Боевой устав пожарной

Андрей Давыдов

Опубликован и с 04 марта 2018 года вступает в действие новый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (утв. приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444, зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2018 № 50100).

Новый Боевой устав определяет основные положения по тушению пожаров.

Так, во-первых, при проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара проводится разведка пожара, включающая в себя необходимые действия для обеспечения безопасности людей и спасения имущества, в том числе:

  • создание условий, препятствующих развитию пожара и обеспечивающих его ликвидацию;
  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
  • ограничение или запрещение доступа к месту пожара, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к нему территориях;
  • охрана места тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов;
  • эвакуация с места пожара людей и имущества, оказание первой помощи;
  • приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожара (ОФП), если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

Во-вторых, при проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара определяется направление, на котором использование сил и средств обеспечивает наиболее эффективные условия для выполнения основной боевой задачи.

При определении решающего направления устав требует исходить из следующих основных условий:

  • реальная угроза жизни людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров на месте пожара, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна — силы и средства подразделений пожарной охраны направляются на спасение людей;
  • угроза взрыва или обрушения строительных конструкций — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;
  • охват пожаром части здания (сооружения) и наличие угрозы его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;
  • охват пожаром отдельно стоящего здания (сооружения) и отсутствие угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
  • охват пожаром здания (сооружения), не представляющего на момент прибытия подразделений пожарной охраны ценности, и наличие угрозы перехода пожара на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту соседних, не горящих, зданий (сооружений).

В-третьих, проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Наконец, новый Боевой устав закрепляет норму федерального закона, что участники боевых действий по тушению пожаров, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба.

В заключение стоит заметить, что, как видно из вышеприведенных положений, Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет не только порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, но также и связанные с этим гражданско-правовые отношения с участием собственников имущества и иных лиц — это имеет важное значение при определении условий выплаты страхового возмещения и других компенсаций.

Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.

Обязанности

Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Заступая на смену, водитель обязан:

  1. Подчиняться приказам командира отделения или начальника караула.
  2. Совместно со старшим по званию решать задачи технического характера.
  3. Быстро принимать сигнал о пожаре и выезжать по вызову в составе боевого расчета.
  4. Знать особенности района работы подразделения: подъездные пути, систему водоснабжения, расположение взрывоопасных объектов.
  5. Уметь обращаться со стоящей при боевом расчете техникой. К управлению спецтехникой допускается персонал, получивший спецдопуск.
  6. Следить за вверенной машиной, поддерживая ее в постоянной боевой готовности.
  7. При пересменке проверять закрепленную за подразделением пожарную и аварийно-спасательную технику.
  8. При выявлении недостатков технического состояния машины докладывать командиру подразделения, совместно принимая решения по устранению поломок.
  9. Заполнять техническую документацию по эксплуатации закрепленной техники.
  10. Не нарушать правила эксплуатации гаражного оборудования.
  11. Осуществлять ТО автомобиля.
  12. Придерживаться правил охраны труда и выполнять санитарно-гигиенические нормы при работе с техникой.
  13. Использовать закрепленную технику исключительно по инструкции и требованиям руководящих документов.
  14. Своевременно предоставлять старшему водителю информацию о состоянии машины для занесения их в паспорт автомобиля.
  15. Следить расходом горюче-смазочных материалов.
  16. Готовить технику для государственного ТО.

Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.

Обязанности старшего водителя

Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:

  1. Проверка приема-передачи машин при смене дежурств.
  2. Контроль горюче-смазочных материалов на всех автомобилях в гараже.
  3. Проверка технических неисправностей и боевой готовности машин.
  4. Прием замечаний по состоянию техники от дежурных водителей и разработка плана устранения поломок.
  5. Проведение мероприятий по профилактике потенциальных ДТП.
  6. Контроль соблюдения подчиненными правил ТБ, охраны труда, производственных санитарных норм в части.
  7. Участие в процедуре ТО и СО автомобилей.
  8. Обеспечение своевременных медицинских проверок водителей.

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:

  1. Парковка ПА на место, определенное руководителем, учитывая требования Боевого устава и правил охраны труда.
  2. Обеспечение путей передислокации машины в случае усложнения ситуации.
  3. Гарантия бесперебойной работы узлов и агрегатов ПА.
  4. Контроль уровня горюче-смазочных материалов и огнетушащих средств.
  5. Доклад старшему о неполадках машины и недостатках технических жидкостей.
  6. Контроль состояния всасывающих рукавов.
  7. Промывка техники водой в случае попадания пены во внутренние полости насоса и заполнения ею проходных каналов пеносмесителя.
  8. Участие в боевой операции по приказу командира отделения, начальника караула.

Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.

СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ БОЕВЫХ УСТАВОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ 1937, 1940, 1953, 1970 ГГ.)

А.А. Смирнова, кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. А.А. Талашова.

