Банкротство кредитной организации

Утратил силу — Федеральный закон от 22.12.2014 г. N 432-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций Принят Государственной Думой 18 сентября 1998 года Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 года (В редакции федеральных законов от 02.01.2000 г. N 6-ФЗ; от 19.06.2001 г. N 86-ФЗ; от 07.08.2001 г. N 116-ФЗ; от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ; от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ; от 28.07.2004 г. N 84-ФЗ; от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ; от 18.12.2006 г. N 231-ФЗ; от 29.12.2006 г. N 247-ФЗ; от 01.12.2007 г. N 303-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ; от 22.12.2008 г. N 270-ФЗ; от 28.04.2009 г. N 73-ФЗ; от 19.07.2009 г. N 195-ФЗ; от 07.02.2011 г. N 8-ФЗ; от 27.06.2011 г. N 162-ФЗ; от 21.11.2011 г. N 327-ФЗ; от 06.12.2011 г. N 409-ФЗ; от 28.07.2012 г. N 144-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 146-ФЗ; от 05.05.2014 г. N 112-ФЗ; от 21.07.2014 г. N 218-ФЗ; от 04.10.2014 г. N 289-ФЗ; от 14.10.2014 г. N 304-ФЗ) Г л а в а I. Общие положения С т а т ь я 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. 2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России). 3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России. С т а т ь я 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации 1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство). В целях настоящего Федерального закона под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) 2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. (В редакции Федерального закона от 28.04.2009 г. N 73-ФЗ) С т а т ь я 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций: 1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего Федерального закона под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона; 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее — временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций; 3) реорганизация кредитной организации. (Пункт в редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) 2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. (В редакции Федерального закона от 28.04.2009 г. N 73-ФЗ) Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. (В редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»). (Абзац дополнен — Федеральный закон от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) С т а т ь я 4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, меры по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, осуществляются в случаях, когда кредитная организация: не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; (В редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; (В редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; (В редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России; нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов; допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 19.06.2001 г. N 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) Статья 4-1. Обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства 1. Со дня возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, и до дня их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России: 1) о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, а также заседаний совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для уведомления учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации; 2) о совершении сделок (нескольких взаимосвязанных сделок): с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами, определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, деятельность которых контролирует либо на которых оказывает значительное влияние кредитная организация, либо с лицами, под контролем либо значительным влиянием которых находится кредитная организация; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 146-ФЗ) связанных с распоряжением имуществом кредитной организации, стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости имущества кредитной организации, определенной по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, или превышает 15 миллионов рублей, если 1 процент балансовой стоимости имущества кредитной организации составляет более 15 миллионов рублей, в том числе связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением и выдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления; связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ либо с участием в создании (учреждении) иных юридических лиц. 2. Уведомление о совершении сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется кредитной организацией в Банк России в пятидневный срок со дня совершения сделки. Уведомление о проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, заседания ее совета директоров (наблюдательного совета) направляется в Банк России не позднее пяти дней до дня проведения такого собрания, заседания, за исключением случая, когда основания, предусмотренные статьей 4 настоящего Федерального закона, возникли в пределах срока для уведомления, установленного настоящим пунктом. В этом случае кредитная организация уведомляет о проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, заседания ее совета директоров (наблюдательного совета) не позднее дня, следующего за днем возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона. 3. Кредитная организация, имеющая предусмотренные статьей 4 настоящего Федерального закона основания и осуществляющая меры по финансовому оздоровлению без направления Банком России предусмотренного статьей 12 настоящего Федерального закона требования, прекращает уведомлять Банк России о событиях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, со дня устранения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона. 4. Банк России вправе направить наблюдателя (наблюдателей) для участия в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета). Наблюдатель (наблюдатели) допускается (допускаются) к участию в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) на основании решения Банка России. Наблюдатель (наблюдатели) принимает (принимают) участие в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) без права голоса, знакомится (знакомятся) с протоколами и другими материалами такого собрания, заседания. (Статья дополнена — Федеральный закон от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) Статья 4-2. Обязанности руководителя, членов органов управления, учредителей (участников) кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации 1. В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) оснований, предусмотренных пунктом 1 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель кредитной организации, признаваемый таковым в соответствии со статьей 11-1 указанного Федерального закона, в течение десяти дней со дня их возникновения обязан: 1) направить в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации мотивированное требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; 2) уведомить Банк России о возникновении в кредитной организации указанных оснований и направлении им в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта требования. 2. В течение трех дней со дня получения предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи требования руководителя кредитной организации совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации обязан: 1) принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, а также не позднее чем в течение двадцати дней со дня принятия указанного решения сообщить учредителям (участникам) кредитной организации о проведении такого общего собрания; 2) уведомить о принятом решении руководителя кредитной организации и Банк России. 3. В случае, если руководитель кредитной организации не избран или не назначен, обязанность по применению мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возлагается на членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации. 4. В случае, если совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации не исполнил обязанности, предусмотренные пунктами 2 и 5 настоящей статьи, руководитель кредитной организации обязан исполнить обязанности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, установленные соответственно пунктами 2 и 5 настоящей статьи, в течение трех дней со дня истечения сроков, предусмотренных соответственно абзацем первым пункта 2 и пунктом 5 настоящей статьи. 5. В случае, если советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации не принято решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации обязаны обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в течение трех дней со дня истечения срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи. В случае, если решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не принято внеочередным общим собранием учредителей (участников) кредитной организации, члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации обязаны обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в течение трех дней после проведения указанного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации. 6. Решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается общим собранием учредителей (участников) кредитной организации большинством голосов от общего числа голосов учредителей (участников) кредитной организации, принявших участие в голосовании. 7. Учредители (участники) кредитной организации, имеющие право давать обязательные указания или возможность иным образом определять ее действия, но не принявшие в установленный срок решения о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, и члены совета директоров (наблюдательного совета) или руководитель кредитной организации, не исполнившие обязанностей, предусмотренных пунктами 2-5 настоящей статьи, при недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей, возникшим после появления признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. 8. Если решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не принято общим собранием учредителей (участников) кредитной организации, созванным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи не могут быть привлечены учредители (участники) кредитной организации:

