Белорусский бухучет

Одной из особенностей современной экономической политики в Беларуси является разнонаправленность в развитии различных сфер экономической деятельности. Так, если в вопросах приватизации и регулирования цен на некоторые виды товаров, работ, услуг государство занимает достаточно консервативную, скорее социалистическую, точку зрения. То, например, в вопросе государственного контроля, цифровой экономики и бухгалтерского учета действия властей в последние годы достаточно либеральны и соответствуют скорее критериям рыночной, но не социалистической экономики.

При этом сфера бухгалтерского учета касается почти каждого субъекта хозяйствования в Беларуси, а значит, изменения в ней затрагивают практически каждого белоруса, занятого бизнесом. В этой связи интересным и показательным видятся особенности либерализации по-белорусски на примере такой всеобъемлющей и важной сферы, как бухгалтерский учет. Как меняется бухгалтерский учет в Беларуси на протяжении последних десятилетий? Рассмотрим далее.

Профессиональное суждение всему голова

Пожалуй, началом реальной либерализации бухгалтерского учета в Беларуси следует признать 2013 год, когда была принята новая редакция закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Именно в этом законе были заложены основные принципы, которые и по сей день реализуются в нормативных документах, принимаемых органами власти и касающихся порядка ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Среди новых подходов к белорусскому бухгалтерскому учету можно выделить следующие принципы.

Во-первых, в законе было введено понятие профессионального суждения бухгалтера. Так, профессиональное суждение бухгалтера стало применяться в тех случаях, когда законодательством Республики Беларусь не был установлен порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. В этом случае такой порядок отражения хозяйственных операций, активов и обязательств разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

Фактически на практике данное положение стало означать, что государство признало несколько важных постулатов. Так, органы власти признали, что в законодательстве могут быть пробелы, которые бухгалтера могут сами устранять исходя из своего профессионального суждения. Также государство дало понять, что не все вопросы бухгалтерского учета теперь будут жестко регламентироваться и у представителей бизнеса появятся возможности для маневра в вопросах бухгалтерского учета. Последнее связано с построением белорусского бухгалтерского учета на принципах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые предполагают достаточно либеральные, но при этом экономически обоснованные подходы к порядку ведения бухгалтерского учета.

В качестве наглядного примера данной ситуации следует отметить принятие Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, вступившей в силу с 1 января 2013 года. В ней впервые были прописаны не количественные, а качественные (экономические) критерии отнесения актива к основным средствам. Так, в инструкции отказались от обязательного количественного критерия в 30 базовых величин для отнесения того или иного актива к основным средствам. Теперь бухгалтер должен самостоятельно определять, относить тот или иной актив к основным средствам, исходя из его качественных характеристик: срока использования, получения экономических выгод и так далее.

Справедливости ради следует отметить, что органы власти разрешают предприятиям использовать и старый критерий 30 базовых величин в случае его закрепления в учетной политике предприятия. Но это все является не обязательным, а добровольным желанием предприятия, что вполне вписывается в рамки стандартов МСФО.

Экономические принципы

Во-вторых, в новой редакции закона о бухгалтерском учете существенно переработаны и уточнены принципы ведения бухгалтерского учета. Среди 12 принципов заложенных в законе отдельно следует остановиться на принципе преобладания экономического содержания. Этот принцип означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Данный принцип на практике привел к существенному сокращению нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета в Беларуси. При этом вновь принимаемые нормативные документы зачастую не содержат четких норм, а содержат лишь общие экономические положения.

Последнее на практике привело к отмене всех инструкций, регламентирующих порядок отражения затрат в бухгалтерском учете предприятия. Теперь все затраты отражаются исходя из принципа экономического содержания. На практике это ведет к двоякой ситуации. С одной стороны субъектам предпринимательства упрощается порядок отражения затрат в бухгалтерском, а соответственно и налоговом учете, что приближает Беларусь к странам с развитой рыночной экономикой.

С другой стороны в экономике Беларуси сохранились консервативные подходы к затратам, особенно на государственных или полугосударственных предприятиях. Наличие существенного сектора государственной собственности наряду с большим количеством контролеров на практике приводит ко многим спорным вопросам обоснованности и необходимости тех или иных затрат. В этой связи либерализация бухгалтерского учета опережает сложившуюся преимущественно планово-государственную модель белорусского экономического развития, а значит, в данном вопросе вступает в конфликт с ней.