Федеральное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России»

Дана общая характеристика боевых уставов пожарной охраны 1937, 1940, 1953, 1970 гг. Проанализированы предпосылки принятия, выявлены особенности, сходства и различия, проанализирована структура боевых уставов пожарной охраны, действовавших в указанный период.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарная охрана, руководитель тушения пожара, Боевой устав пожарной охраны, тушение пожаров, аварийно-спасательные работы

Правовое регулирование отношений, возникающих в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, традиционно играет значительную роль в обеспечении эффективности реализации функций пожарной охраны. От результативности исполнения указанной функции зависят не только жизнь и здоровье граждан, но и социальное и экономическое благополучие государства в целом. В начальный период истории Советского государства на формирование его правовой системы огромное влияние оказали революционные движения и изменения, произошедшие в аппарате государственного управления. Эти факторы оказали влияние и на развитие законодательства в сфере пожарной безопасности.

В СССР официальным руководящим документом, определяющим основы организации тушения пожаров и проведения, связанных с ними, первоочередных аварийно-спасательных работ, с 1937 г. являлся Боевой устав пожарной охраны (БУПО) .

Первым официальным документом в истории отечественного законодательства, содержащим нормы права в области пожаротушения, стал Пожарный устав 1832 г., вошедший в состав Свода законов Российской империи. Положения Пожарного устава стали

фундаментом системы российского законодательства о пожарной безопасности в дореволюционный период. Организации тушения пожаров в нем была посвящена третья глава «О тушении пожаров», которую можно смело назвать предшественницей БУПО .

По данным трудов VI Международного пожарного конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге в мае 1912 г., количество пожаров за период с 1905 по 1907 гг. в столице Российской империи возросло почти в полтора раза — с 1 053 до 1 466. В провинциальных городах количество пожаров еще более увеличилось: в Воронежской губернии — более чем в три раза; в Орловской — в 2,4; в Саратовской — в 2,2; в Тамбовской — в два раза. В начале XX в. рост числа пожаров в сельской местности обгонял прирост сельского населения, причем крестьянское имущество горело в четыре-пять раз чаще городского. Низкий уровень культуры, отсутствие огнестойкого строительства и других предупредительных мер, неорганизованности пожарной охраны при слабой экономической основе крестьянского хозяйства делали его (крестьянина) совершенно беспомощным после каждого крупного пожара . Резкое увеличение численности пожаров требовало повышения уровня ответственности должностных лиц, на которых были возложены обязанности по ликвидации пожаров, что обусловило необходимость более детальной правовой регламентации указанных отношений.

Отечественными учеными в XIX-XX вв. было подготовлено научное обоснование необходимости разработки, наряду с Пожарным уставом, единого документа в области пожаротушения . Однако революционные события в России и создание нового типа государственности помешали планам проведения пожарной реформы. Только в 30-е гг. XX в. в СССР вернулись к идее кодификации противопожарного законодательства в части правил пожаротушения.

В 1937 г. отделом подготовки Главного управления пожарной охраны Народного комиссариата внутренних дел (ГУПО НКВД) СССР был разработан и разослан для проработки и практической проверки в части пожарной охраны проект документа, который получил следующее название: «Боевой устав пожарной охраны. Проект» . Судя по всему, данный документ так и не был введен в действие официально. Однако некоторые факты свидетельствуют о том, что указанный проект все же применялся пожарными в их практической деятельности. В частности, это подтверждается тем, что НКВД СССР Приказом от 10 февраля 1940 г. № 86 отменил «Проект Боевого устава пожарной охраны 1937 года» . Кроме того, в литературе можно встретить и наименование БУПО 38 , под которым подразумевается Проект Боевого устава пожарной охраны 1937 г.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что указанный документ был действующим «de facto».

В рассматриваемый период функция по тушению пожаров выделяется в качестве самостоятельной из общих функций милиции по обеспечению правопорядка. 10 июля 1934 г. декретом Центрального исполнительного комитета СССР был образован НКВД СССР . В его состав вошло и вновь созданное ГУПО. На это Управление и его органы на местах был возложен государственный пожарный надзор на всей территории страны, пожарная охрана объектов, имеющих особо важное государственное значение.

В Проекте БУПО 1937 г. впервые в истории советского законодательства о пожарной безопасности было дано понятие «пожарная команда», под которым подразумевалось организационно-боевое соединение, состоящее из специально подготовленного личного состава, оснащенного вооружением и средствами для тушения пожаров.

Также в Проекте БУПО 1937 г. вводились новые термины и понятия, ранее не использовавшиеся в руководящих документах, но большинство из которых продолжают использоваться до сих пор. К таким понятиям относились следующие: караул, отделение, оперативное отделение, начальник караула, командир отделения, руководитель тушения пожара, штаб руководства, начальник штаба, боевой участок, начальник боевого участка, позиция, дежурный связист, тревога, локализация и ликвидация пожара, боевой расчет, готовность к выезду, боевое развертывание, тыл, начальник тыла, разведка водоисточников,

связные, разведка пожара, рукавная линия (и ее виды), атака пожара, позиция ствола, ствольщик.

