Бизнес бензоколонка

Открытие АЗС привлекательно для желающих заняться делом тем, что приносит высокий доход. Серьезный шаг начинающего предпринимателя – высокоуровневый бизнес-план АЗС. Необходимо детально изучить данные о деле, возможные нюансы.

Актуальность данного бизнеса

Организовать заправку выгодно. Спрос постоянно растет на эту продукцию. Ведь сырье является ценным, без него работа транспортного средства невозможна. Чистая прибыль составляет 15-20 процентов. Хороший показатель.

Этапы организации (пошаговая инструкция/бизнес план)

Существует несколько типов заправочных станций АЗС:

  • Блочные (расположение вместилища под землей, над блоком хранения устанавливается блок топливораздаточной колонки).
  • Контейнерные (размещение вместилища над землей, отдельно от топливораздаточной колонки).
  • Стационарные (подземное нахождение вместилища, действует в месте обслуживания техники).
  • Мобильные (надземное расположение вместилища с одним основанием между топливораздаточной колонкой).
  • Передвижные станции (такие же, как мобильные, размещенные на автомобиле).
  • Модульные (надземное нахождение вместилища с пространственным разнесением топливораздаточной колонки между контейнером).

После решения 1 вопроса выберите, каким проектом будете заниматься:

  • полноценная совокупность с личными нормами и правилами;
  • открытие по франшизе (под широко известной торговой маркой).

Первый вариант предполагает автономную деятельность. Создавайте оригинальный стиль заправки.

Бизнес план азс выглядит так:

  • Резюме предприятия.
  • Проект маркетинга.
  • Организационный план.
  • Производственный план.
  • Финансовый план.
  • Анализ рисков.

В резюме расскажите о предприятии, представьте идею проекта. Укажите:

  • размер вклада;
  • сумма кредитов;
  • сроки погашения;
  • гарантии;
  • риски;
  • время окупаемости.

Маркетинговый проект заполняйте информацией о компании, что она дает потребителю, конкурентоспособность, правила реализации.

В организационной части опишите конкурентный круг, охарактеризуйте клиентов, конечных потребителей, продемонстрируйте способы привлечения посетителей.

В производственной части впишите факты предприятия:

  • фактическое нахождение;
  • количество персонала;
  • объемы сырья;
  • оборудование;
  • траты: продукт, зарплата, производство.

Финансовым планом поясните:

  • систему предприятия;
  • данные о партнерах;
  • информацию о руководящих лицах;
  • способы развития сотрудников.

В части анализа рынка дайте предварительные расчеты прибыли, расскажите о бюджете, выплатах, налогах, рисках и об окупаемости.

Придется самостоятельно искать партнера для поставки топлива. Тщательно подбирайте лицо, с которым будете сотрудничать.

Недобросовестные поставщики могут присылать некачественный продукт. Из-за таких ситуаций теряются клиенты, появляются жалобы.

Трудно конкурировать с известными фирмами.

Франчайзинг – более безопасное и распространенное явление. Специалисты отмечают, что наличие опытного и надежного партнера упрощает организацию бизнеса. После покупки франшизы вам представляют все необходимые документы. Бизнес разработки, бренд, стиль оформления – изготавливают вместо вас. Остается следовать условиям договора.

Проще иметь дело со 2 вариантом, но выбор за вами.

Поиск клиентов, реклама

Действенный метод привлечения клиентов – широкая реклама. Если вы новичок, то придется постараться, чтобы захотели заправляться у вас.

Качество топлива должно быть высшего уровня. Обзаведитесь профессиональным, вежливым персоналом. Возможность безналичной оплаты способствует прибавлению клиентов.

Создайте свой сайт. Постоянно дополняйте его полезной информацией. Тематику можно разнообразить интересными фактами. Предоставьте возможность оценки качества горючего и обслуживания.

Действенный метод привлечения – немного снизить стоимость на топливо.

Введите карту, куда начисляется установленный процент от затраченной суммы. Потребители смогут накапливать баланс на карте. Они могут совершать покупки на АЗС, когда будет хорошая сумма.

Совет Потребители чаще предпочитают проверенные бренды заправок с новым оборудованием.

Необходимое оборудование, выбор материала

Модели для АЗС представлены на рынке в большом количестве, от зарубежных и российских производителей. Ориентируйтесь при выборе на разумное соотношение качества и цены.
Набор оборудования включает в себя:

  • ТРК (топливораздаточные колонки);
  • запчасти и дополнительные атрибуты для ТРК;
  • прибор, измеряющий уровень горючего;
  • резервуары;
  • пульты управления;
  • кабель;
  • запорная арматура.

Должно присутствовать, минимально 4 колонки с центральным компьютером.

Приобретите вместилища для следующих нужд:

  • хранение и выдача топлива;
  • ливневая система;
  • аварийная перекачка сырья.

Примерная стоимость всего оборудования равна 3 миллионам рублей.

Открывая АЗС, рассчитывайте, чтобы в ней было дизельное топливо и бензин марки:

  • АИ-92;
  • АИ-95;
  • АИ-98;
  • АИ-76.

Чтобы работа заправочной станции функционировала без перебоев, обзаведитесь специалистом, занимающимся ремонтными работами. Требуются операторы, квалифицированный управляющий. Вы будете тратить на зарплату персонала около 100 000 рублей ежемесячно.

Расходы и прибыль (рентабельность)

Вам понадобится вложить от 6 до 15 миллионов рублей.

Все виды горючего пользуются спросом у конкретных потребителей. Ваш дневной доход составит минимум 20 000. Подсчитав, получается, что в месяц прибыль составит 600 000 рублей.

Но это не чистый доход, часть денег уйдет на заработную плату, коммунальные услуги, налоги. Остается около 450 000 тысяч. Чтобы предприятие себя окупило, потребуется от 2 до 3 лет. Рентабельность текущего бизнес-плана достигает 60 процентов.

Для запуска вашего предприятия понадобится от 3 до 9 месяцев. Много времени занимает оформление документации и строительство заправки.

Стоимость земельного участка зависит от расположения. Нужен участок, расположенный рядом с автомагистралью, вблизи населенного пункта или автостоянки.

Желательно провести независимую экспертизу, для определения пригодности участка для данного вида деятельности.

Проанализируйте предполагаемое место для АЗС, чтобы выяснить число и комплектацию ТРК.

Возможный уровень дохода (влияющие факторы)

Настоящий бизнес востребован. Непременно найдутся покупатели. Каждый день реализуется до 30 тонн сырья.
Но уровень дохода возрастет, если вы дополните заправочную станцию другими видами предоставления услуг:

  • Автомобильная мойка.
  • Ремонт транспортных средств.
  • Магазин.
  • Кафе.

Открывая 1 или несколько заведений этого типа, ваша прибыль увеличится.

Большое влияние оказывает мировая экономика. Цены на сырье постоянно растут. Нужно стараться, чтобы не терять клиентов и иметь честных поставщиков.

Чем больше конкурентов, тем сложнее оставаться на рынке. Поток клиентов может уменьшаться, сделайте так, чтобы этого не произошло. Отличайтесь от других представителей заданного бизнеса.

Регистрация и оформление бизнеса (необходимые документы)

Можете обратиться в специализированные фирмы или делать все самостоятельно.

В налоговой службе должна произойти регистрация вашей предпринимательской деятельности. Выгодно открывать предприятие по форме «ИП».

Более существенные затраты предполагает организация «ООО». Замечено, что часто поставщики охотно сотрудничают с организациями, работающими по форме «ООО».