Банкротство банков

Банкротство кредитных организаций:

Закон о банкротстве относит кредитные организации, банки, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.
Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»№395-ФЗ (далее – Закон о банках), является закрытым.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

— финансовое оздоровление;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).
  • Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций»).
  • В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
    В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

    Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация.
    Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

    Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.
    Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

    В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

    Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» № 265-П.

    Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

    Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ , относятся к 1-й очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

    После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

    Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора – государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих – физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего – физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего – физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росреестру.

    Особенности банкротства финансовых организаций

    К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

    Кредитные организации

    Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Процедуры банкротства кредитных организаций

    По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

    — о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
    — об отказе в признании кредитной организации банкротом.

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Страховые организации

    При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью.

    Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

    В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

    Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления.
    При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

    Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

    Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются.

    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

    Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

    1. в первую очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
    2. во вторую очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
    3. в третью очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования.
    4. в четвертую очередь — требования иных кредиторов.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг

    При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

    Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

    Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут устанавливаться федеральным законом.

    В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника.
    В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

    Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг

    В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

    Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

    С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
    Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

    Количество кредитных организаций, находящихся в стадии ликвидации (по состоянию на 1 января соответствующего года)

    Виды ответственности

    Ликвидаторы и конкурсные управляющие банков подают два типа исков к входившим в состав органов управления лицам и бенефициарам кредитной организации:

    • о возмещении убытков;
    • о привлечении к субсидиарной ответственности.

    Правовым основанием для первого типа исков является ст. 53.1 ГК РФ, а для второго типа — ст. 61.11–61.13 и 189.23 Закона о банкротстве. Выбор между этими двумя видами ответственности зависит от того, «насколько существенным было негативное воздействие контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц, действующих совместно либо раздельно) на деятельность должника … как сильно в результате такого воздействия изменилось финансовое положение должника, какие тенденции приобрели экономические показатели, характеризующие должника, после этого воздействия»2.

