Брутто в туризме

Содержание

Экономические науки / 6. Маркетинг и менеджмент

К.э.н. Бердников П.В.

Кисловодский филиал ГОУ ВПО города Москвы «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы», Россия

К вопросу о классификации цен в туризме

В настоящее время огромную роль для предприятий в индустрии туризма установление цены, которая согласовала бы интересы как продвца, так и покупателя турпродукта.

Как известно, цена представляет собой денежное выражение рыночной стоимости турпродукта. При этом существует огромное множество видов цен, что предполагает их классификацию. Так, существуют следующие группы видов цен: нетто- и брутто-цены; пакетная цена и тарифы туроператора; групповая, индивидуальная и дифференцированная цена; дискриминационная цена.

Нетто-цена является выражением денежной суммы, которая подлежит обязательной оплате российским туроператором иностранной принимающей турфирме или турагентом туроператору. В брутто-цену включается также и комиссионное вознаграждение турфирме, которое удерживается при расчетах. Так, например, если цена реализации турпутевки конечному потребителю составляет 20 000 руб., из которых 2000 остаются турагенту за посреднические услуги, а остальные перечисляются туроператору, то 20 000 – это брутто-цена, а 18 000 – это нетто-цена.

Пакетная (комплексная) цена устанавливается на полностью укомплектованный турпакет, например в санаторий «Солнечный» в г. Кисловодске, который включает услуги по транспортировке, размещению, питанию, развлечению и т.д. Тарифы туроператоров устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туристских услуг, включая прибыль туроператоров и комиссию агентам. Например, цена за железнодорожный или авиабилет.

Групповая цена устанавливается на туристское обслуживание нескольких человек (например, 200 000 руб. на группу 10 человек; 380 000 руб. на группу 20 человек; 540 000 руб. на группу 30 человек), индивидуальная цена устанавливается в отношении каждого конкретного туриста (20 000 руб. на одного человека за весь пакет). Цена пакета на одного туриста считается наиболее предпочтительной для российских направляющих туристов за рубеж фирм, так как она позволяет легче скалькулировать сумму, причитающуюся предприятию, и произвести с ней расчеты по фактическому числу участников турпоездки. Цена на группу представляет больший интерес для иностранной принимающей турфирмы, так как она намерена получить указанную сумму вне зависимости от окончательного числа участников. Неким компромиссом в соглашении между российским туроператором и иностранной принимающей фирмой являются дифференцированные цены, которые устанавливаются в зависимости от окончательного числа участников тура, например:

20 000 руб. на одного человека при группе до 10 человек;

19 000 руб. на одного человека при группе 11 – 20 человек;

18 000 руб. на одного человека при группе 21 и более человек.

Риск аннуляции мест в тургруппе в этом случае уменьшается. Однако, предугадать окончательное число фактических участников поездки достаточно трудно, поэтому возникают трудности с калькуляцией тура. Туроператоры в этих случаях чаще всего используют более высокие цены пакета услуг, чтобы иметь резерв на случай аннуляции.

Дискриминационная цена предполагает, что устанавливается разная цена на туристский продукт независимо от различий в издержках только для определенного контингента граждан: например, детям от 6 до 12 лет или от 0 до 6 лет, пенсионерам, студентам, группам от 10 человек и т.д.

При этом, снижая цены, необходимо учитывать следующие основные правила . Во-первых, не нужно снижать цены только потому, что так поступают все вокруг. Но и не надо игнорировать действительность. Во-вторых, подходить к снижению цен творчески. Творчество в принципе не алгоритмизируется. Но в качестве одной из рабочих идей можно предложить «асимметричность». Это означает, что фирма снижает цену не на тот же продукт, что конкурент, а на тот, который приносит ему максимальную прибыль. Таким образом, компания наносит удар по источнику финансового благополучия конкурента и вынуждает его задуматься о целесообразности продолжения ценовой войны. В-третьих, любая распродажа должна иметь причину и быть ограничена во времени. Если это не выполняется, клиенты начинают воспринимать заниженную цену не как временную, а как постоянную. Впоследствии будет крайне сложно ее повысить. В-четвертых, снижать цены только на зрелом рынке. Что такое незрелый рынок? Это ситуация, когда не устоялся круг поставщиков, покупателей, а главное, каналы распространения информации между ними. В данном случае снижение цены вдвойне неразумно: потребители просто не узнают о вашей акции своевременно. В-пятых, убедиться, что выгоду получает конечный пользователь. Это далеко не всегда удается выполнить. Все же если это возможно, необходимо сделать так, чтобы скидка не оседала у посредника (внутри канала распределения). Она должна тратиться партнерами на увеличение объема закупок, путем привлечения новых клиентов или увеличения продаж существующим. Другими словами, нужно добиться того, чтобы посредник, то есть покупатель, в этом смысле работал не «с прибыли», а «с оборота».