Процесс предполагает следующие действия:

  • осуществление платы государственной пошлины;
  • собрание пакета определенных документов;
  • получение лицензии, разрешающей хранение сырья.

Нужно выбрать коды ОКВЭД, подходящие вашей деятельности:

  • розничная продажа моторного топлива – 50.50. Это включает розничную продажу моторного топлива (смазочных материалов, охлаждающих жидкостей) для автомобилей, мотоциклов, скутеров;
  • оптовая продажа топлива агентами – 51.12.1;
  • оптовая продажа моторного топлива, авиационного бензина – 51.51.2.

Требования к документальному процессу серьезные. Ваша заправка должна отвечать строгим условиям безопасности. Она должна отвечать следующим критериям:

  • санитарно-гигиенические и природоохранные нормы;
  • допустимое размещение станции;
  • правильный проект и четкое строительство по нему;
  • оборудование и здание должно отвечать всем требованиям.

Конкретному виду деятельности нужно отвечать требованиям пожарной безопасности. Соблюдайте правила эксплуатации.

У станции сделайте удобные подъезды, разметку их согласуйте с дорожными службами и в органах ГИБДД.

Затраты и срок окупаемости

На открытие этого вида деятельности понадобится от 5 миллионов. На полную окупаемость предприятия нужно потратить от 2 до 3 лет активной работы.
О бизнесе азс в цифрах:

Аренда территории 100 000 рублей (ежемесячно)
Покупка оборудования до 4 000 000 рублей
Коммунальные услуги от 100 000 рублей (каждый месяц)
Заработная плата от 100 000 рублей (каждый месяц);

Остальные затраты идут на оформление документов, разрешение занятием предпринимательской деятельностью.

Если заправка будет элитной, с кафе, автомобильной мойкой и магазином, всеми видами топлива, затраты на нее составят до 15 миллионов, сроки окупаемости около 3 лет. Открытие по франшизе требует примерно таких же затрат.

Недостатки и преимущества данного бизнеса

Если вы решились открыть свою мини-заправку, поддерживайте кристально чистую репутацию. Затруднительно будет найти надежного поставщика с приемлемыми ценами, но это возможно.

Конкурировать с известными брендами непросто, многие предпочитают проверенных производителей. Но все же, возможно закрепиться на рынке.

Начинающим бизнесменам трудно начать дело, ведь вклады большие: от 5 миллионов рублей. Сложности в оформлении.

Проще открыть бизнес по франшизе. Компания, которую вы выбрали, предоставит вам проработанный план. Они будут помогать вам на всем начальном этапе, в дальнейшем вы будете постоянно взаимодействовать.

Первый взнос в компанию составит около 400 000 рублей. Ежегодно вы будете платить еще около 300 000 рублей.

Минус в том, что нельзя выйти из франчайзи до конца срока договора. Нельзя поставлять сырье от других поставщиков. Развитие полностью зависит от планов, предлагаемых франчайзером.

Полезное видео

Полезные советы и рекомендации

Рекомендуем размещать вам объект подальше от других разрекламированных автозаправочных комплексов. Это способствует большому потоку клиентов.

Обращайтесь к специалистам при оформлении бумаг, есть нюансы, которые требуют дополнительной консультации. Ведь при несоблюдении правил могут появиться серьезные проблемы, отнимающие силы, финансы и время. Самостоятельное оформление может занять до 3 месяцев, если допущены ошибки, то больший период.

Установите оборудование по программному обеспечению, это автоматизирует процесс отпуска горючего, слива в резервуар, сдачи ежедневного отчета. Таким образом, вы избежите неприятностей, спровоцированных человеческим фактором.

Вам обязательно понадобятся следующие работники на азс:

  • операторы на станцию – 4 человека;
  • начальник, контролирующий рабочую деятельность;
  • ремонтник;
  • электрик (по договору);
  • заправщик;
  • сторож;

Советуем выбрать франчайзинг. Это отнимает меньше энергии, выгодно и практично. Неважно: открытие мини-заправка или по франшизе, качество топлива, обслуживание персонала, внешний вид фирмы – все должно быть на высоте!

Прибыль от открытия автозаправки высокая. Конечно, это ответственное предприятие, придется хорошо потрудиться и подождать, но оно хорошо окупается. Бизнес план заправки можно самостоятельно составить, или начать дело под существующей маркой (что пользуется популярностью). Успешного предпринимательства!

Бизнес план АЗС: как открыть выгодную заправочную станцию? 4.5 (90%) голосов: 2

Открытие АЗС – решение достаточно рискованное, так как конкуренция на рынке розничной торговли топливом весьма сильная, однако при удачном стечении обстоятельств и умелом управлении даже одна небольшая розничная точка вполне может стать источником внушительной прибыли. Чтобы добиться ее будущему владельцу «заправки» предстоит пройти сложный путь.

Первые шаги

Самый первый вопрос, который требуется решить – это выбор способа работы. Их всего два и у каждого есть как свои преимущества, так и недостатки. АЗС может быть полностью независимой и предлагать продукцию под собственным брендом, либо можно пойти по второму пути – обратиться к крупному поставщику и начать работать по франшизе.

В первом случае основным преимуществом будет независимость: абсолютно все вырученные средства можно будет использовать на благо своего бизнеса. Но не стоит забывать, что для достижения прибыли сначала придется решить вопрос продвижения бренда и рекламы, а также найти надежного поставщика топлива, при сотрудничестве с которым не будет проблем с качеством продукции и регулярностью поставок.

Начиная работать по франшизе, можно сразу рассчитывать на помощь от сотрудников компании-франчайзера во всех организационных вопросах и даже строительстве здания и установке ТРК. Но сразу стоит отметить, что это будет именно помощь в организации – работать над решением основных вопросов все равно придется самостоятельно.

Дополнительное, и весьма важное преимущество – гарантированное решение проблемы с поставками. Компания-франчайзер будет поставлять топливо на новую АЗС либо своими силами, если является крупным игроком рынка, либо организует отгрузку с помощью одного из действующих партнеров.

И, наконец, автозаправочная станция с первого дня работы будет завлекать автомобилистов вывеской известного бренда, то есть, расходов на дополнительную рекламу не потребуется. Кроме того, статистика показывает, что точки продаж известных, крупных компаний вызывают больше доверия и имеют большую популярность у автовладельцев, чем молодые заправки-одиночки.

Не обходится и без недостатков:

  • Франчайзер всегда имеет свод внутренних правил относительно порядка работы. Их потребуется строго соблюдать.
  • Часть прибыли (фиксированный процент) обязательно отходит основной компании. Однако при самостоятельной работе та же, или даже более крупная сумма все равно уходила бы на рекламу и другие статьи расходов, которых удастся избежать при работе по франшизе.

Регистрация компании

Этот вопрос можно решать параллельно с предыдущим. Так как АЗС будет работать официально, потребуется открыть юридическое лицо. В этой сфере лучше всего выбрать в качестве организационно-правовой формы ООО, так как крупные поставщики работают исключительно с ЮЛ (напомним, что ИП является физлицом). Форма налогообложения – ОСНО с НДС. Каких-либо дополнительных лицензий и разрешений не потребуется.

Выбор участка под строительство

На регистрации бизнеса оформление бумаг не оканчивается, но его потребуется прервать на выбор оптимального участка под последующую застройку.

Поиск осложняется жесткими требованиями противопожарных нормативов и обязательной удаленностью от жилых зданий и общественных объектов. Кроме того, стоит принимать во внимание выгоду расположения выбранного участка – крайне важно, чтобы водителям была видна будущая АЗС, а путь к ней был удобен.