На практике это приводит к ситуациям когда бухгалтера и руководство предприятий вынуждены доказывать контролерам и чиновникам обоснованность тех или иных затрат, ссылаясь на свое профессиональное суждение и экономическую логику. Удается это не всегда, а значит, у государства ещё есть большой резерв дальнейшей либерализации всех остальных сфер экономической деятельности, а не только бухгалтерского учета.

Необязательный первичный документ?

В-третьих, несмотря на то, что первичный бухгалтерский документ остался основой для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете, подходы к его составлению и оформлению существенно изменились. Так, государство сократило до 9 наименований перечень первичных бухгалтерских документов, формы которых утверждаются органами государственной власти. Формы всех остальных первичных бухгалтерских документов разрабатываются и утверждаются самими субъектами предпринимательства при соблюдении перечня обязательных реквизитов, содержащихся в статье 10 закона о бухгалтерском учете и отчетности.

Также разрешено составлять первичный бухгалтерский документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме. При этом следует помнить, что в случае контрольной проверки электронные первичные бухгалтерские документы по требованию проверяющих органов должны быть распечатаны и представлены контролерам для проверки.

Кроме того, постановлением Министерства финансов № 13 от 12 февраля 2018 года утвержден перечень случаев, когда составление первичных бухгалтерских документов может быть единоличным. То есть на практике могут возникать ситуации, когда бухгалтер составляет первичный бухгалтерский документ в единственном экземпляре сам, и этот документ будет подтверждать расходы предприятия для целей бухгалтерского или налогового учета. Этот порядок может применяться, например, в случае поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь.

Справедливости ради следует отметить, что новый порядок либерализации с первичными бухгалтерскими документами имеет и свои перекосы. Так, принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 176 не только существенно изменило подходы к отражению командировочных расходов в бухгалтерском учете, но и по факту усложнило жизнь белорусского бизнеса.

Так, например, в постановлении № 176 определено, что возмещение расходов по найму жилого помещения за границей осуществляется без предоставления подтверждающих документов в пределах сумм определенных в постановлении. Понятно, что государство пытается упростить документооборот в вопросе командировочных расходов, но к чему это упрощение может привести на практике?

Фактически на практике это означает, что, например, при командировке работника в Москву ему следует возмещать расходы на проживание в размере 140 долларов в день. Но много ли в Москве мест проживания, в которых стоимость проживания равна именно 140 долларам? Наверное, нет. Как правило, есть варианты, а значит, работнику либо не доплатят, либо переплатят (что более вероятно).

В случае переплаты предприятие понесет дополнительные расходы (убытки), а у контролеров могут возникнуть вопросы по составу и обоснованности затрат. В этой связи не лучшим ли решением было бы предоставление права предприятиям нести расходы на возмещение затрат по проживанию работников за границей по выбору на основании подтверждающих первичных документов или без них? Это было бы вполне в рамках стандартов МСФО и не ущемляло бы интересы белорусского бизнеса.

В заключении отметит, что реальная либерализация бухгалтерского учета в Беларуси на практике не всегда находит понимание и признание со стороны контролирующих органов и чиновников. Последнее связано как с консервативностью в работе контролирующих органов и некоторых чиновников, так и с неумением или нежеланием представителей белорусского бизнеса отстаивать свои права в спорах с этими же самыми белорусскими контролирующими органами. В то же время практика показывает, что знание норм законодательства, а также умелое их использование позволяет не только доказать свою точку зрения, но и применить наиболее либеральные и выгодные для бизнеса положения как законодательства о бухгалтерском учете, так и налогового законодательства, а также иных нормативных документов, регламентирующих работу белорусского бизнеса. Многое зависит от самого белорусского бизнеса, который желает и умеет работать в рамках белорусского (местами достаточно либерального) законодательства.

Определение термина «бухгалтерский учет»

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

  • контроль целесообразности хозяйственных операций;

  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;

  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:

— документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

— оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета- способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

— двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

— инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

— калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

— бухгалтерский баланс — является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

— бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:

Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.

Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.

Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

  • принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;

  • принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения — единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Типовой план счетов: из обязательного в рекомендованный

В.Н. Белорусский Минфин старается идти в ногу со временем, создает прогрессивную «бухучетную» нормативную базу, подтягивает ее под цивильные нормы, в т.ч. и в плане упрощения. Тем не менее белорусский бухучет остается достаточно зарегулированным.

Мы часто общаемся с главными бухгалтерами различных организаций, которые в беседах в качестве одного из сдерживающих факторов развития частного бизнеса указывают на обязательное применение типового плана счетов.

Да, некоторая часть законодательной базы напрямую связана непосредственно с типовым планом счетов. Но никто и не требует его отменять; пусть он будет – но необязательным к применению, то есть рекомендованным.

У нас еще недавно была единая тарифная сетка для начисления заработной платы. Безальтернативная для всех.

Но со временем сетку сделали необязательной к применению. Кто хочет, использует ее (к примеру, многочисленные ОАО на селе, которым вести деятельность проще по разработанным кем-то тарифам, ставкам и разрядам).

Но немало частных организаций пользуется собственным положением об оплате труда. И ничего страшного не произошло. По аналогии, как нам, кажется, не должно быть и обязательного типового плана счетов. Предприятия сегодня совершенно разные. Особенно в плане уровня информационного обеспечения и управленческого учета.

Каким-то организациям удобнее применять собственную (корпоративную) систему отражения операций в бухучете, позволяющую формировать сводные данные и аналитику во множестве вариантов, комбинаций, с учетом потребностей управления компанией на всех уровнях.

Но этому предприятию выгоднее и удобнее использовать корпоративный план счетов, оно не будет соответствовать канонам национального типового плана счетов бух­галтерского ­учета.

Как следствие, тем предприятиям, которые используют корпоративную отчетность, приходится вести параллельно два бухучета, что приводит к дополнительным издержкам. Ведь для этого требуется умножать затраты на содержание бухгалтерского персонала в два раза.

А есть предприятия, которым приходится вести и три бухучета – национальный, корпоративный и международный. Все это затраты. Хорошо, когда у предприятия есть под это необходимые ресурсы. А когда их нет?

ПУД: обязательны, необязательны или не слишком обязательны?

Е.Г. Термин «зарегулированность» применим также и в отношении первичных учетных документов (ПУД), особенно в плане обязательных и необязательных реквизитов. И постоянный страх всех бухгалтеров – и в частном секторе, и в государственном – и при выставлении запятой «в нужном месте» (или ее отсутствии), и при соблюдении безусловной орфографии с оригиналом, когда ошибочное написание ул. Ленина улицей Ленинской грозит серьезными неприятностями.

Неслучайно эти примеры «всплыли» на последнем круглом столе с государственными органами, организованном совместно с РСПП, где речь шла о проблемах оптимизации бухучета.

Ведь подход на местах очень разный; кто-то смотрит действительно лояльно, но кто-то нет. При этом мы по умолчанию предполагаем, что речь идет именно о добросовестных плательщиках, которых, к слову, несравненно больше. Но госорганы по инерции нередко продолжают воспринимать бизнес как нечто «подозрительное», а значит, его требуется по максимуму регламентировать, подозревать, кон­т­ролировать.

В этом, на наш взгляд, состоит противоречие между декларируемым и действительно закрепленным, в т.ч. в актах Президента, стремлении к раскрепощению предпринимательства, с одной стороны, и реалиями хозпрактики и контрольной деятельности – с другой. Парадокс: Декрет № 7 отменил обязательность печати (якобы она мешает бизнесу), но пер­вичные учетные документы, которые заверять печатью не требуется, – под прессом «цензуры» проверяющих.

В настоящее время любой субъект хозяйствования становится заложником первичных учетных документов даже без отмененного Указа № 488. Так как соблюдение требований всех постановлений и инструкций зачастую ставит в тупик. Ведь всякий ПУД может содержать сведения, которые будут оцениваться в качестве «обязательных», «необязательных» и даже «не слишком обязательных».