Организация применяет УСН, вид деятельности — деятельность туристических агентств (код ОКВЭД — 63.30).
Может ли организация в 2012 году уплачивать страховые взносы по данной деятельности по пониженным тарифам?

2 апреля 2012

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если доля доходов организации от указанной в вопросе деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов, то в 2012 году она уплачивает страховые взносы по пониженным тарифам в размерах:
ПФ РФ — 20,0%;
ФСС РФ — 0%;
ФФОМС — 0%.
Право на применение льготы подтверждается заполнением подраздела 4.4 формы расчета РСВ-1 ПФР.

Обоснование вывода:
На основании пп. «щ» п. 8 части 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) являются транспорт и связь.
Раздел «транспорт и связь» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, включает в себя подраздел «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» (класс 63 ОКВЭД). В составе последнего выделена группа 63.30 «деятельность туристических агентств», которая подразделяется на такие подгруппы, как:
— организация комплексного туристического обслуживания (63.30.1);
— обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами (63.30.2);
— предоставление туристических информационных услуг (63.30.3);
— предоставление туристических экскурсионных услуг (63.30.4).
Согласно части 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 части 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ на 2012 год для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 части 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, установлены следующие тарифы страховых взносов:
ПФ РФ — 20,0%;
ФСС РФ — 0%;
ФФОМС — 0%.
На сегодняшний день порядок подтверждения основного вида экономической деятельности не установлен. Как разъясняется в информационном сообщении ПФР от 24.03.2011 и в письме ПФР от 17.06.2011 N 30-22/6718, право применения льготного тарифа для плательщиков, применяющих УСН, подтверждается заполнением подраздела 4.4 расчета РСВ-1 ПФР.
Таким образом, если не менее 70% доходов получены от осуществления указанной в вопросе деятельности, организация имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов. Для подтверждения этого права необходимо отразить размер дохода, полученного от указанной деятельности, в подразделе 4.4 формы РСВ-1, а на титульном листе формы указать соответствующий код ОКВЭД (смотрите также письмо Минздравсоцразвития России от 18.03.2011 N 871-19).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Существует много возможностей, позволяющих классифицировать туры и маршруты:

1. По формированию и содержанию пакета услуг тура при продаже различают:

– пакетные туры (пакет-туры, пэкидж-туры);

– инклюзив-туры;

– заказные туры.

Пакетный тур – серийный тур, предлагаемый в широкую продажу по более низкой цене и включающий только 4 базовых обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.

Турпакет является обязательной частью любого тура. Тур может быть больше турпакета или равен ему.

Инклюзив-тур (IT) – жесткий, заранее спланированный набор услуг, сориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. Такой тур отличается единой для всех программой, единым графиком путешествия (автобусные, круизные туры).

Существуют следующие обозначения инклюзив-туров:

ITC – инклюзив-тур с чартерным авиарейсом;

ITX – инклюзив-тур с экскурсионной программой.

Наиболее распространенными инклюзив турами можно назвать маршрутные туры, когда на автобусе группа туристов совершает путешествие по нескольким городам и странам. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют сделать его заказным. Инклюзивами являются также круизные туры, хобби-туры.

Инклюзив-туры организуются и предлагаются на популярных маршрутах (например, «Классическая Италия» или «Автобусом по Европе» и др.), в известные места туризма и отдыха, пользующиеся устойчивым спросом.