Проектом БУПО 1937 г. была предпринята попытка четкого разграничения обязанностей должностных лиц, участвующих в тушении пожаров, а именно: начальника караула (руководителя тушения пожара), командира отделения, шофера пожарной автомашины, а также кучера конного хода, начальника тыла, начальника боевого участка, бойца боевого расчета, бойцов, обслуживающих разветвление и рукавные линии, бойцов, прокладывающих рукавные линии, ствольщика, дежурного связиста и связного.

Особое внимание в Проекте БУПО 1937 г. уделялось управлению подразделениями при тушении пожара.

В Проекте БУПО 1937 г. содержится указание о выделении специальных служб: службы связи, газодымозашитной службы, осветительной службы, водозащитной службы, санитарной службы. Кроме того, вводилась должность оперативного фотографа.

В отличие от Пожарного устава 1832 г., где солдаты и люди внутренней стражи призывались на помощь в случае усиления пожара и недостатка в людях, войсковые и милицейские части в соответствии с БУПО привлекались только для оцепления места пожара или охраны эвакуированного из горящего объекта имущества.

Помимо вышеуказанного, новеллами Проекта БУПО 1937 г. являлись нормы: о порядке выезда автомашин (ходов), о подготовке к боевому развертыванию, об оперативном плане, об освещении ночью при наличии тумана или при сильном задымлении, о порядке проведения разведки, о порядке проведения операций по тушению, о порядке спасания людей, о порядке эвакуации имущества, о порядке применения огнетушащих средств.

Структурно Проект БУПО 1937 г. состоял из четырех глав, включающих 286 параграфов и 19 приложений. Приблизительный объем документа составлял 127 страниц.

Указания Боевого устава должны были применяться с максимальной гибкостью и строго согласовываться с условиями обстановки на пожаре, а также с имеющимися силами и средствами для тушения пожара. Проект БУПО 1937 г. являлся основным базисом боевой подготовки личного состава пожарной охраны.

Проанализировав содержание первого в истории советского законодательства БУПО, можно сделать вывод, что у него отсутствовали признаки правового акта, по своей сути он представлял собой учебник или наставление по тушению пожаров, которое можно сравнить с одной из первых практических работ, посвященных организации деятельности пожарных формирований, применявшейся на протяжении XIX в., «Практическим наставлением брандмейстерам» 1818 г. .

Проект БУПО 1937 г. отменен Приказом НКВД СССР от 10 февраля 1940 г. № 86, которым был введен в действие Боевой устав пожарной охраны НКВД (БУПО 1940 г.). Он стал первым формальным общеобязательным правовым актом, регулирующим организацию тушения пожара и проведение операций по тушению пожара.

В 1939 г. в Европе началась Вторая мировая война. Советская пожарная охрана усиленно стала готовиться к действиям в боевых условиях с учетом того, что авиация и артиллерия фашистской Германии в массовом порядке применяли бомбардировку и обстрелы не только прифронтовой полосы, но и мирных городов с гражданским населением с использованием зажигательных снарядов. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1934 г. пожарные команды вновь стали милитаризованными. Принятие новых руководящих документов фактически переводило пожарную охрану в СССР на военное положение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура БУПО 1940 г. включала семь глав, содержавших 187 статей и три примерные схемы. Приблизительный объем приказа — 70 страниц. При разнице в объемах содержания Проект БУПО 1937 г. и БУПО 1940 г. во многом повторяли друг друга.

Первая глава БУПО 1940 г. носила декларативный характер и закрепляла, что основной функцией пожарной охраны является «защита от пожаров социалистической собственности и личного имущества граждан СССР», а «первостепенной обязанностью бойцов и командиров являлось немедленное оказание помощи гражданам в случае возникновения угрозы их жизни при пожаре, стихийном бедствии, аварии или катастрофе» . При этом отмечалась значительность роли пожарного, его моральных и физических сил, личной инициативы.

БУПО 1940 г. в структуру управления на пожаре включает такое должностное лицо как руководитель пожаротушения, роль которого выполнял начальник караула либо старший начальник, которому передавалось руководство пожаротушением по его требованию.

Отличительной чертой БУПО 1940 г., обусловленной военной обстановкой, являлось введение норм, посвященных действиям пожарной охраны в условиях противовоздушной обороны (ПВО). При этом отмечалось, что пожарные подразделения использовались исключительно для тушения пожаров и спасания людей из горящих или разрушенных зданий. Обязательной первоочередной процедурой по прибытии на пожар стало проведение химической разведки, которая возлагалась на химические подразделения местной противовоздушной обороны (МПВО) или в их отсутствие проводилась силами и средствами пожарного отделения (караула).

Еще одной особенностью БУПО 1940 г., характерной для законодательства того времени, являлось введение в структуру пожарной охраны политического аппарата, обязанностью которого было проведение повседневной политической работы по обеспечению боевых действий пожарной охраны, в частности, забота об исправности всего противопожарного оборудования и средств пожаротушения, находящихся на вооружении пожарных частей и о наличии всего необходимого для работы на пожаре.