    Какое из заявлений подано в рамках дела о банкротстве кредитной организации — не так важно. Независимо от того, каким образом при обращении в суд заявитель поименовал иск и на какие нормы права он сослался, суд самостоятельно квалифицирует предъявленное требование и должен поставить вопрос о переквалификации требования на обсуждение сторон спора. Такое содействие суда истцу не будет считаться нарушением принципов диспозитивности или состязательности арбитражного процесса.

    Например, в деле № А27-18479/2016 о банкротстве общества «Банк развития бизнеса» Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности и направляя дело на новое рассмотрение, указал: «Независимо от того, каким образом при обращении в суд заявитель поименовал вид ответственности и на какие нормы права он сослался, суд применительно к положениям ст. 133 и 168 АПК РФ самостоятельно квалифицирует предъявленное требование. При недоказанности оснований привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности противоправного поведения контролирующего лица, влекущего иную ответственность, в том числе установленную ст. 53.1 ГК РФ, суд принимает решение о возмещении таким контролирующим лицом убытков. Поскольку судом не ставился на обсуждение сторон вопрос о переквалификации заявленного требования с привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности на требование о возмещении убытков, отказ в удовлетворении заявления конкурсного управляющего в данной части является преждевременным»3.

    Поиск контролирующих лиц

    Формальное положение привлекаемого к ответственности лица не имеет значения, важно другое — была ли у него фактическая возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия. Это ярко проиллюстрировано в следующем деле.

    В споре о привлечении к субсидиарной ответственности контролировавших Межпромбанк лиц (дело № А40-119763/2010) суд сделал вывод о наличии такой возможности, исходя из системы владения и управления Банком. Этот вывод был связан, во-первых, с правом контроля, осуществляемого Пугачевым С.В. за принятием решений в Банке через многоуровневую структуру владения Банком с использованием офшорных компаний, и, во-вторых, с фактической системой личного согласования с Пугачевым основных решений Банка со стороны руководителей и органов управления Банком. Этот случай стоит разобрать подробнее, поскольку в Банке существовала целая система по сокрытию бенефициара, в том числе замена его упоминания во внутренней переписке на «Председатель Совета директоров» или аббревиатуру «ПСД», а вместо своей подписи Пугачев использовал штамп «Согласовано».

    В качестве доказательств того, что многоуровневая структура владения давала Пугачеву фактическую возможность управления, суд принял не только результаты анализа организационной схемы и органов управления входящих в нее структур. Одного этого было бы недостаточно, так как в структуру входили офшорные трасты с непрозрачными полномочиями доверительных собственников, протекторов и управляющих компаний.

    Свою роль в определении подконтрольности сыграли следующие доказательства:

    • многочисленные письма Банка в Московское главное территориальное управление (МГТУ) Банка России, где Банк сообщал, что лицом, оказывающим «косвенное существенное влияние» на решения, принимаемые органами управления Банком, является С.В. Пугачев, действующий на основании трастового договора. На схеме, приложенной к одному из писем, Пугачев прямо указан как «контролирующее лицо»;
    • проспект эмиссии ценных бумаг Банка, где было указано, что основным контролирующим лицом, но не бенефициарным владельцем компании «на основании офшорного соглашения о доверительном управлении» является Пугачев;
    • выдержки из актов об учреждении траста, а также иные документы относительно новозеландского траста;
    • акт проверки Банка России, в котором указано, что рабочей группе было представлено решение доверительного собственника траста, в соответствии с которым «первоначальным протектором» был назначен Пугачев;
    • показания свидетеля, члена совета директоров Банка, единственного акционера и директора траста, которые были даны в рамках уголовного дела.