При этом в стране прекрасно работает система электронных счетов-фактур, в которых есть вся исчерпывающая информация (по­ставщики, покупатели, наименование товара, стоимость, количество и т.д.) и которая полностью дублирует товарно-транспортные накладные (ТТН), акт выполненных работ и некоторые другие документы, «интересные» налоговым органам.

В.Н. А мы всю эту информацию вдобавок дублируем на бумажном носителе. Причем не просто на белом листке формата А4, а на бланке строгой отчетности с определенной степенью защиты, который стоит денег. Время уходит даже на то, чтобы их купить в налоговой. Для бланка строгой отчетности требуется вести несколько книг – по списанию, испорченным бланкам, аннулированным, уничтоженным, и т.д. Зачем все это?

Все это может заменить инвойс. Нам ведь повсеместно говорят об упрощении бухучета. Но где оно, это упрощение? Тот же инвойс заменяет сразу несколько документов: ТТН, акт, счет-фактуру. Нам говорят, что нет росписи, подтверждающей получение товара (выполнение услуги). Но это уже суть договорные отношения. В договоре можно указать, что, в случае отсутствия подписи получателя в течение, допустим, пяти дней, право собственность на товар переходит ему.

К чему океан бумажек?! При применении инвойса бухгалтерская информация не только не искажается, но и становится более прозрачной, эффективной; метод двойной записи сохраняется, формирование бухгалтерской отчетности осуществляется по определенным Минфином стандартам.

Одномоментно мы к этой практике не придем.

И мы предлагаем не только инвойс как единственный вариант, но и иные, более реальные шаги, поэтапно или параллельно: исключение ТТН, ТН из состава документов с определенной степенью защиты; сокращение обязательности форм ПУД и реквизитов в них.

Бухучет: единый в разных отраслях или не единый?

Е.Г. Суть проблемы: в стране есть Минфин, который уполномочен регулировать бухучет и методологически его организовывать; и есть министерства и ведомства – Минстройархитектуры, Минсельхозпрод, и пр., которые нередко интерпретируют отдельные бухгалтерские вопросы «по-своему» и взваливают на себя дополнительные регуляторные функции.

Такая отраслевая специфика искажает финансовую отчетность, делая ее субъективной для пользователей, которыми являются не только налоговая инспекция или директор пред­приятия. Есть еще, к примеру, те же банки. В конце концов, и внешние инвесторы хотят видеть реальную картину происходящего на предприятиях, а не ту, которую рисует отраслевое ведомство.

Командировочные: хотели, как лучше, но получилось, как всегда

В.Н. Сумму командировочных под­няли. И существенно. Даже при поездках внутри страны. А загранкомандировки подорожали вообще запредельно. Можно зарплату не получать, а жить на командировочные! С такими расходами и без подтверждающих документов для многих предприятий прямая дорога к убыткам. И одновременно, что удивительно, мы постоянно говорим о сокращении затрат.

Всем понятно, что проблема эта появилась не сама по себе, а в пылу борьбы с другой напастью – бесконечным документооборотом, когда командировочный увязал с головой в бумажках. В ходе обсуждения нового НК и появилось предложение просто дать человеку энную сумму денег в качестве командировочных, и пусть он поменьше отчитывается за нее подтверждающими документами.

Но хорошая идея приобрела гипертрофированный крен. При этом постановление № 176 от 19.03.2019 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» дает возможность предприятию безналичным порядком решить вопрос возмещения командировочных расходов.

Есть и другая возможность, по предложению Минтруда: в командировках пользоваться корпоративной карточкой, что позволит «убрать» бездокументарный объем денег, расходуемых командировочным.

А еще в мире распространено такое понятие, как «малая касса» (какой-то объем наличных денег), которую по желанию собственника (руководителя) субъекта хозяйствования можно тратить «неважно, на что». К примеру, 200 рублей в месяц. Или в день. Главное – не нужны документы, где ты жил, на чем ехал, где ел, как отдыхал. Тебе дали 100 USD на пару дней командировочных – вписывайся.

Вопрос с командировками, с бездокументарным подтверждением или нет должен самостоятельно решать руководитель предприятия или его собственник. Это тот самый случай, ко­гда норма должна быть рекомендованной, а не обязательной.

Автор публикации: Владимир ОРЕХОВ