Приказом НКВД СССР от 31 января 1943 г. № 90 «Дополнения и изменения к Боевому уставу пожарной охраны (БУПО — 1940 г.)» была уточнена и дополнена 51 статья .

С принятием указанных изменений расширялся функционал пожарной охраны. Обязанности пожарной охраны были дополнены дегазационными работами. Определено, что в условиях воздушного нападения главнейшей задачей пожарной охраны являлась ликвидация открытых пожаров, демаскирующих город (объект) ночью. Также была дополнена шестая глава новым разделом об оперативных группах пожаротушения, предназначенных для руководства тушением пожарами, возникающих во время воздушных налетов в городах, объявленных на «угрожаемом положении». Введены положения, определяющие порядок действий пожарной охраны при тушении складов и вагонов с боеприпасами и нефтепродуктами. Значительные изменения внесены в положения о разведке пожара, в частности, выделены предварительная и корректирующая разведка и определены их задачи.

БУПО 1940 г. был также введен в действие отдельными приказами Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (от 20 июля 1940 г. № 425), Центрального управления военно-строительных частей и ПВО Народного комиссариата черной металлургии (от 13 июля 1940 г. № 169), Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (от 11 июня 1940 г.), Народного комиссариата текстильной промышленности СССР (от 16 мая 1940 г. № 354), Народного комиссариата цветной металлургии СССР (от 20 мая 1940 г. № 306), Народного комиссариата легкой промышленности СССР (от 20 мая 1940 г. № 179), Народного комиссариата химической промышленности (от 3 июля 1944 г. № 274), Народного комиссариата угольной промышленности (от 1 августа 1944 г. № 489/а).

Происходящие в послевоенные годы изменения в праве, связанные, прежде всего, с переходом к мирной жизни, а также попытками усовершенствовать государственный механизм, коснулись и БУПО.

23 сентября 1950 г. Распоряжением МВД СССР № 762 был объявлен проект Боевого устава пожарной охраны (БУПО-50) , который также как и Проект БУПО 1937 г. не был введен в действие, но в отличие от последнего, он не применялся.

БУПО 1940 г. был отменен Приказом МВД СССР от 28 октября 1953 г. № 10, которым вводился в действие новый Боевой устав пожарной охраны (БУПО 1953 г.) .

Структура БУПО 1953 г. включала шесть глав, состоявших из 322 пунктов. Приблизительный объем документа составлял 142 страницы. Следует отметить, что построение положений документа позволяет условно выделить общую и особенную части.

При этом к общим положениям можно отнести главы с первой по пятую (общие положения, пожарные машины и их назначение, боевая работа по тушению пожара, обязанности личного состава пожарной команды при тушении пожара и боевая работа специальных служб), а к особенной части — шестую главу (особенности тушения пожаров в различных условиях).

Данный факт объединяет БУПО 1953 г. с современными кодифицированными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в различных отраслях.

БУПО 1953 г. устанавливал, что основной боевой задачей личного состава пожарной охраны на пожаре являлось спасание людей в случае угрозы их жизни и ликвидация пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия на пожар подразделений пожарной охраны.

Положения БУПО 1953 г. вносили изменения в управление пожаротушением. Так была расширена компетенция старшего начальника, возглавлявшего караул, и дополнена функцией по руководству тушением пожара. К руководству относились также руководитель тушения пожара, начальник боевого участка, начальник штаба, начальник тыла, начальник караула и командир отделения. Штаб пожаротушения определялся как штатная единица пожарной охраны, которая формировалась заранее, а не на пожаре, как предусматривали ранее действовавшие БУПО.

БУПО 1953 г. устанавливал более четкий и понятный алгоритм действий бойцов на пожаре, консолидировав все положения о боевой работе при тушении пожара в одной главе. Вместе с тем вводилась новая должность дозорного, то есть наблюдателя, оставляемого на месте ликвидированного пожара, во избежание нового возгорания.

В БУПО 1953 г. сформировался отличный от ранее действовавших БУПО подход к моменту начала процедуры тушения пожара. А именно, действия должностных лиц, по следованию на пожар, стали отправной точкой. Проект БУПО 1937 г. определял данный момент с получения сообщения о пожаре, а БУПО 1940 г. — с момента занятия бойцами позиций на пожаре. В настоящее время принята позиция Проекта БУПО 1937 г., согласно которой действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре .

БУПО 1953 г., также как и БУПО 1940 г. регламентировал политическую работу подразделений пожарной охраны, которая заключалась в личном примере, моральных функциях, заботе о личном составе, однако из указанного раздела исключались нормы о необходимости поддержания в боевом состоянии пожарного оборудования, которые возлагались непосредственно на пожарные команды.

Впервые в БУПО были включены нормы об особенностях тушения пожаров в различных условиях:

— тушение пожаров при недостатке воды;

— тушение пожаров при сильном задымлении;

— тушение пожаров при сильном ветре;

— тушение пожаров при сильном морозе;

— тушение пожаров в подвалах;

— тушение пожаров в этажных зданиях;

— тушение пожаров в чердачных помещениях;

— тушение пожаров сгораемых покрытий больших площадей;

— тушение пожаров в строящихся зданиях;

— тушение пожаров в больницах, детских учреждениях и школах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— тушение пожаров в зрелищных предприятиях;

— тушение пожаров в музеях, библиотеках, книгохранилищах, архивах, конструкторских бюро, на выставках и др.