    В качестве доказательств того, что в Банке существовала система согласования и принятия решений, в соответствии с которой без согласия Пугачева не могло быть принято ни одно решение в Банке, приводились следующие:

    • свидетельские показания работников Банка, в частности, о том, что именно Пугачев проводил собеседования о приеме на работу руководящих сотрудников Банка;
    • объяснения, участвующих в деле лиц, в том числе одного из привлекаемых к субсидиарной ответственности;
    • протоколы совещаний в Правительстве РФ о мерах по восстановлению платежеспособности Банка, где Пугачев участвует в урегулировании просроченной задолженности Банка;
    • протоколы допросов по уголовному делу.

    Пугачев указывал на то, что все доказательства, подтверждающие его контроль над Банком, по разным причинам являются ненадлежащими. Суд же указал, что «Пугачев С.В. не представил ни одного доказательства отсутствия контроля над Банком со своей стороны»4.

    Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией

    Таким образом, суд счел предоставленные конкурсным управляющим доказательства достаточными для утверждения о наличии у привлекаемого к ответственности лица статуса контролирующего и возложил бремя опровержения данных утверждений «на привлекаемое лицо, которое должно доказать, почему письменные документы и иные доказательства арбитражного управляющего, кредиторов не могут быть приняты в подтверждение их доводов, раскрыв свои документы и представив объяснения относительно того, как на самом деле осуществлялась хозяйственная деятельность (п. 4 ст. 61.16 Закона о банкротстве)»5.

    В результате суд признал, что «трое последовательно сменявших друг друга лица, исполнявших в 2008–2010 годах обязанности председателя Исполнительной дирекции Банка — Диденко А.А., Злобин А.С., Илларионова М.Е. — подтверждают наличие достаточных оснований рассматривать указания, исходящие от Пугачева С.В. В качестве обязательных, несмотря на то что Пугачев С.В. не занимал никакой официальной должностной позиции в Банке, что могло быть возможным лишь в случае наличия со стороны Пугачева С.В. действительного контроля и влияния на принятие решений в Банке»6.

    Причинно-следственная связь

    С членов органов управления и бенефициаров взыскиваются убытки, причиненные по их вине банку от таких действий, которые выходят за рамки добросовестного и разумного поведения. В деле № А27-18479/2016 о банкротстве общества «Банк развития бизнеса» конкурсный управляющий — «Агентство по страхованию вкладов» — потребовал взыскать солидарно в пользу Банка разницу между совокупностью требований кредиторов Банка и балансовой стоимостью его активов с контролирующих Банк лиц.

    Основанием заявления был указан подп. 1 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве, то есть Агентство указывало на то, что в результате совершения указанными лицами либо одобрения этими лицами одной или нескольких сделок должника причинен существенный вред имущественным правам кредиторов. Конкурсный управляющий указал, что банкротство наступило вследствие виновных действий контролирующих лиц, которые одобрили действия по приобретению векселей технической организации, по приобретению технического векселя юридического лица, а также выдачу шести технических кредитов физическим лицам, обеспечение по которым отсутствовало.

    Отказывая в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, помимо довода об исковой давности суды указали7, на следующее:

    • кредиты не являлись техническими, об их реальности свидетельствует исполнение заемщиками своих обязательств по кредитам как по погашению основной задолженности, так и по оплате процентов за пользование кредитными средствами вплоть до момента отзыва у банка лицензии. Само по себе прекращение платежей сразу после отзыва у Банка лицензии не свидетельствует о техническом характере кредитов, так как некоторые иные заемщики также прекратили исполнять свои обязательства перед Банком после отзыва у него лицензии;
    • документы, на основании которых выданы займы, анализировались ЦБ РФ, и пороков в них не обнаружено;
    • ссуды классифицированы в III категорию качества с формированием резерва на возможные потери по ссудной задолженности в размере 50% суммы кредита, что свидетельствует о принятых Банком разумных и надлежащих мерах по минимизации возможных хозяйственных рисков от предоставления спорных кредитов;
    • финансовое положение векселедателя на момент приобретения векселей было устойчивым, что дважды подтверждено ЦБ РФ, который давал положительные заключения в отношении векселедателя для заключаемых с ним Банком депозитных договоров. При этом суд учел, что требования векселедателя по договорам о привлечении субординированного депозита включены в реестр требований кредиторов Банка, что подтверждает встречные обязательства Банка перед векселедателем на сумму, сопоставимую с вексельной задолженностью.