Еще один аспект – возможность дальнейшего расширения. Желательно иметь запас по площади, чтобы удалось не только разместить основные объекты, но и в дальнейшем расшириться, увеличив количество топливораздаточных колонок и предложив дополнительные услуги, организовав, например, пункт техобслуживания и кафе.

Участок под строительство можно купить, но при недостатке средств, которых на первых порах и так потребуется много, можно остановиться на другом варианте – аренде. После этого потребуется решить еще несколько бюрократических вопросов:

  • В горсовет требуется подать заявление на размещение объектов АЗС. В случае положительного решения оно будет передано в пожарную инспекцию, СЭС и прочие государственные органы. Утверждение во всех инстанциях обычно занимает порядка 3-4 месяцев, после чего будет выдано разрешение на строительство.
  • Далее нужно утвердить технические условия на проектирование у компаний, отвечающих за коммуникации: госавтоинспекции, горгаза, горводоканала, горэнерго, телекома, горсовета, пожарной инспекции.
  • Получить градостроительное обоснование в Управлении охраны памятников истории и культуры.
  • Собранные документы и разрешения потребуются для создания проекта под строительство. Готовый проект требует повторных согласований в городских службах, на основании которых будут выданы разрешения.
  • Еще одно разрешение (на разрытие) получается в Главном управлении по благоустройству и внешнему дизайну.
  • Все собранные документы, дополненные удостоверением права собственности или аренды выбранного участка, должны быть поданы в Главархитектуру. В течение 30 дней управление обязано выдать финальное разрешение на строительство.

Как и в других случаях, требующих подготовки документов и обращений в государственные органы, всю работу можно доверить сторонней юридической фирме. Это потребует дополнительных вложений, но существенно сэкономит время.

Полученное разрешение передается строительной компании. После окончания строительства и подключения коммуникаций потребуется получить документы, удостоверяющие право собственности и пройти регистрацию в БТИ.

Вышеописанная процедура является лишь ориентиром и на самом деле может существенно отличаться в зависимости от региона и города, где планируется открыть АЗС.

Закупка оборудования

Поскольку процесс подготовки документов достаточно длительный и не требует постоянного непосредственного участия, во время ожидания можно заняться поиском и закупкой необходимого оборудования. Не стоит откладывать этот этап, так как от размеров резервуаров и ТРК напрямую зависит их расположение на плане строительства и общая требуемая площадь.

Для того чтобы открыть АЗС среднего размера потребуется:

  • 2-4 ТРК с полным комплектом для подключения,
  • вдвое большее количество резервуаров под бензин и ДТ (по одному на каждый рукав),
  • пустой (аварийный) резервуар,
  • емкость для организации «ливневки»,
  • комплект мебели и кассовый аппарат для оснащения ими рабочего места.

Рассчитывая оптимальное количество топливораздаточных колонок, следует принимать во внимание то, что в России автомобили с дизельными двигателями распространены существенно меньше, поэтому на каждые 3 рукава для подачи бензина должен приходиться всего 1 с ДТ. Примерно то же соотношение справедливо и для машин, заправляющихся газом.

При желании можно приобрести б/у оборудование, но лучше отдать предпочтение новому. Основная причина в том, что современные ТРК и многие другие компоненты – это полноценные программно-аппаратные комплексы, позволяющие дистанционно отслеживать количество проданного и оставшегося продукта и составлять соответствующую документацию в полуавтоматическом режиме. Это существенно упростит задачу по учету топлива (подробнее о ручном и более современном автоматизированном методах учета можно узнать ).

Оборудование производят как зарубежные компании, так и отечественные. На первый взгляд может показаться, что второй вариант предпочтительнее, так как цены на него в 4-5 раз ниже, но при эксплуатации российские разработки будут требовать существенно более частого ремонта, который приведет к простою и, соответственно, потерям прибыли.

Сэкономить удастся только на покупке емкости для монтажа ливневой системы. Она обязательно требуется для сбора смытых дождем и стаявшим снегом нефтепродуктов. Для этого можно приобрести б/у резервуар.

И последнее, о чем стоит позаботиться – это средства пожаротушения: емкости с песком, проверенные огнетушители и гидрант.

После бумажной работы и окончания строительства АЗС может начинать принимать первых клиентов, но без персонала обслужить их не получится. Минимально возможный коллектив должен состоять из:

  • Кассиров. От них требуется знание компьютера и умение работать с кассой, так как прием оплаты и отпуск топлива будут производить именно они.
  • Старшего менеджера или управляющего, который будет следить за процессом работы и возьмет на себя организационные вопросы. Сразу после открытия эту должность может занять сам владелец АЗС. Так удастся сэкономить на зарплате сотрудникам, выявить и устранить проблемы в организации.

Заправщиков нанимать с первых дней не обязательно.

Если «заправка» изначально предлагает дополнительные услуги, например, имеет на территории магазин с товарами первой необходимости или кафе, потребуются рабочие соответствующей квалификации.

Отдельно стоит подчеркнуть тот факт, что станции с дополнительными услугами привлекают гораздо больше клиентов, при этом в черте города большей популярностью пользуются АЗС с автомойкой, а за городом – с магазином.

Когда АЗС начнет работать

После того, как новая автозаправка начнет обслуживать клиентов и приносить хотя бы небольшую, но стабильную прибыль, следует уделить внимание, как минимум, двум важным моментам:

  1. Технике безопасности. Проверки на АЗС случаются крайне часто, и штрафы за несоблюдение жестких требований безопасности весьма велики, особенно для бизнеса, который только набирает обороты. Сюда же можно отнести необходимость иметь в штате дворника, так как чистота территории также напрямую относится к безопасности.
  2. Оснащение объекта системой видеонаблюдения и кнопкой вызова охраны. Они помогут не только защитить персонал в случае ограбления, но и пресечь кражу топлива недобросовестными работниками.

Даже несмотря на серьезные финансовые вложения, АЗС можно считать весьма перспективным бизнесом. Особенно в том случае, если они располагаются в регионах, где конкуренция пока не столь сильна, как в Москве.

* В расчетах используются средние данные по РоссииАктивность в этом бизнесе с каждым днем заметно возрастает. АЗС стоят чуть ли не на каждом шагу. Сегодня только в Московской области их порядка 1,5 тыс. Естественно, хозяева у АЗС разные.

Сейчас выделяются несколько крупных игроков: ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Роснефть, Славнефть, Сибнефть, ТНК, Татнефть. Однако сейчас идет активная перестройка этого рынка.

И в нефтебизнесе, всё-таки, есть еще свободные места. И если вы хотите выйти на этот рынок, то Вам нужно сразу выбрать свой путь. Можно все делать самостоятельно. Построить личную АЗС и вести бизнес совершенно автономно. Но можно также организовать фирму под торговой маркой какой-либо известной нефтяной компании, вступив с ней в отношения франчайзинга.

1 Рассчитываем стоимость строительства АЗС

Для начала нужно будет арендовать землю. Затем обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензии выдает Минтопэнерго. За оформление документов в министерстве взимается небольшая плата.

А вот за право возвести АЗС на конкретном участке, придется, если так можно выразиться, раскошелиться. Например, земля в Московской области, с оформлением всех необходимых документов обойдется в $100 тыс. Вы можете обратиться также в какую-нибудь фирму, которая всю волокиту с документами проделает за вас.