Сегодня при обсуждении специалистами-практиками БУПО на форумах, посвященных пожарной безопасности, отмечается, что БУПО 1953 г. являлся одним из лучших .

Приказом МВД СССР от 9 ноября 1970 г. № 380 БУПО 1953 г. был отменен и введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны (БУПО 1970 г.).

Структура БУПО 1970 г. включала шесть глав, состоящих из 279 пунктов. Объем документа составлял 151 страницу. Как по структуре, так и по содержанию этот БУПО был очень похож на предыдущий. Отличительной чертой являлось выделение боевых действий подразделений пожарной охраны и руководство ими в отдельные главы.

БУПО 1970 г. наиболее подробно обозначил должностных лиц, которые становились руководителями тушения пожара, в частности к ним относились старший начальник (командир) — при работе одного подразделения, старший начальник (командир), возглавляющий подразделение той пожарной части, в районе выезда которой возник пожар или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне — при работе нескольких подразделений.

Кроме того, в БУПО 1970 г. произведена замена понятий: с «бойца» на «пожарный», с «шофера» на «водителя пожарного автомобиля».

Рассмотрев и проанализировав содержание четырех первых Боевых уставов пожарной охраны, можно сделать следующие выводы.

Источниками, послужившими основанием возникновения БУПО, являлись, главным образом, литература, основанная на сложившемся опыте («Практическое наставление брандмейстерам» 1818 г., «Пожарная тактика. Правила тушения пожаров в вопросах и ответах» Э.Э. Лунца и П. А. Федотова), а также Пожарный устав Российской империи.

Сложившаяся в XIX в. практика применения при тушении пожаров теоретических трудов ученых способствовала тому, что в конце 30-х гг. XX в. как руководящий документ стал применяться Проект БУПО 1937 г., который не был введен в действие официальным правовым актом уполномоченного органа, но при этом был отменен приказом НКВД СССР, утверждавшим БУПО 1940 г.

Первые БУПО отдаленно напоминали правовые акты и больше были похожи на учебные пособия по пожарной тактике, закреплявшие основные понятия, распределение обязанностей между должностными лицами на пожаре, порядок их действий. Причем, следует отметить, что в Проекте БУПО 1937 г. и БУПО 1940 г. отсутствовала систематизация правовых норм и положения по сходным вопросам были рассредоточены по тексту документов.

Наиболее совершенным, с точки зрения юридической техники, является БУПО 1953 г., в котором положения были систематизированы и, исходя из его структуры, можно условно выделить общую и особенную часть, по аналогии с современными кодифицированными нормативными правовыми актами.

Рассмотренные в настоящей статье БУПО стали основой для дальнейшего развития законодательства в сфере организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно, для подготовки БУПО 1985 г. и БУПО 1995 г. Кроме того, данные документы стали базисом развития современного законодательства в указанной сфере правоотношений. Совершенствование нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности сегодня является одной из актуальнейших государственных задач . Однако в настоящий момент действующей редакции БУПО не существует. Развивая тезис, высказанный рядом ученых-правоведов о необходимости

долгосрочного планирования развития законодательства о пожарной безопасности и наличия ориентиров на 10-20 лет вперед , необходимо подчеркнуть, что принятие БУПО должно стать стратегической целью государственной политики в сфере пожарной безопасности.

Литература

4. Опарина Т.И. История становления и развития деятельности государства по обеспечению пожарной безопасности России в отечественной историографии // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2013. № 4. С. 69-72.

5. Проект Боевого устава пожарной охраны. М.: Гостранстехиздат: Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР, 1937. 127 с.

6. Боевой устав пожарной охраны (БУПО — 1940 г.). М.: Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР, 1940. 71 с.

8. Декрет ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. // Собр. Узаконений. 1934. № 36. Ст. 283.

9. Практическое наставление брандмейстерам. СПб.: Типография В. Плавильщикова, 1818. 191 с.

10. Главное управление Пожарной охраны НКВД СССР. М., 1943. 18 с.

11. Проект. Боевой устав пожарной охраны (БУПО-50). Магадан: Изд-во «Советская Колыма», 1951. 192 с.

12. Боевой устав пожарной охраны. М.: Трансжелдориздат, 1954. 142 с.

13. Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны: Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. № 156 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 29.

15. Боевой устав пожарной охраны. М., 1976. 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (обзор материалов «Круглого стола») // Государство и право. 2015. № 5. С. 119.