    Риски свойственны предпринимательской деятельности, другими словами, практически любое управленческое решение или сделка влекут риск убытков для банка, не говоря уже о выдаче кредита. Поэтому при оценке того, повлекло ли конкретное решение контролирующего лица убытки для банка, необходимо знать обычные условия гражданского оборота. Если обычно такое решение в данных обстоятельствах не приносит убытка, то действия контролирующего лица нельзя признать неразумными или недобросовестными.

    По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. В таких ситуациях в действиях контролирующего лица нет вины. «Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда»8.

    И наоборот, если обычно в результате принятия такого решения в подобных обстоятельствах наиболее вероятно последуют убытки, то причинно-следственная связь презюмируется. «При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается»9.

    Так произошло в деле № А15-406/2014 о банкротстве ОАО «Имбанк», где с контролировавших лиц взысканы убытки, причиненные Банку вследствие:

    • выдачи кредита заемщику, заведомо неспособному выполнить свои обязательства;
    • выдачи кредитов физическим лицам, заведомо неспособным их вернуть;
    • выдача средств по фиктивным кредитным договорам либо по незаключенным кредитным договорам.

    При этом суды исходили из наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) контролировавших Банк лиц по несоблюдению предписаний законодательства о банках и банковской деятельности, ненадлежащему анализу кредитных рисков, заключению сделок с неплатежеспособными заемщиками и банкротством Банка.

    В упомянутом ранее деле № А27-18479/2016 о банкротстве общества «Банк развития бизнеса» Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в части приобретения Банком заведомо порочного векселя. Суд учел аффилированность участника Банка и векселедателя и указал, что судам следовало исходить из презумпции осведомленности Банка в лице его менеджмента о заведомой порочности приобретаемого Банком векселя, не обладающего какой-либо реальной стоимостью.

    При этом суд указал на необходимость исследовать доказательства, свидетельствующие о наличии вины соответчиков (участников Банка, председателя, заместителя председателя и членов правления Банка, членов совета директоров, главного бухгалтера, председателя и секретаря кредитного комитета, начальников юридического отдела и отдела экономического анализа и мониторинга рисков): «Составление Банком перед совершением сделки купли-продажи векселя кредитного досье, исходя из того, что оно составлено при участии самих ответчиков, то есть может представлять собой имитацию внешней безупречности сделки заинтересованными в этом лицами, не может оправдывать их действия по приобретению заведомо отсутствующего актива за реальные денежные средства. Факт принятия советом директоров решения о приобретении векселя общества «Эльдорадо сервис» также не может санировать действия менеджеров Банка при презумпции их осведомленности о ничтожности вексельного обязательства»10.

    Право на иск

    Требовать привлечения к субсидиарной ответственности или к ответственности в форме возмещения убытков вправе конкурсный управляющий (п. 7 ст. 189.23 Закона о банкротстве). Заявление подается им по собственной инициативе либо во исполнение решения собрания кредиторов или комитета кредиторов. Таким образом, отдельный кредитор не вправе требовать привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности: «Кредиторы наделены правом обращаться с заявлением о привлечении контролирующего органа к субсидиарной ответственности в случае, когда конкурсный управляющий не исполняет обязанность, возложенную на него п. 7 ст. 189.23 и п. 5 ст. 189.78 Закона о банкротстве»11.

    Странно, но из этих норм Арбитражный суд Западно-Сибирского округа делает вывод о том, что участники (учредители) кредитной организации не обладают правом на подачу заявления о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к ответственности в форме возмещения убытков12.

    Такой вывод представляется неверным, поскольку право на такой иск в интересах юридического лица предоставлено участникам п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ и иначе, как в деле о банкротстве, рассматриваться не должен, согласно ст. 61.14 Закона о банкротстве.