Естественно, нужно будет приобрести специальное оборудование. Самый дешёвый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит $40 тыс. Но для заправки, всё-таки, понадобиться не менее 4-х колонок. Обычно бизнесмены тратят на технику от $100 до $200 тыс. Подъездные пути, здание для оператора, ёмкости для бензина по минимуму обходиться от $50 тыс. И это, если вы решили обойтись без магазина, мойки и автомастерской. В принципе, на первое время они и не обязательны. В целом же АЗС стоит $500 тыс. Сюда входят все разрешения, земля и другие расходы.

2 Франчайзинг

Многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому сегодня становится популярным франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, с помощью использования брэнда одной из известных нефтяных компаний, увеличивает свои продажи. Как показал опыт Смоленской области, только переход под крыло ЛУКОЙЛа повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза. Договор франчайзинга обходиться владельцу всего в $700 год.

Выбирая фирму–патрона, не забудьте узнать, есть ли поблизости от вас принадлежащая ей нефтебаза или нефтеперерабатывающий завод. Просто могут возникнуть перебои с поставкой качественного топлива. Ведь издалека бензин перевозить тяжело и затратно. Ёмкость самого распространенного бензовоза «ЗИЛ» — 12 куб. м, а более мощные машины в состоянии перевезти до 40 куб. м.

Помните, что, заключив с вами договор франчайзинга, фирма через некоторое время потребует детального соблюдения ее фирменного стиля. Например, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями для сотрудничающих с ним АЗС. Там написано и какого размера и цвета должны быть вывески, и в какую униформу следует одевать персонал, и на какой высоте необходимо повесить флаги, и даже как расставить урны. Так что, вам придется полностью перестроить АЗС в соответствии с определенным стандартом. Переделка может оказаться весьма дорогостоящей — до $150 тыс. Поэтому, чтобы не тратить деньги зря, лучше в самом начале продумать этот вопрос.

3 Бензин

Важный элемент бензинового бизнеса — это тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Можно договориться и о выгодных оптовых ценах, и наиболее удобном режиме приемки товара. Однако выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, которая имеет как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. К тому же это гарантирует качество бензина.

Чтобы лучше ориентироваться в отпускных оптовых ценах на топливо, полезно пользоваться Интернетом. Самые полные и свежие сведения — на сайте www.kortes.ru . Ежедневная информация стоит около $50. Есть и бесплатный путь — Интернет-биржу по продаже и покупке нефтепродуктов ( www.nge.ru ). Правда, аналитическая информация о тенденциях рынка все равно предоставляется за деньги. Отпускные цены включают в себя все косвенные налоги: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (НДФ).

Но помните, что так бывает не всегда. Налоговый кодекс позволяет взимать акцизный сбор как с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, так и с АЗС. Поэтому, покупая бензин, обращайте внимание на то, что конкретно включено в отпускную стоимость горючего. Ведь в зависимости от этого ценовой люфт может быть существенным. Акцизный сбор в России за бензин марки А-76(80) составляет 2190 руб./т, за А-92 и А-95 — 3000 руб./т, за дизельное топливо — 890 руб./т.

4 Безопасность

Многие говорят о том, что бензиновый бизнес криминален. Однако уровень его криминализации не выше, чем по всей стране. И всё же двери и окна АЗС следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием не должно быть видно. Также он не имеет права в рабочее время открывать дверь и выходить на улицу.

На каждой АЗС обязательно должна быть тревожная кнопка. По договору милицейская бригада срочно прибудет на АЗС, если что-то случится. Стоимость договора на трассе – 1000 рублей в месяц, в городе 7000 руб. Также должна быть охрана. Зарплаты охранников составляют от 3000 руб. до $3тыс.

5 Кадры

Главная проблема для АЗС это кадры. Особенно если станция находится вдали от крупного населенного пункта. Квалифицированный персонал найти довольно-таки трудно. Работник АЗС должен, как минимум, владеть навыком работы на персональном компьютере. Однако зачастую люди, которые приходят устраиваться на работу, толком то и не сидели никогда за компьютером. По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому приходиться либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, для этого существуют специальные курсы. Их стоимость составляет около 2000 руб. с человека. Причём окончить их обязаны все: водители, кассиры, заправщики.

6 Контроль

Качество работы АЗС контролирует множество проверяющих организаций. Вы должны быть к этому всегда готовы. Например, представители нефтеинспекции часто совсем неожиданно навещают АЗС.

Также есть и другие проверяющие: торгинспекция, налоговая служба, пожарники.

7 Нормы продаж

В провинции обычно АЗС продаёт в среднем 3-5 куб. м бензина в день. Однако эти показатели можно увеличить. Сегодня, когда о дефиците бензина говорить не приходится, в борьбу за клиента вступает именно качество. Например, опыт смоленского филиала ЛУКОЙЛа показал, что можно продавать 10–15 куб. м бензина в день и даже выше.

Оборот и доходность АЗС также во многом зависят от месторасположения станции. Если вы работаете на условиях франчайзинга, то здесь немаловажную роль играет и компания, под флагом которой продается топливо. Большое значение имеет качество дорог, на которых стоит АЗС. Если вокруг АЗС сплошные ямы да кочки, вряд ли туда поедут за бензином.

Чтобы привлечь клиентов владельцы АЗС начинают строить заправки–комплексы, где можно и бензин купить, и машину помыть и отремонтировать, заодно поесть и даже переночевать. Первопроходцы в этом деле стали автозаправочные станции Бритиш Петролеум. Рядом с некоторыми их заправками стоят рестораны McDonald’s.

Теперь так стремятся делать практически все.

По материалам журнала «Директор-инфо»

В прошлом году украинские автомобилисты купили 6,9 млн тонн нефтепродуктов: 2,34 млн тонн бензина (падение на 24%) и 4,56 млн тонн дизельного топлива (падение на 13%). Суммарное потребление нефтепродуктов в 2015 году было ниже на 1,45 млн тонн по сравнению 2014 годом.

Основной объем топлива в Украину импортируется за валюту. Собственники сетей АЗС постоянно жалуются на убытки из-за девальвации гривни. Но, не смотря на спад потребления нефтепродуктов и экономический кризис, их реализация остается привлекательным бизнесом.

Для одних сетей — это развитие сопутствующих бизнесов на самих АЗС, как например реализация продуктов через магазины, продажа напитков, мойка автомобилей и мини СТО. Другие же сети выживают за счет продажи контрафактного или контрабандного топлива, экономя на уплате акцизов. По данным Государственной фискальной службы (ГФС), только в 2015 году бюджет потерял 1,2 млрд грн в виде не уплаченных акцизов на топливо.

Кроме того, рынок розничной реализации нефтепродуктов в Украине остается одним из немногих в Украине, где нет очевидной монополии одного игрока. БизнесЦензор попробовал разобраться, кому принадлежат крупные сети автозаправочных станций и комплексов.

Приват: Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов

Количество заправок: 1550

Сеть АЗС группы «Приват» олигархов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова насчитывает больше 1,5 тысячи автозаправок и является крупнейшей в стране. Покрывает все регионы. Формально сети заправок «Привата» не существует. Все это образование представляет собой несколько сетей АЗС, которые работают под разными брендами. К группе относятся сети заправок «Авиас», ANP, «Укрнафта», «Укртатнафта» и Sentoza.

Треть заправок сети АЗС «Привата» принадлежит крупнейшему нефтедобытчику страны — компании «Укранфта». Контрольный пакет компании принадлежит государству. Другая часть находится во владении офшоров группы «Приват».

