Безнадежный кредит

Сегодня рынок кредитования переживает небывалый бум. Если еще несколько лет назад банки предпочитали работать с юридическими лицами, то сейчас одним из самых прибыльных сегментов является именно рынок ритейловых банковских услуг, в частности потребительского кредитования.

Основной проблемой подобных кредитных услуг является их массовый характер, что требует максимально проработанной технологии по возврату просроченной задолженности. Банки, раздающие налево и направо кредиты «без залога и поручителей», ожидают серьезные проблемы с достаточностью капитала. Поэтому хотелось бы уделить немного внимания сомнительной и безнадежной задолженности банков.

Что же скрывается под такими понятиями, как «сомнительная» и «безнадежная» задолженности. Согласно постановлению Национального банка Украины (НБУ) № 435 от 15 сентября 2004 года, сомнительной является задолженность, по которой у банка есть сомнения относительно ее погашения. Безнадежной задолженностью признается задолженность, относительно которой есть уверенность банка в ее непогашении, или задолженность, по которой истек срок исковой давности.

ГНА своим указом № 346 от 11 июля 2003 года более широко трактует это понятие. Под сомнительной задолженностью следует понимать задолженность за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) или задолженность по уплате процентов (комиссионных), по которой существуют сомнения относительно ее погашения должником и которая отличается от безнадежной задолженности.

Что же на практике дает разграничение этих двух понятий? Согласно статье 12 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», банк при соблюдении определенных условий получает право увеличить валовые расходы этого периода и, как следствие, уменьшить объект налогообложения. В случае же признания задолженности безнадежной банк приобретает право на компенсацию задолженности за счет страхового резерва, о котором речь пойдет ниже.

Все вроде отлично, но есть определенные нюансы. Начнем с сомнительной задолженности. Законом установлено, что сумма, на которую возможно увеличить свои валовые расходы, — это стоимость предоставленных товаров или услуг. В случае с кредитованием банками физических и юридических лиц — это сумма кредита, то есть тело кредита. Во многих банках формирование тела кредита происходит следующим образом. К сумме кредита, которую хочет получить заемщик, плюсуются разнообразные комиссии за оформление, за выдачу, достигающие иногда чуть ли не 50 % стоимости товара. Стоимость товара переводится на счет продавца, а все комиссии и сборы остаются у банка. Заемщик же обязуется погасить весь кредит. Таким образом, в случае признания задолженности сомнительной банк получает возможность увеличить валовые расходы с учетом этих комиссий и сборов.

Обратим внимание на правовое регулирование возмещения безнадежной задолженности банками Украины. Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» установлено, что каждый банк обязан создать страховой резерв для возмещения возможных потерь по основному долгу (без процентов и комиссий) по всем долговым требованиям (кредиты, гарантии, поручительство, приобретенные ценные бумаги, другие активные банковские операции, относящиеся к его хозяйственной деятельности согласно законодательству).

Порядок формирования резерва регламентируется постановлением НБУ «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков» № 279 от 6 июля 2000 года.

Размер страхового фонда определяется банком самостоятельно, но должен быть достаточным для полного покрытия рисков непогашения основного долга и не может превышать 10 % от суммы долговых требований.

Данным Положением установлено, что резерв под кредитные риски используется лишь для покрытия убытков с непогашенной заемщиками задолженности по основному долгу, то есть без учета суммы процентов или комиссий банка, взыскание которой является невозможным. Аналогичное положение присутствует и в Законе Украины «О налогообложе­нии прибыли предприятий»: банк обязан создать страховой резерв для возмещения возможных потерь только по основному долгу (без процентов и комиссий).

Что же делать с процентами? Статья 59 Закона «О Национальном банке Украины» допускает формирование банками резервов для покрытия потенциальных убытков по процентным рискам, которые формируются за счет дохода банка до налогообложения. Более того, в соответствии со статьей 36 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» банки обязаны формировать резервный фонд на покрытие непредвиденных убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам, а размер отчислений в резервный фонд должен быть не меньше 5 % от прибыли банка до достижения им 25 % размера регулятивного капитала банка.