    Резюме

    Привлечение к субсидиарной ответственности – это экстраординарный способ защиты прав кредиторов и растущее применение этого института вызывает обеспокоенность за судьбу предпринимательства в нашей стране. Поэтому в заключение хочется привести цитату из недавнего Постановления Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 года № 39-П: «Вместе с тем для обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов следует использовать только строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры, отвечающие требованиям адекватности, необходимости и правовой определенности, а устанавливаемое законодателем правовое регулирование — с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации — должно содержать формально определенные, четкие, не допускающие расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения нормы»13.


    2. См. п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 года № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».
    3. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2019 года № Ф04-1603/19 по делу № А27-18479/2016.
    4. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2015 года № 09АП-24715/15.
    5. Пункт 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 года № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».
    6. Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2016 года № 305-ЭС14-3834.
    7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 марта 2008 года № 14616/07.
    8. Данная правовая позиция закреплена в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 года № 13-П и от 7 апреля 2015 года № 7-П.
    9. Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
    10. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2019 года № Ф04-1603/19 по делу № А27-18479/2016.
    11. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2019 года № Ф05-1592/16 по делу № А40-151915/2015 (отказано в пересмотре Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 18.09.2019 № 305-ЭС16-7178(12)).
    12. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2019 года № Ф04-293/19 по делу N А70-1842/2018.
    13. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 года. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева».

    На правовое регулирование банкротства кредитных организаций направлено специальное законодательство. К такому законодательству необходимо отнести, в первую очередь, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., от 19 и 19 декабря 2006г.). Особенностям применения Закона о несостоятельности в отношении кредитных организаций посвящено информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. № 74.

    Как отмечают эксперты, основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника — кредитной организации.

    Согласно п.1 ст.2 указанного Закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание:

    — по денежным обязательствам — требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда;

    — по уплате обязательных платежей — требования, подтвержденные решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

    При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

    В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если:

    — требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимального размера оплаты труда и они не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;

    — стоимость имущества (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ).

    На практике, использование данных законодательных положений приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска. Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника.

    Огромное значение на практике имеют следующие процедуры банкротства в отношении кредитных организаций. Как уже отмечалось, полномочные органы в структуре Банка России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, а также требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации.

    Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.) (далее — Закон о несостоятельности) и Инструкцией ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

    Согласно этим документам Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 Закона о несостоятельности. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:

    — не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

    — не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

    — допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

    — нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

    — нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

    — допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации.

    При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения данного требования руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации (п. 1 и 2 ст. 12).

    Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (п. 3 ст. 12). Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве), обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (п. 4 ст. 12).

    Банк России вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:

    — оценку финансового состояния кредитной организации;

    — указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

    — меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

    — меры по получению дополнительных доходов;

    — меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

    — меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

    — срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

    Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 13).

    Требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации.

    В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о несостоятельности при возникновении хотя бы одного из оснований, предусмотренных подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации.

    К таким основаниям Федеральный закон относит:

    1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

    2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

    3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

    4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

    5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

    При наличии одного из указанных оснований назначается временная администрация. Последняя организует свою деятельность в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) и Положением ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».

    Требование о реорганизации не направляется при установлении хотя бы одного основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ч.2 ст.20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». При наличии данных основания Банк России обязан отозвать лицензию у кредитной организации.

    Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий по реорганизации в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России.

    При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

    После подачи кредиторами иска, по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений (ст.182 Закона):

    — о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

    — об отказе в признании кредитной организации банкротом.

    Если арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, конкурсное производство проводится в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Конкурсный управляющий в течение десяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ст.182 Закона).

    Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. №74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2003 г. — №10.

    Пулова Л.В. Банкротство кредитных организаций. Новые изменения в Федеральном законе // Право и экономика. — 2005. — №4.

    Сергеев В. Отзыв лицензии не равно банкротство // эж-ЮРИСТ». — №9. — март 2003 г.

    Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 21 декабря 2005г. — №68.

    Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» // Вестник Банка России. — 15 декабря 2005г. — №67.