Недавно стало известно, что «Укрнафта» отдала контроль над финансовыми операциями со своими нефтепродуктами Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу, который входит в ПАО «Укртатнафта», принадлежащее Коломойскому и Александру Ярославскому.

Нефть, добытая «Укранфтой» перерабатывается на Кременчуцком НПЗ — единственном НПЗ, работающим сегодня в стране. Полученные из нефти нефтепродукты реализуются на заправках «Привата».

WOG: Степан Ивахив, Сергей Лагур, Петр Дыминский

Количество заправок: 450

Вторая по величине сеть АЗС в Украине, входящая в группу компаний «Континиум», принадлежит бизнесменам: народному депутату из группы «Воля народа» Степану Ивахиву, бывшему акционеру «Надра Банка» Сергею Лагуру и президенту ФК «Карпаты» Петру Дыминскому.

Лидером этой группы был Игорь Еремеев, который скончался в августе 2015 году после несчастного случая. Партнерам принадлежало по 25% в компании.

В конце 2015 года издание Liga.net сообщило, что олигарх Дмитрий Фирташ ведет переговоры о покупке контрольной доли в сети АЗС WOG. Если ему удастся договориться, сбудется давняя мечта бизнесмена — зайти на рынок нефтепродуктов.

У Фирташа был опцион на право выкупа доли в компании еще с 2010 года. До этого Еремеев и Лагур владели 30-процентными долями в «Надра Банке». Как сообщала тогда «Экономическая правда», бизнесмены подозревались в выведении из банка 7 млрд грн в преддверии покупки финучреждения Фирташем. Политическое влияние Фирташа и свой человек в СБУ — Валерий Хорошковский, помогли склонить владельцев сети АЗС к продаже доли в группе.

Кроме розничной дистрибуции нефтепродуктов, группа «Континиум» является их крупнейшим импортером в страну. Компании «Континиума» также являются активными участниками государственных тендеров по закупкам топлива. Как сообщал БизнесЦензор, входящее в группу ООО «Вог Аэро Джет» в феврале претендовало на победу в топливном тендере «Укрзализныци» с ожидаемой стоимостью 2,2 млрд грн.

В группу «Континиум» входит также «Западная молочная группа» — объединяет предприятия по производству цельномолочной продукции и сыра. В ее составе заводы «Ковельмолоко», «Новоград-Волынский сыркомбинат», «Дубномолоко», «Концерн «Молокопродукт», «Львовский городской молочный завод», «Владимир-Волынский комбинат молочных продуктов», «Винницкий городской молочный завод» и «Бродовский завод сухого обезжиренного молока».

Компания реализует продукцию под торговыми марками «КОМО», «Гурманика», «Молочна родина», Optimal.

ОККО: Виталий Антонов/ЕБРР

Количество заправок: 394

Сеть заправок под брендом ОКК входит в компанию «Концерн Галнафтогаз» бизнесмена Виталия Антонова. Миноритарная доля в компании принадлежит ЕБРР. До войны на востоке страны количество АЗС группы составляло 425 заправочных станций.

Кроме продажи топлива ОККО активно развивает ритейл, открывает кафе и сеть заправок электрокаров.

Прошлый год для «Галнафтогаза» ознаменовался победами на топливных тендерах госструктур. Ранее лидером по продажам топлива государству были компании «Континиума» и «Привата».

Amic: австрийская компания Amic

Количество заправок: 230

Бывшая сеть заправок «Лукойла» сегодня насчитывает 230 АЗС. Россияне продали свои заправки в Украине в 2014 году из-за санкций и бойкота украинских потребителей, который был вызван аннексией Крыма и агрессией России на востоке Украины.

Сумма сделки составила $300 млн. Однако украинское общество не поверило в продажу заправок «Лукойлом» австрийским акционерам. Бытует мнение, что русские переписали свои АЗС на иностранную компанию, чтобы очистить «актив» от негативного имиджа.

Новые владельцы, в свою очередь, настаивают на австрийском происхождении капитала, а интерес к украинскому топливному ритейлу объясняют низкой ценой актива.

БРСМ-Нафта: Эдуард Ставицкий

Количество заправок: 167

Сеть АЗС «БРСМ-Нафта» стала серьезным игроком рынка во времена Януковича. Как известно, владелец «БРСМ-Нафта» Эдуард Ставицкий занимал высокие должности в правительстве и был приближен к окружению беглого президента Виктора Януковича. После смены власти Ставицкий сбежал из страны и обосновался в Израиле под фамилией Розенберг.

В середине 2015 года Слидство.Инфо установило связь «БРСМ-Нафта» с зятем тогдашнего первого заместителя генпрокурора Владимира Гузыря. В частности, офис компании находился в одном подъезде вместе с офисом фирмы «Современные финансовые технологии» Ильи Рафаловского — зять Гузыря. Здание, в котором находились фирмы, также принадлежало зятю прокурора.

О связи бывшего замгенпрокурора Гузыря с компанией «БРСМ-Нафта» говорят и документы, опубликованные после пожара на нефтебазе компании под Киевом, в котором погибло несколько человек.

В документах говорилось, что Гузырь пытался надавить на милицейское следствие, которое занималось пожаром на нефтебазе компании «БРСМ-Нафта». Тогда Гузырь требовал от следователей не вмешиваться в хозяйственную деятельность фирмы.

ТНК, «Золотой гепард», Formula и «Смайл»: Роснефть

Количество заправок: 163

В начале 2016 года стало известно, что российская компания «Роснефть» решила продать свою сеть автозаправочных станций в Украине. Переговоры о покупке АЗС ведет швейцарская компания Glusco Energy S.A, сообщили в Антимонопольном комитете Украины.

Позже стало известно, что заявка швейцарцев была отклонена Антимонопольным комитетом, поскольку покупатели не соответствовали требованиям в части объема предоставленной информации.

По данным отраслевого сайта OilNews, швейцарская Glusco Energy входит в группу компаний Proton Energy Group S.A. (Швейцария) — известного трейдера нефти и нефтепродуктов. В Украине деятельность компании базируется на поставках дизельного топлива через морские порты.

Украинская сеть АЗС «Роснефти» включает в себе 163 станции, в том числе 22 джобберских — открытых по франшизе. Сеть работает под брендами: ТНК, «Золотой гепард», Formula и «Смайл».

«Роснефти» в Украине также принадлежит оператор оптовых поставок нефтепродуктов — «ТНК-Индастриз Украина» и нефтеперерабатывающий завод в Лисичанске, Луганская область. Завод не работает с 2012 года.

«Роснефть» — крупнейшая государственная компания России. Ее возглавляет Игорь Сечин — близкий соратник президента РФ Владимира Путина.

SUN Oil: Ангелина Радионова, Антон Ткаченко

Количество заправок: 140

Под брендом SUN Oil в Украине работает 140 АЗС компании «Веста», которую, по данным OilNews, контролирует одесский бизнесмен Сурен Сардарян. Ранее заправки «Весты» работали под брендом LOTOS, однако из-за финансовых проблем проект прекратил существование. В начале 2015 года заправки «Весты» начала эксплуатировать компания «ТД «Сан Ойл», которая зарегистрирована в Харькове.

Не смотря на то что «Сан Ойл» входит в десятку крупнейших сетей АЗС в Украине, остается непонятным происхождение инвестиций. Владельцами ТД «Сан Ойл», согласно Реестру юрлиц, являются жители Донецка — Ангелина Радионова и Антон Ткаченко. Последний — мажоритарный собственник.