Инклюзив-туры дают возможность рассчитывать на специальные авиационные тарифы, предоставляемые авиакомпаниями турагентствам именно для этих туров. Инклюзив-тур для туристского тарифа в соответствии с требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) должен включать не менее трех услуг: авиаперелет, размещение в гостинице по всему маршруту путешествия и еще одну, любую, не связанную с первыми двумя (экскурсию, аренду автомобиля и т. д.).

Несмотря на колебания спроса на такие туры, они имеют определенные преимущества для дальнейшего их развития:

– в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно;

– турагентству легче советовать клиенту, какой выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее;

– больше возможности показать привлекательность своего продукта.

К недостаткам инклюзив-туров относятся:

– наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента;

– чрезмерная насыщенность программы;

– реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.

Заказной тур – комплектуется по желанию и при непосредственном участии туриста. Это многовариантный тур, который состоит из турпакета и комплекса услуг на маршруте.

Турист имеет возможность выбирать вариант обслуживания по каждому виду услуг. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом им месте отдыха:

– размещение – разные по уровню, типу и месту расположе­ния гостиницы;

– питание – разные варианты (полный или полупансион, или совсем без питания), шведский стол или «а ля карт» с обслужи­ванием и т. д.;

– экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор;

– транспортные услуги – варианты авиаперелета, железнодорожного проезда, аренды автомашины и т. д.;

– спортивные и курортные услуги – пользование такими программами на выбор, а также возможность трекинга или похода;

– визовые услуги, а также услуги страхования (в необходимых случаях) и т. д.

Как уже было сказано, турист сам участвует в составлении программы своего отдыха или путешествия. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении пакета тура (турпутевки).

Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Для обеспечения качественного и оперативного исполнения заказов в настоящее время в международном туризме широко используются компьютерные коммуникационные системы, пользователями которых являются многие турагентства и операторские компании мира. В международном туризме широко используется компьютерная и телефаксная связь, позволяющая оперативно (в течение полутора часов) решить проблему комплектации пакета, обсчета цены и продажи тура.

При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать квоту неподтвержденных мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещенными в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в одной гостинице и тем самым облегчить организацию их обслуживания.

Все туристские поездки совершаются на групповой или на индивидуальной основе в зависимости от личного характера туриста и его бюджета, а также от особенностей тура.

Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие.

Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот, более дешевые и доступны массовому туристу, но в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия.

Организация заказных индивидуальных поездок, как уже говорилось, является очень трудоемким процессом, требующим использования компьютерной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расчетов и других операций.

Заказной индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высокие валютные доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туристов. Поэтому в стратегии маркетинга российского туроперейтинга необходимо найти должное место мерам по развитию заказного индивидуального туризма на территории России, проведя в этом направлении соответст­вующие исследования.

2. По построению трассы маршрута туры подразделяются на:

– линейные;

– радиальные (стационарные);

– кольцевые.

Полезная информация

Словарь тур-терминов

АВИАТАРИФ

— стоимость перевозки одного пассажира на самолете на определенное расстояние. В международных перевозках различают индивидуальные, групповые, обычные и специальные авиатарифы.

АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН

— гостиничный тариф, включающий в себя стоимость размещения и трехразового питания.

АНГЛИЙСКИЙ ЗАВТРАК

— полный завтрак, обычно включает в себя фруктовый сок, яичницу с ветчиной, тосты, масло, джем и кофе или чай.

АННУЛЯЦИЯ

— отмена туристической поездки.

АПАРТ-ОТЕЛЬ

— гостиница, номера в которой состоят из апартаментов.

АПАРТАМЕНТЫ

— тип номеров в гостиницах, по своему оформлению приближенные к виду современных квартир, включая места для приготовления еды (стоимость питания обычно не включается в стоимость номера).

БАГАЖНАЯ КВИТАНЦИЯ

— оформляемый авиакомпанией и выдаваемый пассажиру при регистации багажа официальный документ, подтверждающий, что авиакомпания берет на себя перевозку этого багажа и выдачу его пассажиру по окончании перевозки.

БЕРЕГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

— совокупность услуг (экскурсий, театральных представлений и т.д.), предоставляемых участнику круиза в портах захода круизного судна в период его стоянки.

БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ

— пропуск для перевоза через таможенную границу соответствующей страны товаров без обложения их ввозными пошлинами. Обычно беспошлинно пропускаются предметы личного обихода в разумных пределах.

БЛОК-ЧАРТЕР

— аренда определенной части транспортного средства на один или несколько регулярных рейсов.

БОНУСНАЯ СИСТЕМА АВИАКОМПАНИЙ

— система премий для клиентов конкретной авиакомпании за достижение установленных показателей числа продолжительности полетов, летных часов и т.д.

БРОНИРОВАНИЕ

— предварительное закрепление за определенным туристом (пассажиром) мест в гостиницах или на транспортных средствах, билетов в культурно-зрелищные учреждения на определенную дату.

БУНГАЛО

— отдельная постройка, используемая для размещения туристов, часто предлагается в тропических и южных странах.

БЮРО ОБСЛУЖИВАНИЯ

— бюро в гостинице, осуществляющее разнообразный информационный сервис, валютно-финансовые операции, обеспечение его транспортными билетами и билетами для посещения культурно-зрелищных мероприятий, организацию медицинской помощи.

ВАУЧЕР

— документ, выданный туристской или транспортной фирмой в подтверждение того, что турист оплатил конкретные виды услуг: проживание в гостинице, питание, экскурсионное обслуживание, проезд на транспорте и т.д. и являющийся основанием для получения этого обслуживания.

ВИЗА

— специальное разрешение соответсвующих органов иностранного правительства на въезд, выезд, проживание или проезд через территорию данного государства.

ВСЕ ВКЛЮЧЕНО (all inclusive)

— система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг может быть существенно расширен и включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т.д.

ВСТРЕЧА И ПРОВОДЫ

— набор услуг (помощь переводчика, поднос багажа, автотранспорт), предоставляемых туристам при их доставке с ж/д вокзала, из аэро- или морского порта в гостиницу и обратно.

ГИД

— проводник-профессионал, показывающий туристам достопримечательности города или местности.

ДАЙВИНГ

— подводное погружение с аквалангом.

ДОРОЖНЫЙ ЧЕК

— банковское платежное средство, которое может быть обменено на наличные деньги в той валюте, в которой оно выписано, или на эквивалентную сумму в иностранной валюте по действующему курсу. Банки, выдающие дорожные чеки, гарантируют полный возврат денег в случае утери этих чеков в результате кражи, уничтожения и т.п.

ДЬЮТИ-ФРИ (duty free)

— система беспошлинной торговли в аэропортах, на бортах самолетов,паромах и других транспортных средств, или в отдельных местах посещения иностранцев (как правило, сигареты, вино, парфюмерия и сувениры).

ЕВРОЛАЙН

— международная ассоциация перевозчиков, об’единяющая 35 крупных европейских автобусных компаний. Система Евролайн соединяет между собой 21 крупнейший город Европы. При использовании специального проездного билета Евролайн-пас можно получать значительные скидки в течение от 30 до 60 дней на пассажирские автобусные рейсы по Европе без возрастных ограничений.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЛАН

— гостиничный тариф, включающий в себя только стоимость размещения (без стоимости питания).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРУИЗ

— железнодорожная туристская поездка в течение несколькоихдней по круговому маршруту с использованием поезда не только для передвижения, но и для предоставления туристам размещения, питания и т.д. с остановками по маршруту для проведения экскурсий.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГОВОЙ МАРШРУТ

— круговой маршрут с транспортировкой пассажиров до места назначения и обратно одним и тем же видом транспорта.

ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР

— место пересечения границы для провоза вещей, не подлежащих обязательному таможенному декларированию.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТУР

— тур с определенным набором туруслуг, заказанный клиентом (или небольшой группой) по своему усмотрению, включая размещение, питание, трансфер, экскурсионную и развлекательную программу.

ИНКЛЮЗИВ-ТУР

— основной вид индивидуального или группового тура. Как правило, представляет собой жестко спланированную по маршруту, времени, сроку, набору и качеству услуг поездку, которая продается потребителю как неразделимый на элементы товар по общей цене, обычно включаюший в себя стоимость как обслуживания, так и проезда по маршруту.

