
Д90-3 Кредит 76 «Расчеты по НДС» – 9153 руб. (60 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг;
Д90-2 К20 – 58 030 руб. (23 030 руб. + 35 000 руб.) – списаны расходы на аренду и расходы на оплату труда.

15 апреля Д69 К51 – 11 970 руб. – перечислены страховые взносы в фонды;
Д20 К69 – 11 970 руб. – отражены расходы на уплату страховых взносов.

18 апреля Д51 К62 «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)» – 58 000 руб. – получена оплата от покупателя;
Д62 «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)» К90-1 – 58 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг;
Д90-3 К76 «Расчеты по НДС» – 8847 руб. (58 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг;
Д90-2 К20 – 11 970 руб. – списаны расходы на уплату страховых взносов.

Учет процентов по кредитам и займам

Если малое предприятие (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) приобрело, соорудило или изготовило основные средства за счет заемных средств, то проценты по ним можно учесть на свое усмотрение:
— либо в составе прочих расходов;
— либо в составе первоначальной стоимости основного средства.

По общему правилу проценты по заемным средствам (целевым кредитам) строго увеличивают первоначальную стоимость основного средства, когда одновременно выполняются следующие условия:
— имущество является инвестиционным активом;
— проценты начислены до того, как основное средство было приобретено, сооружено и (или) создано;
— проценты начислены до начала использования инвестиционного актива в деятельности, если работы по его приобретению, сооружению и (или) созданию не завершены.

Во всех остальных случаях проценты учитывают в составе прочих расходов (раздел II ПБУ 15/2008).

Однако если организация относится к субъектам малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, все проценты по кредитам и займам она может включать в состав прочих расходов. Этот порядок касается процентов и по тем кредитам и займам, которые привлечены для покупки, сооружения или создания инвестиционных активов. Такой порядок установлен в пункте 7 ПБУ 15/2008.

Исправление ошибок учета

Исправлять ошибки в учете малых предприятий проще, чем в остальных организациях. Так, по общему правилу существенные ошибки, найденные после утверждения годовой отчетности, исправляют в текущем периоде с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010). А в текущей отчетности приходится пересчитывать сопоставимые показатели прошлых периодов, то есть использовать так называемый ретроспективный метод (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).

Однако малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе исправлять даже существенные ошибки прошлого года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, иначе. А именно в текущем периоде с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» и, что важно, без ретроспективного пересчета (абз. 4 подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010, п. 22 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). То есть действовать по аналогии с правилами, предусмотренными для исправления несущественных ошибок.

Пример исправления в бухучете и отчетности существенной ошибки (излишне отраженный расход) малым предприятием. Ошибка допущена в прошлом году, отчетность за который подписана и утверждена

ЗАО «Альфа» является малым предприятием. В марте 2014 года после утверждения отчетности за 2013 год бухгалтер «Альфы» выявил ошибку, допущенную в I квартале 2013 года. В учете была отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком в марте 2013 года на сумму 50 000 руб. (без НДС). Фактически же в акте указана сумма 40 000 руб. (без НДС). Работы подрядчика были оплачены в полном объеме (40 000 руб.) в марте 2013 года. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2013 года в учете «Альфы» сформировалась кредиторская задолженность в размере излишне списанных расходов – 10 000 руб.

Поскольку отчетность за 2013 год уже утверждена, исправления в нее не вносятся. Ошибка корректируется в бухучете текущего года, а в налоговом учете не отражается. Но поскольку «Альфа» не применяет ПБУ 18/02, постоянные разницы в бухучете не отражаются.

В учетной политике «Альфы» прописано, что существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, следует исправлять без ретроспективного пересчета и списывать в прочие доходы и расходы.

Излишне списанные расходы бухгалтер отразил в учете следующим образом.

Март 2014 года Д60 К91-1 – 10 000 руб. – отражена стоимость работ подрядчика, ошибочно отнесенная на расходы в I квартале 2013 года.