Радионовой принадлежит аудиторская компания «Радионова» и ООО «Аудит-АС», которой она владеет на пару с Андреем Скиданом.

Кроме доли в ТД «Сан Ойл» Антон Ткаченко бизнесом не имел. В 2012 году он был директором донецкого ООО «Деметра и К». Сегодня компания зарегистрирована в Черкассах, называется ООО «Летитби» и принадлежит сейшельской компании «ВД Капитал С.А.». Кроме того, компания находится в стадии ликвидации.

В 2012 году компания сотрудничала с НАК «Нафтогаз Украины», который тогда возглавлял Евгений Бакулин. НАК выкупал у АНК альтернативное топливо. Курировал сделку с АНК советник Бакулина — Феликс Лунев, бывший топ-менеджер компании ТНК в Украине. Тогда это сотрудничество закончилось убытками для госкомпании.

В 2012-2013 годах Лунев работал вице-президентом компании «Ромпетрол» (Румыния). Тогда он полностью сменил менеджмент в дочернем предприятии «Ромпетрол-Украина». Также в этот период было подписано крупнейшее для румынской компании соглашение с фирмой «Веста Сервис» (Sun Oil эксплуатирует заправки «Весты») об эксклюзивном снабжении данной сети нефтепродуктами с большим дисконтом. Сделка принесла румынской компании большие убытки, которые фактически привели к остановке ее работы в Украине.

Сегодня, Лунев работает вице-презентом по сбыту в «Укрнафте».

Shell: «Независимая нефтяная компания» (Россия), корпорация Royal Dutch Shell

Количество заправок: 136

Международная корпорация Shell в 2006 году создала совместно с российской группой «Альянс» совместное предприятие по управлению сетью АЗС в Украине. Контрольный пакет принадлежал Shell. Управляет заправками под брендом Shell ООО «Альянс Холдинг».

В 2015 году совладельцем СП, вместо российского «Альянса», стала «Независимая нефтяная компания» (ННК), которая принадлежит бывшему главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову.

Бывший госменеджер «Роснефти» выкупил у братьев Бажаевых компанию Alliance Oil в 2014 году. Сделку оценили в $3,5 млрд.

«Маркет»: Леонид Коган

Количество заправок: 93

Сеть АЗС «Маркет» входит в компанию «Закарпатнафтопродукт-Мукачево» бизнесмена Леонида Когана. Ему также принадлежит крупный нефтетрейдер «Корнелия».

Татнефть: правительство Татарстана

Количество заправок: 92

Десять лет назад контрольный пакет акций Кременчугского НПЗ («Укртатнафта») принадлежал российской «Татнефти». В 2007 группа «Приват» Игоря Коломойского, владея 1% акций НПЗ, захватила предприятие, отобрав у россиян 56% «Укртатнафты». Партнером Коломойского в «Укртатнафте» является харьковский бизнесмен Александр Ярославский. 43% акций предприятия осталось в собственности НАК «Нафтогаз Украины».

Сегодня под управлением российской компании находится 92 АЗС под одноименным брендом.

По данным Forbes Россия, правительство Татарстана контролирует «Татнефть» через компанию «Связьинвестнефтехим», которой принадлежит 36% ее голосующих акций. Совет директоров возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов. «Татнефть» занимает пятое место по добыче нефти среди отечественных компаний.

Укр-Петроль: Сергей Ковальчук

Количество заправок: 82

Волынского бизнесмена, владельца компании «Укр-Петроль» Сергея Ковальчука местные СМИ называют «Владимир-Волынским олигархом». Интересы самого богатого жителя Владимир-Волынского не ограничиваются только продажей нефтепродуктов, хотя это его ключевой бизнес.

Ковальчуку также принадлежат аграрные активы: сахарные заводы, хлебзавод и кондитерская фабрика. АЗС «Укр-Петроль» находятся в десяти западных и центральных областях Украины. Кроме того, компания является крупным импортером топлива в страну.

Marshal: Александр Зачепило, Александр Бычков

Количество заправок: 80

Сеть АЗС Marshal принадлежит двум бизнесменам из Чугуева Харьковской области. На сегодняшний день Александр Зачепило и Александр Бычков владеют сетью АЗС из 80 станций. Самая высокая концентрация их автозаправок — Харьковская и Киевская области.

Зачепило принадлежит «Чугуевский завод минеральных вод». Партнер в этом бизнесе — Ирина Петрова. Им же принадлежит ООО «Гарант Экспресс», которая управляет сетью АЗС в Полтавской, Житомирской и Ривненской областях.

Зачепило и Петрова — партнеры еще в нескольких компаниях: ООО «Торговая компания «Чумацкий шлях» и ООО «Топноил». Компании зарегистрированы в Киеве по одному адресу на улице Ольжича. По этому же адресу находится ООО «Вече» — управляет двумя АЗС в Киеве. Фирма принадлежит лично Зечепило. Кроме того, ему принадлежит агрофирма «Надия».

Бычков, совместно с другими местными бизнесменами Иваном Яровым и Константином Переверзевым, владеет чугуевским производителем муки и круп — ООО «Карат».

Параллель: Ринат Ахметов

Количество заправок: 63

Еще три года назад сеть АЗС Рината Ахметова под брендом «Параллель» входила в десятку крупнейших в стране — 131 автозаправочный комплекс. Все заправки олигарха были расположены в Крыму и на востоке Украины.

Из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе сеть АЗС Ахметова сократилась практически в два раза. По данным компании, по состоянию на декабрь 2015 года топливо «Параллель» реализовывалось на 63 АЗК и АЗС: 43 — АЗК под ТМ «Параллель», 8 — АЗС «Донбасснефтепродукт», 2 — АЗС «Нефтепромторг», 1 — АЗС ТМ «Гефест» и 9 станций без бренда.

UPG: Юлия Васьковская

Количество заправок: 60

Сеть АЗС под брендом UPG принадлежит ЧП «Укрпалетсистем». Конечным владельцем в реестре юридических лиц указана Юлия Васьковская, жительница Коростеня (Житомирская область).

Большинство АЗС компании сосредоточены в центральных областях Украины. По данным Oilnews, «Укрпалетсистем» также управляет тремя АЗС под брендом «Белорусская нефтяная компания».

«Укрпалетсистем» занимается оптовыми продажами топлива, которое импортирует из Беларуси.

Socar: азербайджанская Socar

Количество заправок: 58

Государственная нефтяная компания Азербайджана зашла на рынок нефтепродуктов Украины в 2009 году, купив 17 АЗС в Николаевской и Одесской областях. До этого компания занималась поставками нефти в Украину. В 2012 году Socar выкупила из залога «Альфа-Банка» 20 АЗС компании «Калина».

Сегодня сеть АЗС компании насчитывает 58 автозаправочных комплексов. В планах компании довести их численность до 100 АЗК.

КЛО: Игорь Чернявский, Вячеслав Стешенко

Количество заправок: 53

Сеть АЗС «КЛО» в 1995 году основали два бизнесмена Вячеслав Стешенко и Игорь Чернявский.

Летом прошлого года возле нефтебазы КЛО, которая находится возле Василькова (Киевская область) загорелись цистерны с топливом, принадлежащие компании «БРСМ-Нафта» Эдуарда Ставицкого. Сотрудники нефтебазы КЛО принимали участие в тушении пожара. Чтобы избежать еще более сильного возгорания, в резервуары КЛО было перекачано дизельное топливо БРСМ.