ИНТЕР-РАЙЛ

— система проездных билетов на железнодорожном транспорте, позволяющая в течение определенного срока действия ездить внутри зоны билета без ограничений.

КАРТОЧКА ПРИБЫТИЯ

— специальный бланк, заполняемый пассажиром, прибывающим в другую страну самолетом или теплоходом и сдаваемый пограничной службе.

КАЙОНИНГ

— спуск по горным рекам и водопадам в гидрокостюмах без применения плавсредств.

КЕМПЕР

— турист, путешествующий на автотранспорте и пользующийся кемпингом.

КЕМПИНГ

— лагерь для автотуристов, оборудованный палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (например, бунгало), автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и канализации и оснащенный приспосаблениями для приготовления пищи.

КЛАСС

— разряд пассажирских железнодорожных вагонов, кают на теплоходах, мест на самолетах, устанавливаемый в зависимости от степени удобств, предоставляемых пассажирам (туристам).

КОМБИНИРОВАННЫЙ БИЛЕТ

— билет на поездку с использованием двух и более транспортных средств (например, самолет-теплоход, поезд-автобус и т.д.)

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

— стандартный набор туристических услуг, обычно включающий в себя встречу и проводы, размещение в гостинице, питание и экскурсионное обслуживание.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВТРАК

— легкий завтрак, состоящий из кофе или чая, сока, булочки, масла и джема.

КРУИЗ

— морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и т.д., включающая в программу береговое обслуживание.

МАНИФЕСТ

— список членов команды и пассажиров морского пассажирского судна с указанием паспортных данных.

МАРШРУТ

— заранее намеченный или установленный путь следования путешественников (туристов) или транспортных средств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ

— документ определенной формы, подтверждающий факт учебы в университете или другом высшем учебном заведении, для получения ряда льгот студентами при совершении туристических поездок.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН

— гостиничный тариф, включающий в себя стоимость размещения и двухразового питания (завтрак и обед или завтрак и ужин).

МОТЕЛЬ

— гостиница для автотуристов, расположенная на автостраде, как правило, оборудованная гаражом, станцией технического обслуживания, автозапрвочной станцией и другими службами, необходимыми автотуристам.

НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ

— самодеятельные поездки туристов, как правило, организуемые самими туристами без помощи туристского сбытового аппарата; оплата услуг обычно производится по мере пользования ими.

НОРМА БАГАЖА

— максимальный вес или габарит багажа, принимаемого авиакомпанией к бесплатной перевозке. Нормы дифференцированы по классам пассажирских мест.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПОЕЗДКА (РЕКЛАМНЫЙ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТУР)

— бесплатный или льготный тур, организуемый для турагентств и (или) сотрудников авиакомпании с целью их ознакомления с определенными туристскими маршрутами и центрами.

ОРГАНИЗАТОР ТУРА

— частное лицо (иногда турагент) или организация, собирающая группу туристов для участия в туре, предлагаемом тиристской фирмой. Как правило, организатору тура может предоставляться возможность бесплатной поездки по данному маршруту.

ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ

— поездка, организуемая туристскими фирмами по стандартному или разработанному самим туристом маршруту.

ПАНСИОН

— небольшая частная гостиница (на 5-10 номеров), в которой обслуживание гостей обеспечивается владельцем или семьей, которые обычно проживают в этом же здании.

ПАРКИНГ

— место для стоянки автотранспорта.

ПАРОМ

— самоходное судно, специально оборудованное для перевозки пассажиров и транспортных средств (автомобилей, ж.д вагонов и пр.) при перевозке через водоемы (моря, проливы и пр.).

ПЕРЕВЕС БАГАЖА

— излишки багажа (по весу и габаритам) сверх установленного авиакомпанией предела, перевозка которых оплачивается пассажирами дополнительно.

ПЛАН-КАРТА

— схема расположения мест в каютах или купе.

ПЛАЦКАРТА

— дополнительная к проездному билету карточка или ж/д квитанция на право занятия определенного места в поезде дальнего следования.