12. Boevoj ustav pozharnoj ohrany . M.: Transzheldorizdat, 1954. 142 p. (in Russ.).

15. Boevoj ustav pozharnoj ohrany . M., 1976. 151 p. (in Russ.).

Начальник тыла — должностное лицо пожарной охраны, возглавляющее работу тыла на месте вызова (пожара). Начальник тыла непосредственно подчиняется начальнику оперативного штаба (ОШ). В распоря­жение начальника тыла поступают силы и средства участников тушения пожара, не выведенные на боевые позиции, в том числе основные, специальные и вспомогательные автомобили, другие мобильные технические средства, а также резерв ОТВ, пожарно-техническое вооружение. Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах могут назна­чаться помощники начальника тыла. Обязанности начальника тыла регламентируются Боевым уставом пожарной охраны. Начальник тыла обязан организовывать работу тыла на пожаре, в том числе:

  • проводить разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;
  • сосредоточивать резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара;
  • обеспечивать бесперебойную подачу ОТВ, при необ­ходимости организовывать доставку к месту пожара специальных ОТВ и материалов;
  • принимать меры к обес­печению личного состава боевой одеждой и СИЗОД;
  • организовывать своевременное обеспечение по­жарной техники горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;
  • контролировать исполне­ние работ по защите магистральных рукавных линий;
  • организовывать, при необходимости, вос­становление работоспособности пожарных машин и оборудования, пожарно-технического вооружения;
  • обеспечи­вать ведение соответствующей документации.

Начальник тыла имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетен­ции указания участникам тушения пожара, задействованным в работе тыла;
  • требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населённого пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний оперативного штаба и собственных указаний;
  • давать предложения РТП и опе­ративному штабу о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара;
  • отдавать с со­гласия РТП (ОШ) указания дежурному диспетчеру о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Лит.: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001; Кимстач И. Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882) приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке изготовления, оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Министр

С.К. Шойгу

Приложение

к приказу МЧС РФ

от 3 июня 2005 г. N 444

Настоящая Инструкция разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882)

I. Общие положения

2. Удостоверения выдаются в соответствии с установленной формой (приложение N 1 к Инструкции) и сериями (приложение N 2 к Инструкции).

3. Удостоверения с сериями «МИН», «ДКП», дают право прохода во все административные здания МЧС России, за исключением режимных объектов, где проход осуществляется по специальным пропускам в установленном порядке.

4. Удостоверения, оформленные и выданные с нарушением установленного настоящей Инструкцией порядка, а также с помарками и подчистками считаются недействительными.

II. Порядок выдачи удостоверений

6. Удостоверения выдаются при назначении на должности, перемещении по работе (службе), по истечении срока действия ранее выданного удостоверения, а также взамен утраченного или испорченного.

7. Удостоверения выдаются сроком на 5 лет, продление срока их действия не допускается.

8. При вручении удостоверения проводится инструктаж о правилах пользования удостоверением и порядке его хранения. После этого, ранее выданное удостоверение изымается кадровым органом и в 10-дневный срок возвращается по месту его оформления для актирования и уничтожения в установленном порядке. Начальники периодически, но не реже двух раз в год, проверяют у подчиненных наличие удостоверений, а также соответствие занимаемых ими должностей.

9. В случае утраты удостоверения его владелец обязан немедленно доложить заявлением (рапортом) о происшедшем непосредственному начальнику, который сообщает об этом в кадровый орган.

По каждому факту утраты, порчи, передачи удостоверения другим лицам, использования его в целях, не связанных со служебной деятельностью, в 10-дневный срок проводится служебная проверка, и принимаются меры к розыску утраченного удостоверения. Заключение по материалам служебной проверки по каждому факту утраты, порчи, передачи удостоверений серий «МИН» и «ДКП» другим лицам, использования их в целях, не связанных со служебной деятельностью, представляется в Департамент кадровой политики МЧС России.

На основании материалов проверки издается приказ начальником, выдавшим удостоверение, в соответствии с которым оно списывается с книг учета.

10. При увольнении, переводе сотрудника, удостоверение сдается им в кадровый орган по последнему месту работы (службы), что подтверждается подписью начальника кадрового органа и заверяется печатью или штампом в личном деле работника (сотрудника).

11. Удостоверения за подписью Министра (серия «МИН») выдаются Главному государственному инспектору по маломерным судам и сотрудникам центрального аппарата МЧС России, занимающим должности от заместителя начальника отдела и выше.

12. Удостоверения за подписью директора Департамента кадровой политики МЧС России (серия «ДКП») выдаются сотрудникам центрального аппарата МЧС России, кроме указанных в пункте 11 Инструкции.

13. Удостоверения за подписью начальника Управления ГИМС МЧС России (серия «ГИМС») выдаются начальникам территориальных органов ГИМС МЧС России в составе территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, отнесенным к категории Главный государственный инспектор по маломерным судам.

14. Удостоверения за подписью начальников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (серия «ГИМС») выдаются сотрудникам территориальных органов ГИМС МЧС России в составе территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации и Центрам ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации, кроме указанных в пункте 13 Инструкции.

15. Удостоверения за подписью начальников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (серия «ВИМС») выдаются также гражданам, которые являются внештатными общественными инспекторами ГИМС МЧС России.