«Надежда»: Виктор Батраченко

Количество заправок: 47

Компания «Надежда» называет себя одним из крупнейших операторов поставок сжиженного газа в Украину. Кроме того, «Надежда» занимается оптовой торговлей нефтепродуктов и транзитом сжиженного газа.

В своих активах имеет 5 нефтебаз, 8 собственных и арендованных газохранилищ и сеть газозаправочных станций. Кроме того, она эксплуатирует железнодорожный терминал по перевалке сжиженного газа в Европу.

«Фактор»: Сергей Тищенко

Количество заправок: 38

О компании «Фактор» и ее владельце активно начали говорить после Революции. В 2014 году Приморский суд Одессы решил передать нефтепродукты беглого Сергея Курченко на хранение госкомпании «Укртранснефтепродукт». Чтобы топливо не испортилось, руководство компании решило его продать. Продажей конфискованного топлива занялась фирма «Укройлпродукт» бизнесмена Сергея Тищенко. Весь объем топлива оценивался тогда 1,5 млрд грн.

В мае 2015 года Генпрокуратура открыла уголовное производство по факту незаконной продажи топлива и обвинила чиновников ГП в нанесении ущерба государству.

После скандала, руководство «Укртранснефтепродукта» семенили. Новым руководителем стал Александр Горбунов. До работы на государство Горбунов трудился директором по вопросам строительства АЗС в компании «Фактор» Тищенко.

Украинская правда писала, что интересы Тищенко в деле конфискованных нефтепродуктов Курченко лоббировал его давний товарищ, народный депутат от «Народного фронта» Сергей Пашинский. Оба признали, что давно знакомы, но опровергли информацию о лоббировании интересов «Укройлпродукта».