ПОЛЕТНЫЙ КУПОН

— часть билета, в обмен на которую авиакомпания предоставляет пассажиру перевозку на указанном в ней участке.

ПОЛНЫЙ ПАНСИОН

— вид питания в гостиницах, при котором в стоимость проживания включается трех- или четырех-разовое питание.).

ПОЛУПАНСИОН

— вид питания в гостиницах, при котором завтрак и ужин или завтрак и обед включены в стоимость проживания.

ПОРТ ЗАХОДА

— пункт промежуточной стоянки морского пассажирского судна, предусмотренный его маршрутом.

ПОРТОВЫЙ СБОР

— сбор, взимаемый с пассажиров при их прибытии в како-либо город или страну, при отъезде из какого-либо города или страны в случае прохождения ими через морской, речной или аэропорт.

ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН

— карточка, выдаваемая пассажирам на авиа- и морских линиях, которую они обязаны сдать контрольной службе при посадке.

ПРЯМОЙ РЕЙС

— рейс, при котором пассажир не делает пересадок на всем пути следования от пункта вылета до пункта назначения.

ПЭКИДЖ-ТУР

— любой тур (индивидуальный или групповой), включающий в себя некоторый набор услуг (перевозка, размещение, питание, экскурсии и т.д.), общая продажная стоимость которого равна стоимости его элементов.

РАСЧЕТНЫЙ ЧАС

— момент начала (окончания) суток (обычно 12.00 часов дня), до наступления которого клиент гостиницы обязан освободить номер либо оплатить полностью или частично следующюю ночевку.

РАФТИНГ

— сплав по горным рекам на лодках, катамаранах или плотах, не оборудованных моторными средствами.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

— выдаваемый в ряде стран пограничными властями временным посетителям при въезде в страну и возвращаемый ими пограничным властям при выезде из страны документ, подтверждающий регистрацию этих посетителей властями данной страны.

РЕГУЛЯРНЫЙ РЕЙС

— рейс, выполняемый постоянно в течение определенного срока в соответсвии с заранее опубликованным расписанием.

РЕКЛАМАЦИЯ

— претензия; заявление одной стороны о том, что другая сторона не выполнила (полностью или частично) лежащих на ней обязательств, и требование в связи с этим соответствующего возмещения.

РЕКЛАМНЫЙ ТУР

— бесплатный или льготный тур, организуемый для турагентств и (или) сотрудников авиакомпании с целью их ознакомления с определенными туристскими маршрутами и центрами.

РЕЦЕПЦИЯ

— общий зал или комната в гостиницах для приема, регистрации и оформления гостей, а также нахождения дежурных-портье для приема и выдачи ключей от номеров и выполнения различного вида поручений гостей отеля.

РУЧНОЙ БАГАЖ

— вещи, которые пассажиру разрешено авиакомпанией без дополнительной платы перевозить при себе, причем ответственность за сохранность ручного багажа лежит на самом пассажире.

САФАРИ

— туристическая поездка с целью охоты или знакомства с местной природой, как правило в странах Центральной Африки.

СЕМЕЙНЫЙ ПЛАН

— система скидок со стоимости размещения, предоставляемых в некоторых странах гостиницами членам одной семьи, путешествующим вместе.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТУРУСЛУГ

— процедура проверки качества предлагаемых продуктов туристской фирмы с последующей выдачей сертификата соответствия качества.

СИСТЕМА ФОРТУНА

— продажа пакета туруслуг со скидкой за размещение без указания конкретной гостиницы, название которой становится известно при приезде на место отдыха. При этом гарантируется размещение в отеле определенной категории.

СКИ-ПАСС

— разрешение или пропуск на пользование подъемниками в определенном месте для спуска на горных лыжах или сноуборде.

СНОУБОРД

— спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске.

СОПРОВОЖДАЮЩИЙ

— служащий туристической фирмы, в обязанности которого входит сопровождение туристов по маршруту, организация размещения, питания и перевозки.

ТАЙМШЕР

— покупка права пользования номером на одну-две недели в том или ином месте в течение продолжительного периода. При этом создаются условия для обмена местами отдыха, что позволяет владельцам таймшеров менять место отдыха.