III. Порядок изготовления и заполнения бланков удостоверений

16. Бланки удостоверений изготавливаются с пятизначными номерами. Каждая серия бланков удостоверений начинается с N 00001 и продолжается в порядке возрастания номеров. Стороны бланка имеют размер 89 х 63 мм.

На правой стороне бланка удостоверения записываются: фамилия, имя, отчество в именительном падеже, занимаемая должность, дата выдачи, а для серий, указанных в пунктах 3, 4 приложения N 2 к Инструкции, указывается также сокращенное наименование Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Заполнение бланков удостоверений производится с помощью компьютерной техники, оборудованной лазерными или струйными печатающими устройствами, с использованием оптимальных типов шрифтов, либо от руки — черной тушью, четким разборчивым почерком.

На левой стороне бланка удостоверения наклеивается фотография без светлого угла размером 30 х 40 мм на матовой тонкой фотобумаге.

Фотографии на удостоверениях сотрудников, указанных в пунктах 11, 12 настоящей Инструкции, должны быть цветными, а на удостоверениях сотрудников, не перечисленных в этих пунктах — черно-белыми.

Под фотографией указывается личный номер владельца удостоверения (если такового не имеется — ставится прочерк) и срок действия удостоверения.

17. После подписи бланка удостоверения соответствующим начальником в нижнем левом углу правой стороны удостоверения и на правом нижнем углу фотографии левой стороны бланка удостоверения накладываются оттиски штампа — печати для удостоверений (приложение N 3 к Инструкции). В верхнем правом углу правой стороны удостоверения и на правом верхнем углу фотографии левой стороны бланка удостоверения с захватом самой левой стороны наклеивается по одной голографической наклейке. Для серии, указанной в пункте 15 настоящей Инструкции, голографические наклейки не являются обязательными.

18. После оформления обеих сторон удостоверения они ламинируются и наклеиваются на обложки.

IV. Порядок оформления удостоверений, учета, выдачи, хранения и уничтожения

приложению N 4 к Инструкции.

20. На каждую серию удостоверений ведется отдельная книга учета.

21. Оформление, учет и выдача удостоверений за подписью Министра и подписью директора Департамента кадровой политики МЧС России ведутся в управлении (автоматизации и информационного обеспечения деятельности центрального аппарата) Национального центра управления в кризисных ситуациях, а за подписью Главного государственного инспектора по маломерным судам в Управлении ГИМС МЧС России. Для этого начальники соответствующих кадровых органов направляют в Департамент кадровой политики МЧС России, или в Управление ГИМС МЧС России по две фотографии и списки сотрудников по образцу согласно приложению N 5 к Инструкции. На обратной стороне фотографии карандашом заносятся фамилия, имя, отчество и личный номер сотрудника.

22. Бланки удостоверений, голографические наклейки, книги учета хранятся в несгораемых шкафах наравне с секретными документами. Оформление, хранение и выдача удостоверений осуществляются в отдельно оборудованном помещении специально назначенным сотрудником.

23. При частичной или полной замене удостоверений неизрасходованные и испорченные бланки, а также сданные удостоверения периодически, но не реже чем раз в полугодие, подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта согласно приложению N 6 к Инструкции.

24. Ежегодно, по состоянию на 1 января, проводится проверка наличия бланков и обложек удостоверений, голографических наклеек и соответствие их учетным данным, о чем составляется соответствующий акт по образцу согласно приложению N 7 к Инструкции.

25. Акты уничтожения и проверки удостоверений утверждаются начальниками, которым предоставлено право подписи удостоверений, за исключением актов уничтожения и проверки удостоверений, подписываемых Министром, которые утверждаются директором Департамента кадровой политики МЧС России.

26. Ответственность за правильность оформления, учета, выдачи, хранения и уничтожения удостоверений возлагается на начальников, которым предоставлено право оформления и выдачи удостоверений.

27. Общий контроль за порядком оформления, учета, выдачи, хранения и уничтожения бланков удостоверений осуществляется Департаментом кадровой политики МЧС России.

V. Описание удостоверений

28. Обложки удостоверений изготовляются из материала (ледерина или искусственной кожи) темно-вишневого цвета. В развернутом виде удостоверение имеет размер 193 х 67 мм.

На внешних сторонах обложек все изображения и надписи наносятся золотым тиснением в соответствии с образцами удостоверений (пункт 1 приложения N 1 к Инструкции).

29. Внутренние стороны удостоверения имеют защитную сетку, состоящую из белых, голубых и красных продольных полос равной ширины.

30. На правой внутренней стороне удостоверения в качестве фона используется эмблема МЧС России белого, синего и оранжевого цветов.

31. Цвет оттиска штампа — печати должен быть одинаковым на обеих внутренних сторонах удостоверения и отличным от цвета защитной сетки.

Приложение N 1

к пунктам 2, 28

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

(с изменениями от 2 октября 2007 г.)

Образцы служебных удостоверений личного состава ГИМС МЧС России

1. Образец внешней стороны обложки удостоверения.