Региональные сети сумели сохранить прокачки благодаря низким ценам
В 2015 году, согласно данным Государственного комитета статистики, общее потребление бензинов и дизтоплива в Украине сократилось на 1,48 млн т (16%) и составило 7,81 млн т. Наихудшие результаты показали бензины, валовая реализация которых упала на 22,7% (768,4 тыс. т) до 2,62 млн т. ДТ показало снижение на 12,2% (719,3 тыс. т) до 5,2 млн т.
Причиной такой негативной динамики стала экономическая ситуация. По данным Госстата, по сравнению с 2014 годом общий индекс промышленного производства в Украине сократился на 2,1%. Отрицательными были все показатели экономической активности, где используются нефтепродукты. Так, валовой грузооборот транспорта уменьшился на 6%. Отдельно взятые перевозки грузов автомобильном транспортом просели на 8,8%, а пассажирские и вовсе на целых 18,4%. В свою очередь, индекс строительной активности снизился на 14,9%. В прошлом году спад показало даже сельское хозяйство, которое было одним из столпов украинской экономики в кризисное время. В 2015 году валовой сбор зерновых и зернобобовых уменьшился на 6,1%.
В итоге промышленное потребление бензинов снизилось на 16,9% (110,6 тыс. т) и составило 542 тыс. т. В свою очередь использование дизельного топлива в промышленности и сельском хозяйстве сократилось на 7,6% (262,2 тыс. т) до 3,22 млн т.
2015 год, как, впрочем, и предыдущий 2014-й, стал для автомобилистов шоковым. Все это время они с тревогой наблюдали за стелами топливных операторов. Не помогла украинским автолюбителям и дешевая нефть, преимущества которой нивелировала обвалившаяся гривна, а также скупость операторов, которые не спешат расставаться с, не скроем, редким явлением в виде дополнительной маржи в кризисный период. Но явный проигрыш в диалоге с покупателем в упор не хотят признавать крупные операторы, которые твердят, что дают скидки едва ли не каждому посетителю АЗС.
Если бы предоставляемый дисконт смог вернуть покупателя в премиум-сегмент, который пока теряет больше остальных, возможно, с тезисом о скидках можно было бы согласится. Пока же украинский автомобилист идет на те станции, где ему на бессменный на протяжении пяти последних лет средний чек в 200 грн смогут залить больше топлива. Обесценивание гривны (по данным Нацбанка, в прошлом году инфляция составила 43,3%) стало главным фактором, который повлиял на реализацию бензинов и ДТ через канал АЗС.
Не лучшие времена сейчас переживает и украинский автомобильный рынок. По данным Украинской ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», в 2015 году продажи новых автомобилей в Украине сократились более чем на 52% — с 97 тыс. до 46,5 тыс. единиц. В сравнении с «довоенным» 2013 годом динамика выглядит еще более печально — минус 78,2%. Такие данные не могут не влиять на потребление нефтепродуктов, особенно в топливном ритейле.
Серьезный удар по октановым был нанесен за счет увеличения потребления сжиженного газа (LPG), перешагнувшего в 2015 году отметку в 1 млн т. Из указанного количества около 85% LPG используется в качестве моторного топлива (о розничной реализации сжиженного газа читайте в следующих номерах НефтеРынка).
Ритейл щупает дно
В прошлом году реализация бензинов и дизтоплива в розничном сегменте (для получения более корректных данных НефтеРынок учитывал только реализацию за наличные без корпоративных продаж) просела на 25,8% (около 1,1 млн т) до 3,14 млн т. Прокачки бензинов упали на 26,5% (648,5 тыс. т), дизтопливо показало такой же плачевный результат с уменьшением на 24,8% (440,2 тыс. т).
В 2015 году лидерами по продаже бензинов и ДТ были Киев и Киевская область (около 17,7%). За ними следуют Львовская (8,5%), Днепропетровская (7,6%), Одесская (6,9%), Закарпатская (5,4%), Харьковская (4%). Следует отметить, что непосредственно на столицу Украины приходится около 8,8% продаж за наличные.
В структуре потребления октановых пальму первенства держат бензины А-95 и А-92. Однако если в 2014 году на каждый вид топлива приходилось более 1 млн т, то в прошлом году эти показатели откатились ниже миллионной отметки.
Второй год подряд в структуре потребления значительнее всего уменьшается доля А-95. Если в 2014 году на него приходилось 30,7% продаж, то в 2015 году всего 28,9%. За отчетный период продажи «пятерки» через канал АЗС уменьшились до 904,3 тыс.т. В свою очередь реализация «двойки» упала на 25,6% до 840 тыс. т. На 20% до 50,3 тыс. т продемонстрировали снижение и альтернативные бензины на заправках.
Любопытно, что автолюбители и ритейлеры никак не откажутся от выбывшего из списка дозволенных бензина А-76 (80). В прошлом году его розничная реализация за наличные хоть и уменьшилась на 55% до 3,6 тыс. т, но стойкий «низкооктан» все равно не хочет окончательно уходить в небытие. Поскольку импорта данного вида топлива ни в 2014 году, ни в 2015 году замечено не было, а отечественные Кременчугский ГПЗ и Шебелинский ГПЗ его не производят, остается только догадываться, откуда он берется. По всей вероятности, данный ресурс производится внутри страны в кустарных условиях. Говорить о качестве такого бензина не приходится.
Наращивая присутствие
Несмотря на кризисный год, топливные операторы продолжали развивать свои сети. Одни ритейлеры, учитывая рыночную конъюнктуру, делали ставку на аренду, другие возводили АЗК с нуля. Подтверждением активности на рынке являются новые заправки в столице и регионах.
Так, ОККО только в Киеве укрепилась тремя станциями в новом формате. WOG также презентует новые станции и переделывает старые АЗС. Активно развивается SOCAR, запуская комплексы в Киеве, Одессе, Днепропетровске и на главных украинских магистралях. На расширение сети в регионах нацелена и «БРСМ-Нафта». В 2015 году укрепилась розницей «Укрпалетсистем», дебютировавшая с собственными АЗК в Киеве и регионах.
Наиболее впечатляющий результат в 2015 году сумела показать «Параллель», которая из-за военных действий в Донбассе потеряла более половины своих АЗС. К концу 2015 года компания за счет аренды и покупок новых комплексов в Днепропетровской и Запорожской областях увеличила собственную сеть до 63 заправок.
Борьба за безнал
Рассматривая среднесуточную реализацию крупнейших операторов, НефтеРынок исходил из продаж бензинов и дизтоплива за наличные, поскольку ситуация с безналичными расчетами в Украине еще до конца не введена в правовое поле, к тому же не все ритейлеры раскрывают данные о корпоративных продажах. Однако анализ наличных продаж охватывает не всю реализацию компаний, поскольку у многих сетевиков хорошо развита система безнала. Следует отметить, что доля безналичных продаж у крупнейших операторов варьируется от 15% до 55%. Таким образом, «наличка» более правдиво отражает состояние дел на украинском топливном рынке, который переживает период стагнации. Еще одна проблема операторов — теневой рынок нефтепродуктов, который существенно влияет на развитие топливного рынка. Постоянные отчеты налоговиков о выявлении некачественных нефтепродуктов на заправках и нефтебазах — явное тому подтверждение.
Еще одним камнем преткновения для украинских операторов стало введение розничного акциза в размере 5%, которые с началом 2016 года трансформировались в €0,042/л. Более того, государство замахнулось распространить взимание акциза и на безналичные продажи, а в результате напоролось на судебные иски компаний, которые взялись отстаивать безнал.
Посуточный расчет
По сравнению с 2014 годом большинство операторов рынка снизило свои прокачки. Провал составил от 1% и до 60% в зависимости от бренда. Ниспадающая динамика топливных продаж ужала рынок и до предела обострила конкуренцию за потребителя.
В 2015 году лидерами по среднесуточной реализации (ССР) были сети АЗС KLO и «БРСМ-Нафта». Успех указанных операторов объясним наличием большого количества АЗС с высокими проливами в столичном регионе (59 АЗС «клошников» сконцентрированы в Киеве и Киевской области), а в случае с «БРСМ» (163 АЗС) еще и более низкими ценами на топливо. Так, среднесуточная реализация бензинов и ДТ на KLO составила 6,1 т, на «БРСМ-Нафта» — 4,2 т. При этом оба оператора уменьшили показатели продаж топлива за наличные в сравнении с прошлым годом на 12% и 27% соответственно. Игроки розничного рынка любят напоминать, что хорошим продажам способствовало соседство операторов в Крячках, где располагались мощности по хранению топлива и компонентов обоих ритейлеров со столичной пропиской. Однако трагедия, случившаяся в июне 2015 года, когда из-за пожара на нефтебазе погибли люди, похоже, еще сильнее разругала конкурентов.
Третье место с объемом 3,7 т принадлежит сети АЗК SOCAR, которая насчитывает 56 АЗС. Однако по сравнению с 2014 годом продажи в сети азербайджанской компании снизились на 24%.
По проливам недалеко от SOCAR находится «Концерн Галнфтогаз», управляющий сетью АЗС ОККО, которая насчитывает около 430 АЗК. В 2015 году у «галлов» средняя реализация находилась на уровне 3,54 т. По сравнению с прошлым годом у топливного оператора прокачки снизились на 12%.
Пятое место занимает ГК «Континиум», управляющая сетью из порядка 480 АЗС под брендом WOG. В январе-декабре 2015 года ССР розничных активов компании составила приблизительно 2,12 т, что почти на 9% ниже, чем в 2014 году. Напомним, что указанная цифра отображает реализацию только за наличные. При этом доля WOG в безналичных продажах достигает около 50%, что компенсирует нал. Осенью 2015 года для увеличения продаж WOG запустил новый вид топлива — бензин А-95 Еco с добавлением спиртосодержащих компонентов, пополнив тем самым ряды продавцов альтернативы.
На позициях 2014 года осталась сеть АЗС UPG, в первую очередь благодаря маркетингу и ценовой политике. В 2015 году ССР у компании составил около 2,1 т. Оператор, управляющий сетью из порядка 60 АЗК, не гнался за максимальной маржей и продавал белорусские нефтепродукты по более демократичным ценам, чем и завоевал лояльность автомобилистов.
За 2015 год на 21,3% до 1,85 т снизилась суточная реализация у ГК «Приват» (управляет АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас», «Мавекс», Sentosa и др.) В 2014 году «Приват» также пережил не очень приятный период. «Отжатие» заправок в оккупированном Крыму и Донбассе уменьшило «приватовскую» сеть с 1625 до порядка 1570 объектов. Тем не менее, ввиду низких цен в 2014 году, ССР «Привата» была на уровне 2,35 т. Однако в 2015 году конъюнктура рынка отразилась и на единственном продавце нефтепродуктов из Кременчуга.
В то же время на 20,2% просела розничная реализация у активов российской «Роснефти» в Украине. За отчетный период «танкисты» через свою сеть из 141 АЗС в среднем продавали 1,69 т бензинов и ДТ в сутки. На уменьшение ССР, кроме общих тенденций рынка, повлияли призывы активистов к бойкоту АЗС с российскими корнями. В начале 2016 года стало известно, что «Роснефть» продает сеть в Украине компании Glusco Energy. Будет интересно понаблюдать, как новый менеджмент компании будет решать проблему наращивания продаж.
На 26% до 1,36 т снизилась реализация у Shell (140 АЗС), которая в Украине работает совместно с компанией «Альянс Ойл Украина». На сегодняшний день предприятие продолжает проводить реструктуризацию своих активов, что отражается на количестве АЗС и, соответственно, на объемах продаж топлива. Однако Shell также может похвастаться значительным процентом продаж по безналичному расчету — около 30–40% от продаж нефтепродуктов за нал.
За отчетный период на 34,1% до 1,2 т ССР сократила и «Параллель». Помимо экономической конъюнктуры на результаты ритейлера повлияли боевые действия в Донбассе, вследствие которых компания лишилась части своего бизнеса.
Однако лидером по «обвалу» продаж стала сеть АЗС «Лукойла», которая перешла под управление AMIC Energy. И причиной тому послужили не военные действия, а во многом халатность менеджмента, допустившего б/н на стелах в конце 2014 — начале 2015 года. По сравнению с прошлым годом реализация на заправках компании упала на 60,5%, что является антирекордом для отечественного ритейла.
Если в 2014 году за наличные сеть продавала около 2,3 т в сутки, то теперь проливы снизились до 0,9 т. Отметим, что в первой половине 2015 году ситуация у Amic была куда более проблематичной: в январе-июне среднесуточные прокачки на АЗС компании составляли всего 0,57 т. Однако с запуском маркетинговых программ, в частности скидок по средам и выходным дням, ПИИ «АМИК-Украина» улучшило свои показатели наличных продаж. Впрочем, они далеки от результатов, которые должны быть у сети с таким количеством АЗС.
Таким образом, вследствие продол-жающегося экономического спада отечественный топливный рынок снова потерял значительные объемы. Проседание реализации ударило как по рознице, так и по промпотреблению. Ухудшение благосостояния населения прямо пропорционально отражается на реализации нефтепродуктов через канал АЗС и, как следствие, на доходах участников рынка. Потеряв 1,1 млн т в 2015 году, ритейлеры не питают иллюзий и относительно успехов в 2016 году.