Порядок формирования и использования такого резерва определяется уже упомянутым выше Положением. В частности пунктом 10.5 установлена возможность списания за счет резерва начисленных доходов по кредитным операциям, которые признаны безнадежными относительно их получения, после принятия правлением банка соответствующего решения. Действующим законодательством не определено, какие начисленные доходы могут быть признаны безнадежными. Возникает вопрос: а возможно ли считать начисленные доходы безнадежными после того, как сам актив, по которому они были начислены, был признан безнадежным? К сожалению, в законодательстве на эти вопросы ответа пока нет.

Таким образом, банкам приходится преодолевать различные проблемы, вызванные в основном недостатками правового регулирования данной деятельности. Нормальное развитие банковской системы требует солидной подготовки законодательной базы, прозрачной и понятной для всех участников рынка, устранения множества неточностей и противоречий.

МОРОЗ Андрей — юрист, юридическая фирма «Лавринович и Партнеры», г. Киев

Он вводит внесудебную процедуру банкротства по долгам на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. руб. (по более крупным долгам возможно банкротство через суд). С 1 сентября должники вправе подавать заявление о банкротстве в МФЦ «Мои документы». В отличие от банкротства через суд, не нужно собирать много документов, привлекать финансового управляющего и платить ему. Специалисты центра госуслуг зарегистрируют дело в федеральном реестре сведений о банкротстве и возьмут на себя взаимодействие с кредиторами и судебными приставами. С этого момента прекращается начисление процентов и штрафов, и через полгода долг может быть списан. Еще через пять лет жизнь начинается с чистого листа — банкрот может не указывать факт банкротства при обращении за кредитами, а бывшие индивидуальные предприниматели — могут снова регистрировать ИП.

Такое банкротство доступно только тем людям, в отношении которых уже окончено исполнительное производство, то есть судебные приставы не нашли у них ни недвижимости, ни автомобилей, ни денег на счетах, на которые можно обратить взыскание. По мнению банков, эффективность работы приставов, в том числе в части розыска имущества, остается крайне низкой, говорит источник «РГ» в Альфа-Банке, поэтому банки предлагали много критериев, помимо оконченного исполнительного производства. В закон вошла норма о праве кредитора в течение 6-месячного срока процедуры еще раз запросить госреестры об имуществе должника.

Правительство своим постановлением должно определить перечень источников, из которых кредиторы могли бы получать эту информацию через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «На наш взгляд, в этот перечень требуется включить все источники, доступные финансовым управляющим и используемые ими при выявлении конкурсной массы», — сообщил представитель ВТБ. Иначе, указывает он, у кредиторов не будет объективной картины, чтобы решить, надо ли «перевести» внесудебное банкротство в судебное, что может повлечь за собой дополнительные потери и рост числа случаев мошеннических банкротств.

Правовые аспекты кредитования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

У большинства граждан, которые становятся банкротами через суд, арбитражные управляющие не находят ничего. По данным Федресурса, доля таких дел достигает 80%, а доля дел, в которых кредиторы получили ноль, держится в интервале 64-68%.

Законом воспользуются граждане, имеющие длительную (более года) просроченную задолженность. Большая часть таких кредитов передана коллекторам

К внесудебному банкротству будут прибегать граждане, имеющие длительную (более года) просроченную задолженность, и большая часть таких кредитов уже передана на взыскание коллекторам. Несмотря на закредитованность граждан, банки не ждут массовых банкротств по новой процедуре, во всяком случае в первое время. Так было и с законом о судебном банкротстве, который заработал в 2015 году. В первый год фиксировалось менее тысячи обращений, спустя пять лет их число выросло до 60 тысяч в год (в первые шесть месяцев этого года банкротами признаны почти 43 тыс. граждан). В случае с новым законом время реакции граждан сократится, поскольку для них предусмотрено меньше барьеров. В ВТБ не ожидают массовых банкротств в том числе и потому, что банкроты в течение нескольких лет ограничиваются в получении кредитов, замещении руководящих должностей. В то же время есть риски, что недобросовестный заемщик передаст свое имущество родным, близким, знакомым и далее предпримет процедуру внесудебного банкротства, говорит собеседник «РГ» в Альфа-Банке. Возможности банков по контролю за действительным положением заемщика остаются крайне ограниченными.