2. Образцы удостоверений серий, указанных в п. 1 приложения N 2 к Инструкции о порядке изготовления оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Инструкция).

3. Образец удостоверения серии (ГИМС), указанной в п. 13 Инструкции.

4. Образец удостоверения серии (ГИМС), указанной в п. 14 Инструкции.

5. Образец удостоверения серии, указанной в п. 3 приложения N 2 к Инструкции.

6. Образцы заполнения удостоверений ГИМС МЧС России

Приложение N 2

к пунктам 2, 11, 12, 13, 14, 15

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

Серии служебных удостоверений личного состава ГИМС МЧС России

1. Серии служебных удостоверений, выдаваемые личному составу ГИМС МЧС России, указанному в п.п. 11, 12 Инструкции соответственно:

МИН;

ДКП.

2. Серия служебных удостоверений, выдаваемая личному составу ГИМС МЧС России, указанному в п. 13, 14 Инструкции — ГИМС.

3. Серия служебных удостоверений, выдаваемая внештатным сотрудникам ГИМС МЧС России, указанным в п. 15 Инструкции — ВИМС.

Приложение N 3

к пункту 18

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

Описание штампа — печати для служебных удостоверений сотрудников ГИМС МЧС России

Изображение выполнено в виде окружности диаметром 24 мм.

Надпись выполнена в виде двойного чередования слов » МЧС РОССИИ » и порядкового номера штампа — печати, разделенных пятиконечными звездами.

В центральной части расположено изображение Государственного герба Российской Федерации в растровом исполнении.

Приложение N 4

к пункту 20

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

Книга учета и выдачи служебных удостоверений личному составу ГИМС МЧС России

│ Номер │ Дата │ Серия и номер │ Кому выдано │ Место │ Занимаемая │Роспись в│Отметка │Отметка об│

│удосто-│выдачи │ голографических │ (фамилия, │ работы, │ должность │получении│ о │уничтоже- │

│верения│ │ наклеек │ имя, │ службы │ │ │возврате│ нии │

│ │ │ │ отчество) │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Приложение N 5

к пункту 22

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

ОБРАЗЕЦ

СПИСОК

сотрудников (работников) ________________________________________________

(наименование органа управления (подразделения) МЧС России)

для оформления служебных удостоверений

┌────┬──────────────────┬─────────────────┬───────────┬─────────────────┐

│ N │ Фамилия, имя, │ Занимаемая │ Личный │ Основания для │

│п.п.│ отчество │ должность │ номер │ оформления │

│ │ │ │ │ удостоверения │

├────┼──────────────────┼─────────────────┼───────────┼─────────────────┤

│ │ │ │ │ │

├────┼──────────────────┼─────────────────┼───────────┼─────────────────┤

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

(должность, звание, Ф.И.О.)

Приложение N 6

к пункту 24

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления

МЧС России по субъекту Российской

Федерации

» » ____________ 20___ г.

АКТ об уничтожении служебных удостоверений ГИМС МЧС России

Комиссия в составе: председатель ___________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

члены комиссии: _________________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

(должность, звание, Ф.И.О.)

(должность, звание, Ф.И.О.)

руководствуясь инструкцией о порядке обращения с бланками строгой

отчетности (приказ МЧС России _______________________________) отобрала к

(дата и номер приказа)

уничтожению следующие служебные удостоверения:

┌───┬───────────────────┬────────────────────────────┬──────────────────┐

│ N │ Номер │ Фамилия, имя, отчество │ Примечание │

│п.п│ удостоверения │ │ │

│ . │ │ │ │

├───┼───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│ │ │ │ │

├───┼───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│ │ │ │ │

├───┼───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│ │ │ │ │

├───┼───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────┤

│ │ │ │ │

└───┴───────────────────┴────────────────────────────┴──────────────────┘

Всего подлежит уничтожению

___________________________________________ служебных удостоверений.

(прописью)

Председатель комиссии: ___________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Члены комиссии: _______________________ ________________________

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)

_______________________ ________________________

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)

Правильность произведенных записей с данными учета сверил

(подпись, Ф.И.О., должность)

Служебные удостоверения перед уничтожением с записями в акте сверили

и уничтожили путем сжигания

» » _____________ 20__ г.

Председатель комиссии: ___________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Члены комиссии: _______________________ ________________________

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)

_______________________ ________________________

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)

Отметки в книге учета об уничтожении служебных удостоверений

произвел:

(подпись, Ф.И.О., должность)

» » _____________ 20__ г.

Приложение N 7

к пункту 25

Инструкции, утвержденной

приказом МЧС России

от 03.06.2005 N 444

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления

МЧС России по субъекту Российской

Федерации

» » ____________ 20___ г.

АКТ

проверки наличия бланков и обложек служебных удостоверений,

голографических наклеек _________________________________________________

(наименование органа управления (подразделения) МЧС России)

на » » ____________ 20__ г.

Комиссия в составе: председатель ___________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

члены комиссии: _________________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

(должность, звание, Ф.И.О.)