ТАКС-ФРИ (tax free)

— система частичного возврата налога на добавленную стоимость в ряде стран при покупке и вывозе товара иностранцами. Как правило, используется в крупных магазинах при приобретении товара свыше определенной суммы. Деньги могут возвращаться при пересечении границы или в стране постоянного пребывания.

ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

— письменное или устное заявление со стороны туристов таможенным властям при пересечении границы, содержащее сведения о перевозимых туристами вещах и предметах.

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА

— налог, которым облагаются некоторые товары, пропускаемые через границу какой-либо страны.

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ

— частичное или полное освобождение от уплаты таможенной пошлины на ввоз в страну предметов или товаров, обычно облагаемых пошлиной; частичное или полное снятие ограничений на вывоз из страны определенных предметов или товаров.

ТАМОЖНЯ

— государственное учреждение, осуществляющее контроль и пропуск товаров и личных вещей, провозимых через гранцу, и взимание таможенной пошлины.

ТАРИФЫ АВИАБИЛЕТОВ

— дифференцированная система оплаты авиаперевозки в зависимости от уровня предоставляемых услуг, условий использования, обмена и возврата авиабилетов. Некоторые виды тарифов: экскурсионный — бронь в любой день, обратная дата может быть открыта в пределах срока действия тарифа, сдача билета в любой момент с потерей небольшой суммы. Молодежный — скидка около 20% от основного экскурсионного тарифа. Групповой льготный тариф для группы от 6-10 человек на срок пребывания от 6 дней до 1 месяца. АРЕХ — бронь не менее, чем за 7 дней, дата вылета туда и обратно строго фиксированы, штраф при сдаче билетов за 7 дней — 50%, при более позднем сроке сдачи билетов деньги не возвращаются. РЕХ — бронь в любое время, дата вылета строго фиксируется, штраф 50% при возврате билета до регистрации вылета.

ТОПЛЕС

— использование купальника без верхней части (в некоторых странах не рекомендуется или запрещается).

ТРАНЗИТ

— провоз пассажиров (туристов) из одной страны в другую через промежуточную страну.

ТРАНСФЕР

— любая перевозка туриста внутри туристского центра (доставка с вокзала, аэропорта или морского порта в гостиницу и обратно; с одного вокзала, аэро- или морского порта на другой; из гостиницы в театр и обратно).

ТРЕККИНГ

— пешие походы по пересеченной местности без специальной подготовки участников.

ТУР

— туристкая поездка по определенному маршруту в определенный срок с определенным комплексом услуг (перевозка, размещение, питание и др.). Различается индивидуальное и групповое путешествие.

ТУРДОКУМЕНТЫ

— документы, выдаваемые туристам обслуживающей их туристской фирмой в обмен на ваучер в первом пункте обслуживания (гостиничные талоны, талоны на питание и экскурсии), против которых туристам предоставляются конкретные туристические услуги.

ФОРС-МАЖОР

— обстоятельство, наступление которого не могло быть предотвращено стороной, ответственной за исполнение обязательства, и являющееся причиной неисполнения последнего (например, война, стихийное бедствие и т.п.).

ФОТОСАФАРИ

— туристская поездка с целью фотографирования редких животных и растений в естественных условиях их обитания.

ФРАХТОВАНИЕ

— заключение чартера.

ХОСТЕЛ

— разновидность гостиниц с небольшим набором услуг.

ЧАРТЕР

— договор между владельцами транспортного средства (теплохода, самолета, автобуса и т.п.) и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок.

ШЕНГЕНСКАЯ ВИЗА

— единая виза сроком до трех месяцев, которая дает возможность беспрепятственно передвигаться по территории стран Шенгенской группы(Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Испания, Португалия, Италия и др.) в течение срока действия визы.

ШВЕДСКИЙ СТОЛ

— вид самообслуживания в ресторанах, кафе, отличающийся тем, что посетители за единую усредненную плату получают любое количество блюд по своему выбору из числа предлагаемых, заранее выставленных в зале.

ШОП-ТУР

— туристская поездка, целью которой является покупка определенных видов товаров, характерных для страны пребывания.
Вся полезная информация…